Исследование на уроках окружающего мира полезные ископаемые

Исследование на уроках окружающего мира полезные ископаемые thumbnail


Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе.

Тема: Полезные ископаемые.

УМК «Школа России». Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.

Цели: 

 1. Сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с  группами    полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.

 2. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

 3. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал,   делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

ОборудованиеОбразцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, лупа или микроскоп, учебники, тетради, тесты, инструкция, листы с заданиями, карта Московской области.

Применяемые технологии: проблемное обучение, групповая  и игровая технологии.

     Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вот уже звенит звонок
    Начинается урок
    Хозяйка подземных богатств
    В свое царство зовет сегодня нас.

-О каком царстве сказано в стихотворении?

– О каких богатствах пойдёт речь?

 Какие материалы люди используют для строительства?

– Чем люди отапливают дома?

– Где люди берут эти материалы?

  1. Под землёй их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть и газ, и много руд.

 Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности.

    2. Постановка проблемы на  уроке:

    • Изучая полезные ископаемые, чтобы вы хотели узнать?

    • Дети задают вопросы я записываю их на доске.

    Проблема: Как вы думаете? «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»

    Дети клеют желтые и красные бумажки на доску.

    Предположения:                    1) да, можно;           2) нет, нельзя.

    3. Знакомство с новым материалом.

    – Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.

        1) Фронтальная беседа:

        – А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

        – А из чего делают автомобили, самолёты?

        – Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много  песка, цементаизвестняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

        – Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

       – А почему они полезные? (Ответы детей)

       2) Работа по учебнику и тетради.

       – Молодцы! А сейчас откройте учебники на с. 48, найдите определение полезных ископаемых и запишите его в тетрадь на с.25.

        3) Беседа.

      – Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы.

        – Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

        – К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

         – А какое значение имеет топливо?

         – При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

         – Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

         – Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

         – Молодцы. Перейдём к третьей группе.

         – Как вы думаете, почему они называются строительными?

         – Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе ( песок, глина, известняк, торф, уголь).

                                            Физкультминутка.

    По дорожке шли, шли,
    Много камешков нашли.
    Присели, собрали и дальше пошли.
    По дорожке, по дорожке
    Прыгаем на левой ножке
    И по это же дорожке
    Прыгаем на правой ножке.
    По дорожке побежим, до лужайки добежим.
    На лужайке, на лужайке
    Мы попрыгаем как зайки.
    Стоп! Немножко отдохнем!
    И опять работать мы пойдем!”

    11. Отгадаем о каких ископаемых идет речь

    1)Он Черный блестящий

    Людям помощник настоящий.

    Он несет в дома тепло,

    От него кругом светло,

    Помогает плавить стали

    Делает краски и эмали (уголь)

    2)Росли на болоте растения

    Стали топливом и удобрением (торф)

    3)Без него не побежит

    Ни такси, ни мотоцикл,

    Не поднимется ракета.

    Отгадайте что же это? (нефть)

    4)Если встретишь на дороге,

    То увязнет сильно ноги.

    А сделать миску или вазу-

    Она понадобиться сразу, (глина)

       4) Практическая работа. Работа в группах.

    (Изучение свойств песка, известняка, торфа, угля, гранита)

         – А сейчас мы проведём практическую работу по группам (на  группы можно разделиться еще в начале урока). В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть  полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник, Все исследования вам надо записать в таблицу и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем.

    Инструкция:

    1. Название полезного ископаемого.

    2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

    3. Прочное или хрупкое?

    4. Определить цвет, прозрачность.

    5. Тяжелое или легкое

    6. Состав, однородный или нет.

    7. Где можно использовать, применить.

        Выступление каждой группы. Отвечает капитан команды или любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).

    Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

       4) Закрепление знаний, полученных в практической работе.

     – А теперь всё обобщим и заполним кроссворд.

    4. Добыча полезных ископаемых.

       1) Чтение по учебнику с комментированием.

