Ибн каййим а фаваид полезные наставления

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя
ФАВАИД Полезные наставленияМосква | Умма | 2013
УДК28-053.2
ББК 86.38
И14Финансовую помощь в выпуске этого издания оказал
Абу Ибрагим, да воздаст ему Аллах благом
ПеревелаКарима (Екатерина) СорокоумоваКанонические редакторыРауф Абаскулиев, Мухаммад Евлоев
Ибн Каййим аль-Джаузийя
И14Фаваид = Полезные наставления / Отв. ред. шейх Бакр ибн ‘Абдуллах Абу Зейд; пер. с араб. Е. Сорокоумовой. — М.: Умма, 2013. — 480 с.
ISBN 978-5-94824-208-8
Книга, перевод которой предлагается вашему вниманию, — одно из самых замечательных дошедших до нас произведений известного мусульманского учёного и автора множества ценных трудов имама Ибн аль-Каййима.
Книга представляет собой собрание полезных мыслей и выводов, высказываний, наставлений, замечаний, наблюдений самого автора — другие источники цитируются редко. Можно предположить, что оригинальный труд представлял собой подобие дневника, куда великий учёный записывал эти разнообразные мысли и делал добавления к уже написанному в разные периоды своей жизни. Единобожие и его правильное исповедание; упование на Аллаха и его виды; предопределение; темы, связанные с Кораном; разъяснения хадисов; достоинства знания и его виды; недуги и деяния сердца, — это лишь некоторые темы, которые затрагиваются в этой уникальной книге, вобравшей в себя жемчужины полезного знания, отобранные автором на протяжении многих лет.
Каждое маленькое наставление предваряется словом «Раздел», «Правило», «Польза» или «Замечание», под которым автор помещал свои мысли или высказывания наших праведных предшественников, стихотворные строки или просто мудрые слова, которые он сам считал прекрасной помощью тем, кто желает следовать путём спасения и преуспеяния в этом мире и мире вечном.
УДК 28-053.2
ББК 86.38
© Сорокоумова Е., перевод, 2013© Оформление. ООО «Издатель
ISBN 978-5-94824-208-8 Эжаев А.К.», 2013
В данной книге традиционные исламские формулы бла-гопожелания передаются как с помощью перевода, так и арабскими лигатурами:
да благословит его Аллах и приветствует
салляЛлаху ‘алейхи ва саллям
(после упоминания Пророка Мухаммада )
мир ему
‘алейхи с-салям
(после упоминания других пророков и ангелов);
да будет доволен им Аллах
рады Аллаху ‘анху
(после упоминания сподвижников Пророка )
да будет доволен Аллах им и его отцом
рады Аллаху ‘анхума
(после упоминания сподвижника, отец которого был сподвижником);
да будет доволен ею Аллах
рады Аллаху ‘анха
(после упоминания сподвижниц Пророка);
да будет доволен Аллах ею и её отцом
рады Аллаху ‘анхума
(после упоминания сподвижницы, отец которой был сподвижником).
Об авторе
Шейх Шамсуддин Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Са’д ибн аль-Каййим ад-Димашкы аль-Ханбали принадлежит к числу наиболее известных и выдающихся мусульманских учёных.
Он родился в 691 году по хиджре.
. Среди его учителей — Такыйюддин Сулейман аль-Кады, Абу Бакр ибн ‘Абд-ад-Даим, ас-Сафийй аль-Хинди и шейх ислама Ибн Таймийя.
Ибн аль-Каййим был выдающимся знатоком хан-балитского мазхаба, давал фетвы. К тому же он хорошо ориентировался в Писаниях иудеев и христиан, обладая значительными познаниями в данной области. Будучи выдающимся знатоком толкования Корана и основ религии, он достиг удивительных высот в этих двух науках. Ибн аль-Каййим известен также как превосходный мухаддис, не только знавший наизусть множество хадисов, но и глубоко понимавший их смысл, умевший анализировать их и извлекать из них нормы Шариата. Блестяще зная фикх и его основы, Ибн аль-Каййим был одновременно тонким знатоком арабского языка и связанных с ним наук. Таким образом, он достиг высот практически во всех областях шариатского знания и при этом хорошо разбирался в разных религиях, течениях и мазхабах.
