Извлечение полезных ископаемых из техногенного сырья

Извлечение полезных ископаемых из техногенного сырья thumbnail


Отходы горного производства являются уникальным источником многих ценных редких металлов. Эксплуатация техногенных месторождений позволит поддерживать требуемый уровень производства металлов даже при значительном снижении объемов добычи металлических руд. Основная проблема промышленной добычи техногенных полезных ископаемых в России в настоящее время заключается в отсутствии эффективной нормативно-правовой базы и полного достоверного реестра техногенных месторождений.

Вержанский Александр Петрович генеральный директор НП «Горнопромышленники России», горный инженер, доктор технических наук, профессор. Имеет более 70 публикаций, посвященных горным машинам и технологии горного машиностроения, 4 патента РФ на изобретения.

14 марта 2016 года состоялось совместное заседание Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России» по вопросу «Развитие промышленной переработки техногенного сырья в России». В заседании приняли участие депутаты Госдумы России и члены Высшего горного совета, руководящие работники федеральных министерств и ведомств, промышленники и предприниматели, руководители предприятий горного машиностроения, академики РАН и представители корпоративных научных учреждений. Участники заседания отметили, что дальнейшее развитие самой горной промышленности невозможно без своевременного воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ). Эта проблема актуальна для многих стран мира. При возрастающей потребности общества в сырье для металлургии и других перерабатывающих отраслей возрастает потребность в количестве, а главное, в качестве минерального сырья. В то же время наиболее богатые месторождения во многом исчерпаны, снижается качество руд, ухудшаются условия их эксплуатации. Часто разработки ведутся на глубинах 1 км и более.

Извлечение полезных ископаемых из техногенного сырья

Господство на сырьевом рынке фактически становится «жесткой силой», которая может быть использована в качестве рычага для экономического и политического нажима. Неслучайно ведущие экономики мира всё чаще рассматривают доступность к минеральному сырью в качестве критически важного фактора экономического роста. Пример этому — доминирование Китая на рынках редкоземельных элементов (РЗЭ), которые являются основой для инновационной гражданской и военной техники. При потреблении редких земель в конечных продуктах в России приблизительно в 2–3 тыс. тонн в год, примерно 95% потребностей российской промышленности удовлетворяется за счет импорта концентратов РЗЭ из Китая.
Отмечающийся в последние годы в мире и в России рост добычи энергоносителей, а также некоторых металлических и нерудных полезных ископаемых обостряет проблему прироста запасов, особенно по ряду ценных редких и цветных металлов. В Российской Федерации, помимо недостаточного объема геологоразведочных работ, низкая обеспеченность горной промышленности минеральным сырьем во многом зависит от неблагоприятных экономико-географических условий разработки месторождений полезных ископаемых. Возросшие расходы на электроэнергию, а также на транспортировку минерального сырья делают их нерентабельными. Поэтому и в мире, и в России всё более актуальной становится проблема ввода в эксплуатацию техногенных месторождений, тем более, что по некоторым видам полезных ископаемых (марганец, бокситы, редкоземельные металлы и др.) отечественная экономика находится в сырьевой зависимости от импорта.
Самые прогрессивные технологии добычи и переработки минерального сырья в среднем по миру позволяют использовать не более 3% горной массы, извлеченной из недр, остальная идет в отходы. Только при обогащении комплексных руд теряется до 50% цветных металлов, а получению 1 тонны цветных металлов сопутствуют 1–3 тыс. тонн вмещающих и вскрышных пород и до 100 тонн хвостов обогащения. Отечественные горные предприятия ежегодно складируют на поверхности около 5 млрд тонн вскрышных и отвальных пород и примерно 700 млн тонн поставляют в отвалы обогатительные фабрики. В настоящее время в Российской Федерации накоплено около 80 млрд тонн отходов, в том числе более 2 млрд тонн золы ТЭС, ТЭЦ, ГРЭС, шлаков черной и цветной металлургии.

