Изучение свойств минералов горных пород полезных ископаемых

Тема.  Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Дата: 15.11.2013

Планируемые результаты:

предметные:

– должны знать происхождение магматических, осадочных,

   метаморфических горных пород.  

метапредметные:

– должны уметь определять по их признакам наиболее распространенные горные породы, сравнивать;

– приводить примеры горных пород разного происхождения;

– объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами.  

 личностные:  

– проявляют потребность в самовыражении и самореализации.

Характеристика деятельности обучающихся:

– классифицировать горные породы;

– описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции;

– сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Образовательные ресурсы:

– образцы горных пород.

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Методы и формы обучения:  рассказ,  беседа, практическая работа.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Повторение изученного материала.

1)Устный опрос по изученной теме:

-Дайте определение понятия «литосфера».

-Что называется внутренними силами Земли?

-Какие процессы происходят под воздействием внешних сил Земли?

-Для чего необходимо изучать внутренние процессы Земли?

 2)Заслушать письмо другу о своем путешествии.

 3)Заинтересовать учеников рассказом о том, что уголь, стержень простого карандаша и алмаз – это «одно и тоже»! (Состоят из углерода – С!)

III.Изучение нового материала.

(В углу доски формируем словарик новых слов и терминов по ъоду изложения нового материала)

1.Рассказ учителя.

-Где вы встречали горные породы?

Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно несколько тысяч видов горных пород. Многие из них человек добывает и использует в хозяйственной деятельности. Можете ли вы привести примеры? (Ученики приводят примеры.)

2.Работа с образцами горных пород.

(Рассматривая горные породы, сразу даем условный знак того или иного полезного ископаемого).

-Рассмотрите образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц.

Это наиболее распространенные горные породы.

          Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Даже название они получили из-за повсеместного распространения. Они встречаются везде: и в поле, и в горах.

          Кварц – тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого, коричневого, черного, фиолетового.

-Чем различаются предложенные вам горные породы? (Цветом, блеском, твердостью, прозрачностью). В чем же причина разнообразия горных пород? Главная причина – это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности.

Магматические горные породы

         По происхождению горные породы можно разделить прежде всего на магматические и осадочные.

          Все начинается глубоко под землей. Вещество мантии проникает в земную кору.  Оно находится в расплавленном состоянии и называется магмой (от греческого «магма» – густая мазь).

           Магма – расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.

          Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими. С магматическими горными породами связано большинство месторождений руд металлов.

Вначале возникли породы из магмы,

Они первородные самые как бы,

Тяжелый гранит в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал.

Породы весьма симпатичные,

Увесистые, магматичные…

Строение магматических горных пород зависит от скорости остывания магмы.

         На глубине она остывает медленнее. Образуются горные породы глубинные. Например, гранит.

        Магма может подниматься по трещинам и разломам на земную поверхность, при этом застывает быстрее. Образуются излившиеся магматические горные породы. Например, базальт.

         Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и такая горная порода  имеет губчатое, пористое строение. Например, пемза. Обычно же магматические горные породы плотные, твердые, тяжелые.

Осадочные горные породы

          В отличие от магматических, эти породы образуются только на поверхности земли и на дне водоемов.

          В их образовании большую роль играют внешние силы Земли. Твердые магматические горные породы трескаются, крошатся, и их обломки переносятся в другое место.

-Как вы думаете, под действием каких процессов  происходит разрушение магматических пород? (Ветер, ледник, водный поток.)

          В летнее или дневное время, при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, сжимаются. Из-за этого они начинают дробиться, растрескиваться и рассыпаться. Валуны, щебень, галька, песок, глина и ил оседают на дне морей, рек, озер или накапливаются на суше. Поэтому и назвали такие породы осадочными. Можно выделить

Три группы осадочных горных пород:

Первая – обломочные – песок, глина, галька и др. Многие из них используются как строительные материалы.

Вторая – химические – поваренные и калийные соли, гипс. Они широко используются в химической промышленности, в сельском хозяйстве. Они образуются из водных растворов минеральных веществ.

Третья – органические – уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, мел, известняк и др. Они накопились за миллионы лет на дне водоемов.  Состоят они из останков растений и животных.

