Источник сергия радонежского в радонеже чем полезна
Радонеж — место, которое обычно посещают туристы по пути в Троице-Сергиеву лавру. Оно неразрывно связано с преподобным Сергием, а еще там царит необыкновенная красота. Деревянные лестницы, дорожки, памятник, храм, источники — все это очень гармонично сочетается.
Село Радонеж находится на левом берегу реки Пажи. Известно оно тем, что здесь поселилась семья преподобного (родители Кирилл и Мария,братья), переехавшая из Ростова Великого. И здесь начались подвиги этого святого. После смерти родителей, тогда еще Варфоломей начал иноческую жизнь.
Дорога к храму Преображения Господня в Радонеже.
Храм Преображения Господня
Подъезжаем к храму Преображения Господня. Он построен на средства прихожан и благотворителей в 1836-1842 гг. Вообще Радонеж, если так можно сказать, посвящен преподобному Сергию: в храме росписи, изображающие эпизоды из жития святого; памятник, источники в честь него.
Храм Преображения Господня в Радонеже.
Интерьер храма:
Роспись по мотивам картины В.М.Нестерова «Видение Отроку Варфоломею». Сюжет был взят из жития преподобного Сергия:
«Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания»».
Роспись в храме по мотивам картины В.М.Нестерова «Видение Отроку Варфоломею»
Детская площадка у храма:
Детская площадка у храма
Пройдем к часовне блаженной Матроны Московской по указателю. В часовне находится крест, стоявший на могиле святой.
Часовня блаженной Матроны Московской
В противоположной стороне от часовни находится источник преподобного Сергия Радонежского. Чтобы попасть к нему, придется спуститься по деревянным ступенькам.
Памятник преподобному Сергию Радонежскому
А по пути обратим внимание на памятник преподобному Сергию, выполненный по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р.И.Семержиева (1988 год). Памятник представляет собой фигуру старца в монашеском одеянии, руки его молитвенно сложены у груди. В середине фигура мальчика Варфоломея с иконой Троицы в руках. Надпись: «Сергию Радонежскому благодарная Россия».
Памятник преподобному Сергию Радонежскому
Радонеж — очень живописное место. На деревянной площадке мы встретили итальянцев, они накрыли стол и отдыхали, наслаждаясь природой.
Лестница к источнику
По пути вниз можно перекусить в кафе. В наш приезд оно было закрыто. Когда вы преодолеете лестницу, перед глазами предстанет такая красота:
Тут можно окунуться в ледяные воды источника.
Источник преподобного Сергия РадонежскогоИсточник преподобного Сергия Радонежского.
Озеро Всех Святых, обустроенное в 2016 году по благословению владыки Феогноста.
Источник преподобного Сергия Радонежского.
Люди приходят с пластиковыми бутылками за водой.
Мы тоже набрали немного. Наверх подниматься было не тяжело, что не могу сказать о людях, набравших по пять-шесть пятилитровых бутылок воды.
Дорога на Хотьково, куда мы отправились после Радонежа:
Дорога из Радонежа в Хотьково
© «Прогулки по России с Татьяной и Денисом». Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта прогулки-по.рф в электронных публикациях и печатных изданиях разрешены только с обязательной ссылкой на сайт прогулки-по.рф.
Радонеж занимает особое место в истории славянской культуры. Основанный первыми славянскими переселенцами, он стал одним из духовных центров православия.
Там прошло детство Сергия Радонежского, основателя знаменитого Троицкого монастыря.
Радонеж – Церковь Преображения Господня
Древняя земля Радонежа до сих пор хранит удивительные тайны, легенды и поверья…
Десятивековую историю Радонежа можно разделить на три этапа: существование его как села Радонежского, городка Радонежа и села Городок (после 1989 года село Радонеж).
Радонежский край расположен на Клинско-Дмитровской возвышенности. Для его окрестностей характерны пологие холмы с плоскими вершинами, склоны которых рассечены крупными и мелкими оврагами. Причудливый ланшафт радонежской земли возник благодаря отступающему леднику. Основная водная артерия — река Воря с притоками Торгошей и Пажей.
Именно на берегах этих речушек появились первые переселенцы — финно-угорские племена меря и балты, а затем их сменили славяне (кривичи). В дальнейшем расселение славян шло вдоль Переславской дороги. С 1328 г. эта дорога стала одной из важнейших в Московском княжестве. К тому времени Радонеж входил в состав Ростово-Суздальского княжества, а в первой четверти XIII в. — в состав Великого княжества Владимирского.