       2) Дополнение: в карьере – песок, глину, известняк;

                               в шахте – уголь, руду;

                               в скважине – нефть, природный газ.

       3) Словарная работа: месторождение, геолог.

    Работа с картой.

    1. Просмотр фильма.

    6. Итог урока. Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без  полезных ископаемых?  (Ответы детей).

    7. Закрепление изученного материала.

    Можно дать вопросы по группам.

       1) – С чем мы познакомились на уроке?

           – Что мы называем полезными ископаемыми?

           – На какие группы делятся полезные ископаемые?

           – Где их применяют?

           – Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

       2) Можно провести тест на карточках для оперативного контроля:

     – Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

    Тест.

    Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

    а) песок, глину

    б) гранит, торф

                                                          в) уголь, соль

    Какие из полезных ископаемых служат топливом?

    а) нефть, руда

    б) уголь, торф

       в) известняк, газ

    Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

       а) гранит, песок

    б) уголь, руда

                                                           в) нефть, газ

    Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

                                                           а) строители

                                                           б) геологи

                                                           в) шахтёры

    Проверка ответов.

        3) Можно  дать группам задания повышенной сложности. 

    Задание: найди  одну ошибку в каждом  предложении-утверждении. Подсказка! Заменить нужно только одно слово на подходящее по смыслу.

    Найди ошибки в следующих утверждениях.

    1. Большинство полезных ископаемых жидкие.

    2. Месторождениями называются  места, где хранят полезные ископаемые.

    3. Нефть добывают в карьерах.

    4. Как удобрение для растений используется  каменный уголь.

    5. Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.

    Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество баллов.

    Ответы:

    1. Жидкие                твёрдые

    2. Хранят                 залегают

    3. В карьерах              в недрах земли

    4. Каменный уголь               торф

    5. Биологи                   геологи

    8. Рефлексия. Спрашиваю командиров групп:

    – Как работала твоя команда? Кого бы ты отметил как самого активного?

    • А теперь каждый из вас оцените свою активность  (работу в группе) по 5-ти бальной шкале и изобразите своё настроение смайликом – нарисуйте  в тетради. Понравилось ли тебе работать в группе, вместе?

    1. Домашнее задание: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

    Источник

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19»

     г. Балаково Саратовской области

    Февраль   2016 г.

    Формы организации учебно-познавательной деятельности:
    фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Оборудование:
    Для учителя:
    компьютер, мультимедийный проектор, экран, документ-камера, презентация, карта России, опорные карточки, условные знаки полезных ископаемых, плакат «Гора» .
    Для учащихся: учебник для 3 класса О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова”Окружающий мир”-II часть, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы; коллекции полезных ископаемых;квадраты зеленого и красного цветов по 5 штук каждому ученику;
    раздаточный материал для групповой работы; фломастеры; исследовательская карта «Лист юных исследователей», магнитные доски , фишки, карты для игры «Обучающий калейдоскоп»

    -формирование исследовательской деятельности через знакомство с  горючими  и строительными полезными ископаемыми, умение определять их свойства, определять   способы добычи и их использование в хозяйственных целях

     Познакомить с понятиями «полезные ископаемые», «геолог», «месторождение»; «горючие и строительные полезные ископаемые» и  их значением в жизни человека;

    научить называть свойства песка, глины, известняка, мрамора, нефти, каменного угля, торфа.

     Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

    Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

    Формировать УУД:
    Личностные УУД:
    – развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
    – способствовать развитию умения работать в группе;
    – способствовать расширению словарного запаса детей;
    – способствовать умению  выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
    Коммуникативные УУД:
    – умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других
    Регулятивные УУД:
    – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

    -высказывать своё предположение (версию) на основе работы с презентацией, с таблицей;

    -работать по предложенному учителем плану;
    – умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт ;

    -формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

     -определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    -учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации
    Познавательные УУД:
    – делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

    Межпредметные связи: литературное чтение.

