Из какого полезного ископаемого получают металлы 4 класс

Из какого полезного ископаемого получают металлы 4 класс thumbnail

Цель:

  1. Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами
    металлов и их использованием;
  2. Раскрыть значения металла в жизни человека;
  3. Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать
    выводы;
  4. Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, ответственность
    к окружающей среде, любовь к природе и родному краю.

Оборудование: образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов, чашки
Петри, мультимедиа, учебник-тетрадь для 4 класса: «Человек и природа». часть
II (А.А. Вахрушева).

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1) Свойства металлов. Опыты.
2) Разнообразие металлов, группы металлов.
3) Использование металлов.

4. Физминутка.

5. Закрепление и применение знаний на практике. Изготовление букета.

6. Итог урока. Рефлексия. Оценивание учащихся.

7. Объяснение домашнего задания.

Методы и приемы:

– наблюдения;
– исследовательская работа;
– эвристическая беседа;
– работа с учебником;
– сравнительно-сопоставительный анализ.

Форма работы:

  • групповая,
  • индивидуальная,
  • коллективная

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: эмоционально-положительного настрой на урок, создание успеха,
доверия.

Надеюсь вам понравиться урок, много интересного вы узнаете. Сегодня мы с вами
совершим восхождение на пик Знаний (Слайд 1).

Восхождение на пик Знаний вас ждет
На вершину тот взойдет
Кто все ступени пройдет.
Но забраться туда не легко
Вам нужно потрудиться хорошо

Но для начала проведем мы разминку.

2. Постановка проблемы и актуализация знаний. (Что такое металлы?
Свойства металлов.)

Методы и приемы: проблемная ситуация.

Цель: постановка проблемной ситуации, сообщение темы урока.

Разминка:

– Вот перед вами образцы различных предметов, в чашке №1 найдите
среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки).

– Покажите эти предметы.

Как вы определили? По каким признакам, свойствам? (Магнитными свойствами
обладает только сталь. Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из
металлов, обладающих магнитными свойствами, – железа, стали, никеля или кольбата
).

Запишем на доске все названые свойства металлов.

Молодцы как вы уже догадались тема нашего урока «Металлы».
Слайд 2.

На уроке вас ждут открытия. Сегодня мы с вами давайте подтвердим или
опровергнем названные вами свойства металлов, еще познакомимся с разнообразием и
с использованием металлов.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами
металлов.

Методы и приемы: наблюдения, исследовательская работа, работа с
учебником, анализ, сравнение, сопоставление.

Первая ступень: «Свойства металлов» Слайд 3.

Опыт 1. Твердость.

Проведем первый опыт. Возьмите стальную, чугунную пластину или гвоздь
попробуйте согнуть, сложить, надавить, провести линию ручкой.

Сделайте вывод.

1. Металл имеет твердость.

Все металлы твердые, кроме одного.

Работа по учебнику.

– Как называется этот металл, узнаете на с. 33 в учебнике в левом нижнем
углу.

Ртуть – единственный металл, которые в обычном состоянии – жидкий.

Так как называется этот металл? Где её используют? (В термометрах)

Опыт 2. Пластичность и поддаются ковке.

Металлы твердые, но пластичные. Возьмите медную проволоку и попробуйте ее
согнуть.

Вывод: металлы пластичны.

Их можно ковать. При нагревании они расплавляются и их можно разливать в
формы, в итоге они приобретут нужную форму.

Послушайте загадку, кто в силу своей профессии, каждый день проводит опыты по
ковкости? (кузнец).

– Правильно с помощью молота раскаленный добела кусок железа можно
расплющить, изогнуть, растянуть – придать нужную форму. Благодаря этому свойству
мастера изготовляют необыкновенно красивые изделия Слайд
4.

Сделайте вывод.

2. Металлы пластичны и поддаются ковке.

Опыт 3. Расширяется при нагревании Слайд 5.

