Из предложенного списка выберите горючие полезные ископаемые

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование,
компьютер, презентация, образцы каменного угля,
торфа, нефти, физическая карта России, таблицы
для записи выводов по результатам исследования
свойств полезных ископаемых.

Цели урока как планируемые результаты
обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых
результатов
Учебные действияПланируемый уровень
достижений результатов обучения
Предметные ДИзучить свойства нефти и каменного
угля, торфа; познакомить со способами добычи
полезных ископаемых.
Уметь формулировать свойства

горючих
полезных ископаемых

метапредметныеПознавательные УУДОсуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебного задания;
пользоваться знаковыми символическими
средствами; анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков.
Уметь находить нужную информацию в

текстах
учебника, других источниках

Регулятивные УУДПринимать и сохранять учебную задачу,
планировать свои действия, оценивать совместно с
учителем результат своих действий.
Уметь работать по плану и оценивать

результат
своих действий

Коммуникативные УУДПринимать участие в работе парами,
группами, делать выводы, приходить к общему
решению в спорных вопросах и проблемных
ситуациях.
Уметь приходить к общему решению

в
спорных вопросах и проблемных ситуациях

ЛичностныеПроявлять учебную и коммуникативную
активность.
Уметь взаимодействовать в группе

в
соответствии с правилами, развитие
познавательных

интересов, учебных мотивов

Ход урока

I. Минутка вхождения в урок (создание
психологического комфорта)

– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам
успешной работы на уроке, узнать новое, увидеть
удивительное в природе.

II. Проверка усвоения предыдущих знаний.

– На прошлом уроке мы изучили тему “ Руды
металлов”. Проверим ваши знания в форме теста. Я
предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить
задания по вариантам, я думаю, что вы с ним
успешно справитесь и получите хорошие отметки.

(листы с тестовой работой ( по вариантам) лежат
на партах, учитель предлагает детям ответить на
вопросы и выполнить задания, дети выполняют тест.
Оценивают себя по контрольным ответам на слайде)

Тест. 1 вариант

1. Выбери 1 верное утверждение:

А)Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.

Б) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:

А) гранит

Б) рубин

В) руда

3. Металлы – это:

А) соль, агат, базальт

Б) медь, алюминий, железо, олово

В) известняк, глина, песок

4. Из железной руды получают:

А) чугун, сталь

Б) алюминий, гранит;

В) бриллиант, малахит.

5. Условное обозначение месторождения
железной руды:

Тест. 2 вариант

1. Выбери 1 верное утверждение:

А) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности

Б) Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:

А) олово

Б) руда

В) гранит

3. Металлы – это:

А) известняк, глина, песок

Б) соль, агат, базальт

В) медь, алюминий, железо

4. Из железной руды получают:

А) олово, гранит

Б) чугун, сталь

В) малахит, бриллиант

5. Условное обозначение месторождения
железной руды:

– Проверим. Оцените свою работу. У кого “5”
поднимите руки, у кого “ 4” ? Вы успешно
справились с тестом! Хвалю!

III. Постановка цели и задач урока. Актуализация
опорных знаний.

– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах?(дети
отвечают
)

О каких полезных ископаемых будем говорить
сегодня на уроке? (каменный уголь, торф, нефть (дети
– таблички на доску
)

– А вот ещё об одном ископаемом загадка:

На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ) (табличка)

– Какое общее свойство у этих полезных
ископаемых? (Они горят)

– Сформулируйте тему урока. (Горючие полезные
ископаемые
)

– Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточка
– помощник на доске)

  • Какие свойства имеют горючие полезные
    ископаемые?
  • Кто открывает, как добывают горючие
    полезные ископаемые?
  • Где они применяются?
  • Нужно ли беречь горючие полезные
    ископаемые?

– Какие источники информации нам помогут
ответить на данные вопросы? (учебник, карты..)

IV. Изучение нового материала.

1. Практика под руководством учителя.

1) Беседа. 1 минута

– Для самых разных нужд человека необходимо
топливо.

– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?
(дровами, древесиной)

– Почему на дрова нельзя было надеяться? (истреблялись
леса, дрова не могли выделять нужное количество
теплоты
…)

– Дополнительную информацию узнаем из учебника.

