Истина это то что полезно для человека
Истинно то, что полезно. Прагматизм
Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать. Иначе, по мнению Пирса, истинно то, что полезно для нас. По греч. pragma– «дело, действие», поэтому прагматизм – это философия, которая вовсе не ставит перед собой задачи познания объективного мира и не считает истиной действительное положение вещей, но призывает исходить из нашей собственной практической жизни и полагать истиной то, что служит ее успеху, благополучию и процветанию.
Чарлз Пирс (1839–1914)
Прагматизм продолжает субъективистские идеи в философии. Когда мы рассматриваем утверждение, что истинность – это практическая полезность, то невольно вспоминаем знаменитый протагоровский тезис о человеке как мере всех вещей. Что нам до объективной картины мира, говорит известный греческий софист, важно ведь, как мы относимся к происходящему, что оно для нас представляет, каким каждый из людей видит его. Далее вспомним Юма с его утверждением, что действительность для человека – это поток его ощущений; Кантову критику разума, по которой мы видим не то, что есть, а только то, что можем видеть в силу своего устройства; странное положение Фихте «Весь мир – это Я», преломляющее реальность исключительно через субъективное ее восприятие, и убедимся в том, что прагматизм не является принципиально новым направлением в философии, но представляет собой в иных формах выраженные идеи, возраст которых насчитывает две с половиной тысячи лет.
Объективная действительность непознаваема, говорят представители прагматизма (помимо Ч. Пирса, ими являются американские философы Уильям Джемс и Джон Дьюи): то, что представляется нам, и то, что существует на самом деле, – два разных мира, между которыми лежит пропасть. Не смешно ли пытаться сделать то, что в принципе невыполнимо, – преодолеть ее? Не лучше ли принять такое положение вещей как должное и позаботиться о себе и своих ближайших делах? Познание, по Пирсу, является движением не от незнания к знанию, а от сомнения к вере (к вере в то, что все именно так, как мне кажется). Вопрос о том, соответствует ли это мое верование реальному миру, бессмыслен. Если оно помогает мне жить, приводит к поставленной цели, является полезным для меня, значит, оно истинно.
Поскольку мир непознаваем, мы имеем полное право представлять его себе каким угодно, думать что захочется и считать истиной любое симпатичное нам утверждение. Получается, что реальности фактически для нас нет, так как она – совокупность наших мнений, то есть мы сами ее создаем, конструируем в силу своих субъективных желаний. Действительность, говорят представители позитивизма, абсолютно «пластична»: усилием воображения мы можем придать ей любую форму (вспомним утверждение Канта, что человек упорядочивает внешний мир с помощью врожденных форм своего сознания). То, каким мы себе представляем мироздание, является, конечно же, не знанием о нем, но верованием, что это наше представление и есть истина. У человека в силу его устройства имеется одна принципиальная особенность, которая заключается в том, что, будучи не в состоянии знать о существующем, он может только верить в него (невозможно не вспомнить «естественную религию» Юма). «Мы имеем право, – говорят сторонники прагматизма, – верить на свой риск в любую гипотезу». Так, одного желания, чтобы Бог был, достаточно для веры в Него (почти то же самое, что и Кантов «нравственный аргумент»).
Понятно, что мы будем верить в то, что для нас наиболее выгодно, удобно и полезно. Поэтому наши понятия, идеи, теории – это не отражения объективного мира, а орудия, которыми мы пользуемся для достижения своих практических целей, или инструменты, помогающие нам ориентироваться в той или иной ситуации. Значит, наука представляет не знание о реальности, а своего рода ящик с инструментами, из которого человек берет наиболее подходящие в каких-то определенных условиях. В силу этих положений прагматизм иногда называют инструментализмом.
