Игрушки для детей не все игрушки полезны
Мария
Консультация для родителей «Полезные и вредные игрушки»
Играя, дети познают мир. Поэтому при покупке очередной игрушки важно оценивать не только красивый внешний вид и безопасность, но и то, насколько и как она может повлиять на психологическое и эмоциональное состояние ребенка.
Формирование личности ребенка, его развитие, освоение полезных бытовых и коммуникационных навыков невозможно без игр и игрушек. Если раньше куколок и лошадок делали из подручных материалов, то сегодня при производстве игрушек используются самые современные технологии. Психологи и педагоги относятся к этому двояко. Одни утверждают, что высокотехнологичные игрушки позволяют детям легко осваивать мир гаджетов, без которых немыслима жизнь современного человека. Другие бьют тревогу – по их мнению, чересчур реалистичные игрушки не дают развиваться детской фантазии и мешают развитию коммуникативных навыков. Насколько оправданы эти опасения? Давайте разберемся.
Слишком интерактивно
Многим родителям знакома картина: ребенок выпросил очередную интерактивную игрушку, день-другой не выпускал ее из рук, а потом забросил и уже просит новую. Взрослые удивляются, а детям – скучно.
Не спешите обвинять детей в избалованности. Психологи утверждают – такие игрушки и в самом деле скучны! Поначалу их яркий внешний вид привлекает ребенка, но быстро выясняется, что в эту игрушку нельзя по-настоящему играть.Куклы все делают сами: поют, танцуют, говорят, плачут, кушают и даже ходят в туалет. Машинки ездят, вертолеты летают, интерактивные мягкие игрушки почти не отличаются от реальных домашних животных. Что же остается ребенку? Только нажимать на кнопки. Разве это – игра?
Ребенку интересен сам процесс игры, интересно активно участвовать в ней. Что-то придумывать. Катать машинку по полу. Говорить от имени куклы или плюшевого мишки. Игрушка, обладающая собственной активностью, превращает детей из участников игры в сторонних наблюдателей, и быстро становится неинтересной детям.
Первоначальная цель игрушек – развивать фантазию, творческий потенциал, воображение ребенка. Суть игры – в создании воображаемых миров и ситуаций. Современные технологии, которые используются при производстве игрушек, не позволяют это сделать. На помощь придут игры с предметами заместителями.
Страшилки и монстры.
Прекрасные принцы и принцессы появляются в мультфильмах все реже. В моде – монстры, мутанты, нечисть, куклы с утрированными и неестественными чертами лица. По мотивам этих мультиков делают игрушки.
Беда в том, что ребенок всегда идентифицирует себя с той игрушкой, в которую в данный момент играет. Он говорит от ее имени, принимает за нее решения, оценивает мир с точки зрения игрушечного персонажа – и незаметно перенимает его качества. Игры в Ивана-царевича, Маугли, благородного рыцаря и удалого гусара помогают детям проявлять благородство, великодушие, смекалку, отвагу, находчивость. А чему научат ребенка кукольные монстры?
Еще одна беда всевозможных игрушечных страшилок – возможные нарушения коммуникативной функции. Монстры не дружат, не спасают мир и не создают семьи. Единственный сюжет, в который с ними можно играть – это бесконечная битва. Причем не за правое дело – а просто по принципу «кто сильнее». Стоит ли удивляться, что дети, играющие в такие игрушки, не понимают ценности дружбы, становятся агрессивными и раздражительными?
Барби и компания.
Изначально на куклах девочки отрабатывали модель будущего материнства. Купали, кормили, укладывали спать. Барби и ей подобные – шикарные светские тусовщицы с умопомрачительными формами и всеми атрибутами роскошной жизни. Они вызывают у маленьких девочек интерес к тем сферам жизни,к которым те в силу возраста еще не готовы: флирту, романам, шопингу, красивой жизни.