                                                Технологическая карта изучения темы «Полезные ископаемые»

    Этап урока

    Форма работы

    Деятельность

    учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Деятельность

    учеников

    Формирование

    УУД

    I.Мотивация (самоопределение) учащихся к

    учебной деятельности

    1 мин.

    фронтальная

    С-1

     Просмотр эпизода фильма «Каменный цветок» по сказке Павла Петровича  Бажова

    С-2

    Информация учителя

    – Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на гостей, поприветствуйте их. Я всем вам желаю интересного урока.

    -Из какого фильма сказки  этот  эпизод?

    -По мотивам уральских сказов какого писателя был создан этот фильм?

    Фильм был создан в 1946 году. Сразу же после какого великого события?

    И во время войны, и в послевоенные годы страна особенно нуждалась в подземных богатствах.

    Почему?

    Издавна тайны недр Земли интересовали человека

    – А вам интересно, что там внутри нашей планеты?

    1.Учащиеся настраиваются на позитивную работу.

    2. Высказывают свое мнение:

    Каменный цветок

    Павла Петровича Бажова

    Победы над фашисткой Германией

    Для вооружения

    Для восстановления после разрухи

    Регулятивные УУД:

    • обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;
    • эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

    Личностные УУД:

    • адекватная мотивация учебной деятельности;
    •    проявлять эмоционально-положительное отношения

    к предмету.

    Коммуникативные УУД:

    • умение выражать свои мысли  полно и точно;
    • умение слушать и понимать речь других;

    II.Этап актуализации и пробного учебного действия

    3 мин.

    Индивидуальная

    Проверка знаний учащихся по теме

    « Тайны недр Земли».

     С-3

    -Чтобы открыть новые знания, нам необходимо повторить пройденный материал.

    (Зачитывает высказывания, которые начинаются со слов «Правда ли, что…»)

    Высказывания:

    1. …не только горы, но и равнины, дно водоёмов сложены из горных пород? (зелёная)
    2. … горные породы не всегда твёрдые, бывают  жидкие и газообразные? (зелёная)
    3. …гранит – осадочная горная порода? (красная)
    4. … базальт – магматическая горная порода, а каменный уголь – осадочная горная порода? (зелёная)
    5. … в состав гранита входит три минерала? (зелёная)
    6. … торф образовался из раковин морских животных? (красная)
    7. … из нефти делают взрывчатку?

    Вывод.

    Человек активно использует в своей жизни природные богатства

    Работа с квадратиками красного и зелёного цвета. Если ученик согласен с высказыванием, то перед собой кладёт зелёный квадратик, а если не согласен – красный.

    Самопроверка по контрольному листу

    6 вопросов- 6 квадратиков

    ?

    Дети затрудняются в ответе

    Недостаточно знаний

    Регулятивные УУД:

    -активизация мыслительной деятельности, составление правильного ответа по плану, осуществление самоанализа

    Личностные УУД:

    -сознание потребности к новому способу действий

    Коммуникативные УУД:

    -умение определять свою точку зрения

    Познавательные УУД

    -умение осмысливать прослушенное

    -умение анализировать с целю выделения существенных признаков

    III.Этап выявления места и причины затруднения

    2 мин.

    IV Этап построения проекта выхода из затруднения

    2 мин.

    Фронтальная

    С-4

    – Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле

    Дает возможность  детям определить тему урока

    Постановка проблемы

    С-5

    Выдвижение гипотез

    С-6

    Дает возможность определить цель .

    Определение этапов  построения работы над проблемой

    Какие хитрые секреты
    Таят обычные предметы: 
    Блестят в солонке минералы!
    Снежинки – это же кристаллы!
    Фольга, скрывавшая конфету –
    Металл такой же, как в ракетах.
    Таит его простая глина,
    Сестра сапфира и рубина!
    А коль споткнешься ты о камень,
    Не думай, что виной булыжник, 
    И тут всесильная природа
    Тебе подсунула породу!

    – Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

    – Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” 

    – Что такое «полезное ископаемое»?

    -Раз они полезные, значит, необходимы человеку?

     А может быть человек может обойтись в жизни и без полезных ископаемых?

    -Какую же цель определяем для себя на уроке?

    -Что же для этого нам нужно знать?

    1.Название полезного  ископаемого

    Уметь определять?

    2.Свойства

    Научиться находить их   по чему?(карте)

    3.Месторождение

    Представлять, как добываются ПИ

    4.Способ добычи

    Изучить, как человек применяет полезные ископаемые в жизни?

    5.Использование в жизни

    Применять знания, чтобы сохранить полезные ископаемые

    6.Охрана

    О полезных ископаемых

    Варианты ответов детей: полезное-приносит пользу для человека, ископаемое-выкапывают из земли .

    Возможна ли жизнь человека  без полезных ископаемых?

    Дети выдвигают гипотезы:

    1.Да. Но он будет жить как первобытный человек.

    2.Нет. Современный человек не сможет жить без топлива, строительных материалов, машиностроения, электронной техники.

    Какие  полезные ископаемые человек добывает для своих жизненных потребностей?

    1.Узнать, какие полезные ископаемые есть в недрах Земли?

    2.Какими свойствами обладает каждое полезное ископаемое?

    3.Где оно находится?

    4.Как его добывают?

    5.Как люди используют его в своей жизни?

    6.Как надо охранять полезные ископаемые?

    Познавательные УУД:

    –умение определять тему урока

    Регулятивные УУД:

    -умение синтезировать при формировании своего ответа

    Коммуникативные УУД:

    -умение определять свою точку зрения

    Личностные УУД:

    – осознание себя частью большого государства

    Личностные УУД:

     -устанавливать причинно-следственные связи, цепи рассуждений

    Познавательные УУД:

     -умение ставить цели определять способы их реализации по плану

    Регулятивные УУД:-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

    Личностные УУД:

    -оценивание усваиваемого содержания

    V этап реализации построенного проекта

    5 мин.

    Фронтальная

    Работа по учебнику-подготовительная работа

    1.Словарная работа по учебнику

    С-7

    2.Первичное знакомство с  полезными ископаемыми

    С-8-15

    1. Слайд презентации
    2. Показ коллекции
    3. Условное обозначение на карте

    Физминутка

    -Чтобы всё понять нам необходимо пополнить словарный запас.

    1.Полезное ископаемое ( учебник с. 16)

    2.Геолог

    3.Месторождение ( словарь учебника с.142)

    4. Добыча: карьер, шахта, скважина.

    5.Искусственные материалы (словарь учебника с.141) Работа с иллюстрацией с. 17

    -Какое полезное ископаемое?

    -Посмотрите коллекцию

    -Посмотрите на карту России и определите, какое условное обозначение соответствует каждому полезному ископаемому?

    -Выберите условное обозначение

    -Мы сегодня будем изучать нефть, каменный уголь, торф, известняк, мрамор,песок и глину. –Все полезные ископаемые можно разделить на 3  группы. Горючие , строительные, рудные

    Трудно, надо знать их основные свойства

    Существует третья группа полезных ископаемых, отгадайте какая?

    -Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зёрен. Главное свойство- плавкость.

    -С рудными полезными ископаемыми мы познакомимся на следующем уроке.

    -По дорожке шли, шли,

    Много камешков нашли.

    Присели, собрали и дальше пошли.

    По дорожке, по дорожке

    Прыгаем на правой ножке.

    И по этой же дорожке

    Прыгаем на левой ножке.

    Стоп! Немножко отдохнём!

    И  работать мы пойдём!

    Дети читают значение слов из словаря  учебника с.142

    Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд

    Человек, занимающийся поиском и изучением полезных ископаемых

    Место, где залегают полезные ископаемые

    Карьер – место открытой разработки неглубоко залегающих полезных ископаемых. Шахта- место подземной добычи полезных ископаемых

    Скважина- это горная выработка без доступа в нее человека.Верхняя часть скважины называется устье, нижняя – забой. Стенки скважины – это ствол скважины.

