Инструкция для работы с полезными ископаемыми
«Полезные ископаемые» по предмету «Окружающий мир», 3 класс (система: «Школа России»)
Учитель начальных классов Благова Т.В.
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3.
Система: «Школа России».
Тема: Полезные ископаемые.
Цели:
Познакомить учащихся с полезными ископаемыми их некоторыми свойствами; способами их добычи; профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; показать их важную роль в экономике страны.
Развивать умение выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умение обобщать, классифицировать; владеть монологической речью; развитие мыслительных операций.
Воспитывать бережное отношение к природе и учить экономно использовать богатства нашей планеты.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
карта, атлас «Ямало-Ненецкого автономного округа», коллекция полезных ископаемых, инструкция, карточка «Помогай-ка», условные обозначение полезных ископаемых;
учебник «Мир вокруг нас», авт. Плешаков А.А.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Воспитание культуры учебного труда.
II. Актуализация опорных знаний.
Подготовить детей к изучению нового материала через повторение пройденного.
Актуализация имеющихся знаний направлена на пробуждение интереса к получению новой информации.
Учитель.
? Сегодня на уроке мы продолжим работу в разделе «Экономика».
? Назовите «три кита» экономики.
Дети.
? Природные богатства, капитал, труд.
Учитель.
? Без чего не возможно производство товаров и услуг?
Дети.
? Без природных богатств.
Работа со схемой.
Учитель.
? С какими природными богатствами мы уже познакомились?
Дети.
? Воздух, вода, почва, животные, растения.
Учитель.
? Что такое верхний плодородный слой земли?
Дети.
? Почва.
Учитель.
? Как использует человек почву?
Ответы детей.
Учитель.
? Как называется эта отрасль сельского хозяйства?
Дети.
? Растениеводство.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Постановка темы и цели урока.
Выведение учащимися темы урока.
Учитель.
? Продолжите ряд.
Дети.
? Полезные ископаемые.
Учитель.
? Так какая тема нашего урока?
Дети формулируют тему урока.
Учитель.
? Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами, способами добычи.
V. Изучение нового материала.
Продолжение работы со схемой.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
Фронтальная беседа.
Учитель.
? Давайте выясним, что такое полезные ископаемые?
? Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»?
? Подберите синонимы к каждому из слов.
Предложить детям разобрать слово «ископаемые» по составу.
Работа в группах.
Постановка проблемной ситуации.
Учитель.
? Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.
Выслушиваются ответы детей.
Учитель.
? Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или её поверхности, называют полезными ископаемыми.
? Что вы отнесете к полезным ископаемым?
VI. Практическая работа.
Использование частично-поискового метода.
Работа в группах поискового характера с раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств.
Учитель.
? Я предлагаю вам поработать в группах и провести исследовательскую работу, используя инструкцию.
Инструкция
1) Раскрой учебник на стр. 48-51.
2) Используя план практической работы на стр. 48, изучи сведения о полезных ископаемых (название).
3) Заполни таблицу в рабочей тетради на с. 26.
? Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогайку».
Карточка «Помогайка»
1. Название.
2. Свойства:
а) цвет;
б) твердое или жидкое;
в) прозрачное или непрозрачное;
г) плотное или рыхлое.
3. Способы добычи.
4. Значение и применение.
5. Условное обозначение на карте.
Каждой группе дается по 2 полезных ископаемых.
1 группа – железная руда, известняк.
2 группа – нефть, глина.
3 группа – гранит, каменный уголь.
Дети самостоятельно находят в коллекции образец своих полезных ископаемых, пользуясь иллюстрацией учебника.
Проверка.
Учитель.
? Свои ответы начинайте со слов «Мы расскажем о…».
Заслушиваются ответы представителей от каждой группы.
Учитель.
? О каких полезных ископаемых вы узнали?
Дети перечисляют.
Учитель.
? На какие группы можно разделить эти полезные ископаемые?
Состояние
Твердые
каменный уголь
гранит
железная руда
известняк
Жидкие
нефть
Газообразные
природный газ
Способы добычи
Карьеры
глина
известняк
гранит
Шахты
каменный уголь
Скважины
нефть
газ
Учитель.
? Что такое месторождения?
Применение
Строительные
глина
известняк
гранит
Топливо
каменный уголь
нефть
Металл
железная руда
Предложить детям разобрать слово «применение» по составу.
VII. Обобщение.
Развитие мыслительной деятельности, творческих способностей.
Детям показываются картинки или предметы. Они должны догадаться, пользуясь изученными свойствами, какое полезное ископаемое использовали для изготовления данного предмета.
