Импровизация на гитаре 10 полезных практик для эффективного роста
Первый вопрос, и в некотором смысле самый сложный — осмыслить саму идею импровизации на классической гитаре. Что именно есть импровизация, а что нет? Импровизация — привычная часть музыкального инструментария для гитаристов, специализирующихся на джазе, фламенко, блюграссе, блюзе, роке и других жанрах — оказалась относительно заброшена, если не совсем осмеяна, в жанре современной классической гитары. Конечно, это относится в основном к классической музыке. Но, учитывая историю классической музыки и эволюцию гитары, пожалуй удивительно, что импровизация теперь не играет никакой роли.
Импровизация была обычным явлением в старинной классической музыке. Музыканты эпохи Возрождения, барокко, классического и романтического периодов импровизировали украшения, такие как трели, морденты, апподжиатуры и другие; такие композиторы, как Бах, Моцарт и другие импровизировали все формы, в том числе ричеркар, фугу и вариации. Сегодня этот музыкальный материал кажется каноническим и не подходит для импровизационных экспериментов. Каденция концерта первоначально была разделом между частями, позволяя солистам демонстрировать свои навыки импровизации, и так вплоть до 19-го века, когда композиторы начали выписывать каденции в полном объёме. Исполнители на лютне и виуэле часто импровизировали “прелюдию”, чтобы проверить инструмент или сделать вступление перед другой музыкой.
Импровизационная “прелюдия” — так назвал своё произведение французский гитарист и композитор Roland Dyens, один из самых современных импровизаторов на классической гитаре. “Для меня это почти обряд”, — говорит он. “Я люблю импровизировать, и начать концерт с импровизации — лучший способ проверить звук в зале, оценить настроение и реакцию публики, разогреться, почувствовать свою гитару. И это связывает меня с традицией прелюдирования”.
Roland Dyens импровизирует на конференции GFA 2012 года:
Импровизация может содержать разные вещи: прыжок в запредельное, спонтанность, немного риска. Её можно определить в наиболее широком смысле как неподготовленную композицию или свободное исполнение музыкального эпизода, не предписанного нотацией или каким-либо другим способом. Создание нового ритма, одновременное приукрашивание гармонии, придумывание новой мелодии или “сиюминутной” вариации мелодии — в импровизации возможны все подходы.
“Один из способов импровизировать — это сочинять на месте”, — говорит известный гитарист, композитор и импровизатор Andrew York. “Когда мы импровизируем, мы находимся в дзен-подобном моменте, воспроизводя идеи, которые приходят, надеюсь, без лишних размышлений. Тем не менее, кто-то, кто импровизирует, может иметь и большее чувство времени — и реализовать какие-то идеи развития музыкальной формы. Но на самом деле это довольно сложная задача — держать такую перспективу в голове, когда вы целиком находитесь в настоящем моменте”.
Лёгкая композиция
Немногие выдающиеся классические гитаристы импровизируют на регулярной основе; несомненно, не случайно, что большинство из этих импровизаторов также являются и композиторами для инструмента. Хотя импровизация не является обязательным условием для композиции, эти две дисциплины кажутся взаимодополняющими. Roland Dyensотмечает: “У меня есть близкие друзья, которые являются выдающимися композиторами, но которые реально не знают, как сымпровизировать три ноты подряд. Для меня лично, композитор обязательно подразумевает импровизатора, но в реальности это не всегда так”.
Dušan Bogdanovic, сербско-американский гитарист и композитор, прославленный своими блестящими импровизациями, говорит: “Я написал в своей книге «Ex Ovo», что в идеальном случае импровизация будет такой же структурированной, как композиция, а композиция —такой же свежей и вдохновенной, как импровизация”.
