Игры по экологии полезно и вредно
Занятие-игра по экологии
(для педагогических работников города)
Тема: «ПОЛЕЗНЫЙ ИЛИ ВРЕДНЫЙ».
Задачи: закрепить понятие, что природа – великое единство всего существующего в ней. С помощью игры показать, что не бывает абсолютно «вредных» животных и птиц, что нельзя оценивать значение животных только с точки зрения пользы или вреда для человека. Показать, что деление человеком животных и птиц на «полезных» и «вредных» очень условно. Продолжать прививать любовь к животным и птицам, и желание оказывать им помощь.
Материал: шишки для обозначения баллов; 2 картины с изображениями птиц и животных, напротив них, то, чем они питаются; телефон; магнитофон; горшочки с высаженными комнатными цветами для призов гостям; мешочки с фишками 2х цветов.
Предварительная работа: Плановые занятия о птицах и диких животных, беседы, рассматривание картин.
Ход занятия-игры.
Вос-ль: обращаю внимание на гостей, а за тем спрашиваю: ребята, вы хотите поиграть и угадать о чем или о ком будет занятие. Игра эта знакома всем, мы уже много раз в неё играли. И гостям, я думаю, тоже знакома. Называется она «Да», «Нет».
Вос-ль: – Я загадала что-то, а вы отгадайте.
Реб-к: – Оно живое?
Вос-ль:- Да.
Реб-к: – Оно в лесу живет?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Оно летает?
Вос-ль: -Нет.
Реб-к: – Оно большое?
Вос-ль: – Нет.
Реб-к: – Оно хищное?
Вос-ль: – Нет.
Реб: – Оно меняет шубу?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Это заяц?
Вос-ль: Да, вы правильно отгадали. Слушайте следующую загадку.
– Я загадала что-то, а вы отгадайте.
Реб-к: – Оно живое?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Оно в лесу живет?
Вос-ль: – Да.
Реб-к:- Оно летает?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Оно большое?
Вос-ль: – Нет.
Реб-к: – Ягодами питается?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Грудка красная?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Это снегирь?
Вос-ль: – Да, и эту загадку вы отгадали. Как вы думаете, о чем будет сегодня занятие?
Реб-к: – Я думаю о животных и птицах (выслушиваются другие версии).
Вос-ль: – Да, занятие будет о животных и птицах, а хотите ещё поиграть? (Да). Для этого нам необходимо разделиться на две команды. Из мешочка надо достать фишки. Они красные и синие. Ребята с красными фишками садятся за правый стол, а с синими – за левый стол. Займите свои места. А теперь я расскажу вам о чем будет наша игра и как она пройдёт. Мы много раз читаем и говорим, что это животное полезное, а это вредное. Но это мы люди так разделили животных и птиц, потому что они нам либо вредны, либо полезны. Давайте поиграем и проверим так ли это? Одна команда будет называться «Полезный», другая «Вредный». Команда, которая называется «Полезный» – называет полезные качества животных или птиц, а команда «Вредный» – называет вредные качества животных или птиц. Нам нужно жюри, давайте выберем желающих из гостей (выбирается жюри, которые за каждый правильный ответ дают балл – шишку). В конце занятия мы подсчитаем шишки.
И так начнём, кто загадает первую загадку.
Реб-к: Живёт в лесу, хвост пушистый, сама хитрая и т. д.
Противоположная команда: Лиса.
Вос-ль: – Уточняет у загадывающей загадку команды, так ли её отгадали. И приступает к игре.
Полезный: Лиса уничтожает мелких грызунов.
Вредный: Лиса крадет кур в деревне.
Полезный: У лисы ценный мех.
Вредный: Лиса разоряет гнёзда.
Полезный: Лиса питается отбросами, падалью, чем очищает экологию.
Вредный: Лиса занимает чужие норы.
Полезный: Лисы, хорошие родители, мать неотлучно кормит детей молоком, а отец охотится и приносит ей поесть. Для детей они еще и пережевывают мясо.
Вос-ль: Хорошо, достаточно. Следующую загадку загадывает другая команда.
Реб-к: В лесу летает, людям года считает, птенцов не выращивает.
Команда противоп.: Кукушка.
Вос-ль: Уточняет, правильно ли отгадали загадку и приступает к игре.
Полезный: У кукушек хороший аппетит и они целыми днями летают и добывают в корм насекомых.
Вредный: Подкладывает другим птицам яйца.
