Ifrs 6 разведка и оценка полезных ископаемых

МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов минеральных ресурсов» — международный стандарт финансовой отчетности, применяется для учёта затрат, связанных с разведкой и оценкой запасов минеральных ресурсов, и применяется компанией к затратам, которые она несет в связи с разведкой и оценкой минеральных ресурсов, действует с 01.01.2006 года[1],
введен в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие МСФО и Разъяснений МСФО на территории РФ»[2].

Определения[править | править код]

Стандарт не вносит корректировки в существующую практику методик учёта в добывающих отраслях:[3]

  • «Метод успешных усилий», когда затраты на нахождение, приобретение и разработку запасов минеральных ресурсов капитализируются отдельно в отношение каждого месторождения и распределяются на него, если оно признано коммерчески жизнеспособным.
  • «Метод полных затрат», когда капитализируются все понесенные затраты в отношении месторождений

Целями стандартами являются:

  • Улучшение существующей практики учёта затрат на разведку и оценку минеральных ресурсов
  • Определение обстоятельств, при которых компания должна проводить тест на обесценение капитализированных затрат (активов) по разведке и оценке
  • Установление требований в отношении раскрытия информации по активам, связанным с разведкой и оценкой минеральных ресурсов.

МСФО (IFRS) 6 не распространяется на остальные аспекты учётной политики, а также на затраты, понесенные[4].

  • До проведения работ, связанных с разведкой и оценкой минеральных ресурсов
  • После обоснованного подтверждения технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи минеральных ресурсов.

Разведка и оценка минеральных ресурсов — процесс поиска минеральных ресурсов (минералов, нефти, природного газа) после получения компанией юридических прав на проведение разведочных работ в конкретном районе, а также определение технической осуществимости и коммерческой целесообразности процесса добычи[5].

Затраты на разведку и оценку минеральных ресурсов — затраты, которые несет компания в связи с разведкой и оценкой минеральных ресурсов до получения обоснованного подтверждения технической осуществимости и коммерческой целесообразности процесса добычи.

Техническая осуществимость — достаточное наличие запасов, коммерческая целесообразность — достаточное количество финансовых ресурсов.

Активы по разведке и оценке минеральных ресурсов — затраты на разведку и оценку минеральных ресурсов, признаваемые в качестве активов согласно учётной политики компании (капитализированные затраты)

Учетная политика по отношению затратам на разведку[править | править код]

Компания обязана определить отдельную учётную политику и применять её последовательно в отношении понесенных затрат на каждом из этапов[3]:

  • До разведки и оценки минеральных ресурсов
  • В процессе разведки и оценки минеральных ресурсов
  • В процессе разработки минеральных ресурсов, то есть после подтверждения технической осуществимости и коммерческой целесообразности процесса добычи.

К затратам, осуществляемым на этапе «до разведки и оценки минеральных ресурсов», можно отнести затраты на сбор общих сейсмологических данных, геологический и геофизический анализ и другие подобные расходы. К этим затратам применяются другие МСФО, и они относятся на расходы периода с последующим отражением в отчете о совокупном доходе[2].

На этапе «разведки и оценки» в учётной политике должно быть указано, будут ли описываться подобные расходы в периоде их возникновения, или они будут капитализированы при условии их достаточно тесной связи с конкретными минеральными ресурсом[3].

МСФО (IFRS) 6 требует при разработке учётной политики соблюдение IAS 8 «Учетные политики, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» в части представление информации в финансовой отчетности: уместной с точки зрения принятия пользователями экономических решений; надежной, то есть правдиво представляющей финансовое положение и финансовые результаты компании; отражающей экономическую сущность операций, а не их юридическую форму; нейтральной (лишенной предвзятости), осмотрительной и полной[3].

МСФО (IFRS) 6 приводит примеры затрат, которые компания может нести на этапе «разведки и оценки минеральных ресурсов», список которые не является исчерпывающим[3]:

  • Приобретение прав на проведение разведочных работ
  • Проведение топографических, геологических, геохимических и геофизических исследований
  • Разведочное бурение
  • Проходка разведочных траншей
  • Отбор проб и образцов
  • Проведение мероприятий, связанных с оценкой технической осуществимости и коммерческой целесообразности процесса добычи
  • Другие затраты, которые отвечают критериям капитализации в качестве активов (расходы, связанные с оплатой труда и социальным страхованием работников, непосредственно занятым на конкретном проекте; расходы по юридическим и консультационным услугам, относящимся к конкретному проекту; дополнительные вознаграждения подрядчикам, задействованных в конкретном проекте и т. д.).

