Инструкция по охране труда для обучающихся при общественно полезном труде
СОГЛАСОВАНО
Председатель профкома
___________ /И.В. Андреева/
протокол № ____ от «__»___ 201__г.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы ОТ
_________ /________________/
«___»__________201__г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ Безводнинская СШ
_______________ /Е.М. Носова/
Приказ № ___ от “__”____201__г.
Инструкция № ____
по охране труда при выполнении общественно-полезных работ
1. Общие требования инструкции по охране труда при выполнении общественно-полезных работ
1.1. К общественно-полезным работам или общественно-полезному труду могут привлекаться лица любого возраста, не имеющие физических и медицинских противопоказаний для трудовой деятельности (педагогический и технический персонал школы, учащиеся).
1.2. Данная инструкция по охране труда при выполнении общественно-полезных работ разработана для учащихся и учителей, принимающих участие в выполнении общественно-полезных работ при проведении субботников, воскресников, во время уборки территории, холлов и кабинетов школы.
1.3. Учащиеся могут заниматься общественно-полезной работой только под руководством учителя, воспитателя, ознакомившись при этом с данной инструкцией по охране труда при общественно-полезном труде в школе.
1.4. Учитель несет полную ответственность за сохранение жизни и здоровья школьников во время общественно-полезных работ.
1.5. С учащимися, которые участвуют в общественно-полезном труде, учителем должен быть проведен инструктаж по охране труда при выполнении общественно-полезных работ. Особое внимание при инструктировании преподаватель должен обратить на применение безопасных приемов и способов выполнения работы, использование инструментов и приспособлений только по назначению, запрет самовольно покидать место выполнения работ, соблюдение требований безопасной организации деятельности. Также преподаватель должен ознакомить работающих с перечнем всех потенциально опасных и вредных факторов, которые могут иметь место в конкретном месте.
1.6. Характерные опасные и вредные факторы при выполнении общественно-полезных работ:
– отсутствие трудовых навыков и сноровки у учащихся, нескоординированные движения во время работы;
– детские шалости;
– хулиганские действия посторонних лиц;
– тепловой удар;
– пожарная опасность,
– электроопасность;
– физическая перегрузка.
– запыленность воздуха или ветер;
– острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей инвентаря и инструмента;
1.7. Во время общественно-полезного труда учащимся должны быть выданы в установленном порядке средства индивидуальной защиты (халат, рукавицы).
1.8. На время работы учителю (воспитателю) должна быть выделена медицинская аптечка с набором необходимых средств для оказания первой доврачебной помощи пострадавшему при несчастном случае.
1.9. Время занятости общественно-полезной работой не должно превышать установленного количества часов в день:
– для учащихся 2-4 классов – до двух часов в день.
– для учащихся 5-7 классов – до трех часов в день.
– для учащихся 8-9 классов – до 4 часов в день.
– для учащихся 10-11 классов до 6 часов в день.
1.10. Знание и соблюдение требований настоящей инструкции по технике безопасности при выполнении общественно-полезных работ являются обязательными для учителя и учащихся, занятых в общественно-полезном труде. К лицам, допустившим их нарушение, в зависимости от тяжести и последствий, должны быть применены виды ответственности, установленные законодательством РФ.
2. Требования безопасности перед началом общественно-полезного труда
2.1. Перед началом общественно-полезной работы учителю необходимо:
Перед началом работы учитель должен ознакомиться с содержанием и объемом предстоящей работы, произвести осмотр участка деятельности. Особое внимание при этом нужно обратить на обеспечение соблюдения требований охраны труда.
У учителя (воспитателя) должен быть поименный список учащихся, занятых общественно-полезным трудом, под его личным руководством.
Необходимо проверить исправность инвентаря, приспособлений, средств защиты, спецодежды, проследить, чтобы каждый ученик был обеспечен всем необходимым.
Осмотреть рабочую зону и убедиться в том, что все колодцы закрыты крышками, ямы и траншеи ограждены, а на территории нет торчащих из земли острых предметов (проволоки, арматуры, битого крупного стекла и т. п.).
2.2. Перед началом выполнения общественно-полезной работы учащимся необходимо:
Надеть халаты, застегнуть их на все пуговицы, надеть перчатки или рукавицы.
Проверить состояние своего рабочего инвентаря, при необходимости сообщить своему руководителю о выявленных недочетах.
2.3. Запрещается приступать к работе, если на участке имеет место нарушение правил охраны труда.
3. Требования безопасности во время общественно-полезной работы
3.1. Учитель, который отвечает за организацию и выполнение общественно-полезной работы, должен контролировать:
– ритм и режим работы;
– наличие школьников на участке работ в соответствии с распределением заданий;
– использование учениками средств индивидуальной защиты;
– поведение школьников.
