Испытание натуры трудно однако приятно полезно свято

Испытание натуры трудно однако приятно полезно свято thumbnail

Цитаты Михаила ЛомоносоваПодготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат ученого и поэта Михаила Ломоносова (1711—1765).

Удивительная для своего времени история научной и придворной карьеры этого выходца из народа широко известна.

Цитаты сгруппированы по темам: наука, жизненная этика, Россия, русский язык, отдельные науки, религия и наука, о себе, люди, природа, брак, астрономия, невежды, журналисты, любовь, жизнь.

О науке

Науки юношей питают, Отраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут…

Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно.

Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии — украшение, везде верный и безотлучный спутник.

Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято. Чем больше таинства ее разум постигает, чем долее рачение наше в оной простирается, тем обильнее собирает плоды для потребностей житейских.

Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт — только средства, только способы собирания материалов для разума.

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.

О, если бы все труды, заботы, издержки и бесконечное множество людей, истребляемые и уничтожаемые свирепством войны, были обращены на пользу мирного научного мореплавания!

Кстати, цитаты про науку

О жизненной этике

Дерзайте отчизну мужеством прославить.

Неусыпный труд все препятствия преодолевает.

Кто малого не может, тому и большее невозможно.

Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

Иногда промедление смерти подобно.

Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее — вот что приличествует достойному человеку.

Ничто не происходит без достаточного основания.

Кто достигнет старости, тот почувствует болезни от роскошей, бывших в юности, следовательно, в молодых летах должно от роскошей удаляться.

О России

Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесенные войны рассудит, в великое удивление придет, что по толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул.

Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность.

Могущество и обширность морей, Российскую империю окружающих, требуют рачения и знания. Между прочим Северный океан есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерною пользою, чрез изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку.

Рачения и трудов для сыскания металлов требует пространная и изобильная Россия. Мне кажется, я слышу, что она к сынам своим вещает: «Простирайте надежду и руки ваши в мое недро и не мыслите, что искание ваше будет тщетно».

О русском языке

Повелитель многих языков, язык российский не только обширностью мест, где он господствует, но купно собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.

Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, ита-лианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях кратость греческого и латинского языков.

Об отдельных науках

Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.

Истинный химик должен быть не только практиком и теоретиком – он должен быть еще и философом.

Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие о всенародных прибытках, удобно рассудить может. Едино представление положения государств, а особливо своего отечества производит в сердце великое удовольствие…

Полезнейшая роду человеческому есть медицина.

Без грамматики оратория – глупа, поэзия – косноязычна, философия – безосновательна, история – непонятна, юриспруденция – сомнительна.

О религии и науке

Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.

Духовенству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях.

У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождения вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога, как Творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя.

Правда и вера суть две сестры родные, дочери одного всевышнего родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания собственного мудрствования восклеплет.

О себе

Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, ниже у самого Господа Бога, который дал мне смысл, пока разве отнимет.

За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство pro aris etc.

За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю… Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двадцать лет, стоял за них смолоду, на старости не покину.

Люблю правду всем сердцем, как всегда любил и любить буду до смерти.

Одно спасенье мне – не ожидать спасенья.

О людях

Кто в свете сем родился волком, тому лисицой не бывать.

Малый человек и на горе мал, а исполин велик и в яме.

Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит.

Льстивый человек мед на языке, яд в сердце имеет.

О природе

Природа весьма проста; что этому противоречит, должно быть отвергнуто.

Природа держится своих законов самым крепким образом даже в малейшем, чем мы пренебрегаем.

Все, что есть в природе, математически точно и определенно; хотя мы иногда сомневаемся в этой точности, но наше незнание нисколько не умаляет ее: если бы даже весь мир сомневался в том, что дважды два четыре, все-таки дважды два у всех сомневающихся дадут четыре.

Читайте также:  Какое из растительных масел полезнее всего

О браке

Жениться хорошо, да много и досады. Я слова не скажу про женские наряды: Кто мил, на том всегда приятен и убор; Хоть правда, что при том и кошелек неспор.

