Использование водных объектов при добыче полезных ископаемых

Расположение россыпных месторождений в долинах рек осложняет их освоение в части охраны водных объектов от загрязнения и истощения биоресурсов. Основные требования по рациональному использованию и охране поверхностных вод сведены в Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ.

Что касается россыпных месторождений, то Водный кодекс (ВК) выделяет два элемента этой среды: водный объект и водоохранная зона.

Согласно статье 1 Водного кодекса, водным объектом является «природный или искусственный водоём, водоток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима». Это несколько мудрёное определение поясняется статьей 4: «…поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии». Береговая линия определяется по среднемноголетнему уровню воды в водном объекте в теплый период года. То есть полезное ископаемое, расположенное под водой, также входит в водный объект.

Водоохранными зонами (второй элемент среды), согласно статье 65 Водного кодекса, «…являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, … водных объектов, …а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов…». Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока (ст. 65 п.4 ВК): до 10 км — 50 м; от 10 до 50 км — 100 м; от 50 км и более — 200 м.

Как правило, основные запасы россыпных месторождений полезных ископаемых расположены под руслами рек и ручьев и в водоохранных зонах (то есть в водных объектах).

В п. 2 статьи 11, касающейся «водных объектов», указывается, что «…на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, …водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для (различных целей и в том числе): 6) разведки и добычи полезных ископаемых…».

Решение о предоставлении водных объектов в пользование принимается исполнительными органами государственной власти. Такое решение для разработки россыпных месторождений в водных объектах принимают министерства природных ресурсов областей, краев и республик.

Правила ведения хозяйственной деятельности в водоохранных зонах отражены в статье 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы — Водный кодекс РФ. Вопрос, касающийся возможности ведения горных работ в водоохранных зонах, отражен в п. 15 п.п. 8 данной статьи. Согласно п. 15, в водоохранных зонах запрещается: «8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах»). (п. 8 введен Федеральным законом от 21.10.2013 №282-ФЗ)».

К общераспространенным полезным ископаемым в данном случае относится песчано-гравийная смесь (ПГС).

Формулировка подпункта 8 выглядит не совсем логично: добывать ПГС в водоохранных зонах запрещается, а другие полезные ископаемые можно. Но если при добыче других полезных ископаемых попутно извлекается ПГС, то это не запрещается.

Однако в подпункте 8 отмечается еще одно условие — добыча иных видов полезных ископаемых разрешается «…в границах предоставленных им (пользователям недр) в соответствии с законодательством Российской Федерации в недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьёй 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1».

Несмотря на отсутствие явного запрета на добычу полезных ископаемых в водных объектах и в водоохранных зонах, в Водном кодексе РФ именно на основании статьи 65 региональные министерства природных ресурсов зачастую запрещают ведение горных работ на указанных площадях, хотя запасы на них утверждены в законном порядке и выданы лицензии.

Согласно существующим требованиям технический проект на отработку месторождений полезных ископаемых можно разрабатывать только при наличии утвержденных запасов и лицензии на право пользования недрами у недропользователя. Запасы же полезных ископаемых утверждаются либо на федеральном уровне в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), либо на региональном уровне в территориальных комиссиях.

Утверждаются запасы на основании технико-экономических обоснований (ТЭО) кондиций для подсчета запасов. ТЭО в обязательном порядке включает раздел «Экологическое обоснование кондиций», в котором оценивается воздействие будущих горных работ на окружающую среду и рассчитываются затраты на выполнение природоохранных мероприятий.

Чтобы получить решение о предоставлении водного объекта в пользование (см. постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»), в министерство природных ресурсов требуется подать ряд документов, в том числе:

– информацию о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях — «…мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источника средств, необходимых для их реализации».

Министерство природных ресурсов (исполнительный орган субъекта РФ) в срок не более 30 дней «… рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами (Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, пост. Правительства РФ от 30.12.2006 г. №844), с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства, выполняет расчет параметров водопользования, определяет условия использования водного объекта и обеспечивает согласование условий водопользования с Федеральным агентством по рыболовству — в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения».