Например:
ванилин, фотопленка – каменный уголь;
Конфета, сыр – нефть;
краски, пластилин – глина;
лампочки, стекло – песок;
ложка, самолет – железная руда.
Учитель.
? Что делают люди этих профессий:
шахтер;
геолог;
старатель;
бурильщик.
Дети отвечают.
Развитие словарного запаса.
Старатель – рабочий по кустарной добыче золота.
Кустарный – производимый или относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способам.
Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.
Бурильщик – рабочий, производящий бурение; делать скважины, сверлить, пробивать почву.
VIII. Охрана полезных ископаемых.
Учитель.
? Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
Работа с атласом.
Заслушиваются сообщения о добыче нефти и газа в нашем округе.
Фронтальная беседа.
Учитель.
? Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые?
Дети отвечают.
Учитель.
? Почему нужно беречь полезные ископаемые?
Дети.
? Количество полезных ископаемых постепенно уменьшается, а их запасы в недрах земли не пополняются.
IX . Рефлексия.
Учитель.
? Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
X. Домашнее задание.
Подготовить сообщение.
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
Практический:
формулирование темы и цели урока;
5
-Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
– Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
– Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
– Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
– Верно, молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
Практический:
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
10
7
5
– А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
– А из чего делают автомобили, самолёты?
– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
– А почему они полезные? (Ответы детей)
– Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
– Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
– Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
– К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
– А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
– Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
– Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
– Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
– Молодцы. Перейдём к третьей группе.
– Как вы думаете, почему они называются строительными?
– Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
– А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
– Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;
Высказывать свои предположения;
Выполнять практическую работу в группах
К: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
К:аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлечение необходимой информации;
К: высказывать своё предположение;
П: поиск и выделение необходимой информации;
Р:учиться высказы вать
своё предположение;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Практический:
тестирование;
7
– Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? – У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
– Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Выполнять тестирование
П: поиск и выделение необходимой информации;
4.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на вопросы;
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
– Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
– Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
– Какие задачи ставили в начале урока?
– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
– Что помогло нам в работе?
– Какие открытия для себя сделали?
– Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать д.з
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Автор: Комакина Татьяна Васильевна
Организация: МБОУ «Павлоградская гимназия им. В. М. Тытаря»
Населенный пункт: Омская область, р. п. Павлоградка
Цель урока: сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.
Задачи:
- Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.
- Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
- Обучать практическому применению полученных знаний.
- Развивать познавательный интерес, умение работать с наглядным материалом, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.
- Обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать уважительное отношение к труду и результатам трудовой деятельности.
Планируемые результаты:
- Предметные: формирование понятия полезных ископаемых
- Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений.
- Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; стремиться их выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладевать способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников.
Познавательные УУД: практическая деятельность в паре, в группе; анализировать, обобщать и делать выводы;
Коммуникативные УУД: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи, обсуждать в группах, зачем люди добывают полезные ископаемые; развивать умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её, приводя аргументы; уважительно относится к позиции другого.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование:
- Экран
- Видеопроектор
- Учебник
- Атлас определитель
- Рабочая тетрадь на печатной основе
- Научно – популярные тексты
- Коллекция полезных ископаемых
- Презентация
Применяемые технологии: проблемное обучение, групповая и игровая технологии.
Ход урока
I. Оргмомент. (1 слайд)
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Всё ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково? (2 слайд) Во
Значат, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей.
К новым знаниям скорей!
Сегодня вы будете работать в группах
Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Сядьте и выберите ответственных в своих группах.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (за правильный ответ группа получает жетон) (2 слайд) (3,4 слайд)
В начале урока вспомним, как называет раздел, который мы изучаем?
Что означает слово «экономика»? (экос по-гречески значит «дом», номос– «закон».)
– Что же такое экономика? (Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).
– Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).
– Какие вопросы мы уже рассмотрели в этом разделе? (Для чего нужна экономика, три «кита» экономики.)
-На каких «трёх китах» держится экономика? (Природные богатства, труд, капитал)
Какой бывает труд? (Умственный и физический.)
Что включают в себя природные богатства? (Воду, воздух, полезные ископаемые, почву, растения и животные)
III Этап мотивации к учебной деятельности. Целеполагание
– Закройте глаза. Что вы видите? (ничего, только темнота)
– Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это Земля, которая полна тайн. (5 слайд) Это планета Солнечной системы. Имеет шарообразную форму. Окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее – горы, равнины, овраги. На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди.
– А что внутри (в недрах) -?
