Изменения могут быть полезными и вредными одновременно

Изменения могут быть полезными и вредными одновременно thumbnail

Занятие по теме «Изменения могут быть полезными и вредными одновременно».

Дедуктивное исследование (от общего к частному, гипотеза остаётся одна в результате отбора).

Обобщение: Изменения могут быть полезными и вредными одновременно.

Материал: Работы детей, выполненные дома (рабочий лист «Полезные и вредные изменения»). Тексты о природных изменениях, изменениях в природе, жизни людей. Рабочие листы.

Этапы проведения занятия.

Вспомнить какую тему изучаем. Что мы уже знаем об изменениях?

  1. Обзор. Мотивация. Для возникновения проблемной ситуации используются работы выполненные детьми дома. (Одни и те же примеры оказались в разных группах, например: появление снежного покрова. Полезное – защищает корни от промерзания, вредное – лишает птиц возможности находить корм на земле.)

Вспомнить какое задание выполняли дома. Обратить внимание на то, что дети сделали классификацию изменений, проводя разделение примеров на 2 группы: полезные и вредные изменения.

Приводятся примеры (Дети называют свои примеры), которые оказались в группе полезных изменений, затем вредных, фиксируется противоречие: некоторые примеры попали в одну и другую группы. Что делать? Почему один и тот же пример попал в разные группы? Как сделать правильно?

Выслушиваются догадки детей, на их основе формулируется гипотеза для исследования (на доске): одно и то же изменение может быть полезным и вредным одновременно. Нужно ли поискать факты, с целью проверки нашей гипотезы? Ведь пока не доказано, действительно ли может быть так, что одно и то же изменение будет полезным и вредным одновременно. Знак вопроса под гипотезой.

  1. Исследование в малых группах. Определить роли, организовать работу.

Вспомнить правила работы в группах.

Внимательно работать с инструкцией, рабочим листом.

  1. Обмен информацией. Выступление групп.

  2. Оценка информации.

Подтверждение идеи фактами. Оценим найденные вами факты как подтверждающие гипотезу или нет. Факты, которые подтверждают гипотезу будем располагать на соответствующем месте схемы, а если факт не относится к доказываемой гипотезе или опровергает её, то его следует расположить справа от схемы.

Расположение под схемой.

Что можно сказать о нашей гипотезе? Можно ли её считать доказанной? Сделать заключение о доказанности гипотезы, снять с неё знак вопроса.

  1. Подведение итогов. Попросить детей сделать заключение о причине расхождения в отнесении одних и тех же изменений в группу полезных и вредных изменений: Одни и те же изменения могут быть для кого-то полезными, а для кого-то вредными, т. е одно и то же изменение может быть полезным и вредным одновременно.

Рабочий лист

Мы прочитали текст про_______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________

Пример изменения__________________________________________

Изменение полезное, потому что Изменение вредное, потому что

_____________________________________ __________________________________

_____________________________________ __________________________________

_____________________________________ __________________________________

_____________________________________ __________________________________

*Мы придумали свои примеры одновременно полезных и вредных изменений.

Инструкция 1

  1. Прочитайте текст.

  2. Выделите примеры полезных и вредных изменений.

  3. Заполните рабочий лист.

  4. Из предложенных иллюстраций выберите подходящие картинки, составьте коллаж.

*Подумайте и приведите свои примеры одновременно полезных и вредных изменений.

  1. Приготовьтесь к выступлению.

Инструкция 2

  1. Прочитайте текст.

  2. Как смех ребят изменил поведение Вити?

  3. Оцените поступок мальчика.

  4. Выделите примеры полезных и вредных изменений.

  5. Заполните рабочий лист.

  6. Из предложенных иллюстраций выберите подходящие картинки, составьте коллаж.

*Подумайте и приведите свои примеры одновременно полезных и вредных изменений.

  1. Приготовьтесь к выступлению.

Инструкция 3

  1. Прочитайте текст.

  2. Выделите примеры полезных и вредных изменений.

  3. Заполните рабочий лист.

  4. Из предложенных иллюстраций выберите подходящие картинки, составьте коллаж.

