Ислам для детей полезное для детей
Ислам детям | Дети в Исламе
Развитие и воспитание детей в Исламе.
Формирование у детей навыков вежливого общения и поведения. Семейная педагогика.Исламские познавательные мультфильмы,сказки,притчи,интересные исламские рассказы и истории о жизни пророка,сподвижников,ученых,последователей Ислама,фильмы для детей и родителей.
Мусульманские истории и поучительные рассказы
История,культура,традиции-все знания, полученные нашими детьми от родителей, родных и близких, будут сопровождать их в будущем.
Бисмиллах( بِسْمِ ٱللَّٰهِ), говорят мусульмане, начиная любое дело. С Бисмиллах начинается любая молитва, без Бисмиллах не садятся за стол. Бисмиллах переводится как «Во имя Аллаха!»,…
Исламский мультфильм “Аманат” повествует поучительную историю,которая будет полезна для юных зрителей. Отправляясь в далекое путешествие,юноша по имени Рашид, оставляет на хранение свои вещи, деньги и…
Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым, а Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют?…
Когда увидишь, что друг твой общается с твоим врагом, не следует обижаться. Ведь если он верный друг, то не допустит, чтобы тебе был вред от…
«Аллах возвышает степенью тех из вас, которые веруют, а также тех, которым даровано знаний на разные степени…» (сура «Аль-Муджадала», аят 11). В достоверном хадисе, говорится:…
Сидел однажды могущественный Сулейман на троне в окружении людей и пери, дивов и джиннов, птиц и животных, и из трепетного благоговения перед его несказанной мудростью…
Пророк Мухаммад мир ему и благословение сказал: «Если кто-либо из людей убьет даже воробья или кого-либо выше этого не по праву, то он непременно будет…
«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь» (Сура 4 «Ан-Ниса»,«Женщины», аят 86). — Ас-саляму алейкум!* —…
Жил-был один юноша, звали его Экбал. И рассудителен он был и расторопен, но не было у него никого на свете, и некому было за ним…
«Самый почтенный среди людей – благочестивый алим, приносящий пользу, когда будут необходимы его услуги, и достаточный для себя, когда не будет необходимости в нем». В…
Ислам – одна из самых массовых религий в мире. Всего на планете насчитывается порядка 1,8 млрд. приверженцев этой веры. Причем количество мусульман, так называют последователей ислама, продолжает увеличиваться. С чем же связан этот феномен, и в чем состоит притягательность ислама? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вникнуть в суть исламского учения, историю его зарождения и развития.
Основы ислама
По мнению мусульман, ислам – самая «правильная» религия в мире. Впрочем такой позиции по отношению к своей вере, наверняка придерживается последователь любой религии, будь то иудаизм, христианство или буддизм. Но мусульмане объясняют свою позицию тем, что ислам – самое молодое вероучение, возникло позже всех, а значит вобрало в себя самые последние истинные представления о боге и мироздании.
В качестве другого важнейшего аргумента, объясняющего популярность ислама, мусульмане указывают его простоту, понятность и доступность. И действительно, суть учения можно кратко изложить в виде пяти принципов, иначе называемых «столпами ислама»:
- Свидетельства веры «шахада». Для каждого мусульманина священными являются слова: «Нет бога на свете кроме Аллаха, а Мухаммад – пророк его». Люди, принявшие эти слова, и поверившие в них всем сердцем, считаются мусульманами. При этом не нужны ни свидетели, ни какой-то особый ритуал, как например, крещение в христианстве. Шахада является главной частью каждой мусульманской молитвы.
- Молитва «салят». Каждый мусульманин должен ежедневно совершать пять молитв, из них самая ранняя выполняется на рассвете, а самая поздняя — с наступлением ночи. В России эта религиозная практика больше известна как «намаз», но и «салят» и «намаз» в переводе означают молитву. Только первое слово — арабское, а второе — персидское. Намаз можно совершать в любом уединенном месте, где мусульманина застанет час молитвы. В мусульманских регионах о наступлении времени молитвы можно услышать из громкоговорителей, установленных на минаретах, высоких башнях, построенных при мечетях, мусульманских храмах.