Полезный: Ест волосатых гусениц, ведь никакие другие птицы их не едят. Они погрызли бы все листья на деревьях и лес погиб бы.
Вредный: Вылупившиеся кукушата выбрасывают из гнезда все другие яйца, значит, не появятся на свет птенцы той птицы, в гнездо которой подложили кукушат.
Вос-ль: Достаточно. Теперь сделаем паузу, и каждая команда имеет возможность получить дополнительное очко. Вот перед вами два мольберта с картинками животных и птиц, а напротив нарисовано то, чем они питаются, вам надо правильно поставить стрелочки, если вы правильно поставите, то команда зарабатывает дополнительный балл.
Дети работают у мольберта, отмечаются их действия.
Вос-ль: А теперь продолжим игру, загадывает загадку следующая команда.
Реб-к: Он – крупный хищник, сильный, ловкий, быстро бегает. Они охотятся стаями.
Отгадывающая сторона: Волк.
Вос-ль: Ребята, правильно ли отгадали вашу загадку? (Да). Приступаем к игре.
Полезный: Когда волки добывают пищу в природе, их жертвами становятся старые, больные животные. Истребляя их, волки исключают заражение других животных.
Вредный: Волки нападают на домашних животных – овец, коров, лошадей, причиняя вред человеку.
Полезный: Если в природе появляется много бродячих собак, то только волки могут быстро справиться с ними, поскольку собачьи стаи причиняют природе очень серьёзный урон.
Вредный: Волки часто нападают на человека.
Вос-ль: Хорошо, о волке выяснили. Теперь послушаем, какую загадку загадают нам следующую.
Ре-к: Эта птица – хищник. У него крепкие когтистые лапы, с большим размахом крылья.
Отгадывающая команда: Орел.
Вос-ль: Ребята, правильно ли они отгадали вашу загадку? (Да). Тогда начинаем доказывать.
Вредный: Нападает на крупных зверей и птиц, в том числе и домашний скот.
Полезный: Уничтожает больных животных, падаль, тем самым уменьшает распространение заболеваний в животном мире.
Вос-ль: Хорошо. А теперь музыкальная разминка, которую мы устроим для наших гостей. Включаю магнитофонную запись с голосами птиц. За правильный ответ ребята вручают призы – высаженные в горшочки комнатные цветы.
Благодарю гостей за участие. И снова командам предоставляется возможность заработать дополнительное очко. Каждая команда, должна показать с помощью пантомимы (без слов), какое-нибудь животное или птицу, а другая команда отгадать показываемое.
Дети изображают птиц или животных.
Вос-ль: Ну вот мы и убедились, что в природе нет абсолютно «вредных» или «полезных» животных и птиц.
Тут раздается телефонный звонок, поднимаю трубку (все в магнитофонной записи). Алло.
Отвечает обеспокоенный голос слона:
Здравствуйте ребята, вам звонит слон из далекой Африки.
Мне здесь звери устроили суд, говорят, что я очень большое
И бесполезное животное. Когда хожу – ломаю деревья,
Когда кричу – у всех болят уши.
Прошу вас заступитесь.
Если вы сможете назвать, чем я полезен, то я буду
спасен, и меня не выгонят из лесов Африки.
Вос-ль: Ребята, давайте поможем слону, подумаем, чем он полезен.
1Реб-к: Слоны питаются только растительной пищей, они не хищники.
2Ре-к: Своим криком слоны предупреждают об опасности других зверей.
3Реб-к: Они помогают человеку в строительстве, носят тяжести на себе и проходят там, где не может пройти транспорт.
Голос слона: Спасибо вам ребята, я теперь спасен, а за это я вам посылаю угощение.
Вносится поднос с фруктовым канопе (на палочке нанизаны кусочки фруктов – банан, яблоко, мандарин, виноград).
Жюри оглашает очки.
Занятие-игра по экологии
(для педагогических работников города)
Тема: «ПОЛЕЗНЫЙ ИЛИ ВРЕДНЫЙ».
Задачи: закрепить понятие, что природа – великое единство всего существующего в ней. С помощью игры показать, что не бывает абсолютно «вредных» животных и птиц, что нельзя оценивать значение животных только с точки зрения пользы или вреда для человека. Показать, что деление человеком животных и птиц на «полезных» и «вредных» очень условно. Продолжать прививать любовь к животным и птицам, и желание оказывать им помощь.
