Изменения налога на добычу полезных ископаемых

Изменения налога на добычу полезных ископаемых thumbnail

Основная нагрузка ляжет на производителей удобрений — «ФосАгро», принадлежащий семье Андрея Гурьева, «Еврохим» Андрея Мельниченко, «Уралкалий» Дмитрия Мазепина, а также на металлургические компании — «Норникель» Владимира Потанина, НЛМК Владимира Лисина и UC Rusal, основанную Олегом Дерипаской. По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», повышение налога обойдется «Норникелю» в 4,7% EBITDA в 2021 году, UC Rusal — в 1,2%, НЛМК — в 0,7%. РБК направил им запросы.

Глава Минфина объяснил, что идея увеличить налог именно для этих видов сырья состоит в том, чтобы «выйти примерно на мировые уровни изъятий и все-таки подтянуть эти уровни налогообложений к более высоким ставкам НДПИ по алмазам и золоту».

«Если посмотреть уровни налогообложения по многокомпонентным рудам в процентах от выручки, то у нас этот сектор вообще характеризуется одним из самых низких объемов налоговых изъятий. Я уж не говорю про общемировые уровни налоговых изъятий по такого рода компаниям, работающим в этих секторах», — пояснил Силуанов.

По его словам, в России большая дифференциация по уровню добычи и налогов в алмазном секторе, в золотом секторе, в секторе полиметаллов и так далее. «Поэтому мы стараемся здесь навести некую справедливость», — отметил министр. По его словам, доля НДПИ в выручке производителей драгоценных камней достигает 6%, а по многокомпонентным рудам — максимум 1,7%. «Многие [российские] компании не дотягивают и до 1%, например у производителей минудобрений — 0,3–0,5%. Если посмотреть, как в других странах, то этот показатель в основном 3, 4, 5%, где-то даже 10% есть», — заключил он.

Почему Минфин ищет деньги
В результате кризиса, наступившего из-за пандемии коронавируса и резкого снижения цен на нефть, налоговые поступления в российский бюджет сократились. Минфин предложил программу так называемой мобилизации доходов на 2021–2023 годы, которая должна в этот период пополнить казну на 1,8 трлн руб. Программа предусматривает ряд непопулярных мер, среди которых пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение табачных акцизов, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов. По оценке Минфина, дефицит бюджета в 2020 году может составить до 5% ВВП, в связи с этим ведомство планировало увеличить объем валовых заимствований до 5 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.

Какие аргументы против новых налогов у бизнеса

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.

  • Шохин отмечает, что законопроект Минфина о повышении НДПИ не обсуждался с предпринимательским сообществом и нарушает стабильность налоговых условий для бизнеса, о которой говорил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Дополнительный рост фискальной нагрузки вместо механизмов долгосрочной стабильности и государственной поддержки несет высокие экономические и социальные риски для регионов, вплоть до закрытия предприятий, сокращения рабочих мест, замечает он.
  • «Рост ставки НДПИ отрицательно повлияет на инвестиционную активность, развитие минерально-сырьевой базы, сделает невозможным достижение показателей национальных проектов, таких как «Международная кооперация и экспорт» и «Экология», — добавляет Шохин.
  • Увеличение налога приведет к неконкурентоспособности минеральных удобрений на внешнем рынке в текущих условиях нестабильности рынка фосфорсодержащих и калийных удобрений, а также действующих торговых ограничений на российские минеральные удобрения на основных рынках сбыта, пишет Гурьев Белоусову. Глава РАПУ напоминает, что производство апатитового концентрата сосредоточено за полярным кругом (на Кольском полуострове) в экстремально жестких климатических условиях, что требует постоянных капиталовложений.
  • Лисин отмечает, что дополнительная нагрузка ограничивает развитие минерально-сырьевой базы, ставя под сомнение целесообразность отработки зрелых месторождений, что приведет к ухудшению социально-экономической обстановки в горнодобывающих регионах, в моногородах, особенно расположенных в арктической зоне. По его мнению, инициатива может спровоцировать инфляцию затрат и рост цен на продукцию.