Но он ответствовал: “Я, братец, признаваюсь, Что век она жила со мною вопреки; То истинно теперь о том не сомневаюсь, Что, потонув, она плыла против реки”.

Есть дети, следовательно, должны быть у них отцы и матери.

Об астрономии

Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.

Идолопоклонническое суеверие держало астрономическую землю в своих челюстях, не давая ей двигаться.

Что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг кругом жаркова?

О невеждах

Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

Легко быть философом, выучась наизусть три слова: бог так сотворил; и сие дая в ответ вместо всех причин.

Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.

О журналистах

Журналист не должен торопиться порицать гипотезы. Оные единственный путь, которым величайшие люди успели открыть истины самые важные.

Журналист никогда не должен создавать себе слишком высокого представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценности своих суждений. Ввиду того, что деятельность, которой он занимается, уже сама по себе неприятна для самолюбия тех, на кого она распространяется, он оказался бы совершенно неправ, если бы сознательно причинял им неудовольствие и вынуждал их выставлять на свет его несостоятельность.

О любви

Любовь сильна, как молния, но без грому проницает, и самые сильные ее удары приятны.

Любовь есть склонность духа к другому кому, чтобы из его благополучия иметь услаждение.

О жизни

Худые примеры не закон.

То, что нашим предкам казалось странным, неясным и пугающим, для нас вполне доступно, понятно и приятно.

О разном

Что касается тех мистических писателей, которые уклоняются от сообщения своих знаний, то они с меньшим уроном для своего доброго имени и с меньшей тягостью для своих читателей могли бы скрыть это учение, если бы вовсе не писали книг, вместо того, чтобы писать плохие.

Тому, кто хочет говорить красиво, необходимо уметь говорить правильно и иметь достаточный запас слов, которыми можно высказать мысли.

Все великие люди честь и похвальбу любили… Без сей страсти не чинились бы на свете знатные предприятия и великие дела к концу бы не приходили.

В приведенных цитатах Михаила Ломоносова чувствуется энергия и воля целеустремленного человека. Как известно, отнюдь не все его планы и идеи удалось осуществить, но и то, что получилось дало мощный толчок развитию российской науки.

Цитаты про Ломоносова

  • Л. Эйлер: При сем случае я должен отдать справедливость Ломоносову, что он одарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических. Желать надобно, чтобы все прочие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал г. Ломоносов.
  • Я. Штелин: Физические качества: выдающейся крепости и силы почти атлетической. Например, борьба с тремя напавшими матросами, которых одолел и снял с них одежду… Образ жизни: простонародный. Умственные качества: жадный к знанию; исследователь, стремящийся к открытию нового. Моральные качества: не­отесанный, с подчиненными и домашними строг. Стремление к превосходству, пренебрежение к равным.
  • А. Пушкин: Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. (кстати, цитаты Александра Сергеевича Пушкина)
  • И. Аксаков: В лице Ломоносова русский народ свободно, гордо предъявлял миру свои права на самостоятельное участие в деле общечеловеческого просвещения; свободно, гордо выражает он законное внутреннее требование своего духа: возвести на степень всемирно-исторического значения свою народность, разработать для высшей сферы знания и искусства свои богатые таланты, деятельность которых ограничивалась до сих пор тесною сферою бытовой, односторонне национальной жизни.
  • В. Вернадский: Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Задача состоит в восстановлении подлинного, живого образа первого гениального русского ученого.
  • П. Капица: Даже современниками Ломоносов был признан большим ученым. Но характерно, что никто из окружающих не могли описать, что же действительно сделал в науке Ломоносов, за что его надо считать великим ученым. …Все это еще больше заставляет нас недоумевать: как могло случиться, что вся эта научная деятельность Ломоносова прошла так бесследно не только за границей, но и у нас?

Далее вы можете прочитать подборку фразеологизмов Ломоносова и другие подборки цитат:

  • цитаты Гете
  • цитаты Суворова
  • цитаты Даля
  • цитаты из «Горе от ума»
  • цитаты Лермонтова
  • цитаты Островского

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже

Комментарии также всячески приветствуются!