Об авторе 5
Обладая столь обширными познаниями, Ибн аль- Каййим был очень привязан к своему учителю, выдающемуся мусульманскому учёному шейху Ибн Таймийи, и опирался на его слова и мнения, отстаивая их и подтверждая их правильность с помощью убедительных доказательств и неопровержимых доводов. Он много времени посвятил обработке книг своего учителя и на- ставника и распространению его знания. В конце жизни учителя Ибн аль-Каййим попал вместе с ним в заключение и был отпущен на свободу только после смерти Ибн Таймийи. Ибн аль- Каййим был учеником Ибн Таймийи около двенадцати лет.
По словам одного из его учеников, Ибн Касира, имам Ибн аль-Каййим был очень деятельным человеком, который много времени посвящал молитве и чтению Корана. Он отличался благонравием, его личность притягивала людей, и по натуре своей он не был ни за-вистливым, ни злопамятным.
Ибн Касир говорил: «Я не знал среди наших со- временников человека, который поклонялся бы Аллаху больше, чем он».
Он также сказал: «Его страстью было собирание книг …
Источник
С Именем Аллаха Милостивого и Милосердного
5
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
С Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного
Прислушайтесь к напоминанию от праведных рабов Аллаха
Праведность человека зависит от его мыслей и идей равно как и его нечестивость
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
14
Благоденствия тела, души и языка…
Сабит Ибн аль-К’ура (да помилует его Аллах) сказал:
«Тело пребывает в благоденствии, когда человек мало ест, душа пребывает в благоденствии, когда человек мало грешит, а язык пребывает в благоденствии, когда человек мало говорит».
1
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
41
Человеку не подобает полагаться на здоровье и богатство, ибо в любое время здоровый может заболеть, а богатый обеднеть.
Повелитель Правоверных, четвёртый Праведный Халиф, ‘Али Ибн абу Талиб, да будет доволен им Аллах
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
57
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Три вещи являются причиной гибели, три вещи являются причиной спасения, три вещи являются причиной искупления грехов и три вещи являются причиной возвышения степени.
Что касается трёх вещей, которые являются причиной гибели, то это:
Показать полностью…
1
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
62
“…Я слышал, что ибн Таймия говорил: «Однажды Всевышний Аллах[Бог, Господь] спросил пророка Ибрахима[Авраама]: «Знаешь, почему Я взял тебя своим приближенным другом?» Он ответил: «Нет». Тогда Аллах сказал: «Я увидел, что милее и любимее для тебя — давать, а не брать»”
Ибн Каййим
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
64
АльхамдулиЛлах
– вся Хвала Аллаху
СубханАллах
– Пречист Аллах [Далёк от всех недостатков]
Аллаху Акбар
– Аллах Велик
Ля илаха ил Аллах
– нет никого достойного поколения, Кроме Аллаха (Свят Он и Велик)
1
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
55
Привязанность
Если же говорить о привязанностях, то это всё, к чему привязывается сердце, помимо Аллаха и Его Посланника,
— мирские удовольствия, страсти, главенство, общение с людьми и привязанность к ним.
Человек может победить эти три вещи, [мешающие ему в достижении желаемого], только призвав на помощь силу привязанности к высшей цели [то есть к Всевышнему Аллаху]. А иначе ему не победить эти помехи и преграды. Поистине, душа отказывается от привычного и любимого для неё только ради того, что она любит ещё больше и предпочитает тому. И чем больше привязанность человека к Всевышнему, тем слабее его привязанность ко всему остальному. Верно и обратное. Привязанность к чему-либо означает сильное стремление к этому, соответствующее имеющемуся у человека знанию о нём и его ценности и превосходства над всем остальным.
Ибн Каййим
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
62
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
Шейх Ибн ‘Усеймин (رَحِمَهُ الله) сказал:
«Когда ты говоришь «астагфиру-Ллах» (прошу прощения у Аллаха), то просишь Аллаха о двух вещах.