Первая попытка

Два года назад, в августе 2018 года, Белоусов, который на тот момент занимал должность помощника президента, предлагал Путину собрать средства на выполнение его майских указов у металлургов и производителей удобрений, а также у «Сибура». Речь шла об изъятии более 500 млрд руб. сверхдоходов. Путин поручил правительству проработать эту идею. Но Силуанов тогда встал на сторону компаний, посчитав введение такого сбора нецелесообразным. В итоге в ходе встреч с бизнесменами на площадке РСПП «план Белоусова» видоизменился: теперь речь идет об участии компаний в реализации нацпроектов.

РБК направил запрос в пресс-службу правительства и представителю Белоусова. Силуанов сообщил журналистам, что планирует уже в четверг, 17 сентября, встретиться с представителями бизнеса, чтобы обсудить законопроект.

Авторы

Светлана Бурмистрова, Юлия Старостина

Источник

https://ria.ru/20200930/nalog-1577998464.html

Госдума повысила налог на добычу полезных ископаемых для удобрений и руд

Госдума повысила налог на добычу полезных ископаемых для удобрений и руд

Госдума приняла закон о повышении в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений и металлургов, сделав исключение для новых РИА Новости, 30.09.2020

2020-09-30T13:49

2020-09-30T13:49

2020-09-30T13:49

антон силуанов

госдума рф

андрей белоусов

экономика

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn22.img.ria.ru/images/07e4/09/10/1577337476_0:0:2507:1410_1920x0_80_0_0_e33d586ee86eaa68c1840aeaa62a4996.jpg

МОСКВА, 30 сен – РИА Новости. Госдума приняла закон о повышении в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений и металлургов, сделав исключение для новых инвестпроектов, реализуемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).Документ вводит рентный коэффициент 3,5 к ставке НДПИ при добыче калийных и природных солей, чистого хлористого натрия, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды. Эта мера принесет бюджету в будущем году 56 миллиардов рублей, пояснял глава Минфина Антон Силуанов перед первым чтением.Однако при рассмотрении проекта закона во втором чтении Госдума поддержала поправку, которая исключает применение такого повышающего коэффициента в отношении новых инвестиционных проектов в сфере добычи твердых полезных ископаемых, реализуемых в рамках СЗПК. Такая договоренность была достигнута по итогам встречи первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова с представителями крупного российского бизнеса.Согласно поправке, рентный коэффициент принимается равным 1 в отношении полезных ископаемых, добытых на участке недр, степень выработанности запасов которого по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1%, и при условии их добычи в рамках заключенного СЗПК. Такой коэффициент будет применяться в течение пяти лет, следующих за годом начала промышленной добычи.Закон должен вступить в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем через месяц со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по НДПИ (календарный месяц).

https://ria.ru/20200925/nalogi-1577753955.html

https://ria.ru/20200914/migranty-1577190573.html

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn21.img.ria.ru/images/07e4/09/10/1577337476_163:0:2043:1410_1920x0_80_0_0_f15f191ccb566dc328518e7abce40752.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

антон силуанов, госдума рф, андрей белоусов, экономика

МОСКВА, 30 сен – РИА Новости. Госдума приняла закон о повышении в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений и металлургов, сделав исключение для новых инвестпроектов, реализуемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).

Документ вводит рентный коэффициент 3,5 к ставке НДПИ при добыче калийных и природных солей, чистого хлористого натрия, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды. Эта мера принесет бюджету в будущем году 56 миллиардов рублей, пояснял глава Минфина Антон Силуанов перед первым чтением.

Однако при рассмотрении проекта закона во втором чтении Госдума поддержала поправку, которая исключает применение такого повышающего коэффициента в отношении новых инвестиционных проектов в сфере добычи твердых полезных ископаемых, реализуемых в рамках СЗПК. Такая договоренность была достигнута по итогам встречи первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова с представителями крупного российского бизнеса.

Согласно поправке, рентный коэффициент принимается равным 1 в отношении полезных ископаемых, добытых на участке недр, степень выработанности запасов которого по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1%, и при условии их добычи в рамках заключенного СЗПК. Такой коэффициент будет применяться в течение пяти лет, следующих за годом начала промышленной добычи.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем через месяц со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по НДПИ (календарный месяц).

