Изучение эволюции управленческой мысли полезно тем что позволяет
Перед тем, как осветить особенности некоторых управленческих школ, необходимо раскрыть специфику этапов в развитии управленческих мыслей в такие периоды, как донаучный и научный.
Развитие управленческой теории и практики разделены двумя значимыми историческими этапами – донаучным и научным.
Донаучный этап является первым, его начало датируется 9-7м тысячелетием до нашей эры, а конец – примерно XVIII веком.
Этап древности. В качестве самого длительного этапа в развитии управления выступает первый период.
Первыми, простыми, зачаточными формами для формирования совместных форм труда, а также приведения их в порядок выступили отношения в первобытно-общинном строе. На этом этапе управление реализовывали совместно все члены родов, племен, либо общин. В качестве руководящего звена любого вида активности в представленном этапе выступали вожди и старейшины.
Этапы развития управленческой мысли: донаучный и научный периоды
Рисунок: Этапы развития менеджмента
Около 9-7 тысяч лет до нашей эры, в некоторых местах на Ближнем Востоке был осуществлен переход от присваивающих форм хозяйства (охоты, сбора плодов и прочего) к принципиально новым формам добычи продукта – их производству (производящей экономике). Применение производящих форм экономики послужило началом появления первых форм управления, областью сбора необходимых для людей данных в сфере менеджмента.
Древний Египет стал страной с наличием богатого опыта менеджмента в области государственного хозяйства. Данный период (3000 – 2800 годы до нашей эры) послужил основой в формировании весьма развитого для того периода государственного управленческого аппарата, совместно с теми, кто их обслуживал (чиновниками-писцами и другими).
В качестве одного из первых, определивших управление, как особую сферу деятельности можно выделить Сократа (470 – 399 годы до нашей эры). Им был произведен анализ различных типов управления, в основе которых, согласно его взглядам, находятся принципы управленческой универсальности.
В свою очередь, Платоном (428 – 348 годы до нашей эры) было произведено классифицирование типов государственного управления и была предпринята попытка разграничения обязанностей для различных управленческих органов.
Александром Македонским (356 – 323 годы до нашей эры) была развита теория и практика менеджмента войск.
Второй этап: научный (1776 – 1960 годы). Данный этап разделен индустриальным периодом, периодом систематизации и информационным периодом.
Индустриальный период (1776 – 1856 годы). Наибольший вклад в развитие взглядов на специфику государственного управления того периода был внесен Адамом Смитом (1723 – 1790 годы). Помимо представителя классических форм в политической экономии, он также являлся настоящим профессионалом в сфере менеджмента. А. Смитом был проведен подробный разбор в формах распределения труда, а также сформулированы особенности в государственных и правительственных обязанностях.
Значительный вклад в развитие формирования большого числа уже сформированных в настоящее время точных отраслей науки, совместно со школами менеджмента был внесен Робертом Оуэном (1771 – 1858) и его учением. До сих пор остаются актуальными некоторые его позиции касательно гуманности в производственном управлении, совместно с признанием потребности в обучении персонала и улучшении трудовых и бытовых условий для трудящихся.
Первому перевороту для управленческих теорий и практик способствовало создание и применение вычислительных машин. В 1833 году, английским математиком Чарльзом Беббиджем (1791 – 1871 годы) был разработан макет «вычислительных машин», ставших прообразом современным цифровым вычислительным аппаратам, благодаря которым уже в те времена становилось возможным более оперативная реализация некоторых управленческих решений.
Период систематизации (1856 – 1960 годы). Научная отрасль управления непрерывно модифицируется. Происходит создание новых направлений, школ, течений, происходит видоизменение и совершенствование научного аппарата, позиции ученых также трансформируются.
Замечание 1
В целом, можно говорить о том, что формы современного менеджмента зародились в период промышленной революции XIX века. Появление фабрик, как элементов производства первичного образца, совместно с необходимостью в обеспечении трудом многих рабочих отражало недовольство владельцев результатами наблюдения за трудом рабочих. В итоге, отбирались и были обучены лучшие рабочие, чтобы в последующем они представляли интересы владельцев на самом производстве. Такие рабочие выступали в качестве первых менеджеров.
Информационный период (1960 год – по настоящее время). Теории об управлении, которые появились позже были сформулированы преимущественно приверженцами «количественных школ», которые часто назывались управленческими. Возникновение таких школ стало итогом использования математических теорий и компьютерных технологий в процессе управления.
