Исследовательская работа воздушные шары весело и полезно

Исследовательская работа воздушные шары весело и полезно thumbnail

Детский исследовательский проект

Вид исследования: эксперимент

Секция: естественнонаучная (живая природа)

Воздушные шары – весело и полезно!

Работу выполнила:

Шкаева Анастасия Андреевна

                                                                  4 «Б» класс МОУ СОШ № 51

                                                  им. Ф.А.Абрамова.

Научный руководитель:

Шкаева Людмила Николаевна

Воспитатель МДОУ «Детский

сад компенсирующего вида

 «Калинка»

Архангельск

 2011

Оглавление.

  1. Введение     ………………………………………………2.                                                            
  2. Основная часть …………………………………………..3.                                                            
  3. Заключение……………………………………………….7.
  4. Библиография…………………………………………….8.
  5. Приложение 1 …………………………………………..  9.
  6. Приложение 2 …………………………………………  11.

1.Введение

Вряд ли найдется хоть один человек, который не любит воздушные шарики! Они сопровождают нас во все самые веселые и важные события в нашей жизни. Даже Вини – Пух, если вспомнить любимый мультфильм, летал за медом на шарике. Да, никто не сомневается, что воздушные шарики – это весело!

Но я задумалась – а может ли этот веселый предмет быть еще и полезным? Каждый год у нас в классе и дома проходит много различных мероприятий и праздников. Как – то при подготовке к очередному празднику мы с друзьями надували много воздушных шариков. Шарики у всех получались яркими, веселыми, и… разными по размеру. Кто – то надувал шарик за 1 – 2 выдоха, а кому –то требовалось довольно много времени. У других ребят от надувания кружилась голова, не хватало воздуха. А почему?            Чтобы разобраться во всех своих вопросах, я заглянула в литературные источники. Я прочитала, что такое дыхание, для чего оно нужно человеку, а также из интернета я познакомилась с таким понятием, как жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Я выяснила, что хорошее увеличение ЖЕЛ дает дыхательная гимнастика, которая бывает очень разнообразной, в том числе и … при помощи воздушных шариков. Это мне показалось наиболее интересным, поэтому я предложила своим одноклассникам поучаствовать в эксперименте по надуванию шариков, на что они с радостью согласились.  

Я выдвинула следующую гипотезу: надувание воздушных шариков полезно для здоровья.

Таким образом, целью моей работы стало: доказать, что надувание воздушных шариков развивает дыхательную систему.

Для этого я :

– узнала у одноклассников, любят ли они воздушные шары,

– опросила ребят на предмет того, считают ли, что  ежедневное надувание шаров укрепляет их дыхательную систему,

– изучила материал по ЖЕЛ и дыхательной гимнастике в литературе и интернете,

– ежедневно вместе с ребятами надувала воздушные шарики, при этом учитывая частоту упражнений,

– провела при помощи научного руководителя вводную и итоговую спирометрию, а также измерение роста,

– сделала обработку данных и подвела итоги,

– постаралась объяснить одноклассникам о полезности таких занятий для здоровья.

В эксперименте участвовали 13 мальчиков и 11 девочек. Шарики надували с понедельника по пятницу. Обследование по измерению роста и спирометрии проводилось в сентябре 2010 г.  и январе 2011г.  Для чистоты эксперимента каждый ученик получил свой кодовый номер (ученик 1, ученица 1 и т.д.)

2.Основная часть

2.1. Дыхание

Дыхание – это процесс газообмена между организмом и внешней средой. Из внешней среды в организм поступает кислород, а во внешнюю среду выделяется углекислый газ. Кислород необходим клеткам, тканям, органам  для процессов окисления, в результате которого высвобождается энергия.[1] Углекислый газ (а также вода) является конечным продуктом обмена веществ, процесса окисления. Остановка дыхания ведет к немедленному прекращению обмена веществ.

