Инструкция по списанию запасов полезных ископаемых
Описание
. Инструкция устанавливает порядок списания запасов полезных ископаемых с государственного баланса запасов полезных ископаемых при добыче полезных ископаемых. В целях настоящей Инструкции под запасами полезных ископаемых понимаются основные и совместно с ними залегающие полезные ископаемые и содержащиеся в них полезные компоненты, выявленные в недрах в процессе оценки, разведки и разработки месторождений, прошедшие государственную экспертизу или получившие геолого-экономическую оценку и поставленные на учет в установленном порядке.
Данные об объемах запасов полезных ископаемых, списанных в соответствии с настоящей Инструкцией по результатам работ по добыче полезных ископаемых, являются окончательными данными при ведении государственного баланса запасов полезных ископаемых и для внесения платежей за пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
3. Требования Инструкции являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию организаций по добыче полезных ископаемых и ликвидацию горных выработок на территории Российской Федерации в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Разделы сайта, связанные с этим документом:
- Работы на горнорудных производствах
Связи документа
В новостях
В комментариях/вопросах
Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом
Оглавление
Термины
Сокращения
- МПР России — Министерство природных ресурсов Российской Федерации
Термины
- Запасы полезных ископаемых
В целях настоящей Инструкции под … понимаются основные и совместно с ними залегающие полезные ископаемые и содержащиеся в них полезные компоненты, выявленные в недрах в процессе оценки, разведки и разработки месторождений, прошедшие государственную экспертизу или получившие геолого-экономическую оценку и поставленные на учет в установленном порядке.
см. страницу термина - Организации по добыче полезных ископаемых
К … относятся субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица, граждане и индивидуальные предприниматели, если в соответствии с действующим законодательством они являются пользователями недр и наделены правом осуществлять добычу полезных ископаемых.
см. страницу термина
Важно
- 8. Списание запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах “а”, “б”, “г” пункта 6, производится путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых, кроме полезных ископаемых, добытых и заскладированных в спецотвалах, которые ДОЛЖНЫ состоять на особом учете. …
Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.
За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.
IV. Порядок и условия списания запасов полезных ископаемых с баланса запасов
28. Списанию с государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых и соответственно снятию их с учета недропользователей подлежат балансовые и забалансовые запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых (твердых, жидких и газообразных), в том числе балансовые геологические и извлекаемые запасы нефти, газа, растворенного в нефти газа, конденсата и содержащихся в них полезных компонентов, имеющих промышленное значение, включая компоненты промышленных подземных, в том числе нефтяных и поверхностных вод:
– добытые (извлеченные из недр) и направленные потребителям и на переработку;
– потерянные при добыче, в том числе оставленные в недрах, извлеченные из недр, но направленные в породные отвалы, потерянные при транспортировке, погрузке, разгрузке на транспортных путях предприятия, в местах хранения в пределах границ горного отвода;
– утратившие промышленное значение вследствие несоответствия вновь установленным государственной экспертизой параметрам для подсчета запасов (кондициям, по нефти, газу, конденсату, битумам – коэффициенту извлечения), а также вследствие нецелесообразности отработки из-за выявившегося ухудшения экономической и экологической ситуации, изменения назначения использования земель, резкого усложнения геологических, гидрогеологических, инженерно – геологических и других природных условий и из-за угрозы жизни и здоровью людей, нанесения ущерба хозяйственным объектам или окружающей среде, в том числе находящимся в природоохранных зонах;
– не подтвердившиеся при разработке месторождения (участки, площади, залежи, горизонты и др.) и при последующих геолого – разведочных работах в результате получения новых данных о количестве, качестве и условиях залегания полезных ископаемых.
