Исследовательская работа трение полезное и вредное
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СИМПОЗИУМ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ – РОДНОМУ КРАЮ»
Секция: естественнонаучная
СИЛА ТРЕНИЯ
Автор: Разиньков Станислав Алексеевич
Научный руководитель: Зенина Инна Николаевна
Место выполнения работы: МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» Красненского района Белгородской области
2015
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………………………………3
1.1. Цель…………………………………………………………………………………………….3
1.2. Объект исследования………………………………………………………………………….3
1.3.Предмет исследования…………………………………………………………………………3
1.4.Задачи……………………………………………………………………………………………3
1.5. Гипотеза…………………………………………………………………………………….….3
2. Краткий обзор литературы ………………………………………………………………………3-4
2.1. История изучения трения……………………………………………………………………3-4
3. Материалы и методика……………………………………………………………………………..5
4. Результаты и обсуждение………………………………………………………………………..5-6
4.1. Проведение экспериментальных опытов…………………………………………………………………..5-6
4.2. Поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ………………………………………………………6
4.2.1.Виды силы трения………………………………………………………………………..6
4.2.2.Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения ………………………..6
5.Значение силы трения в жизни человека и природы……………………………………….…6-8
5.1.Трение в природе………………………………………………………………………….6-7
5.2.«Ледоступы» своими руками……………………………………………………………..7-8
6. Практические рекомендации……………………………………………………………………….8
7. Заключение………………………………………………………………………………………….8
8. Список использованной литературы. Ресурсы Интернет…………………………………………8
1.Введение
Всем нам приходилось кататься зимой с горки на санках или лыжах. Как весело спуститься с крутого склона! Но почему же, съехавши с горы, мы не продолжаем двигаться, а останавливаемся? Что же мешает нам двигаться все дальше и дальше? Родители сказали, что это сила трения. Чтобы в этом убедиться в этом, я решил провести ряд исследований.
Цель:
доказать, что сила трения останавливает движение предметов.
Объект исследования – сила трения.
Предмет исследования – причины появления силы трения.
Задачи:
- узнать, что такое сила трения;
- познакомиться с видами силы трения и сравнить их;
- выяснить, какое значение имеет сила трения в жизни человека и природы.
Гипотеза.
Предположим, что существует какая-то сила, которая останавливает движущиеся предметы и имеет большое значение в жизни человека и природы.
2. Краткий обзор литературы
История изучения трения
Первое исследование законов трения принадлежит знаменитому итальянскому ученому и художнику Леонардо да Винчи (15 век): сила трения, возникающая при контакте тела с поверхностью другого тела, пропорциональна силе прижатия, направлена против направления движения и не зависит от площади контакта соприкасающихся поверхностей.
Он измерял силу трения, действующую на деревянные бруски, скользящие по доске, причем, ставя бруски на разные грани, определял зависимость силы трения от площади опоры. Но, к сожалению, работы Леонардо да Винчи не были опубликованы. Однако только в конце 18 века ученые Г. Амонтон и Ш.О. Кулон ввели новую физическую постоянную – коэффициент трения (k). После этого была выведена формула для силы трения: Fтр = kN, где N – сила реакции опоры, соответствующая силе давления, производимой телом на поверхность. Если тело находится на горизонтальной поверхности, то N = Fтяж. Значения коэффициента трения для различных материалов можно найти в справочниках. С давних времен было известно, что смазанные жиром или даже просто смоченные водой поверхности скользят значительно легче. В 1886 году О. Рейнольдс создал первую теорию смазки. А в начале 20 века появилась трибология – наука изучающая трение. А если бы трения не было? Лауреат Нобелевской премии, швецарский физик Шарль Гийом сказал: «Вообразим, что трение может быть устранено совершенно, тогда никакое тело, будь оно величиной с каменную глыбу или мало, как песчинка, никогда не удержится одно на другом, все будет скользить и катиться, пока не окажется на одном уровне. Не будь трения, Земля была бы без неровностей, подобно жидкости». Представим такую картину. Выходим мы утром из нашей пока еще обычной квартиры на улицу, где нет трения, и что видим? Первым делом мы хорошо приложимся затылком о землю, потому что трения между подошвой ботинок и землей больше нет. Идеальный гололед, чего ж еще мы ожидали? После падения мы начнем все быстрее скользить по направлению наклона улицы, если только не попадем в «карман» из каких-нибудь конструкций, откуда просто нет возможности скатиться. Кроме нас, по улице будет катиться все, что прочно не закреплено, то есть не вкопано в землю. Это все люди, животные, мусорные баки и сам мусор, автомобили. Какая свалка будет в том месте, где это все найдет наконец-то препятствие? Мало того, это будет трагедия, ведь людей будет просто убивать налетающими на них большими предметами, а встать и убежать они будут просто не в состоянии. Допустим, докатились мы до прочно стоящего автомобиля, прижатого к стене, забрались туда. Поехали… Не тут–то было! Даже если отбросить тот факт, что сцепление автомобиля работает на силе трения, чтобы передавать крутящий момент на ведущий мост, мы все – равно не сможем ехать. Колеса будут крутиться, а автомобиль будет стоять на месте в силу своей инерции.