Федеральное агентство по рыболовству оценивает ущерб водным биологическим ресурсам. Для оценки ущерба недропользователь обязан предоставить сведения, обоснованные расчетами, о степени загрязнения водотока в результате ведения горных работ в водном объекте и продолжительности периода, при котором концентрация твердых взвесей в контрольном створе будет превышать этот показатель в фоновом створе. Особенно сложно выполнить требования по охране водотоков для рек высшей и первой категории рыбохозяйственного значения, где превышение концентрации твердых взвесей в контрольном створе над фоновым допускается не более чем 0,25 мг/л.

На территории Сибири и Дальнего Востока многие, даже крупные водотоки, не имеют поверхностного стока в течении 3–5 месяцев. Именно в этот период можно с наименьшим ущербом для окружающей среды вынуть золотосодержащий пласт песков, вывезти пески за пределы водоохранной зоны, а с наступлением тепла промыть их и извлечь золото. После выемки песков до появления стока дно нового русла планируется, его сечению придается устойчивая к размыванию форма, а поверхность уплотняется тяжелой гусеничной техникой для уменьшения так называемого «активного» слоя грунта, из которого будут вымываться и переходить в муть тонкие фракции.

Согласно расчетам и наблюдениям, повышение мутности в контрольном створе обычно наблюдается до пика весеннего половодья. Для большинства северных рек продолжительность этого периода составляет около 30 суток.

Именно такой подход был использован для выемки алмазоносных песков под руслом реки Верхнее Молодо (левый приток реки Лены) со средней шириной 90 м. Работы ведутся с 2005 года по проекту АО «Иргиредмет». Для добычи песков под не полностью промерзающими плесами, длина которых достигает 3–4 км, предложен и запатентован способ, предусматривающий откачку воды из плесов [1]. Общая протяженность участка реки с промышленными запасами алмазов — более 40 км.

На рис. 1, 2 и 3 представлены фрагменты данной технологии горных работ.

В настоящее время АО «Иргиредмет» подготовило материалы с соблюдением всех описанных выше требований для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в Республике Бурятия для одной из золотодобывающих артелей. Ширина реки — 70 м, отметка над уровнем моря — 1050 м, поверхностный сток отсутствует с середины декабря до середины апреля, ширина водоохранной зоны — 200 м.

Ихтиологи отметили интересный факт, что при искусственном изменении конструкции дна реки и берегов с учетом создания благоприятных условий для нереста рыбы и ее обитания поголовье рыбы кратно увеличивается. Так, В. Н. Леман приводит яркий пример положительного влияния вмешательства человека на продуктивность реки — «увеличение численности кижуча в 24 раза на одной из рек Британской Колумбии после размещения на участке русла валунов»  [2].

То есть, возможно, что изменение строения русла реки после ведения горных работ и создания благоприятных для рыбного поголовья сооружений приведет не к ущербу для водотока, а к пользе. При проектировании искусственного русла реки после завершения добычных работ желательно привлекать ихтиологов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пат. 2299328 Российская Федерация, МПК  Е21С 50/00. Способ разработки россыпных месторождений под плёсами рек, расположенных в районах распространения многолетней мерзлоты. Пятаков В.Г., Косов В.М., Кычкин В.Р., Николаев М.В., Беркутов В.В.; патентообладатели: АО «Иргиредмет» и ОАО «Нижне-Ленское». — №2005127243/03; заявл. 30.08.2005; опубл. 20.05.2007. Бюл. №14.

2.Леман В.Н., Лошкарёва А.А. Справочное пособие по природоохранным и мелиоративным мероприятиям при производстве строительных и иных работ в бассейнах лососевых нерестовых рек Камчатки. — М.: Товарищество научных издательств КМК, 2009. — 193 с.

-40+8

Просмотров статьи: 8121, комментариев: 25       

  • Содержание сайта
  • Комментарии
  • Главная страница

Источник

Статья 52 ВК РФ. Использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых

Комментарий к статье 52 ВК РФ:

1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей и регулирует порядок использования водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых. Первая часть содержит норму, отсылающую к иным статьям комментируемого Закона, а также к законодательству Российской Федерации о недрах. Это обусловлено тем, что данная деятельность регулируется многими законами и подзаконными актами. Вторая часть комментируемой статьи посвящена вопросам добычи торфа и других полезных ископаемых, залегающих на территориях, покрытых болотами. В ней содержится важное положение об обязанности рекультивации болота или его части после окончания его использования в целях добычи полезных ископаемых.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основной ее целью является установление правовых основ осуществления использования водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых, в качестве дополнительной цели можно указать охрану водных объектов, в частности болот, от истощения и т.п.