Во времена монголо-татарского ига Радонеж стал частью Золото-ордынского государства. Ханские чиновники провели перепись населения, обложив его данью, которую собирали баскаки. Память о тех временах хранят пустоши Ханская и Баскакова. Кроме того, в народных преданиях сохранились упоминания о капище Белые Боги, в котором баскаки совершали свои религиозные обряды.
Их святилище располагалось на одном из холмов, окружающих Радонеж. До сих пор не разгадана тайна возникновения этого древнего языческого сооружения. Некоторые ученые считают, что его основали славяне. Древние жрецы поклонялись здесь Белбогу — воплощению добра, вымаливая счастливую долю для своих соплеменников.
Согласно другой гипотезе, капище было основано первыми поселенцами финно-уграми и относится к финно-угорской культуре. До сих пор это место считается волшебным. Сейчас здесь растут дубы, а в овраге бежит ручей. Его вода обладает целебными свойствами, возвращая здоровье и силу даже тяжелобольным. Совсем недавно этот источник был освящен и рядом с ним построили часовню-купальню.
Во второй четверти XIV века Радонеж вошел в состав образовавшегося в 1263 г. Московского княжества. Баскаков сменили княжеские наместники, в обязанности которых входило привлечение переселенцев на подвласную им территорию путем предоставления различных льгот. Возможно, благодаря этому в 1332 г. в Радонежье переселился со своей семьей и родственниками ростовский боярин Кирилл.
Епифаний Премудрый писал о нем: «Этот… раб Божий Кирилл прежде обладал большим имением в Ростовской области, был он боярином, одним из славных и известных бояр, владел большим богатством. Но к концу жизни, в старости обнищал и впал в бедность». С родителями, Кириллом и Марией, в Радонеж приехали и их дети: старший Стефан и младший Варфоломей.
Во второй половине 1330-х гг. боярин Кирилл и его жена основали на Хотькове первый Пустынножительский Покровский монастырь, где и были похоронены. Их старший сын Стефан после смерти своей жены постригся в монахи и поселился среди леса на горе Макевец, положив основание монастырю нынешней Троицко-Сергиевой лавры в 1342 г.
После смерти родителей Варфоломей ушел вслед за братом на речку Кончуру, где они вместе «сделали постель и хижину, устроили над ней крышу, а затем келью и отвели место для церкви небольшой. И освящена была церковь во имя святой Троицы». Однако Стефан, поняв, «что трудна жизнь в пустыне», вскоре ушел в Москву.
Варфоломей же призвал игумена Митрофана, настоятеля Покровского монастыря, который «постриг его в ангельский образ» и дал ему имя Сергия. Произошло это 7 октября 1342 г. Обращение Варфоломея к Богу не было случайным. Еще в детстве у Варфоломея произошла встреча, предопределившая его дальнейшую судьбу.
Ребенком Варфоломей никак не мог постичь грамоту и часто просил Бога в молитвах помочь ему. Однажды родители послали его найти пропавшую лошадь. По пути мальчик встретил старца-черноризца. Варфоломей попросил священника помолиться за него, чтобы он смог научиться грамоте.
Старец, пристально посмотрев на него, помолился и произнес: «С сего дня Господь дарует тебе знания большие, нежели имеют братья твои и соученики». Маленький Варфоломей тогда даже не догадывался, что это событие стало его посвящением на служение Богу и людям. (Эту судьбоносную встречу изобразил известный живописец М. В. Нестеров на своем полотне «Видение отроку Варфоломею».)
Монашеская жизнь святого Сергия была полна смиренной кротости, благодетельных и безгневных чудес, удивительных видений и тяжелого физического труда. Сергий Радонежский не участвовал в политической жизни Московского княжества. Создав монастырь, он заложил основы духовного движения, которое оказало влияние на формирование национального самосознания. Это движение противопоставлялось татаро-монгольскому игу и тому нравственному «разорению», которое оно несло с собой.
Основной особенностью Троицкого монастыря времен преподобного Сергия было стремление к созерцательности и безмолвию. Троицкая лавра стала оплотом христианства. Бытует легенда, что именно Сергий Радонежский установил и освятил деревянный крест на месте поклонения древним идолам в капище Белые Боги, изменив энергетику древнего языческого святилища.