Источник

О том, был ли М.В. Ломоносов деистом, как понимал соотношение науки и религии, разума и веры, когда была мифологизирована его личность и биография и чем советский миф о Ломоносове отличен от дореволюционного, – в продолжении беседы с доктором филологических наук, доцентом филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимиром Леонидовичем Коровиным.

«Научные занятия для Ломоносова были окружены ореолом святости»

М.В. Ломоносов М.В. Ломоносов

– Как Ломоносов понимал соотношение религии и науки, веры и разума, и как решал для себя эту проблему?

– Это очень важный для Ломоносова вопрос. Чтобы на него правильно ответить, нужно представить положение науки в России XVIII века. Ломоносову не было надобности, как, например, европейским ученым Нового времени, защищать свободу научного исследования от контроля Церкви. Такой необходимости не было. В России Церковь не контролировала Академию наук. Хотя бы потому, что там заседали в основном немцы, по вероисповеданию лютеране.

Ломоносов был озабочен утверждением авторитета научных занятий, их престижа, в России того времени еще очень невысокого. Поэтому, в частности, он выступал с публичными лекциями на естественнонаучные темы, построенными по всем правилам ораторского искусства: «Слово о пользе химии», «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее», «Слово о рождении металлов от трясения земли» и другие. Они были рассчитаны на слушателя, не обладающего специальными знаниями. И в этих речах Ломоносов окружал научные занятия ореолом святости. Одно из них так и начинается: «Испытание натуры трудно, слушатели, однако приятно, полезно, свято…»

Наука и религия, по Ломоносову, не находятся в конфликтных отношениях. Он против этого всегда возражал, как, например, в речи «Явление Венеры на Солнце в 1761 году»:

«Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего родителя: никогда между собою в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклеплет».

При этом для Ломоносова было характерно представление о принципиальной ограниченности научного и вообще человеческого знания, которое для восполнения нуждается в Откровении. Об этом идет речь в его известной духовной оде «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

Ломоносов в химической лаборатории Линогравюра Н. Г. Наговицына, 1958 г. Ломоносов в химической лаборатории Линогравюра Н. Г. Наговицына, 1958 г.

Читайте также:  Анабарский щит форма рельефа полезные ископаемые

– Надо сказать, что это достаточно традиционные для ученых того времени воззрения.

– Да, конечно, Ломоносов не был тут особенно оригинален. Но здесь важно то, что было внутренним побудительным мотивом заниматься науками для самого Ломоносова. Наука интересовала его, прежде всего, в прикладном аспекте, для пользы России. Например, поскольку в России в 1740-е годы не было химической лаборатории, он был вынужден заниматься теоретической химией. Ломоносов стал основоположником физической химии, потом добился создания химической лаборатории и стал заниматься химическими опытами. На вершине своей научной деятельности он занимался практическими проблемами: геология, география, проекты освоения северного морского пути, опыты с электричеством и много другое. Например, изобретение «ночезрительной трубы» (сейчас бы мы сказали, что это прибор ночного видения). У него есть специальная статья о ней, где вставлено высказывание богословского характера: «Многое сокрывает в настоящем Премудрый Бог».

– Зачем же это тогда открывать, если Премудрый Бог скрывает?

– Если «сокрывает в настоящем», это не значит, что не откроет в будущем. Если же ученые сейчас что-то открыли, значит, пришло время, значит, такова воля Божия, помимо которой ничего в мире не совершается. Вполне благочестивое рассуждение.

Ломоносов не был деистом. Приписывать ему деистические взгляды стали с начала ХХ века

– В советское время писали, что Ломоносов был деистом. Это правда?

– Неправда. Приписывать Ломоносову деистические взгляды стали с начала ХХ века, в предреволюционное время, а раньше это никому и в голову не приходило. Да и в советское время, когда это мнение популяризировалось, не все авторы его поддерживали.