– соблюдение номы предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей учащимися вручную:
3.2. Для предупреждения травм и заболеваний во время уборки помещений необходимо:
– переносить воду в ведрах осторожно, ведра должны иметь исправную ручку;
– зафиксировать открытые створки окон в убираемом помещении;
– при уборке пола пользоваться только теплой водой.
– уборку производить влажной щеткой и тряпкой, так как поднятая при уборке пыль может явиться причиной заболевания (аллергической реакции);
– использовать во время уборки только нейтральные моющие средства;
– не пользоваться неисправными вентилями и кранами, при наполнении емкости сначала открывать кран холодной, а затем кран горячей воды.
– при влажной уборке необходимо избегать попадания воды на провода, электрооборудование и другие электротехнические устройства.
– во избежание простудных заболеваний во время общественно-полезного труда следует избегать сквозняков (не открывать одновременно окна и двери для проветривания).
3.3. Запрещается при уборке помещений:
– выбрасывать мусор через окно во двор на улицу;
– выполнять детям работу на высоте;
– привлекать обучающихся к уборке санузлов, туалетных комнат и других помещений с приготовлением и использованием дезинфицирующих растворов.
– побелка деревьев и бордюров осуществляется только работниками школы.
3.4. Во время уборки территории школы необходимо:
– уборку боя стекла проводить с использованием совка и веника или метлы;
– перед поливкой клумб и газонов убедиться в исправности поливочного шланга;
– при обнаружении оборванного или оголенного электропровода не подходить близко и не касаться его концов;
– мусор собирать в определённом для этого месте. Вывоз мусора организовывает заместитель директора по административно-хозяйственной работе;
– при появлении на убираемой территории транспорта прекратить уборку на время его проезда.
3.5. При уборке территории школы запрещается:
– во избежание травм класть грабли, скребки и другой инструмент заостренной частью вверх;
– лопаты, грабли, вилы, тяпки и т.д. не передавать друг другу броском, переносить их только в вертикальном положении заострённой частью вниз;
– работать без перчаток;
– собирать мусор, битые стекла и другие острые предметы незащищенными руками;
– сжигать мусор, сухую траву и листья.
3.6. При различных видах общественно-полезного труда должны соблюдаться:
– правила безопасности организации работ;
– нормы предельно допустимых возрастных нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную;
– соответствие используемого инструмента, приспособлений требованиям безопасности (надежность крепления ручек, отдельных элементов, отсутствие заусенцев и т.п.).
3.7. При ухудшении состояния здоровья учащихся необходимо поставить в известность преподавателя, который обязан принять соответствующие меры.
3.8. В случае нарушения правил поведения и требований безопасности учитель может наложить на учащегося дисциплинарное взыскание. При выполнении работ вне территории школы не допускается отправлять нарушителя в образовательное учреждение без сопровождения взрослого лица, назначенного учителем.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При любых замеченных недостатках, нарушениях, явлениях, которые могут привести к аварийной ситуации, каждый занятый общественно-полезным трудом обязан:
– прекратить работу;
– предупредить учащихся об опасности;
– поставить в известность учителя;
– все дальнейшие действия должны предприниматься только по указанию учителя.
4.2. При несчастных случаях с учащимися учитель должен безотлагательно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему, а в случае необходимости обеспечить доставку в лечебное учреждение.
4.3. При возникновении загорания срочно покинуть место возгорания и задымления, срочно сообщить по телефону 101 и при возможности принять меры по ликвидации очага загорания первичными средствами пожаротушения.
4.4. Учитель должен в обязательном порядке поставить в известность директора образовательного учреждения о несчастных случаях во время работы, если таковые имели место.
5. Требования безопасности по окончании общественно-полезной работы
5.1. Учащиеся, занятые общественно-полезным трудом, должны поставить в известность закрепленного за ними учителя о выполнении порученного задания. Самовольно уходить с участка работы запрещается.
5.2. Учащиеся по окончании работы должны очистить и сдать в кладовую учреждения инструмент, приспособления.
5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть лицо и руки с применением нейтральных моющих средств, не раздражающих кожу.
5.4. Если общественно-полезная работа выполнялась вне территории образовательного учреждения, переход к учреждению должен быть осуществлен организованно с соблюдением требований безопасности.
5.5. Учитель должен владеть информацией об окончании работы каждым учеником в соответствии с имеющимся списком.
5.6. Учитель (воспитатель) обязан проинформировать заведующую по хозяйственной части школы о ходе и завершении общественно-полезной работы.
Инструкцию разработал: ________________________ /А.А. Андреев/
С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_____20___г. ______________ /_______________________/
1. Общие требования безопасности
1) К общественно — полезному труду могут привлекаться лица любого возраста, не имеющие физических и медицинских противопоказаний для трудовой деятельности.