1) Первое – сокрытие греха (от созданий),
2) и второе – прощение греха, так, что Аллах не накажет тебя за него.
Поэтому, когда наступит Судный День, Аллах Всевышний уединится со Своим верующим рабом и скажет ему: “Ты совершил то-то и то-то” пока он не подтвердит это. А затем Аллах скажет: “Я скрыл твои грехи в мирской жизни, и Я прощаю их тебе сегодня”. О Аллах, прости нас!»
«Маджму’ фатауа уа расаиль аль-‘Усеймин» 16/87, сл. «аль-Ликъа аш-шахри» № 22
2
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
Источник
Уединение невежественного — порча, а уединение учёного — как в случае с верблюдом, при котором его копыта и который всегда найдёт воду.
Люди с самого своего сотворения находятся в пути, и завершится их путешествие только в Раю или в Аду. Разумный знает, что путешествие сопряжено с трудностями и противостоянием различным опасностям, и обычно невозможно обрести в пути блаженство, наслаждение и отдохновение — всё это становится возможным лишь после завершения путешествия. Известно также, что человек постоянно идёт вперёд и время его путешествия постоянно идёт, и сам путник не стоит на месте. При этом очевидно, что он путешествует так, как должен путешествовать человек, то есть приготовив для себя припасы, необходимые для преодоления пути. И когда он останавливается на привал, спит или отдыхает, он должен быть всё время готов продолжить путь.
Мир этот — место состязания. Пыль поднялась, и не видно победителя, и в этом месте есть и всадники на лошадях, и двигающиеся пешком и едущие на ослах с плохими сёдлами.
Ты увидишь, когда пыль рассеется,
Кто под тобой — скакун или осёл…
Поистине, из-за низости своих стремлений чистильщик колодцев оказывается в колодце с нечистотами.
Сила стремления обрести желаемое порождает усердие в трудах ради достижения цели и опасение лишиться предмета своих желаний.
Неясность истины, когда ты её защищаешь,
Уменьшает число защитников той стороны, которая права,
Сокрытое и тонкое понять не способны люди,
И они выносят решения в пользу того,
кто суть излагает яснее.
Некоторые люди увидели всё сущее и поняли цель свою в этом мире и приготовились к отъезду, прежде чем настало время отправляться в путь, приложив усилия для следования прямым путём. А другие заняты чем-то незначительным, тогда как они преодолевают огромные расстояния, а птицы страстей в силках ждут заклания.
Две лисы попали в капкан, и одна из них сказала другой: «Где мы теперь встретимся?» А вторая ответила ей: «Через два дня в месте для дубления шкур».
Нет на земле ничего такого, что больше нуждалось бы в долгом заточении, чем язык.
Напиток страсти сладок, однако вызывает жажду.
О столы терпения! Несите меня! Осталось немного…
Входя в обитель страстей, ты ставишь на кон свою жизнь.
Слабость — твоё привычное состояние, а если бы пыл твой поднялся до дел великих, то тебе бы светили лучи решимости.
О, запутавшийся в сетях страстей: нужен лишь решительный прыжок — и сеть разорвана!
Решительно выйди с этого тесного двора, заполненного бедами, и зайди в просторный двор, подобного которому не видело око, ибо там ты непременно найдёшь то, к чему стремишься, и там ты не потеряешь того, кого любишь.
Кто помнит о тисках капкана, тому нетрудно оставить насыпанные в него зёрна.
Страсти мира этого подобны игре воображения, и невежественный способен видеть лишь явное, тогда как разумный видит то, что за завесой.
Цель — первое в расчётах и последнее в существовании, начало с точки зрения разума и конечная остановка на пути.
Свет истины ярче солнца, поэтому неудивительно, что обладатели зрения, подобного зрению летучих мышей, не видят её.
Благой совет — опыление разума, и чем он сильнее, тем сильнее разум и просветлённее.
- 1
- 2
- 3
Источник
Печаль лишает сил сердце, ослабляет решимость и вредит воле человека. Печаль — один из недугов сердца, но его можно укротить и взять под контроль.