- Религиозный налог «закят». В переводе с арабского это слово означает «очищение», тем самым подразумевая, что отдавая часть своих доходов общине, мусульманин избавляет себя от лишнего груза материальных благ. Средства от сбора налогов предназначены прежде всего для помощи нуждающимся. Богатство даруется богом, и обязанность богача – делиться результатами этого дара с окружающими — таков принцип ислама. Строго говоря налог не относится только к богачам, его обязан уплачивать каждый мусульманин, доходы или имущество, которого достигли определенных размеров. В качестве налога положено отдавать сороковую часть дохода.
- Соблюдение поста в священный месяц «Рамадан». В этот период мусульманин с особым усердием должен относиться к выполнению религиозных правил. Если уплата закята расценивается как очищение от излишков материального мира, то соблюдение поста предназначено для избавления тела от плотских желаний, а души от греховных мыслей.
- Совершение «хаджа». Под этим термином понимается посещение Каабы – главного исламского святилища, расположенного в Мекке. Согласно исламским нормам каждый правоверный мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить паломничество в Мекку. Значение этого города в исламской традиции настолько велико, что даже молитву мусульманин должен совершать, обращаясь лицом к Мекке.
Все основные исламские правила описаны в Коране – главной священной книге мусульман. Кроме того, значительная часть религиозных норм изложена в так называемой «сунне» – сборнике поучений, который составляли ближайшие сподвижники Мухаммада. Но не все мусульмане признают авторитет этих поучений, что является одной из причин раскола исламского мира на два направления: суннитов и шиитов. Чтобы понять суть этого противоречия, нужно немного погрузиться в историю ислама.
История ислама
Своим возникновением ислам обязан скромному жителю Аравии по имени Мухаммад. Этот человек жил в Мекке на рубеже VI-VII веков нашей эры. В то время большинство аравийских жителей были приверженцами многобожия, хотя вера в единого бога также имела место среди арабских племен. Мухаммад, в числе немногих, верил в единого бога и много времени уделял молитвам и размышлениям. Для этого он удалялся в пустынные места близ Мекки, где проводил в одиночестве по несколько дней.
Во время одного из таких уединений перед Мухаммадом предстал ангел, который поведал истину о боге и повелел передать эти слова другим людям. О своем общении с ангелом Мухаммад рассказал родственникам. И они стали первыми арабами, принявшими новую веру. Учение получило название «ислам», что означает покорность перед богом. Постепенно число сторонников Мухаммада ширилось, но в Мекке большинство горожан были против мусульман. Конфликт привел к тому, что Мухаммаду пришлось бежать в Медину, где он нашел более благоприятную почву для проповеднической деятельности. Произошло это в 622 году, и это год в исламе считается началом нового летоисчисления.
В Медине пророк создал первую мусульманскую общину, ставшую ядром будущего Арабского халифата – первого исламского государства. Ислам очень быстро распространился по Аравийскому полуострову. А после смерти Мухаммада правители халифата сумели подчинить и большую часть Азии.
Расширение Арабского халифата не означало, что ислам на покоренных территориях распространялся силой оружия. Местные жители не принуждались к новой вере. Большая часть народностей сохраняла традиционные верования. Обращение в ислам проходило добровольно, и этот процесс занял много веков.
Как и многие мировые религии, в своем развитии ислам не избежал расколов на различные течения. Сразу после смерти Мухаммада среди его ближайшего окружения возникли разногласия. Причиной конфликта стал вопрос власти. Одни считали, что новый халиф должен быть избран из наиболее авторитетных лидеров мусульманской общины, другие полагали, что власть должна принадлежать Али – двоюродному брату пророка, и его дальнейшим потомкам. Сторонники второй позиции утверждали, что еще при жизни Мухаммад дал понять, что именно Али должен стать его преемником.
