Идея рюрализма педагогически и социально полезна так как
(по материалам социологических опросов среди школьников)
Сегодня с помощью социологических исследований можно проследить и оценить последствия перехода к плюралистическому общественному сознанию. Речь в данном случае идет о концептуальной основе преподавания в целом и гуманитарных наук, в особенности, в нашей школьной практике.
Позволю себе привести данные социологического опроса, проведенного в одной из московских школ.
Старшеклассникам я задала такой вопрос: “Имеются ли различия в оценках одних и тех же литературных персонажей, исторических деятелей, исторических эпох у разных учителей нашей школы?” Ели да, приведите примеры и напишите, как вы к этому относитесь?”
Практически все ученики, за небольшим исключением, ответили: “Да, имеются различия”. Вот некоторые ответы.
– Да, разные учителя оценивают все по-разному.
-Эти различия имею место. Одни учителя – за декабристов, другие против. Эти различия влияют на нас.
-Учителя литературы расходятся во мнениях по отношению к Пушкину. Все учителя, как мне показалось, пытаются навязать свое мнение.
– Да, заметил различия. Новый учитель по русскому и литературе не любит некоторые книги, где рассказывается о советском времени, а другая учительница (преподает тот же предмет) – наоборот.
– Да, имеются различия. Новый учитель заставляет нас резко (за один или несколько уроков) перестроиться под его мнение.
– Да, я заметил такое разногласие в обучении. Я считаю, что это не очень плохо, потому что каждый имеет право на свое мнение, но важно, чтобы каждый ученик выбрал свое мнение.
– Да, расхождения имеются. Но мне все равно.
– Да, имеются различия. Я думаю, каждый прислушается к мнению того учителя, которого любит и, наоборот, услышав мнение учителя с противоположными взглядами, может его невзлюбить.
– К этому отношусь нормально, но принимаю одну точку зрения.
– Разные учителя все оценивают по-разному, пускай у всех будут свои точки зрения.
– Различия имеются, и это влияет, потому что труднее найти свою личную точку зрения. Я считаю, что учитель не должен высказывать свою точку зрения.
Более обстоятельно ответил на этот вопрос ученик 11-го класса:
– На мой взгляд, – сказал он, – большую проблему для школьного образования в России составляет многообразие систем преподавания. Когда каждый преподаватель по-своему трактует и преподносит свой предмет и когда перед каждым молодым человеком встает целый ряд мнений и взглядов, порой, очень противоположных, ему трудно разобраться в огромном потоке информации и сделать правильный вывод, выбор. Этот существенный недостаток не обошел и нашу школу.
Таким образом, учащиеся видят разногласия между учителями в оценках одних и тех же фактов, общественных явлений, государственных и общественных деятелей, писателей и т.д. Видя это, они по-разному оценивают влияние на них данной ситуации.
Думается, что ответы ребят, приведенные выше, могут стать основой для более глубокого и всестороннего обсуждения названной проблемы.
Что же касается моего отношения к этому исключительно важному вопросу, то думаю, что такая противоречивость во взглядах педагогов по принципиальным вопросам не может не сказаться отрицательно на образовании и воспитании учеников. Такое положение препятствует, образно говоря, формированию ЗНАНИЯ как хорошо выстроенного здания, где каждый кирпич прочно занимает свое место и в то же время крепко сцементирован с другими кирпичами, а не являет собой груду беспорядочно брошенных кирпичей.
Идея плюрализма, воспринятая многими учителями средней школы как подлинное проявление демократии, на деле приводит, как показала практика, к противоборству учителей, происходит нейтрализация одного учителя другим, что, в конечном счете, препятствует формированию педагогического коллектива, объединенного единой целью.
Что же касается наших детей, то они хорошо усвоили правило: если ты отвечаешь на уроке или сдаешь экзамены, то, прежде всего, должен знать, каких взглядов придерживается учитель, и отвечать так, как ему понравится. Если же попадется учитель с другими взглядами, то ты должен так же уверенно, как и в первом случае, изложить противоположную точку зрения.
В результате в осадке выпадает конформист. Конформизм, как известно, означает “приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления”.
А теперь попробуем представить выпускников школ будущими гражданами страны, мира. Ведь именно они, придя с полученным мировоззренческим багажом на смену взрослому поколению, определят характер будущего общества.