2) Работа с учебником. 2 минуты

Чтение 1-3 абзацев (стр. 109, 97)

– Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый
уголь, торф
)

– Почему все они родственны? (Все
образовались из остатков растений)

Читайте также:  Полезные советы для вязания коврика крючком

3) Практическая работа по группам.

Исследование свойств полезных ископаемых.

– У кого возникло желание исследовать
свойства горючих полезных ископаемых? Сейчас мы
с вами снова окажемся в “лаборатории” и
исследуем их свойства.

Работаем в группах, на столе инструкция по
исследованию полезных ископаемых, таблица для
записи результатов исследований:

    Каменный уголь

  • Торф
  • Нефть
  • Газ
  • Цель работы: Исследование свойств
    каменного угля, торфа, нефти.

    Ход работы:

    1. Рассмотрите образцы. Определите состояние и
    цвет, их состав и свойства. Вам помогут ваши
    органы чувств.

    2. Разбейте молотком кусочки каменного угля и
    торфа. Определите их твёрдость и прочность.

    3. Опустите кусочки угля в воду. Что заметили?
    Опустите кусочки торфа в воду. Что заметили?
    Запишите в графу “Легче или тяжелее воды”.

    4. В учебнике на стр.111,99 найдите описание
    свойств природного газа, занесите данные в
    таблицу.

    5. В графе таблицы “ Состав и свойства”
    напишите следующие характеристики: состояние:
    твёрдое, жидкое или газообразное; состав:
    однородное вещество или смесь веществ, цвет, запах:
    имеет запах, без запаха; горючесть.

    Сделайте вывод: Чем схожи? Чем отличаются
    друг от друга?

    6. Найдите на Физической карте России (форзац
    учебника)
    обозначение: нефти, газа, угля, торфа ;
    приготовьтесь, из предложенных карточек, на
    доске и на карте показать их местонахождение.

    Полезное ископаемоекаменный угольторфнефтьгаз
    состояниетвердоетвёрдоежидкоегазообразное
    составоднороденоднороденсмесь веществсмесь веществ
    цветчёрныйкоричневый

    бурый

    чёрныйбесцветный
    запахбез запахабез запахарезкий запахбез запаха
    легче или тяжелее воды
    (воздуха)
    тяжелеелегчелегчелегче воздуха
    горючестьгоритгоритгоритгорит

    – Проверим результаты исследования. Слайд

    (Сверяются с ответами на слайде, на доску и на
    карту вывешивают карточки-обозначения
    )

    V. Музыкальная физминутка.

    VI. Сообщения детей о способах добычи горючих
    полезных ископаемых.

    – На какой вопрос ответили?

    (Узнали о свойствах горючих полезных
    ископаемых.
    )

    Что будем делать дальше? (Узнаем , кто
    открывает, как добывают полезные ископаемые?)

    – Кто открывает полезные ископаемые? (Геологи).

    – Что необходимо знать и уметь геологам? (Дети
    говорят
    )

    – Как добывают полезные ископаемые? (Дети
    могут сказать про нефтяные вышки, шахты)

    – Ребята приготовили сообщенияи сейчас
    подробнее узнаем о том, как добывают полезные
    ископаемые и где их применяют.

    Торф слайды

    Презентация

    Образуется на дне болот. Здесь его и
    добывают. А образуется торф очень медленно – за
    год всего 1 мм!

    В старину торф называли “горючей землёй”.

    Петр 1 в 1703 году издал указ: “искать всемерно
    торфу, чтобы было подспорье дровам”. В 1920 году в
    Подмосковье была построена Шатурская
    электростанция, которая до сих пор работает на
    торфе. Таких электростанций в России около 80.

    Старинный способ добычи торфа: лопата.

    Сейчас торф добывают при помощи экскаватора.

    Торф используется как

    Каменный уголь

    Основные залежи угля находятся в Сибири.

    Добывают уголь двумя способами: в карьерах
    (открытым способом) и в шахтах (закрытый
    способ).

    В старину уголь добывали киркой и лопатой.
    Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны
    дробят пласты угля. На открытых месторождениях
    огромные шагающие экскаваторы сначала
    срезают верхние породы. Затем роторные экскаваторы
    дробят уголь и грузят его в мощные 100-тонные
    самосвалы.

    Уголь используется как

    Нефть и газ.

    Огромные запасы разнообразных полезных
    ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна
    морей добывают нефть и газ.