Кроме того, красивые и богатые куклы, по мнению психологов, зачастую приводят к формированию у своих маленьких хозяек большого комплекса неполноценности – ведь их внешность не так идеальна, а таких красивых нарядов, машин и яхт в реальной жизни, скорее всего не будет. Уже известно немало случаев, когда подросшие хозяйки Барби начинают перекраивать себя с помощью пластической хирургии, чтоб стать похожими на своих кукол.
Опасные игрушки.
1. Гигантские мягкие игрушки представляют для маленьких детей реальную опасность. Во-первых, за ними трудно ухаживать, их не засунешь в стиральную машину. Будучи форменными «пылесборниками», эти игрушки могут стать причиной развития аллергии.
Во-вторых, особо огромный мишка или заяц может запросто придавить ребенка. А при попытке поднять такое чудище малыш может потерять равновесие и упасть. И, наконец, самые маленькие дети могут попросту испугаться таких гигантов. Поэтому безопасная игрушка должна быть минимум вдвое меньше по размеру, чем сам ребенок.
2. Фантастическое оружие с обильными световыми и шумовыми эффектами излишне возбуждает нервную систему ребенка и может вызвать агрессию.
3. Излишне яркие игрушки, окрашенные более, чем в три цвета, не годятся для младенцев – они их раздражают и пугают.
Вот примерный список полезных детских игрушек. Этот перечень может изменяться в отличие от возраста ребенка.
1. Сюжетно-образные игрушки. В этих игрушках нашли свое определенное отражение образы животных, человека, транспорта или иных предметов.
Куклы (Средних размеров).
Набор кукол «семья».
Куклы бибабо.
Сказочные персонажи.
Солдатики.
Домашние и дикие животные, динозавры.
Автомобили разного назначения средних размеров.
Наборы: военная техника, корабли, самолеты.
Сборно-разборные автомобили.
Наборы для сюжетно-ролевых игр.
Предметы домашнего обихода, кукольный дом.
2. Дидактические игрушки. Это такие игрушки, которые специально предназначены для обучения чему-либо.
Касса.
Доски-вкладыши.
Набор объемных геометрических фигур.
Набор картинок для группировки.
Лото.
Серия картинок для установки последовательности.
Головоломка-лабиринт.
Магнитная доска.
3. Строительные игрушки.
Лего.
Набор цветной бумаги и картон.
Бросовый материал.
Природный материал.
Пластмассовый конструктор.
4. Музыкальные игрушки.
Музыкальные картинки.
Поющие игрушки.
5. Спортивные игрушки.
Серсо.
Кольцеброс.
Мячи.
Скакалка.
Мяч-прыгун.
6. Игрушки-забавы.
Матрешка.
Шарманка.
Бильбоке.
Важно не количество игрушек у ребенка, а то, умеет ли ребенок в них играть.
Краткие советы.
Перед покупкой необходимо убедиться, что игрушка безопасна. Как же выбрать ребенку безопасную, полезную и интересную игрушку?
Важна реалистичность игрушек.
Большой размер игрушек.
Материал, из которого сделана игрушка,должен быть: прочным, нетоксичным, не хрупким.
Мелкие детали у игрушки должны отсутствовать.
Недопустимы игрушки с острыми краями, зазубринами.
Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.
Игрушка должна развивать координацию движений, мышление, воображение, активность и любознательность ребенка.
Музыкальные игрушки не должны вызывать неприятных слуховых ощущений.
Нельзя использовать сломанные игрушки, игрушки с дефектами.
Игрушка не должна вселять страх в ребенка.
Игрушка должна быть яркой и интересной для ребенка.
Внимательные родители следят за количеством игрушек в комнате ребенка. В те времена, когда комнаты наших детей заполнены игрушками буквально до потолка, мыслящие родители стараются сократить количество игрушек, в которые играют дети.