Конечно же, в данном воззрении нет совершенно никаких глобальных философских проблем, оно в принципе чуждо дерзновенных попыток проникнуть в тайные глубины существующего, открыть вечные связи и законы мироздания и единой грандиозной философской системой исчерпать и объяснить все нас окружающее. Но разве не можем мы жить, не имея окончательных знаний о мире? Разве хуже мы ориентируемся в действительности без полного и всестороннего представления о ней? Неужели отсутствие объективной истины так уж сильно отравляет наше существование? А что, если вполне возможно прожить и без ответов на вечные вопросы и даже обрести счастье, не проникая в сокрытые причины и основания Бытия? Найдите хотя бы одного человека, который, просыпаясь у себя дома в преддверии грядущего дня, думал бы о происхождении мира, вечных его тайнах и судьбах человечества и считал бы день потерянным, если бы ему не удалось ответить на эти глобальные вопросы и обрести истину…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Прагматизм
Прагматизм
«Прагматизм» — это не очень ясное, двусмысленное и затертое слово. Однако именно им склонны определять главное достижение интеллектуальной традиции нашей страны.(«Следствия прагматизма», 160)Рорти сыграл одну из ключевых ролей в недавнем возрождении
2. Прагматизм
2. Прагматизм
Прагматизм называют оригинальной и во многом самобытной американской философией, существенно отличающейся от традиционных европейских философских направлений. Безусловна и сравнительная популярность прагматизма, потому что произведения его
§ 2. Прагматизм
§ 2. Прагматизм
Прагматизм как философское течение возник и сложился в США. В 70-х годах XIX в. основные принципы этой философии были высказаны как бы мимоходом крупным американским логиком Чарлзом Пирсом (1839–1914). Они были развиты в более популярной форме Уильямом Джемсом
12.3.6. Прагматизм
12.3.6. Прагматизм
Ця філософська течія виникла ще в 70-х роках XIX ст. в США і є найбільш оригінальним внеском американців у філософську думку. Після Другої світової війни інтерес до прагматизму дещо знизився, однак у останні два десятиліття ряд провідних американських вчених
7. Прагматизм
7. Прагматизм
Прагматизм – одно из влиятельных философских течений XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым
§ 38. Истинно то, что полезно (прагматизм)
§ 38. Истинно то, что полезно (прагматизм)
Направлением в современной философии во многом близком позитивизму является прагматизм, основателем которого являлся американский философ Чарльз Пирс. Основной его идейной установкой являлось положение о том, что значение идей и
11.7. Истинно то, что полезно (прагматизм)
11.7. Истинно то, что полезно (прагматизм)
Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в
2. Объем термина “истинно”.
2. Объем термина “истинно”.
Мы начинаем с некоторых замечаний относительно объема того понятия истины, которое мы здесь имеем в виду.Предикат “истинно” иногда используется для указания на психологические моменты, такие как убеждения или верования, порой его относят к
3. Значение термина “истинно”.
3. Значение термина “истинно”.
Гораздо более серьезные трудности связаны с проблемой значения (интенсионала) понятия истины.Как и другие слова нашего повседневного языка, слово “истинно” является многозначным. И мне представляется, что философы, обсуждавшие это понятие,
[g) Суждение. Истинно — ложно]
[g) Суждение. Истинно — ложно]
530Теологический предрассудок у Канта, его бессознательный догматизм, его моралистическая перспектива — как господствующая, направляющая, повелевающая.?????? ??????[146]: каким образом возможен факт познания? Разве вообще познание факт? Что такое
Прагматизм. Истинно то, что полезно
Прагматизм. Истинно то, что полезно
Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их
G. Суждение. Истинно – ложно
G. Суждение. Истинно – ложно
530
Теологический предрассудок у Канта, его бессознательный догматизм, его моралистическая перспектива – как господствующая, направляющая, повелевающая.Ложная посылка: каким образом возможен факт познания? Разве вообще познание факт? Что
Прагматизм (Pragmatisme)
Прагматизм (Pragmatisme)
Подход или учение, отдающее предпочтение действию, особенно успешному действию, и доходящее до того, что только его считает законным критерием оценки. Что считать хорошим? То, что приносит успех. Что считать истинным? То, что оказывается полезным или
Предлагаю поговорить об Истине, о том, что такое Истина и какова её роль в жизни человека. Также обсудим подмены и манипуляции в данном вопросе и разберёмся, с какой целью их внедряют в социум.
Начнем как обычно, с терминологии. Что же такое, Истина? Постараемся дать определение в четкой лингвистической форме.