Возможен переход в учётной политике от капитализации затрат на разведку и оценку к их списанию, но не наоборот, так как списание обеспечивает более надежную информацию и большей степени соответствует Концепции МСФО. Изменения в учётной политике учитываются ретроспективно за исключением тех случаев, когда практически невозможно определить воздействие этого изменения на конкретный период[3].

Этап “разработки минеральных ресурсов” начинает с момента обоснованного подтверждения технической осуществимости и коммерческой целесообразности процесса добычи, после чего процесс капитализации затрат прекращается. Данные активы должны быть протестированы на обесценение и расклассифицированы.

Оценка активов по разведке и оценке минеральных ресурсов[править | править код]

Активы по разведке и оценке минеральных ресурсов должны оцениваться по себестоимости в момент первоначального признания [6].

После признания активов компания обязана применять либо модель учёта по себестоимости, либо модель учёта по переоцененной стоимости по аналогии с МСФО (IAS) 16 ОС или МФСО (IAS)38 НМА.

Если компания применяет модель учёта по себестоимости, то активы по разведке и оценке подлежат амортизации с момента, когда они готовы к использованию. Если материальный актив используется для создания НМА, то его амортизация может включаться в стоимость данного НМА[3].

Читайте также:  Срок полезного использования тренажеров по окоф

Тест на обесценение будет иметь место, когда имеются факты и обстоятельства, указывающие на то, что балансовая стоимость актива по разведке и оценке превышает его возмещаемую стоимость. Непосредственно перед реклассификацией активы по разведке и оценке минеральных ресурсов следует протестировать на предмет их обесценения, независимо от наличия внешних или внутренних признаков, а любой убыток отнести на расходы периода в отчет о совокупном доходе.

МСФО (IFRS) 6 приводит специфические признаки обесценения, присущие активам по разведке и оценке минеральных ресурсов[6]:

  • Срок, в течение которого компания имеет право на проведение разведочных работ, истек или истекает в ближайшем будущем, при этом возобновление данного права не ожидается.
  • Требуются значительные затраты на проведение дальнейших работ по разведке и оценке минеральных ресурсов, незапланированные в бюджете.
  • Планируется прекратить работу по разведке и оценке, в связи с отсутствием коммерчески рентабельных объемов минеральных ресурсов.
  • Имеются доказательства того, что балансовая стоимость актива по разведке и оценке не окупится полностью в результате его успешной разработки или продажи.

Основные требования к проведению теста на обесценение[6]:

  • Требования по проведению теста на обесценение применяются, по возможности, к каждому активу в отдельности. Если такой подход не осуществим, то активы по разведке и оценке тестируются в составе единиц, генерирующих денежных средства (ЕГДС), или групп
  • Компания обязана разработать учётную политику, применяемую к распределению активов по разведке и оценке на генерирующие единицы или группы генерирующих единиц.
  • ЕГДС (или группа ЕГДС) не должна выходить за рамки сегмента, определяемого в соответствии с IFRS 8
  • Если сегменты различны по рискам и преимуществам, то их нельзя объединять в одну ЕГДС для проведения теста на обесценение.
  • Вероятнее всего, компании будут сначала определять ценность использования актива, поскольку прогнозы потоков денежных средств в добывающих отраслях формируются на продолжительные периоды (более 5 лет).

Оценка справедливой стоимости за минус затрат на продажу потребуется только в том случае, если ценность использования окажется ниже балансовой стоимости актива.

Раскрытие информации[править | править код]

Раскрывать в примечаниях финансовой отчетности следующую информацию[3]:

  • учётную политику в отношении затрат на разведку и оценку и признания соответствующих активов
  • суммы активов, обязательств, доходов и расходов, операционных и инвестиционных потоков денежных средств, относящихся к разведке и оценке минеральных ресурсов.

Компания обязана учитывать активы по разведке и оценке минеральных ресурсов как отдельный класс и производить раскрытия согласно IAS 16 «Основные средства» или IAS 38 «Нематериальные активы».