Люди свято верили в то, что его благословение всегда приносит удачу в делах, оберегает от зла и смерти. За это Сергий Радонежский был почитаем не только простым людом, но и князьями. Именно он освятил въезд в Переславль князя Владимира Серпуховского. Преподобный Сергий крестил сына Дмитрия Донского Юрия, даруя этим ему удачу и успех в делах. В 1380 г. он благословил Дмитрия Донского и Владимира Серпуховского на Куликовскую битву, которая положила начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига.
Сергий Радонежский обладал даром ясновидения. В 1390 г. святой Стефан Пермский проходил из своей северной епархии в Москву. Остановившись на Поклонной горе, он поклонился издали монастырю и благословил его игумена.
В это время Сергий сидел с братьями за трапезой. Неожиданно для всех он встал, низко поклонился, объяснив, что благословляет епископа Стефана, который следует в Москву и находится на Поклонной горе. Монахи, усомнившись, послали туда служку, который и застал там Стефана. В память об этом удивительном событии на Поклонной горе был установлен крест и часовня с изображением святых Стефана и Сергия. До революции это место так и называлось «У креста».
Внизу под горой располагается пруд. Согласно древнему преданию, он выкопан Сергием Радонежским. Тем, кто хоть раз окунулся в его воды, возвращаются жизненная сила и удача. Водой из него можно вылечить многие болезни.
За низиной и прудом расположено еще одно мистическое место, связанное с историей Москвы. Это гора Волкуша, от древнего названия «волковуша», что значит плакальщица. Карамзин об этом месте писал так:
«Верст за семь от Троицы открываются среди зелени лесов златые главы церквей ее вокруг огромной колокольни, подобно величественному столпу. Я взъехал на гору Волкушу… Русские патриоты, это место должно быть вам известно. Здесь архимандрит монастыря Троицкого благословлял крестом и кропил святой водой достойных сынов России, которые с вождем Пожарским и гражданином Мининым шли освобождать Москву от чужестранных тиранов».
29 мая 1988 г. в Радонежье установлен памятный знак Сергию Радонежскому работы скульптора В. М. Клыкова и архитектора Р. И. Семержиева.
Еще при жизни святого Сергия была установлена традиция паломничества в Троицко-Сергиевский монастырь, которому в 1744 г. было присвоено звание лавры. Совершать паломничество разрешалось только пешком, потому что сам святой Сергий никогда не ездил на коне, иначе желание или заветные просьбы не будут услышаны или исполнены.
С Радонежем связаны роковые и трагические события. С 1425 по 1453 г. длилась великая междинастическая война между великим князем Василием II и его дядей Юрием Звенигородским, а затем сыном последнего Дмитрием Шемякой. В феврале 1446 г. великий князь отправился на богомолье в Троицкий монастырь. Некий Брунко предупредил Василия II о грозящей ему опасности.
Но тот не поверил, проявив беспечность, за которую поплатился. Великий князь был схвачен на Переясловской дороге слугами Ивана Можайского, сторонника Дмитрия Шемяки, и ослеплен на холме, прозванным в дальнейшем Убогой горкой.
С тех пор, согласно рассказам очевидцев, в ясную лунную ночь можно увидеть черную фигуру человека, который, спотыкаясь, почти на ощупь спускается с Убогой горки, тихо проклиная жестокость своего врага Шемяки. Это призрак князя Василия II, прозванного с той роковой ночи Темным, вот уже несколько сот лет ищет своего врага.
Помнит древняя радонежская земля и хованщину — времена борьбы царевны Софьи со своим братом Петром 1. В 1682 г. князья Хованские, воспользовавшись народным восстанием против самодержавия, пытались захватить царский трон. После того как на престол взошла царевна Софья, князь Иван Андреевич Хованский потребовал от нее добровольно отказаться от власти, угрожая новыми стрелецкими бунтами.
Спустя некоторое время в день именин правительницы Софьи московские бояре выехали в Воздвиженское, чтобы поздравить царевну. Вместе с ними отправились князь Хованский и его сын Иван, не подозревая об уготованной им участи. Верные Софье люди схватили предателей и доставили к ней. Царевна, не дав пленникам даже оправдаться, приказала их казнить.
Вместе с ними она казнила и заподозренных в измене стрельцов. Князьям Хованским отсекли головы на площади у большой Московской дороги. По приказу Софьи казненных было запрещено погребать. Их тела просто затоптали в болотистые берега Вори у деревни Голыгино. Так царевна Софья отпраздновала свои именины.