Обратимся к слайду. На первом рисунке: металлический шарик легко проходит
через кольцо, а затем шарик нагревают, и шарик уже не может пройти через кольцо,
этот опыт подтверждает свойство металлов – расширяется при нагревании.

Работа по учебнику.

Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на с. 32.

Чем различаются эти два рисунка?

Сделайте вывод: в жару электропровода провисают между опорами, а зимой сильно
натягиваются.

3. При нагревании металл расширяется. (удлиняется)

Опыт 4. Проводит тепло и электричество.

Ребята, а почему батареи делают из металла, а не из дерева или пластмассы?

Сожмите кусочек металлической пластины в одной руке, а в другой ручку или
карандаш.

– И сравните, какой предмет быстрее нагревается.

Вывод: Проводит тепло.

Кроме того, металлы хорошие проводники электрического тока, поэтому не
заменимы в электротехнике. Обратите внимание на провода в технике.

Открывает четвёртый ключ:

4. Проводят тепло и электричество.

Вывод:

Свойства металлов. Слайд 6

  1. Тверды
  2. Пластичны и поддаются ковке
  3. Расширяются при нагревании
  4. Проводят тепло и электричество.

(Магнитными свойствами обладает только сталь. Магнит поможет тебе найти в
доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами, –
железа, стали, никеля или кольбата
)

Вот мы прошли первую ступеньку, можем дальше двигаться справились очень
хорошо.

4. Физминутка.

Разнообразие металлов.

Цель: познакомить с разнообразием металлов, показать образцы металлов

Методы и приемы: демонстрация, работа с книгой

Следующая ступенька: «Разнообразие металлов».
Слайд 7

Как называются горные породы, из которых выплавляют металлы. А подсказкой
будет загадка:

Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи

. (Руда).

Руды – это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы.

Работа с учебником.

У меня есть образцы металлов, а у вас в учебнике на с. 31 вверху тоже даны
образцы руд, рассмотрите:

Железные руды: гематит, Магнитный железняк (магнит): твердая,
плотная руда черного цвета с металлическим блеском, хрупкая, обладает свойством
магнита. Это самая богатая металлом железная руда.

Бурый железняк (лимонит): твердая плотная руда черного или буроватого
цвета с металлическим блеском, менее богатая железная руда, зато чаще
встречается, чем магнитный и красный железняк.

Красный железняк: твердая, плотная горная порода темного цвета с
вишнево-красным оттенком.

Оловянная руда: касситерит, оловянный камень, кристаллы зернистые.

Медная руда: Медный колчедан: твердая, чаще зернистая, иногда
плотная порода латунно-желтого цвета.

Алюминиевая руда: Боксит: плотная зернистая руда красного или
серого цвета, похожая на глину, но отличается тем, что при смешивании с водой не
делается вязкой.

Вывод: Слайд 8 Итак, вы узнали какое
разнообразие металлов, но, к сожалению, запасы полезных ископаемых к которым
относятся руды ограничены, поэтому мы должны бережно и экономно использовать
данные ресурсы.

Группы металлов.

Методы и приемы: видеометод, эвристическая беседа

Цель: познакомить учащихся с группой металлов.

Ребята, какие металлы называются благородными? Благородные по-другому
называются драгоценными.

– А кроме драгоценных металлов, какие еще группы металлов вы знаете?
Слайд 9

Металлы делятся на следующие группы: черные, цветные, редкие и
драгоценные.

Черная металлургия – производство чугуна и стали из железной руды.
Цветные – медь, свинец, цинк.

Редкие – олово – с ее помощью производят белую жесть, используемые в
упаковке консервов, ртуть и другие.

Драгоценные – золото, серебро, платина. Использовали для производства
денег. При производстве украшений, серебро – в электротехнике, радиотехнике,
фотографировании.

Кто где добывает руду? (Шахтеры в подземных рудниках.) чтобы получить
из руды металл, она проходит много обработки.

