Из чего состоит программа полезной деятельности ломоносова

Из чего состоит программа полезной деятельности ломоносова thumbnail

Вася Куралесов

Мастер

(1691)

10 лет назад

1) можно согласиться. Поэт выступает творцом, создающим своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить “языком богов” о насущных политических и культурных проблемах, формулировать собственные взгляды и давать советы правителям.
Так, в 1747 г. , когда русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств, Ломоносов пишет свою знаменитую оду “На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”.
2)Ломоносов не был пацифистом, он гордился славой русского оружия и мощью Российского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое он назвал словом “тишина”.
Ода начинается вступлением, содержащим хвалу этой тишине, т. е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа.
Царей, и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:
Когда на трон она вступила,
Как высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Что касается мирного процветания государства, то и здесь у Ломоносова была четко продуманная программа. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Но все это, по словам поэта, требует “искусством утвержденных рук”. Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Общественная программа Ломоносова могла воплотиться в жизнь только при одном условии: ее должен был принять и одобрить монарх. Для того чтобы сделать свои доводы максимально убедительными, поэт вводит образ Петра I. Ломоносов славит Петра за его военные успехи, за создание морского флота, за возведение Петербурга, но особенно за его покровительство наукам. Петр становится живым и убедительным примером для каждого из его наследников.
Кратко упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в ком ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новый штат Академии наук, сумма средств на науку была увеличена вдвое. И поэт славит императрицу как поборницу просвещения:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет,
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.. .
Так в оду вводится новая тема — тема науки, подготовки из среды русских людей ученых. Ломоносов не ограничивал круг ученых рамками одного сословия, не считал образование и научную деятельность привилегией дворянства. В этом проявился демократизм мышления Ломоносова. Талантливых людей, “собственных Платонов” и “Невтонов”, по его мнению, может “рождать” вся российская земля. Имена древнегреческого философа Платона и великого английского математика Ньютона приводятся им как символы подлинной учености.
Заключительная строфа оды перекликается со вступительной: поэт вновь славит мир и тишину, и Елизавету, и обращается с предостережением к врагам России.

Источник

Труд ученого «О сохранении и размножении российского народа» содержит комплексное решение демографической проблемы

Михаил Васильевич Ломоносов, когда говорил о российском могуществе, которое будет прирастать Сибирью, имел, прежде всего, человеческий потенциал. «Величество, могущество и богатство всего государства» состоит в сохранении и размножении российского народа, «а не в обширности, тщетной без обитателей».

Ломоносов, хорошо знакомый с жизнью всех сословий, в своем труде, посвященном демографической проблеме в России, опирается, прежде всего, на личные знания и наблюдения, а не на сухие данные статистики, которые были довольно скудны.

На момент написания его труда в Российской империи лишь дважды проводилась перепись податного населения – крестьян, мещан и купцов. Остальные сословия остались неучтенными. Согласно переписи 1742 года население России составляло 16 миллионов человек. В процентном отношении к населению Европы – порядка 17% (для сравнения, сегодня это соотношение равняется 21,4%).

Ломоносов разбивает свой труд на две части. В первой он предлагает меры по повышению рождаемости, во второй – по ограничению смертности. Критика автора представляется уместной и справедливой, но местами демографическим интересам он пытается подчинить всё остальное, критикуя даже церковные правила и традиции.

Ввод возрастного ценза и запрет на принуждение к браку

Чтобы избежать перекосов и не женить «малых ребят, к супружеской должности неспособных» на «девках взрослых», а юных девиц не выдавать за стариков, Ломоносов предлагает придерживаться равновозрастных браков. Невеста не должна быть старше мужа больше, чем на 2 года, а жених невесты более чем на 15 лет (оптимальной называется разница в 7-10 лет). Михаил Васильевич выступает и против брака по принуждению: «где любви нет, ненадежно и плодородие».

Разрешение на четвертый и пятый брак

Упомянув как бы с сожалением, что российское законодательство более одной жены иметь не допускает, Ломоносов «для размножения народа» предлагает разрешить четвертый и пятый браки. Естественно в случае вдовства, вопрос развода в труде даже не рассматривается.