Что еще может произойти без силы трения? Например, все узлы развяжутся, а применяют их не только на шнурках, но и в некоторых вполне серьезных конструкциях. Шуруп или болт, закрученный вверх, под действием своего или прикрепленного к нему веса самостоятельно вывернется. Можно представить, сколько всего обрушится на землю – может быть, даже наш автомобиль, на котором мы собирались ехать, или соседний дом. С гор скатятся все камни и сойдут все лавины. Вследствие вращения Земли непонятно, как поведут себя моря и океаны – может они просто размажутся равномерно по всей поверхности планеты? А может быть, мы бы до сих пор жили в пещерах, ведь огонь получается с помощью трения?
Всего этого не происходит благодаря силе трения. Да, человек борется с нею всеми способами, но только там, где она не нужна. Бывают случаи, когда мы сами ее увеличиваем. Простейший пример – увеличенные протекторы на ботинках или шипованная резина на автомобиле. Однако всего этого не произойдет все-таки по одной простой причине – любые поверхности не идеальны. Любая имеет впадины и выемки, в основном довольно крупные. Поэтому даже при полном исчезновении силы трения, эти неровности частично ее заменят. Они сыграют роль «крючков», для преодоления сопротивления которых потребуется приложить некоторую силу. Эта сила сопоставима с силой трения. Поэтому мы все-таки имеем шанс не скатиться вниз по улице. Конечно, хорошо бы избавиться от силы трения, но только частично, в нужных местах. Совсем не обязательно бросаться в крайности и убирать что-то совсем. К чему это может привести, мы уже видели.
3. Материалы и методика
Для исследования данной темы нам понадобились материалы: пластмассовый брусок, наклонная плоскость, игрушечная машинка, салфетка, круглый стакан, железная пластина размером 8 см на 4 см, прочная верёвка.
Методы: изучение литературы и материалов сети Интернет, наблюдение, опыт, эксперимент, сравнение, обобщение полученных данных.
4. Результаты и обсуждение
1) Проведение экспериментальных опытов.
Давайте проведем простой опыт: роль саночника будет играть брусок, а горкой будет – наклонная плоскость. Что мы наблюдаем?
Санки, скатившись с горы, движутся по горизонтальному пути неравномерно, скорость их постепенно уменьшается, и через некоторое время они останавливаются. Причиной изменения скорости является сила, которая действовала на движущееся тело.
В энциклопедии «Занимательная физика» я прочитал, что при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, которое называют трением.
А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения.
Одной из причин возникновения силы трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел. Даже гладкие на вид поверхности тел имеют неровности, бугорки и царапины. Когда одно тело скользит или катится по поверхности другого, эти неровности цепляются друг за друга, что создает силу, задерживающее движения. Проделаем опыты и убедимся в этом.
Опыт №1
По наклонной плоскости съезжает машинка и доезжает до края стола (стол имеет небольшие неровности).
Опыт№2
На стол расстелем салфетку, машинка, заехав на неё, сразу же останавливается (мех ворсистый, ворс зацепляется за колеса машинки и останавливает ее).
2) Поиск информации в сети «Интернет».
Виды силы трения.
Из сети «Интернет» я узнал, что при контакте твердых тел возможны три вида трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя.
Если тело скользит по поверхности другого тела, то возникает трение скольжения.
Если тело катится по поверхности другого тела, то возникает трение качения.
Если тело лежит на поверхности другого тела, то возникает трение покоя.
Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения.
Поставим на стол круглый стакан и толкнём его так, чтобы он заскользил своим дном по столу. Сдвинувшись, стакан остановится. Положим теперь тот же стакан на бок и толкнём его с той же силой. Стакан, прокатившись, продвинется дальше. В чём дело? Вес стакана не изменился, его стенки и дно сделаны из одного и того же стекла, стол тот же самый. Всё дело в том, что теперь стакан катится, а не скользит, и тормозит его движение сила трения качения, которая во много раз меньше силы трения скольжения. Во многих случаях оно оказывается раз в 50 больше трения качения!
5. Значение силы трения в жизни человека и природы.
Из литературы я узнал, что в природе и технике трение имеет большое значение.
1)Трение в природе.
Трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить. Без трения ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле, так как при ходьбе мы отталкиваемся ногами от земли.
В жизни многих растений трение играет положительную роль. Вот, например, лианы, грох, бобы и другие вьющиеся растения. Благодаря трению они цепляются за находящиеся поблизости опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Трение здесь создается за счет того, что стебли многократно обвивают опоры и поэтому плотно прилегают к ним.
А вот растения, имеющие корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква сила трения о грунт способствует удержанию корнеплода в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Именно поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу, редьку, репу.
Во многих случаях трение вредно и с ним приходится бороться. Например, во всех машинах из-за трения нагреваются и изнашиваются движущиеся части. Для уменьшения трения соприкасающиеся поверхности делают гладкими, между ними вводят смазку.
2) «Ледоступы» своими руками.
Зимой часто бывает гололедица, которая опасна как для автомобилей, так и для людей. Необходимо обезопасить себя от переломов и травм: нужно принять меры, чтобы обувь не скользила в этот период. Есть много домашних и магазинных способов, позволяющих при минимуме затрат облегчить передвижение и защититься от падений на льду. Я предлагаю «ледоступы», сделанные своими руками.
Они состоят из железной пластины размером 8 см на 4 см и прочной верёвки. По периметру пластины я сделал дырки дюбелем, по углам просверлил четыре отверстия и вставил верёвку, чтобы в передней части получилась петля. Эта петля будет надеваться на носик ботинка.
Концы верёвки просунул в два других отверстия и завязал вокруг ботинка. «Ледоступы» готовы. Они действительно работают, помогают при ходьбе по скользкой дороге.
6. Практические рекомендации.
Практическая значимость моей работы состоит в том, что она может быть использована:
- жителями нашей области для безопасного передвижения по скользкой дороге во время гололедицы;
- школьниками для повышения образовательного уровня, для подготовки к экзаменам;
- учителями физики для объяснения материала на уроках в 7 классе.
7. Заключение.
В ходе нашего исследования мы доказали, что
- существует сила трения, которая останавливает движущиеся предметы.
- при контакте твердых тел возможны три вида трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя;
- сила трения качения во много раз меньше силы трения скольжения;
- сила трения имеет большое значение в жизни человека и природы.
8. Список использованной литературы.
- Лаврова, С. А. Занимательная физика/ С. А.Лаврова.- Белый город, Редакция «Воскресный день», 2013.
- Леонович, А.А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7/ А.А. Леонович.- Москва, 1994.
Ресурсы Интернет
- TopAuthor.ru›CHto_budet_esli_ischeznet…treniya
- class-fizika.narod.ru›Урок о трении
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №8 города Будённовска Будённовского района»
Трение –
удивительный феномен природы
Выполнили:
ученицы 10 класса
Сафарова Кристина
Луценко Ксения
Руководитель:
Погожева Маргарита Анатольевна,
учитель физики, высшей квалификационной категории
I. Введение
Никто не будет спорить с тем, что обувь должна быть удобной, комфортной, функциональной, модной и практичной. Но соединить все эти требования в конкретной паре обуви очень непросто. Далеко не последнюю роль в решении этой задачи играет подошва. В последние десятилетия появились, бурно развиваются и совершенствуются подошвы из различных материалов.