Извлечение полезных ископаемых из техногенного сырья

В Европе проблеме переработки отходов уделяется большое внимание. Например, в 1990 году европейскими производителями электро-энергии была основана Европейская Ассоциация продуктов сжигания угля (ЕСОВА). Члены ЕСОВА рассматривают угольную золу, произведенную на угольных электростанциях, как ценное сырье и строительный материал, которые могут использоваться совместимым с окружающей средой способом. В России же ежегодно сжигается 250 млн тонн угля, вследствие чего наша страна находится на третьем месте в мире по производству золы (более 30 млн тонн в год). Под хранение золы шлаковых отходов ТЭС в России отчуждено более 20 тыс. кв. км земельных участков, на которых хранится 1,3–1,5 млрд тонн шлаков. Наибольшие объемы отходов сосредоточены в Уральском федеральном округе (на долю Свердловской области приходится до 30% отходов в РФ), районе Курской магнитной аномалии, Тульской и Рязанской областях. Отходы горного производства являются уникальным источником многих ценных редких металлов. Основной источник получения германия — зола ТЭЦ; рения — пыль обжига молибденовых концентратов; селена и теллура — отходы переработки сульфидных медных руд; кадмия, таллия, индия — полиметаллических руд; галлия — отходы переработки бокситов и нефелинов. Кроме того, из техногенных месторождений можно получать методом выщелачивания цветные металлы, в том числе извлекать из отвалов до 30% меди. Необходимость разработки техногенных месторождений объясняется и экологическими аспектами. В отходах минерального сырья накапливается значительное количество токсичных и потенциально опасных элементов, таких как ртуть, мышьяк, бериллий, марганец, хром, кадмий, таллий и др. Примеры вовлечения отходов в промышленный оборот немногочисленны. Осуществляется доизвлечение ценных компонентов из отходов обогащения хибинских апатитовых месторождений в Мурманской области (апатитовый и бадделеитовый концентраты) и лежалых хвостов Джидинского ГОКа в Бурятии (минералы вольфрама). В Северо-Западном федеральном округе реализован проект вовлечения в комплексную переработку лежалых отвалов гранитного сырья с получением высококачественного товарного щебня — сырья для строительной промышленности. На Дальнем Востоке разработаны проекты доизвлечения россыпного золота из песчаных отвалов с получением концентрата, содержащего до 95% золота. Скальные породы вскрыши используются для получения строительного щебня, при производстве бетона, для рекультивации хвостохранилищ или карьеров; пески — в производстве силикатного кирпича, в строительных работах и литейном производстве; мел — в производстве извести, цемента, удобрений, красок, как сырье для химической, бумажной, пищевой и парфюмерной промышленности. Помимо этого отходы обогащения используются для производства силикатного кирпича, керамической плитки, черепицы, бетона и других строительных материалов. В то же время в России есть примеры успешной работы ряда научно-производственных объединений, осуществляющих не только разработку, изготовление, внедрение и сервис своего оборудования, но и трансферт собственных инновационных технологий за рубеж. Убедительным примером такой деятельности является НПО «РИВС» из Санкт-Петербурга. Компания не только продает свое оборудование в 15 стран мира, но и внедряет за рубежом более 50 собственных запатентованных технологий обогащения. НПО «РИВС» инвестирует значительные средства в собственные научно-технические центры, как в России, так и в других странах мира. Этот стратегический подход реализован на одном из крупнейших в мире ГОКов — совместной монголо-российской компании «Эрдэнэт». В настоящее время разработаны технологии извлечения из минерального сырья и отходов многих ценных металлов, прошедшие лабораторные и полупромышленные испытания. Но в целом, комплексная оценка попутных полезных компонентов, содержащихся в основных полезных ископаемых, проводится недостаточно, а накапливаемые отходы добычи минерального сырья используются в малых объемах. В первую очередь необходимо создать государственный реестр техногенных образований, используемых для целей недропользования, как систематизированный свод документированных сведений о собственниках отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, о составе и планируемом использовании техногенных образований. Одной из причин малого вовлечения техногенного сырья в переработку являются высокие затраты на извлечение металлов, сопоставимые с затратами на добычу традиционных полезных ископаемых и даже превышающие их. К числу факторов, увеличивающих затраты на разработку техногенных месторождений и определяющих отсутствие заинтересованности потенциальных инвесторов в их разработке, относятся:
— более низкое качество техногенного сырья по сравнению с природными месторождениями;
— сложность и высокая стоимость извлечения твердых компонентов, обусловленные физико-химическими свойствами сырья;
— невостребованность определенных видов сырья при наличии существенных объемов;
— экологические риски. Среди факторов, способствующих снижению затрат на освоение техногенных месторождений, следует отметить:  расположение отвалов и отходов в районах с развитой промышленной и транспортной инфраструктурой;
— размещение техногенных месторождений не в недрах, а преимущественно на земной поверхности;
— раздробленное состояние горной массы;
— развитие новых технологий добычи и переработки минерального сырья;
— рост цен на товарную продукцию;
— наличие горнодобывающих и перерабатывающих мощностей. С точки зрения правового регулирования, основной проблемой для вовлечения в разработку техногенных запасов является приравнивание их разработки к пользованию недрами, со всеми процедурами, предусмотренными Законом РФ «О недрах» и связанными с постановкой запасов на государственный баланс запасов полезных ископаемых: утверждение нормативов потерь, получение горного отвода, лицензий на маркшейдерские работы, составление ежегодных планов горных работ и т. д.
В ряде случаев распространение на отвалы и отходы горнодобывающей промышленности норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления» противоречит решению задач комплексной их переработки. Так, отнесение всей горной массы отвалов к отходам влечет за собой необходимость внесения платы за обращение с отходами, однако сама горная масса в дальнейшем может вовлекаться в хозяйственную деятельность, и, таким образом, пользователь недр обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении не отходов, а общераспространенных полезных ископаемых, при том, что переход права собственности из государственной в частную имеет место только в отношении основного полезного ископаемого. Нечеткость формулировок Налогового кодекса Российской Федерации в данной ситуации может привести к налогообложению уже использованных вскрышных пород.
При условии полного вовлечения в хозяйственный оборот полезных компонентов техногенного сырья увеличение объемов производимой в Российской Федерации промышленной продукции могло бы составить около 10 трлн руб. Что это даст бюджету? За весь период разработки данной категории техногенных запасов необходимо будет внести в бюджет в виде налогов около 300 млрд руб., или около 20 млрд руб. в год. Указанная годовая величина налогов сопоставима с суммой налогов, поступающих от всего сектора добычи цветных металлов.
Существенный экономический потенциал сосредоточен во вскрышных и вмещающих породах. Помимо содержащихся в них полезных компонентов указанные породы представляют собой самостоятельную группу сырья, используемого в строительной промышленности. В отраслях по добыче твердых полезных ископаемых накоплены десятки миллиардов тонн отходов, и учитывая, что для производства строительных материалов пригодны до 70% отходов, их вовлечение в разработку, по приблизительным оценкам, позволит увеличить стоимость производимой промышленной продукции на сумму порядка 6 трлн руб. В действующих условиях налогообложения этому будет сопутствовать уплата налогов в сумме более 200 млрд руб. При вовлечении в хозяйственный оборот отходов промышленности нерудных строительных материалов, оцениваемых в 2012 году в 263 млн тонн, налоги составят около 1 млрд руб.
Значительные запасы цветных, драгоценных и редких металлов содержатся в альтернативных источниках минерального сырья. Так, по экспертной оценке, только в высокомолекулярном сырье Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения содержание указанных металлов составляет до 12 кг/т. При прогнозных оценках геологических запасов сырья в этом месторождении в 2,59 млрд тонн стоимость металлов за весь период разработки соответствующих запасов может составить приблизительно 5 трлн руб., или 20% по отношению к стоимости добытых углеводородов. Налоги при этом могут достигнуть 200 млрд руб. Таким образом, техногенные запасы могут дать ежегодный прирост ВВП порядка 2 трлн руб.
Извлечение полезных ископаемых из техногенного сырья