Улучшение импровизационных навыков может помочь нам получить или улучшить навыки композиции на гитаре. “Многие мои пьесы были основаны на импровизации или были рождены из неё”, — говорит Andrew York. “Я могу импровизировать, просто играть на гитаре и натыкаться на что-то, что кажется действительно значимым, ярким, немного волшебным. Я стараюсь записывать это сразу на свой iPhone, чтобы зафиксировать своё намерение, эмоциональный момент, а позже это прослушиваю, используя в качестве плацдарма для разработки темы”. Однако он предупреждает: “Как только вы начинаете возиться с техникой и технологиями, вы полностью выходите из творческого состояния. Крайне важно оставаться в таком настроении, где происходит творчество, и не начинать использовать те части мозга, которые вы используете для манипулирования техникой”.
Итальянско-турецкий гитарист Carlo Domeniconi утверждал, что все гитаристы могут и должны научиться импровизировать, что он называл “liquid composition” (лёгкая композиция). Richard “Rico” Stover пишет в своей книге “Six Silver Moonbeams: The Life and Times of Agustin Barrios Mangore”, что великий парагвайский гитарист был легендарным импровизатором, что неудивительно, учитывая его марафонские занятия на инструменте и его потрясающую память. Agustin Barrios постоянно пересматривал свои сочинения и имел склонность импровизировать на концертах, для него музыка была неким мистическим актом.
Bogdanovic и York согласны с тем, что тяжкая ноша выступлений на сверхвысоком техническом уровне у современных классических гитаристов (и классических музыкантов вообще) привела к отсутствию внимания к практике импровизации. “Классическая и современная музыка требует такого внимания и техники, что очень сложно совместить это с одновременной работой по импровизации”, — говорит Bogdanovic. “Мое мнение таково, что приходится жертвовать одним, чтобы получить другое. Но я думаю, что классические музыканты и, в частности, гитаристы всё же должны систематически изучать импровизацию, и я вижу некоторые признаки этого, особенно в США”.
“По мере того как развивалась педагогика, а классические гитаристы играли всё более сложные пьесы, требовалось всё больше и больше усилий, чтобы играть на высоком техническом уровне”, — добавляет York. “Другое дело, что намного проще быть очень профессиональным исполнителем, чем хорошим импровизатором или композитором. Каждый год мы празднуем победы молодых музыкантов, выигрывающих конкурсы, но при этом мы не собираемся воспитывать каждый год хороших композиторов. Требуется многое, чтобы быть отличным исполнителем, но, как мне кажется, чтобы быть отличным композитором, требуется ещё больше”.
Погружение в “мистику”: десять советов
Изучающие классическую гитару могут столкнуться с отсутствием стандартной практики и методики обучения импровизации. Gerald Klickstein в своей книге “The Musician’s Way: A Guide to Practice, Performance, and Wellness” поощряет студентов к тому, чтобы они считали импровизацию компонентом “musicianship zone”, в то время как практику чтения с листа, гаммы, арпеджио, этюды и так далее он относит к “technique zone”. Импровизация — это акт изысканий, как это называл Van Morrison, “into the mystic”. Классические гитаристы, заинтересованные в развитии или совершенствовании импровизационных навыков, могут начать с нескольких относительно простых шагов.
1. Развивайте слух
“Лучший способ начать — это иметь хороший слух”, — говорит York. “Развивайте свой слух таким образом, чтобы вы могли слышать разные качества каждого тона по отношению ко всей пьесе. Если вы находитесь в тональности Соль и играете гамму Соль мажор, каждая нота гаммы должна иметь для вас собственное качество, чёткую окраску. Чем лучше вы понимаете, как ноты соотносятся с ладом, тем лучше вы можете импровизировать. Если вы не можете сыграть то, что слышите мысленно, вы не сможете и импровизировать.”
2. Обратитесь к популярной музыке
“Научитесь аккомпанировать популярным песням”, — предлагает Dyens. “Это первый и, возможно, самый важный шаг. Затем научитесь делать что-то с гармонией, исследуйте голосоведение, контрапунктическое движение в полифонической музыке. Во Франции у нас есть сильная традиция шансона, например Georges Brassens, Édith Piaf, Jacques Brel. Или, аналогично этому, используйте джазовые стандарты, потому что большинство джазовых стандартов были когда-то популярными песнями, такими как “Over the Rainbow” и тому подобное.
