Игры для детей начальной школы полезные

Игры для младших школьников
Игры за столом, игры в помещении, игры со словами, дидактические игры в начальной школе
Незатейливые игры
Когда на улице дождь и нет возможности погулять, можно поиграть вот в такие незатейливые игры.
Русская народная игра «Мышка»
Играющие встают в круг. Соединяют вместе ладони. Один из водящих берет маленький предмет («мышку»), зажимает его между ладонями, идет по кругу, вкладывает свои ладони в ладони играющих и незаметно передает кому-нибудь «мышку». Встает рядом с другим водящим: тот должен угадать, у кого «мышка».
Игра «На опушке леса»
Сделать картину «Если бы я был деревом». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они деревья и корнями вросли в землю.
Дидактическая игра «Подбери словечко»
В яркий солнечный морозный день каким вам кажется снег? (Сверкающим, искристым, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным.) А что делают снежинки? (Порхают, кружатся, летят.) Когда идет снег, то как это явление называется? (Снегопад.)
«Птицелов»
В центре — «птицелов» с завязанными глазами. «Птицы»-дети ходят вокруг «птицелова» со словами:
В лесу, во лесочке,
На земле, на дубочке
Птицы весело поют:
«Ай, птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет.
Птицы, улетайте!»
«Птицелов» хлопает в ладоши, дети замирают. Он начинает искать. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы и имя ребенка.
Игра «Цветы»
Дети делятся на две команды. Каждый ребенок придумывает для себя название цветка и сообщает тихо воспитателю. Команды становятся друг против друга.
Команда детей: здравствуйте, «цветы»!
Команда «цветов»: здравствуйте, дети. Угадайте наши имена.
Дети по очереди перечисляют названия цветов, угаданные «цветы» отходят в сторонку. Когда все цветы отгаданы, игра закончена, можно поменяться ролями.
Игра «Окончи предложение»
Дети по очереди продолжают предложения.
Стоит Антошка на одной…
У Вани две…, а у гриба….
У стола и у стула четыре…
У стола ножки длинные, у дивана…
У гриба шляпка большая, у гвоздя…
Под соснами, под елками ползет клубок с…
У ежа иголки ежовые, у сосны…
У сосны и елки иголки круглый год-
Иголкой можно уколоться, она…
Таня гладит утюгом…
Таня погладила рукой…
У меня большая рука, а у Лены маленькая…
Таня пишет в тетради…
У стакана нет…, а у чашки есть…
У кастрюли две…
За ручку можно чашку…
Ручка есть у утюга, холодильника…
Игра «Бывает — не бывает»
Цель игры — учить рассуждать, аргументировать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера.
Кот Васька стащил сметану. Так бывает? Съел ее и довольный залаял: ав-ав! Так бывает? А как бывает?
Услышал кота Ваську пес Арапка и замяукал: «Мяу-мяу! И я хочу сметаны!» Так бывает?
Кот Васька ловит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки сидят в гнездышке и пищат: пи-пи-пи. Так бывает?
Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька летает еще быстрее. Так бывает?
Пес Арапка любит поесть. Он охотится на мышей и крыс. Ляжет пес Арапка возле норки и караулит. Так бывает? Мыши живут в печке. Они едят дрова и угольки. Вылезают из печки такие беленькие, такие чистенькие. Пес Арапка ловит мышей на удочку и жарит их в холодильнике. Так бывает?
Игра «Какой? Какая? Какое?»
Подобрать к слову как можно больше определений, сказанное не повторять. Показывают картинку с предметом, за каждое слово – фишка. Например: яблоко — сочное, круглое, красное, большое, наливное, спелое… Груша, лиса, белка, ежик…
«Восстанови слова»
В записанных несколько необычным способам словах есть одинаковые слоги — первый и последний. Что это за слова? Восстановите их.
**но** **туш** **ри** **ат** **х** **леч**
(Заноза, катушка, царица, оратор, тахта, колечко.)
«Собери слова»
Дети могут сами подготовить все необходимое для этой игры. Сначала надо взять старые журналы и вырезать из них заголовки статей, которые написаны большими буквами. Затем эти заголовки разрезают на слоги и складывают в коробку из-под конфет или приклеивают в свободном порядке на ватман формата АЗ. Из коробки можно брать слоги и составлять из них слова. Это не только красиво, поскольку слова получаются цветными, буквы разного размера и разнообразные по написанию, но и очень интересно.