Замечали ли вы, что внимание ребенка и способность играть в игрушки напрямую зависят от их количества? Чтобы ребенок действительно в них играл, и чтобы эти игры приносили ему радость и пользу, родители должны понять, что небольшое количество игрушек для ребенка намного лучше, и именно оно окажет позитивное влияние на его будущее.
1. Дети будут более креативными
Слишком большое количество игрушек тормозит творческое развитие ребенка. Детям нет необходимости изобретать, придумывать, когда рядом с ними находится гора игрушек. В Германии в детских садах был проведен следующий эксперимент: в группах на три месяца убрали все игрушки. Поначалу детям было очень скучно, и они не знали, чем себя занять. Однако спустя некоторое время дети стали больше общаться друг с другом и в буквальном смысле изобретать, используя для своих игр подручные и окружающие их предметы. Супруг одной из моих подруг жил в детстве на Севере. Игрушек не было совсем. Единственное, что было у ребенка в большом количестве, – это спичечные коробки. В течение нескольких лет ребенок играл только в них, создавая модели и придумывая сюжеты. В итоге, он не только успешен в своей профессиональной жизни, он также пишет красивую музыку и планирует выпустить свой альбом.
2. Дети развивают способность концентрации внимания
Для того, чтобы сохранить внимание, в зоне видимости ребенка должно быть не более пяти предметов. Окружая себя большим количеством ярких, разнообразных игрушек, внимание рассеивается и, более того, ребенок не учится его концентрировать, что очень важно для его будущей жизни. Обладая большим количеством игрушек, дети перестают их ценить. Причем каждая новая игрушка ценна для ребенка все меньше и меньше, и, поиграв в нее день-два, ребенок начинает просить новую, чтобы снова испытать радость от владения новой вещью. Производители игрушек подпитывают в детях это желание, формируя из них потребителей. Только родители могут повлиять на этот процесс, осознав важность игрушек и их количества для будущего ребенка.
3. Развиваются социальные навыки ребенка
Дети с меньшим количеством игрушек способны гораздо лучше налаживать связи с другими детьми и взрослыми. В первую очередь потому, что они учатся реальному общению. Исследования показали, что дети, способные создавать дружеские отношения в детстве, становятся гораздо более успешными в своей взрослой жизни.
4. Дети становятся более заботливыми к тем вещам, которые они используют
Ребенок, у которого большое количество игрушек, перестает их ценить. Он уверен, что, если сломается одна, на смену придет новая. В этом есть значимый воспитательный характер игрушки, формирующий отношение к миру. Ребенка обязательно нужно учить бережному отношению к своим игрушкам и вещам, чтобы, повзрослев, он не перенес это потребительское отношение на реальные человеческие отношения.
5. В детях развивается любовь к чтению, письму и искусству
Известны случаи, когда в семьях не было ни игрушек, ни телевизоров. В таких семьях вырастали читающие и творческие личности. Меньшее количество игрушек заставляет детей искать другие интересные для себя занятия. Очень часто ими становятся книги и творчество. Дети, любящие книги, вырастают эрудированными и с богатым воображением. Искусство приобщает детей к миру прекрасного, к миру настоящих эмоций и чувств, делая их более уравновешенными и созидательными.
6. Дети становятся более изобретательными
Изобретательность, способность быть находчивым развиваются в том случае, если у ребенка нет готовых ответов на те вопросы, которые встают перед ним. Редкая игрушка на сегодняшний день удовлетворяет данным требованиям. Механические игрушки не способствуют развитию творческого мышления. Возможность развить в ребенке потенциал исследователя – всецело в руках родителей.
7. Дети меньше спорят и больше договариваются
Это может показаться нелогичным. Ведь для многих родителей очевидно, что чем больше у детей игрушек, тем меньше они спорят и ругаются со своими братьями и сестрами. Однако зачастую это не так. Каждая новая игрушка способствует обособлению ребенка от братьев и сестер, созданию своей «территории». Большее количество игрушек вызывает больше споров, в то время как меньшее количество игрушек способствует тому, что дети учатся договариваться между собой, делиться и играть вместе.