Источник

МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о внесении в Налоговый кодекс РФ изменений по корректировке параметров налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья, а также об отмене ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Документ был инициирован правительством РФ.

“Реализация положений, предусматривающих повышение эффективности взимания налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налога на добычу полезных ископаемых, приведет к дополнительным поступлениям в федеральный бюджет около 100 млрд рублей и порядка 90 млрд рублей в год по НДПИ”, – сказано в финансово-экономическом обосновании к закону.

В пояснительной записке уточняется, что закон определяет размер удельных расходов при расчете минимальной налоговой базы по НДД в размере 7 140 рублей до 31 декабря 2023 года, тогда как раньше он устанавливался на срок до 2021 года. С 1 января 2024 года он составит 8 600 рублей.

Кроме того, будет расширен перечень участков недр “3 группы” налогового режима за счет выработанных месторождений Северо-Кавказского федерального округа, а также на территории Сахалинской области. Расширяется и перечень участков недр “4 группы”.

Также закон отменяет с 1 января 2021 года налоговые льготы по НДПИ при добыче сверхвязкой нефти.

“Принятие соответствующего федерального закона позволит повысить эффективность взимания НДД и НДПИ, а также компенсировать недополученные доходы федерального бюджета от введения НДД и предотвратить дальнейшее снижение доходов федерального бюджета”, – сказано в документе.

Поправки ко второму чтению

Поправками ко второму чтению был уточнен порядок применения налогового вычета по НДПИ, связанного с созданием объектов внешней инфраструктуры, при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Уточняется порядок применения налогового вычета по НДПИ, связанного с добычей нефти на участке недр, расположенном на территории РФ и включающего запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС по состоянию на 1 января 2018 года.

Кроме того, предусматривается, что расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, произведенные и оплаченные до дня вступления закона в силу, но не включенные в состав фактических расходов по добыче в налоговых периодах до дня вступления закона в силу, включаются в состав таких расходов равномерно в течение трех налоговых периодов после вступления закона в силу.

Об НДД

Минфин в июле выдвинул инициативу о необходимости корректировки НДД. По оценке министерства, бюджет за год недополучил от нефтяников более 200 млрд рублей.

С 2019 года под НДД подпадают месторождения с высокой долей выработанности и определенным географическим положением. Сейчас Минфин предлагает ухудшить условия НДД для всех групп месторождений, запретив уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%).

Кроме того, для второй группы месторождений (всего их четыре в НДД) предлагается вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используется при расчете НДД) в 2021-2023 годах ввести повышающий коэффициент 1,5. Это означает, что налоговая нагрузка для месторождений второй группы будет выше, чем в действующей налоговой системе без льгот.

Минфин ожидает, что принятие поправок позволит за три года дополнительно привлечь в бюджет примерно 200 млрд рублей. Нефтяники же выражали надежду на то, что корректировка будет не столь жесткой. По оценке Минэнерго, НДД – эффективный механизм, благодаря которому в отрасль удалось привлечь около 100 млрд рублей инвестиций.

Источник

Пострадают, скорее, бюджеты зажиточных регионов

Доходы бюджета не окупят ссору Минфина с горняками /Денис Абрамов / Ведомости

Госдума приняла в первом чтении законопроекты Минфина по повышению налогов для добывающих компаний: на ставки по НДПИ в отношении отдельных твердых полезных ископаемых (металлов и удобрений) вводится повышающий коэффициент 3,5, отменяется ряд льгот по НДПИ, включая льготу на добычу сверхвязкой нефти, а зона применения налога на дополнительный доход расширяется.

Идея повысить налоги для добывающих компаний впервые появилась в 2018 г. вместе со «списком Белоусова». Тогда еще помощник президента Андрей Белоусов представил президенту Владимиру Путину перечень из 14 компаний горно-металлургического и химического секторов, которым было предложено платить по 0,5 трлн руб. в год. Главная причина – получение этими компаниями сверхдоходов и низкие налоги. Тогда в результате переговоров компании согласились инвестировать эти средства в экономику России.

Однако в законопроекте, который предлагает правительство сейчас, нет никакого перечня компаний: речь идет о повышении НДПИ, отмене отдельных льгот и изменении расчетных коэффициентов для всех компаний, получающих доход от земли. «Это рентные предприятия, которым основной доход дает не производительность труда, а земля, – поясняет логику правительства директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. – Они высокорентабельные, обладают достаточной прибылью, и они недоплачивают налогов».