Согласно взглядам их представителей, управление является логическим процессом, который возможно выразить с помощью математики. Начиная с 1960-х годов происходит процесс выработки новых управленческих теорий, в основе которых находятся математические теории, благодаря чему происходит интегрирование методов математического анализа в субъективные решения менеджеров. На современном этапе, методы математики применяются почти во всех сферах системы менеджмента.
Революции в системе управления
Принято полагать, что началом формирования управленческих форм деятельности является период 4-5 тысяч лет назад, что является идентичным появлению первой управленческой революции.
Первая управленческая революция (4 – 5 тысяч лет назад) является «религиозно-коммерческой». Ее свершение пришлось на время создания стран Дальнего Востока с рабовладельческим строем. Еще в таких древних странах, как Шумеры, Египет и Аккада происходили трансформации, выраженные расслоением высших каст священнослужителей.
Замечание 2
Среди жрецов был создан особый тип – религиозные функционеры, в задачи которых входила реализация торговых операций, ведение деловой переписки и произведение коммерческих расчетов. Это стало результатом появления нового типа представителей делового мира: они пока еще не предприниматели и не коммерсанты, однако уже не представители бескорыстных религиозных профессий.
В качестве побочного результата управленческих форм деятельности жрецов выступило возникновение письма. На первом революционном этапе, управление было сформировано в качестве инструмента коммерческих и религиозных действий, позднее модифицируясь в социальные институты и профессиональные занятия.
Вторая управленческая революция появилась примерно в промежутке тысячи лет от первой, ее связывают с вавилонским правителем – Хаммурапи (1972 – 1750 годы до нашей эры). За годы его управления были подчинены Месопотамия и Ассирия. Для руководства настолько больших площадей было необходимо создание эффективной административной системы, благодаря которой становилось возможным успешное руководство на основе не личного произвола, либо племенного права, а подчиняясь единообразными законами.
В знаменитом своде Хаммурапи отражено 285 законов касательно руководства в различных сферах общественной жизнедеятельности, данный документ выступает в качестве ценного памятника древневосточному праву, а также следующей вехой исторического становления системы управления.
Исключительная значимость кодекса, созданного Хаммурапи, который регулирует все области в общественных отношениях социальных групп населения, заключается в том, что им была создана первая формальная система менеджмента.
Вторая революция способствовала выделению определенных категорий людей, которые профессионально занимались государственным управлением, совместно с отделением управленческих функций от власти, которой обладала церковь.
Вторая революция, в контексте управленческих мыслей, привнесла выведение исключительно светского подхода к процессу управления, совместно с появлением формальных систем регулирования человеческих взаимоотношений, а также с зарождением базы в лидерском стиле и мотивационных методах, соответственно. Данная революция получила название «светско-административная».
Третью управленческую революцию назвали «производственно-строительной», ее начало датируется периодом около тысячи лет спустя смерти Хаммурапи. Когда начал править Навуходоносор II (605 – 562 годы до нашей эры), в процессе постройки находилась Вавилонская башня и висячие сады, и происходило развитие систем контроля за работой специалистов на текстильных мануфактурах и в зернохранилищах.
Замечание 3
Характеристика третьей управленческой революции возможна через призму строительной деятельности и разработки сложных технических проектов, совместно с эффективными управленческими методами в системах контроля качества продуктов. Существенные результаты в разработке управленческих систем были достигнуты Древним Римом.
В число наиболее знаменитых из них выходит организация территориальных форм управления, автором которой является Диоклетиан (243 – 316 годы нашей эры), совместно с административными иерархическими формами в Римских католических церквях, в основу которых вошел функционализм, как система. Третья управленческая революция способствовала выделению групп людей, которые профессионально занимаются менеджментом в областях строительства и производства.
Четвертая управленческая революция по временным показателям почти идентична индустриальной революции XVIII–XIX веков, стимулирующей прогресс в европейском капитализме. В отличие от всех предшествующих революций, именно индустриальная революция в наибольшей степени способствовала развитию теории и практики управления.
С ходом событий, в которых индустрия выходила за рамки мануфактур (ручных фабрик), с последующим выходом за пределы фабричных систем (ранних машинных фабрик XIX века), было положено начало развития современной системы акционерных капиталов, владельцами все чаще осуществлялся уход от ведения бизнеса, как экономической деятельности, в рамках которой реализовывалось получение прибыли.