…Но прочность – не вечность,

И вот что случается:

Породы выветриванием разрушаются,

Дробятся на глыбы, обломки, пески,

Выносятся водами быстрой реки,

Река их по руслу таскает,

Обкатывает, отлагает.

А там, где горячие воды струятся,

Там в них минералы совсем растворятся.

Когда же раствор остывает,

То соль из него оседает.

А в толще морской или в темном болоте

Вы массу останков животных найдете,

А также растений отмерших останки,

Они образуют породы-осадки.

(Все то, что разрушено, переотложено,

Осело солями, останками сложено…)

3.Физкультминутка.

«Шуршат на дереве листы»

Шуршат на дереве листы,

(Потянуться, руки вверх.)

Шуршат осенние кусты,

(Руки опустить, присесть.)

Шуршит камыш,

(Встать, наклониться влево-вправо.)

И дождь шуршит.

(Ходьба на месте.)

А ты садись и не шурши,

(Приседания.)

И всё красиво напиши.

(Сесть за парты.)

4.Рассказ учителя.

Метаморфические горные породы

          Если осадочные и магматические горные породы попадают на большую глубину, где высокая температура и очень большое давление, то с ними происходят превращения – «метаморфозы». Горные породы изменяются, приобретают новые свойства. Иногда первичные породы так изменяются, что трудно догадаться, какой породой они были до превращения. Только для некоторых горных пород можно с уверенностью установить исходную породу. Так образуется группа метаморфических горных пород.

…Но вот под давлением магма опять

Стремится земную кору разорвать,

И в месте такого вторжения

Наметятся вдруг превращения:

Сыпучий песок превратился в кварцит,

Был мел, очень мягкий, – вдруг мрамор лежит.

Такие породы, весьма специфические,

Зовутся геологами метаморфические.

Можно составить цепочки превращений:

-песок → песчаник → кварцит → кварц;

-известняк → мрамор;

-гранит →гнейс;

-графит →алмаз.

         Со временем твердые метаморфические и магматические породы, оказавшись на поверхности, разрушаются и могут превратиться в осадочные обломочные породы.

          Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных порол. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами.

5.Работа с учебником.

-Рассмотрите рис.45 на стр.71.

-Перерисовать рис. 45 в тетрадь (дома) и выучить классификацию.

IV.Закрепление изученного.

1)Работа с перфокартами.

2)Рассмотрите таблицу горных пород в школьной коллекции и заполните таблицу:

Название

Цвет

Блеск

Твердость

Происхождение

Применение

3)Дайте определение понятий: горная порода, магма, магматические, метаморфические, осадочные горные породы.

4)Найдите в списках «лишнюю» горную породу:

а) гранит, мрамор, алмаз (гранит – магматическая, остальные – метаморфические);

б) уголь, торф, гипс (гипс – осадочная порода химического происхождения, остальные – органического);

в) щебень, глина, базальт (базальт – магматическая, остальные – осадочные).

V.Домашнее задание.

Прочитать §21 стр.71-73.

Заполнить таблицу в задании 8, подготовить информацию о горных породах (задания 9 и 10) на стр.73.

Можно подобрать стихотворения на русском, украинском и крымскотатарском языках и выпустить буклет «Малахитовая шкатулка».

VI.Дополнительный материал.

Предложить сказки Бажова прочитать.

Можно предложит написать сказку о гномах подземелья и минералах.

Можно предложить собрать свой набор «Горные породы и минералы».

Задание 1.

Захар Загадкин послал своему другу Фоме Отгадкину телеграмму. Помогите её разгадать.

          Прошу выслать почтой 12 образцов горных пород и минералов: ШТАТ, МЕЛЬ, ПЛОТИНА, ДОЛОТО, ГРАФИН, УГОРЬ, МЕРА, ЦИРК, СЛОВО, УПАЛ, ЯНВАРЬ, ПЕНЗА.

Ответ: шпат, медь, платина, золото, графит, уголь, сера, цинк, олово, опал, янтарь, пемза.

Задание 2.

Разгадайте кроссворд. Если в кроссворд вписываются несколько разных минералов, не беда. Это принесет вам дополнительные очки.

Ответ: малахит, гипс, нефелин, магнетит, графит, кварц, слюда, магнезит, олово.

Источник

Практическая работа «Изучение горных пород по образцам».