В конечном итоге победили сторонники первой точки зрения. Али со временем все же стал халифом, но после недолгого правления был коварно убит врагами. С тех пор сторонников принадлежности власти Али и его потомкам, стали называть шиитами, от слова «шия» — приверженцы, партия. Шииты также не приняли сунну, посчитав ее искажением истинной веры. В результате шииты отделились от основного направления ислама, получившего название «суннизм».
Сегодня в мире сунниты составляют около 85% всех мусульман. Шиитское меньшинство представлено в основном в Иране, Ираке и Азербайджане. В России насчитывается порядка 15 млн. человек, исповедующих ислам. В основном это жители Северного Кавказа, Татарстана и Башкирии.
На жизнь детей до 3 лет самое большое влияние оказывают их родители и ближайшие родственники. Что же касается детей от 3 до 5 лет, то они начинают осознанно (используя речь) знакомиться со сверстникам и другими взрослыми, будь то в детском саду или на игровой площадке, и узнавать все больше и больше о том мире, в котором живут.
В процессе этого они могут начать сталкиваться с новыми идеями и мыслями, которые могут противоречить тому, что они знали об Аллахе и Исламе до сих пор. Поэтому особенно важно, чтобы родители продолжали воспитывать в детях правильное знание о понимание об Аллахе и Его религии в этом возрасте.
Возраст с 3 до 5 лет – период исследований и творчества, прикладного познания мира (используя руки, через активную деятельность) и экспериментов. Это идеальное время, чтобы привить детям необходимые знания об Исламе через веселые и активные занятия.
Продолжайте вместе регулярно слушать Коран, следовать ежедневным суннам, читать на ночь истории о Пророках, мир им, и т.п.
Поделки и творчество для познания Аллаха и Его посланника. Дети в этом возрасте учатся через руки, важно предоставить им какие-то занятия, через которые они получат представление о том материале, о котором вы рассказываете.
1.Придумывайте игры сами.
2 Усиливайте поминание Аллаха в речи.
Если случилась какая-то беда, пусть ребенок говорит: «Инна лиЛляхи уа инна илейхи раджиун» (Поистине, все мы принадлежим Аллаху и к нему наше возвращение). Не забывайте объяснять смысл этих слов, ведь в них величайший урок упования на Аллаха в любой ситуации и осознание того, что этот мир конечен, и что все мы умрем и будем воскрешены для отчета.
От саляфов также известно, что они обучали своих маленьких детей следующей фразе:
آمَنْت بِاَللَّهِ وَكَفَرْت بِالطَّاغُوتِ
«Аманту биЛляхи уа кафарту биттагут» (Я уверовал в Аллаха и проявил куфр в тагута).
3.Поделки и творчество для познания Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Если вы уже начали воспитывать в ребенке любовь к Пророку и желание быть похожим на него во всем, то надо усиливать эту любовь и это стремление. Потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не уверует ни один из вас до тех пор, пока не полюбит меня больше, чем своего отца, своих детей и все человечество». (Бухари)
Это занятие не на один день.
Следуйте сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Помимо того, что вы уже ввели в раннем возрасте, можете сейчас начать добавлять следующее:
– Приучите ребенка делать гусль, надевать чистую одежду, душиться миском и посещать вместе с папой молитву джума в мечети по пятницам.
– Обучите детей есть руками, тремя пальцами, как ел Пророк.
– Побуждайте их чаще улыбаться, ведь это сунна.
– Просите их помогать вам прибираться, особенно за самими собой, потому что Пророк помогал своей семье убирать по дому.
– Научите детей ухаживать за своей одеждой – вешать на вешалку или убирать на место, вовремя класть в корзину для стирки или сообщать о том, что она требует починки – т.к. Пророк сам чинил и ремонтировал свою одежду.