Если Ломоносов верил в Христа, в вочеловечение Сына Божия, как он мог быть деистом, то есть отрицать возможность вмешательства Творца в ход истории тварного мира? Пишут иногда о разновидности «христианских деистов» (так, кажется, называли себя некоторые английские мыслители), но общим признаком всех деистов считается, что они не признают и отрицают значимость Откровения. Ломоносов же как раз и полагал, что человеческое (научное) знание принципиально ограничено и ответы на самые важные вопросы о творении и Творце можно получить только в Откровении. Он не раз повторял эту мысль – и в стихах, и в прозе.

Его «Вечернее размышление о Божием величестве» заканчивается ироническим обращением к ученым коллегам, по-разному объясняющим природу северного сияния:

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик Творец?

«Посмеяния достойны люди, кои… дерзают по физике изъяснять непонятные чудеса Божии»

Научные ответы на первые три вопроса, по Ломоносову, могут быть только гипотезами, а последний и вовсе должен привести ученых к молчанию, поскольку находится в ведении не науки, а Откровения, здесь только оно и может восполнить несовершенство человеческого знания.

В сочинении «О слоях земных» он специально ополчался против вмешательства науки в не подлежащую ее ведению область:

«Посмеяния достойны таковые люди, кои, подобно как некоторые католицкие философы, дерзают по физике изъяснять непонятные чудеса Божии и самые страшные Таинства христианские».

«Ломоносов относился к России как к богоизбранной стране»

Екатерина II с княгиней Дашковой и другими вельможами в кабинете Ломоносова в 1764 году. Художник: А.Д. Кившенко Екатерина II с княгиней Дашковой и другими вельможами в кабинете Ломоносова в 1764 году. Художник: А.Д. Кившенко

– Каково было отношение Ломоносова к монархии и самодержавию? Как в целом можно охарактеризовать его воззрения на русскую историю?

– Начнем с истории. Самый большой исторический труд Ломоносова называется «Древняя российская история». Введение к нему начинается такими словами:

«Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесенные войны рассудит, в великое удивление придет, что по толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул. <…> Каждому несчастию последовало благополучие большее прежнего, каждому упадку высшее восстановление; и к ободрению утомленного народа некоторым Божественным Промыслом воздвигнуты были бодрые государи».

Отсюда видно, что Ломоносов относится к России как к особой, богоизбранной стране. Это средневековое представление, в котором он тоже не был оригинален. Ведь Россия в то время – единственное православное государство. Об особом благоволении Божием к России он говорит не только в процитированном мной отрывке, но и в других сочинениях. В похвальных одах, например, многократно, хотя это можно списать на поэтическое преувеличение.

Что же касается отношения Ломоносова к монархии, то у него есть две речи политического содержания: это «Слово похвальное Петру Великому», которое было произнесено в Петербурге в тот день, когда в Москве открывался университет, и «Слово похвальное Императрице Елизавете Петровне». В последнем Ломоносов выражает восхищение, что Россия

«единым языком едину веру исповедует и, единою благочестивейшею Самодержицею управляема, великий в ней пример к утверждению в Православии видит».

Представление, которое окончательно сформируется у Карамзина, что Россия от разномыслия погибала, а единодержавием укреплялась, присутствует уже у Ломоносова.

В нем вообще было немало напоминающего человека допетровской Руси. Проиллюстрирую это одним примером.

У Ломоносова были конфликты с Александром Петровичем Сумароковым. Наряду с Ломоносовым и Василием Кирилловичем Тредиаковским это один из создателей новой русской литературы. Кстати, Тредиаковский и Ломоносов стали первыми русскими академиками Петербургской Академии наук, причем в один и тот же день. Тредиаковский стал профессором российской и латинской словесности, Ломоносов – профессором химии. А Сумароков был дворянин, талантливый литератор, поэт и драматург, но не человек науки.

Однажды, когда граф Шувалов пытался помирить Ломоносова с Сумароковым, тот ему написал большое, очень известное и часто цитируемое письмо, одну фразу из которого очень любил Пушкин:

«Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у Самого Господа Бога, Который мне дал смысл, пока разве отнимет».