В действующей системе налогообложения добывающих отраслей налоговые послабления и стимулы для рационального использования отходов добычи и переработки существуют только в механизме налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Сдерживающим фактором для развития этого направления производственной деятельности является необходимость уплаты налогов в таком же порядке, как и при добыче полезных ископаемых из природных высокоэффективных запасов минерального сырья.
Острота и значимость проблемы изучения, освоения и комплексного использования ресурсного потенциала техногенных месторождений в интересах экономического развития России требуют незамедлительного принятия мер для преодоления отставания законодательной базы от потребностей страны. Если сейчас не изменить сложившуюся ситуацию, то в будущем это может привести к серьезным последствиям для геополитических интересов России и ее национальной безопасности. Для создания мотиваций разработки техногенного сырья необходима государственная координация всех российских участников процесса освоения техногенных месторождений, как со стороны федеральных и региональных органов власти, так и со стороны горного бизнеса и науки. Однако в настоящее время наблюдается крайняя инертность, разобщенность действий таких организаций, отсутствие централизованного подхода к проблеме на уровне государства.
Извлечение полезных ископаемых из техногенного сырья

По итогам заседания Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Высшим горным советом НП «Горнопромышленники России» выработаны рекомендации Правительству Российской Федерации, которыми предлагается ускорить подготовку и внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств», направленный на совершенствование правового регулирования в сфере использования техногенных образований.