*Подумайте и приведите свои примеры одновременно полезных и вредных изменений.

  1. Приготовьтесь к выступлению.

Инструкция 4

  1. Прочитайте текст.

  2. Выделите примеры полезных и вредных изменений.

  3. Заполните рабочий лист.

  4. Из предложенных иллюстраций выберите подходящие картинки, составьте коллаж.

*Подумайте и приведите свои примеры одновременно полезных и вредных изменений.

  1. Приготовьтесь к выступлению.

Инструкция 5

  1. Прочитайте текст.

  2. Выделите примеры полезных и вредных изменений.

  3. Заполните рабочий лист.

  4. Из предложенных иллюстраций выберите подходящие картинки, составьте коллаж.

*Подумайте и приведите свои примеры одновременно полезных и вредных изменений.

  1. Приготовьтесь к выступлению.

На катке.

(В. Осеева)

День был солнечный. Лёд блестел.

Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно размахивая руками, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

-Молодец! – крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

-Я нечаянно… – сказал он, отряхивая с её шубки снег. – Ушиблась?

Девочка улыбнулась:

-Коленку…

Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» – подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

-Эка невидаль – коленка! Вот плакса! – крикнул он, пробегая мимо школьников.

– Иди к нам! – позвали они.

Витя подъехал к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Дождь.

Какая бы жизнь была на Земле без воды? Ведь вода является главной составляющей всего живого на нашей планете: и растений, и животных, и человека.

Под действием солнечных лучей вода испаряется с поверхности океанов, рек, озёр, превращается в облака и выпадает на землю живительным дождём. Дожди питают землю, реки, давая необходимую влагу растениям и животным.

Однако бывает так, что дожди идут не один день подряд. Тогда это настоящее бедствие. Наводнения могут затапливать целые селения людей.

Солнце.

Как хорошо, когда после проливных дождей наступают солнечные дни! Земля просыхает, весело поют птицы, распускаются цветы.

Но вот проходит неделя, другая, месяц, и за это время не пролилось ни капли дождя. Долгожданное солнышко перестаёт радовать нас. Земля становится сухой, на ней появляются трещины. Растения сохнут, не образуя плодов. В засушливое лето, несмотря на старания человека, могут погибнуть даже урожаи культурных растений.

Огромный вред засуха может нанести и целым лесам. Ведь от сильной жары часты лесные пожары, уничтожающие растительный и животный мир.

Огонь.

Зимний вечер притих за окном. Он хмур и холоден. А мы зажжём свечку и будем смотреть на огонь. Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке. В нём таится могучая сила. Пламя твоей свечи помнит о самом первом огне, у которого согрелись первые люди. Может быть, это молния зажгла сухое дерево, а может, сами загорелись в лесу прелые листья.

Тогда ещё люди не умели добывать огонь, и они бережно хранили его в ямах с угольками. Какое горе приносил ливень, отнимающий огонь! Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропускали его лучи сквозь стеклянные круглые сосуды.

Со временем огонь стал привычным, обыкновенным помощником человека в борьбе за существование: на огне варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода.

Однако огонь всегда таил в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становился страшным врагом. Люди видели, каким он бывает разным: то добрым другом и помощником, а то грозной стихией, уничтожающей всё на своём пути.

Огонь.

Зимний вечер притих за окном. Он хмур и холоден. А мы зажжём свечку и будем смотреть на огонь. Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке. В нём таится могучая сила. Пламя твоей свечи помнит о самом первом огне, у которого согрелись первые люди. Может быть, это молния зажгла сухое дерево, а может, сами загорелись в лесу прелые листья.

Тогда ещё люди не умели добывать огонь, и они бережно хранили его в ямах с угольками. Какое горе приносил ливень, отнимающий огонь! Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропускали его лучи сквозь стеклянные круглые сосуды.

Со временем огонь стал привычным, обыкновенным помощником человека.

Однако огонь всегда таил в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становился страшным врагом. Люди видели, каким он бывает разным: то добрым другом и помощником, а то грозной стихией, уничтожающей всё на своём пути.

Пластмассы.