Но в этом же письме Ломоносов объясняет, что ему с Сумароковым общаться незачем, поскольку он «…только всех бранит, себя хвалит и бедное свое рифмачество выше всего человеческого знания ставит». Пушкин, цитируя эти слова, вступался за Сумарокова, «страстного к своему искусству». Его огорчало, что поэзия для Ломоносова – это лишь «бедное рифмачество». Представление об искусстве как самодовлеющей ценности Ломоносову было чуждо. И в том же письме читаем:

«По разным наукам у меня столько дела, что я отказался от всех компаний; жена и дочь моя привыкли сидеть дома и не желают с комедиантами обхождения».

«С комедиантами» – это намек на связь Сумарокова с театром: он был первым директором первого русского драматического театра, лучшим драматургом своего времени. Ломоносов и сам был автор двух трагедий, но ввести в дом театрального человека, как видно, считал затруднительным.

– Каковы религиозные мотивы в поэзии Ломоносова? И какие выводы о его мировоззрении мы можем сделать из анализа его стихотворений?

– Ломоносов при жизни издал два сборника стихотворений: в 1751 и 1757 годах. В этих сборниках только три раздела: первый – «Оды духовные», второй – «Оды похвальные», третий – «Похвальные надписи». Оды духовные – это 10 стихотворений: семь переложений псалмов, «Ода, выбранная из Иова» и два оригинальных стихотворения – «Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». К ним еще прибавляют незавершенное и не опубликованное при жизни Ломоносова переложение 103-го псалма.

Читайте также:  Полезные ископаемые севера и юга европы

Основные темы духовных од Ломоносова – это не вопросы мироустройства, как можно было бы ожидать от ученого-естественника. В них во всех есть одна сквозная тема – о страдающем праведнике и торжествующих грешниках.

Счастлива жизнь моих врагов!
Но те светлее веселятся,
Ни бурь, ни громов не боятся,
Которым Вышний Сам покров.

Ломоносов обладал властным и неуживчивым характером, в Академии наук у него было много врагов. Давно обращается внимание на автобиографический подтекст в его переложениях псалмов. Тема праведного и грешного путей в жизни, за которые Бог рано или поздно воздаст человеку, одна из главных в этих стихотворениях Ломоносова.

Господь на праведных взирает
И их в пути своем хранит;
От грешных взор Свой отвращает
И злобный путь их погубит.

Другая тема ломоносовской поэзии – устройство Божиего мира и проблемы его познания, ограниченность знаний человека. Связующим звеном между переложениями псалмов и двумя «Размышлениями о Божием величестве» является «Ода, выбранная из Иова». В ней заключено выборочное переложение речи Бога к Иову из заключительных глав библейской книги. Мораль своего переложения Ломоносов подводит в заключительной строфе, уже непосредственно от себя, от автора, обращаясь к «ропщущему в горести» человеку:

Сие, о смертный, рассуждая,
Представь Зиждителеву власть,
Святую волю почитая,
Имей свою в терпеньи часть.

Он всё на пользу нашу строит,
Казнит кого или покоит.
В надежде тяготу сноси
И без роптания проси.

Это не доказательство того тезиса, который потом будет высмеивать Вольтер («Все к лучшему в этом лучшем из миров»), а утверждение мысли об участии Бога в жизни человека – об активном участии: именно Он «строит, казнит, покоит». А завершается строфа призывом к молитве: «И без роптания проси». Бога деистов не имело бы смысла о чем-то просить.

Следующее же в разделе «Оды духовные» стихотворение – «Утреннее размышление о Божием величестве» – и завершается молитвой, то есть Ломоносов словно показывает на собственном примере, как нужно «без роптания просить»:

Творец! Покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи,
И, на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь.

В духовных одах Ломоносова картина мира полемична по отношению к картине мира деистов. В них как раз подчеркивается активное участие Бога в жизни человека.

Два разных культа Ломоносова

Императорский Московский университет Императорский Московский университет

– Когда возник Московский университет, в нем было три факультета: философский, юридический и медицинский. А почему не было богословского факультета, который, как правило, всегда был в европейских университетах?