    Для добычи нефти и газа бурят скважины, по
    которым они поступают на поверхность, а затем по
    трубопроводам перекачиваются к местам
    переработки и потребления.

    Как используют

    VII..Закрепление.

    1) Посмотрим видео о добыче полезных ископаемых.

    2) Работа в тетради (Самостоятельно.Проверка
    фронтально)

    – Закрепим наши знания. В тетради на стр.22
    найдите № 45.Что нужно сделать? (Записать
    способы добычи полезных ископаемых
    )

    3 )Минутка безопасности.

    – Чем опасен газ в быту? (дети отвечают)

    – На стр. 113, 99 старничка ОБЖ (читаем, в парах
    проговариваем)

    – Дома напомните родителям о безопасном
    использовании газа.

    -А как используют нефть? (бензин , керосин,
    дизельное топливо,даже духи
    )

    – Я думаю, что теперь вы сможете рассказать о том
    как и где добывают полезные ископаемые.

    4) Беседа.

    – А теперь представьте себе, что на Земле
    закончились все запасы горючих полезных
    ископаемых? Что произойдёт?

    (ответы детей)

    -Что же должен делать человек, чтобы полезных
    ископаемых хватило на много лет? (Надо их беречь
    и охранять
    )

    Каким образом человек может сберечь полезные
    ископаемые? (Ответы учащихся).

    3) Вывод на слайде (ученик рассказывает)

    Как нужно беречь полезные ископаемые?

    1. Экономно использовать.

    2. Оберегать от пожаров.

    3. Соблюдать правила перевозки.

    4. Заменять по возможности искусственными
    материалами.

    5. Собирать металлолом и макулатуру.

    • 1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной
      руды.
    • 1 тонна пластмассы заменяет 6 тонн стали!
    Читайте также:  Что такое мед с пергой полезные свойства

    – Ребята, как вы можете помочь взрослым
    сберегать бесценные богатсва нашей земли? (экономить
    свет, тепло в квартире, в школе; бережно
    относиться ко всему,что нас окружает)

    IX. Итог урока.

    – Наш урок подходит к концу. Подведём итоги
    нашей работы.

    – На какие вопросы мы ответили на уроке?

    • Какие свойства имеют горючие полезные
      ископаемые?
    • Кто и как открывают и добывают горючие
      полезные ископаемые?
    • Где они применяются?
    • Нужно ли охранять горючие полезные
      ископаемые?

    – Кому сегодняшний урок был полезен?

    – Какие маленькие открытия сделали?

    – Что ещё захотелось узнать?

    X. Домашнее задание.

    -Прочитать дополнительный материал по
    учебнику стр. 113-116, 100-102, приготовиться к
    проверочной работе по теме “Полезные
    ископаемые”

    – № 44,48 (кроссворд) в тетради на стр. 22,23

    – по желанию составить кроссворд “Полезные
    ископаемые”

    Источник

    г. Алматы, Алмалинский район

    КГУош № 96

    Открытый урок на тему «Горючие полезные ископаемые»

    4 класс . Разработала и провела Цой Р.В учитель начальных классов

    Тема: « Горючие полезные ископаемые»

    Цель: раскрыть значения горючих полезных ископаемых  в жизни человека; уметь определять вид полезного ископаемого изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.

    Развивать внимание, восприятие, познавательный интерес, речь.

    Развивать умение работать в группе.

    Задачи: 1. Формировать представление  учащихся в ходе исследовательской 

                     работы со свойствами горючих ПИ и их использованием;

                  2. развить наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, 

                        делать выводы;

                   3.Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу,

                      ответственность к окружающей среде, любовь к природе и 

                      бережному отношению к источниками  ресурсов человечества.

    Оборудование: интерактивная доска, бумаги, фломастеры, карточки с заданиями ,образцы горючих полезных ископаемых,  учебник, тетрадь, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.

    Методы и приемы:

    – наблюдения;

     – исследовательская работа;

     – эвристическая беседа;

     -диалогическая речь

     – работа с учебником;

     – сравнительно-сопоставительный анализ.

    Форма работы:

    групповая,

    индивидуальная,

    коллективная

    Ход урока:

    Содержание

    Используемый модуль

    Организационный момент. Психологический настрой  к уроку.

    – Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

    II.