«Впиши гласные»
Эта ифа проводится на время. Участвовать могут несколько человек или вся группа (воспитателю только следует продумать, как всех учащихся снабдить карточками-заготовками, или просто на доске или ватмане сделать большую общую заготовку). За 2-3 минуты дети должны восстановить как можно больше слов, вставляя гласные буквы:
м — к — (мука)
л — т — (лето или лото)
м — — к (маяк)
л — м — н (лимон)
д — р — г — (дорога)
— к н — (окно)
ст — к — н (стакан)
с — р — к — (сорока)
д — б (дуб)
з — г — дк — (загадки)
ч — д — с — (чудеса)
б — м — г — (бумага)
Игра «Путаница»
И эта игра очень нравится детям. Слова стоят на своих местах, а буквы в них перепутались. Поставьте все буквы на свои места и прочитайте названия известных вам детских книжек.
рти дямевед («Тримедведя».)
кто в похсага («Кот в сапогах».)
дорток боайлит («Доктор Айболит».)
тир понросека («Три поросенка».)
хаму-коцохату («Муха-цокотуха».)
феноридо реог («Федорино горе».)
Игра «Пять слов на букву “л” из четырех букв»
Вспомните пять слов на букву «л» из четырех букв. Например, слово «лето»
л*** л*** л*** л*** л*** (Возможные варианты: луна, лото, липа, лупа, лиса.)
Игра «Какие плоды на каком дереве растут?»
Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.
Желуди растут на… (дубе).
Яблоки растут на… (яблоне).
Шишки растут на… (ели и сосне).
Грозди рябины растут на… (рябине).
Игра «Замени словосочетание словом-признаком»
Какой лист? Какие плоды?
Лист березы — березовый’,
Лист дуба —
Лист липы —
Лист осины —
Лист клена —
Лист ивы —
Лист тополя —
Шишка сосны —
Шишка ели —
Ягоды рябины —
Игра «Четвертый лишний» (растения)
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор.
Клен, рябина, ель, тюльпан;
береза, дуб, шиповник, тополь;
яблоня, смородина, черемуха, рябина;
осина, липа, дуб, ель;
сосна, тополь, рябина, ива;
липа, осина, клен, яблоня.
Игра в слова (деревья)
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «береза» (дуб, липа, осина… яблоня). Объясните выбор каждого слова.
Словарь: желудь, ельник, береста, смола, яблоко, неприхотливый, светолюбивая, могучий, медонос, сосняк, теневыносливая, «тонкое дерево», темноствольная, шишка, пух, дубрава, стройная, ягоды, высокий, белоствольная, янтарь, антоновка, морозоустойчивая, кряжистый, хвойное дерево, лиственное дерево.
Комментарий для взрослых. После игры для активизации памяти и речи у детей можно предложить им следующее задание.
Вспомните, какие слова, подходящие для березы (дуба, липы, осины… яблони), вы слышали.
«Голоса птиц»
Угадайте, какая птица произносит такие звуки.
Кар-кар! (Ворона.)
Чик-чирик, чив-чив! (Воробей.)
Ча-ча-ча! (Сорока.)
Курлы-курлы! (Журавль.)
Свири-свир! (Свиристель.)
Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)
Ку-ку! (Кукушка.)
Рюм-рюм-рюм! (Снегирь.)
Синь-синь-синь! (Синица.)
Игра «Закончи предложения»
Воробей маленький, а журавль…
Ворона большая, а синица…
Сова спит днем, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у трясогузки…
У дятла клюв длинный, а у снегиря…
Утка серая, а лебедь…
Игра в слова (птицы)
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «воробей» (ворона, дятел, синица… утка). Объясните выбор каждого слова.
Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица.
Комментарий для взрослых. После игры для активизации памяти и речи у детей можно предложить им следующие задания.
Вспомните, какие слова, подходящие для воробья (вороны, дятла, синицы… утки), вы слышали.
Были названы различные слова. Одни описывают птиц и отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?» — это слова, обозначающие признаки; другие отвечают на вопрос «что делает?» — это слова, обозначающие действия; третьи отвечают на вопросы «кто это?», «что это?» — это слова, обозначающие предметы.