В качестве самой значимой характеристики данной управленческой революции выступает факт отделения процессов менеджмента от владения чем-либо, совместно с отделением от капиталов и областей, реализующих непосредственные формы деятельности, что стало основой в зарождении профессиональных управленческих систем. Новые системы собственничества ускорили развитие промышленности.
Пятая управленческая революция началась на рубеже конца XIX и начала XX веков и длится по сей день. Она получила название «бюрократическая». В ее теоретической основе находятся теории «рационального бюрократизма». Создателем настоящей концепции является немецкий социолог Макс Вебер, предлагающий реализовать замену капиталистов, как рабочих единиц на менеджеров и бюрократов – государственных чиновников.
В данный период получила активное развитие сфера крупного промышленного производства, область построения сложных иерархических структур в управлении, совместно с областью разграничения секторов производственного труда. Были внедрены нормативные акты и стандарты, была определена формальная структура в должностных обязанностях, совместно с границами ответственности менеджеров.
В общем, смысл пятой управленческой революции заключается в разделении непосредственно управленческих обязанностей и определением специальных управленческих групп, за которым закреплен конкретный функционал. Помимо этого, пятую управленческую революцию связывают с началом создания и развития менеджмента в качестве полноценной науки.
Процесс развития управленческой мысли нашел свое отражение в различных моделях управленческого характера, которые специалисты в данной области создавали, а затем и осуществляли на практике. При координации экономическими процессами данные потребности полностью обусловлены материальной и технологической базой производства, а также управленческой науки как таковой.
Условия возникновения и развития управленческой мысли
Главные условия появления и дальнейшего становления управленческой науки:
- изменения, активно происходящие в самом управлении. Данные изменения происходили под непосредственным влиянием разнообразных факторов развития производства;
- становление управленческой мысли;
- единое формирование науки, в дальнейшем определяющее методику объяснения исторических фактов;
- структуризация исторических перспектив в качестве основной потребности будущего формирования.
Основные факторы процесса становления управленческой мысли:
- появление и сочетание рыночного механизма с регулированием со стороны государства;
- изменения, происходящие в структуре потребностей общества в продукции, а также в услугах;
- усиление конкуренции в результате ограниченности ресурсов и уменьшения уровня спроса на товары и услуги традиционного вида;
- усиление общественных и экологических требований, предъявляемых к работе организации;
- увеличение общественной важности управленческого труда;
- повышенный уровень комплексности реализуемой продукции.
На более современной стадии представлений об управленческой мысли можно увидеть:
- полное отражение деятельности общества относительно процесса систематизации управленческой мысли;
- организацию и актуализацию управленческой мысли для дальнейшего использования;
- корректировку содержания управленческой теории в образовательной деятельности каждого субъекта;
- классификацию предметной сферы менеджмента.
Таким образом, формирование управленческой мысли имеет свои предпосылки, неродственное формирование которых ознаменовано различными идеями.
Эволюция управленческой мысли
Историю управленческой мысли целесообразно рассматривать вместе с эволюцией общественных и экономических условий становления мирового сообщества.
Основные этапы эволюции управленческой мысли:
- Промышленный переворот (с 20-30-х по 80-90-е гг. XIX в.). На данной стадии происходит появление общенационального рынка, возникновение предприятий, выступающих в качестве высокоэффективной формы социальной организации работников. При этом конкуренция является определенной формой разорения или поглощения соперника.
- Этап массового производства (первые три десятилетия XX в.). Особенности данного этапа:
- появление конвейерной системы, осуществление массового выпуска продукции, резкое сокращение цены товаров;
- рынок является малонасыщенным;
- конкуренция является предложением стандартизированного продукта по самой низкой цене;
- более строгое разделение отраслей; х
- хорошие перспективы экономического роста для компаний;
- слабый уровень вмешательства со стороны государства в бизнес.
- Стадия массового сбыта (30-50-е гг. XX в.). В это время происходит насыщение спроса на товары и услуги; переход от стандартной продукции к дифференцированной; полная смена производственной ориентации на рыночную. Наряду с этим происходит усиление значения внешней среды в работе предприятий. Регулированием экономики занимается государство.