-Как вы думаете, о чем идет речь? (Нам предстоит выяснить то, что находится в недрах Земли; о ее богатствах…) (Слайд 6) (читает хорошо читающий ученик
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– А что является богатствами, находящимися в недрах Земли? ( Полезные ископаемые)
– Сформулируйте тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока). (Слайд 7)
– Сегодня у нас урок необычный – урок-исследование, а вы побываете в роли людей, которые занимаются изучением и поиском природных богатств.
Кто эти люди? (геологи)
– Верно.
Геолог – это человек, которыйзанимается разведыванием полезных ископаемых. (слайд7)
-Вы как геологи какие по данной теме поставите для себя вопросы?
На слайде для вас подсказка – это начало вопросов. Подумайте и продолжите вопросы. (Слайд 8)
Какие… (полезные ископаемые мы знаем?)
Где… (где находятся?)
Как… (как их люди используют в своей жизни?)
Как… (как их добывают?)
– Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые) (Слайд 9)
– Верно, молодцы!
Ребята, как вы думаете, какие задачи мы поставим на уроке? Что будем узнавать?
познакомиться
- с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;
- со способами их добычи;
- с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые
узнать
- важную роль полезных ископаемых в экономике страны
IV. Работа по теме урока.
1) Словарная работа
А) Исходя из названия темы урока, попробуйте определить, что такое полезные ископаемые? (посовещайтесь в группах и выскажите свои предположения)
От каких слов образовались полезные ископаемые? (Польза) Ископаемые? (Копать)
Как вы понимаете значение этих слов? (Полезные, потому что служат человеку, ископаемые, потому что извлекаются из недр земли)
Обратимся к учебнику и проверим ваши предположения стр. 49 Совпали ваши предположения? (Да.) (получают жетон) (Слайд 10)
– Иногда полезные ископаемые называют «сокровищами недр Земли» или «Природными богатствами», либо «Кладовыми Земли».
-Какие бывают полезные ископаемые? (жидкие, твёрдые и газообразные)
Практическая работа: У вас на столах в лоточке лежат полезные ископаемые. (Слайд 11)
– Сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств гранита, известняка, глина, каменный уголь, нефть, песка)
Представьте на минутку, что вы находитесь не в классе, а в научной лаборатории. В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Вам нужно провести опыт. При работе разрешается воспользоваться атласом- определителем «От Земли до Неба», но прежде давайте выясним, что означают некоторые слова. У ребят из групп были индивидуальные задания.
(Слайд 12)
-Что такое лаборатория? (Лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты.)
–А что такое опыт? (Опыт – проверка какого-либо предположения или гипотезы на практике.)
– Какие законы мы должны соблюдать при работе в лаборатории?
(Слайд 13)
- Все участвуют в работе.
- Все друг другу помогают.
- Конфликты решаются мирным путем.
- Когда один говорит, все внимательно слушают.
- Соблюдать технику безопасности.
- По окончании работы подать сигнал
Все опыты проводятся по инструкции. Инструкции к опытам лежат у вас на столах.
Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. На эту работу вам отводится 5 минут.
(Слайд 14)
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
(Слайд 15)
– Итак, давайте проверим ваши работы. Первая группа прочитайте ваши результаты)
Название | Основные свойства | Использование |
Гранит | Зернистый, твёрдый и прочный | Строительство фундаментов зданий, дорог, памятников |
Известняк | Белого, чёрного или розового цвета | Строительство, мел, мрамор |
Глина | Очень мелкая известь бурого, жёлтого, белого цвета | Кирпич, посуда |
Каменный уголь | Чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч | Отопление жилых помещений, лекарства, пластмассы, духи |
Нефть | Жидкость тёмного цвета, с запахом бензина, горюча | Керосин, бензин, вазелин, лекарства, мыло |
Железная руда | Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы | Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы |
Железная руда. Железная руда – черного или бурого цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Притягивает металлические предметы. Из неё выплавляют металлы.
Нефть. Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят буровые установки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.
Гранит. Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цвета), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают памятники.
Известняк. Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделки тротуаров. Особая разновидность известняка – мел.
Каменный уголь. Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.
Песок. Песок – образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Глина. Глина – бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Торф. Торф – образовался на дне болот из остатков растений. Лёгкий, рыхлый, хорошо пропускает воду. Хорошо горит. Торфяники очень трудно погасить. Используется в сельском хозяйстве и как топливо.
– Ребята, скажите, а почему никто не получил газ для исследования? Посмотрите на свойства газа. Может быть, вы с чем-то не согласны? (Газ не имеет запаха. Учитель объясняет, что это так – газ без запаха.)
– Как вы думаете, для чего мы узнали свойства полезных ископаемых?
-Верно. Узнаем где их применяют. Для чего добывают.