Цель: 1.закрепить знания о видах горных пород;

                2. формировать у учащихся умения по внешним признакам осадочные и магматические горные породы;

3. развивать логическое мышление;

4. развивать умения заполнения таблиц;

5. воспитание аккуратности при работе в тетради;

               6. привести примеры использования горных пород и минералов человеком.

Оборудование: образцы  горных пород, карточки с заданиями, фотографии горных пород.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Устный опрос.  Один ученик отвечает у доски, второй по ходу ответа показывает названные горные породы в коллекции.
  1. “Диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “диктую название горных пород и минералов, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову осадочные, 2 раза магматические, 3 раза метаморфические.
  1. Индивидуальные задания.

А) Заполните таблицу, поместив в пустые колонки перечисленные ниже горные породы в соответствии с их происхождением: гранит, пемза, галька, песок, глина, поваренная соль, каменная уголь, торф, мел, известняк, мрамор, гнейс, базальт

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Излившиеся

Глубинные

Неорганические

Органические

Обломочные

химические

пемза

гранит

песок

поваренная соль

глина

мрамор

базальт

галька

каменная уголь

гнейс

Торф

мел

известняк

Б) Определите способ образования горных пород:

Торф, каменный уголь, пемза, песок, гранит, мел, поваренная соль, гнейс, галька.

Осадочные

Магматические

Метаморфические

Торф

Пемза

гнейс

Каменный уголь

гранит

Песок

мел

Поваренная соль

галька

В) От  горных пород  из левой  колонки поставьте стрелочки к их происхождению в правой колонке.

Базальт

Метаморфическая

Гнейс

Осадочная, химического происхождения

Каменный уголь

Осадочная органического происхождения

Поваренная соль

Используется для получения электроэнергии

Гранит

Широко применяется в строительстве

Образуется в процессе метаморфизации из рыхлого слоя песчаника

Является сыреем для изготовления соды.

Магматическая

  1. Составьте цепочку превращений горных пород:

 Торф- каменный уголь- антрацит

Глина-сланец

Песчаник – кварцит

Гранит- гнейс

Известняк – мрамор

  1. Практическая работа

     Учитель показывает горные породы и минералы, учащиеся называют признаки по которым они отличатся.

Затем ученикам на парты раздаются памятки со свойствами горных пород.

  1. Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.
  2. Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
  3. Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.
  4. Излом определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает:  зернистый, плотный, землистый (оставляет след на руках).
  5. Твердость: твердая, мягкая, хрупкая.
  6. Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий

Первую горную породу учитель исследует вместе с учениками, а остальные образцы ученики изучают самостоятельно. После заполнения таблицы, учащиеся делают выводы о связях свойств горных пород и минералов и происхождении.

  1. Ребятам предлагаются образцы горных пород, которые они должны описать по плану в виде таблицы.

название

цвет

прозрачность

блеск

излом

твердость

вес

происхождение

  1. Сравнить горные породы.

Отличительные признаки

Гранит

Мел

Цвет

Прозрачность

Блеск

Излом

Твёрдость

Вес

Происхождение

  1. Гранит и базальт – магматические горные породы. Проанализируйте, что у них общего, а чем они отличаются.

Горные породы

Сходство

Различие

Гранит

Базальт

  1. Подведение итогов урока.

Земная кора состоит из магматических, осадочных, метаморфических горных пород. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами, а поверхность, по которой мы ходим , – осадочными.

  1. Домашнее задание.

§ 17

Источник

УМК:

  1. География. 6класс: академический школьный учебник «Полярная звезда» для ОУ/ под редакцией А.И.Алексеева. М.: Просвещение; 2010

  2. Программы ОУ «География» 6-9 классы. М., «Просвещение», 2008. Линия «Полярная звезда». Авторы программы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина,

Тема урока: «Горные породы, минералы и полезные ископаемые»; Практическая работа

12 «Изучение свойств горных пород и минералов»

Класс: 6

Место урока в блочно-тематическом планировании: № урока – 14; второй урок (из пяти) по теме «Литосфера»

Тип урока: комбинированный

 Цель урока:

В результате знакомства с темой урока у обучающихся сформируется представление о минералах и горных породах; они познакомятся с особенностями происхождения горных пород, будут учиться по внешним признакам различать горные породы и минералы; поймут что такое «полезные ископаемые».
      