Сегодня загрязнение почвы и водоёмов бытовыми отходами стало опасным. Огромное количество пластмасс заполнили все свалки. Растут полиэтиленовые сугробы и горы пластмассовых бутылок, упаковок и других изделий.

На пластмассы ранее возлагалось много надежд. Люди радовались, что искусственные материалы помогают сохранять леса, другие природные запасы. А теперь учёные ломают голову, как поступить с пластиками, когда они приходят в негодность. Пластмассы оказались опасной частью бытовых отходов. Некоторые пластмассы, когда разлагаются, выделяют ядовитые вещества. Другие пластмассы оказались очень устойчивыми и не могут разлагаться, поэтому накапливаются в огромных количествах.

Мусорные свалки сегодня можно встретить уже повсюду: в лесу, у дорог, в оврагах, вокруг дачных посёлков и других местах. Самое печальное, что большинство людей не видят в этом серьёзной проблемы. Не понимают, что этот мусор вернётся к каждому человеку загрязнённой водой, овощи и ягоды будут отравлены и непригодны в пищу, окажется отравленным и воздух.

Источник

Лыжи

История возникновения лыж началась со  снегоступов. Снегоступы придумали, чтобы передвигаться по снегу во время охоты. Их изготовляли, натягивая шкуры животных на деревянный каркас или переплетая гибкие прутья. Одним из вариантов такого снегоступа были деревянные дощечки.

Постепенно эти дощечки стали приобретать продолговатую форму. Их стали специально приспосабливать к скольжению, для чего выгибали носовую часть и смазывали нижнюю поверхность животным жиром. Для прикрепления их к ногам использовались тонкие и прочные ремни из шкур животных.

Лыжи из пластика более легкие. Они развивают довольно большую скорость, более долговечны.

В результате занятий лыжами повышается иммунитет, тренируются разные группы мышц, ног, рук и спины. Лыжные прогулки помогают улучшить состояние людей.

Гроза

Гроза́ — атмосферное явление, при котором внутри облаков возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Во время грозы бывает сильный дождь и ветер.

Молния-это электрический разряд от тучи к туче или от тучи к Земле.

Молнии бывают разные.

Линейная молния– похожа на разветвленныекорни дерева.

Шаровая молния– это светящие шары. Они медленно двигаются, а иногда стоят на месте.

Гроза серьезная угроза для жизни людей и животных.

Удары молнии вызывают много пожаров, которые иногда охватывают огромные территории.

Во время грозы нельзя говорить по телефону, выключите телевизоры, компьютеры. Держитесь подальше от электроприборов.

Заводы

Завод – крупное промышленное предприятие. На заводах обычно производят необходимые для человека предметы и вещи (ткани, мебель, одежду и прочее), а так же производят станки, машины.

Заводы  ежедневно выбрасывают в воздух планеты тонны пыли и частиц вредных отравляющих веществ. Продукты переработки сливаются в реки и моря, не проходя перед этим очистку.

Загрязнение воды убивает большое количество рыбы, птиц и других животных.

Загрязнение превращает ручьи, озера и прибрежные воды в места, непригодные для отдыха и купания.

Люди, которые пьют загрязненную воду, могут заболеть.

КАК ПОСТРОИТЬ ДОМ

В старину строили медленно, потому что всю тяжёлую работу человеку приходилось делать самому. Сначала нужно было вырыть яму для фундамента. Затем каменщики клали стены, столяры строгали рамы и двери. Кровельщики готовили железо для крыши.

И всё это надо было поднимать наверх на собственной спине! Тяжёлое было время…

А сейчас у строителей появились сотни могучих стальных помощников. Они-то и выполняют самую тяжёлую работу. Теперь машинист экскаватора – механического землекопа – один выполняет работу, которая раньше под силу ста землекопам. Пройдёт совсем немного дней, и яма-котлован готова!

А подъёмный кран! Эта машина-силач быстро поднимет на любой этаж и балку, и колонну, и железный короб, наполненный кирпичами, или даже целую стену.