8. Дети учатся быть настойчивыми
Когда у ребенка под рукой большое количество игрушек, он сдается гораздо быстрее. Если игрушка вызывает какую-либо сложность, он откажется от нее в пользу другой, более простой игрушки, которая лежит рядом с ним. Или же в подобных ситуациях дети чаще обращаются к родителям за помощью вместо того, чтобы самому дойти до решения. Когда игрушек мало, ребенок будет стараться разобраться с игрушкой сам, тем самым он будет учиться настойчивости, терпению и навыкам доводить дело до конца самостоятельно.
9. Дети становятся менее эгоистичными
Дети, получающие все по первому требованию, верят, что они могут получить все, что захотят. Такое мышление очень быстро приводит к нездоровому образу жизни.
10. Дети становятся более здоровыми
Потребление в вещах зачастую переходит в неконтролируемое потребление пищи, тем самым развивая привычку питаться неправильно. Сдержанность же в игрушках воспитывает сдержанность ребенка и в других сферах его жизни. Кроме того, дети, не имеющие комнаты, заваленной игрушками, чаще предпочитают играть на свежем воздухе, с большим удовольствием вовлекаясь в активные игры на природе.
11. Дети учатся находить удовлетворение за пределами магазина игрушек
Истинная радость и удовлетворенность никогда не будут найдены на прилавках магазина игрушек. Дети, которые выросли в семье с мыслью о том, что любые желания и удовольствия могут быть куплены за деньги, превратятся во взрослых, которые не смогут найти удовлетворения от жизни. Наоборот, дети должны вырасти с убеждением, что истинное удовольствие и радость находятся во взаимоотношениях с людьми, в том, что представляет вечную ценность, – дружба, любовь, семья.
12. Дети будут жить в более чистом и аккуратном доме
Родителям известно, что игрушки никогда не живут только лишь в комнате ребенка, они заполоняют собой всю квартиру. Логично предположить, что меньшее количество игрушек будет способствовать тому, что в доме будет порядок и чистота.
13. У ребенка не будет «бесполезных» игрушек
Игрушки нужны не только для того, чтобы в них играть. Психологи утверждают, что игрушка обладает особой ролью в формировании личности будущего ребенка. Она помогает ему понять мир, в котором он живет, сформировать мнение о себе и окружающих его людях. Игрушка способна сформировать или существенно повлиять на ценности ребенка и таким образом определить в некоторой степени его будущее. Поэтому мудрые родители обращают внимание на то, в какие игрушки играют их дети, тщательно выбирают игрушку, находясь в детском магазине, обращая внимание на возраст, внешний вид, материалы, практическую и интеллектуальную ценность игрушки. Будем честны: далеко не все игрушки обладают такой ценностью. Но чем реже родители покупают игрушки, тем больше внимания уделяют этому аспекту.
14. Ребенок вновь научится радоваться подаркам
«Что подарить ребенку, у которого все есть?» – один из самых распространенных вопросов на родительских форумах. Действительно, большинство детей уже просто нечем удивить. Они больше не радуются подаркам так, как это было в нашем детстве и детстве наших мам и бабушек, когда игрушки дарили только по праздникам. Если вы покупаете игрушки так же, как хлеб и молоко, – это перестает быть событием. И игра в такую игрушку перестает быть событием тоже. Покупая меньше игрушек, вы вернете ребенку возможность радоваться подаркам по-настоящему.
«Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире». Масару Ибука, книга «После трех уже поздно».
Я не против игрушек. Но я за те возможности, которые жизнь предоставляет ребенку, – быть творческим, изобретательным, находчивым, целеустремленным и настойчивым. Только такие дети вырастают во взрослых, способных менять жизнь к лучшему. Поэтому зайдите сегодня в комнату ребенка и незаметно для него уберите большую часть игрушек. Уверяю вас, вы не пожалеете об этом.