Газообмен у человека состоит из трех составляющих: внешнего дыхания, транспорта газов кровью и внутреннего (клеточного, тканевого) дыхания.

Внешнее дыхание выполняет дыхательная система. Воздух движется по воздухоносным путям, проникает в легкие, в которых кислород через стенки легочных альвеол и кровеносных капилляров поступает в кровь, а углекислый газ  из крови выводится в альвеолы далее по дыхательным путям из организма.

Транспорт газов (кислорода, углекислого газа) совер шается кровью по кровеносным сосудам. К легким по легочным артериям от сердца притекает кровь, богатая углекислым газом. В легких кровь отдает углекислый газ и насы щается кислородом. Содержащая кислород кровь из легких по легочным венам поступает к сердцу. От сердца по аорте, а затем по артериям кровь транспортируется к органам, где снабжает кислородом (и питательными веществами) их клетки, ткани. В обратном направлении — от клеток, тканей кровь по венам выносит углекислый газ к сердцу, а из сердца эта кровь, богатая углекислым газом, направ ляется к легким.

Внутреннее дыхание представляет собой газообмен между кровью и тканями. Кислород из крови через стенки крове носных капилляров поступает к клеткам и другим ткане вым структурам, где включается в обмен веществ. Из кле ток, тканей в кровь также через стенки капилляров выво дится углекислый газ [3].

2.2.Механизм вдоха и выдоха

Благодаря ритмичному сокращению диафрагмы (16— 18 раз в минуту) и других дыхательных мышц (наружных межреберных мышц, мышц плечевого пояса, шеи) объем грудной клетки то увеличивается (при вдохе), то умень шается (при выдохе). При расширении грудной клетки легкие расширяются. При этом давление в легких понижается и становится ниже атмос ферного (на 3—4 мм рт. столба). Поэтому воздух через ды хательные пути снаружи устремляется в легкие. Так про исходит вдох (рис.1).

Выдох осуществляется при расслаблении мышц вдоха и сокращении мышц выдоха (внутренние межреберные мышцы, мышцы передней брюшной стен ки). Приподнятая и расширенная при вдохе грудная клет ка из-за своей тяжести и при действии ряда мышц опус кается. Растянутые легкие, благодаря своей эластичности, уменьшаются в объеме. При этом давление в легких резко возрастает,  и воздух покидает легкие. Так происходит вы дох. При кашле, чихании, в быстром выдохе участвуют мышцы живота, брюшного пресса, ребра (грудная клет ка) опускаются, диафрагма резко поднимается.

                             

Рис.1. Строение дыхательной системы

При спокойном дыхании человек вдыхает и выдыхает 500 мл воздуха. Это количество воздуха (500 мл) называют дыхательным объемом. При глубоком (дополнительном) вдохе в легкие поступит еще 1500 мл воздуха. Это резервный объем вдоха. При равномерном дыхании после спокойного выдоха человек при напряжении дыхательных мышц мо жет выдохнуть еще 1500 мл воздуха. Это резервный объем выдоха. Объем воздуха (3500 мл), складывающийся из ды хательного объема (500 мл), резервного объема вдоха (1500 мл), резервного объема выдоха (1500 мл), называют жиз ненной емкостью легких (ЖЕЛ). У тренированных, физически развитых людей жизненная емкость легких. Величина ЖЕЛ в норме зависит от пола и возраста человека, его телосложения, физического развития, а при различных заболеваниях она может существенно уменьшаться, что снижает возможности приспособляемости организма больного к выполнению физической нагрузки.