Игра «Закончи предложение»
Заяц зимой белый, а летом…
У зайца хвост короткий, а уши…
У зайца (белки) задние лапы длинные, а передние…
Заяц пушистый, а еж…
Еж спит днем, а охотится…
Еж маленький, а медведь…
Белка зимой серая, а летом…
У белки хвост длинный, а у зайца…
Белка живет в дупле, а еж в…
У лисы шерсть мягкая, а у волка…
Лиса живет в норе, а волк в…
Игра в слова (животные)
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «заяц» (еж, белка, лиса, волк, медведь). Объясните выбор каждого слова.
Словарь: рыжая, логово, скачет, медвежонок, маленький, пушистый, бегает, колючий, зайчонок, короткохвостый, переваливается, нора, воет, белый, ловкая, злой, пушистая, охотится, бельчонок, грызет, лукавая, прыгает, длинноухий, пугливый, дупло, косолапый, серый, берлога, ежонок, волчонок, неуклюжий, осторожный, сильный, петляет, линяет, фыркает, хищник, добродушный, лисенок.
Комментарий для взрослых. После игры для активизации памяти и речи у детей можно предложить им следующие задания.
Вспомните, какие слова, подходящие для зайца (ежа, белки, лисы, волка, медведя), вы слышали.
Мы назвали различные слова. Одни описывают животных и отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?» — это слова, обозначающие признаки; другие отвечают на вопрос «что делают?» – это слова, обозначающие действия; третьи отвечают на вопросы: «кто это?», «что это?» — это слова, обозначающие предметы.
Игра «Четвертый лишний» (животные)
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
лиса, медведь, заяц, дятел;
сорока, белка, клест, синица;
волк, еж, конь, лиса;
заяц, кот, кролик, собака;
бельчонок, лисенок, медведица, волчонок;
лиса, волк, заяц, белка (делает запасы на зиму);
медведь, заяц, лиса, волк (меняет окраску).
Похожие статьи:
Игры для детей зимой
Подвижные игры на школьной площадке зимой для детей 7-8-9 лет
Игры для детей со снегом и на снегу
Загадки с ответами. Доскажи словечко
Игровая программа для начальной школы
Источник
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ПОМОГАЮЩИЕ СОЗДАТЬ ЗДОРОВУЮ АТМОСФЕРУ В КЛАССЕ
Игра с воздушными шариками
Дети становятся в шеренгу, кладут руки на плечи впередистоящим. Каждому участнику дается шарик, который должен быть зажат между грудью стоящих сзади и спиной стоящих спереди. Условие игры: после ее начала шарики нельзя поправлять руками, руки нельзя снимать с плеч впередистоящего. Условия игры – двигаться такой «гусеницей» по определенному маршруту, так, чтобы ни один из шариков не упал на пол.
«Робот-автомат»
Игра напоминает по своему замыслу игру «Помоги слепому». В игре принимают участие двое игроков. Один из них выполняет роль «робота», выполняющего задания своего оператора. «Оператор» руководит процессом. Таким образом данная команда должна совершить какие-то действия. Например, нарисовать картину или расставить вещи по-новому в учебном помещении. Важно, чтобы «робот» не знал заранее о замысле «оператора».
«Отражение»
В этой игре участвует пара участников, вначале первый из них играет роль «зеркала», другой – «человека». Условия игры: участник, играющий роль «зеркала», должен в точности повторить медленные движения «человека», отразить их. После проведения первого «раунда» участники меняются местами.
«Тролли»
Участники игры гуляют по комнате, «в горах», ведущий громко предупреждает: «Духи гор смотрят на нас»! После прозвучавшего сигнала, участники должны собраться в круг, спрятав слабых участников в середину круга. Затем они хором произносят фразу: «Мы вместе, духов гор мы не боимся!».
После этого участники вновь расходятся по помещению и игра начинается сначала.
При выполнении данной игры важным условием является точное повторение «кодовых фраз» с серьезным видом.
Языковые игры.
«Кто больше?»
Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше коротких предложений, высказываний с этим словом.
Как вариант этой игры является составление предложений на определенную тему, например, «Лето».
В ходе работы с детьми использовались и коррекционные речевые упражнения.
«Ролевое общение».
Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?