Данные опросов вызывают большую тревогу, так как выявляют у значительной части старшеклассников чувство отстраненности от общественных интересов, безразличия к другим людям, “мне до других нет дела”. Наблюдается какая-то разбалансированность личности, отсутствие того необходимого стержня, вокруг которого должно было бы идти формирование личности гуманистической направленности, потеря ориентации в определении того, что хорошо, а что плохо.
Социологами МГУ был зафиксирован и весьма огорчительный факт крайне низкого уровня знаний, обнаруженный у выпускников школ. Так, на вопрос: «Как Вы думаете, Земля вращается вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли?» получены ответы: 30 % опрошенных ответили: «Земля вокруг Солнца»; 30%: «Солнце вращается вокруг Земли», а остальные написали: «Мне это безразлично».
Проблема плюрализма в образовании стоит и перед высшей школой. К примеру, в Российском государственном гуманитарном университете преподавание велось по 700-м авторским программам (как сейчас обстоит дело, мне неизвестно). Социологи могли бы изучить результаты такого эксперимента и внести свой вклад в дело совершенствования системы образования в России.
В заключении следует сказать, что идеология плюрализма, зафиксированная в Конституции РФ, антинаучна и реакционна.
Как-то, выступая по радио, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий высказал, на мой взгляд, совершенно справедливую мысль: «чтобы люди понимали друг друга, надо, чтобы они знали законы природы и общества».
Карл Маркс открыл законы общественного развития, их необходимо знать, как и в целом марксистско-ленинское учение, чтобы понимать общество, в котором мы живем и находить верные решения на пути к социальному прогрессу, к гуманным, устойчивым формам жизни.
Т.Н. Сидорова, к.и.н., доцент, член Российского общества социологов РАН,
автор книги «Беспризорные дети в России и в мире. Взгляд социолога» – М., Лазурь, 2010 392 с.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема девиации, девиантного поведения является одной из наиболее значимых в социальной педагогике. Это обусловлено как особенностями самого социально-педагогического знания, предметом которого является процесс социализации человека, так и явной социально-педагогической опасностью девиаций как для общества, так и для самого человека.
Обосновывая последнее утверждения, необходимо отметить, что девиация это феномен, который всегда был присущ человеческому обществу и не может быть оценен однозначно как негативное явление. При этом, явно отрицательные проявления девиаций в российском обществе, в частности, а также и в мире приобрели в последние годы массовый характер, что и обуславливает потребность в изучении феномена девиации в рамках социальной педагогики [4, C.49].
Острота проблемы девиаций в современном российском обществе обуславливает необходимость дальнейших исследований в данной области.
ДЕВИАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Проблематика девиации, девиантного поведения является предметом изучения целого ряда наук, что обуславливает возможность комплексного рассмотрения данного феномена.
Следует отметить, что социально-педагогический подход предполагает описание девиации в рамках поведенческих, социальных проявлений, не затрагивая девиаций психических, чем занимается клиническая психология и психиатрия.
Среди отечественных специалистов в области социальной работы и социальной педагогики девиантное поведение рассматривается чаще всего как одно из проявлений социальной дезадаптации
Под девиантным поведением следует понимать поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Такое поведение выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций [8, C.205].
Таким образом, девиация в социальной педагогике рассматривается в основном как характеристика поведения, отклоняющегося от социальной нормы.
Все поведенческие девиации можно разделить на две группы: нестандартное и деструктивное поведение, а в рамках этих групп выделяют дополнительные подвиды девиаций.
Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а так же действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения.
Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушения социальных норм и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае это внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс и внутридеструктивное поведение.
В группе внутридеструктивного поведения выделяют ряд проявлений антисоциального поведения: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.
Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, включает такие подтипы как аддиктивное и антисоциальное.
Аддиктивное поведение предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.
Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, аморально-безнравственного поведения.
Указанные выше типы деструктивного поведения связаны с ухудшением качества жизни, снижением критичности к своему поведению, когнитивными искажениями, т.е. искажениями восприятия и понимания действительности, снижением самооценки и эмоциональными нарушениями.
Проявления девиантного поведения могут быть классифицированы и иначе, в соответствии с локализацией социальной нормы [5, C.104 – 106]:
· антисоциальное;
· асоциальное;
· аутодеструктивное поведение.
