Из чего состоит программа полезной деятельности для елизаветы
Вася Куралесов
Мастер
(1691)
10 лет назад
1) можно согласиться. Поэт выступает творцом, создающим своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить “языком богов” о насущных политических и культурных проблемах, формулировать собственные взгляды и давать советы правителям.
Так, в 1747 г. , когда русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств, Ломоносов пишет свою знаменитую оду “На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”.
2)Ломоносов не был пацифистом, он гордился славой русского оружия и мощью Российского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое он назвал словом “тишина”.
Ода начинается вступлением, содержащим хвалу этой тишине, т. е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа.
Царей, и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:
Когда на трон она вступила,
Как высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Что касается мирного процветания государства, то и здесь у Ломоносова была четко продуманная программа. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Но все это, по словам поэта, требует “искусством утвержденных рук”. Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Общественная программа Ломоносова могла воплотиться в жизнь только при одном условии: ее должен был принять и одобрить монарх. Для того чтобы сделать свои доводы максимально убедительными, поэт вводит образ Петра I. Ломоносов славит Петра за его военные успехи, за создание морского флота, за возведение Петербурга, но особенно за его покровительство наукам. Петр становится живым и убедительным примером для каждого из его наследников.
Кратко упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в ком ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новый штат Академии наук, сумма средств на науку была увеличена вдвое. И поэт славит императрицу как поборницу просвещения:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет,
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.. .
Так в оду вводится новая тема — тема науки, подготовки из среды русских людей ученых. Ломоносов не ограничивал круг ученых рамками одного сословия, не считал образование и научную деятельность привилегией дворянства. В этом проявился демократизм мышления Ломоносова. Талантливых людей, “собственных Платонов” и “Невтонов”, по его мнению, может “рождать” вся российская земля. Имена древнегреческого философа Платона и великого английского математика Ньютона приводятся им как символы подлинной учености.
Заключительная строфа оды перекликается со вступительной: поэт вновь славит мир и тишину, и Елизавету, и обращается с предостережением к врагам России.
Итоговый тест. Творческая работа.
1. Историк утверждал, что автор «Слова о полку Игореве» «верен своему обещанию рассказывать по былинам: рассказ его совершенно одинаков с рассказом летописца, лишнего в нем были только поэтические украшения; что же касается подробностей, то их гораздо больше в летописи».
1) Можете вы согласиться с тем, что рассказ в «Слове» «совершенно одинаков с рассказом летописца»? Аргументируйте свой ответ.
2) Верно ли, что подробностей похода князя Игоря «гораздо больше в летописи»» нежели в «Слове»? Если да, приведите конкретные примеры.
3) Какие «поэтические украшения» вы заметили в «Слове о полку Игореве»? Какую роль, по вашему мнению, они играют в тексте, как их наличие характеризует мировоззрение автора «Слова»? Могли бы вы согласиться с тем, что историк называет поэтические украшения «лишними»? Почему?
2. Академик пишет: «Идеализировав Игоря, считать его главным героем поэмы (или чуть ли не ее автором) и самоотверженным защитником Русской земли – значит следовать в его оценке оперному либретто, а не историческим фактам».
1) Не идеализирует ли, на ваш взгляд, автор «Слова» князя Игоря? Если да, то в чем вы это заметили?
2) Можете ли вы согласиться с тем, что князя Игоря нельзя считать «главным героем поэмы» и «самоотверженным защитником Русской земли»? Аргументируйте свой ответ.
3. Профессор писал: «Герой «Слова» Игорь представляет собой реализованный идеал дружинно-феодального героя своего времени… Сознавая, что на нем лежит священный долг оберегать от хищников Русь, он «наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъки на землю Половецкую за землю Руськую».
1) Каким предстает князь Игорь в «Слове»? Могли бы вы назвать его образ «идеальным»? Обоснуйте свой ответ примерам» из текста,
2) Можете вы согласиться с тем, что князь Игорь сознает свой долг перед Русью? Если да, то, как об этом говорит автор «Слова»?
4. Дмитриев пишет «… автор «Слова» широко использует метафоры, эпитеты, сравнения, глубоко уходящие корнями своими в устное народное творчество. Но это не перенесение отдельных слов, оборотов устного происхождения в письменный текст, а их творческая, литературная переработка, что придает им в тексте памятника особую красоту и совершенство».
1) Какие метафоры, эпитеты, сравнения вы встречали в «Слове»? Каково их место в образном строе произведения?
2) Можете ли вы согласиться с тем, что образный строй «Слова» близок устному народному творчеству? Обоснуйте свой ответ примерами из текста.
5. «…Ломоносов зачастую вынужден симулировать поэтический восторг по поводу, мало его волнующему. Отсюда «преувеличенный метафоризм его од»,грандиозность образов, порою переходящих разумную черту» (, ).
