Известняк как полезное ископаемое 3 класс

Известняк как полезное ископаемое 3 класс thumbnail
  • Доклады и сообщения
  • География
  • Известняк полезное ископаемое

Известняк выдает собой горную породу, осадочную. Чаще всего, он происходит путём органических соединений. В состав известняк входит такие химические понятия как карбонат кальция, он представлен в виде особых кристаллов.

Классификация:

В состав карбоната входит карбонат кальция, как было сказано выше. Этот карбонат способен растворяться в воде с образованием карста. Кроме растворения, ему присуще разложение на гидроксид и углекислый газ.

Несколько видов известняка:

  • Животные, проживающие в морях способны участвовать в образовании известняка. Но безусловно, не все могут заниматься таким делом, а только беспозвоночные. Такой вид известняка принято называть мшанковым.
  • Известняк способен в процессе метаморфоза обращаться в мрамор. Таким образом, он может делиться на тонкослоистый и массивнослоистый.
  • Нуммулитовый. Он состоит из уже раннее вымерших организмов, которые содержит одну клетку – нуммулиты.

Месторождения:

Как уже было сказано выше, известняк образуется с помощью других живых организмов. В свою очередь, эти организмы обитают в морях или других водных районах. Таким образом, место добычи известняков ясен, – как правило, это моря или океаны. Основное место добывания известняка – Альпы. Там замечено самое большое количество. В нашей стране находится также достаточное количество различных известняковых пород. Добывают эту горную породу с помощью карьера. Первый слой грунта снимают и образовывают тот самый карьер. В нем происходит отделение известняка от других пород.

Для чего нужен известняк?

Как правило, известняк используется для создаст цемента. Он является основным компонентом этой примеси. При создании соды, бумаги и соли, этот компонент также принимает участие. Если необходимо создать фундамент, то известняк тоже подойдёт, как главный материал.

Известняк – полезное ископаемое доклад

Люди с давних времен, много лет тому назад, стали использовать известняк в виде главного строительного материала, но о составе и о его глобальном происхождении даже и не догадывались. Их в то время это мало интересовала. А строение этого полезного и нужного природного ископаемого, узнали только ученые археологи, и только тогда когда у них появился микроскоп. Этой породе свойственны были многие разновидности цветов, такие например как серый, черный, розовый, а чаще всего, это был белый цвет. Важно знать, что белый цвет этого ископаемого использовался, намного чаще, в разных отраслях промышленности, чем все остальные цвета.

Место образование известковой породы

Начало свое известняк взял миллионы лет назад из глубин океанов, начал формироваться из мельчайших микроорганизмов, которые проживали огромными колонами на дне океана. Раковины и скелеты их, годами прессовались в одно целое, под влиянием атмосферного давления и определенной температуры окружающей среды. Спустя время океаны начинали постепенно, убывать, и отходить, а залежи известняка появлялись на самой поверхности земли. И в результате этого люди начали добывать этот природный ископаемый без особого труда, так как не нужно было погружаться подземные шахты. А можно было добывать и раскапывать на карьере. Для этого понадобились специальные машины и обученные люди, не обходилось это археологическое открытие без присутствия ученых.

Свойства известняка

Белый известковый камень издавна использовали, и по сей, день применяют для строительства помещений. Так как этот камень обдает неплохой проходимостью воздуха, и благодаря этому помещение не будет сырым и о появлении плесени можно позабыть. Важно отметить, что в таком доме будет очень тепло и уютно, он обладает накопительным свойством тепла, не выпуская его из дома.

Белый камень легко поддается деформации, и таким образом ему легко придать нужную форму. Ученики знают это ископаемое и применяют на практике в виде обычного мела для доски.

Никто даже представить себе не мог, что мрамор тоже является разновидностью известняка, только он создан под очень большим давлением воды. Из мрамора чаще всего встречаются созданные скульпторами красивые скульптуры, а также изготавливают плитку, делают облицовку строениям, как для внутренних архитектурных работ, так и для наружных.

Несмотря на то, что в современном строительстве стали чаще использовать металл, пластик и железобетон, но это не как не  повлияло на количество добываемого и применяемого известняка. Так как эта порода практически во всех отраслях необходима, начиная от промышленной отрасли, в металлургии, а также в химической. Так же известняк широко распространен, своими свойствами и используется для очистки питьевой воды.

Можно сказать, что и производство мыла и минеральных удобрений не обошлось без этого полезного ископаемого. Подводя итог этому полезному ископаемому, он просто необходим и не заменим в природе.