Дидактические средства: образцы горных пород, ИКТ-презентация, карта «Минеральные ресурсы России»; гвоздик на каждую парту; карточки с подписанными названиями горных пород (на них будут лежать горные породы)
 

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Горные породы. Полезные ископаемые.
  

Способы деятельности обучающихся: выявление отличий горных пород от минералов; классифицирование видов горных пород; определение внешних признаков горных пород.

Ценностный компонент урока: показать многообразие минералов и горных пород, их многостороннюю ценность для человека; раскрыть значимость полезных ископаемых в жизни человека и необходимость их рационального использования.
      

Работа с учебником: работа со схемой «Виды горных пород» (рис. 52), чтение определений в учебнике на с.78 – 80, примеры горных пород различного происхождения на с.78-79 для дополнения таблицы.

Практическая работа: работа с коллекцией горных пород и минералов, оформление таблицы.

Методы и приёмы: (по источнику знаний)

Словесные: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа, рассказ.

Практические: игра «верю – не верю», составление кластера «Земная кора», работа с учебником, выполнение практической работы, создание кластера «Виды горных пород по происхождению», создание синквейна, работа по методике продуктивного чтения.

Наглядные: карточки для практической работы, карточки для составления схемы «Горные породы», карта России, ИКТ-презентация, коллекция горных пород и минералов.

Дополнительная литература:

  1. В.Г.Чернова «География в таблицах и схемах», Санкт-Петербург, 2008

  2. Е.А.Данилова «Схемы, таблицы по географии», «Тригон», 2008.

  3. С.Г.Зубанова, Ю.В.Щербакова «Занимательная география». М.: Глобус, 2007.

  4. Интернетисточники

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин)

– Здравствуйте, ребята. Кто сегодня отсутствует?

– Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Земная кора – основная часть литосферы)

  1. Проверка домашнего задания (8 мин)

  1. Игра «Верю – не верю»

(если «верно», то поднимаем одну руку, если «не верно», то поднимаем две руки):
а) материковая земная кора тоньше, чем океаническая (не верно, она толще, т.к. состоит из 3 слоёв, а океаническая из 2-х)
б) слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ» (верно)
в) температура ядра такая же, как и температура поверхности Солнца (верно)
г) литосфера – это то же самое, что и земная кора (не верно, литосфера – это верхняя твёрдая часть мантии и земная кора)

д) ядро бывает внешнее и внутреннее (верно)

2. Фронтальный опрос + кластер (одновременно)

    1. Как происходит движение литосферных плит? (литосферные плиты лежат на пластичном слое мантии и «плавают» по нему с очень малой скоростью, всего лишь несколько сантиметров в год) – ответ учеников с места.

2.2.Составьте кластер «Земная кора»

3.Изучение нового материала (30 мин)

План:

  1. Введение в тему – актуализация знаний обучающихся

  2. Объяснение темы с опорой на имеющиеся у учеников знания

  3. Выполнение практической работы

  1. Введение в тему – актуализация знаний обучающихся

*Росли на болоте растения, а теперь стали – топливо и удобрения. ( Торф)

*Порода горного царства из полевого шпата, слюды и кварца. ( Гранит)

*В воде родится, а потом воды боится. (Соль)

*Черен, как ворон, а греет как солнце. (Уголь)

*Белый, как сахар, но не сладкий.

Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься. (Мел)

Ребята, какая сегодня тема урока? (Горные породы и минералы)

– Совершенно верно. Сегодня мы будем говорить о горных породах и минералах. А где мы встречались уже с ними? (в 5 классе на природоведении и экологии)

– Что вы знаете о горных породах? (ответы учеников)

2. Объяснение темы с опорой на имеющиеся у учеников знания

    Сегодня мы отправляемся в царство камня. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Они рождаются и умирают как живые существа. Вода в море и красивые снежинки – тоже минералы, хотя нам трудно в это поверить. Восхитительные по форме, красоте и прочности кристаллы вызывали у первобытного человека массу вопросов: Откуда появились камни? Куда они исчезают? Почему они разные по свойствам?

Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород зависят от их происхождения.

Давайте вспомним, какие же бывают по происхождению горные породы. (дети называют)

Ученикам раздаются пустые таблички. Учитель объясняет, что они в процессе урока должны быть очень внимательны и попытаться без ошибок заполнить таблицу.