Есть неподтвержденные сведения, что Хованские все-таки были погребены на кладбище соседнего троицкого села Городок (Радонеж). По рассказам очевидцев, ночью отец и сын Хованские выходят на старую Московскую дорогу и просят прохожих похоронить их по-людски. Свои просьбы они сопровождают низкими поклонами, опуская шапки. Вместе с ними князья снимают и отрубленные головы.
Об этой древней легенде рассказал в своей книге «Бронзовая птица» А. Рыбаков. Часто видят отца и сына Хованских и на старом мосту через реку Ворю. Они пугают своими стонами и криками ночных прохожих.
Радонежье — край застывшей истории. Древняя земля продолжает хранить предания и легенды наших предков, связывая незримой нитью прошлое и будущее.
Нравится ставь лайк =)
Великое множество святых ключей, родников и источников на земле русской! Одни силы придают, другие исцеляют от хворей недужных, третьи бодрят и дарят молодость. Один из таких удивительных родников расположился на окраине городка Петровска, что в Ростовском районе Ярославской области – это не просто ключ с чистой и сладкой водой, а источник, выкопанный самим Сергием Радонежским!
По историческим справкам да легендам, во времена великого противостояния русского народа татарам – когда весь люд поднялся на борьбу с иноземными захватчиками – именно Сергий собственноручно вырыл колодец, чтобы утолить жажду воинов. Говорят, испив водицы студеной, могучие ратники обретали твердость духа и смелость, с удвоенной силой продолжали свой поход к неприятелю. После того как великая Куликовская битва была выиграна, богатые жители Петровского и окрестных деревень срубили на личные средства часовенку для моления, а ключ освятили в честь Сергия Радонежского.
В 2010 году старая часовня была снесена, а на ее месте воздвигнута новая. Заодно почистили и колодец, который нерадивые гости умудрились забросать ветками и пустыми бутылками. Рядом с источником находится «Горка Любви», где постоянно проводят время влюбленные пары и молодожены. Перед самой часовенкой расположен небольшой ров, через который перекинут легкий деревянный мосток с перилами.
Местные жители уверяют, что источник не просто дает чистую и прохладную воду, но и исцеляет от многих болезней. Сюда стремятся попасть те, кто страдают от заболеваний кожного покрова, кого поразили болезни глаз и сердца, психические и нервные расстройства. Стоит спросить любого жителя окрестных поселков, как он расскажет множество историй о чудесном избавлении от недугов. А еще говорят, что источник мирит влюбленных между собой, помогает избавиться от склок семейным парам и излечивает от ревности супругов. Слава и молва быстро передается среди людей, приводя к источнику все новых и новых путешественников.
Немало и любопытных туристов посещают это место: осмотреться, испить воды и набрать ее про запас на дальнейший путь, послушать пение птиц и отдохнуть в тишине, а то и проверить чудодейственные свойства источника на себе лично. Можно и заночевать близ ключа, поставив палатку у кромки леса. Только костер разводить надо очень осторожно: вокруг много растительности, а летом – сухостоя. Дрова можно отыскать здесь же – в чаще, а вода всегда рядом. В жаркую пору вдоль леса иногда стоят целые лагеря туристов, остановившихся передохнуть около знаменитого родника.
Если направляться на авто, то нужно свернуть на улицу Пролетарскую. Далее цель – ж/д мост, от которого ведут два пути – вправо и левее, чтобы достичь источника, нужно завернуть налево. По пути вы увидите магазинчик «Бор на Сосновой», небольшое транспортное предприятие, лесок из сосен и бетонную дорогу, по которой и нужно следовать до упора в ж/д. Добравшись до путей, спускаетесь к небольшому деревянному срубу – это и есть источник Сергия Радонежского. Если же идти пешком по Петровску, то нужно двигаться по улице Ростовской – также до железнодорожного полотна, его нужно будет перейти.
Много путешественников спешит к уникальной достопримечательности – набрать целебной воды, преклонить колено в просьбе неслышной, получить поддержку и обрести успокоение душевное. Источник Сергея Радонежского – удивительный ключ и по историческому значению, и по человеческому. Тому, кто верит в силу божественную или просто хочет столкнуться с незыблемым, однозначно стоит побывать у святого ключа в Ростовском районе Ярославской области.
Вода – одно из самых уникальных веществ в природе. Господь подает нам живительную влагу, необходимую для жизни, во множестве рек, озер, но особое место занимают родники и источники, на которые сошла Божия благодать. Такие источники именуются святыми и отличаются от обычных водоемов химическими свойствами воды и целебной силой, которая сообщается через них людям. По всей нашей стране с давних времен сохранилось множество удивительных святых источников, в которых и по сей день верующие получают исцеления. Сергиево-Посадский район Подмосковья является местом православного паломничества благодаря многим святыням края, а также и многочисленным святым источникам, расположенным в этих местах. Об основных из них и пойдет речь ниже.