Для начала, давайте посмотрим, как трактуют это понятие словари Ожегова и Даля.
Словарь Ожегова: ИСТИНА 1. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. Объективная и. Стремление к истине. 2. То же, что правда (в 1 знач.). Его слова близки к истине. 3.Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.
Словарь Даля: ИСТИНА – противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть {все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?}; ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота.
Итак, что мы видим? Оба словаря в первом значении считают Истиной то, подлинно, верно, объективную реальность. Я обычно использую своё определение, которое, по сути, не отличается от вышеприведенных, – Истина это то, что есть на самом деле (синонимы действительность, реальность). Почему я в данном случае не использую слово правда?
Потому что, есть два значения понятия правда. Первое, Правда как Истина (я называю это значение, – Правда с большой буквы). Второе, правда как точка зрения (соответственно, правда с маленькой буквы), которая не всегда является Правдой-Истиной. Слово Истина подобной двузначности не несет.
С термином разобрались, идём дальше. Роль Истины в жизни человека, нужна ли ему Истина в реальной, повседневной жизни? И если нужна, то зачем и для чего? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить (или осознать), что конкретная жизнь конкретного человека это всегда совокупный результат его собственных действий (мыслей, эмоций, слов, поступков). А эти самые действия бывают правильными (соответствующими Истине) или неправильными (Истине не соответствующими). Правильное действие человека по Законам Кармы и Соответствий всегда ведет к благу, добру, неправильное к проблеме, болезни, неудаче. То есть, все, что человек имеет хорошего в своей жизни, есть прямой результат его правильных действия, а всё плохое – неправильных (здесь речь идет о правильности или неправильности с точки зрения Истины, а не с точки зрения человека, что не всегда совпадает).
Кроме этого, нужно знать, что каждый человек действует так, как он считает правильным, на основании своих личных убеждений, своего мировоззрения, сознания (программного обеспечения, ментальных установок). И что связь между ментальной установкой и действием ПРЯМАЯ. То есть в итоге получаем простую троицу: Установка → Действие →Следствие (причем в этой троице верна как прямая связь, так и обратная).
Поскольку любая установка, как и действие либо Истине соответствует, либо противоречит (либо частично соответствует, частично противоречит, но это уже частный вариант), можно утверждать, что любая правильная установка ведет к правильному действию, что ведет к благу, добру. А каждая установка не соответствующая Истине (неправильная установка) ведет к неправильному действию, что в свою очередь, рождает проблему, болезнь, неудачу. Вот такая простая математика.
Так, а где же о роли Истины в повседневной жизни? Осознав вышеуказанную связь между установкой, действием, следствием, можно понять, что та часть нашего мировоззрения (программного обеспечения), которая Истине соответствует, через наше правильное действие дает нам на выходе благо, добро. А неправильная (вирусная) часть нашего “бортового компьютера” ведет нас к соответствующей проблеме, болезни, неудаче. Получается, что (ВНИМАНИЕ!) всё, что я имею в своей жизни хорошего, есть прямой результат моего соответствия Истине, а всё, что имею плохого – прямой результат несоответствия ей. Поэтому, хочешь улучшить свою жизнь, стать счастливЕЕ, здоровЕЕ, успешнЕЕ, – повысь личную ССИ – степень соответствия Истине, синхронизируйся с ней.
Более того, получается, что смысл жизни, который многие ищут и не могут найти, на самом деле прост и что называется “под носом” – повышение своей степени соответствия Истине, что и есть развитие, эволюционирование или простыми словами, улучшение себя. Или улучшение своей жизни, своего мира, посредством улучшения себя (повышения личной ССИ), другого способа получить качественное и устойчивое улучшение я не знаю.
Несколько слов о необходимых составляющих для успешного повышения ССИ. Очевидно, что для синхронизации с Истиной, как минимум, эту самую Истину в том или ином вопросе нужно ЗНАТЬ. Иначе, я буду синхронизироваться не знамо с чем, вслепую и получу закономерный результат такой “синхронизации”. Получается, чтобы синхронизироваться с Истиной в том или ином вопросе, нужно сначала, Истину познать.