Горные породы

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Глубинные

Излившиеся

Неорганические

Органические

Обломочные

Химические

1 – Магматические

Первым мы посетим замок, в котором живут горные породы, рождающиеся в пламени. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты. Что же такое магма? (ребята говорят свои предположения) Магма – это огромное количество расплавленных различных веществ. Основные магматические очаги находятся в верхней мантии, на глубинах около 60 км. Ученые предполагают, что в земной коре возникают трещины, достигающие мантии, по трещинам вещество мантии поднимается к поверхности Земли. Поднимаясь, магма медленно остывает и затвердевает. Так образуются глубинные горные породы, например, гранит (демонстрация гранита). Магма, которая достигла поверхности Земли, излившаяся – называется лавой. Она остывает на поверхности Земли, образуя излившиеся породы, например, базальт или пемзу (демонстрация).

Схема № 1

Магматические горные породы

Глубинные Излившиеся

(гранит, габбро) (базальт, пемза)

2 – Осадочные

Во втором замке живут породы, оказавшиеся на поверхности Земли. Их обжигают лучи солнца, пронизывают холодные ветры, сковывают льды, в них внедряются микробы, корни растений, вода и газы. Тогда горные породы превращаются в осадочные. При разрушении пород на поверхности Земли образуется обломочный материал. Реки, ветер, ледники переносят его в океаны, моря, озёра, болота, понижения. Часть этих веществ выпадает в виде осадка, часть усваивается организмами и идёт на образование известковых скелетов и панцирей. Поэтому среди осадочных пород выделяют 2 группы: органические и неорганические.

Неорганические

Из неорганических осадочных горных пород особенно распространенны обломочные, такие как щебень, галька, гравий и др.

Из растворимых в воде веществ образуются неорганические химическиегорные породы – это различные соли, гипс и др.

«Это интересно»

1. Вы каждый день употребляете в пищу поваренную соль. А знаете ли вы, что человеку в год необходимо употреблять 10 кг соли. Ещё в древности люди говорили, что «без соли стол кривой» поэтому Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью.

2. В разных странах в разные времена гипс использовали по-разному. Для индейцев гипс являлся хорошим удобрением. Египтяне строили из него пирамиды. В настоящее время люди используют его в медицине при лечении переломов.

Органические

Органические осадочные породы состоят в основном из растительных и животных останков. К ним относятся каменный и бурый уголь, нефть, мел, ракушечник.

Схема № 2

Осадочные горные породы

Неорганические Органические

(щебень, галька, песок, соль, гипс) (уголь, нефть, мел, ракушечник)

3 – метаморфические

Известно, что минералы остаются неизменными только пока пребывают в той среде, в которой они образовались.

Пласты осадочных пород под давлением накапливающихся сверху пород уплотняются. Например, в песчанике гипс как бы склеивает песчинки. При медленном прогибании земной коры, под действием высоких температур и давления из осадочных и магматических пород могут образоваться другие горные породы – метаморфические, поэтому их называют дважды родившимися. Например:

а) обыкновенный бурый уголь может превратиться в антрацит, а тот, в свою очередь, в графит (который находится в простых карандашах у каждого из вас)

б) известняк превращается в мрамор

в) песчаник превращается в кварцит

Заполненная таблица должна выглядеть так:

Горные породы

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Глубинные

Излившиеся

Неорганические

Органические

Обломочные

Химические

Гранит

Базальт

Галька

Соль

Мел

Графит

Габбро

Пемза

Песок

Гипс

Ракушечник

Мрамор

Щебень

Нефть

Кварцит

– Ребята, у вас осталось по несколько пустых клеточек в каждой группе. Откройте страницы 79-80 учебника, дома в таблицу вы впишите те горные породы, которых у вас нет ещё в таблице.