Извлечение полезных ископаемых из техногенного сырья

На правительственном уровне необходимо принять меры к реализации централизованного государственного подхода к освоению техногенных месторождений. Для этого Правительству страны рекомендовано с целью координации действий по комплексному освоению и вовлечению в хозяйственный оборот минерально-сырьевых ресурсов техногенных месторождений образовать межведомственную рабочую группу с участием представителей Комитета Госдумы России по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Высшего горного совета для решения следующих задач:
— оценка резервов и перспектив расширения минерально-сырьевой базы России за счет вовлечения в хозяйственный оборот техногенных месторождений;
— мониторинг многофакторного влияния на окружающую среду (экологическое загрязнение, отчуждение земель, необходимость восстановления ландшафтов, очистка загрязненных вод и предотвращение загрязнения воздушной среды);
— изучение технологических особенностей отработки техногенных месторождений;
— комплексная оценка целесообразности и эффективности вовлечения конкретных техногенных месторождений в минерально-сырьевую базу страны;
— составление кадастра техногенных месторождений по основным горнодобывающим регионам и разработка обязательных параметров их оценки и учета;
— картирование и доразведка первоочередных техногенных месторождений с выделением объемов и полезных компонентов;
— создание новейших отечественных промышленных технологий и оборудования для комплексного извлечения полезных компонентов из техногенного сырья;
— подготовка законодательной и нормативной базы, определяющей основу для стимулирования освоения техногенных месторождений;
— обеспечение согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти и организаций в области комплексного освоения техногенных месторождений.
Конечным итогом деятельности межведомственной рабочей группы должен стать проект Федеральной программы освоения минеральных ресурсов техногенных месторождений.

Источник

От редакции бюллетеня «Золотодобыча». Приведенный ниже доклад Николая Борисовича Карпенко был сделан 15 июля 2010 года на конференции по техногенным россыпям в Магадане. За прошедший год Госдума рассмотрела и отклонила законопроект по техногенным россыпям. Однако в марте 2011 года Рабочая комиссия комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии пришла к выводу о необходимости вернуться к обсуждению этого вопроса. Соответственно доклад Н.Б.Карпенко, остается по-прежнему актуальным.
————————

Магаданская область — крупный экономический регион на Северо-востоке России, инфраструктура которого создавалась для решения важной государственной задачи — пополнения валютных резервов страны за счет добычи золота. За период с 1928 по 2009 годы из недр Магаданской области извлечено около 3 тыс. т золота, более 7 тыс.т серебра, 72,2 тыс.т олова, 744 т кобальта, 82,2 млн т каменного угля. Кроме этого велась добыча строительных материалов.

В настоящее время около 10,6 тонн золота (67% от общего объема) на территории Магаданской области добывается из россыпных месторождений. Их сырьевая база вследствие длительной эксплуатации значительно истощена. Ежегодно продолжает сокращаться количество малых предприятий занимающихся добычей золота из россыпных месторождений. Потеря одного рабочего места в горнодобывающей отрасли влечет за собой потерю нескольких обслуживающих его рабочих мест, поэтому сохранение уровня золотодобычи из россыпных месторождений имеет превалирующее социальное значение. Кроме этого, разработка россыпных месторождений золота позволяет поддерживать инфраструктуру территории, которая способствует и будет способствовать развитию других отраслей промышленности региона.

В настоящее время около 70% всех россыпных месторождений области относится к техногенным месторождениям.