Для 3 класса

Известняк полезное ископаемое

Известняк полезное ископаемое

Популярные темы сообщений

  • Боги древнего Египта

    Во все времена люди разных стран, переживая радостные или печальные события, пытались связать их с проявлением похвалы или наказания от кого-то свыше. Жители Египта, имели свои представления о воздаянии за слабости. Они либо чувствовали себя грешниками,

  • Средневековая деревня и ее обитатели

    Во времена средневековья вся земля принадлежала феодалам или сеньорам. Поля и леса, холмы и овраги, реки и озера-всё это было в собственности у европейских феодалов. Примерно к девятому-десятому веку сложились феодальные вотчины и поместья-хозяйства,

  • Законодательство РФ

    Закон -это правовые нормы закрепившиеся в государственности, которые устанавливает законодательство. Законодательство это ответвление политической партия, которая занимается разработкой и принятием законов.

Источник

  • Доклады
  • Окружающий мир
  • Известняк полезное ископаемое

Известняк чаще всего имеет органическое происхождение и относится к осадочным горным породам. Он образуется на морском дне вследствие отмирания различных морских животных, в чьих костях и панцирях очень много кальция. Можно сказать, что там, где располагаются известняковые отложения, раньше было мелководье древнего моря. Преимущественно известняки имеют белый цвет, но могут быть серыми и даже розовыми. Большое влияние на цвет оказывают различные примеси, которые могут содержаться в самой породе.

Основным химическим компонентом известняка является карбонат кальция, который хорошо растворим в воде. Это обычно становится предпосылкой образования карста – вымытых водой пустот в горных породах, сложенных известняками. Кроме того, известняк способен разлагаться с выделением углекислого газа. Этот процесс, происходящий на больших глубинах, способствует появлению насыщенных газом минеральных вод.

Одной из наиболее распространенных разновидностей известняка является мел. Это белый известняк, чье применение не ограничивается возможностью писать на школьной доске. Мел, например, входит в состав различных отделочных материалов. Его также используют при производстве бумаги высокого качества, при изготовлении зубного порошка, в покрытии электродов.

Известняк незаменим в строительстве. Это пористый материал, который способен неплохо сохранять тепло, но при этом свободно пропускает воздух. Поэтому в помещениях, построенных из известняковых плит, не бывает слишком влажно. Немаловажно и то, что, как и все осадочные породы, известняк достаточно мягкий и очень легко поддается обработке.

Широко известно использование известняка в сельском хозяйстве. Из его получают известь, используемую как удобрение. Известь особенно актуальна для нашей страны, где очень большие территории занимают кислые почвы. Ее применение позволяет регулировать кислотность почв, что повышает их плодородие.

В дорожном строительстве из известняковых пород создают насыпи, его также используют при необходимости уплотнить грунт.

В природе месторождения известняка встречаются по всему миру. Например, в Альпах известны целые цепи гор, которые практически полностью сложены из известняковых пород. Как правило, его добывают в открытых карьерах, снимая слой грунта, чтобы достигнуть самой породы. При этом используются тяжелые машины, существует также практика подрыва пластов.

Сообщение 2

Известняк – это осадочная порода, образованная из органических веществ. Однако, следует отметить, что встречается также известняк, основой которого является хомоген. Известняк служит основанием для формирования

Настоящий известняк имеет в своем составе карбонат кальция, который подвержен растворению в воде, что ведет к формированию карста. Второе его свойство – способность разлагаться при воздействии на породу углекислого газа, что чаще всего происходит на большой глубине. Проходящий под воздействием высокой температуры химический процесс  ведет к образованию в подземных камерах уникального газа. который обогащает грунтовые воды до состояния минеральной.

Существует несколько разновидностей известняка.

Мраморовидный известняк разделяют на тонкослоистый и массивно слоистый. В процессе метаморфизма известняковые частицы испытывают эффект перераспределения кристаллизации, который, в свою очередь, ведет к формированию мрамора.

Нуммулитовый известняк состоит из останков вымерших одноклеточных организмов, живших на нашей планете миллионы лет назад.

Мшанковый известняк состоит из останков живых организмов, являющихся беспозвоночными. Эти микроорганизмы были очень мелкого размера и проживали колониями на морях и океанах древней Земли.

Известняк, сформированный в природе, имеет светло-серый оттенок, однако, может встречаться идеально белого или черного цветов.

Известняк служит базовым элементом для формирования горной породы, поэтому можно смело утверждать, что его запасы рассредоточены по всему миру. Добыча известняка не предполагает больших трудностей. Экскаваторами снимается верхний слой грунта и формируется карьер. Извлеченную породу грузят на машины и транспортируют на заводы по переработке этой породы.

Известняк получил широкое распространение в металлургической промышленности в виде флюса, а так же при изготовлении цемента или извести. В строительном деле применяются известняковые блоки и облицовку зданий. Известняковые камни применяются при строительстве дорог и закладке фундаментов.