3. Смешивайте
Dyens, York и Bogdanovic — все они отличаются разнообразием своего репертуара и собственных композиций, и все начали импровизировать на самой ранней стадии обучения гитаре.
Слушайте и учитесь играть различные стили, особенно те, которые включают импровизацию: бразильская музыка, рок, турецкая музыка, джаз, что угодно. “Я действительно не вижу больших границ между жанрами, и для меня это просто спектр определённых или не очень определённых стилистических характеристик”, — говорит Bogdanovic. “Импровизация ричеркара — это не то же самое, что импровизация блюза, но на данный момент я считаю, что разница в стилях больше связана с историей или маркетингом, нежели чем с творческой реальностью”.
4. Арпеджируйте
Вникните в такую пьесу, как «Gymnopédie № 1» Эрика Сати, для которой есть несколько хороших аранжировок для классической гитары. Исследуйте его звучные мелодичные аккорды, сначала как написано, а затем расширьте аккорды в легком движении арпеджио, и наконец более агрессивно, свободным арпеджио. Поздравляем, вы просто импровизировали! Меняйте свой подход каждый раз, когда вы играете пьесу, но прекрасно, если вы обнаружите соблазнительное арпеджио, которое захотите использовать повторно. Затем, измените самостоятельно что-нибудь в аккордовых последовательностях.
5. Будьте открыты
Требования к сольной импровизации на таком полифоническом инструменте, как гитара, высоки, ведь необходимо играть мелодию и гармонию одновременно. “Начните с вдохновения и искренности”, — рекомендует Bogdanovic , — “но, что касается тональностей, начиная от блюза и этюдов Каркасси, и заканчивая «Nocturnal» Бриттена, все дороги ведут к Ми, как мажору, так и минору”. Тональности с открытыми струнами позволяют нам использовать открытые ноты гитары в качестве выдержанных тонов при импровизации. Попробуйте настройку dropped-D (6-я струна, настроенная в Ре), особенно если вы не слишком знакомы с этой настройкой; она может открыть новые возможности.
6. Обратитесь к Бразилии
Изучение и исполнение музыки латиноамериканских композиторов может помочь импровизации, поскольку их ритмы и мелодии часто весьма свободны по своей природе и поощряют орнаментацию и другие формы спонтанной интерпретации. Гитарист Benjamin Verdery упомянул в своем блоге, что просто не мог не импровизировать украшения, когда разучил “Julia Florida” Barrios. Бразильская музыка имеет сущность, особенно подходящую для импровизации. Для многих бразильских гитаристов жанровых границ просто не существует: поп, босса-нова, джаз, классика — это всё “violão” (гитара). Раньше, когда люди разыскивали музыку в магазинах, альбомы безупречного исполнителя, композитора и импровизатора Baden Powell чаще встречались в джазовых или бразильских разделах, но он, безусловно, предлагает жемчужины репертуара и для классических гитаристов. Попробуйте, например, “Berimbau” или “Asa Branca” — обе есть в интернете в свободном доступе.
7. Выработайте стратегию начала и завершения
Чтобы импровизировать в конкретной пьесе, выберите часть, которую вы можете использовать в качестве трамплина в импровизацию, и часть, к которой вы перейдёте сразу после вашей импровизации. Последняя может быть той же самой музыкальной фразой, что и первая, или может отличаться. Кода “Consolação” Baden Powell представляет собой раздел, предназначенный для начала импровизации.
8. Ищите уникальные аккорды
Станьте картографом гитары, исследуя различные тональные возможности на грифе. Это произойдёт после того, как вы разработаете свой слух — вы найдете комбинации, которые не являются ни обычными, ни полностью диссонирующими. Коллекционируйте их, как драгоценности, чтобы использовать в уникальных комбинациях, когда импровизируете. “Когда я импровизирую, я обычно играю что-то, что, как я думаю, может работать вместе, некоторые из тысяч вещей, которые могут звучать хорошо”, — говорит Dyens. “Импровизация предполагает много музыкальных знаний. «Организованная импровизация» похожа на маленькую сестру композиции. Так что, всё не совсем случайно”.