Святой источник преподобного Сергия Радонежского
(водопад Гремячий ключ)
Тишина какая, красота полей…
Здесь, среди природы сердцу веселей.
Сквозь цветы и травы я спешу туда,
Где уже веками бьет ключом вода.
Преподобный Сергий сам молился тут,
Потому и люди так сюда идут
За святой водицей, чтобы благодать
От святого старца для себя принять.
В 17 км от Сергиева Посада возле деревни Взглядово в густом лесном массиве находится удивительный по своей красоте источник преподобного Сергия Радонежского, который в народе получил название «Гремячий ключ». Он представляет собой каскад родников, бьющих из склона горы. С двадцатипятиметровой высоты по крутому склону обрывистого берега реки Вондиги бурно мчится вниз поток воды, температура которой составляет 4 градуса С и не меняется круглый год.
Этот источник появился по молитве преподобного Сергия, который останавливался здесь со своим учеников Романом по пути из Троицкого монастыря в Киржач. Святой Сергий пробыл здесь продолжительное время и усердно молился об объединении русского народа и освобождении от татаро-монгольско ига. По его молитве из горы забил источник чистейшей воды. Об этом напоминает памятный знак «…И едва произнес он молитву и осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, как вдруг из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, и она потекла ручьем по долине…».
По данным химического анализа, вода источника слегка минерализована и по составу близка к кисловодскому нарзану, однако концентрация солей в несколько десятков раз ниже. Народное предание приписывает каждому из трех потоков источника свои целебные свойства: правая струя – «от сердца», средняя – «от головы» и левая – «от женских болезней».
С 1992 года трудами монахов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры началось облагораживание территории источника. Сам он находится на возвышении, потомуснизу к нему ведет деревянная лестница с площадками для отдыха. По правую и левую стороны от лестницы устроены многочисленные купальни, куда вода поступает сверху струей по деревянному лотку. Проходы между купальнями устроены в виде деревянных дорожек с уютными скамейками для отдыха. Искупаться можно и в купели, над которой находится икона Сорока мучеников Севастийских. На месте моления святого Сергия поставлен памятный Крест, недалеко от него находится просторная беседка для трапезы и часовня преподобного Сергия. Сейчас общий ансамбль источника расширяется и дополняется: появились Святые ворота, через которые будет осуществляться проход к водопаду, строится центр для паломников. Характерной чертой ансамбля является исполнение его в стиле деревянного русского зодчества, что очень удачно вписывается в местный ландшафт.
Добраться на автомобиле до святого источника нелегко: 1,5 км дорога идет через поле, затем по разбитой грунтовой дороге. Около 1 км пути паломникам приходится преодолевать пешком. Но несмотря на все трудности, поток паломников не иссякает в любое время года, и особенно много людей приезжают сюда в день Крещения Господня 19 января.
Святой источник преподобного Сергия Радонежского является духовной и природной жемчужиной Подмосковья, люди приезжают сюда получить исцеление от духовных и телесных немощей, набрать святой воды и просто отдохнуть душой среди красоты и тишины дивной природы.
Святой источник преподобного Сергия Радонежского
Купальня с раздевалкой
Купель на источнике прп. Сергия
Вид на святые ворота
Памятный Крест на месте моления святого Сергия Радонежского
Часовня Святого Сергия Радонежского
Храм в честь преподобного Сергия Радонежского
Святой источник преподобного Саввы Сторожевского в г. Сергиев Посад
Один из святых источников Сергиева Посада связан с именем ученика святого Сергия – преподобного Саввы, который основал Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде.
Вид на часовню
Большую часть своей жизни святой Савва провел в Троицкой обители, и только в 1398 году переселился в Звенигород. Преподобный Саввы был одним из наиболее известных и почитаемых учеников преподобного Сергия Радонежского и еще при жизни своего учителя был избран духовником обители, а после смерти святого Сергия Савву избрали игуменом Троицкого монастыря. Согласно преданию, святой источник возник по молитвам Саввы Сторожевского, в честь него он и освящен. Расположен он в 700-х метрах от центрального входа в Лавру в северо-восточном направлении внизу под горой в 150 метрах от стен монастыря. К самому источнику ведет лестн?