    -Отгадав кроссворд, прочтёте ключевое слово сегодняшнего урока.

    По горизонтали:

    1. Он очень прочен и упруг,

    Строителям – надежный друг.

    Дома, ступени, постаменты

    Красивы будут и заметны.

    (ГРАНИТ)

    (показать минерал из коллекции)

    2. Если встретишь по дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу,

    Она понадобится сразу.

    (ГЛИНА)

    (показ картинки работы гончара)

    3. Покрывают им дороги,

    Улицы в селениях.

    А еще он есть в цементе.

    Сам он – удобрение.

    (ИЗВЕСТНЯК)

    (показать минерал из коллекции)

    4. Он черный, блестящий,

    Людям помощник настоящий.

    От него кругом тепло,

    Помогает плавить стали,

    Делать краски и эмали.

    (УГОЛЬ)

    (показать из коллекции)

    5. На кухне у мамы

    Помощник отличный

    Он синим цветком

    Расцветает от спички.

    (ГАЗ)

    (показать зажигалку)

    6. Он очень нужен детворе.

    Он на дорожках во дворе.

    Он и на стройке, и на пляже,

    Он и в стекле расплавлен даже.

    (ПЕСОК)

    7. Этот мастер белый-белый

    В школе не лежит без дела.

    Пробегает по доске,

    Оставляет белый след.

    (МЕЛ)

    8. Камни, почву раздробил

    Специальный бур –

    Из земли фонтан забил,

    Маслянист и бур.

    Та, что есть в фонтане этом,

    Всем нужна зимой и летом.

    В ней потом найдут бензин,

    И мазут, и керосин.

    (НЕФТЬ)

    По вертикали:

    9. Не зря она варилась

    В доменной печи,

    На славу получились

    Ножницы, ключи.

    (РУДА)

    10. Ни огня,

    Ни света,

    А огнём блестит.

    (ЗОЛОТО)

    -Прочитайте ключевое слово: (ИСКОПАЕМЫЕ).

    -Сформулируйте тему урока.

    Опрос пройденного материала. Мозговой штурм

    – Что такое полезные ископаемые?

    – Что относится к черным и цветным металлам?

    Работа в парах.

    Каждому участнику дается карточка с названием черных и цветных металлов.

    Задача учеников- сесть по ряду. 1 группа-черные ПИ, 2 группа -цветные ПИ,3 группа- редкие и драгоценные

    Учитель знакомит с критериями оценивания по таблице:

    «5»- 7б.

    «4»-6-5б.

    «3»-4-3б.

    «2»-2-1 б.

    Тест на усвоение изученного материала.

    1.Выбери верное утверждение:

     А) Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

     Б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли.

     В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

    2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

     А) Гранит;

     Б) Рубин;

     В) Руда.

    3.Металлы – это:

     А) Соль, агат, базальт;

     Б) Медь, алюминий, железо, олово;

     В) Известняк, глина, песок.

    4.Из железной руды получают:

     А) Чугун, сталь;

     Б) Алюминий, гранит;

     В) Бриллиант, малахит.

    Читайте также:  Чем полезен грецкий орех с медом для беременных

    5.Крупнейшие месторождения железной руды Казахстана:

     А) Караганда,   Омск;

     Б) Уфа, Приаралье;

    В) Соколовско- Сарбайское, Сарыарка.

    6. Что получают из руд цветных металлов?

    А) медь, свинец, цинк

    Б) железо, бронза, алюминий

    В) чугун, сталь, цинк

    Подсчет баллов. Взаимооценивание.

    III. Постановка проблемы.

    –  О каких полезных ископаемых шла речь на том уроке? Без металла человек станет беспомощным, беззащитным. Металл необходим везде и всюду. 

    Исследовательская  беседа:

    – А в каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых человек тоже не может существовать? Почему?

    IV. Сообщение темы урока.

    – О чем сегодня на уроке мы  будем говорить?

    ( показ  горящего огня)

    Метод ассоциаций.

    – Что вы представляете под словом огонь?

    – Откуда и из чего берется огонь, тепло?

    – Урок посвятим изучению особой группы полезных ископаемых- горючих. Слайд 1.

    V. Работа по изучению новой темы:

    Практика под руководством учителя.

    1)     Эвристическая беседа.