Обучение арабскому языку очень важно и входит в развитие в детях знания об Аллахе и Исламе, т.к. это ключ к чтению Корана. Когда ребенок выучит произношение всех букв, вы можете начать вместе заучивать короткие суры. Можно начать и не зная букв, но тогда обращайте внимание на произношение ребенка, чтобы потом ему не пришлось переучивать заученное неправильно.
Пусть Ислам с раннего возраста станет неотъемлемой частью жизни вашего ребенка, и пусть занятия религией приносят ему удовольствие.
Только в таухиде и правильной акыде, рассказах о саляфах и поклонении мы сможем воспитание новое поколение мусульман, которое изменит положение нашей уммы и вернет ей былую мощь и славу.
Подготовлено по материалам Sestram.com
Попробуйте спросить своего или знакомого вам ребёнка, предоставленного самому себе:
– Что ты делаешь?
– Я играю.
Это типичный ответ маленького ребёнка, обозначающий самые разнообразные его занятия: насыпание песка в ведёрко, бросание мяча, возню с приятелем, приготовление кукольного обеда и пр.
Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир.
Давайте будем прилагать все усилия, чтобы наши дети строили свой собственный мир в рамках нашей религии и посредством игры получали исламские знания. Ведь игра служит прекрасным способом для наилучшего запоминания всякого рода информации, причём не только для детей, но и для взрослых.
Это не противоречит сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), так как хорошо известно, что он придавал значение играм детей и, когда было время, с удовольствием играл с ними. Он говорил, наставляя мусульман: «Тот, у кого есть дети, пусть обязательно играется с ними, как ребёнок», – и советовал им любить, веселить и радовать детей, заниматься с ними бегом, борьбой, поощрял к этому своих внуков и других детей.
Именно поэтому в цикле статей «Копилка детских исламских игр» мне хотелось бы поделиться со всеми читателями своими задумками в области игр для детей и взрослых, которые можно применять как в кругу семьи, так и на различных массовых мероприятиях. Не забывайте обсуждать игры и полученные или закрепляемые в них знания. Итак, приступим…
Съедобное-несъедобное, халяль и харам
1. Игроки садятся рядом друг с дружкой.
2. Ведущий по очереди кидает мяч игрокам, произнося слова.
3. Если произнесённое слово означает съедобный предмет (например: конфета, апельсин), то игрок должен поймать мяч. Если он его не ловит, то становится ведущим.
4. Если произнесённое слово означает несъедобный предмет (например: стул, карандаш), то игрок не должен прикасаться к мячу руками (чтобы не было споров). Если он его ловит или просто прикасается руками, то становится ведущим.
5. Обязательно, играя в эту игру, называйте то, что явно нельзя мусульманам (свинина, пиво, вино и т. п.), и то, что очень рекомендуется (Зам-зам, тмин, мёд, молоко и т. п.).
6. Как вариант игры можно сыграть в игру «Напитки: можно и нельзя».
7. Не забудьте обсудить с ребёнком результаты игры.
Составляем рассказ о…
1. Участники игры садятся в круг и начинают передавать мяч (или любой другой приятный предмет) из рук в руки. Притом при каждом передвижении мяча от одного участника к другому необходимо добавлять одно предложение по заданной теме.
Например, тема «История Пророка Адама (мир ему)».
1 участник: Пророк Адам (мир ему) – первый пророк.
2 участник: Его создал Аллах.
3 участник: Аллах научил его всем словам.
И т. д.
Таким образом, составляется рассказ по заданной теме.
Тему можно выбрать совершенно любую:
– Составляем рассказ о столпах Ислама.
– Составляем рассказ о столпах имана.
– Составляем рассказ о жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
– Составляем рассказ о ниспосылании Корана.
– Составляем рассказ о жизни сподвижника (любого).
– И т. д.
Совет! Если просить участников не просто добавлять одно предложение, а повторять предложения предыдущих участников, тогда это прекрасно разовьёт у детей память, и рассказ по теме запомнится намного быстрее.
Море волнуется раз…
1. Выбирается ведущий.