Сфера действия комментируемой статьи распространяется на отношения, возникающие при использовании водных объектов для добычи и разведки полезных ископаемых, таким образом, в нее включаются как отношения водопользования, так и недропользования.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Адресатами статьи являются лица, использующие водные объекты для разведки и добычи полезных ископаемых, контрольно-надзорные и правоохранительные органы, суды.

3. Основные понятия. К ним относятся: “водный объект”, “полезные ископаемые”, “разведка полезных ископаемых”, “добыча полезных ископаемых”, “торф”, “болото”, “режим водного объекта”, “материал техногенного происхождения”, “рекультивация”, “обводнение”, “искусственное заболачивание”.

3.1. Водный объект – см. комментарий к ст. 1.

3.2. Полезные ископаемые – это минеральное сырье, природные минеральные образования земной коры неорганического и органического происхождения, которые могут быть эффективно использованы в сфере материального производства. По физическому состоянию полезные ископаемые делятся на твердые (угли ископаемые, руды, нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (газы природные, горючие и инертные газы) <353>.

——————————–
<353> https://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Полезные%20ископаемые

3.3. Разведка полезных ископаемых. Это совокупность работ для выявления и геолого-экономической оценки запасов минерального сырья в недрах. Состоит из трех главных стадий: предварительной, детальной и эксплуатационной <354>.

——————————–
<354> https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/250194

3.4. Добыча полезных ископаемых – это процессы извлечения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых из недр Земли с помощью технических средств <355>.

——————————–
<355> https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geolog/1802

3.5. Торф – горючее полезное ископаемое, образующееся в процессе естественного отмирания и неполного распада болотных растений в условиях избыточного увлажнения и затрудненного доступа воздуха. Торф представляет собой продукт первой стадии углеобразовательного процесса. Торф используется в качестве удобрения, топлива, сырья химической промышленности <356>.

——————————–
<356> https:// slovari.yandex.ru/ C,PsCbC”/ P-CГC,PuCГC,PIPuPSPSC.

——————————–
<357> https://slovari.yandex.ru/~книги/Естественные%20науки/Болото

3.7. Режим водного объекта (водный режим) – см. комментарий к ст. 1.

3.8. Материал техногенного происхождения. К ним относятся материалы, имеющие неорганическое происхождение, созданные человеком в процессе осуществления различных видов деятельности.

3.9. Материалы естественного происхождения – это материалы органического происхождения, образующиеся без участия человека.

3.10. Рекультивация – искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы (например, открытые горные выработки). При рекультивации земель различают два этапа: рекультивацию техническую и рекультивацию биологическую <358>.

——————————–
<358> https://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/926

3.11. Обводнение – совокупность гидротехнических мероприятий по обеспечению водой безводных и маловодных районов для культурно-бытовых и хозяйственных целей <359>. Например, выработанные торфяники, возникшие после подземных разработок, часто заполняют водой и превращают в пруды.

——————————–
<359> https:// slovari.yandex.ru/ обводнение/ Естественные%20науки/ Обводнение

3.12. Искусственное заболачивание.

Заболачивание в широком смысле – это процесс образования болота на переувлажненных участках земной поверхности вследствие затрудненного стока, подъема уровня подземных вод или изменения режима испарения <360>.

——————————–
<360> https:// slovari.yandex.ru/ %20заболачивание/ Естественные%20науки/ Заболачивание

Под искусственным заболачиванием следует понимать образование болот в результате специальной деятельности человека.

4. Порядок и основания использования водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых. Согласно части 1 комментируемой статьи использование водных объектов для указанных целей осуществляется в соответствии с комментируемым Законом, а также законодательством Российской Федерации о недрах.

Здесь в первую очередь следует обратить внимание на то, что в процессе осуществления добычи и разведки полезны ископаемых водные объекты могут подвергаться негативному воздействию, поэтому при ведении такой деятельности должны соблюдаться нормы по охране водных объектов, установленные Водным кодексом РФ. Отметим, что согласно статье 1 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах” отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Особого внимания также заслуживает статья 11 комментируемого Закона, регулирующая порядок предоставления водных объектов в пользование (осуществляемое на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование).