Антисоциальное (делинквентное) поведение связано с проявлениями поведения, противоречащими правовым (юридическим) нормам. Такое поведение угрожает социальному порядку и безопасности окружающих людей. Оно предполагает любые действия, которые пресекаются в рамках законодательства.
Асоциальное поведение это проявления и поведенческие акты, связанные с уклонением от выполнения нравственных требований. Асоциальное поведение непосредственно угрожает благополучию межличностных отношений, однако при этом не противоречит нормам права. Данный вид поведения может проявляться в качестве агрессивного поведения, сексуальных девиаций, вовлеченности в азартные игры, бродяжничестве, иждивенстве.
Аутодеструктивное (саморазрушительное) предполагает такие поведенческие проявления, которые отклоняются от медицинских, психологических норм и угрожают целостности, развитию, а иногда и жизни самой личности.
Аутодеструктивное поведение, как правило, проявляется в виду суицидального поведения, пищевой зависимости, химической зависимости, фанатического поведения, аутического поведения, деятельности с необоснованным риском для жизни (экстремальных видов спорта, существенного превышения скорости автомобиля и т.д.).
Отдельные типы девиаций зачастую сочетаются, и каждое конкретное проявление девиантного поведения оказывается индивидуальным. Некоторые формы девиантного поведения могут переходить из пограничного состояния в собственно заболевание. В частности, эпизодическое употребление наркотиков, обоснованное медицинскими целями, со временем может перейти в злоупотребление и развитие в наркоманию.
Таким образом, в рамках социальной педагогики можно выделить такие основные виды девиаций, как нестандартное и деструктивное поведение, а в рамках этих групп выделяют дополнительные подвиды девиаций. К деструктивному поведению, которое в целом и обозначают как собственно девиантное, относят аддиктивное поведение, антисоциальное поведение и аутодеструктивное поведение.
Одним из ключевых вопросов относительно проблемы девиации являются те факторы и условия, которые обуславливают возникновение девиантного поведения. Традиционно выделяют биологические, социальные, личностные (психологические и психо-патологические) факторы формирования отклоняющегося поведения [2, C. 236 – 237].
К биологическим причинам относят органические поражения головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм, патологию нервной системы; соматическую ослабленность, врожденные уродства и косметические дефекты, а также наследственную (генетическую) отягощенность психическими, наркологическими, соматическими заболеваниями.
Социальные причины девиантного поведения представляют собой специфическое сочетание условий социальной ситуации развития человека. Социальные причины включают как общую характеристику макросреды, в которой находится личность, так и частные характеристики микросреды, которые описывают непосредственно жизнь личности.
Факторы макросреды заключаются в отсутствии целостной государственной идеологии, безработице (явной и скрытой), отсутствии социальных гарантий, отсутствии государственной поддержки семьи и детей, оставшихся без попечения родителей, разрушении и кризисе естественных институтов социализации ребенка (например, это детские и юношеские организации, школа), пропаганде насилия и жестокости в СМИ, недоступности бесплатного и качественного дополнительного образования (кружки, секции и др.), доступности табака, наркотиков и т.д..
К факторам более узкого круга, но оттого наиболее важных, относится семья. К семейным причинам девиантного поведения подростков относятся нарушения детско-родительских отношений (эмоциональная холодность, отвержение, авторитаризм, сверхконтроль, гипо- или гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи»), нарушения супружеских взаимоотношений (частые конфликты, измены, развод и т.д.), жестокое обращение, насилие в семье, безнадзорность, невнимание родителей к ребенку, низкий социальный статус семьи, асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи, психические заболевания родителей, хроническая психологическая травматизация, серьезные изменения или стрессы, переживаемые семьей.
Кроме того, следует отметить, что большое значение имеет и школьная дезадаптация как фактор формирования девиантного поведения в подростковом возрасте [7, C.112]. К основным затруднениям в школьном обучении, провоцирующим девиантное поведение подростков, можно отнести следующие: несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания, отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка через общественность, неудовлетворительная организация внеклассной работы, отсутствие детских организаций в школе, профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии, авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик — учитель».
Кроме того, значимым представляется и влияние группы сверстников, как наиболее значимой социальной группы в подростковом возрасте. Наличие девиантной подростковой группы облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова, обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях и уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.
Особую группу факторов составляют факторы психологические. К ним относятся специфические личностные особенности, качества (низкая самооценка, впечатлительность, внешний локус контроля и т.д.), а также наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера [1, C.361].