1) Можете вы согласиться с тем, что для оды 1747 г. характерен «преувеличенный метафоризм»? Если да, приведите конкретные примеры.
2) Вы встречали в оде 1747 г. образы, «грандиозность» которых, на ваш взгляд, порою переходит некую «разумную черту»? Аргументируйте свой ответ примерами.
3) Что, на ваш взгляд, можно понимать под «разумной чертой», когда речь идет о художественном образе?
6. в свое время так определял образный строй поэзии : «Ломоносов строит целые колоссальные словесные здания, напоминающие собой огромные дворцы Растрелли; его периоды самым объемом своим, самым ритмом производят впечатление гигантского подъема мысли и пафоса».
1) Прокомментируйте эту мысль ученого. Можете вы согласиться с тем, что он уподобляет поэзию архитектурным сооружениям? Если да, расскажите о том, как вы это понимаете на примере “Оды па день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747 года».
2) Могли бы вы назвать эту оду примером «гигантского подъема мысли и пафоса»? Аргументируйте свой ответ,
7. «По сюжету и названию «Недоросль» – пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его прямым «недорослем». На самом деле речь идет не об ученье, а о «воспитании» в обычном для Фонвизина широком значении этого слова» ().
1) Прокомментируйте эту мысль ученого. Можете вы согласиться с тем, что в «Недоросле» «речь идет не об ученье»? Обоснуйте свой ответ.
2) Как вы думаете (если судить по комедии «Недоросль»), что понимал Фонвизин под «воспитанием» в «широком значении этого слова»?
8. Автор учебника по истории русской словесности В. Саводник в 1912 г. писал: «Главное, центральное лицо этой комедии – госпоже Простакова. На ней держится все действие комедии, и вместе с тем она изображена полнее и ярче всех другие выведенных лиц ».
1) Можете вы согласиться с тем, что Простакова — «центральное лицо» «Недоросля»? Если да, то в чем вы это увидели?
2) Сравните образ Простаковой с другими персонажами пьесы. Верно ли, что «она изображена полнее и ярче всех других выведенных лиц»? Обоснуйте ответ.
3) Согласны ли вы с тем, что на Простаковой «держится все действие комедии»? Аргументируйте свой ответ.
9. Литературовед заметил, что в «Недоросле» «проблема человека и среды у Фонвизина без остатка поглощена проблемой воспитания индивидуума. Личность, характер – это плод воспитания, результат разумных и неразумных родительских внушений».
1) Как представлена в комедии Фонвизина проблема воспитания индивидуума? Можете вы согласиться с тем, что эта проблема поглощает, затмевает собой все остальные, в том числе и проблему человека и среды? Обоснуйте свой ответ.
2) Можете вы согласиться с тем, что в «Недоросле» любая личность, любой характер являются только плодом воспитания, результатом «разумных и неразумных родительских решений»? Если да, покажите проявление этой особенности на наиболее выразительных примерах.
10. Драматург, актер и театральный критик заметил в 1792 г.: «Сколько ни производит наш «Недоросль» смеху, но есть мгновение в четвертом действии, в которое у зрителя выступит слеза».
1) Как вы думаете, чем производит «Недоросль» смех? Не устарел ли смех «Недоросля» для современного зрителя, читателя? Аргументируйте свой ответ.
2) Какое, по вашему мнению, «мгновение в четвертом действии» вызывало слезу у современников Фонвизина? Изменилась ли, на ваш взгляд, реакция на это мгновение у зрителя сегодняшнего?
11. В. Саводник выделял среди героев «Недоросля» «типы резонеров», которые «не столько действуют в пьесе, сколько рассуждают, «резонируют». Они служат главным образом для выражения взглядов и мнений самого автора, выражают мораль всей пьесы».
1) Кого из героев «Недоросля» вы могли бы назвать «резонерами»? Расскажите о них подробнее.
2) Можете вы согласиться с тем, что эти герои «не столько действуют в пьесе, сколько рассуждают»? Аргументируйте свой ответ.
3) Согласны ли вы с тем, что именно эти герои служат «для выражения взглядов и мнений самого автора», морали пьесы? Обоснуйте свое мнение.
12. Уже в 1896 г. заметил: «… В наших глазах пьеса утратила свежесть новизны и современности, зато обрела интерес художественного памятника старины…».
1) Как вы считаете, в наше время пьеса Фонвизина может быть названа современной? Почему?
2) Интерес к «Недорослю» сегодня — это только интерес к «художественному памятнику старины» или пьеса может вызвать интерес и другого характера? Подумайте на эту тему,
13. Е. Рогачевская утверждает: «Рассматривая «Недоросль» как классицистическую комедию, нельзя не отметить тех отступлений от формальных требований, которые ввел в свое произведение Фонвизин ».