2. Ведущий отворачивается от остальных игроков и произносит считалочку (пока он говорит, все игроки хаотично двигаются):
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура – на месте замри!
3. Игроки замирают, изображая «морские» фигуры. Ведущий подходит к любому игроку, дотрагивается до него рукой – игрок изображает, кого именно он показывает. Задача ведущего – отгадать, что это за фигура.
4. Если игрок изображает непохоже, он становится ведущим на следующий этап.
5. Можно ввести усложнение к правилам: если какой-нибудь игрок шевелится или смеётся во время «выступления» другого, то он становится ведущим.
6. Для игры можно выбирать самые разные темы для отгадывания:
…Фигура намаза – на месте замри.
…Фигура омовения – на месте замри.
…Фигура столпа Ислама – на месте замри.
…Фигура столпа имана – на месте замри.
…и др.
Я знаю пять имён…
1. Игроки становятся в круг.
2. Первый игрок ладонью бьёт об землю мяч. При каждом ударе произносит очередное слово: «Я знаю пять имён мальчиков: Амир – раз, Карим – два, Ринат – три, Ахмет – четыре, Али – пять. Я знаю пять имён девочек: Амина – раз, Айша – два, Зайнаб – три, Рукият – четыре, Насима – пять. Я знаю пять имён мальчиков…». Если игрок ошибается или делает долгую паузу, мяч переходит к следующему. Когда мяч сделает круг, возвращается к первому участнику, игра для него возобновляется с того места, где он прервался, и так происходит со всеми игроками. Также можно называть имена по очереди.
3. Играя в эту игру, предложите ребёнку называть:
– 5 названий намазов;
– 5 имён Всевышнего Аллаха;
– 5 сур Священного Корана;
– 5 имён пророков;
– 5 имён сподвижников;
– 5 столпов Ислама;
– 6 столпов имана;
– 5 имён детей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение);
– 5 харфов (букв) арабского алфавита;
– и другое.
ВНИМАНИЕ! Мяч лучше не ударять о землю, проявляя уважение ко Всевышнему и Его творениям, а кидать его, например, вверх.
Пантомима по-мусульмански (или крокодил)
1. Заранее подготовьте список религиозных предписаний, каждый из которых написан на отдельном листе-записочке.
2. Записочки складываются в банку.
3. Один из игроков наугад берёт любую записку. Далее он только движениями должен показать остальным участникам игры, то что написано.
4. Игроки должны угадать, что именно показывает ведущий.
5. Первый отгадавший становится ведущим.
6. Помимо положений можно загадывать столпы Ислама, столпы имана, пророков и т. д.
Пример написанного:
«Не гневайся!»
«Начинай есть с именем Аллаха»
«Ешь правой рукой»
И т. д.
1–2 ас-саляму алейкум
1. Играют все игроки по цепочке. Надо считать по порядку от одного до бесконечности (сколько получится), но вместо чисел, которые оканчиваются на три или делятся на три, надо говорить «Ас-саляму алейкум». Т. е. первый игрок говорит «один», второй – «два», третий – «Ас-саляму алейкум», четвёртый – «четыре», пятый – «пять», шестой – «Ас-саляму алейкум», и т. д. Тот, кто ошибся, выбывает из игры, пока не останется один победитель.
2. В эту игру хорошо играть в детских группах, лагерях при начале или окончании занятий (так называемый этап «Приветствие» или этап «Прощание»). Она разовьёт внимание детей, а также поспособствует их сплочению.
3. Поговорите с детьми о мусульманском этикете приветствия и прощания.
11 вопросов
1. Ведущий загадывает одного из пророков Всевышнего Аллаха.
2. Играющие задают 11 вопросов. На них ведущий может давать ответы «да» или «нет».
3. После этого игроки с трёх попыток должны назвать загаданного человека. Отгадавший становится ведущим.
Юлия Замалетдинова,
гл. редактор детского журнала «Светлячок и его друзья»