Материал: шишки для обозначения баллов; 2 картины с изображениями птиц и животных, напротив них, то, чем они питаются; телефон; магнитофон; горшочки с высаженными комнатными цветами для призов гостям; мешочки с фишками 2х цветов.
Предварительная работа: Плановые занятия о птицах и диких животных, беседы, рассматривание картин.
Ход занятия-игры.
Вос-ль: обращаю внимание на гостей, а за тем спрашиваю: ребята, вы хотите поиграть и угадать о чем или о ком будет занятие. Игра эта знакома всем, мы уже много раз в неё играли. И гостям, я думаю, тоже знакома. Называется она «Да», «Нет».
Вос-ль: – Я загадала что-то, а вы отгадайте.
Реб-к: – Оно живое?
Вос-ль:- Да.
Реб-к: – Оно в лесу живет?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Оно летает?
Вос-ль: -Нет.
Реб-к: – Оно большое?
Вос-ль: – Нет.
Реб-к: – Оно хищное?
Вос-ль: – Нет.
Реб: – Оно меняет шубу?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Это заяц?
Вос-ль: Да, вы правильно отгадали. Слушайте следующую загадку.
– Я загадала что-то, а вы отгадайте.
Реб-к: – Оно живое?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Оно в лесу живет?
Вос-ль: – Да.
Реб-к:- Оно летает?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Оно большое?
Вос-ль: – Нет.
Реб-к: – Ягодами питается?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Грудка красная?
Вос-ль: – Да.
Реб-к: – Это снегирь?
Вос-ль: – Да, и эту загадку вы отгадали. Как вы думаете, о чем будет сегодня занятие?
Реб-к: – Я думаю о животных и птицах (выслушиваются другие версии).
Вос-ль: – Да, занятие будет о животных и птицах, а хотите ещё поиграть? (Да). Для этого нам необходимо разделиться на две команды. Из мешочка надо достать фишки. Они красные и синие. Ребята с красными фишками садятся за правый стол, а с синими – за левый стол. Займите свои места. А теперь я расскажу вам о чем будет наша игра и как она пройдёт. Мы много раз читаем и говорим, что это животное полезное, а это вредное. Но это мы люди так разделили животных и птиц, потому что они нам либо вредны, либо полезны. Давайте поиграем и проверим так ли это? Одна команда будет называться «Полезный», другая «Вредный». Команда, которая называется «Полезный» – называет полезные качества животных или птиц, а команда «Вредный» – называет вредные качества животных или птиц. Нам нужно жюри, давайте выберем желающих из гостей (выбирается жюри, которые за каждый правильный ответ дают балл – шишку). В конце занятия мы подсчитаем шишки.
И так начнём, кто загадает первую загадку.
Реб-к: Живёт в лесу, хвост пушистый, сама хитрая и т. д.
Противоположная команда: Лиса.
Вос-ль: – Уточняет у загадывающей загадку команды, так ли её отгадали. И приступает к игре.
Полезный: Лиса уничтожает мелких грызунов.
Вредный: Лиса крадет кур в деревне.
Полезный: У лисы ценный мех.
Вредный: Лиса разоряет гнёзда.
Полезный: Лиса питается отбросами, падалью, чем очищает экологию.
Вредный: Лиса занимает чужие норы.
Полезный: Лисы, хорошие родители, мать неотлучно кормит детей молоком, а отец охотится и приносит ей поесть. Для детей они еще и пережевывают мясо.
Вос-ль: Хорошо, достаточно. Следующую загадку загадывает другая команда.
Реб-к: В лесу летает, людям года считает, птенцов не выращивает.
Команда противоп.: Кукушка.
Вос-ль: Уточняет, правильно ли отгадали загадку и приступает к игре.
Полезный: У кукушек хороший аппетит и они целыми днями летают и добывают в корм насекомых.
Вредный: Подкладывает другим птицам яйца.
Полезный: Ест волосатых гусениц, ведь никакие другие птицы их не едят. Они погрызли бы все листья на деревьях и лес погиб бы.
Вредный: Вылупившиеся кукушата выбрасывают из гнезда все другие яйца, значит, не появятся на свет птенцы той птицы, в гнездо которой подложили кукушат.
Вос-ль: Достаточно. Теперь сделаем паузу, и каждая команда имеет возможность получить дополнительное очко. Вот перед вами два мольберта с картинками животных и птиц, а напротив нарисовано то, чем они питаются, вам надо правильно поставить стрелочки, если вы правильно поставите, то команда зарабатывает дополнительный балл.