– Ребята, мы говорим горные породы и минералы, а есть ли между ними разница? (ответы детей)

– Правильно, ребята, минералы – чистые вещества, они состоят из одинаковых молекул. Это значит, если мы раскрошим или разотрём в порошок минерал, то даже самая маленькая крупинка всё равно сохранит все свойства этого минерала. Например, каменная соль – минерал. Она солёная, если мы возьмём даже одну маленькую крупинку, она останется солёной, т.е. не поменяет своих свойств. (экология 5 класс – молекулы)

– Горные породы состоят из минералов. Например, гранит – горная порода. Он состоит из 3-х минералов: кварца, слюды и полевого шпата. (с.78 учебника – записать дома в словарь)

Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, являются минеральными богатствами, которые очень нужны человеку, он их использует для отопления, строительства, получения металла и т.д. Такие необходимые человеку горные породы назвали полезные ископаемые, которые делятся на три группы.

Полезные ископаемые

Топливные Рудные Нерудные

(нефть, газ, торф, уголь) (железная руда) (мрамор, гранит, песок, соль)

Наша страна богата полезными ископаемыми. Без них не может обойтись современный человек. Человек добывает каменный уголь, нефть, газ, руды черных и цветных металлов и многие другие полезные ископаемые. Добывая их человек должен помнить 2 правила:

  1. минеральные богатства исчерпаемые (их нужно бережно использовать)

  2. все в природе нужно привести в порядок (т.е. засыпать шахты, превратить карьер в цветущие сады или пруды.

3. Выполнение практической работы «Определение свойств горных пород и минералов»

Ученикам раздаются карточки, которые они заполняют.

Дайте характеристику горным породам, которые находятся на ваших столах по плану:

  1. Название горной породы

  2. Происхождение

  3. Цвет

  4. Структура а) зернистая (видны зерна минералов), б) плотная (зерна минералов не различимы) в) землистая рыхлая (оставляет след на руках)

  5. Твердость а) твердая, б) средней твердости, в) мягкая, г) хрупкая

Шкала твердости (шкала Мооса)

  • 1 балл – карандаш оставляет след

  • 2-2,5 балла – ноготь оставляет след

  • 4-6 балла – гвоздь оставляет след

  • более твердые встречаются редко

  1. Вес а) тяжёлая б) средней тяжести в) легкая.

  2. Пачкает ли руки

  3. Где применяется в хозяйстве

Название

горной

породы

Происхож-дение

Цвет

Структура

Твердость

Вес

Пачкает ли руки?

Где

применяется?

1. гранит

магматическая

Серый, красный, бурый

зернистая

Твёрдая (4-6 баллов)

Средней тяжести

нет

В строительстве, скульптуре

2. соль

Осадочная неорганическая химическая

белый

плотная

Средней твёрдости (2-2,5 балла)

Лёгкая (Средней тяжести)

нет

пища

3. торф

Осадочная органическая

Чёрный, тёмно-коричневый

Землистая рыхлая

Мягкая (1 балл)

лёгкая

да

Топливо, удобрения

3. бурый и каменный уголь

Осадочная органическая

Чёрный, тёмно-коричневый, бурый

Землистая рыхлая

Мягкая (1 балл)

лёгкая

да

Топливо, металлургия

4. слюда

минерал

Бесцветный прозрачный

хрупкая

лёгкая

нет

В хозяйстве

  1. Закрепление – Рефлексия

  1. страница 82 – ответы на вопросы №2, №4, №5

  2. Технология «Продуктивного чтения» – 2 абзац – показать КМА на карте!!!

«Волшебное место»

– Ребята, как вы думаете, о чёт пойдёт речь в тексте?

Трудно найти человека, ни разу не видевшего компас. Этот простенький прибор необходим (В№1 – кому?; П детей;) и путешественнику, и охотнику, и даже грибнику, идущему за грибами в незнакомый лес (О №1). Какие же тайны может скрывать в себе такой прибор? (В №2; П;) Синий конец стрелки компаса показывает на север, красный показывает на юг (О№2)- казалось бы, вот и весь секрет. Оказывается, не все так просто.