    – Для самых разных нужд человека необходимо топливо. Какие виды топлива вы знаете? (дрова, уголь, торф, газ)

    – Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами, древесиной)

    – Почему сейчас не отапливают древесиной? (истреблялись леса, дрова не могли выделять нужное количество теплоты и загрязняли дом)

    2) Работа в группе. Знакомство с новым материалом.

    Чтение текста самостоятельно по учебнику.

    1 гр. Каменный уголь, бурый уголь с.46-47

    2гр.  Нефть с.48-49

    3 гр. Природный газ с.49-50

    Работа над содержанием.

    – Что заменило дрова? (каменный уголь, бурый уголь, торф)

    – Почему все они родственны? (все образовались из остатков растений)

    – Сделайте вывод. 

    – Да, они образовались из остатков растений, которые образовали слои, спрессовались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом, ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет тому назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем его тепло, спрятанное в угле миллионы лет тому назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батареи отопления. Вот так и получается, что «уголь – солнечные консервы, чудо-консервы».

    3)Работа с физической картой РК.

    – Посмотрите на карту Казахстана . Какими значками обозначены месторождения каменного угля, нефти, торфа, природного газа? Запомним самые крупные месторождения:

    угольные бассейны  (Караганда, Экибастуз).

    Запись в тетрадь знаков обозначения  горючих ПИ.

    Работа по учебнику.

    Практическая работа учащихся в парах. Закрепление материала.

    1 группа:

    Работа  у  интерактивной доски

    1 задание) Демонстрация полезных ископаемых, их исследование.

    Работа в парах, у каждого ученика таблица для записи результатов исследований:

    Горючие

    Каменный  уголь

    Свойство горючего

    2)     Исследование свойств каменного угля.

    Что это? Рассмотрите. Заполните таблицу.

    внешний вид

    блестит

    состояние

    цвет

    запах

    горючесть

    хрупкость

    3). Каменный уголь. Топливо. Вставь пропущенные слова. Используй учебник   С.46

    Бурый уголь не……….Бассейнами называют  области…….. Наиболее качественный  каменный уголь  является …….

    2 группа

    1 задание) Исследование природного газа.

    -Отгадайте загадку и найдите следующее ископаемое для исследования:

    -На кухне у мамы помощник отличный.

     Он синим цветком расцветает от спички. Что это?

    2)Заполни таблицу:

    внешний вид

    состояние

    цвет

    запах

    горючесть

    хрупкость

    3)Попутно с нефтью ………….Природный газ используется…………Их месторождения обозначены…..

    3 группа :

    1) Исследование нефти.

    Горючие

    Нефть

    Свойство горючего

    2) Бегут по дорогам автомашины, рокочут тракторы на полях, летят самолеты в воздухе, по железной дороге мчатся тепловозы, плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (нефть)

    3)Нефть занимает особое место в экономике, потому что очень широко применяется в промышленности. Ее называют «черным золотом», «кровью экономики», так как от цен на нефть зависит развитие экономик всех стран в мире. Наша страна по запасам нефти занимает 7 место в мире, но они не бесконечны. Чтобы сохранить запасы для будущих поколений, надо более разумно их использовать.

    -Что получают из нефти?………………………………………………

    VI. Физминутка.

    Индивидуальная работа (  ученикам А,В,С) :

    – Выберите и соотнесите  из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:

    Каменный уголь

    Нефть

    Природный газ

    Горючее коричневого цвета газообразное

    сыпучее имеет запах тяжелее воды

    черного цвета маслянистый не имеет запаха

    хрупкое твердое легче воды

    жидкость легкий бесцветный

    Взаимопроверка работ. Самооценивание.

    По листам взаимопроверки поставьте своей группе оценку.

    IX. Рефлексия.                   

    Я                     запомнил

                            узнал

                            удивился

                            горжусь

    X. Д/З

    Описать одно горючее полезное ископаемое( найти дополнительные сведения);

    Составить кроссворд по полезным ископаемым( для одаренных).

    Отгадывают кроссворд

    (фронтально )

    Оценивание для обучения

    Новые подходы в обучении

    Развитие критического мышления

    Новые подходы в обучении

    Использование ИКТ

    Развитие критического мышления

    Управление и лидерство

    Учет возрастных особенностей

    Новые подходы в обучение 

     Работа с одаренными и талантливыми детьми

    Источник