ДЛЯ ЧЕГО ХРИСТОФОР КОЛУМБ ОТПРАВИЛСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ

Христофора Колумба с детства манили дальние страны. Он мечтал открыть новый путь в Индию – на запад. На востоке тогда войска Османской империи грабили торговые караваны и не пускали их в Индию. Он хотел привезти для своего короля много золота, пряностей, ковров и других ценных товаров.

Но вместо Индии, сам того не ведая, Колумб открыл новый материк – Америку. Он привёз оттуда и золото, и пряности, и сахар, и экзотические плоды (лимоны, апельсины, ананасы), и кофе, и картофель, и помидоры.

А в Америку были доставлены лошади и коровы, ослы и свиньи, а также семена сельскохозяйственных растений.

ВЕЛИКИЙ УЧЁНЫЙ 20 ВЕКА, ФИЗИК НИЛЬС БОР

За пятьдесят лет научной работы Нильс Бор раскрыл многие тайны строения вещества. Он впервые создал модель атома, объяснил, как устроен атом. За это его наградили Нобелевской премией.

Много нового внёс Нильс Бор в раскрытие тайн атома. Знаменит он ещё и как борец за мир, за мирное использование атомной энергии.

Но, к сожалению, против его воли, открытие атома было использовано не только в мирных целях, но и для создания страшного оружия против человечества – атомной бомбы.

Хиросима и Нагасаки — одни из самых известных японских городов в мире. Здесь были взорваны атомные бомбы. Два города были полностью разрушены, погибли тысячи людей, а мир полностью изменился.

Источник

Занятие по теме «Изменения могут быть полезными и вредными одновременно».

Дедуктивное исследование (от общего к частному, гипотеза остаётся одна в результате отбора).

Обобщение: Изменения могут быть полезными и вредными одновременно.

Материал: Работы детей, выполненные дома (рабочий лист «Полезные и вредные изменения»). Тексты о природных изменениях, изменениях в природе, жизни людей. Рабочие листы.

Этапы проведения занятия.

Вспомнить какую тему изучаем. Что мы уже знаем об изменениях?

Обзор. Мотивация. Для возникновения проблемной ситуации используются работы выполненные детьми дома. (Одни и те же примеры оказались в разных группах, например: появление снежного покрова. Полезное – защищает корни от промерзания, вредное – лишает птиц возможности находить корм на земле.)

Вспомнить какое задание выполняли дома. Обратить внимание на то, что дети сделали классификацию изменений, проводя разделение примеров на 2 группы: полезные и вредные изменения.

Приводятся примеры (Дети называют свои примеры), которые оказались в группе полезных изменений, затем вредных, фиксируется противоречие: некоторые примеры попали в одну и другую группы. Что делать? Почему один и тот же пример попал в разные группы? Как сделать правильно?

Выслушиваются догадки детей, на их основе формулируется гипотеза для исследования (на доске): одно и то же изменение может быть полезным и вредным одновременно. Нужно ли поискать факты, с целью проверки нашей гипотезы? Ведь пока не доказано, действительно ли может быть так, что одно и то же изменение будет полезным и вредным одновременно. Знак вопроса под гипотезой.

Исследование в малых группах. Определить роли, организовать работу.

Вспомнить правила работы в группах.

Внимательно работать с инструкцией, рабочим листом.

Обмен информацией. Выступление групп.

Оценка информации.

Подтверждение идеи фактами. Оценим найденные вами факты как подтверждающие гипотезу или нет. Факты, которые подтверждают гипотезу будем располагать на соответствующем месте схемы, а если факт не относится к доказываемой гипотезе или опровергает её, то его следует расположить справа от схемы.

Расположение под схемой.

Что можно сказать о нашей гипотезе? Можно ли её считать доказанной? Сделать заключение о доказанности гипотезы, снять с неё знак вопроса.

Подведение итогов. Попросить детей сделать заключение о причине расхождения в отнесении одних и тех же изменений в группу полезных и вредных изменений: Одни и те же изменения могут быть для кого-то полезными, а для кого-то вредными, т. е одно и то же изменение может быть полезным и вредным одновременно.

Вернуться к примеру появления снежного покрова. Что мы можем сделать для того, чтобы помочь птицам зимой? Высказывания детей.