29. Списание добытых (извлеченных из недр) и потерянных при добыче балансовых (в том числе геологических и извлекаемых запасов нефти, газа, растворенного в нефти газа, конденсата, битумов) и забалансовых запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов производится не реже одного раза в год на основании данных учетной геолого – маркшейдерской документации и форм государственного федерального статистического наблюдения N N 70-тп, 5-гр и 6-гр. Количественные изменения запасов за год в результате добычи и потерь при добыче полезных ископаемых в недрах подтверждаются актами технических комиссий предприятий – недропользователей, согласованными с территориальным органом горного надзора по всем основным и попутным компонентам, запасы которых учтены государственным балансом.
Списание потерянных в процессе добычи полезных ископаемых производится недропользователем ежегодно по согласованию с органами Госгортехнадзора России в установленном порядке.
Запасы полезных ископаемых, добытые из числа ранее не учтенных, но выявленных в течение отчетного года при геолого – разведочных работах и разработке месторождения, списываются после оформления их как прирост запасов или увеличение запасов по переоценке, если дополнительных работ не проводилось.
30. Списание добытых и потерянных в процессе добычи балансовых и забалансовых запасов твердых полезных ископаемых осуществляется недропользователем раздельно по каждой выемочной единице (блоку, лаве, уступу и т.п.) и отражается в формах федерального статистического наблюдения суммарно по соответствующим объектам учета (месторождению, участку, залежи, шахтному и карьерному полю и др.).
31. Списание балансовых запасов полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, из-за отсутствия потребителей может осуществляться ежегодно предприятием по добыче основного полезного ископаемого в объеме фактической отработки в соответствии с условиями лицензирования или на основании решения органа управления фондом недр, выдавшего лицензию на пользование недрами.
32. По разрабатываемым месторождениям списание с государственного и территориальных балансов, а также с учета недропользователя утративших промышленное значение балансовых запасов полезных ископаемых категорий А, В, С1 и запасов категории С2, разрешенных для проектирования и разработки, или перевод этих запасов в забалансовые по технико – экономическим и иным соображениям, равно как и списание запасов указанных категорий, не подтвердившихся в процессе последующих геолого – разведочных работ и разработки месторождения, осуществляется МПР России на основании заключения органов государственной экспертизы (ГКЗ, ЦКЗ, ТКЗ) согласно их полномочий и акта недропользователя на списание запасов, согласованного с соответствующим органом Госгортехнадзора России, при условии, если разовое или суммарное количество подлежащих списанию запасов не превышает 20% от запасов, переданных недропользователю.
Для рассмотрения вопроса о списании этих запасов или переводе их в забалансовые недропользователь направляет органу государственного горного надзора технико – экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности такого списания, подготовленное в соответствии с Инструкцией, утвержденной МПР России и Госгортехнадзором России.
33. Если разовое или суммарное количество балансовых запасов, списанных и представляемых к списанию по указанным в пункте 32 причинам превышает 20% от запасов, переданных недропользователю, то запасы по такому объекту подлежат пересчету в соответствии с требованиями Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов полезных ископаемых с анализом и оценкой причин, обусловивших утрату промышленного значения или повлекших неподтверждение запасов (геологических, горнотехнических, гидрогеологических, технологических, экологических, экономических и др.), и представлению материалов этого пересчета с заключением органов Госгортехнадзора России на государственную экспертизу в установленном порядке.
34. По неразрабатываемым месторождениям, переданным недропользователю для геологического изучения, в том числе с последующей добычей, или числящимся в резервном нераспределенном фонде, списание балансовых и забалансовых запасов, не подтвердившихся в результате последующих геолого – разведочных работ, а также утративших промышленное значение, производится МПР России после проведения государственной экспертизы материалов подсчета запасов полезных ископаемых с учетом полученной дополнительной геологической информации, а также новых данных технологических, экологических, экономических и других исследований.
Полное снятие с учета балансовых запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, производится только при наличии материалов, обосновывающих нецелесообразность перевода их в забалансовые, за исключением нефти, газа и содержащихся в них полезных компонентов.