Дети работают у мольберта, отмечаются их действия.
Вос-ль: А теперь продолжим игру, загадывает загадку следующая команда.
Реб-к: Он – крупный хищник, сильный, ловкий, быстро бегает. Они охотятся стаями.
Отгадывающая сторона: Волк.
Вос-ль: Ребята, правильно ли отгадали вашу загадку? (Да). Приступаем к игре.
Полезный: Когда волки добывают пищу в природе, их жертвами становятся старые, больные животные. Истребляя их, волки исключают заражение других животных.
Вредный: Волки нападают на домашних животных – овец, коров, лошадей, причиняя вред человеку.
Полезный: Если в природе появляется много бродячих собак, то только волки могут быстро справиться с ними, поскольку собачьи стаи причиняют природе очень серьёзный урон.
Вредный: Волки часто нападают на человека.
Вос-ль: Хорошо, о волке выяснили. Теперь послушаем, какую загадку загадают нам следующую.
Ре-к: Эта птица – хищник. У него крепкие когтистые лапы, с большим размахом крылья.
Отгадывающая команда: Орел.
Вос-ль: Ребята, правильно ли они отгадали вашу загадку? (Да). Тогда начинаем доказывать.
Вредный: Нападает на крупных зверей и птиц, в том числе и домашний скот.
Полезный: Уничтожает больных животных, падаль, тем самым уменьшает распространение заболеваний в животном мире.
Вос-ль: Хорошо. А теперь музыкальная разминка, которую мы устроим для наших гостей. Включаю магнитофонную запись с голосами птиц. За правильный ответ ребята вручают призы – высаженные в горшочки комнатные цветы.
Благодарю гостей за участие. И снова командам предоставляется возможность заработать дополнительное очко. Каждая команда, должна показать с помощью пантомимы (без слов), какое-нибудь животное или птицу, а другая команда отгадать показываемое.
Дети изображают птиц или животных.
Вос-ль: Ну вот мы и убедились, что в природе нет абсолютно «вредных» или «полезных» животных и птиц.
Тут раздается телефонный звонок, поднимаю трубку (все в магнитофонной записи). Алло.
Отвечает обеспокоенный голос слона:
Здравствуйте ребята, вам звонит слон из далекой Африки.
Мне здесь звери устроили суд, говорят, что я очень большое
И бесполезное животное. Когда хожу – ломаю деревья,
Когда кричу – у всех болят уши.
Прошу вас заступитесь.
Если вы сможете назвать, чем я полезен, то я буду
спасен, и меня не выгонят из лесов Африки.
Вос-ль: Ребята, давайте поможем слону, подумаем, чем он полезен.
1Реб-к: Слоны питаются только растительной пищей, они не хищники.
2Ре-к: Своим криком слоны предупреждают об опасности других зверей.
3Реб-к: Они помогают человеку в строительстве, носят тяжести на себе и проходят там, где не может пройти транспорт.
Голос слона: Спасибо вам ребята, я теперь спасен, а за это я вам посылаю угощение.
Вносится поднос с фруктовым канопе (на палочке нанизаны кусочки фруктов – банан, яблоко, мандарин, виноград).
Жюри оглашает очки.
Дидактические игры по экологии – занятия для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе. Дети, участвуя в играх, учатся правильно себя вести на природе, получают базовые экологические знания и стремление применять их на практике.
Земля, воздух, вода
Игра закрепляет знания о трех природных средах, развивает слуховое восприятие и скорость мышления.
Воспитатель, бросив мяч ребенку, называет живое существо. Ребенок отвечает, в какой природной среде оно обитает. Например: «ворона» – «воздух», «карась» – «вода», «енот» – «земля».
Животные, рыбы, птицы
Дидактическая игра по экологии закрепляет понимание, на какие классы разделяются живые существа.
Воспитатель, бросив мяч, называет класс живых существ. Ребенок называет вид, принадлежащий этому классу. К примеру: «птица» – «соловей», «животное» – «лошадь», «рыба» – «сом». Повторяться нельзя.
Сбережем природу
Цель дидактической игры по экологии – сформировать у дошкольников понимание, почему важно любить и оберегать природу. Для урока необходимо подготовить карточки с изображением объектов неживой и живой природы.