Предложение изменить церковный и, соответственно, государственный закон, основывается на примере отца Михаила Васильевича, который достигнув 50-летия, трижды становился вдовцом, и, имея «полную бодрость», мог бы вступить и в четвертый брак, однако, закон такого не позволял.

Возрастной ценз на постриг

Ломоносов выступает против принятия монашества в молодом возрасте, он считал, что уход в монастырь нужно разрешать для мужчин после 50, для женщин после 45 лет (окончание репродуктивного возраста). «Монашество в молодости ничто иное есть, как… наносящее знатный ущерб размножению человеческого рода».

Ученый выступал против действующего закона отправлять в монастырь овдовевших священнослужителей (возможность избежать монастыря у такой категории духовенства появилась лишь в 1831 году). По мнению ученого, принятие предложенных поправок неминуемо приведет к «знатному приумножению народа».

Во второй части работы говорится о младенческой смертности, и предлагаются способы по ее снижению и предотвращению.

Россия достигла могущества благодаря большим и крепким семьям. На фото семья урядника Никиты Ершёва. Войско Донское, 1-й Донской округ, Ермаковская станица

Против детоубийства

Рождение детей, произошедшее помимо брака, нередко толкает матерей на страшное преступление. Чтобы избежать «столь ужасного злодейства и для сохранения жизни неповинных младенцев», ученый предлагает расширить сеть богаделен. Приюты уже существовали, но, видимо их число было недостаточным.

Повышение уровня медицинских знаний будущих матерей

Общий уровень медицинских знаний был достаточно низким, что приводило к высокой смертности среди новорожденных. Ученый предлагает обобщить зарубежные медицинские знания и опыт российских акушерок в одном издании, его следует напечатать и распространять через храмы, «чтобы священники и грамотные люди, читая могли сами знать и других наставлением пользовать».

Умеренность в пище и питии

Ломоносов критикует крайности русского народа, то строго поститься, то переусердствовать за столом по окончании поста. Довольно обширная критика уделяется времени Великого Поста, который всегда выпадает на конец зимы – начало весны, что для крестьян добавляет излишнюю тяжесть.

Для пересмотра времени Великого Поста ученый предлагает созвать Вселенский собор: «сохранение жизни толь великого множества народа того стоит».

Запрет обращаться за медицинской помощью к неспециалистам

Искоренить привычку безграмотных мужиков и баб заниматься самолечением или обращаться к целителям, именующих себя народными, Ломоносов видит в увеличении числа квалифицированных врачей. Для этого необходимо увеличить количество студентов, посылаемых на медицинское обучение за границу, а также наладить медицинское образование в России.

Открытие сети аптек, чтобы лекарства «нетрудно было сыскать везде в России» будет способствовать сохранению здоровья населения.

Миграция

Ученый предлагает принять ряд мер, направленных на предотвращение эмиграции. В западных губерниях уменьшить налоги, чтобы крестьяне не бежали в соседнюю Польшу. Ломоносов выступает за приезд в Россию мигрантов из Европы: «Нынешнее в Европе несчастное военное время принуждает не токмо одиноких людей, но и целые разоренные семейства оставлять свое отечество и искать мест, от военного насильства удаленных».

Демографический прогноз

В конце письма ученый предполагает, что при введении его предложений, возможное увеличение численности населения России может составить «до полумиллиона душ», что даст увеличение численности населения России за 20 лет «до 10 миллионов». В целом прогноз Ломоносова оказался верным. Население России увеличивалось практически в геометрической прогрессии.

https://rusplt.ru/sub/history/demograficheskaya-programma-mihaila-31405.html

Источник

19 ноября (по новому стилю) родился великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

В истории русской науки он стал первопроходцем в целом ряде отраслей знания. Гений выходца из семьи рыбаков с берегов Белого моря не знал границ. Чтобы охватить все его научные достижения, не хватит и нескольких томов. Ниже приведены всего лишь несколько заметных достижений человека, заложившего основы великого будущего отечественной науки.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Художник Василий Васильевич Завьялов (1906-1972). Репродукция.

Объяснение природы полярных сияний

«Весьма вероятно, что северные сияния рождаются от происшедшей на воздухе электрической силы. Подтверждается сие подобием явления и исчезания, движения, цвету и виду, которые в северном сиянии и в электрическом свете третьего рода показываются», — писал Ломоносов.