3 класс. Окружающий мир

Картинка к сообщению Известняк полезное ископаемое

Известняк полезное ископаемое

Популярные сегодня темы

  • Коррозия металлов

    Со времени своего появления человек активно изучал то место, в котором оно обитал, что и привело его к прогрессу, и началу жизни на вершине всего животного мира, таким образом, а именно с по

  • Членистоногие

    Членистоногие—группа животных численностью более 1 млн, включает в себя ракообразных, насекомых, многоножек и паукообразных. Членистоногие обитают в наземно-воздушной среде

  • Профессия Медсестра

    Профессия медсестры была, есть и будет востребована во всевозможных странах в любое время. История подобного рода деятельности берет своё начало ещё в 11 столетии: девушки и женщины помогали

  • Средневековая философия

    Философия Средневековья – это христианская философия, т.е в этот период развития общества, могли подняться те философы, которые думали так как надо было церкви, их взгляды основывались на Бог

  • Творчество Александра Головина

    В начале прошлого века очень известным и оригинальным художником был Александр Головин. Он пытался в своей работе собрать опыт передвижников и оригинальные тенденции в искусстве

  • Пифей

    Примерно в 330 году до н. э. Пифей, малоизвестный греческий купец, отправился в удивительное путешествие. Это была дорога, которое увела его далеко за пределы известных границ Средиземного мо

Источник

Конспект урока

Тема урока: «Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)».

Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их основных свойствах.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Создать условия для усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, для осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых.

Развивающая задача:

  • Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения структурировать информацию; умения составлять схемы, таблицы; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

Воспитательная:

  • Создать условия для осознания причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности, для формирования ценностного отношения к природе.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения.

Возраст учащихся: 3 класс, 9 лет.

Программное обеспечение: курс «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений авторов И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина является составной частью учебно-методического комплекта «Планета знаний». Курс обеспечивается учебником «Окружающий мир. 3 класс» и рабочей тетрадью «Окружающий мир. 3 класс» авторов И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Оборудование:

  1. Карточки на доску с названиями: девиза урока, темы, основополагающих вопросов, основных понятий, названий и свойств полезных ископаемых.

  2. Памятка «Работа в паре, группе».

  3. Памятка «Оцени свою работу».

  4. Таблицы для изучения свойств полезных ископаемых – 2 штуки.

  5. Конверты с планом проведения опытов – 2 штуки.

  6. Индивидуальные карточки для проведения теста; эталоны для проверки.

  7. Образцы для проведения опытов: песок, сырая глина, кусочки сухой глины, гранита, известняка; лупы, стеклышки, стакан с водой, молоток, кусок ткани, подкладная доска, уксусная кислота, пипетка.

  8. Компьютерная презентация; ноутбук.

Цель: включение в учебную деятельность на личност-нозначимом уровне.

1.Фронтальная работа. Диалог. Привлечение внимания. Моральная поддержка.

– Посмотрите, ребята, друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

– А эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю слова замечательного русского писателя, педагога К.Д.Ушинского «Познание нового есть шаг вперёд» (слайд 2)

– Как вы понимаете эти слова?

– Значит, какой же урок у нас будет?

(Урок открытия нового знания)

2 этап. Мотивация и целепо

лагание.

Организа

ция работы по изуче

нию нового материала.

Цель: формулировка темы, постановка цели деятельности; разработка совместного плана действий.

1. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

– Посмотрите на нашу Землю (слайд 3, ссылка на видеоролик). Богата и разнообразна природа нашей планеты. Одни богатства находятся на её поверхности, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (Слайд 4, тема на доску)

– Давайте постараемся сформулировать основные вопросы к уроку?

(На доску: Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? Каковы свойства полезных ископаемых?)

– Для работы по изучению нового материала я предлагаю разделиться на группы по5 человек.

– Прежде, чем начать работу давайте вспомним правила работы в паре или группе.

На слайде 5 памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение.

3 этап. Изучение нового материала.

Цель: подкрепление и усиление возникшей мотивации; сообщение информации о предмете знания.

1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.

– Постараемся ответить на первый вопрос урока: что такое «полезные ископаемые»? Вам помогут значения этих слов из словаря (слайд 6):

Польза – нужные, необходимые, положительные последствия, выгода.

Копать-

– разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая,

отваливая землю, делать углубление

– отваливая землю, доставать, извлекать.

– Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. На доске:

– Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

(его не добывают из недр земли, не откапывают)

– Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

– Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?

2. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие с опорой на визуальную фиксацию.

– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”. Если затрудняетесь, то можете обратиться к учебнику: страница 60 (слайд 7).

3. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

– Везде ли ведется добыча полезных ископаемых?