Для оценки величины ЖЕЛ каждого человека на практике принято сравнивать ее с так называемой должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую вычисляют по различным формулам. Так, исходя из показателей роста человека в метрах и его возраста в годах, ДЖЕЛ (в литрах) можно рассчитать по следующим формулам: для девочек от 4 до 17 лет при росте от 1 до 1,75 м ДЖЕЛ = 3,75×рост — 3,15; для мальчиков того же возраста при росте до 1,65 м ДЖЕЛ = 4,53×рост — 3,9.Превышение должных значений ЖЕЛ любой степени не является отклонением от нормы, у физически развитых лиц, занимающихся физкультурой и спортом (особенно плаванием, боксом, легкой атлетикой), индивидуальные значения ЖЕЛ иногда превышают ДЖЕЛ на 30% и более (может достигает 7000—7500 мл) ЖЕЛ считается сниженной, если ее величина составляет менее 80% ДЖЕЛ[6] .

Снижение жизненной емкости легких чаще всего наблюдается при болезнях органов дыхания, ожирении и деформации грудной клетки, ее неправильном развитии. [3]

2.3. Дыхательная гимнастика.

Обычное наше дыхание весьма поверхностно, оно захватывает только треть объема легких. При двигательной нагрузке дыхание несколько углубляется, но главным образом за счет учащения. Специальные упражнения заставляют работать большую часть легких, увеличивая тем самым количество поступающего в нашу кровь кислорода.        

Дыхательная гимнастика впервые была представлена еще в системе йогов. Разными учеными было предложено достаточно много видов дыхательной гимнастики, все они основаны на первоисточнике. Данной проблемой занимались и А.Н.Стрельникова (дыхательная гимнастика, основанная на усиленном вдохе). Александра Николаевна доказала, что дыхательные упражнения не только излечивают певцов от хрипоты, но и  избавляют больных от астмы, бронхитов, насморка и гайморитов.  

 Толкачев разработал дыхательные упражнения для детей («Машина», «Насос», «Ныряние»,  «Сеньор – помидор» и т.д.), и еще много врачей и ученых предлагают различные виды дыхательной гимнастики. Все упражнения направлены на развитие дыхательных мышц, развитие грудной клетки, тем самым – увеличение количества кислорода, поступающего в организм.

При многолетнем анализе загрязненности атмосферного воздуха 9 городов Северо–Запада установлено, что Архангельск один из наиболее загрязненных городов, поэтому состояние дыхательной системы северян хуже, чем в средней полосе [3].

Чтобы подробнее изучить вопрос о дыхательной системе и дыхательной гимнастике, мы обратились за консультацией на кафедру биологии и экологии человека ПГУ им. Ломоносова. Там нам рассказали о работе дыхательной системы человека, показали муляжи дыхательной системы и приборы, которыми измеряется дыхательный объем, в частности – спирометр. Светлана Федоровна Лукина, декан  ЕГФ,  рассказала о правилах и методике проведения спирометрии и способах обработки полученных результатов.

2.4. Практическая часть

В Университете нам рассказали, что одним из видов дыхательной гимнастики может служить также и надувание воздушных шариков. Именно это утверждение и укрепило желание провести такой эксперимент.

Эксперимент проводился в 4 «Б» классе в школе № 51. Перед проведением ребятам были заданы вопросы: 1 – «Любите ли вы воздушные шарики?» А также 2 – «Считаете ли вы, что надувание воздушных шаров  укрепляет вашу дыхательную систему?» Результаты ответов представлены на диаграммах.

       Рис. 2  Вопрос 1.                                                                          Рис. 3  Вопрос 2

После проведения первой спирометрии мы выяснили, что у мальчиков в среднем ЖЕЛ ниже нормы на 28%, у девочек – на 18 %

Рис.4 Сравнение ДЖЕЛ и ЖЕЛ у мальчиков и девочек в начале эксперимента

Это объясняется тем, что на Севере люди испытывают кислородное голодание,  а также – Архангельск относится к городам с неблагоприятной экологической обстановкой, что, конечно, сказывается на слабом развитии дыхательной системы у детей [4].  На диаграмме видно, что разница с нормой у мальчиков больше. Это объясняется тем, что девочки уже вступили в период быстрого роста, а у мальчиков этот период наступает позже.