    Искусственные материалы: материалы, которые создал сам человек.

    Дети распределяют  знаки полезных ископаемых в группы –затрудняются

    горючие-нефть, каменный уголь, торф.

    строительные: гранит, песок и глина

    Условные обозначения:

    известняк-

    мрамор-

    нефть-

    каменный уголь- –      

     торф-

     песок –

     глина-

    Железная руда-

    Познавательные УУД:

    –умение искать и выделять информацию из учебника, работать со словарем

    Регулятивные УУД:

    -умение вносить дополнения в план действий

    Коммуникативные УУД:

    -умение выдвигать и обосновывать гипотезы

    Коммуникативные УУД:

    -оценивание усваиваемого содержания

    VI Этап

    Реализация плана действий

    10 мин.

    Групповая

    Учитель делит детей на группы по 5 человек-определяет нумерацию групп, названия полезного ископаемого, раздает, коллекции, материалы к практическим работам, исследовательские карты

    Рассаживаемся по 5 человек

    1 группа -нефть

    2 группа-торф

    3 группа-известняк и мрамор

    4 группа-песок и глина

    5 группа- каменный уголь

    – Координаторы, распределите  в группе обязанности. Все выполненные работы оформите на «Листе юного исследователя»

    – Экспериментаторы, проведите необходимые практические работы , сделайте выводы о свойствах полезного ископаемого

    – Иллюстраторы, оформите результаты работы в таблице, составьте опорную схему

    -Аналитики,

     -По учебнику с.16-25 найдите материал  относящийся к вашему полезному ископаемому, изучите, попробуйте пересказать.

    -По хрестоматии с.80-84 дополните свои сведения о нефти и каменном угле

     -Выберите  условный знак полезного ископаемого

    -Найдите  месторождения на карте России, на карте Саратовской области

    Исследователи, расскажите о применении полезного ископаемого.

    -Подумайте, как можно охранять  полезное ископаемое?

    Дети рассаживаются по 5 человек. Распределяют обязанности:

    1. Обсуждение задания.(координатор)
    2. Выполнение практического задания (экспериментаторы).
    3. Оформление результатов (иллюстраторы)
    4. Формулирование выводов (аналитики)
    5. Применение (исследователи)

    Изучают полезные ископаемые.

    Выполняют практическую работу по алгоритму

    1. по ЛОС (лист опорной схемы)

    2-лос

    3-учебник с. 22-23

    4- учебник с.24-25

    5-лос

    Определяют свойства и заполняют исследовательскую карту

    Определяют  условное обозначение полезного ископаемого.

    Находят на карте.

    Познавательные УУД:

    –умение искать и выделять информацию;

    -умение анализировать объект с целью выделения признаков;

    -умение строить логическую цепь рассуждений

    Регулятивные УУД:

    -умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

    -умение работать по алгаритму;

    -умение проявить волевое усилие по преодолению препятствий

    Коммуникативные УУД:

    -умение работать в команде;

    -умение взаимодействовать со сверстниками

    Личностные  УУД:

    -умение отстаивать свою точку зрения;

    -умение работать по правилам коллектива;

    -умение оценить свою и чужую работу, оказать необходимую помощь

    VII Этап

    реализации построенного исследования-защита исследовательских работ

    15 мин.

    Индивидуально-групповая

    Слушает и корректирует выступления детей

    Показ работ на документ –камере, обсуждение.

    -Какое полезное ископаемое? Как отличишь от других олезных ископаемых?

    В каком состоянии находится в недрах Земли?

    Каким свойством обладает?

    Как добывает это полезное ископаемое человек?

    Как его  использует человек ?

    Как оно условно обозначается на карте?

    К какой группе отнесем ваше полезное ископаемое?

     Покажи на карте России , Саратовской области месторождения данного полезного ископаемого.