– Скажите, есть ли в нашем районе предприятие, которое занимается
переработкой металла.

– Сейчас посмотрим фрагмент из фильма «О Муйском районе» производство
получения золота. (просмотр фрагмента фильма)

Вывод: Производство металлов – огромная отрасль современного
производства, но, к сожалению, производство металлов сопряжено с загрязнением
окружающей среды.

Прошли мы благополучно эту ступеньку, двигаемся дальше.

Использование металлов.

Цель: раскрыть значения металла в жизни человека, расширение кругозора,
связь с жизнью.

Осталось нам пойти еще одну ступень, Слайд 10
чтобы взобраться на пик Знаний.

Видите, как много в природе различных металлов. Смешивая расплавленные
металлы между собой и другими добавками, люди получили тысячи сплавов –
разновидностей металлов, обладающих особыми полезными свойствами.

Проблемная ситуация.

– Где же используются металлы и сплавы? Слайд 11
(В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для
передачи электроэнергии и т.д.)

5. Закрепление и применение знаний.

Изготовление букета.

Интегрированное задание – развитие мелкой моторики кистей рук, закрепление
знаний о свойствах.

Практический метод. Коллективная работа.

Показ учителя.

Давайте, мы на практике применим свойство пластичности металлов и изготовим
цветок в технике бисероплетения. Для этого вам нужно взять проволоку. Нанизать
на нее бусинки, бисер, закрепить вот так.

Потом соединим все веточки, и получится у нас красивый букет. Как вы знаете
скоро праздник 8 марта. Пусть радует вас этот букет, оставляю вам ее на память.

6. Итог урока.

Рефлексия.

Сегодня мы на уроке рассмотрели тему «Металлы», а что было бы, если бы люди
не открыли металлы?

Какое открытие вы сделали?

Вывод: Вот мы взошли на пик Знаний. Слайд 12

Как вы думаете, легко ли нам далось это восхождение.

Какие трудности были на нашем пути.

Вы потрудились хорошо. Кто на славу потрудился, получает «5».

Металлы – основа многих видов производства деятельности человека. Все
свойства металлов играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому мы должны
бережно и экономно использовать данные ресурсы.

7. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание прочитать № 7, выполнить задания на с. 34, составить
кроссворд по теме «Металлы».

– Наш урок стал уроком открытий, удивлений.

Спасибо вам за урок.

Источник

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник

Тип урока: урок введения нового
знания)

Цель: знакомство с железными рудами

Предметные задачи:

1. Расширить знания о полезных ископаемых,
формировать новые понятия: руда, рудные полезные
ископаемые, металлы.
2. Раскрыть значения металла в жизни человека.

Метапредметные задачи:

1. Развивать интеллектуальные умения: извлекать
информацию, представленную в разных формах,
делать выводы на основе обобщения знания.
2. Развивать коммуникативные умения: учиться
действовать совместно при решении учебной
задачи.
3. Развивать организационные, оценочные умения.
4. Развивать наблюдательность, любознательность,
умение сравнивать, делать выводы.
5. Воспитывать самостоятельность, творческий
подход к делу.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, интерактивная доска,
учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 1, (.Я.
Дмитриева,.Н. Казаков), рабочая тетрадь к учебнику
«Окружающий мир», образцы разных тел, образцы
руд, образцы металлов и изделий из металлов,
магниты; физическая карта России; схема
получения металлов; иллюстрации изделий из
металла; Презентация.

Методы и приемы:

  • наблюдения;
  • исследовательская работа;
  • эвристическая беседа;
  • работа с учебником;
  • сравнительно-сопоставительный анализ.