Есть в России местечко, которое носит название Курская магнитная аномалия (В№3 – почему курская; П; В№4 – почему магнитная?; П; почему аномалия? П;). Это крупнейший железорудный бассейн России. Он находится в Курской, Белгородской и Орловской областях России (О №3), считающимися аномальными. В этой области стрелка компаса неверно указывает направление на север (О №5), что было обнаружено ещё в 19 веке, но объяснено это было лишь, когда были разведаны огромные залежи железной руды. Большинство из найденных руд являются магнетитовыми и создают магнитный полюс, который притягивает к себе стрелку компаса.(О №4)

Город Губкин – столица Курской Магнитной Аномалии, внесен в Книгу Рекордов Гиннеса (за что? В№6; П) как обладатель самой большой рукотворной ямы (О №6). В яме добывают руду, а дно ее можно увидеть только в ясную и солнечную погоду. Над городом частенько парят НЛО, да и вообще в городе происходит много загадочного. Самолеты здесь летают редко: навигационные системы непременно дают сбой, а радары зашкаливает не хуже, чем в Бермудском треугольнике… (Что это такое? В №7?; П)
Вопросы (В) – №1; №2; №3; №4; №5; №6; №7;

Предположения учеников (П)

Ответы (О) – №1; №2; №3; №4; №5; №6; на 7 вопрос ответа нет – нужно найти дома.

– Ребята, ваши прогнозы о тексте, которые вы давали по названию, оправдались? (нет, частично)

– Оказывается, не всегда по названию текста, названию книги мы можем судить, о чёт будет книга или рассказ. Очень важно сначала прочитать. А для того, чтобы хотелось прочитать, автору нужно тоже постараться и придумать такое название, чтобы нам захотелось читать его произведение.

  1. Создание синквейна (1 сущ; 2 прилагательных; 3 глагола; предложение-отношение; эмоция)

Магматические

глубинные излившиеся

украшают строят укрепляют

Образуются из магмы и лавы

Нужны!

  1. С

    органические

    оздание кластера «Горные породы»

глубинные

Горные породы

осадочные

магматические

излившиеся

неорганические

метаморфические

обломочные

химические

  1. Домашнее задание: §14; вопрос10,12; что такое Бермудский треугольник и где он находится?; записи в тетради;

Для учеников:

Дата: ____ декабря

Фамилия, имя ________________________________________________

Практическая работа №12

Тема: «Свойства минералов и горных пород»

Вариант 1

Дайте характеристику горным породам, которые находятся на ваших столах по плану:

  1. Название горной породы

  2. Происхождение

  3. Цвет

  4. Структура а) зернистая (видны зерна минералов), б) плотная (зерна минералов не различимы) в) землистая рыхлая (оставляет след на руках)

  5. Твердость а) твердая, б) средней твердости, в) мягкая, г) хрупкая

Шкала твердости (шкала Мооса)

  • 1 балл – карандаш оставляет след

  • 2-2,5 балла – ноготь оставляет след

  • 4-6 балла – гвоздь оставляет след

  • более твердые встречаются редко

  1. Вес а) тяжёлая б) средней тяжести в) легкая.

  2. Пачкает ли руки

  3. Где применяется в хозяйстве

Название

горной

породы

Происхож-дение

Цвет

Структура

Твердость

Вес

Пачкает ли руки?

Где

применяется?

Гранит

Соль

Торф

Слюда

Горные породы

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Глубинные

Излившиеся

Неорганические

Органические

Обломочные

Химические

Дата: _____ декабря

Фамилия, имя ________________________________________________

Практическая работа

Тема: «Свойства минералов и горных пород»

Вариант 2

Дайте характеристику горным породам, которые находятся на ваших столах по плану:

  1. Название горной породы

  2. Происхождение

  3. Цвет

  4. Структура а) зернистая (видны зерна минералов), б) плотная (зерна минералов не различимы) в) землистая рыхлая (оставляет след на руках)

  5. Твердость а) твердая, б) средней твердости, в) мягкая, г) хрупкая

Шкала твердости (шкала Мооса)

  • 1 балл – карандаш оставляет след

  • 2-2,5 балла – ноготь оставляет след

  • 4-6 балла – гвоздь оставляет след

  • более твердые встречаются редко

  1. Вес а) тяжёлая б) средней тяжести в) легкая.

  2. Пачкает ли руки

  3. Где применяется в хозяйстве

Название

горной

породы

Происхож-дение

Цвет

Структура

Твердость

Вес

Пачкает ли руки?

Где

применяется?

Гранит

Соль

Бурый и каменный уголь

Слюда

Горные породы

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Глубинные

Излившиеся

Неорганические

Органические

Обломочные

Химические

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новомирская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок по географии

Тема: «Горные породы, минералы и полезные ископаемые»

Подготовила:

учитель географии

Подгор