«Передача чувств».
Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.
«Сильные стороны».
Цель упражнения: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
Инструкция: участники делятся на пары: первый член пары в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно это сделать, почему?
«Эмпатия».
Инструкция: все члены в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый, по очереди, называет то чувство, которое по его мнению испытывает говорящий.
«Через стекло».
Назначение упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. Один из участников передает текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и понятого текста свидетельствует об умении устанавливать невербальные контакты.
Ролевая игра «Трудное решение».
Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»
Ролевая игра «Карусель».
Назначение:
– формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
– развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
– Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…
– Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним…
– Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
– После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады встрече…
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»
Цель: развитие коммуникативности
Ход игры:Здесь не нужно ничего особенно придумывать: в частности, за что
можно похвалить своего друга и сказать ему приятные слова. Нужно
только постараться представить, каким вы хотели бы видеть своего
друга.
Участники разбиваются на группы, в каждой из которых должно
быть примерно по 3—5 человек. Игроки каждой команды становятся друг
за другом. Желательно, чтобы впереди каждой (или одной) из групп
стояли взрослые, которые и начинают игру, хваля ребенка, стоящего
рядом, за что-нибудь, например за доброту, за искренность, за красивые
волосы… в общем, за что угодно. Тот ребенок, в свою очередь, делает
комплимент своему соседу, и т. д. Комплимент может быть действительно
за что-то или же – просто так. Допустимы и одно приятное слово, и
целая речь, то есть – признание в любви к своему другу.
Игра усложнится, если включить в нее элементы тренировки
памяти. Игрок, стоящий сзади, не только придумывает свой комплимент,
но и повторяет слова, сказанные в его адрес, а также комплименты,
прозвучавшие в адрес детей, стоящих перед ним.
В процессе игры дети учатся воспринимать приятные слова,
сказанные в свой адрес, ведь не секрет, что с этими достойно справиться
могут даже не все взрослые, не говоря уже о детях. Одни в такой
ситуации теряются, а другие, наоборот, начинают задаваться.
Игра «Волшебный стул»
Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорят, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Игры на преодоление негативных эмоций, гнева
«Ругаемся овощами»
Цель: учить преодолевать негативные эмоции, гнев.
Ход: ведущий предлагает поругаться, называя друг друга не плохими словами, а овощами.
«Изобрази животное»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Ход: ведущий предлагает изобразить злых (добрых) животных, порычать, подвигаться как животные. Сначала лучше изобразить каких-нибудь хищников (тигр, волк), а потом «добрых» животных (котёнок, щенок).
«Собака-поводырь»
Цель: развивать чувство доверия к близким.
Ход: дети становятся в пары, одному завязывают глаза, другой водит его по комнате.
«Не поделили игрушку»
Цель: учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.
Ход: детям предоставляются разные яркие игрушки, которые можно разобрать, идёт решение конфликтных ситуаций, обсуждаются все версии детей, как бы повели себя младшие и старшие братья и сёстры.
«Уходи, злость, уходи»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Ход: ведущий предлагает прогнать это настроение. Дети кричат: «Уходи, злость, уходи!», могут стучать руками и ногами по полу, скомкать или разорвать рисунок злого человека, затем расслабленно лежат на ковре, слушая музыку.
«Клеевой дождик»
Цель: регуляция движений в коллективе; развитие социального доверия.
Ход: дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
– подняться и сойти со стула;
– проползти под столами;
– обогнуть «широкое озеро»;
– пробраться через «дремучий лес»;
– спрятаться от «диких животных».
На протяжении всей игры дети стараются избежать отцепления от своего партнёра.
«Окажи внимание другому»
Цель: развитие умения выражать своё положительное отношение к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания.
Ход: дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.д. В ответ ребёнок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…(повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет ещё одной похвалой в свой адрес). А ещё я думаю, что я…»
«Найди друга»
Цель: научить детей чувствовать и переживать, развитие коммуникативных навыков.
Ход: дети делятся на 2 группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.
«Секрет»
Цель: развитие социальной активности детей.
Ход: всем участникам ведущий кладёт в ладоши «по секрету» из красивого сундука (пуговицу, брошку, бусинку и т.д.), зажимает детский кулачок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить другого участника игры показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает всем найти общий язык.
Источник