Ломоносов, наблюдавший полярные сияния в детстве, стал первым серьезным ученым, исследовавшим данное явление, и давшим ему достоверное объяснение.

Сегодня полярное сияние определяется как «свечение (люминесценция) верхних слоев атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра».

Открытие атмосферы у Венеры

6 июня 1761 Михаил Ломоносов наблюдал за редчайшим явлением: прохождением Венеры по диску Солнца. В результате преломления солнечного света в верхних слоях атмосферы возникает тонкий светящийся ореол вокруг планеты. Ломоносов первым интерпретировал явление как доказательство существования атмосферы у Венеры. Впоследствии открытие Ломоносова было подтверждено, а оптический эффект получил название «явление Ломоносова».

Михаил Васильевич Ломоносов. Портрет середины XIX века.

Разработка корпускулярно-кинетической теории

После серии научных опытов Ломоносов утверждает, что все вещества состоят из корпускул — молекул, которые являются «собраниями» элементов — атомов. Концепция русского учёного предвосхитила формирование и принципы современной молекулярно-кинетической теории.

Получение твёрдой ртути

В декабре 1759 года Михаил Ломоносов вместе с Иосифом Брауном в ходе опытов получили ртуть в твёрдом состоянии. До этого подобного результата не удавалось получить ни одному учёному в мире. В 1760 году Ломоносов доказал электропроводность и «ковкость» ртути, что стало основанием для отнесения этого вещества к металлам.

Разработка принципов физической химии

Михаилом Ломоносовым были заложены основы новой науки: физической химии. Как писал учёный, «физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». Ныне физическая химия определяется как наука об общих законах строения, структуры и превращения химических веществ, исследующая химические явления с помощью теоретических и экспериментальных методов физики.

Народный артист РСФСР, пианист и музыкальный педагог Генрих Нейгауз.

Разработка принципов экономической географии

Ломоносов, возглавлявший географический департамент Академии Наук, ввёл термин «экономическая география», определив её как дисциплину, изучающую хозяйство, природные и трудовые ресурсы страны. Учёным были заложены основы изучения России в рамках экономической географии.

Из чего состоит программа полезной деятельности ломоносова

Наука о стекле и создание мозаик

Наука о стекле возникла на стыке физики и химии, став областью физико-химических исследований в рамках физической химии.

Ломоносов разрабатывал не только теорию, но и технологии производства, в частности, основы производства цветных стекол и методику варки смальт. В основанной им мастерской создавались уникальные мозаичные картины, в том числе знаменитая мозаика «Полтавская битва».

Создание «Российской грамматики»

В 1755 году была издана «Российская грамматика» Михаила Ломоносова, одна из первых русских грамматик, выдержавшая 14 переизданий. Ломоносов выделял в российской азбуке 30 букв, определял восемь частей речи, шесть падежей, десять временных форм глагола, три наклонения и шесть залогов.

«Грамматика» Ломоносова стала базой для дальнейшего развития русской филологии.

Происхождение некоторых выражений понять непросто.

Реформа русского стихосложения

Вместе с Василием Тредиаковским Михаил Ломоносов стоял у истоков силлабо-тонического стихосложения в России. Силлабо-тоническое стихосложение — это способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. В XIX веке силлабо-тоническое стихосложение безраздельно господствовало в русской поэзии, при его помощи были написаны лучшие произведения так называемого «золотого века» русской поэзии.

Введение новых слов в русский язык

Научная деятельность Михаила Ломоносова сопровождалась выработкой новых слов и терминов, которые с лёгкой руки учёного входили не только в научную практику, но и в повседневную жизнь.

Некоторые из слов, появившихся в русском языке благодаря Ломоносову: «атмосфера», «микроскоп», «минус», «полюс», «формула», «периферия», «горизонт», «диаметр», «радиус», «пропорция», «барометр», «манометр», «эклиптика», «метеорология», «оптика», «вязкость», «кристаллизация», «материя», «эфир», «селитра», «сулема», «поташ».

Источник

      Московский 
университет был открыт в 1755 году.
В нем функционировало три 
факультета: философский, юридический,
медицинский.