- Постиндустриальное общество (60-90-е гг. XX в.). Появляется совершенно иное качество жизни, а именно:
- большая степень благосостояния людей, товары более качественного уровня;
- более оптимальные условия производства:
- активно изменяющиеся технические решения;
- постоянно возрастающие ограничения со стороны государства, следствием чего стало недовольство со стороны потребителей;
- смещение общественных приоритетов и акцентирование внимания на различных отрицательных явлениях, таких как загрязнение окружающей среды и т.д.
- Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.). Именно в то время возникает новая экономика, следствием чего стало разумное ограничение роста производства, а также рост области предоставления услуг. Наряду с этим происходит переход к информационному обществу.
ЛЕКЦИЯ № 2. Эволюция управленческой мысли
1. Классическая школа в управлении
Управленческие знания появились задолго до нашей эры и задолго до того, как управление оформилось в самостоятельную научную дисциплину и профессию. Самостоятельной областью деятельности управление было признано только в ХХ веке. Вместе с изменением практики менеджмента изменялись и учения об управлении.
Возникновение современной науки управления относится к началу ХХ века и связывается с именем Фредерика Тэйлора. Его основные теоретические положения изложены в работах «Управление фабрикой» (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г.), «Показания перед специальной комиссией конгресса» (1912 г.). Взрыв интереса к управлению вызвала его вторая работа, которая и считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследований.
Таким образом, Ф. Тэйлор является представителем классической школы управления, которая в свою очередь имела два направления: школу научного менеджмента, основоположником которой является Ф. Тэйлор, и школу административного управления, которую возглавил Анри Файоль. Научный менеджмент занимался проблемой повышения производительности труда отдельными рабочими. Административный менеджмент фокусировал внимание на управлении всей организацией как единого целого. Ф. Тейлор формулировал суть своей теории так: создана «наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности; максимального благосостояния». Можно выделить основные положения его концепции.
1. Разделение производственных операций на составные элементы, исследование каждого из них. Разработка стандартных методов выполнения каждой операции и замена ими старых, сложившихся на практике методов работы.
2. Отбор рабочих для каждой операции с учетом необходимых способностей; обучение их новым методам работы для наилучшего выполнения операций.
3. Установление дифференцированной заработной платы в зависимости от выполнения установленных норм.
4. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле внедрения новой организации труда.
5. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
Ф. Тэйлор выступал за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Он считал, что менеджер должен думать, а рабочий – работать. Главной задачей управления предприятием он считал обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого работника. Ф. Тэйлор подчеркивал, что истинные интересы тех и других не противоположны, а совпадают. Благосостояние одного в долгосрочном периоде не может быть без благосостояния другого.
Основной вклад Ф. Тэйлора в науку управления заключается в следующем:
1) он положил начало тщательному изучению трудового процесса, его отдельных операций и работ;
2) подчеркивал важность отбора и подготовки персонала для выполнения конкретных операций;
3) доказал важность справедливого вознаграждения за выполненную работу.
Слабые стороны его теории:
1) Ф. Тэйлор видел в работнике только исполнителя простых операций и функций, средство достижения цели;
2) он не принимал во внимание социальный контекст работы и более высокие потребности рабочих, кроме материальных;
3) не признавал разногласий, противоречий, конфликтов между людьми;
4) склонен был относиться к рабочим как несведующим, необразованным людям, игнорировал их идеи и предложения. Итак, Ф. Тэйлор занимался в основном вопросами управления производством в цехе, рационализацией труда отдельного рабочего. Большой вклад в развитие вопросов организации труда и производства применительно к России внесли Александр Богданов, Алексей Гастев, Осип Ермансий, Платон Керженцев и др.
Но с 20-х годов начинается разработка более общих принципов организации, подходов к управлению предприятием в целом. Родоначальником этого направления в классической школе считается А. Файоль. Его основной труд – «Общее и про-мышлен-ное управление» (1916 г.). В нем А. Файоль разрабатывает общие принципы администрирования. Управлять, утверждал он, значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся ресурсов. По его мнению, администрирование – это составная часть управления, которое охватывает более широкую деятельность предприятия и включает следующие функции: производственную, коммерческую, финансовую, страховую, учетную и административную. Анализируя административную функцию, А. Файоль выделяет 5 ее элементов: предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль. Это была первая попытка представить управление как единый универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций.