3.Заключение

В конце эксперимента данные показали, что ЖЕЛ у мальчиков увеличилась на 2% и стала составлять 74% от ДЖЕЛ. У девочек этот показатель увеличился на 6 %,что равно 87% от ДЖЕЛ.

Рис.5 Сравнение ДЖЕЛ и ЖЕЛ у мальчиков и девочек в конце эксперимента

Чтобы сделать эксперимент все – таки не только научным, но и веселым, мы сконструировали прибор для измерения шариков – шаромер. Опытным путем мы получили 1литр воздуха в шарике, затем 2 – таким образом, отложили на шкале отрезки. Так мы могли  измерять шарики в любое время. Следует заметить, что шаромер не является научным прибором и не может гарантировать точные данные. Это, скорей, наглядное пособие для более интересного проведения эксперимента (Приложение 2)

Итак, я сделала опрос ребят о дыхательной системе и ЖЕЛ,  провела эксперимент по использованию воздушных шариков в дыхательной гимнастике. Изучила строение и функции дыхательной системы, проанализировала полученные данные спирометрии и сравнила их с начальными данными.

Таким образом, можно сказать, что дыхательная гимнастика с использованием воздушных шаров увеличивает ЖЕЛ у девочек в среднем на 6 %, у мальчиков – на 5 %, а значит, наш организм стал получать больше кислорода. Небольшой прирост можно объяснить тем, что  эксперимент занимал мало времени.

 В целом же гипотеза нашла свое подтверждение, т.е. надувание воздушных шариков полезно для здоровья.  Это утверждение обрадовало моих одноклассников и побудило продолжать надувать шарики дальше, так как это положительно сказывается на их здоровье.

Библиография

  1. Вопросы и ответы. Энциклопедия. Перевод на русский язык. Издательство «Махаон»,2005 г. 255 с.
  2. Гальперштейн Л.Я Моя первая энциклопедия Москва, «Росмэн», 2006, 255 с.
  3. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И.  Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. Москва, «Академия»,2004 г. 448 стр.
  4. Север. Дети. Школа. Сборник научных трудов. Выпуск III. под общ. ред. А.В. Грибанова, Т.В. Волокитиной. Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова 2001 г.
  5. folk-med.ru/dyihatelnaya-gimnastika-a-n…
  6. slovari.yandex.ru
  7. ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1.

Начало эксперимента

Мальчики

№ п/п

Код ребенка

Спирометрия в литрах (ЖЕЛ)

Рост ребенка в м

ДЖЕЛ в литрах

4,53×рост — 3,9

1

Ученик 1

1,7

1,25

1,8

2

Ученик 2

2,2

1,49

2,8

3

Ученик 3

1,9

1,45

2,7

4

Ученик 4

1,8

1,49

2,8

5

Ученик 5

1,8

1,41

2,5

6

Ученик 6

1,5

1,30

2,0

7

Ученик 7

1,7

1,41

2,5

8

Ученик 8

1,7

1,38

2,4

9

Ученик 9

1,7

1,4

2,5

10

Ученик 10

1,4

1,4

2,5

11

Ученик 11

1,8

1,42

2,5

12

Ученик 12

2,4

1,55

3,1

13

Ученик 13

1,8

1,49

2,8

Среднее значение:

1,8

1,42

2,5

Начало эксперимента

Девочки

№ п/п

Код ребенка

Спирометрия в литрах (ЖЕЛ)

Рост ребенка в м

ДЖЕЛ в литрах

3,75×рост — 3,15

1

Ученица 1

1,8

1,43

2,2

2

Ученица 2

1,9

1,43

2,2

3

Ученица 3

1,5

1,40

2,1

4

Ученица 4

1,6

1,37

2,0

5

Ученица 5

1,7

1,42

2,2

6

Ученица 6

1,5

1,47

2,4

7

Ученица 7

2,0

1,52

2,5

8

Ученица 8

1,5

1,32

1,8

9

Ученица 9

1,7

1,40

2,1

10

Ученица 10

1,8

1,42

2,2

11

Ученица 11

2,4

1,44

2,4

Среднее значение:

1,8

1,42

2,2

Конец эксперимента

Мальчики

№ п/п

Код ребенка

Спирометрия в литрах (ЖЕЛ)

Рост ребенка в м

ДЖЕЛ в литрах

4,53×рост — 3,9

1

Ученик 1

1,8

1,3

2,0

2

Ученик 2

2,5

1,51

2,9

3

Ученик 3

2,1

1,47

2,8

4

Ученик 4

2,0

1,5

2,9

5

Ученик 5

2,1

1,43

2,6

6

Ученик 6

1,6

1,32

2,1

7

Ученик 7

1,9

1,43

2,6

8

Ученик 8

1,9

1,41

2,5

9

Ученик 9

2,1

1,45

2,7

10

Ученик 10

1,5

1,44

2,6

11

Ученик 11

1,8

1,45

2,7

12

Ученик 12

2,7

1,59

3,3

13

Ученик 13

1,9

1,5

2,9

Среднее значение:

2,0

1,45

2,7

Конец эксперимента

Девочки

№ п/п

Код ребенка

Спирометрия в литрах (ЖЕЛ)

Рост ребенка в м

ДЖЕЛ в литрах

3,75×рост — 3,15

1

Ученица 1

2,0

1,47

2,3

2

Ученица 2

2,0

1,46

2,3

3

Ученица 3

1,8

1,44

2,2

4

Ученица 4

1,8

1,39

2,1

5

Ученица 5

2,1

1,46

2,3

6

Ученица 6

1,7

1,49

2,4

7

Ученица 7

2,3

1,55

2,7

8

Ученица 8

1,7

1,34

1,9

9

Ученица 9

2,0

1,41

2,1

10

Ученица 10

2,1

1,45

2,3

11

Ученица 11

2,5

1,48

2,4

Среднее значение:

2,0

1,45

2,3

Источник

Ольга Иванова
Исследовательская работа «Воздушные шарики — интересно и познавательно»

Мы любим играть с воздушными шариками и нам стало интересно, а можно ли проводить с ними опыты.

Цель нашей исследовательской работы провести опыты с воздушными шариками.

Задачи:

с помощью воздушных шариковизучить такие физические явления как: электричество, звук и свойства воздуха;

можно ли надуть шарик необычным способом?

Найти в книгах и в интернете информацию, позволяющую объяснить наблюдаемые явления.

Гипотеза: мы предполагаем, что с помощью воздушных шариков можно изучить некоторые физические явления.

Опыт №1. «Утонит ли шарик

Мы надули воздушный шарик и попытались утопить его в воде, прикладывая силу. Шарик не тонет. Удержать под водой его можно, но как только я убираю руки, он всплывает. Почему? Потому что внутри шара находится воздух, он легче воды.

Опыт №2. Худеющий и толстеющий шарик

Мы узнали, что при нагревании воздух расширяется в шарике он становится больше, а при охлаждении воздух сжимается и воздушный шарик становится меньше.

Опыт №3. Шарик – «магнит». Надуваю шарик и завязываю его. Электризую шарик, потерев его варежкой. К шарику притягиваются предметы.

Мы узнали, что шарик наэлектризовался и притянул к себе предметы.

Опыт №4. Фокус «Проткни шарик».

Мы надули шарик и проткнула его иголкой — он лопнул с громким треском. А можно проткнуть шарик иглой и при этом не лопнуть его? Проколоть шарик, не лопнув его,можно тремя способами: 1. С боков, где резина сильно растянута, приклеить скотч и проколоть шарик в этом месте. 2. Там, где резина наиболее толстая, то есть «на макушке». 3. Там, где резина не натянута – где нитка. Почему это происходит? В этих местах резина не натянута, нарушение целостности оболочки не сопровождается разрывам. С боков удержать оболочку от разрыва помогает скотч. Отверстие от иголки маленькое и шарик сдувается незаметно.