Форма работы:

  • групповая,
  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • парная

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в
деятельность на личностно-значимом уровне

– Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего
мира будет для вас очередным открытием,
удивлением.
Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного
ученого А.Е.Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где
бы хранилось столько богатств, где бы так могучи
были силы недр…” (Слайд 2)
– О какой земле идет речь? (О России)
– Как вы понимаете слово недра? (То, что
внутри земли)
– О каком богатстве недр говорится?
полезных ископаемых)

2. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного
материала, необходимого для «открытия нового
знания», и выявление затруднений в
индивидуальной деятельности каждого учащегося.

– Что такое полезные ископаемые (все горные
породы и минералы, которые использует человек)

Проверка усвоения предыдущей темы (Приложение
1
. Слайд 3)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Известняк – результат метаморфоза. (Мрамор)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)

Покрывают им дороги,
Улицы в селениях,
А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк.)

Хорошо знаком ты с ним.
Раньше был он дном морским,
А похож на известняк,
И устроен точно так.
Им рисуют на заборах,
На асфальте или в школах. (Мел)

Полезное ископаемое, которое состоит из трёх
веществ. (Гранит)

Все перечисленные полезные ископаемые –
строительные материалы.

3. Постановка проблемы и актуализация
знаний

Цель: обсуждение затруднений;
проговаривание цели урока в виде вопроса, на
который предстоит ответить, или в виде темы
урока. Постановка проблемной ситуации, сообщение
темы урока.

– Прочитайте слова. (Слайд 4) Какое “лишнее”?
Почему?

Железо
Ножницы
Медь
Алюминий
Золото

(Все металлы, а ножницы – изделие из металла).

– О чём мы будем сегодня говорить на уроке?
металлах)

– Что вы знаете о металлах? (Ученики вспоминают
все, что знают о металлах)

– Из чего человек получает металлы? (Из руды)
(с.115)

– Сформулируйте тему урока (руды металлов) (Слайд
4)
– А сегодня на уроке мы с вами узнаем:

  • Из чего получают металлы?
  • На какие группы делятся металлы и руды металлов?
  • Где используются?

4. «Открытие нового знания». Объяснение
нового материала. Совместное открытие знаний

Реализация построенного проекта.

Цель: познакомить с разнообразием металлов,
показать образцы металлов

1. Из чего человек получает металлы? (Из руды)

Работа с учебником: с.115 – Чтение определения,
что такое руда.

(Руды – это полезные ископаемые, в состав
которых входят металлы).

– Скопление руды в земле называют
месторождением. (Слайды 5-7)

– В некоторых местах железная руда залега­ет
неглубоко, в таких месторождениях ее добывают
открытым способом. Сначала пласт взрывают, а
потом в образовавшемся карьере огромные
экскаваторы черпают руду и грузят ее в машины или
желез­нодорожные вагоны. Месторождения
открытого типа – карьеры или разрезы.
В других местах руда залегает глубоко, тогда для
ее добычи роют глубокие шахты. Это –
месторождения закрытого типа.

2.Рассказ Шацкой В. о получении черных
металлов по схеме:(Слайд 8-13)

Чугун и сталь – сплав железа с углеродом. В
чугуне его чуть больше, чем в стали. (Слайд 14)

– Покажите чугун и сталь (раздаточный
материал).

Организация практической работы

– Перед вами изделия из металлов. Вам нужно
разделить их на две группы. Как это можно сделать?
(Мнения детей)

Учебник с.115 Практическая работа. Тетрадь с.22 №42

(Металлы, которые притягиваются магнитом и
металлы, которые не притягиваются магнитом)

– На какие 2 группы делятся металлы?

Вывод: Металлы, которые притягиваются
магнитом, образуют группу черных металлов,
другая группа – цветные металлы. К черным
металлам относятся железо и его сплавы: чугун и
сталь. К цветным металлам – алюминий, медь,
свинец, цинк. (Слайды 15, 16)

– Для получения цветных металлов добывают руды
цветных металлов. (Слайд 17)

3. Работа в группах. (Слайд 18)

  • 1 группа – Железная руда (Приложение
    2
    ).
  • 2 группа – Алюминиевая руда (Приложение
    3
    ).
  • 3 группа – Оловянная руда (Приложение
    4
    ).
  • 4 группа – Цинк (Приложение 5).
  • 5 группа – Работа с картой (интерактивная доска)
    – Найдите и обозначьте условным знаком крупные
    месторождения руд. (Слайд 22)

5. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания

Работа в парах.