Примечания[править | править код]

Источник

Приложение N 34
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 28.12.2015 N 217н

Приказ, Международные стандарты финансовой отчетности (IAS) 1, (IAS) 2, (IAS) 7, (IAS) 8, (IAS) 10, (IAS) 11, (IAS) 12, (IAS) 16, (IAS) 17, (IAS) 18, (IAS) 19, (IAS) 20, (IAS) 21, (IAS) 23, (IAS) 24, (IAS) 26, (IAS) 27, (IAS) 28, (IAS) 29, (IAS) 32, (IAS) 33, (IAS) 34, (IAS) 36, (IAS) 37, (IAS) 38, (IAS) 39, (IAS) 40, (IAS) 41, (IFRS) 1, (IFRS) 2, (IFRS) 3, (IFRS) 4, (IFRS) 5, (IFRS) 7, (IFRS) 8, (IFRS) 10, (IFRS) 11, (IFRS) 12, (IFRS) 13; Разъяснение КРМФО (IFRIC) 1, (IFRIC) 2, (IFRIC) 4, (IFRIC) 5, (IFRIC) 6, (IFRIC) 7, (IFRIC) 9, (IFRIC) 10, (IFRIC) 12, (IFRIC) 13, (IFRIC) 14, (IFRIC) 15, (IFRIC) 16, (IFRIC) 17, (IFRIC) 18, (IFRIC) 19, (IFRIC) 20, (IFRIC) 21; Разъяснение ПКР (SIC) 7, (SIC) 10, (SIC) 15, (SIC) 25, (SIC) 27, (SIC) 29, (SIC) 31, (SIC) 32 включены в систему отдельными документами.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IFRS) 6
“РАЗВЕДКА И ОЦЕНКА ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ”

(в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 30.10.2018 N 220н)

Цель

1 Целью настоящего МСФО является определение порядка отражения в финансовой отчетности деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых.

2 В частности, настоящий МСФО требует:

(a) ограниченного усовершенствования существующих практических подходов к учету затрат на разведку и оценку;

(b) от организаций, которые признают активы, связанные с разведкой и оценкой, проверки таких активов на предмет обесценения в соответствии с настоящим МСФО и оценки любого обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36 “Обесценение активов”;

(c) раскрытия информации, которая идентифицирует и поясняет показатели финансовой отчетности организации, относящиеся к деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых, и помогает пользователям этой финансовой отчетности понять величину, сроки и определенность возникновения будущих потоков денежных средств от любых признанных активов, связанных с разведкой и оценкой.

Сфера применения

3 Организация должна применять настоящий МСФО для затрат на разведку и оценку, которые она производит.

4 Настоящий МСФО не рассматривает прочие аспекты бухгалтерского учета, который ведут организации, осуществляющие деятельность по разведке и оценке запасов полезных ископаемых.

5 Организация не должна применять настоящий МСФО в отношении затрат, которые были ею понесены:

(a) до начала работ по разведке и оценке запасов полезных ископаемых, в частности, затрат, которые были понесены до получения организацией юридических прав на проведение разведывательных работ на определенной территории;

(b) после того, как техническая осуществимость и коммерческая целесообразность добычи полезных ископаемых может быть продемонстрирована.

Признание активов, связанных с разведкой и оценкой

Временное освобождение от применения пунктов 11 и 12 МСФО (IAS) 8

6 При разработке учетной политики организация, признающая активы, связанные с разведкой и оценкой, должна применять пункт 10 МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”.

Читайте также:  Чем полезны сельдерея стебли для похудения

7 Пункты 11 и 12 МСФО (IAS) 8 определяют источники официальных требований и правила, которые должны быть учтены руководством при разработке учетной политики в отношении какого-либо вопроса, если никакие другие МСФО непосредственно к данному вопросу не применяются. С учетом изложенных ниже пунктов 9 и 10, настоящий МСФО освобождает организацию от применения указанных пунктов в отношении своей учетной политики по признанию и оценке активов, связанных с разведкой и оценкой.

Оценка активов, связанных с разведкой и оценкой

Оценка при признании

8 Активы, связанные с разведкой и оценкой, оцениваются по первоначальной стоимости.

Элементы первоначальной стоимости активов, связанных с разведкой и оценкой

9 Организация должна определить учетную политику, которая устанавливает, какие затраты признаются в качестве активов, связанных с разведкой и оценкой, и применять эту политику последовательно. При определении такой политики организация учитывает степень, в которой данные затраты могут быть соотнесены с обнаружением конкретных запасов полезных ископаемых. Ниже приведены примеры затрат, которые могут быть включены в первоначальную оценку активов, связанных с разведкой и оценкой (представленный перечень не является исчерпывающим):

(a) затраты на приобретение прав на разведку;

(b) затраты на топографические, геологические, геохимические и геофизические исследования;

(c) затраты на поисково-разведочное бурение;

(d) затраты на прокладку траншей;

(e) затраты на отбор проб и образцов; и

(f) затраты, связанные с оценкой технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых.