Опыт №5. Шар – ракета

Воздушный шарик в качестве реактивного двигателя. Принцип ее работы в том, что, струя воздуха, вырывающаяся из шарика, после того, как его надули и отпустили, толкает машинку в противоположном направлении.

Опыт №6. «Поющие» шары

Мы надули шарик и растянули его горлышко. Находящий воздух в шарике, проходя сквозь натянутые сторонки горлышка, вызывает их колебание и возникает звук.

Опыт №7. Надуваем шарик углекислым газом.

В шарик через воронку насыпаем соду (мы насыпали 2 ст. ложки) и в бутылку наливаем немного столового уксуса. В ходе этой реакции появляется углекислый газ. Он невидим. Но мы можем поймать его, если сразу же натянем на горлышко бутылки воздушный шарик. Тогда можно будет увидеть, как выделяющийся углекислый газ надувает шар.

Заключение.

С помощью проведенных опытов мы узнали:

Как возникает звук;

Что воздух легче воды;

наэлктризованный шарик может притягивает некоторые предметы;

что при нагревание воздух в шарике он расширяется (становится больше, а при охлаждении сжимается (воздушный шарики становится меньше);

Шарик можно надуть с помощью углекислого газа

Мы убедились, что воздушные шарики — это не только весело, но и поучительно.

Список литературы и источников

1. Никандров Н. Н. Малышам о природе. Мир физики и техники –Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993.

2. Сикорук Л. Л. Физика для малышей –Петрозаводск: Издательство «Кругозор», 1996

3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста – Санкт –Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008

4. Детский портал «Пустунчик» https://pustunchik.ua/online-school/physics

5. Блог «ШколаЛа» https://shkolala.ru/domashnyaja-laboratoriya/opyityi-s-vozdushnyimi-sharikami/

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28

Исследовательская работа

«Воздушные шары: весело и полезно»

Выполнили:

Ученицы 3а класса Зеляева Дарья, Черкашина Таисия

Руководитель:

учитель физической культуры Зинин А.С.

2017 г.

Содержание

1.Введение

2.Теоритическая часть

А) дыхательная система человека

Б) дыхательная гимнастика ее влияние на здоровье

3.Практичекая часть

А) описание эксперимента

Б) Результаты эксперимента

4. Заключение

5. Список информационных источников

Введение

Вряд ли найдется хоть один человек, который не любит воздушные шарики! Но я задумалась – а может ли этот веселый предмет быть еще и полезным? Интересно, а как влияет надувание шариков на наше здоровье?

Предмет исследования: Развитие дыхательной системы у младших школьников

Объект исследования: Влияние воздушных шаров на дыхательную систему

Гипотеза: 

Надувание воздушных шариков полезно для здоровья.

Цель исследования:

Доказать, что надувание воздушных шариков развивает дыхательную систему.

Задачи исследования:

  1. Изучить материал по дыханию в литературе и интернете.

  2. Провести измерение объема легких на вдохе и выдохе в экспериментальной и контрольной группе.

  3. Ежедневно вместе с ребятами надувать воздушные шарики, учитывать частоту  выполнения упражнений,

  4. Сделать обработку данных и подвести итоги

Теоритическая часть

Дыхательная система

Чтобы подробнее изучить данный вопрос, я прочитала в литературе о строении и функциях дыхательной системы, узнала, что объем легких складывается из дыхательного объема, резервного объема вдоха и резервного объема выдоха.

Дыха́тельная систе́ма челове́ка — совокупность органов, обеспечивающих функцию внешнего дыхания человека (газообмен между вдыхаемым атмосферным воздухом и циркулирующей по малому кругу кровообращения кровью).

Газообмен осуществляется в альвеолах лёгких, и в норме направлен на захват из вдыхаемого воздуха кислорода и выделение во внешнюю среду образованного в организме углекислого газа.