    Что будет, если это полезное ископаемое исчезнет?

    Вопрос координаторам

    – Как работала твоя команда?

     -Кого бы ты отметил как самого активного?

    Отчет детей по самостоятельному изучению полезного ископаемого  по группам согласно обязанностям и плану

    Горючие, строительные

    Познавательные УУД:

    -умение синтезировать, восполнять недостающие компоненты;

    -умение подводить свои выводы под понятие;

    -умение строить логическую цепь рассуждений

    Познавательные УУД:

    -умение осознавать качество и уровень усвоения

    Коммуникативные УУД:

    -умение полно и точно выражать свои мысли

    Личностные  УУД:

    -умение осознавать свою роль в коллективной деятельности

    VIII Этап включения в систему знаний, закрепление и повторение

    6 мин.

    Фронтальная

    Возвращение к проблеме

    С-13

    – Полезные ископаемые – это источник нашей жизни. Возможна ли жизнь человека  без полезных ископаемых?

    – Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

    – Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

    А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

    Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!

    Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

    Четверостишие читает ученик.
    Знай, что нужно экономить
    Воду, уголь, газ и нефть.
    Если будешь это делать,
    Хватит их на много лет.

    Познавательные УУД:

    -умение предъявлять доказательства;

    делать выводы на основе примеров из жизни;

    Регулятивные УУД:

    -осознание  важности  изученного в жизни людей;

    -осуществлять взаимоконтроль

    Коммуникативные УУД:

    -умение осознанно выражать свои мысли

    Личностные  УУД:

    -умение осознавать свою роль в бережном отношении к природным ресурсам

    Работа парами

    Игра «Обучающий калейдоскоп»

    -О каком полезном ископаемом  идет речь, фишкой отметьте правильный ответ.

    1.Прочный камень белого или серого цвета, образовался из остатков морских организмов

    2.Главное свойство этой породы-прочность. Состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды

    3.Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла

    4.Чёрный с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч.

    5.Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для  скота, удобрением

    6.Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. Главное свойство-плавкость

    7.Темная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут

    8.Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле

    9.Этот камень образуется при извержении вулканов из лавовой пены, насыщенный пузырьками газа

    10.После полировки камень приобретает красивый узорчатый рисунок. Применяется в скульптуре, для отделки зданий и метро

    Дети читают задания-фишкой определенного цвета и размера обозначают ответы.

    Самопроверка-перевернуть карточку, сверить ответы.

    Известняк

    Гранит

    Песок

    Каменный уголь

    Торф

    Железная руда

    Нефть

    Глина

    Пемза

    Мрамор

    Учитель объясняет домашнее задание

    С-14-15

    Прочитать из учебника с.16-21, подготовить пересказ  Желающие могут подготовить презентации  по изученным полезным ископаемым по группам

    Дети записывают Д/З в дневнике

    IX Этап   Рефлексия

    2 мин.

    Индивидуальная

    Оформление самооценки на плакате «Тайны Горы Знаний»

    – Какая учебная цель стояла у нас на уроке?

    Кто считает, что он достиг этих целей в полном объеме, возьмите фишку зеленого цвета и разместите на территории  горы Знаний.
    Кто считает, что он не обо всех полезных ископаемых помнит, разместите красные фишки.

    А кому было трудно и он почти ничего не запомнил- желтые фишки

    Узнать, какие полезные ископаемые нашел человек в недрах Земли?

    Какими свойствами обладает каждое полезное ископаемое?

    Где они находятся?

    Как их добывают?

    Как люди используют их в своей жизни?

    Как надо охранять полезные ископаемые?

    Познавательные УУД:

    -умение обосновывать результат решения проблемы

    Регулятивные УУД:

    -осознание качества и уровня усвоения материала

    Коммуникативные УУД:

    -умение осознанно выражать свои мысли

    Личностные  УУД:

    -умение осуществлять самоанализ и самооценку

    Источник