Если у вашего ребенка много игрушек, воспользуйтесь этим простым советом психологов: обратите внимание на те игрушки, в которые ребенок играет прямо сейчас. Эти игрушки оставьте в поле зрения чада. Остальные спрячьте. Время от времени, видя, что ребенок теряет интерес к тем игрушкам, в которые он играет, убирайте надоевшие игрушки и предлагайте ему другие из «тайника». Так вы отсеете то, что ребенку совсем не нужно, что было куплено напрасно и только занимает место в детской. От этих игрушек можно избавиться, например, отнеся их в детский садик.
Об авторе: Гульназ Сагитдинова – международный сертифицированный тренер по ментальной арифметике, основатель Центра интеллектуального развития QuantUM, мама чемпионки по шахматам. Познакомиться с автором ближе можно на ее странице в Facebook.
Источник: parents.ru
Друзья, вы на канале педагога раннего развития и мамы малыша. Я продолжаю исследовать рынок на предмет полезных развивающих игрушек. Если вы давно читаете мои статьи, то знаете, что я критикую многие современные девайсы для малышей и пропагандирую здоровое раннее развитие. Сегодня хочу поделиться обзором игр, которые прошли испытания моим сыном, соответствуют возрастной норме 0-3 года, и действительно выполняют нужные развивающие функции. Вот небольшой список с описанием пользы и отзыва по личному использованию.
Стучалка -домик
Этот домик отлично подходит в качестве первой игрушки малыша. Можно предлагать еще до года. Мой сын в почти три до сих пор от нее в восторге. Поэтому поставила в списке на первое место. Она не просто развивающая, а очень забавная и нравится ребенку.
Что в ней интересного – ребенок знакомится с понятием шара, запоминает три основных цвета, учится соотносить предмет с отверстием. Самое веселое для детей- стучать музыкальным молоточком (он приятно пищит, если им трясти). Далее малыш уже может сортировать по цветам и учиться координировать движения, забивая шарики в лунки. Чуть позже выложу видообзор этой игрушки.
Игра подходит и годовалым детям, но на фото в нее играют малыши двух и трех лет с большим удовольствием.
Цветные деревянные кубики
Цветные деревянные кубики я считаю базовой развивающей игрушкой. Знакомиться с формой предмета, цветами. Строить первые пирамидки и другие фигуры. В самом простом заложено все самое главное для развития. Сегодня я привожу все примеры с одного сайта bobertoys.ru , я у них нашла хороший базовый набор полезных игр. Вообще кубики могут быть любые. Азбука и буквы значения не имеют в возрасте до трех лет. Главное-хорошее качество. Деревянные – более устойчивые и нетоксичные. У нас были еще и пластиковые, но из них сложнее что-то конструировать.
Список действительно полезных развивающих игрушек для малышей
Список действительно полезных развивающих игрушек для малышей
Первые пазлы
Здесь я хочу привести для примера пазлы, которые напоминают рамку-вкладыш. Они идеально подходят для первого использования (можно предлагать с 1,3). Затем уже нужно предлагать пазлы, состоящие из двух-трех деталей. Лучше выбирать тоже качественные и плотные. Я сначала экономила на пазлах – в итоге ни одними из них не пользуемся. Как только купила качественные плотные подороже-ребенок стал сразу собирать большие картинки без проблем. Потому что малышей мотивирует то, что у них легко получается. А неровные края картона, из-за которого сложно соединить детали, могут отбить охоту собирать пазлы. На картинке пример.