      Обучение 
в университете велось преимущественно 
на русском языке; была создана значительная
группа русских профессоров, боровшихся
за передовую науку, национальное просвещение 
и демократическую педагогику. Весь
первый состав студентов состоял 
из разночинцев. Университет был автономен,
освобожден от политического надзора,
сборов, имел свой суд.

      Перед
университетом Ломоносов поставил
несколько целей, объединенных идеей 
служения на «пользу и славу Отечества»:

      1)
развитие науки (особенно в 
области философии, истории, русской
грамматики, права, медицины);

      2)популяризация 
научных знаний (через печать, библиотеку,
лекции, диспуты);

      3)
решение педагогических задач 
(подготовка образованного молодого 
поколения через университет 
и гимназии, контроль и руководство
учебно-воспитательным делом в учебных
заведениях).

      При
открытии университета первой начала
функционировать гимназия, в состав
которой записалось несколько сотен 
человек. Это во много раз превышало 
первоначальные планы. Особенно быстро
заполнили места гимназисты, находившиеся
на казенном содержании. Причиной такого
успеха было наиболее целесообразное
в тех условиях построение учебного плана
гимназии, что явилось важной предпосылкой
для открытия провинциальных гимназий
в России в конце XVIII в.

      Четвертый
этап – педагогическая деятельность Ломоносова
в 1756–1765 годах. Ломоносов завершает работу
над программой развития среднего и высшего
образования в России. Программа была
построена на основе принципов демократизма,
гуманизма и народности. 

      
3. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В.ЛОМОНОСОВА.

      ПЕЧАТНОЕ 
СЛОВО.
 

      Стремление 
Петра к просвещению России, к 
распространению наук было особенно
дорого Ломоносову. Известно, как много 
труда вложил великий ученый в 
дело просвещения России. Он неустанно 
думал над способами популяризации
научных знаний среди широких масс народа.
Он предлагал, например, не ограничиваться
книжными лавками только в Петербурге
и Москве, а шире развернуть торговлю книгами,
поручать купцам торговать, ими в самых
отдаленных концах России, куда они проникают
со своими товарами. Надеясь извлечь прибыль
из продажи книг, купцы будут стараться
продавать их в возможно большем количестве
народу.

      Ломоносов
всегда высоко ценил печатное слово,
в образовательной программе 
он отводил ему большое место.
После открытия Московского университета
Ломоносов добивается разрешения иметь
при нем собственную типографию. В ней
с апреля 1756 г. стала печататься первая
в Москве газета «Московские Ведомости».
В течение почти четырнадцати лет Академия
наук выпускала первый в России научно-популярный
журнал, который именовался по-разному,
но во всех его названиях неизменными
оставались слова «Примечания на Ведомости».
Они выпускались в качестве приложения
к газете «Санкт-Петербургские Ведомости»
и выходили до 1742 г. С января 1755 г. Академия
наук стала выпускать научно-литературный
журнал, получивший название «Ежемесячные
сочинения, к пользе и увеселению служащие».
Его редактором был назначен Г. Ф. Миллер,
давний противник  Ломоносова, что и
предопределило отношение редактора к
великому русскому ученому. Так, в журнале
не нашлось места для оповещения об открытии
Московского университета, созданного
по идее Ломоносова. И только в августе
по его настоянию удалось напечатать правленую
рукой Ломоносова речь ректора гимназии,
а позже профессора философии Московского
университета Н. Н. Поповского, которую
он произнес при открытии университета.
Ученик Ломоносова, Поповский разделял
и пропагандировал его взгляды на распространение
наук в России. В своей речи он заявил,
что намерен читать курс философии не
на латинском, а на русском языке, чтобы
сделать эту «высокую науку» достоянием
широких масс и облегчить существующий
к ней «тяжелый доступ».

      В
1765 г. этот журнал прекратил свое существование 
и уступил место теперь уже 
нескольким журналам, ознаменовавшим
начало нового периода в развитии русской
периодической печати. Говоря о просветительских
идеях Ломоносова, нельзя обойти молчанием
его статью «Рассуждение об обязанностях
журналистов при изложении ими сочинений,
предназначенное для поддержания свободы
философии». Напечатанная в переводе на
французский язык в амстердамском журнале,
эта работа Ломоносова посвящена деятельности
журналистов в распространении научных
знаний и оценки деятельности ученых.
Ломоносов выступает за право ученых высказывать
свои взгляды и требует от журналистов
быть распространителями научных знаний
и просвещения. Для этого журналист должен
обладать эрудицией, умением понимать
и оценивать прочитанное и добросовестно
относиться к своему делу.