35. Списание балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых или перевод балансовых запасов в группу забалансовых при проектировании, строительстве, реконструкции и расширении предприятия по добыче полезных ископаемых может производиться только на основании заключения соответствующего органа государственной экспертизы и по согласованию с органом Госгортехнадзора России в исключительных случаях, вызванных пересмотром технологии добычи и переработки добываемых полезных ископаемых, изменением стандартов и технических условий к качеству минерального сырья, если при этом не требуется разработка и введение в действие новых параметров для подсчета запасов месторождения в целом (в том числе кондиций, по нефти, газу, конденсату – коэффициента извлечения).
36. Списание балансовых и забалансовых запасов в связи с банкротством недропользователя или ликвидацией предприятия может быть осуществлено, если соответствующими расчетами будет доказано, что оставшиеся запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение, а их разработка с применением новейших технологий добычи и переработки полезных ископаемых по технологическим, экономическим и экологическим соображениям нецелесообразна.
Материалы по обоснованию такого списания вместе с заключением органов государственного горного надзора представляются недропользователем на рассмотрение соответствующего органа государственной экспертизы запасов в установленном порядке.
Балансовые и забалансовые запасы таких предприятий, если они на основании заключения органа государственной экспертизы не подлежат списанию, учитываются в территориальных и государственном балансах как резервный нераспределенный фонд за соответствующим органом управления государственным фондом недр, выдавшим лицензию на данный участок недр.
37. До окончательного решения вопроса о списании запасов полезных ископаемых запрещается вносить в статистическую отчетность изменения, связанные с намечаемым списанием.
Справка
В целях совершенствования исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществления в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса, а также уточнения порядка проведения государственной экспертизы и учета оперативного изменения запасов месторождений твердых полезных ископаемых приказываю:
1. Внести в Приказ Роснедра от 30.09.2008 № 812 “О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых” следующие изменения:
а. Приложение к Приказу Роснедра от 30.09.2008 № 812 “О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых” изложить в редакции согласно приложению к настоящему Приказу.
б. Признать утратившим силу пункт 2 Приказа Роснедра от 16.02.2010 г. № 111 «О внесении изменений в Приказ Роснедра от 30.09.2008 № 812 “О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых”.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Роснедра В.Н. Бавлова.
Руководитель | А.А. Ледовских |
Приложение
к Приказу Федерального агентства
по недропользованию
ОТ 15 сентября 2010 г. № 1045
Порядок
проведения государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет процедуру и условия проведения государственной экспертизы оперативных изменений состояния запасов твердых полезных ископаемых, необходимость выполнения которой определена Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 г. № 215 (“Собрание законодательства РФ”, 1996, № 12, ст. 1110) и Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществлению в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списанию с государственного баланса, утвержденным приказом Минприроды России от 14.07.2009 г. № 207 (“Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти”, 2010, № 2).
Полномочия по выполнению государственной экспертизы оперативных изменений состояния запасов полезных ископаемых возложены на Роснедра Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 г. № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение» (“Собрание законодательства РФ”, 21.02.2005, № 8, ст. 651).
2. Государственной экспертизе подлежат оперативные изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых, состоящих на учете на Государственном балансе запасов полезных ископаемых Российской Федерации и территориальных балансах запасов полезных ископаемых, произошедшие в результате геологоразведочных работ и переоценки этих запасов.
II. Объекты государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых
3. Объектами государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых в соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 г. № 215 «Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации» и от 11.02.2005 г. № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение», приказа МПР России от 09.07.1997 г. № 122 «Об утверждении Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса», приказа Минприроды России от 14.07.2009 г. № 207 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса» и Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной распоряжениями МПР России от 18.07.1997 г. № 121-1 и Госгортехнадзора России от 17.09.1997 г. № 28, являются:
3.1. Прирост запасов полезных ископаемых, полученный в результате проведения геологоразведочных работ на разведываемых и разрабатываемых месторождениях.