2) Обучающиеся, воспитанники (далее – обучающиеся) могут заниматься общественно — полезным трудом только под руководством педагогического персонала образовательного учреждения: учителя, воспитателя, тренера, преподавателя, куратора, наставника (далее – учитель).
3) С преподавателем должны быть проведены все виды инструктажей и обучения по охране труда, связанные с основной работой.
4) Непосредственно перед общественно — полезным трудом с учителем должен быть проведён целевой инструктаж, связанный с предстоящей работой и оформленный в журнале установленной формы. Целевой инструктаж должен проводить ответственный по охране труда или соответствующий заместитель руководителя образовательного учреждения.
5) Учитель несёт полную ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся во время общественно – полезных работ.
6) С обучающимися, которые участвуют в общественно — полезном труде, учителем должен быть проведён инструктаж по охране труда. Особое внимание при инструктировании учитель должен обратить на применение безопасных приёмов и способов выполнения работы, использование инструментов и приспособлений только по назначению, запрет самовольно покидать место выполнения работ, соблюдение требований безопасной организации деятельности. Также учитель должен ознакомить работающих с перечнем всех потенциально опасных и вредных факторов, которые могут иметь место в конкретном случае.
7). Наиболее характерными опасными и вредными факторами при выполнении общественно — полезных работ являются:
отсутствие трудовых навыков и сноровки у обучающихся, не координированного движения во время работы;
детские шалости;
сознательное нарушение требований безопасности, связанное с переходным возрастом обучающихся;
хулиганские действия посторонних лиц;
пожарная опасность (при сжигании мусора во время уборки наружных территорий и др.);
электроопасность;
работа на высоте более 1,3 м.;
физическая нагрузка.
8). Во время общественно — полезного труда обучающимся средства индивидуальной защиты должны быть выданы в установленном порядке (халат, рукавицы и т.п.).
9). На время работы учителю должна быть выделена медицинская аптечка с набором необходимых средств для оказания первой доврачебной помощи пострадавшему при несчастном случае.
10). При получении травмы во время общественно — полезного труда пострадавший или свидетель несчастного случая должны поставить в известность учителя, который обязан оказать пострадавшему первую доврачебную помощь в зависимости от вида, тяжести и других признаков нарушения здоровья.
11). Учитель во всех без исключения случаях должен поставить в известность руководителя образовательного учреждения о несчастных случаях во время работы, если таковые имели место.
12). Запрещается выполнять общественно — полезную работу в особо вредных условиях (наличие вредных веществ 1-го и 2-го класса опасности, работа с инфекционными больными, работа с лазерами 2-4 класса опасности и т.п.), с повышенной опасностью травматизма, связанной с тяжестью и высокой интенсивностью, с ночной занятостью, а также работу, способную оказать отрицательное влияние на психическое и моральное состояние. Полный перечень работ, к которым запрещается привлекать лиц до 18 лет, приведен в СанПиН 2.4.6.664 -97.
13). Время занятий общественно — полезным трудом не должно превышать установленного количества часов в день:
— для учащихся (воспитанников) 2-4 классов – до двух часов в день.
— для учащихся (воспитанников) 5-7 классов – до трёх часов в день.
— для учащихся (воспитанников) 8-9 классов – до четырёх часов в день.
— для учащихся (воспитанников) 10-11 классов – до шести часов в день.
14). При общественно — полезном труде условия трудовой деятельности должны соответствовать 1 и 2 классу по гигиенической классификации (оптимальные и допустимые).
15). Знание и соблюдение требований настоящей Инструкции являются обязательными для учителя и обучающихся, занятых в общественно — полезном труде. К лицам, допустившим их нарушение, в зависимости от тяжести и последствий, должны быть применены виды ответственности, установленные законодательством РФ.
2. Требования безопасности перед началом работы
1) Перед началом работы учитель должен ознакомиться с содержанием и объёмом предстоящей работы, произвести осмотр зоны деятельности. Особое внимание при этом нужно обратить не обеспечение соблюдения требований охраны труда.
2) У учителя должен быть поименный список обучающихся, занятых общественно — полезным трудом, под его личным руководством.
3) Проверить исправность инвентаря, приспособлений, средств защиты, спецодежды; проследить, чтобы каждый обучающийся был обеспечен всем необходимым.
4) Если место выполнения работы находится вне территории образовательного учреждения, к месту выполнения работ, обучающиеся должны прибыть под руководством учителей, которые должны соблюдать при передвижении правила безопасности.
5) Запрещается приступать к работе, если в рабочей зоне имеет место нарушение правил охраны труда.