(Только там, где их много)

– Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах называются месторождениями. (слайд 8, слово на доску)

– Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения?

(Геологи – слайд 9, слово на доску).

4. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то можем переходить к изучению их свойств. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу.

Название полезно

го иско

паемого

Состоя

ние

Цвет

Запах

Пропус

кает ли воду

Другие свойства

Где залегает

Добыча

Использо

вание в хозяйстве

– Работать будете в группах по плану, который дан в конверте.

(Конверт№1 для первой группы, конверт №2 – для второй).

– 1 группа изучает и записывает в таблицу свойства песка и глины; 2 группа изучает свойства гранита и известняка.

1 конверт:

  1. Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.

  2. Понюхайте сухую глину и песок.

  3. Слегка смочите песок и глину водой. Сравните запах. Вывод запишите в таблицу.

  4. Слепите из сырого песка и влажной глины шарики. Что лучше сохраняет форму? О каком свойстве глины идёт речь? Ответ запишите в таблицу.

  5. Вылепите их глины чашку и налейте в неё воду. Пропускает ли чашка воду? Запишите вывод.

  6. Прочитайте материал учебника на странице 61 и дополните таблицу.

2 конверт:

  1. Рассмотрите гранит и известняк через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.

  2. Понюхайте гранит и известняк. Запишите ответ в таблицу.

  3. Попробуйте разломить кусочки гранита и известняка. Вывод запишите в таблицу.

  4. Ударьте по кусочку гранита молотком. Что произошло. Вывод запишите.

  5. Попросите учителя капнуть на известняк уксусной кислоты. Что произошло? Сделайте вывод. Запишите его в таблицу.

  6. Прочитайте материал учебника на странице 62 и дополните таблицу.

Физминутка (слайд 10)

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим,

До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!

5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование зрительной наглядности.

– Продолжаем работу. Каждая группа представит полученные результаты.

(учитель вывешивает заполненные учащимися таблицы на доску)

4 этап. Закрепле

ние изученного.

Цель: усвоение нового материала, применение полученных знаний в построении логического высказывания.

1. Фронтальная работа. Побуждающий диалог.

– Ребята, вы многое узнали о полезных ископаемых, и, надеюсь, поможете разобраться в некоторых ситуациях:

1. Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав? Помогите разобраться.

2. Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорожка высыхает быстро? Объясните это явление.

3. Если мы внимательно посмотрим на речной песок, то увидим, что он состоит из таких же маленьких зернышек, что и гранит. Как вы это можете объяснить?

(если затрудняются, можно прочитать сказку:

На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его Гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней школьному Мелку пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и там прочитал: солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину. И тогда Мелок решил написать, тайно от правителя, письмо деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на остров. Когда те получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.)

2. Индивидуальная работа узкой направленности.

– Прежде, чем подводить итог урока, выполним небольшой тест:

1. Полезные ископаемые – это:

А. всё полезное, что выкапывают из земли

Б. динозавры, мамонты и другие древние животные

В. горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

2. Место, где залегают полезные ископаемые, называется:

А. склад

Б. месторождение

В. карьер

3. Кто отыскивает месторождения полезных ископаемых:

А. биолог

Б. эколог

В. геолог

4. Полезное ископаемое, которое хорошо пропускает воду:

А. глина

Б. песок

В. гранит

5. Какое полезное ископаемое может «вскипятить» кислота:

А. известняк

Б. гранит

В. глина

– Проверьте себя по эталону: В, Б, В, Б, А (слайд 11)

5 этап.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель: фиксация соответствия результатов поставленной цели; самооценка деятельности на уроке; планирова-ние дальнейших шагов.

1. Фронтальная работа. Беседа.

– Вернемся к девизу нашего урока (слайд 12). Продвинулись ли сегодня вы на шаг вперед в своих знаниях?

– Какие открытия для себя сделали?

-Что помогло нам в работе?

2. Самостоятельное оценивание. Использование специальной шкалы. Включение эмоционального компонента: похвала, благодарность за работу на уроке.

Вот и подходит к концу наш урок. Пришла пора оценить свою работу. Сделайте это по пятибалльной шкале с позиции «Я», «Мы», «Дело»

(критерии оценивания на слайде 13).

– Посмотрите, ребята, на таблицу. Вся ли она заполнена? Что же еще интересного вы узнаете о полезных ископаемых?

3. Определение заданий для самоподготовки. Возможность выбора заданий учащимися. Возможность творческого развития (слайд 14).

– Дома, ребята, вы выполните задание №58 в тетради на странице 25: сравните свойства любых двух полезных ископаемых.

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых. Много еще полезных ископаемых на земле, и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом из них.

Источник