Список действительно полезных развивающих игрушек для малышей
Список действительно полезных развивающих игрушек для малышей
Список действительно полезных развивающих игрушек для малышей
Список действительно полезных развивающих игрушек для малышей
Деревянный сортер
Как вы поняли, я фанат бюджетных деревянных игрушек. Поэтому включаю в обзор этот сортер. Прелесть его не только в том, что можно научить ребенка соотносить предметы по контуру и координировать движения, а еще и в том – что из этих фигурок он может придумывать сюжеты. Такие маленькие деревянные фигурки- незаменимый материал в возрасте 2-3 лет. Ну, конечно, сначала в этом могут помочь родители-сочинить свою историю из имеющихся игрушек и домика. Здорово, когда развивающая игрушка многофункциональна.
Список действительно полезных развивающих игрушек для малышей
Список действительно полезных развивающих игрушек для малышей
Список действительно полезных развивающих игрушек для малышей
Монтессори цилиндры
Благодаря распространению метода Монтессори-такие цилиндры считаются базовой развивающей игрушкой. Мария Монтессори, в отличие от авторов методик раннего развития – делала акцент именно на возрастных нормах и сензитивных периодах, поэтому монтессори-материалы смело рекомендуют и современные педагоги. Детям до трех лет важно осознавать формы, величины предметов, цвета – и не только по картинкам-а обязательно все осязать. Поэтому такие цилиндры тоже нужны ребенку с года до трех лет. Только не забывайте, что в такие игрушки надо играть вместе с малышом. Если ребенок останется надолго с ними один-он может быстро потерять к ним интерес и попросту растерять детали.
Список действительно полезных развивающих игрушек для малышей
Список действительно полезных развивающих игрушек для малышей
Тактильное лото
Сенсорные игры-это тоже основные игры для развития дошкольников – именно они помогают головному мозгу нормально развиваться. Тактильное лото-уникальная игрушка. Ее можно использовать с малышами для знакомства с различными поверхностями и материалами, давать просто трогать детали, сравнивать, обсуждать, повторять знакомые цвета. С детьми 1,5-2,5 лет- сопоставлять фишки с лунками. А с детьми постарше играть в такое лото с завязанными глазами.
Список действительно полезных развивающих игрушек для малышей
Список действительно полезных развивающих игрушек для малышей
Игра “День/ночь”
Перехожу к детям постарше – следующие две игрушки 2+. Эту игру (“День/ночь”) я дарила сыну на два года, так как видела много положительных отзывов от родителей малышей 1,10-3 лет. Мой ребенок заинтересовался этой игрой ближе к трем годам. Так как я делаю акцент на развитие креативности у малышей, то мы используем «день/ночь» для создания своих собственных пирамидок – не по образцу. Уметь собирать по образцу тоже нужно, это развивает логику, внимательность, усидчивость. В этой игре приятные на ощупь и очень качественные деревянные блоки (фигурки), карточки с образцами фигур для детей разных возрастов. На оборотной стороне карточек нарисованы эти же фигуры, только обозначены они контуром (ночь). Игра однозначно на долгие годы использования.
Список действительно полезных развивающих игрушек для малышей
Кубики Никитина
Хотя я и выступаю за развитие ребенка без опережения, очень уважительно отношусь к методике раннего развития Никитиных. Большинство разработанных Борисом Никитиных игр направлены на развитие креативных способностей, что очень ценно. Главное правило- позволять малышу самостоятельно играть в развивающие игры, не подсказывать, просто находиться рядом. Одна из таких игр, в которую можно начинать играть с года-полутора – кубики «сложи узор». Сначала предлагать ребенку играть так, как он хочет (как с обычными кубиками), затем уже выкладывать фигуры по образцу. Мой сын с удовольствием строил пирамидки из этих кубиков с полутора лет, ближе к двум начал выкладывать цветные дорожки, квадраты и другие несложные рисунки. Есть образцы заданий в буклете, а также продается очень много разных недорогих альбомов с образцами рисунков.
Эта игра различных уровней сложности в зависимости от задания, поэтому подойдет разновозрастным детям, в том числе школьникам.
Список действительно полезных развивающих игрушек для малышей