А чтобы Истину познать, нужно, сначала, ЗАХОТЕТЬ её познать. А захотеть познать Истину, в свою очередь, означает начать задавать себе простой вопрос, – а как правильно? А как правильно поддерживать здоровье физического тела? Тонких тел (личную энергоинформационную безопасность)? А как правильно питаться? Зачинать, рожать и воспитывать детей? Какие правильные взаимоотношения между полами, между человеком и социумом? Какое правильное устройство государства? Какая правильная среда обитания для человека? И т.д. и т.п. А когда подобные вопросы меня действительно заинтересуют, я начну искать на них ответы, собирать информацию накопленную человечеством по тому или иному вопросу, думать, анализировать. И тогда в моей жизни начнут происходить озарения и чудеса…
Надеюсь, теперь роль и значение Истины в жизни человека, а также насущная необходимость постоянно познавать Истину и повышать личную ССИ станут более понятны.
Теперь давайте рассмотрим виды подмен (ложных установок) и манипуляций в вопросе Истины, а также разберем, что происходит с людьми, которые соглашаются с этими подменами, то есть примут неправду за Правду. Я насчитал четыре вида подмен (три подмены по вертикали и одна по горизонтали).
1. Никакой Истины не существует. Всё относительно. Разговоры об Итине, это всё выдумки идеалистов, к реальной повседневной жизни, не имеющие никакого отношения. Что происходит с людьми, которые соглашаются с данной точкой зрения. Будут они искать, познавать то, чего не существует? Естественно, нет. То есть человек в данном случае собственноручно закрывает себе путь познания Истины, повышения ССИ со всеми вытекающими последствиями.
2. Истина существует, но она непознаваема. Опять-таки, если Истина непознаваема, недоступна (несмотря на то, что существует), то нет смысла пытаться её познавать. Зачем познавать то, что непознаваемо. Понятно, что человек придерживающийся такой точки зрения также обрезает себя от возможности сознательно эволюционировать.
3. Истина существует, познаваема, но выразить её словами (письменно) невозможно ибо “слово есть ложь”. А значит пытаться облечь Истину в четкие недвусмысленные лингвистические формы также беЗсмысленно. То есть Бог нам дал разум и речь не (в том числе) для познания Истины и выражения и закрепления её в Слове, а для того, чтобы мы чувствовали Истину, но выразить словами её не могли, как не пытались. Прямо-таки тонкое издевательство над человеком со стороны Бога получается, Сизифов труд, по мнению тех, кто соглашается с подобной точкой зрения, а на самом деле, скрытое, неосознанное богохульство.
4. Истина существует, она познаваема и вполне выразима словами, но касается она только объектов и информации о них. То есть в определенных вещах (материальных), Истина существует, в определённых (например, нравственных понятиях), нет. Если в первых трёх случаях идет обрезание по вертикали (просто на разных уровнях), здесь имеем дело с обрезанием по горизонтали. С закономерными вытекающими последствиями для человека разделяющего данную точку зрения.
Зачем, с какой целью в социум определенными силами внедряются подобные установки-стереотипы? Ответ очевиден. Чтобы закрыть человеку саму возможность совершенствования, развития, отрезать его от Бога. Поскольку если Истины не существует, она непознаваема, невыразима словами или не касается каких-то сфер, то и пытаться её познать и применить в своей Жизни глупо и беЗсмысленно, не стоит даже и пробовать. Человек согласившийся с подобным будет развиваться вслепую, без направления, без пути. А русский язык очень точный, человек без пути,- беЗпутный, непутёвый. Получается, что кто-то хочет, чтобы мы были именно беЗпутными и непутевыми.
Как этому сопротивляться? Как не быть беЗпутным или перестать им быть? Очень просто, осознать, что Истина существует, она прекрасно познаваема, легко выразима словами и касается абсолютно всех сфер жизни. И наша с Вами задача познавать её, выражать словами, и следовать ей. Ведь в определенном смысле Истина = Бог и, познав в чём-то Истину, ты познал в чём-то Бога. Дерзайте!!!