Разложив карточки на столе, нужно убрать одну. А воспитанники должны рассказать, что произойдет с остальными природными объектами, если исчезнет убранный объект. Что произойдет на планете, если исчезнут «деревья», «солнце», «насекомые» и прочее (убирать карточки одну за другой).
В завершение игры воспитатель должен объяснить детям, что объекты природы взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга. Поэтому их всех нужно беречь.
Составь цепочку
Экологическая игра уточняет и закрепляет знания о природных объектах. Для ее проведения требуются карточки, изображающие объекты неживой и живой природы.
Ребенок должен описать то, что изображено на карточке. Например, «бабочка» – насекомое, яркое, с красивыми крыльями, летает летом, питается нектаром, гусеница превращается в куколку.
Подбери правильное
Игра по экологии проходит в виде опроса. Воспитатель называет слово, а воспитанники перечисляют, кого или что это слово может характеризовать. К примеру:
- зеленый – лист, кузнечик, лес, огурец, трава;
- холодный – снег, лед, иней, ручей;
- влажный – туман, река, озеро, роса, туча.
Для каждой ветки свои детки
Цель дидактической игры – закрепить знания о плодовых деревьях и ягодных кустарниках, научить детей определять вид растения по плодам и листьям. Для игры требуются картинки с садовыми деревьями и кустарниками, а также отдельно картинки с плодами и ягодами.
Дети отгадывают деревья и кустарники. К каждому растению подбирают соответствующий фрукт или ягоду.
Узнай птицу
С помощью дидактической игры дошкольники уточняют знания о перелетных и остающихся на зимовку птицах. Требуются карточки с изображенными узнаваемыми силуэтами птиц. Воспитанники отгадывают птиц, рассказывают, остаются те зимовать, или оправляются в южные края.
Занятие развивает зрительную способность различать живых существ по силуэту.
Человек и природа
Экологическая игра формирует и закрепляет понимание, что в окружающем мире создано человеческими руками, а что дает природа.
Занятие по экологии проходит в форме беседы. Воспитатель бросает мяч ребенку, спрашивает: «Что создал человек?» и «Что создала природа?». Ребенок отвечает. Ответами на первый вопрос могут быть «дома», «дороги», «заводы», «автомобили». На второй – «нефть», «древесина», «торф», «уголь», «соль».
Найди лишнее
Дидактическая игра по экологии закрепляет знания о насекомых, формирует понимание об их отличии от других живых существ.
Воспитатель перечисляет четырех существ, дети говорят, какое слово лишнее:
- кролик, енот, волк, [пчела];
- воробей, [муравей], грач, перепелка;
- мотылек, стрекоза, [куница], шмель;
- стрекоза, саранча, [пчела], божья коровка;
- комар, майский жук, [ящерица], бабочка;
- кузнечик, мотылек, [синица], мошкара;
- клоп, таракан, [пчела], тля;
- ящерица, [стрекоза], черепаха, жаба.
Назови насекомое
Чтобы провести экологическую игру, формирующую понятие «насекомых», необходимо разрезать на небольшие части картинки, на которых изображены:
- летящая стрекоза;
- муха;
- гусеница на цветке;
- бабочка с раскрытыми крыльями;
- божья коровка;
- собирающая нектар пчела;
- жук на ветке;
- кузнечик в траве.
Дети должны правильно сложить пазлы.
Вершки и корешки
Цель экологической игры – закрепление знаний о том, какие части растений пригодны в пищу. Понадобятся два хулахупа (красный и зеленый) и карточки с изображением огородных растений.
Хулахупы нужно положить так, чтобы они пересеклись. Зеленый – для вершков (зелени), красный – для корешков (корнеплодов), центральная часть (где хулахупы пересекаются) – для растений, у которых съедобны и зелень, и подземная часть. Дети по очереди берут карточки, кладут в соответствующие зоны.
Съедобное-несъедобное
Цель дидактической игры – научить дошкольников различать съедобные и несъедобные грибы. Для занятия требуются картинки грибов и корзина.
Воспитатель задает загадку о грибе. Дети отгадывают, находят изображение среди картинок. Если гриб съедобный, кладут картинку в корзину.
Обучение экологии в игровой форме вызывает интерес у детей, развивает любознательность, мыслительную способность и стремление к познанию окружающего мира, расширяет кругозор. Дошкольники закрепляют знания об окружающем мире, получают понимание о взаимосвязях между природными объектами и явлениями.