А. Файоль разработал принципы управления, которые считал универсальными, применимыми к любой административной деятельности. Однако на практике применение этих принципов должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление. Этими принципами являются:
1) разделение труда;
2) власть (право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться);
3) дисциплина (следование определенным правилам, принципам в организации);
4) единство распорядительства (единоначалие);
5) единство руководства (один начальник—одна программа);
6) подчинение частных интересов общему;
7) вознаграждение персонала (оно должно стимулировать работу с наивысшей отдачей);
8) централизация;
9) иерархия (построение цепи команд от руководителя к подчиненному);
10) порядок (все должны знать свое место в организации);
11) справедливость (равенство);
12) постоянство состава персонала;
13) инициатива (возможность создания и осуществления плана. Инициатива всех, присоединенная к инициативе начальства – большая сила для предприятия);
14) единение персонала (гармония и корпоративный дух).
Дальнейшее развитие классической школы происходило в двух направлениях: рационализация производства и исследование общих проблем управления. Здесь можно выделить работы Гаррингтона Эмерсона, Линделла Урвика, Макса Вебера.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Глава 7. Формирование управленческой деятельности на предприятии
Глава 7. Формирование управленческой деятельности на предприятии
7.1. Определение маркетинговых целей
События конца 1990-х – начала 2000-х гг. поставили перед предприятиями страны много важных и сложных задач, связанных с выживанием в сложившейся в этот период нелегкой
Идеология управленческой деятельности
Идеология управленческой деятельности
Власть — это бремя.
Иван
2.5 Анализ управленческой ситуации
2.5 Анализ управленческой ситуации
Пожалуй, ни в одном виде соревнований с такой очевидностью и быстротой не проявляются способности и опыт руководителя, как при анализе управленческой ситуации, если она выбрана правильно. Последнее означает, что тестовая ситуация
Лекция 1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ЭВОЛЮЦИЯ СЕТЕВОЙ КОНЦЕПЦИИ
Лекция 1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ЭВОЛЮЦИЯ СЕТЕВОЙ КОНЦЕПЦИИ
В данной лекции прослеживается эволюция сетевой концепции, характеризуются наиболее известные теоретические взгляды на природу межфирменных сетей. В
8.1. Модель управленческой сетки
8.1. Модель управленческой сетки
Поведенческая модель эффективного лидера. Вернее, модели. Их разрабатывали в университете штата Огайо, Мичиганском и Техасском университетах. Три модели, которые очень похожи друг на друга. Отчасти они продолжали работы друг друга.
12.4. Передача технической и управленческой информации
12.4. Передача технической и управленческой информации
Даже говорить не хочется. Это всегда было, есть и будет. Не то сказал – не так понял. Мы тут до конца времен можем рисовать воронки понимания: объяснять, сколько информации человек слышит, сколько понимает, сколько
Приложение II Основные инструменты управленческой борьбы
Приложение II
Основные инструменты управленческой борьбы
ВведениеЗадача этой заметки — познакомить читателя с основными технологиями эффективного действия в ситуациях конкуренции, борьбы, неопределенности. Основной результат, который читатель может вынести из
3.4. Организационные культуры как объект управленческой деятельности
3.4. Организационные культуры как объект управленческой деятельности
Современный уровень менеджмента (80-90-х годов) предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п.
7. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
7. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Практика менеджмента насчитывает уже многие тысячелетия. Любое древнее государство предполагало стройную систему управления. Развитие теории менеджмента проходило постепенно. Отдельные части этой теории можно
48. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
48. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновации отражают механизм развития социальных систем любого типа. Основные свойства социальных инноваций:1) целенаправленность изменений. Инновации обращены на достижение конкретного
6.3. Составляющие управленческой компетентности
6.3. Составляющие управленческой компетентности
Мы увидели, какие многомерные характеристики используются при оценке качеств руководителей. И возникает закономерный вопрос: «Можно ли оценить управленческие качества руководителя в цифровых показателях?» Можно. Задача,
6.4. Развитие управленческой компетентности
6.4. Развитие управленческой компетентности
Если рассматривать труд руководителя в организационно-психологическом ракурсе, то многообразие административно-управленческого процесса можно представить в виде формулы:УПРАВЛЕНИЕ = ОРГАНИЗАЦИЯ + КОНТРОЛЬ,где:ОРГАНИЗАЦИЯ –