– Потому что были Московская духовная академия, Славяно-греко-латинская академия.

– То есть не было необходимости в таком факультете?

– Конечно, поскольку Московский университет – светское учебное заведение.

– Но в зарубежных светских учебных заведениях были теологические факультеты.

– Там своя история. Собственно, европейские университеты возникали не как светские учебные заведения. Потом они трансформировались, но в силу традиции богословские факультеты там сохранились. А у нас богословием должны были заниматься духовные лица, а не просто светски образованные люди.

– А почему именно философский факультет возник в университете в числе первых?

– Под философией понимался весь спектр наук, в частности физика. И потом, надо сказать несколько слов об участии Ломоносова в создании Московского университета. Его имени в документах об основании университета нет. Основательницей университета является императрица Елизавета Петровна, а главным действующим лицом при его основании был граф Шувалов – первый куратор университета. Ломоносов же был советчиком, с советами которого далеко не всегда считались.

– Когда университет назвали именем Ломоносова?

– В советское время. До этого он назывался Императорский Московский университет.

– Можно сказать, что в советское время был культ Ломоносова?

– Совершенно верно. Но культ Ломоносова сложился еще в царской России, и сформировался он как устойчивый биографический миф уже к началу XIX века. Основные черты этого мифа сводятся к тому, что у нас простой крестьянин может стать ученым и академиком, если он, подобно Ломоносову, талантлив и является образцовым верноподданным и образцовым православным. Политический аспект этого мифа высмеивал Салтыков-Щедрин в «Современной идиллии», где один из героев говорит: «Ломоносов был простой рыбак, а умер статским советником! Но так как судьба не допустила меня до высших должностей, то я решился сделаться тапером».

– А почему это миф?

– Миф – это не обязательно неправда. Миф, в частности, может существовать как система представлений о легендарной личности. Дореволюционный миф о Ломоносове – это верноподданнический миф.

И в целом он более адекватен, чем позднее возникший советский миф. Правда, его предшественником – тоже в XIX веке еще – стал революционно-демократический миф о Ломоносове. Он выражен, например, в стихотворении Некрасова «Школьник». Все помнят эти строки:

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.

А вывод-то какой:

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, –
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Владимир Леонидович Коровин Владимир Леонидович Коровин

Здесь речь идет о том, что русский человек вопреки лицемерной заботе власть имущих достигнет таких же высот, как Ломоносов достиг просвещения, преодолевая все препятствия по своей и Божьей воле. Только Бог ему помогал, а не обстоятельства, не Церковь, не монархия, не императрица Елизавета Петровна и не граф Шувалов.

А в советское время культ Ломоносова устанавливается в особенности в послевоенное время. Это связано с вознесением его научных заслуг перед современными ему европейскими учеными, хотя их и преувеличивать-то не надо – они и так достаточно велики. Но вопрос о приоритете Ломоносова в ряде научных открытий – это отдельная тема.

– Пушкин сказал о Ломоносове, что «он сам был наш первый университет».

– Полностью это звучит так:

«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом».

Эти слова – из поздней статьи Пушкина под названием «Путешествие из Москвы в Петербург». Здесь находится самое развернутое и как бы итоговое высказывание Пушкина о Ломоносове. Надо сказать, что к его поэзии Пушкин относился не очень восхищенно, в особенности порицая торжественные оды, но для духовных од делал исключение и писал, что «они навсегда останутся вечными памятниками российской словесности».

Независимость, умение заниматься своим делом вопреки недоброжелателям – это восхищало Пушкина в Ломоносове

Прежде же всего он восхищался Ломоносовым как человеком, его поведением при дворе, где он «дирал за уши пажей», да и вообще его судьбой. Независимость, самостоятельность, умение заниматься своим делом вопреки недоброжелателям – вот что восхищало Пушкина в Ломоносове.

Судьба Ломоносова вдохновила Пушкина на сочинение одного стихотворения, хотя имени его там не названо. Стихотворение небольшое, называется «Отрок», приведу его полностью:

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.

Источник