10 Затраты, относящиеся к разработке запасов полезных ископаемых, не могут признаваться в качестве активов, связанных с разведкой и оценкой. Концептуальные основы представления финансовых отчетов <1> и МСФО (IAS) 38 “Нематериальные активы” содержат указания в отношении признания активов, возникающих на этапе разработки. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 30.10.2018 N 220н)

<1> Сноска исключена. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 30.10.2018 N 220н)

11 В соответствии с МСФО (IAS) 37 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы” организация признает любые обязательства по демонтажу активов и восстановлению окружающей среды, возникшие в течение определенного периода времени вследствие проведения работ по разведке и оценке запасов полезных ископаемых.

Оценка после признания

12 После признания активов, связанных с разведкой и оценкой, организация должна применять к ним либо модель учета по первоначальной стоимости, либо модель учета по переоцененной стоимости. Если применяется модель учета по переоцененной стоимости (либо модель, описанная в МСФО (IAS) 16 “Основные средства”, либо модель, описанная в МСФО (IAS) 38), используемая модель должна соответствовать классификации активов (см. пункт 15).

Изменения в учетной политике

13 Организация может изменить свою учетную политику в отношении затрат на разведку и оценку, если данное изменение делает финансовую отчетность более уместной с точки зрения информационных потребностей пользователей финансовой отчетности при принятии ими экономических решений и не менее надежной или более надежной и не менее уместной с точки зрения этих потребностей. Организация должна принять решение об уместности и надежности исходя из критериев, указанных в МСФО (IAS) 8.

14 Для того, чтобы обосновать изменение учетной политики в отношении затрат на разведку и оценку, организация должна продемонстрировать, что это изменение приводит к большему соответствию финансовой отчетности критериям, указанным в МСФО (IAS) 8, однако достижение полного соответствия данным критериям в результате изменения не требуется.

Представление

Классификация активов, связанных с разведкой и оценкой

15 Организация должна классифицировать активы, связанные с разведкой и оценкой, как материальные или нематериальные, исходя из характера приобретенных активов, и последовательно применять принятую классификацию.

16 Некоторые активы, связанные с разведкой и оценкой, рассматриваются как нематериальные (например, права на проведение буровых работ), в то время как другие активы являются материальными (например, транспортные средства и буровые установки). В той мере, в которой потребление материального актива происходит при создании нематериального актива, сумма, отражающая такое потребление, составляет часть первоначальной стоимости нематериального актива. Тем не менее использование материального актива для создания нематериального актива не превращает материальный актив в нематериальный.

Реклассификация активов, связанных с разведкой и оценкой

17 Активы, связанные с разведкой и оценкой, не допускается классифицировать как таковые после того, как техническая осуществимость и коммерческая целесообразность добычи полезных ископаемых может быть продемонстрирована. Перед реклассификацией активы, связанные с разведкой и оценкой, должны быть проверены на предмет обесценения и любой убыток от обесценения должен быть признан.

Обесценение

Признание и оценка

18 Активы, связанные с разведкой и оценкой, подлежат проверке на предмет обесценения, когда факты и обстоятельства указывают на то, что балансовая стоимость активов, связанных с разведкой и оценкой, может превышать их возмещаемую величину. Когда факты и обстоятельства указывают, что балансовая стоимость превышает возмещаемую величину, организация должна оценить, представить и раскрыть любой возникающий убыток от обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36, за исключением требований, приведенных ниже в пункте 21.

19 Исключительно для активов, связанных с разведкой и оценкой, при выявлении активов, связанных с разведкой и оценкой, которые могли быть обесцененными, должен применяться пункт 20 настоящего МСФО, а не пункты 8 – 17 МСФО (IAS) 36. В пункте 20 используется термин “активы”, однако данный пункт в равной мере применим как к отдельным активам, связанным с разведкой и оценкой, так и к единице, генерирующей денежные средства.