В соответствии с Методическими рекомендациями по применению классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (россыпные месторождения), утвержденными распоряжением МПР России от 5 июня 2007 г. № 37-р, к техногенным россыпям относятся отвалы вскрышных работ (отвалы торфов), гале-эфельные отвалы, накопления илов бывших илоотстойников. По распределению полезных компонентов и их содержаний техногенные россыпи резко отличаются от первоначальных природных россыпей. Россыпи отвалов вскрышных работ формируются за счет непромышленных концентраций полезных минералов, содержащихся во вскрышных породах, и маломощных висячих пластов, селективная отработка которых была нерентабельной. Россыпи гале-эфельных отвалов формируются за счет неполноты извлечения минералов из добытых песков вследствие несовершенства применявшихся технических средств обогащения, несоответствия схем промывки технологическим свойствам песков и также нарушений технологических процессов.

К техногенным россыпям также могут относиться хвосты обогатительных фабрик, перерабатывающих коренные руды.

Изучение опыта отработки россыпных месторождений золота, как российского, так и зарубежного, показывает, что создаваемые в процессе их первичной переработки техногенные россыпи затем многократно перерабатываются. Так, на территории Магаданской области в бассейнах pp. Хатыннах, Малый и Большой Ат-Юрях, Оротукан, Берелех, где золотодобыча ведется с 30–40 годов прошлого столетия, некоторые техногенные россыпи перерабатывались более трех раз.

Каждая последующая переработка (если она не была связана с применением принципиально новых технологий) приводила к дальнейшим потерям трудно извлекаемого золота и создавала «новые» техногенные россыпи, кратно ухудшая технологические возможности дальнейшего извлечения полезных компонентов.

В итоге в россыпедобывающих провинциях России (Урал, Забайкалье, Ленский приисковый район, Приамурье, Магаданская область, Чукотка) сформированы огромные ресурсы техногенных россыпей, образованные в результате многолетних отработок россыпных месторождений, которые практически все содержат золото. На территории Магаданской области за 80-летнюю историю эксплуатации россыпных месторождений погашено около 90% разведанных запасов россыпного золота и образовано более полутора миллиардов кубических метров отходов горнодобывающего производства, пригодных к сплошной отработке.

Таким образом, россыпная золотодобыча на Колыме, несмотря на длительную историю, имеет весьма весомый резерв ресурсов в виде техногенных россыпей с прогнозными ресурсами более 500 тонн золота, в том числе около половины — с параметрами, позволяющими осваивать их с нормальным уровнем рентабельности. При сегодняшних объемах вовлечения техногенных россыпей в разработку (8–10 тонн в год по золоту) существующий резерв техногенных россыпей обеспечит горнодобывающие предприятия региона еще на не один десяток лет.

Существующая в Российской Федерации нормативно-правовая база позволяет разрабатывать техногенные месторождения золота, однако в ее основе лежат принципы освоения крупных месторождений: многостадийная разведка; разработка ТЭО временных и постоянных кондиций; утверждение запасов в ГКЗ или ТКЗ; согласование проектов во многих инстанциях, утверждение технологических потерь. Для оставшейся на сегодняшний день сырьевой базы россыпного золота такая регламентация является труднопреодолимым препятствием.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются недропользователи при освоении техногенных месторождений Магаданской области, обусловлены рядом факторов:

– Длительной процедурой лицензирования. Лицензия на пользование недрами с целью освоения техногенных месторождений выдается на общих основаниях с длительной процедурой согласования в различных федеральных структурах.

– Отсутствием законодательной и нормативной базы, связанной с использованием техногенных месторождений в виде самостоятельного ресурсного образования, т.е. нормативные требования к технологическому процессу освоения техногенных месторождений идентичны, как и при освоении незатронутых эксплуатацией месторождений.

– Отсутствием налоговых преференций для субъектов предпринимательской деятельности, активно вовлекающих в технологический процесс техногенные месторождения.

Необходимость повышения эффективности отработки техногенных россыпей стала основанием для разработки администрацией Магаданской области проекта Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», который был направлен в мае текущего года в Магаданскую областную Думу.

Данным законопроектом предлагается:

1. Предоставлять в пользование техногенные россыпи без проведения конкурсов и аукционов на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр. В состав комиссии предлагается включать представителей органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.