9. Наведите мосты
Начиная с маленьких шагов, таких как орнаментация и арпеджированные аккорды, переходите к более сложной импровизации. Конечно, всё приходит с опытом; гитарный конкурс или концерт — не место, где можно попробовать свою первую импровизацию. После того, как вам стало удобно, попробуйте импровизировать в неформальных ситуациях, таких как кафе или приёмы. Там легче удержаться в седле, поскольку люди болтают и звенят бокалами, и вам не нужно играть абсолютно безупречно. В результате вы будете подготовлены, чтобы импровизировать в концертном зале или в студии звукозаписи.
“На протяжении всех сеансов записи моего нового CD я исполнял варианты каждого из своих произведений, сохраняя тот же темп. Я даже пересмотрел структуру одной части на лету и сымпровизировал новое заключение для другой, которое потом включил в финальный микс. У импровизации во время исполнения есть риски, но есть и награды. Импровизация перед людьми – это вызов”, — говорит Bogdanovic. “Конечно, это совсем другая ответственность, нежели чем игра для себя, но, с другой стороны, это очень вдохновляет, и может принести хорошие результаты, ведь вы делитесь своим опытом с широкой публикой”.
10. Не беспокойтесь
Не ждите, что каждая импровизация будет превосходной. Качествами хорошей импровизации должны быть свобода, мелодичность, но не банальность; это трудноуловимое трио. Даже лучшие импровизаторы считают, что удачные моменты редки. “Честно говоря, у меня много недостатков, и буду честным — большинство моих импровизаций просто не слишком хороши”, — говорит Dyens. “Иногда, но очень редко, я думаю: вау, это заслуживало бы пьесы. Это бывает, но это редкость”.
York согласен с этим мнением: “Когда вы импровизируете перед множеством людей, вы надеетесь, что всё будет хорошо. Но получается хорошо не всегда. Я не самый крепкий импровизатор, как например Dušan Bogdanovic — он настоящий гений импровизации. К сожалению, это не похоже на ситуацию, когда вы разучиваете пьесу до такой степени, чтобы на 95 процентов быть уверенным, что исполните её блестяще. Импровизация высшего класса не будет случаться каждый раз. Но когда это получается, это волшебство”.
По материалам статьи 10 Tips on Improvisation from Andrew York, Roland Dyens, and Dušan Bogdanovic.
Импровизация на гитаре. О чем пойдет речь?
Гитарная импровизация – это одна краеугольных тем музыкального мастерства. На предмет этого вопроса было уже огромное количество разговоров, и почти каждый именитый гитарист имеет свое мнение по этому вопросу. И оно верно – ведь именно в импровизации и рождается музыка, именно импровизацией и было создано огромное число известнейших композиций.
Более того, на ней построено огромное количество представлений и шоу – в рок-музыке зачастую известные исполнители не переигрывают свои соло в живую, а придумывают какие-то новые, и некоторые из них становятся поистине легендарными. На импровизации построен целый жанр – джаз, который в корне отличается от всей остальной музыки.
И видя это, любой начинающий гитарист задастся вопросом – а сложно ли это? Надо быть честным – да, импровизация — это действительно непросто. Однако, это не настолько сложно, как говорят многие. Для простой игры не требуется огромных музыкальных познаний, пяти лет школы, и подобных вещей. Достаточно будет просто немного поработать головой и разобрать уже то, что вы и так знаете – однако, более глубоко. И тогда уже через пару дней тренировок на гитаре вы сможете играть свои первые импровизированные соло и сочинять свои песни!
Простые уроки для новичков
Без знания гамм и нот
Скорее всего, если сейчас вы читаете эту статью – то вы понятия не имеете, что такое гаммы, как их играть, а ноты для вас это вообще что-то невероятно зловещее, сложное и непонятное. Скажем честно – совсем без знания нот дела никуда не пойдут, однако – сюрприз – вы уже их знаете.
Каким образом?
Аккорды. Весь секрет именно в них. По факту обозначения аккордов – это те ноты, от которых они строятся. То есть A – обозначает ноту Ля, плюс дополнительные два звука. Вообще эти звуки зовутся доминанта и субдоминанта, но даже эта терминология вам не понадобится.