Читайте также:  Анисовый чай полезные свойства и противопоказания

20 Один (одно) или несколько из перечисленных ниже фактов или обстоятельств указывают на то, что организация должна проверить активы, связанные с разведкой и оценкой, на предмет обесценения (представленный перечень не является исчерпывающим):

(a) срок действия прав на геологоразведку определенной территории, полученных организацией, истек в отчетном периоде или истечет в ближайшем будущем, а возобновление таких прав не ожидается;

(b) существенные затраты на продолжение деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых на определенной территории не заложены в бюджет и не планируются;

(c) разведка и оценка запасов полезных ископаемых на определенной территории не привели к обнаружению коммерчески целесообразного количества запасов полезных ископаемых, и организация приняла решение о прекращении данной деятельности на этой территории;

(d) имеются достаточные данные, что, несмотря на вероятное продолжение разработки этой территории, полное возмещение балансовой стоимости актива, связанного с разведкой и оценкой, в результате успешной разработки или продажи представляется маловероятным.

В любом из указанных или аналогичных случаев организация должна провести проверку на предмет обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36. Любой убыток от обесценения признается как расход в соответствии с МСФО (IAS) 36.

Определение уровня, на котором проводится проверка активов, связанных с разведкой и оценкой, на предмет обесценения

21 Организация должна определить учетную политику по отнесению активов, связанных с разведкой и оценкой, к отдельным единицам, генерирующим потоки денежных средств, или группам единиц, генерирующих потоки денежных средств, для целей проверки таких активов на предмет обесценения. Каждая единица, генерирующая потоки денежных средств, или группа единиц, генерирующих потоки денежных средств, к которой отнесен актив, связанный с разведкой и оценкой, не должна быть больше, чем операционный сегмент, определенный в соответствии с МСФО (IFRS) 8 “Операционные сегменты”.

22 Уровень, определенный организацией для целей проверки активов, связанных с разведкой и оценкой, на предмет обесценения, может состоять из одной или нескольких единиц, генерирующих потоки денежных средств.

Раскрытие информации

23 Организация должна раскрывать информацию, которая идентифицирует и поясняет суммы, признанные в ее финансовой отчетности в результате деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых.

24 В целях выполнения требований пункта 23 организация должна раскрывать следующую информацию:

(a) свою учетную политику в отношении затрат на разведку и оценку, включая признание активов, связанных с разведкой и оценкой;

(b) суммы активов, обязательств, доходов и расходов, а также потоков денежных средств от операционной и инвестиционной деятельности, возникающие в результате деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых.

25 Организация должна рассматривать активы, связанные с разведкой и оценкой, в качестве отдельного класса активов и раскрывать информацию в соответствии с требованиями либо МСФО (IAS) 16, либо МСФО (IAS) 38 в зависимости от того, как классифицированы данные активы.

Дата вступления в силу

26 Организация должна применять настоящий стандарт для годовых периодов, начинающихся 1 января 2006 года или после этой даты. Досрочное применение рекомендуется. Если организация применит настоящий МСФО в отношении периода, начинающегося до 1 января 2006 года, то она должна раскрыть этот факт.

26А Документом “Поправки к ссылкам на “Концептуальные основы” в стандартах МСФО”, выпущенным в 2018 году, внесена поправка в пункт 10. Организация должна применять настоящую поправку в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2020 года или после этой даты. Допускается досрочное применение при условии, что организация одновременно также применяет все прочие поправки, внесенные документом “Поправки к ссылкам на “Концептуальные основы” в стандартах МСФО”. Организация должна применять настоящую поправку к МСФО (IFRS) 6 ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”. Однако если организация определит, что ретроспективное применение будет практически неосуществимым или потребует чрезмерных затрат или усилий, она должна применять поправку к МСФО (IFRS) 6 в соответствии с пунктами 23 – 28, 50 – 53 и 54F МСФО (IAS) 8. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 30.10.2018 N 220н)

Переходные положения

27 Если применение конкретного требования пункта 18 к сравнительной информации, относящейся к годовым периодам, которые начинаются до 1 января 2006 года, является практически неосуществимым, то организация должна раскрыть этот факт. МСФО (IAS) 8 объясняет значение термина “практически неосуществимый”.

Приложение A

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

Данное приложение является неотъемлемой частью настоящего МСФО.

Активы, связанные с разведкой и оценкойЗатраты на разведку и оценку, признанные в качестве активов в соответствии с учетной политикой организации.
Затраты на разведку и оценкуЗатраты, понесенные организацией в связи с разведкой и оценкой запасов полезных ископаемых до того, как техническая осуществимость и коммерческая целесообразность добычи полезных ископаемых может быть продемонстрирована.
Разведка и оценка запасов полезных ископаемыхПоиск запасов полезных ископаемых, включая минеральное сырье, нефть, природный газ и аналогичные невозобновляемые ресурсы, после получения организацией юридических прав на проведение разведывательных работ на определенной территории, а также определение технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых.

Источник