1) Как вы считаете, какие особенности комедии Фонвизина дают основания рассматривать ее как классицистическую?
2) Какие отступления от формальных требований классицизма есть в «Недоросле»? Насколько существенны, принципиальны они, по вашему мнению?
14. Исследователи и пишут: «Неизвестный нам автор «Слова»… избрал для своего рассказа именно этот поход не столько для того, чтобы рассказать о событиях, связанных с ним, сколько для выражения охвативших его чувств, вызванных поражением княжеского войска, своих дум и размышлений о судьбах Русское земли».
1) Как в «Слове» представлен поход князя Игоря? Насколько подробен рассказ об этом историческом событии?
2) Можете ли вы согласиться с тем, что автор «Слова» не столько рассказывает о событиях, сколько об охвативших его чувствах? Обоснуйте свой ответ.
15. Автор учебника по истории русской словесности (1912) В. Саводник утверждал: «Слово» – повесть или песнь о неудачном походе Ольговичей (потомков Олега Святославича, северских князей) против половцев в 1185 г. Оно дает не только историю похода, но и широкую картину тогдашней русской жизни, освещенную глубоким и скорбным лиризмом».
1) Можете вы согласиться с тем, что «Слово» «дает не только историк» похода, но и широкую картину тогдашней русской жизни»? Если да, то, какие сведения об этой жизни может получить современный читатель «Слова о полку Игореве”?
2) Верно ли, что для «Слова» характерен глубокий и скорбный лиризм? Если да, то в чем вы отметили наличие такого лиризма?
3) Как вы думаете, почему автор учебника сомневается в определении жанра «Слова» («повесть» или «песнь”)?
16. пишет: «Автор «Слова» употребляет весь свой талант на то, чтобы как-то сгладить тягостное впечатление от поведения князя… Ограничиваясь… вынужденными комплиментами Игорю, автор дает понять, что главное для него – судьба Руси в грандиозных и непрерывных схватках с половцами середины 1180-х годов»,
1) Можете ли вы согласиться с тем, что автор стремится «сгладить тягостное впечатление от поведения князя»? Если да, то, как это отразилось в тексте?
2) Какие комплименты произносит автор Игорю? Могли бы вы назвать эти комплименты «вынужденными»? Почему?
17. «Композиционно «Слово» делится на три части: вступление, основную (повествовательную) часть и заключение. Обычно считается, что во вступлении автор противопоставляет свою художественную систему традиционной, воплощенной, например, в песнях Бояна» ().
1) Каким образом, чем различаются указанные исследователем части?
2) Как вы думаете, какие черты «Слова» сближают его с былиной? Какие особенности «Слова о полку Игореве» не позволяют назвать его былиной?
3) Что в «Слове» свидетельствует о его близости ораторскому слову? Как вы думаете, к какому жанру (былине или ораторскому слову) все-таки ближе это произведение древнего автора.
18. в качестве полемики и пародии на писал «Оды вздорные». В одной из них(«0да вздорная III») есть такие слова»:
Трава эеленою рукою
Покрыла многие места,
Заря багряною ногою
Выводит новые леса.
1) Как вы думаете, какие особенности поэтики Ломоносова пытается высмеять Сумароков? Насколько он прав в своем высмеивании, пародировании ломоносовской поэтики?
2) Какое место (места) оды 1747 г, вам напомнила пародия Сумарокова? Вы могли бы возразить пародисту ? Какие, на ваш взгляд, можно отметить другие черты оды, достойные пародии?
19. В критике сложилось мнение, что ода 1747 г. «превращается в рассказ о судьбе России… Посвящая оду Елизавете Петровне, Ломоносов развертывает перед ней целую программу полезной деятельности» (, ).
1) Можете вы согласиться с таким утверждением? Что, на ваш взгляд, свидетельствует в оде о том, что перед нами «рассказ о судьбе России»?
2) Из чего состоит «программа полезной деятельности», которую развертывает поэт? На кого и на какие возможности рассчитана эта программа? Обоснуйте свой ответ, используя текст.
20. Литературовед пишет: «Внешне оставаясь в пределах бытовой комедии» предлагая зрителю ряд бытовых сцен, Фонвизин в «Недоросле» затрагивал новую и глубокую проблематику»
1) Что, на ваш взгляд, свидетельствует о том, что “Недоросль» — бытовая комедия? Что представляет собой «ряд бытовых сцен», предлагаемых Фонвизиным зрителю?
2) В чем, на ваш взгляд, новизна и глубина затрагиваемой драматургом проблематики? Можете вы согласиться с тем, что эта проблематика выходит за рамки бытовой комедии? Обоснуйте свой ответ.
21. Рогачевская пишет: «Положительные герои в «Недоросле» – менее естественны и более скучны, чем герои отрицательные, но все же именно они проводят в жизнь идею возмездия…»
1) Можете вы согласиться с тем, что «положительные герои в «Недоросле» менее естественны и более скучны, чем герои отрицательные»? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.