Небольшой экскурс в теорию.
Он не будет очень сложным, но будет крайне полезным для вашего развития. Итак, нот всего 12. Это семь полных – до (C), ре (D), ми (E), фа (F), соль (G), ля (A) и си (B), плюс еще пять промежуточных – обозначающихся с так называемым «Диезом». Промежуточных нот пять, потому что их нет между Ми и Фа, а также Си и До.
Между полными нотами идет промежуток в так называемый тон – на гитаре это два лада. То есть между всеми перечисленными семью звуками расстояние будет в два лада – кроме, соответственно, Ми и Фа, и Си и До – в данном случае промежуток будет один лад.
Теперь возьмите гитару и зажмите аккорд E – Ми. Теперь не меняя позицию сдвиньте его на один лад вверх – то есть теперь зажатие струн будет происходить на втором и третьем, а не первом и втором. А на первом поставьте баррэ. Что получилось? Правильно – аккорд F. Теперь всю позицию сдвиньте на два лада – то есть на третий. Вы поставили аккорд G.
И это работает со всеми остальными позициями. Если вы сдвинете Am на два лада и поставите баррэ на втором, то выйдет аккорд Bm. И так далее.
Это называется «аккордовые формы», и оно работает со всеми позициями, которые вы ставите, когда играете так называемые аккорды для начинающих. Если вы сумеете выучить эту вещь – то вам откроется огромнейший простор для импровизации аккордами.
Более того, все септаккорды, все трезвучия с повышенными ступенями, также подчиняются этому правилу. Поэтому первое, что стоит выучить для того, чтобы сочинять собственные песни – это именно формы аккордов. Это также поможет вам и выучить ноты на грифе – просто смотрите на то, как называется трезвучие, и обращайте внимание на то, какая струна при игре звучит самой первой – и именно это и будет нота.
Пентатоника – это просто!
А вот для этого уже придется немного подучить, что же такое гамма, поскольку без нее понять, что такое пентатоника нельзя. Опять же, это будет не очень тяжело, поскольку основную суть можно понять из предыдущего раздела.
Итак, мы знаем, что все ноты разделяются между собой тоном или, в двух случаях, полутоном. По сути своей гамма представляет из себя последовательность идущих друг за другом нот, выстроенных в определенном порядке. Самая первая нота в гамме называется тоникой.
Гамма До-мажор
Мажорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
То есть мажорная гамма До выглядит вот так:
До – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.
Гамма Ля-минор
Минорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.
В этом случае возьмем минорную гамму Ля:
Ля – си – до – ре – ми – фа – соль – ля.
Каждая из нот, которая используется в гамме, называется ступенью – всего их восемь. Это классическое правило, от которого и отходит пентатоника. В пентатонике нот пять – поскольку в ней отсутствует две ступени. В мажорном случае это четвертая и седьмая, в минорном – вторая и шестая.
Пентатоника До-мажор
То есть для того, чтобы построить пентатонику, вам надо просто убрать из гаммы две ноты.
В такой ситуации пентатоника от До-мажора выглядит так:
До – ре – ми – соль – ля – до
Пентатоника Ля-минор
От Ля-минора так:
Ля – до – ре – ми – соль – ля.
Поэтому для того, чтобы построить пентатонику, следует просто понимать, какую ноту на грифе вы сейчас играете, подобрать к этой ноте гамму – что очень просто, если действовать по схеме – и после этого убрать из нее нужные ступени. Конечно, это потребует времени, однако это просто необходимо для рок-импровизации, а также для решения вопроса – как играть красивые соло на гитаре.
Джазовая импровизация на гитаре
А вот тут все гораздо сложнее. Дело в том, что джаз играется очень своеобразно – там практически никогда не применяются стандартные аккорды, их расширяют при помощи поднятия ступеней и добавления дополнительных нот. Именно поэтому важно начать с классических джазовых стандартов. Вы можете не учить ноты и гаммы, однако стоит посмотреть уроки – как они строятся, на чем вообще базируется джаз. И только тогда вы сможете комфортно импровизировать.