3.2. Списание запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение в результате:
– выявления усложнения горно-геологических, гидрогеологических, экологических, инженерно-геологических и других природных условий;
– оставления запасов полезных ископаемых в предохранительных целиках под промышленные сооружения, жилые и общественные здания, памятники истории и культуры, природные объекты и т.п.;
– выявления нецелесообразности отработки ранее разведанных запасов по технико-экономическим причинам.
3.3. Неподтверждение запасов полезных ископаемых в результате проведения последующих геологоразведочных работ и/или разработки месторождения.
4. В случаях, указанных в пунктах 3.1, 3.2 и 3.3 настоящего Порядка, разовое или суммарное количество балансовых запасов полезных ископаемых, списанных и/или намечаемых к списанию, не должно превышать 20%, а суммарный прирост балансовых запасов не должен превышать 50% от количества балансовых запасов, переданных недропользователю по лицензии на право пользования недрами,
При превышении вышеуказанных пределов изменение запасов не относится к категории «оперативных изменений» т.к. требуется проверка правильности выполненных ранее технико-экономических расчетов и соответствия утвержденных кондиций изменившемуся объему запасов. В этих случаях недропользователь должен провести геолого-экономическую переоценку и пересчет запасов в границах предоставленного ему в пользование участка недр и их утверждение в органах государственной экспертизы запасов полезных ископаемых Роснедра в порядке, установленном Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 г. № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение».
III. Сроки представления материалов на государственную экспертизу, их содержание и условия оплаты за ее проведение
5. Материалы по обоснованию оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых представляются на государственную экспертизу в сроки, определенные в лицензионных соглашениях, а также в любой другой момент по желанию недропользователя, когда, в соответствии со ст. 29 закона Российской Федерации «О недрах», геологические материалы позволяют дать объективную оценку предлагаемым изменениям количества и качества запасов полезного ископаемого, их народно-хозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
6. Содержание материалов, обосновывающих оперативные изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых, должно соответствовать требованиям, которые определены Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215 “Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации” с учетом действующего регламента проведения государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых, утвержденного ФГУ «ГКЗ».
Материалы, обосновывающие оперативные изменения запасов твердых полезных ископаемых по разрабатываемым и разведываемым месторождениям, представляются на государственную экспертизу в соответствующие территориальные органы Роснедра в формате, принятом недропользователем для ведения оперативного учета изменения запасов полезных ископаемых в контурах, сопоставимых с контурами подсчета запасов, переданных недропользователю по лицензии на право пользования соответствующим участком недр.
Материалы, представляемые недропользователем, обосновывающие оперативные изменения запасов твердых полезных ископаемых, включая подсчет изменившихся запасов, должны обеспечивать возможность выполнения их проверки без участия авторов.
Перечень материалов, обосновывающих оперативные изменения запасов твердых полезных ископаемых по каждому разрабатываемому или разведываемому месторождению, при необходимости согласовывается соответствующим территориальным органом государственной экспертизы запасов полезных ископаемых Роснедра (ТКЗ).
7. Материалы по обоснованию оперативных изменений запасов твердых полезных ископаемых за отчетный период представляются на государственную экспертизу в четырех экземплярах на бумажном носителе и в одном экземпляре в электронном виде.
Ответственность за достоверность информации, содержащейся в представленных материалах, несет недропользователь в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации.
8. Государственная экспертиза материалов по оперативному изменению состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых в соответствии с Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 г. № 69, осуществляется на платной основе за счет пользователей недр. Порядок и размер взимания платы за проведение государственной экспертизы определен указанным Положением.
Копия платежного документа об оплате за проведение государственной экспертизы представляется одновременно с материалами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка (реквизиты банковского счета для оплаты проведения государственной экспертизы и образец платежного поручения приведены в приложениях 1 и 2 к настоящему Порядку).
IV. Организация проведения государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых
9. Подготовка заключений государственной экспертизы по представленным недропользователями материалам, обосновывающим оперативные изменения состояния запасов полезных ископаемых, осуществляется территориальными филиалами Федерального государственного учреждения «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ»).