Согласно пункту 6 ч. 2 этой статьи водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. При этом согласно части 3 ст. 11 не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек (см. комментарий к ст. 11).

Говоря о подземных водных объектах, отметим, что они включаются в предмет отношений, регулируемых как комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 5) – охране подземных водных объектов посвящена ст. 59, – так и законодательством Российской Федерации о недрах. Так, согласно преамбуле Федерального закона “О недрах” сфера его действия распространяется, в частности, на отношения, возникающие в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

5. Особенности использования болот в целях добычи торфа и других полезных ископаемых. Согласно части 2 комментируемой статьи в процессе добычи торфа и других полезных ископаемых в результате полной или частичной выработки торфа, полной или частичной замены его материалами естественного или техногенного происхождения, в том числе подстилающими болото отложениями, болото либо его часть может утрачивать режим водного объекта. Также в этой части закреплена обязанность лиц, занимающихся добычей полезных ископаемых, после окончания использования болота или его части провести рекультивацию данного объекта, которая должна быть выполнена преимущественно путем обводнения и искусственного заболачивания.

Одной из основных целей рекультивации болот является предотвращение торфяных пожаров, которые являются видом лесных пожаров, при которых горит слой торфа и корни деревьев. Лесные пожары подразделяют на верховые, низовые и почвенные (торфяные). Пожар распространяется со скоростью до нескольких метров в сутки. Часто торфяные пожары представляют собой стадию развития низовых пожаров, либо переходят в низовой пожар при раздувании их ветром. При выгорании почвы под деревьями последние беспорядочно падают.

Торф может самовозгораться, если его влажность меньше 40%. В период массовых пожаров 2010 г. влажность торфа оценивалась в 28 – 30%.

По мнению специалистов, обводнение ранее осушенных торфяников способно предотвратить их дальнейшее возгорание. Заместитель директора Государственного гидрологического института В. Вуглинский предлагает ликвидировать ранее выкопанные дренажные канавы и мелиоративную сеть. Заместитель декана почвоведения МГУ В. Гончаров считает, что требуется перенять западный опыт по двустороннему регулированию водного режима (в зависимости от наличия засухи или обилия влаги пропускать нужное количество воды, чтобы избегать высыхания или затопления земель). По его данным, в Голландии таким образом регулируется влажность 80% торфяных земель, а в Финляндии – 100% <361>.

——————————–
<361> См.: https://www.kartravel.ru/oxota.html.

Также отметим, что болота как ценный природный объект подлежат особым мерам правовой охраны. В частности, согласно статье 57 комментируемого Закона загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются. Осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод (см. комментарий к ст. 57).

6. Связь предписаний статьи с иными нормами. Как отмечает О.Л. Дубовик, нормы комментируемой статьи непосредственно связаны с нормами следующих статей главы 6 “Охрана водных объектов”:

– статей 1 и 5, в которых даны основные понятия и определены виды водных объектов;

– статьи 11, устанавливающей, что для разведки и добычи полезных ископаемых требуется решение о предоставлении водного объекта в пользование, и, соответственно, с другими нормами, регулирующими содержание и порядок принятия такого решения;

– статьи 35, устанавливающей нормативы воздействия на водные объекты;

– статьи 39, регламентирующей права и обязанности собственников водных объектов и водопользователей;

– статьи 57, регламентирующей охрану болот; и некоторыми иными статьями.

7. Трудности применения. Они в первую очередь связаны с отсылочным характером нормы и заключаются в необходимости поиска соответствующих предписаний как в комментируемом законе, так и в законодательстве Российской Федерации о недрах.

8. Статистическая справка. По заявлению заместителя главы Правительства Московской области Н. Пищева, на обводнение и строительство основных гидротехнических сооружений и другие работы в 2012 – 2013 годах Подмосковью требуется 200,5 млрд. рублей. И это пока предварительные цифры.

По его словам, всего до 2013 года нужно обводнить 65 тыс. га торфяников. Пока обводнено 6 тысяч га, в этом году предстоит обводнить 22 тысячи га <362>.

——————————–
<362> См.: https:// www.mk.ru/ social/ article/ 2011/ 05/ 27/ 592877-rossiya-opyat-igraet-s-ognem.html.

Источник