По словам статс-секретаря – заместителя министра финансов Алексея Сазанова средняя доходность по отраслям, облагаемым НДПИ, составляет более 20%, а по отдельным компаниям – более 50%. По расчетам Минфина, после вступления законопроекта в силу налоговая нагрузка на прибыль для таких компаний повысится на 2%. «Поэтому мы не ожидаем существенного ухудшения финансового положения таких компаний от наших нововведений», – сказал он, выступая в ходе первого слушания законопроекта в Думе во вторник.

Эксперты обращают внимание на существующий низкий уровень налогообложения рентных компаний, а также на весьма скромные аппетиты Минфина. «По действующему в настоящий момент в РФ законодательству эффективная ставка НДПИ по нефти составляет 40–50% от выручки, по газу – 15%, по драгоценным камням – 8%, по драгметаллам – около 6%, а по твердым полезным ископаемым – всего 0,5–0,6%, – подсчитал доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Каленов. – При этом за рубежом последний показатель выше в разы и находится на уровне 2–6%. В связи с этим внесенный на рассмотрение в Госдуму законопроект о повышении с 2021 г. НДПИ в 3,5 раза для металлургов и производителей удобрений выглядит логично. По задумке Минфина, это позволит пополнить бюджет 2021 г. на 56 млрд руб.».

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНХП) РАН Александр Широв указывает, что это крайне незначительная сумма по масштабам российской экономики. «Именно в связи с ее незначительностью возникает главный вопрос: насколько необходимы эти действия, существенно осложняющие взаимоотношения государства и крупного бизнеса», – отмечает он.

При этом компаниям вряд ли удастся переложить возросшие в связи с увеличением налогов расходы на потребителей. «Цены на большинство сырьевых товаров, которые подпадут под новый размер налогообложения, формируются по принципу экспортного паритета (цены равны экспортным, скорректированным на курс рубля и за вычетом затрат на налоги и транспортировку) либо вообще в рамках ценообразования внутри вертикально-интегрированных компаний, – объясняет Широв. – Таким образом, существенного роста цен на такую продукцию ожидать не стоит».

Помимо самих компаний пострадавшими от налоговых новаций могут оказаться регионы, предупреждают эксперты. По Бюджетному кодексу нормативы зачисления поступлений от НДПИ в федеральный и региональные бюджеты зависят от вида полезных ископаемых. Как следствие, эффект от предлагаемых мер на региональные бюджеты будет зависеть от того, какой вид сырья добывается в том или ином регионе, поясняет эксперт группы региональных рейтингов АКРА Максим Першин. «Собственные доходы регионов, специализирующихся на добыче нефти и природного газа, вследствие принятия предложенных Минфином России изменений в налоговом законодательстве могут снизиться, – отмечает он. – Речь прежде всего может идти о Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе».

Но эти регионы вряд ли столкнутся с существенными трудностями – там придерживаются консервативной политики и располагают значительным запасом бюджетных средств. «Для других регионов, в значительной степени зависящих от налогов от нефтегазового сектора и не располагающих столь существенными резервами, новые изменения законодательства станут более проблематичными», – поясняет Першин. При этом эксперт напоминает, что норматив зачисления поступлений от НДПИ по металлам и удобрениям в региональные бюджеты составляет 60%. «Несмотря на снижение поступлений по налогу на прибыль, регионы, в которых осуществляется добыча таких полезных ископаемых, могут увеличить свои доходы за счет больших поступлений по НДПИ», – отмечает Першин.

Что касается отмены льгот, то ее эксперты тоже оценивают в целом положительно. По мнению Широва, это «не приведет к массовым банкротствам либо другим негативным последствиям институционального характера». Впрочем, нефтяные компании уже пригрозили сокращением инвестиций в новых условиях, так что ко второму чтению этот пункт может измениться.

Обсуждение поправок в Налоговый кодекс, предполагающих повышение ставки НДФЛ до 15% для лиц, чьи доходы превышают 5 млн руб. в год, Госдума решила обсудить в первом чтении в октябре.

Источник