Действующая в настоящее время система лицензирования, замкнутая на федеральный центр, не позволяет оперативно решать вопросы обеспечения горнодобывающих предприятий сырьевой базой и делает все менее привлекательной добычу золота из техногенных образований. Кроме того, система лицензирования не учитывает, что большинство техногенных россыпей находится в пределах производственной деятельности стабильно работающих горнодобывающих предприятий и в непосредственной близости от их основной произ­водственной базы с наличием необходимой инфраструктуры (грунтовых дорог, ЛЭП, ремонтной базы, хозяйственно-бытового комплекса). Многие из этих предприятий обеспечены техникой, кадрами, но недостаточно обеспечены минерально-сырьевой базой. В связи с этим, при предлагаемом проектом распределении техногенных месторождений для отработки, целесообразно предоставлять ранее отработанные участки недр в пользование предприятиям, осуществляющим свою деятельность в непосредственной близости от этих участков в случае их заинтересованности. Это повысит и рентабельность отработки место­рождений и, следовательно, увеличит поступления в бюджет.

2. Проектом предлагается разрешить недропользователю осуществлять добычу полезных ископаемых из техногенных россыпей в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией, без проведения геологоразведочных работ и исключить из основных требований к рациональному использованию и охране недр проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых по отношению к техногенным россыпям, представляющим собой вторичный комплекс переработки сырья.

В настоящее время право освоения техногенных россыпей предоставляется преимущественно на аукционной основе. В основном, это совмещенные лицензии на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи, предусматривающие проведение на первом этапе полного комплекса поисковых и оценочных работ на месторождении. То есть, в соответствии с действующими нормативными документами, недропользователь обязан составить полный комплект проектной документации, провести геологоразведочные работы, составить отчет о проведенных геологоразведочных работах, утвердить разведанные запасы в ГКЗ (ТКЗ), разработать технический проект разработки месторождения и только после этого приступить непосредственно к освоению техногенного месторождения. С нашей точки зрения проведение этих видов работ в пределах уже ранее открытых и отработанных месторождений нецелесообразно. Упразднение поисково-оценочных работ в отношении техногенного комплекса приведет к снижению количества государственных платных экспертиз, сохранит финансовые средства предприятий, сократит затраты времени от получения лицензии до ввода в эксплуатацию месторождения.

Большая часть россыпных месторождений, в соответствии с Классификацией запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, относится по сложности геологического строения к IV группе, на которых запасы полезного ископаемого выявляются по категории С2, а их разведка до промышленной категории С1, как правило, совмещается с отработкой месторождения. В связи с этим предлагается на федеральном уровне разработать примерный состав проектной и отчетной документации для производства добычных работ на техногенных месторождениях по упрощенной схеме.

Внесение предлагаемых изменений в закон «О недрах»  повлечет за собой необходимость пересмотра регламентирующих методических и нормативных материалов и документов по методике и технологии освоения техногенных месторождений.

Другая проблема — длительная процедура утверждения перечней лицензирования, которая достигает нескольких месяцев.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ «О недрах» организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр (Роснедра) и его территориальные органы (Магаданнедра). Однако, приказом МПР РФ от 22 мая 2006 г. № 120 «Об утверждении временных методических рекомендаций о порядке формирования перечней объектов, предлагаемых для предоставления в пользование» на территориальные органы управления государственным фондом недра возложены функции только по формированию перечней.

Другой приказ Роснедра — от 15 ноября 2004 г. № 393 распределяет полномочия между федеральным агентством по недропользованию и его территориаль­ными органами в области лицензирования пользования недрами. В частности, территориальные органы Роснедр могут решать вопросы лицензирования пользования недрами по месторождениям россыпного золота с запасами до 1 т и ресурсами до 2 т; по месторождениям коренного золота — с запасами до 10 т и ресурсами до 20 т; по месторождениям серебра — с запасами до 1000 т и ресурсами до 2000 т.

Для решения этой проблемы необходимо пересмотреть положения приказа №120 и передать полномочия по утверждению перечней объектов, предлагаемых для предоставления в пользование с запасами и ресурсами, определенными приказом Роснедра от 15 ноября 2004 г. №393, территориальным органам управления государственным фондом недр.