Различают верхние и нижние дыхательные пути. Символический переход верхних дыхательных путей в нижние осуществляется в месте пересечения пищеварительной и дыхательной систем в верхней части гортани.

Система верхних дыхательных путей состоит из полости носа (лат. cavitas nasi), носоглотки (лат. pars nasalis pharyngis) и ротоглотки (лат. pars oralis pharyngis), а также частично ротовой полости, так как она тоже может быть использована для дыхания. Система нижних дыхательных путей состоит из гортани (лат. larynx, иногда её относят к верхним дыхательным путям), трахеи (др.-греч. τραχεῖα (ἀρτηρία)), бронхов (лат. bronchi), лёгких.

Вдох и выдох осуществляется путём изменения размеров грудной клетки с помощью дыхательных мышц. В течение одного вдоха (в спокойном состоянии) в лёгкие поступает 400—500 мл воздуха. Этот объём воздуха называется дыхательным объёмом (ДО). Такое же количество воздуха поступает из лёгких в атмосферу в течение спокойного выдоха. Максимально глубокий вдох составляет около 2 000 мл воздуха. После максимального выдоха в лёгких остаётся воздух в количестве около 1 500 мл, называемый остаточным объёмом лёгких. После спокойного выдоха в лёгких остаётся примерно 3 000 мл. Этот объём воздуха называется функциональной остаточной ёмкостью (ФОЁ) лёгких. Дыхание — одна из немногих функций организма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно. Виды дыхания: глубокое и поверхностное, частое и редкое, верхнее, среднее (грудное) и нижнее (брюшное). Особые виды дыхательных движений наблюдаются при икоте и смехе. При частом и поверхностном дыхании возбудимость нервных центров повышается, а при глубоком — наоборот, снижается.

hello_html_699b891b.png

Дыхательная гимнастика

Обычное наше дыхание весьма поверхностно, оно захватывает только треть объема легких. При двигательной нагрузке дыхание несколько углубляется, но главным образом за счет учащения. Специальные упражнения заставляют работать большую часть легких, увеличивая тем самым количество поступающего в нашу кровь кислорода.

Дыхательная гимнастика – это комплекс дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний. Она предназначена для профилактики и лечения заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно-сосудистых болезнях, вегето-сосудистой дистонии, половых расстройствах у женщин и мужчин, сахарного диабета, а также для похудения. Можно легко справиться с переутомлением и бессонницей. В современном общество дыхательная гимнастика заслужила признание миллионов людей. Является одним из самых чудодейственных методов оздоровления. Дыхательные упражнения – являются неотъемлемой частью физической культуры и спорта, так как каждое упражнение, каждое движение человека сопровождается вдохом и выдохом. Дыхание – главный источник жизни. Человек сможет прожить без воды и пищи несколько дней, а без воздуха максимум – несколько минут.Дыхание – это совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа (внешнее дыхание) и использование кислорода тканями и клетками для окисления органических веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности (клеточное дыхание, тканевое дыхание).

Виды дыхания

Различают следующие виды дыхания: верхнее, среднее, нижнее, полное, обратное и с задержкой:
 
Верхнее дыхание: при вдохе преимущественно расширяется верхний отдел грудной клетки, мышцы живота слегка напрягаются, а диафрагма не смещается вниз. Среднее дыхание: при вдохе преимущественно расширяется средний отдел грудной клетки (вперёд и в стороны), мышцы живота меньше расслабляются, а диафрагма меньше смещается вниз. Нижнее дыхание: при вдохе преимущественно расширяется нижний отдел грудной клетки, расслабляются мышцы живота, а диафрагма максимально смещается вниз. Полное дыхание: нижнее, среднее и верхнее дыхание объединяются в один последовательный цикл, с максимальным наполнением лёгких. Обратное дыхание: на вдохе мышцы живота не расслабляются, а наоборот напрягаются. Диафрагма смещается вниз. Грудная клетка не расширяется. Наполнение лёгких воздухом происходит за счет их «раздуванию» в сторону брюшной полости, и, соответственно, сдавливанию внутренних органов. При этом происходит активный их массаж. Дыхание с задержкой. Существует три варианта данного вида дыхания: 
– вдох, задержка, выдох; 
– вдох, выдох, задержка; 
– вдох, задержка, выдох, задержка.