10. Материалы по обоснованию оперативных изменений состояния запасов полезных ископаемых представляются недропользователем в соответствующие территориальные органы Роснедра, которые в срок не более 3 дней со дня их получения осуществляют проверку комплектности представленных материалов и передают их соответствующему филиалу ФГУ «ГКЗ» для организации проведения государственной экспертизы.
В случае некомплектности представленных материалов территориальный орган Роснедра в срок не более 5 дней со дня их получения извещает недропользователя о невозможности проведения государственной экспертизы ввиду некомплектности представленных материалов и недропользователю представленные им материалы для доработки.
11. Государственная экспертиза материалов по оперативному изменению состояния запасов производится в срок не более 50 календарных дней (55 календарных дней – при проведении государственной экспертизы территориальным отделом ФГУ «ГКЗ», расположенном в ином субъекте Российской Федерации) со дня представления территориальным органом Роснедра комплектных материалов в территориальный филиал ФГУ «ГКЗ».
12. Решения по результатам проведения государственной экспертизы оперативных изменений состояния запасов полезных ископаемых принимаются территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых (далее – ТКЗ) территориальных органов Роснедра, соответствующими месту расположения объекта экспертизы, и оформляются в форме протоколов ТКЗ. Заключение территориального филиала ФГУ «ГКЗ» по результатам государственной экспертизы является неотъемлемой частью протокола ТКЗ.
Протоколы ТКЗ утверждаются и рассылаются в порядке, установленном приказом Роснедра от 22.12.2005 г. № 1332 «О территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых».
13. Решения (протоколы) ТКЗ по результатам проведения государственной экспертизы оперативных изменений состояния запасов полезных ископаемых являются основанием для внесения соответствующих изменений в территориальные балансы запасов полезных ископаемых и в Государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Внесение изменений состояния запасов в территориальные балансы и в Государственный баланс запасов полезных ископаемых, произошедших в результате добычи полезных ископаемых и их потерь при добыче, осуществляется без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
14. Решения (протоколы) ТКЗ по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых в результате проведения геологоразведочных работ и разработки месторождений представляются недропользователями в соответствующие территориальные фонды геологической информации и в ФГУНПП «Росгеолфонд».
Приказ Федерального агентства по недропользованию от 15 сентября 2010 г. № 1045 “О внесении изменений в Приказ Роснедра от 30.09.2008 № 812 “О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых”
Текст приказа официально опубликован не был
Пересмотрен порядок проведения госэкспертизы оперативных изменений состояния запасов твердых полезных ископаемых. Как и ранее, она осуществляется Роснедрами. Экспертизе подлежат изменения состояния запасов, учтенных в Государственном и территориальных балансах, произошедшие в результате геологоразведочных работ и их переоценки.
К оперативным изменениям относятся прирост запасов в результате геологоразведки; списание утративших промышленное значение; неподтверждение запасов. Количество балансовых запасов, намечаемых к списанию (списываемых), не должно превышать 20%, а их суммарный прирост – 50% переданных недропользователю по лицензии. В противном случае проверяется правильность выполненных ранее технико-экономических расчетов и соответствие утвержденных кондиций изменившемуся объему запасов. Для этого недропользователь проводит геолого-экономическую переоценку и пересчет запасов в границах предоставленного участка недр и их утверждение в органах Роснедр.
Материалы по обоснованию оперативного изменения состояния запасов представляются на экспертизу в территориальные органы Роснедр (ранее – в филиалы ФГУ “Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых” (ФГУ “ГКЗ”)). Документы подаются в 4 экземплярах на бумажном носителе и в 1 на электронном. Сроки представления определены в лицензионных соглашениях. Это можно сделать и в любой другой момент.
Как и прежде, заключение экспертизы готовит филиал ФГУ “ГКЗ”. Решение по ее результатам принимается территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых Роснедр.