Используя учебник на стр. 47, и сообщения обсудите вопрос: где используют полезные ископаемые.
К какому выводу пришли ваши группы. Для чего добывают полезные ископаемые?
А кто знает какие полезные ископаемыедобывают в нашей Омской области?
Всего на территории Омской области известны 19 основных видов полезных ископаемых
– нефть и газ в северных районах области;
– минеральные соли (сульфат натрия) в Москаленком и Полтавском районах;
-торф на освоенных 28-ми месторождениях;
-строительные материалы (пески, глины, суглинки, и пр.) на 99-ти месторождениях;
– подземные воды, лечебные грязи на территории Черлакского района.
(Слайд 16)
Пришло время немножко отдохнуть
˅ Физминутка
Мы геологами станем
Да? – Да! (хлопок над головой)
Будут все гордиться нами
Да? – Да! (хлопок над головой)
Что ждёт нас впереди?
Высокая гора (показывают руками)
Бурная рука (показывают руками)
Её не обойдёшь (топают ногами)
Её не проплывёшь (плывут)
Её не пролетишь (крылья)
Надо напрямик!
Всё мы сможем, всё сумеем и своей достигнем цели!
Да? – Да! (хлопок над головой)
– А теперь мы узнаем, как добывают полезные ископаемые.
Обратимся к уже полученным нами знаниям на этом уроке. Какими по своим свойствам бывают полезные ископаемые? (твердыми, жидкими, газообразными). Полезные ископаемые добываются в зависимости от свойств полезных ископаемых, месторождений.
Используя учебник на стр. 48, и сообщения
обсудите вопрос: где добывают полезные ископаемые. Что такое месторождение.
Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.
Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах – карьерах. Это открытый способ добычи.
Другие – в шахтах (в глубоких колодцах). А это закрытый способ.
– Как вы думаете, когда какой способ добычи используют?
– Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до полезного ископаемого и вести добычу открытым способом.
В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.
С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.
– Как вы думаете, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)
– Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)
Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины. Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.
Ребята, а как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения детей.)
А как же сберечь это природное богатство? (Экономить, собирать металлолом)
VI. Закрепление изученного материала.
Дети выполняют тест на тему «Полезные ископаемые»)
– Давайте сверим ваши ответы с правильными ответами на доске.
– Оцените свою работу на этом этапе. (Слайд 19)
VII.Домашнее задание (Слайд 20)
Дифференцированное:
1) Учебник стр.50 пересказ;
2) Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом.
(при подготовке сообщения Вы можете пользоваться Интернет ресурсами и дополнительной литературой)
VIII. Итог урока.
Итак, ребята, что вы узнали сегодня на уроке:
познакомились
- с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;
- со способами их добычи;
- с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые
Можем ли мы теперь ответить на вопрос:
- какова важная роль полезных ископаемых в экономике страны?
Прочитайте вывод в учебнике на стр. 50
XI. Рефлексия Заполните оценочный лист и оцените свою работу на уроке.
Оценочный лист.
Действия Знак оценивания
+ ДА – НЕТ
Активно работал на уроке.
Был организатором работы в группе.
Слушал мнение каждого участника группы
Представлял результаты работы группы перед классом
Самостоятельная работа по учебнику
Получил положительную оценку за тест
Посчитайте какая группа сколько набрала жетонов. Капитаны соберите оценочные листы.
Вы очень хорошо потрудились, проявили смекалку, ум, любознательность.
Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу.
Приложение
Карта исследования полезного ископаемого
Название | Основные свойства | Использование |
Гранит | ||
Известняк | ||
Глина | ||
Каменный уголь | ||
Нефть | ||
Железная руда |
Инструкция
1. Название полезного ископаемого.
2. Свойства:
а) цвет;
б) твердое или жидкое;
в) прозрачное или непрозрачное;
г) плотное или рыхлое
3. Применение.
Инструкция
1. Название полезного ископаемого.
2. Свойства:
а) цвет;
б) твердое или жидкое;
в) прозрачное или непрозрачное;
г) плотное или рыхлое
3. Применение.
Правила работы в группе
- Все участвуют в работе.
- Все друг другу помогают.
- Конфликты решаются мирным путем.
- Когда один говорит, все внимательно слушают.
- Соблюдать технику безопасности.
- По окончании работы подать сигнал
Правила работы в группе
- Все участвуют в работе.
- Все друг другу помогают.
- Конфликты решаются мирным путем.
- Когда один говорит, все внимательно слушают.
- Соблюдать технику безопасности.
- По окончании работы подать сигнал
Приложения:
- file1.pptx.zip.. 1,9 МБ
- file0.docx.. 39,0 КБ