      Работа 
Миллера по изданию «Ежемесячных
сочинений…» не удовлетворяла Ломоносова
и вызывала его порицания. В начале мая
1758 г. Ломоносов представил в канцелярию
Академии наук свое мнение об учреждении
журнала «Санкт-Петербургские ведомости
о делах ученых людей», в котором предполагал
знакомить читателей с новостями науки
и новинками научной литературы, издаваемой
не только в России, но и за рубежом.

      Другое 
предложение подобного рода касалось
издания «Российских ведомостей»,
где Ломоносов предполагал давать
сообщения «о внутреннем состоянии 
государства» т. е. о всех новостях экономической
жизни России. По оценке исследователей,
замысел Ломоносова заключался в том,
чтобы при помощи такого периодического
издания облегчить торгово-промышленные
связи в стране, помочь развитию внутреннего
рынка. И хотя оба предложения Ломоносова
привели лишь к тому, что, по образному
выражению тогдашних чиновников, «дальнего
ничего не происходило», сам факт попыток
Ломоносова свидетельствует о его сильнейшем
стремлении использовать периодическую
печать в патриотических просветительских
целях.  

      
4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ 
ПРОЕКТЫ.
 

      Михаил 
Васильевич Ломоносов был не только
выдающимся философом и ученым, но
и крупным общественным деятелем,
и просветителем, всегда полным замыслов
и планов об улучшении жизни людей.
Правда, эти замыслы и планы 
не предусматривали революционной ломки
общественных порядков, однако в них содержалось
немало идей, противоречащих феодально-крепостническому
строю России.

      Ломоносов
развивал взгляды передовых представителей
общественной и философской мысли 
России. Большое влияние оказали на
него прогрессивные идеи его ближайших
предшественников, известных под названием
«ученой дружины» К ним относились: новгородский
епископ Феофан Прокопович, государственный
деятель и историк В. Н. Татищев и поэт-публицист
Антиох Кантемир — широко образованные
люди, противники мракобесия и застоя.
Прокопович, будучи преподавателем философии
в Киевской Академии и в последующее время,
занимался естественными науками, Кантемир
перевел на русский язык книгу Фонтенеля
«Разговоры о множестве миров», опровергающую
библейские представления о вселенной.
Прокопович, Татищев и Кантемир поддерживали
реформы Петра I, стояли за развитие промышленности
и морского флота, отстаивали необходимость
распространения просвещения и научных
знаний. Они всегда находились в центре
политических событий и болели за судьбы
родины.

      Как
и его предшественники, Ломоносов,
безгранично любил свою родину и 
свой народ, неустанно боролся за
их интересы. Всю свою жизнь он стремился 
быть полезным отечеству. Его слова:
«На пользу общества, коль радостно
трудиться»1— являются подлинным
девизом жизни. Он не занимался надуманными,
оторванными от жизни проблемами, а стремился
связать науку с нуждами развивающейся
отечественной промышленности и всего
хозяйства России.

      Находясь 
за границей, Ломоносов старался ко всему
присмотреться, перенять полезное, чтобы
применить все это на родине, научить русских
людей опыту Европы в добыче полезных
ископаемых, в строительстве шахт, заводов
и т. п. Русский народ трудолюбив и понятлив.
Отсталость России была связана с многочисленными
войнами, нападениями извне, порабощением.
Ломоносов много говорит о значении мира
в жизни любой страны.

      В
понимании общественных вопросов Ломоносов 
был идеалистом. В ряде своих работ,
как и в трактате о народонаселении,
он вскрывает лишь второстепенные причины
бедственного положения народа, не касаясь
основного и главного — характера экономических
отношений в России. Ломоносов не восставал
против самодержавного строя, а стоял
только за более гуманное отношение к
крепостным крестьянам, за улучшение их
жизни в условиях крепостничества.