Вставь пропущенные слова в предложениях,
используя текст учебника (Слайд 23)

Такие разные железная руда и мел, мрамор и соль,
на самом деле очень близки между собой.
Называются они, так же, как и многие другие
вещества, __________________ _________________. Места, где
находятся их большие скопления, называются
_______________________ полезных ископаемых.
Горные породы, из которых при специальной
обработке можно получить металлы, называются
_______________. Различают руды _____________________ и ____________________
металлов. Из руды чёрных металлов в основном
выплавляют __________________. Оно входит в состав
__________________ и ___________________. На карте месторождения
этой руды обозначают __________________ треугольником.
Если руда залегает близко к поверхности, её
добывают _____________________ способом. Для добычи
глубоко залегающих руд приходится строить
____________________. (Слайд 24)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону

Цель: каждый для себя должен сделать
вывод о том, что он уже умеет.

Проверочный тест. (Слайды 25-32)

7. Включение нового знания в систему знаний
и повторение

– Какой самый большой недостаток есть у железа,
чугуна и стали? (Слайд 33)

(Ржавчина. Черные металлы легко
ржавеют под действием кислорода и влаги. Предмет
из чугуна или стали на открытом воздухе быстро
покрывается ржавчиной. Это пятна рыжего цвета.
Спустя какое-то время ржавчина полностью покроет
всю поверхность предмета. Ржавление — это
окисление железа под влиянием кислорода, воздуха
и воды. За продолжительное время ржавчина может
полностью разрушить металлические предметы. В
промышленности ржавчина постоянно разрушает
огромное количество металла. Человек придумал
много способов борьбы с ржавчиной)
. (Слайд 34)

– Прочитайте эти слова: (Слайд 35)

НАША ПЛАНЕТА – ГЛАВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА
МИРА.

– И в заключение, я хочу вам поведать одну
историю.

Однажды на берегу солнечно-лазурного моря один
человек нашел старинный сундук. Поднял тяжелую
заржавевшую крышку, а там… В сундуке было
несметное богатство. В красных рубинах бушевало
неугасающее пламя, бриллианты и жемчуга коварно
заманивали в свои прекрасные сети. Быстро
промчался не один десяток лет. Каждый день
Человек брал из сундука по одной монетке или
камешку… Как-то раз Человек приказал подать тот
самый старинный сундук. Где-то на дне огромного
сундука лежало несколько монет да десяток
камней. Вот все, что осталось от несметного
богатства. Может ли это быть в реальной жизни?
Может…
Наша планета – главная сокровищница мира. Если
каждое поколение людей будет «уносить с собой»
по камешку, то вскоре «сокровищница» опустеет.
Чтобы этого не произошло, чтобы на земле можно
было жить, мы должны сохранить нашу планету.
(Слайд 36)

– Металлы – основа многих видов производства
деятельности человека. Все свойства металлов
играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому
мы должны бережно и экономно использовать данные
ресурсы.

8. Домашнее задание: (Слайд 37)

1. Все ли металлы твёрдые?
2. Узнайте и расскажите о благородных металлах.
3. с.114-116

9. Рефлексия учебной деятельности

– Наш урок стал уроком открытий, удивлений.

В завершение урока, поделитесь своими
впечатлениями. Для этого закончите начатые
предложения. (Слайд 38)

Сегодня я узнал (а)_________________
Я научился (лась)__________________
Мне было интересно _______________

– На этом наш урок закончен. Спасибо всем за
работу! (Слайд 39)

Источник