Блюзовая импровизация на гитаре
По сути, весь блюз построен на пентатониках. Для освоения импровизации в этом направлении вам поможет раздел выше, где подробно рассказано, как она строится, и на чем базируется. Однако стоит также посмотреть определенные блюзовые стандарты, под которыми подразумеваются аккордовые последовательности, приемы и характерные ритмические рисунки.
Импровизация на гитаре – все, что нужно знать
Но ведь начало статьи обещало, что теории будет по минимуму! И верно – на этом мы закроем эту тему. Сейчас мы дадим несколько советов для начинающих, которые можно применять и при игре красивыми переборами,и соло-партий, и аккордовых позиций.
Играйте больше, учите больше
Именно так. Все очень просто – чем больше вы сами играете и слушаете, чем больше учите произведений – тем больше становится ваш музыкальный запас. Это как со словарем – если вы много читаете, то и ваш лексикон будет гораздо шире. Поэтому занимайтесь каждый день, и учите как можно больше песен.
Разбирайте каждую композицию
Однако просто заучивать текст композиции недостаточно. Гораздо эффективнее будет, если вы станете разбирать их. Почему на этом месте стоит такой аккорд? Почему в соло сыграна эта нота? Начиная отвечать себе на эти вопросы вы не только будете пополнять свою голову музыкальными фразами – вы начнете понимать, как музыкальная кухня работает. Это очень важно для грамотной импровизации – поскольку именно так лучшие ходы будут откладываться в голове, и потом вы невольно сами начнете, их применят на практике. Запоминайте каждый услышанный ход, увеличивая для себя количество фраз и интонаций.
Начинайте с простого
Ингви Мальмстин, каким бы гением он ни был, не сразу начал играть теппингом и свипом. Ни один гитарист не начинал осваивать сразу сложные вещи. Начинайте с простого – с простых переборов, аккордов и сольных пассажей. Именно так – переходом от простого к сложному – и происходит рост. Постепенно вы сможете сыграть все более замысловатые мелодии, а сейчас попробуйте что-то простое.
Например, простые переборы на гитаре схемы для которых представлены на этом сайте. Еще прекрасно подойдут композиции группы Blackmore’s Night, или вообще классические произведения.
Для отработки соло и начала импровизаций подойдут песни AC/DC, например, или же композиции команд Offspring и Green Day.
Аккордовые же песни можно найти на этом сайте – просто возьмите обычный трек с трезвучиями для новичков.
Больше слушайте
Каждый уважающий себя музыкант должен не только играть – но и еще слушать. Слушайте больше музыки, самых разных направлений – от рэпа до тяжелого метала. И главное – вслушивайтесь в то, как в них устроены композиции, как звучат инструменты. Запоминайте это и потом пытайтесь повторить на грифе инструмента. Таким образом, вы пассивно расширяете свой музыкальный словарный запас. Мелодии откладываются у вас в подкорку, и потом в процессе импровизации обязательно проявят себя.
Чаще подбирайте песни на слух
Основа импровизации – умение слышать не только себя, но и других. В какой тональности играет, басист или второй гитарист? Какой аккорд сейчас можно обыграть? А какая нота хорошо зазвучит в данном случае? Это все развивается только с тренировкой слуха. А развить его можно только одним способом – подбором мелодий. Поначалу это будет, скажем честно, очень тяжело – но потом, постепенно, слух будет улучшаться, и весь процесс станет быстрее.
Учите теорию
Да, импровизировать без знания теории возможно. Да, это будет получаться, и даже в определенный момент – легко. Но когда? Через пять лет непрерывной игры на слух? Или через шесть? Теория значительно упрощает этот вопрос – вы просто будете знать, что надо сыграть в тот или иной момент, без каких-либо сомнений. Вы будете знать, как строятся аккорды, и вы будете знать вообще все способы каким бы то ни было образом разнообразить вашу музыку. Обязательно учите музыкальную теорию, если хотите стать кем-то большим, чем просто обычным дворовым гитаристом.