Итак, девиации формируются как результат воздействия таких факторов, как биологические, социальные и психологические. Биологические факторы включают особенности физического становления человека, обусловливающие склонность к девиации. Социальные факторы описывают негативные условия макро- и микросреды, в которой развивается личность. Психологические факторы представляют собой специфическое сочетание протекания психических процессов и черт личности, обусловливающих девиацию.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались и, в то же время, как язык общения с социумом, когда другие социально – приемлимые способы общения исчерпали себя или недоступны и решение этой проблемы является задачей социальной педагогики.
В данном ключе правильным будет рассмотрение превентивного воспитания. Данное воспитание предполагает реализацию социально-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение преступности, совершенствования образа жизни учащихся без нарушений норм морали, развитие условий, способствующих сохранению здоровья и жизни детей, выявление негативных изменений в поведении учащихся, изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений, предотвращения их дальнейшего развития [3, C.74].
Осуществлению превентивного воспитания способствуют социально-педагогическая и психолого-педагогическая профилактика и коррекция отклонений в поведении учащихся, использование нестандартных форм воспитания, обеспечения занятости и содержательного отдыха детей во время каникул, помощь социально дезадаптированным категориям детей, профилактика детской безнадзорности, просветительская работа по предотвращению противоправного поведения, наркомании, алкоголизма, правильное половое воспитание.
Одним из приоритетных направлений социально-педагогической воспитательной работы является содействие творческому развитию личности [6, C.92]. Оно направлено на развитие познавательных интересов в определенной области знаний, изобретательства, содействие интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию учеников. Основными путями развития детских талантов является рациональная организация внеурочных форм работы и эффективное взаимодействие семьи и школы. Эти направления педагогического воспитания тесно взаимосвязаны между собой и образуют целостную систему, которая обеспечивает воспитание всесторонне развитой личности.
Сложный процесс социально-педагогического воспитания осуществляется с помощью различных форм работы, выбор которых зависит от содержания и задач воспитательной работы, возрастных особенностей воспитанников.
Итак, социально-педагогическая превентивная деятельность направлена на преодоление негативных проявлений в поведении подростков и обеспечивает творческое и культурное развитие ребенка, а также способствует поддержанию его здоровья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
девиация поведение социальный социализация
Девиация в социальной педагогике рассматривается в основном как характеристика поведения, отклоняющегося от социальной нормы.
В рамках социальной педагогики можно выделить такие основные виды девиаций как нестандартное и деструктивное поведение, а в рамках этих групп выделяют дополнительные подвиды девиаций. К деструктивному поведению, которое в целом и обозначают как собственно девиантное, относят: аддиктивное поведение (связанное с употреблением психоактивных веществ, а также с зависимостью от определенных видов деятельности), антисоциальное поведение (связанное с нарушением социальных и правовых норм в деятельности и поведении) и аутодеструктивное поведение (связанное с причинением вреда себе, своему здоровью и благосостоянию).
Девиации формируются как результат воздействия таких факторов, как биологические, социальные и психологические. Биологические факторы включают особенности физического становления человека, обусловливающие склонность к девиации. Социальные факторы описывают негативные условия макро- и микросреды, в которой развивается личность. Психологические факторы представляют собой специфическое сочетание протекания психических процессов и черт личности, обусловливающих девиацию.
Таким образом, девиация в социальной педагогике рассматривается как сложное явление, результат воздействия нескольких факторов и требующее организации системы специальных социально-педагогических мер по профилактике и коррекции девиантного поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Василькова Ю. Н. Реабилитационная педагогика – М.: Наука, 2011 – 562с.
2. Горячев М. Д. Социальная педагогика. – М.: ВАДОС, 2013. – 479с.
3. Галагузова Е. В. Превентивное воспитание. – М.: Педагогика, 2012. – 271с.
4. Демичева А. С. Социальная педагогика – М.: Академия, 2012. – 305с.
5. Змановская Е. В Девиантология. – М.: Академия, 2011. – 288 с.
6. Короленко И. П. Профилактика девиантного поведения. – М.: Педагогика, 2012. – 175с.
7. Никитин В. А. Основы социально – педагогической реабилитации подростков. – СпБ: Питер, 2013. – 308с.
8. Столяренко А. В. Социальная педагогика. – Ростов: Феникс, 2012. – 568с.