3. Требования безопасности во время работы
1) Учитель, который отвечает за организацию и выполнение общественно — полезной работы, должен контролировать:
соблюдение норм предельно допустимых нагрузок при подъёме и перемещении тяжестей вручную;
ритм и режим работы;
наличие обучающихся в зоне работ в соответствии с распределением заданий;
использование средств индивидуальной защиты;
поведение обучающихся.
2) Для предупреждения травм и заболеваний во время уборки помещений необходимо:
переносить горячую воду в ведрах осторожно, вёдра должны иметь крышку и исправную ручку;
зафиксировать открытые створки окон (фрамуги) в убираемом помещении;
при уборке (при мытье окон и пола) пользоваться только тёплой водой. Запрещается использовать для подогрева воды бытовые электрокипятильники;
при протирке оконных переплётов с внутренней стороны помещения работу выполнять вдвоём;
уборку производить влажной щёткой и тряпкой, так как поднятая при уборке пыль может явиться причиной заболевания (аллергической реакции);
перед поливкой клумб и газонов убедиться в исправности поливочного шланга;
использовать во время уборки только нейтральные моющие средства;
при сметании пыли с высоко подвешенных предметов и поверхностей пользоваться удлинительными шестами.
Запрещается при уборке помещений:
заменять лестницу стульями, поставленными на стол;
выбрасывать мусор через окно во двор на улицу;
выполнять работу на высоте более 1.3 м от пола или поверхности грунта детям, не достигшим 12 лет;
пользоваться неисправными лестницами (стремянками) и защитными приспособлениями, а также случайными предметами (ящиками, коробками, скамьями и т.п.);
привлекать обучающихся к уборке санузлов, туалетных комнат и других помещений с приготовлением и использованием дезинфицирующих растворов.
3) При уборке территории образовательного учреждения:
во избежание травм класть грабли, скребки и другой инструмент заострённой частью вверх;
собирать мусор, битые стёкла и другие острые предметы незащищёнными руками, необходимы рукавицы, веник (метла), совок;
сжигать мусор, сухую траву и листья на территории учреждения в установленных местах. Рекомендуется собирать, выносить или вывозить мусор за территорию учреждения.
4) При различных видах общественно — полезного труда должны соблюдаться:
правила безопасности организации работ;
нормы предельно допустимых возрастных нагрузок при подъёме и перемещении тяжестей вручную;
соответствие используемого инструмента, приспособлений требованиям безопасности (надёжное крепление ручек, отдельных элементов, отсутствие заусенцев, задиров и т.п.).
5) При ухудшении состояния здоровья обучающихся или находящихся рядом с ними лиц необходимо поставить в известность учителя, который обязан принять соответствующие меры.
6) В случае нарушения правил поведения и требований безопасности учитель может наложить на работающего дисциплинарное взыскание. При выполнении работ вне территории учреждения не допускается отправлять нарушителя в образовательное учреждение без сопровождения взрослого лица, назначенного учителем.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1) При любых замеченных недостатках, нарушениях, явлениях, которые могут привести к аварийной ситуации, каждый занятый общественно — полезным трудом обязан:
прекратить работу;
предупредить обучающихся об опасности;
поставить в известность учителя;
все дальнейшие действия должны предприниматься только по указанию учителя, который должен иметь необходимую подготовку по обеспечению требований безопасности в аварийных ситуациях.
2) Учитель должен помнить о том, что его первоочередной обязанностью в предаварийной и аварийной ситуации является обеспечение безопасности лиц, занятых общественно — полезным трудом и находящихся под его руководством.
3) При несчастных случаях с обучающимися учитель должен как можно быстрее оказать первую доврачебную помощь пострадавшему, а случае необходимости обеспечить доставку в лечебное учреждение.
4) Руководитель образовательного учреждения, а в случае его временного отсутствия представитель администрации должен быть обязательно уведомлены об аварийной ситуации и её последствиях.
5. Требования безопасности по окончании работы
1) Обучающиеся, занятые общественно — полезным трудом, должны поставить в известность учителя о выполнении порученного задания. Самовольно уходить с места работы запрещается.
2) Если общественно — полезного работа выполнялась вне территории образовательного учреждения, переход к учреждению должен быть осуществлён организованно с соблюдением требований безопасности.
3) Учитель должен владеть информацией об окончании работы каждым лицом в соответствии с имеющимся пофамильным списком обучающихся.
4) Обучающиеся по окончании работы должен сдать в кладовую учреждения инструмент, приспособления, спецодежду.
5) Тщательно вымыть лицо и руки с применением нейтральных моющих средств, не раздражающих кожу.
6) Учитель обязан проинформировать руководителя или соответствующее должностное лицо образовательного учреждения о ходе и завершении общественно — полезной работы.
————–