Немецкая фирма Elastogran Gmbh создала новый компактный подошвенный материал-полиуретан. Из этого материала можно изготавливать тонкие прозрачные, просвечивающие и отражающие поверхности и вставки на вспененной подошве. Эти подошвы и вставки можно оттенять различными
цветами, создавая особый внешний вид. Давно известно применение пробки для производства подошв и платформ. Для этого используется наружный слой ствола и ветвей пробкового дуба, произрастающего в Средиземноморье, на Южном берегу Крыма и на Кавказе. Структура пробки обеспечивает изоляцию от холода, тепла и влаги, она также обладает пружинящей эластичностью. Это лёгкий и красивый материал, но он дефицитен, непрочен и легко крошится.
Сок гевеи индейцы называли «каучу»- слёзы млечного дерева. От этого слова образовалось современное название материала- каучук. Кроме эластичных мячей индейцы делали из каучука непромокаемые ткани, обувь, сосуды для воды, ярко раскрашенные шарики- детские игрушки.
Давно используется для изготовления обуви резина, а в последние годы нашёл широкое применение и пластик. На прилавках наших магазинов сейчас встречается в основном обувь, подошвы которых изготовлены именно из этих материалов или с их добавлениями. Зачастую продавцу всё-равно из чего изготовлена подошва у обуви, ему главное выгодно её продать. И не разбирающийся в материалах покупатель часто неправильно выбирает обувь, не учитывая силу трения подошвы о поверхность. Пожалуй, нет в мире такого человека, который бы хоть один раз в жизни не упал, поскользнувшись.
Цель моей работы – обосновать целесообразность выбора обуви в магазине, учитывая теорию о силе трения.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
– описать трение как удивительный феномен природы и историю развития теории трения;
– определить силу трения и коэффициенты трения в зависимости от материала подошвы и поверхности;
– исследовать зависимость силы трения от силы давления;
– выявить наиболее практичные материалы для изготовления подошв обуви и использования в различное время года.
Впервые с силой трения я познакомилась в 7 классе на уроках физики. Поэтому основными источниками литературы по этому вопросу будут учебники физики за 7 класс, и материал учебника 10 класса Касьянова В.А. Также информация бралась мною и из других источников.
1. Трение как удивительный феномен природы
Трение – удивительный феномен природы! Оно подарило человечеству тепло и огонь, возможность в короткое время остановить скоростной поезд и автомобиль, ускорить химическую реакцию в сто тысяч раз, записать человеческий голос на пластинку, услышать звуки скрипки и многое другое.
В 1883 году знаменитый русский инженер и учёный Николай Павлович Петров писал: «Силу трения можно замечать всегда и повсюду, и её надо поставить в ряду могущественнейших способов, при посредстве которых природа превращает один вид энергии в другой, мало-помалу заменяя их тепловыми. Эта сила обнаруживает своё влияние в самых разнообразных явлениях природы, возбуждая живой интерес учёных самых разнообразных направлений. Знание законов трения необходимо и астроному, и физику, и физиологу, и технику». Это высказывание одного из крупнейших инженеров конца 19 века необычайно ясно показывает исключительную важность трибологии – науки о трении и процессах, его сопровождающих.
Трибология (от греч. tribos – трение) – научная дисциплина, занимающаяся изучением трения и износа узлов машин и механизмов в присутствии смазочных материалов. Трение изучали Леонардо да Винчи и Ломоносов, Кулон и Менделеев, и другие учёные.
До настоящего времени трение во многих его аспектах остаётся загадкой. При трении (и только при трении) одновременно происходят механические, электрические, тепловые, вибрационные и химические процессы.
Сегодня с трением связана одна из самых острых проблем современности – износ машин и механизмов. Расходы на восстановление машин в результате износа огромны, причем ежегодно они увеличиваются. Удлинение срока службы машин и оборудования даже в небольшой степени равноценно вводу значительных новых производственных мощностей.
2. История развития теории трения
Трение нигде не проявляется само по себе, но препятствует любому относительному перемещению сопряженных тел в любых средах. Непременным следствием процесса трения является изнашивание трущихся тел, т.е. постепенное изменение их размеров или формы, а также их нагрев.
Процесс трения может быть полезным и вредным – эту аксиому человек освоил ещё на заре цивилизации, ведь два главных изобретения – колесо и добывание огня – связаны именно со стремлением уменьшить или увеличить эффекты трения.