Рабочий лист

Мы прочитали текст про _______________________________________

Пример изменения__________________________________________

Изменение полезное, потому что Изменение вредное, потому что

_____________________________________ __________________________________

_____________________________________ __________________________________

_____________________________________ __________________________________

_____________________________________ __________________________________

*Мы придумали свои примеры одновременно полезных и вредных изменений.

Технологическая карта для работы в группе.

  1. Прочитайте текст.

  2. Выделите примеры полезных и вредных изменений.

  3. Заполните рабочий лист.

  4. Соберите картинку и наклейте на лист бумаги.

  5. *Подумайте и приведите свои примеры одновременно полезных и вредных изменений. В случае затруднения используйте картинку – подсказку.

  6. Подумайте, как мы, второклассники, можем подействовать на это изменение, чтобы не было вреда для окружающего мира.

  7. Приготовьтесь к выступлению.

Пластмассы.

Сегодня загрязнение почвы и водоёмов бытовыми отходами стало опасным. Огромное количество пластмасс заполнили все свалки. Растут полиэтиленовые сугробы и горы пластмассовых бутылок, упаковок и других изделий.

На пластмассы ранее возлагалось много надежд. Люди радовались, что искусственные материалы помогают сохранять леса, другие природные запасы. А теперь учёные ломают голову, как поступить с пластиками, когда они приходят в негодность. Пластмассы оказались опасной частью бытовых отходов. Некоторые пластмассы, когда разлагаются, выделяют ядовитые вещества. Другие пластмассы оказались очень устойчивыми и не могут разлагаться, поэтому накапливаются в огромных количествах.

Мусорные свалки сегодня можно встретить уже повсюду: в лесу, у дорог, в оврагах, вокруг дачных посёлков и других местах. Самое печальное, что большинство людей не видят в этом серьёзной проблемы. Не понимают, что этот мусор вернётся к каждому человеку загрязнённой водой, овощи и ягоды будут отравлены и непригодны в пищу, окажется отравленным и воздух.

Фабрики и заводы

Всем нужна чистая вода. Но вода загрязняется сточными водами фабрик, заводов и жилищ людей. Большой вред водоёмам приносит загрязнение нефтяными продуктами. Начинают болеть и погибать звери, рыбы, птицы, растения. В то же время трудно представить себе жизнь без промышленных предприятий. На них выпускают необходимую для людей продукцию, разнообразные машины.

Такие разные машины

Жизнь человека невозможна без машин. Они выполняют полезную работу. Одни машины перевозят людей и грузы. Другие приводят в порядок улицы. Третьи помогают строить дома.

Использование автомобилей

Автомобили интересуют всех, они нужны всем, потому что делают полезную работу – перевозят людей и грузы. Но существует и опасность – автомобилей становится всё больше, им тесно на дорогах и улицах. Автомобильные двигатели дымят и шумят. От этого люди утомляются, задыхаются, болеют. Плохо и животным, и растениям, и зданиям.

Уничтожение мух.

Кто из нас не отмахивался от надоедливых мух? Мешают нам летом – кружат везде, садятся на еду. Особенно много мух там, где есть пищевые и другие отходы. А в таких местах много болезнетворных микробов. Мухи могут переносить их, вызывая заболевания у людей и животных.

Так зачем же мухи? Почему бы не уничтожить их всех? Но ведь тогда исчезнет часть пищи для птиц и пауков, а значит их станет меньше. К тому же, поедая отходы животных, мухи «поддерживают в чистоте» наши леса. Не будь этих «никчемных», на первый взгляд, насекомых, Земля была бы намного грязнее.

Использование пластмассы.

Окружающие нас вещи сделаны из самых разнообразных материалов. Некоторые материалы дают нам растения и животные, другие люди добывают из-под земли. Поэтому человек сам научился изготавливать нужные материалы на предприятиях. Например, пластмассу.

Использование пластмасс помогает сохранить природные запасы Земли.

Но пластмассы оказались опасной частью бытовых отходов. Огромное количество пластмасс заполнило все свалки. А некоторые пластмассы при разложении выделяют ядовитые вещества. Это приводит к загрязнению почвы, воздуха и воды.

Источник