По мнению йогов во время задержки дыхания происходит интенсивное наполнение организма энергией.
Специалисты разных стран относят дыхательную гимнастику к числу действенных факторов способствующих оздоровлению и повышению устойчивости организма человека к различным заболеваниям.Виды дыхательной гимнастики
В наше время существует большое количество дыхательных гимнастик: – дыхательная гимнастика Йоги
– дыхательная гимнастика Стрельниковой
– дыхательная гимнастика Бутейко
– дыхательная гимнастика Мюллера
– дыхательная гимнастика для похуденияВсе приведенные выше дыхательные гимнастики построены на упражнениях, самыми главными элементами которых являются: – искусственные затруднения дыхания; 
– искусственные задержки дыхания; 
– искусственные замедления дыхания; 
– искусственное поверхностное дыхание.

Экспериментальная часть

Описание эксперимента

В эксперименте участвовали контрольная группа – 3г класс и экспериментальная группа – 3а класс.

Шарики надували с понедельника по пятницу перед 1 уроком.

Кроме этого на уроках физкультуры в 3 а классе проводились различные конкурсы и эстафеты с воздушными шариками. Обследование по измерению объема легких проводилось в сентябре и апреле.

Результаты эксперимента

В начале эксперимента в экспериментальной группе средний объем легких составил у мальчиков 6,9, у девочек 4,8. В конце эксперимента в экспериментальной группе средний объем легких составил у мальчиков 8,0 у девочек 5,8.

hello_html_m7a92c79f.png

В контрольной группе средний объем легких у мальчиков 4,2, у девочек 3,6 в сентябре, в апреле средний объем легких у мальчиков 4,7, у девочек 4,2.

hello_html_51a771bb.png

В процентном соотношении в 3 а у мальчиков объем изменился на 16%, а в 3 г

На 13%, у девочек в 3 а объем изменился на 21%, в 3 г на 17%.

hello_html_m943a3fa.png

Следовально, надувание шариков увеличивает объем легких на 4 %.

Заключение:

Дыхательная гимнастика для учеников позволяет организму ребенка правильно развиваться. Она очень полезна для здоровья. При помощи несложных упражнений улучшается кислородный обмен в организме, стимулируется работа кишечника и сердца. Дыхательная гимнастика для учеников, отличающихся гиперактивностью, приносит двойную пользу. Ученики с ее помощью учатся расслабляться и успокаиваться.

Можно сказать, что дыхательная гимнастика с использованием воздушных шаров увеличивает за время эксперимента средний объем легких в среднем на 4% . Гипотеза нашла свое подтверждение – надувание воздушных шариков полезно для здоровья.

Список информационных ресурсов:

  • Вопросы и ответы. Энциклопедия. Перевод на русский язык. Издательство «Махаон»,2005 г. 255 с.

  • Гальперштейн Л.Я Моя первая энциклопедия Москва, «Росмэн», 2006, 255 с.

  • Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. Москва, «Академия»,2004 г. 448 стр.

  • Север. Дети. Школа. Сборник научных трудов. Выпуск III. под общ. ред. А.В. Грибанова, Т.В. Волокитиной. Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова 2001 г.

  • folk-med.ru/dyihatelnaya-gimnastika-a-n…

  • slovari.yandex.ru

  • ru.wikipedia.org/wiki

  • https://zemlidar.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2448&I temid=15

  • https://www.flower-mail.ru/goods/toys/322

  • https://gifanimation.ru

Источник