2) Можете вы согласиться с тем, что в комедии Фонвизина присутствует идея возмездия? Если да, то в чем эта идея проявляется?
22. В. Саводник считает, что герои-резонеры «в художественном отношении… обрисованы гораздо бледнее, чем лица комические, речи их отличаются книжным характером, и сами они представляют собой не живые фигуры, а ходячее нравоучение»,
1) Можете вы согласиться с таким утверждением ученого? Почему? Что отличает «лица комические» от героев-резонеров?
2) Верно ли, что речь героев-резонеров «отличается книжным характером»? Если да, приведите конкретные примеры из текста. Можете вы согласиться с тем, что эти герои — «не живые фигуры, а ходячее нравоучение»? Аргументируйте свой ответ.
23. «Невежество же, в коем рос Митрофанушка, и примеры домашние должны готовить в нем изверга, какова его мать, Простакова. Именно говорю: изверга, и утверждаю, что в содержании комедии «Недоросль» , нужные для соображений трагических…»().
1) Расскажите о тех условиях, в которых растет Митрофанушка. Можете вы согласиться с тем, что воспитание дома готовит в нем изверга? Аргументируйте свой ответ.
2) Согласны ли вы с тем, что Вяземский называет Простакову извергом? Почему?
3) Верно ли, что «», которые необходимы для написания трагедии? Если да, то о каких страстях идет речь?
4) Как вы представляете себе пьесу «Недоросль» с тем же сюжетом, но трагическим конфликтом? Как, по вашему мнению, могла вы выглядеть эта пьеса?
Люди в произведениях
классицистов — носите-
ли преобладающих ка-
|Честв личности (храб-
|рость, благородство, ко-
.варство, лицемерие и т.
Правдин, Милон, Софья. Стародум воплощают спра-
ведливость, честь, достоинство
Деление героев на по-
ложительных и отрица-
тельных
В «Недоросле» четкое деление героев на группы: по-
ложительные — Милон, Стародум, Софья, Правдин:
‘отрицательные — Простакова, Простаков, Скотинин.
Митрофан
Соблюдение правила
«трех единств» в дра-
‘магическом произве-
дении: единства места,
1времени. действия; сю-
жет не осложнен побоч-
I ными эпизодами
Своеобразие русского классицизма
Интерес к настоящему и
прошлому родной стра-
Ломоносов и Державин говорят в одах о современ-
ном состоянии России. Фонвизин изобразил в «Недо-
росле» современную ему русскую действительность
второй половины ХУШ века
Интерес к народной по-
эзии, ее жанрам. Ис-
пользование в произ-
ведениях народной речи
Использование пословиц и поговорок в «Недоросле»
Фонвизина: «Пропала моя головушка», «Собака лает,
ветер носит», «Повинную голову меч не сечет»
Критика недостатков
общества, активно раз-
вивающееся сати-
рическое направление
Сатиры Кантемира обличают невежество, злонравие
дворян, дурное воспитание, Державин обличает «не-
праведных и злых», критика общественных пороков
в «Недоросле» Фонвизина
Критическое отношение
к абсолютной, но не-
просвещенной монархии
и помещикам-крепост-
шикам во второй поло-
вине XVIII века
В трагедии Сумарокова «Димитрий Самозванец» об-
личалась тирания. В рассуждениях Стародума под-
вергался критике двор Екатерины, крепостничество в
|Лице Простаковой и Скотинина {<; Недоросль »)
Урок 17 ‘
Золотой век русской литературы.
От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.
Цель урока: понятие «Русская классическая литература»; романтизм
как литературное направление.
Словарная работа: классический, классик, романтический, роман-
тизм.
Ход урока.
I. Знакомство со статьей учебника «Шедевры русской литерату-
ры XIX века».
– Кто из русских писателей и поэтов обозначен или назван в ста-
тье Машинского?
– Какое слово заменяет любое из прозвучавших имен?
– Какова роль русской классической литературы в духовной
жизни человечества?
II. Словарная работа.
Классицизм, классицистический; классик, классика, классический.
Классический –
античный и тем самым образцовый;
связанный с изучением античных языков
и литературы;
относящийся к классицизму;
созданный классиком, совершенный,
признанный, образцовый.
Классик –
1) специалист по классической филологии;
2) великий деятель науки, искусства, литературы, чьи тво-
рения сохраняют значение общепризнанного образца.
Классическая литература – канонизированная литература; образ-
цовая. наиболее значительная.
Обращаем внимание на многозначность слов, возможность двоякого
и более уместного употребления слова классический, на сопряжение зна-
чений слов классицизм и классика. Так, для Франции классицизм XVII в.
(Мольер, Лафонтен, Расин) стал и национальной классикой. Русская клас-