Человек начал сталкиваться с трением ещё на заре своего существования, задолго до того, как он, пытливо вглядываясь в окружающий мир, стал использовать известные ему из повседневного опыта факты для того, чтобы облегчить свою жизнь. В борьбе за существование человек постепенно приобретает новые знания и умения – в том числе в области трения, объём которых медленно, но непрерывно увеличивается. Уже в эпоху палеолита (а это 3500 лет до н.э.) человек научился добывать огонь трением, что впервые доставило ему возможность хоть в чем-то не зависеть от стихийных сил природы и тем окончательно отделило человека от животного мира.
Строительство жилищ, снабженных дверью, потребовало создания дверных петель. Их заменяли выемками в деревянных или каменных порогах, в гнезда которых вставлялись прикреплённые к двери штыри. Деревянные пороги с такими гнёздами были найдены в жилищах эпохи неолита в Центральной Европе. А каменные пороги с гнёздами применялись в ассирийских деревнях 6-7 тысяч лет назад. 7 тысяч лет назад в Скандинавии появились лыжи, позволившие передвигаться по снегу с малыми потерями на трение.
В эпоху ранних цивилизаций уровень трибологических знаний растёт, и это отражается на прогрессе техники. Более осознанное понимание преимущества трения качения перед трением скольжения при перемещении грузов приводит к изобретению колеса и созданию колесных экипажей, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. В VI-III тысячелетиях до н.э. в Двуречье появились первые колесные повозки, а с начала III тысячелетия до н. э. появились даже специальные обозначения для грузовых и боевых повозок.
3.Величина силы сухого трения
Сопротивление движению возникает при скольжении одного тела по поверхности другого. Если соприкасаются твёрдые поверхности или твёрдые прослойки между телами, трение называют сухим.
Часто трение не мешает, а способствует движению, так как сила трения, действующая вдоль поверхности соприкосновения твёрдых тел, направлена против скольжения тела.
При прокручивании колёс автомобиля сила трения шин о поверхность земли, препятствуя их проскальзыванию, действует со стороны дороги и направлена вперед, обеспечивая поступательное движение автомобиля. То же происходит при движении пешехода – сила трения подошвы обуви о поверхность земли или другого материала способствует перемещению человека. Чем сильнее трение, тем больше соответствующая сила, поэтому его стараются не уменьшать, а увеличивать – покрытие дороги делают шероховатым, а на поверхность шины или подошвы обуви наносят рельефные рисунки (протекторы).
Но что определяет величину силы сухого трения? Повседневный опыт свидетельствует – чем сильнее прижать поверхности тел друг к другу, тем труднее вызвать их взаимное скольжение и поддерживать его. Прижимающая сила, действующая со стороны соседнего тела на трущуюся поверхность, перпендикулярна ей и называется силой нормального давления.
В 1781 году Шарль Кулон, изучая трение деталей и верёвок, которые в то время были существенными частями механизмов, экспериментально установил, что сила трения F тр. прямо пропорциональна прижимающей силе N:
F тр = µN; N = F тяж
µ = F тр/ F тяж
Коэффициент пропорциональности µ – коэффициент трения – определяется шероховатостью соприкасающихся поверхностей; для более гладких поверхностей он меньше. Например, после удара хоккейной клюшкой скользящая шайба быстрее останавливается на деревянном полу, чем на льду.
В физике известны средние коэффициенты трения покоя и скольжения для некоторых пар материалов. Табл.1
Табл.1 Коэффициент трения покоя и скольжения для некоторых пар материалов.
Материал | µп. | µск. |
Кожаная обувь-лёд | 0,1 | 0,05 |
Автошина-лёд | 0,3 | 0,02 |
Кожаная обувь-дерево | 0,3 | 0,2 |
Резина-асфальт | 0,6 | 0,4 |
Кожаная обувь-ковёр | 0,6 | 0,5 |
Автошина- мокрый бетон | 0,7 | 0,7 |
Резиновая обувь-дерево | 0,9 | 0,7 |
Обувь альпиниста-скала | 1,0 | 0,8 |
4. Определение коэффициентов трения и зависимости силы трения от материалов поверхностей
Цель проводимых опытов состояла в исследовании зависимости силы трения подошвы обуви о различную поверхность и определение коэффициентов трения. Опыты проводились в школьном кабинете физики, в домашних условиях и на улице. В качестве опытных моделей обуви использовали мужскую и женскую обувь, подошвы которых изготовлены из пластика, полиуретана, каучука и резины. Данные образцы материалов выбраны не случайно, так как это самые современные и наиболее распространённые для продажи образцы, имеющиеся в продаже практически в любом обувном магазине.