Для создания благоприятных условий для предприятий, отрабатывающих россыпные месторождения, в том числе техногенные, губернатор Магаданской области обратился в августе 2009 г. в Магаданскую областную Думу с предложением выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях экономической и социальной поддержки субъектов добычи золота из россыпных месторождений». Проектом данного федерального закона предусмотрено ввести льготное налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых и предусмотреть налогообложение по ставке 0% при добыче концентратов и других полупродуктов,  содержащих драгоценные металлы,  получаемые при разработке техногенных россыпей и золота из россыпных месторождений, расположенных в отдаленных, труднодоступных районах с отсутствием инфраструктуры и удаленных от дорог с твердым покрытием более чем на 200 км. В данном случае, для целей льготного налогообложения, к техногенным россыпям относятся россыпные месторождения, состоящие из отработанных в прошлые годы запасов и отдельных целиковых участков, оценку которых в нынешних условиях проводить нецелесообразно.

Эффективная отработка техногенных месторождений в настоящее время невозможна без внедрения новой техники и технологий. В этом направлении необходимо обеспечить содействие недропользователям к внедрению инноваций, обеспечив их налоговыми льготами, особенно для малого и среднего бизнеса.

Еще одна проблема, на которой бы хотелось остановиться, это водные отношения. Сложившаяся за 2007–2009 г. практика заключения договоров водопользования с предприятиями горнодобывающей промышленности (70–80% водополь­зователей из общего количества) показала, что с переходом на гражданско-правовые отношения в системе управления водными ресурсами резко возрос объем представляемой документации на право пользования природным ресурсом.

Кроме этого требуется инициировать рассмотрение вопроса о внесении изменений в п. 3 ст. 18 Водного Кодекса и в постановление Правительства от 14 декабря 2006 г. № 764 «Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» — в части возможности урегулирования вопросов сверхлимитного водопотребления путем заключения дополнительного соглашения при увеличении объемов забора воды.

В настоящее время, согласно пункту 3 статьи 18 Водного Кодекса (ответственность сторон договора водопользования), водопользователь обязан уплатить штраф в пятикратном размере за превышение объема забора воды, установленного в договоре. Перерасчет размера платы возможно производить только при уменьшении объема забора воды, увеличение забора воды возможно только при увеличении количества произведенной энергии.

В реальности на горнодобывающем производстве невозможно с «точностью до миллилитра» рассчитать нужное количество воды из-за характера производства работ, изменчивости горно-геологических параметров месторождения (среднее содержание, мощность торфов, песков и т. п.).

На наш взгляд, штрафные санкции к Водопользователям должны применяться в случаях, когда субъекты хозяйственной деятельности нарушают водное и природоохранное законодательство, явно демонстрируя свой правовой нигилизм, а не те недропользователи, которые превышают свои годовые планы по добыче и готовы по факту внести плату за пользование водным объектом.

Отдельная проблема — индивидуальное предпринимательство в золотодобыче. Индивидуальные предприниматели не могут вести добычу драгоценных металлов, так как она запрещена действующим законодательством. Легализация допуска физических лиц к отработке техногенных месторождений будет иметь большое значение, так как сферой их деятельности являются отвалы, отходы и другие объекты непромышленной добычи.

Проектом, разработанным администрацией Магаданской области, предлагается выделить участки недр в пользование физическим лицам из нераспределенного фонда с четкими пространственными границами и не представляющие в качественном и количественном отношении интереса для промышленной эксплуатации, неоднократно вовлекавшиеся в отработку.

Порядок и критерии отнесения участков недр к объектам недропользования физическими лицами предлагается устанавливать федеральному органу управления фондом недр по согласованию с субъектом Российской Федерации.

Считаем, что порядок организации добычи и реализации физическими лицами драгоценных металлов должен устанавливать субъект Российской Федерации, исходя из своего социально-экономического положения.

Принятие данного законопроекта позволит:

– создавать новые рабочие места для населения, неохваченного общественно полезным трудом;

– дополнительно извлекать из техногенных месторождений полезные ис­копаемые;

– получать дополнительную геологическую информацию без привлечения бюджетных финансовых средств;

– создать реальные возможности для развития малого бизнеса и снижения оттока населения из регионов.

Решение всех вышеперечисленных проблем послужит дальнейшему развитию золотодобычи территории. И я думаю, что конференция внесет свой вклад в решение проблем освоения техногенного комплекса месторождений золота.

-0+1

Просмотров статьи: 13465, комментариев: 3       

  • Содержание сайта
  • Комментарии
  • Главная страница

Источник