      Нападает 
Ломоносов и на духовенство, как 
рассадник всяких нелепых суеверий.
Ведь это невежественные попы способствуют
увеличению детской смертности, когда 
зимой крестят новорожденных 
в холодной воде и даже со льдом, считая,
что подогретая вода нечиста, имея примесью
теплоту. Это опять-таки попы устанавливают
посты, в результате которых от резкой
перемены в питании также умирает много
людей. Говорит он и о вреде неравных в
возрастном отношении браков, заключаемых
по прямому приказу крепостников-помещиков.
От таких браков часто страдает потомство.

      Предупреждая 
возражения церковников, Ломоносов 
ссылается на гибкость рус¬ского 
народа, легко воспринявшего нововведения
Петра I. Он ут¬верждает, что предлагаемые
им меры «не больше опасны, как заста¬вить
брить бороды, носить немецкое платье,
сообщаться обходительством с иноверными,
заставить матросов в летние посты есть
мясо, уничтожить боярство, патриаршество
и стрельцов и вместо них учредить правительствующий
Сенат, святейший Синод, новое регулярное
войско, перенести столицу на пустое место
и новый год в другой месяц! Российский
народ гибок!»

      Интересна
мысль Ломоносова о «живых покойниках» 
т. е. о крепостных, которые бегут 
от помещичьих «отягощений» и солдатских
наборов за границу. Но, говоря о помещичьих
«отягощениях», бывших одним из основных
зол крепостнической России, он ограничивается
простым советом облегчать подати и солдатские
наборы, особенно в пограничных областях.
Тогда, наоборот, в Россию будут прибывать
иностранцы, так как она «в состоянии вместить
в свое безопасное недро целые народы»

      Просветительная
деятельность Ломоносова была всегда
целеустремленно связана с наиболее
важными потребностями страны, с 
ее промышленным, культурным развитием,
направлена на ее процветание. Историческое
значение Ломоносова состоит также и в
том, что он настойчиво добивался широкого
развития образования в России, привлечения
в науку способных людей из народа, показав
на личном примере, на какие подвиги способны
люди для своей Родины.

      В
1761 г. Ломоносов задумывает целую 
программу государственных мероприятий,
«простирающихся к приращению общей 
пользы» Он намечает изложить в письмах 
свои соображения, служащие «к действительному 
поправлению российского света»,
в виде таких «глав»

      1.
«О размножении и сохранении 
российского народа».

      2.
«О истреблении праздности».

      3.
«О   исправлении   нравов  
и   о   большем   народа  
просвещении».

      4.
«О исправлении земледелия».

      5.
«О исправлении и размножении 
ремесленных дел и художеств».

      6.
«О лучших пользах купечества».

      7.
«О лучшей государственной экономии».

      8.
«О сохранении  военного искусства  
во время долговременного мира».

      Круг 
вопросов, о которых намеревался 
написать Ломоносов, свидетельствует 
о его страстном желании способствовать
росту производительных сил страны, добиться
подъема благосостояния народа путем
распространения культуры, научных и медицинских
знаний и путем различных законодательных
мер.

      По 
всей вероятности, Ломоносов успел 
написать только первую «главу» из
этого списка (других до сих пор не обнаружено)
в виде пространного письма. Ломоносов
начинает его с утверждения, что величие,
могущество и богатство всего государства
(главная патриотическая тема всей деятельности
ученого) состоит в его народонаселении,
«а не в обширности, тщетной без обитателей».
Человек — самое ценное из сокровищ, потому
что без него все остальные сокровища
мертвы и не нужны. Поэтому надо оберегать
народ, искореняя все, что приносит вред
его развитию.

      В
письме Ломоносов и разбирает 
самые характерные обычаи, «узаконения»
и суеверия, которые необходимо устранить.
Важнейшим упущением властей он считает
почти полное отсутствие врачебного дела,
и в частности акушерского, что влечет
большую смертность среди населения и
особенно среди детей. Он предлагает печатать
и рассылать в разные районы страны медицинские
книги, строить аптеки, распространять
медицинские знания в народе. Этим будет
искоренена вредная деятельность разных
знахарей и ворожей, которые «только умножают
болезнь своим шептанием». Для более радикальной
борьбы с болезнями Ломоносов требует
учредить в России «настоящую медицинскую
науку», содержать во всех городах достаточное
количество лекарей, в иностранные университеты
посылать больше русских студентов для
изучения докторского искусства, так как
«немецкими всего государства не наполнишь»

Источник