С помощью динамометра определила силу тяжести, действующую на обувь. Затем, равномерно перемещая обувь вдоль различных поверхностей, снимая показания динамометра, определила 3 раза значение силы трения для того, чтобы вычислить среднее значение силы трения. С помощью полученных результатов подсчитала коэффициенты трения различной обуви о разную поверхность.
Табл.2 Трение о ковёр.
Материал подошвы обуви | Материал поверхности | Fтяж.,Н | Fтр.,Н(ср.зн.) | Коэффициент трения, µ |
1.Пластик | ковёр | 3,5 | 2,3 | 0,657 |
2.Полиуретан | ковёр | 3,8 | 3,6 | 0,947 |
3.Каучук | ковёр | 4 | 3,5 | 0,875 |
4.Резина | ковёр | 4,4 | 3,87 | 0,879 |
Примеры вычисления среднего значения силы трения о ковёр по формуле Fтр.(ср.зн.)=(Fтр1.+Fтр2.+Fтр3.)/3
1.Пластик. Fтр.(ср.зн.)=(2,3Н+2,2Н+2,4Н)/3=6,9Н/3=2,3Н
2.Полиурентан. Fтр.(ср.зн.)=(3,6Н+3,5Н+3,7Н)/3=10,8Н/3=3,6Н
3.Каучук. Fтр.(ср.зн.)=(3,6Н+3,5Н+3.4Н)/3=10,5Н/3=3,5Н
4.Резина. Fтр.(ср.зн.)=(4Н+3,8Н+3,8Н)/3=11,6Н/3=3,87Н
Примеры вычисления коэффициента трения обуви о ковёр по формуле
µ=Fтр./Fтяж.
1.Пластик. µ=2,3Н/3,5Н=0,657
2.Полиуретан. µ=3,6Н/3,8Н=0,947
3.Каучук. µ=3,5Н/4Н=0,875
4.Резина. µ=3,87Н/4,4Н=0,879
Табл.3 Трение о паркет.
Материал подошвы обуви | Материал поверхности | Fтяж.,Н | Fтр.,Н(ср.зн.) | Коэффициент трения, µ |
1.Пластик | паркет | 3,5 | 1,17 | 0,33 |
2.Полиуретан | паркет | 3,8 | 2,6 | 0,684 |
3.Каучук | паркет | 4 | 2,1 | 0,525 |
4.Резина | паркет | 4,4 | 2,57 | 0,584 |
Вычисления среднего значения силы трения о паркет:
- Пластик. Fтр.(ср.зн.)=(1,2Н+1,1Н+1,2Н)/3=3,5Н/3=1,17Н
- Полиуретан. Fтр.(ср.зн.)=(2,6Н+2,7Н+2,5Н)/3=2,8Н/3=2,6Н
- Каучук. Fтр.(ср.зн.)=(2Н+2,1Н+2,2Н)/3=6,3Н/3=2,1Н
- Резина. . Fтр.(ср.зн.)=(2,6Н+2,5Н+2,6Н)/3=7,7Н/3=2,57Н
Вычисление коэффициента трения обуви о паркет:
1.Пластик. µ=1,17Н/3,5Н=0,33
2.Полиуретан. µ=2,6Н/3,8Н=0,684
3.Каучук. µ=2,1Н/4Н=0,525
4.Резина. µ=2,57Н/4,4Н=0,584
Таким же способом были определены средние значения сил трения и коэффициенты трения обуви об асфальт и о лёд. Результаты представлены в таблицах 4 и 5.
Табл.4 Трение об асфальт.
Материал подошвы обуви | Материал поверхности | Fтяж.,Н | Fтр.,Н(ср.зн.) | Коэффициент трения, µ |
1.Пластик | асфальт | 3,5 | 2,4 | 0,686 |
2.Полиуретан | асфальт | 3,8 | 3 | 0,789 |
3.Каучук | асфальт | 4 | 2,4 | 0,6 |
4.Резина | асфальт | 4,4 | 3,2 | 0,727 |
Табл.5 Трение о лёд.
Материал подошвы обуви | Материал поверхности | Fтяж.,Н | Fтр.,Н(ср.зн.) | Коэффициент трения, µ |
1.Пластик | лёд | 3,5 | 0,5 | 0,142 |
2.Полиуретан | лёд | 3,8 | 1 | 0,263 |
3.Каучук | лёд | 4 | 0,6 | 0,15 |
4.Резина | лёд | 4,4 | 0,7 | 0,159 |
Диаграмма «Коэффициенты трения»
В ходе данного эксперимента и выполненных расчетов выяснилось, что у подошвы сделанной из полиуретана наибольший коэффициент трения, а на втором месте по показателям коэффициента трения резиновая подошва. Затем следует каучук и замыкает четвёрку испытуемых материалов подошва из пластика. Сомнения в коэффициенте трения вызывает его показатель у резины о лёд, но по всей видимости среди наших испытуемых материалов резина была не чистой, а с примесями. Из этого следует, что при покупке обуви нужно учитывать особенности материала подошвы и погодных условий, в которых вы будете носить данную обувь. В зимнее время лучше покупать обувь с полиуретановой поверхностью, так как она имеет наибольший коэффициент трения по различным поверхностям (видно из диаграммы), и это поможет избежать падений и травм в зимнее время, когда на улице гололёд. Также полиуретан обладает хорошей устойчивостью к различным температурам и прочностью.
- Определение зависимости силы трения от силы давления
Для проведения опыта использовались:
– мужской ботинок с пластиковой подошвой;
– паркетная поверхность;
– динамометр;
– 5 грузов массой по 100 г. каждый.
Порядок проведения опыта:
- Измерила силу тяжести, действующую на ботинок. Для этого подвесила его к динамометру. Fтяж.= 3,5Н.
- Измерила силу трения ботинка о паркетную поверхность. Fтр.= 1,2Н.
- Поместила на ботинок груз массой 100г.; сила давления возросла на 1Н.
- Измерила силу трения ботинка с грузом массой 100г. о паркетную поверхность.
- Повторила опыт, увеличивая груз по 100г., пока масса груза не достигла 500г.
- Полученные данные занесла в таблицу 6.
- Построила график зависимости силы трения от силы тяжести.
Табл.6.Показания опыта.
Масса груза на обуви, г | Сила тяжести, Н | Сила трения, Н | µ= Fтр./Fтяж. |
3,5 | 1,2 | 0,34 | |
100 | 4,5 | 1,5 | 0,33 |
200 | 5,5 | 1,8 | 0,33 |
300 | 6,5 | 2,15 | 0,33 |
400 | 7,5 | 2,5 | 0,33 |
500 | 8,5 | 2,8 | 0,33 |
В таблице коэффициент трения не всегда одинаков так как динамометр с которым пришлось работать, имеет погрешность, равную половине цены деления шкалы динамометра, ∆F=0,05Н.
График зависимости силы трения от силы тяжести.
Fтр,Н
Fтяж,Н
Как видно из графика, сила трения линейно зависит от силы давления, так как линия графика получилась практически прямой. При движении одного тела по поверхности другого тела сила трения прямо пропорциональна силе тяжести.
F тр.= µF тяж.
Это значит, что если сила тяжести возрастёт, например, в 2 раза, то и сила трения увеличится в 2 раза.
IV. Заключение
В ходе данного исследования удалось описать удивительный феномен природы – трение и историю развития теории трения. На основании приведённых экспериментов и определения силы трения и коэффициентов трения в зависимости от материала подошвы и поверхностей установлено, что наибольший коэффициент трения имеет обувь с полиуретановой подошвой. Этот факт доказывает, что в зимнее время лучше носить обувь с полиуретановой подошвой, что поможет избежать падения и травмы человеку, когда на улице гололёд. Не желательно в зимнее время носить обувь с пластиковой подошвой.
Кроме того, на опыте я исследовала зависимость силы трения от силы давления и установила, что их связь прямо пропорциональная.
V. Список используемых источников литературы
- Касьянов В.А. Физика.10 класс. – М.: Дрофа 2002, – 102с.
- Мощанский В.Н., Савелова Е.В. История физики. – М.: Просвещение 1991, – 104с.
- Мякишев Г.Я Учебное пособие для школ и классов с углублённым изучением физики. – М.: Просвещение 1995, – 221с.
- Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс. – М.: Дрофа 2005, – 70с.