Христопоклонники, вот вам вопрос наш
Пусть на него ответит, тот кто сможет: Если господь погиб от рук злодеев
Что за господь такой скажите все же? И разве Он доволен их поступком?
Коль так, тогда они блаженны тоже? А если он разгневан их деянием,
Тогда они сильней Его, похоже? И значит мир без Господа остался,
Того, кто отвечать и слышать может? И значит семь небес осиротели,
Когда в сыру землю он был положен? Осталася Вселенная без Бога
И управителя – прибит ведь он же? Как ангелы могли его оставить
Без помощи, увидев слезы божьи? Как выдержали деревяшки бога,
Когда затылком был к доске приложен? И как к нему приблизиться железо,
И как его пробить и ранить может? И как могли враги его руками
Ударить, прикоснувшись к его коже? И сам Христос – себя ли оживил он?
Иль воскресил его другой бог все же? Как может быть: земля покрыла бога
И даже чрево было ему ложем? Пробыл он девять месяцев во чреве
Во мраке кровь его питала тоже Через отверстие младенец вышел
Сосок груди ему был в рот положен Он ел и пил, и как другие люди
Нужду справлял – и это бог твой тоже? Бог выше измышлений христианских
Христианин за это будет спрошен! Крестопоклонники, и что вам делать:
Орудье смерти чтить или клясть может? Не будет ли разумно сжечь вам
Орудье смерти или уничтожить? Коль бог на нем насильно был распятый
И был руками он к кресту пригвозжен? Тогда сей крест пусть будет вечно проклят
Топчи его, а целовать его не гоже! Его ты чтишь, а бог на нем унижен
Не друг ты значит, а ненавистник божий А если поклоняешься кресту ты,
За то, что нес он тело бога все же Так крест его давно уже утерян
Откуда знаешь, на что он был похожий? Так как от чего тебе не кланяться могилам
Ведь твой господь в могилу был положен? О раб Христа опомнись поскорее!
Было начало и конец был тоже…
Клянусь Аллахом, умный враг причиняет меньше вреда, чем невежественный друг!
Уединение невежественного — порча, а уединение учёного — как в случае с верблюдом, при котором его копыта и который всегда найдёт воду.
Люди с самого своего сотворения находятся в пути, и завершится их путешествие только в Раю или в Аду. Разумный знает, что путешествие сопряжено с трудностями и противостоянием различным опасностям, и обычно невозможно обрести в пути блаженство, наслаждение и отдохновение — всё это становится возможным лишь после завершения путешествия. Известно также, что человек постоянно идёт вперёд и время его путешествия постоянно идёт, и сам путник не стоит на месте. При этом очевидно, что он путешествует так, как должен путешествовать человек, то есть приготовив для себя припасы, необходимые для преодоления пути. И когда он останавливается на привал, спит или отдыхает, он должен быть всё время готов продолжить путь.
Мир этот — место состязания. Пыль поднялась, и не видно победителя, и в этом месте есть и всадники на лошадях, и двигающиеся пешком и едущие на ослах с плохими сёдлами.
Ты увидишь, когда пыль рассеется,
Кто под тобой — скакун или осёл…
Поистине, из-за низости своих стремлений чистильщик колодцев оказывается в колодце с нечистотами.
Сила стремления обрести желаемое порождает усердие в трудах ради достижения цели и опасение лишиться предмета своих желаний.
Неясность истины, когда ты её защищаешь,
Уменьшает число защитников той стороны, которая права,
Сокрытое и тонкое понять не способны люди,
И они выносят решения в пользу того,
кто суть излагает яснее.
Некоторые люди увидели всё сущее и поняли цель свою в этом мире и приготовились к отъезду, прежде чем настало время отправляться в путь, приложив усилия для следования прямым путём. А другие заняты чем-то незначительным, тогда как они преодолевают огромные расстояния, а птицы страстей в силках ждут заклания.
Две лисы попали в капкан, и одна из них сказала другой: «Где мы теперь встретимся?» А вторая ответила ей: «Через два дня в месте для дубления шкур».
Нет на земле ничего такого, что больше нуждалось бы в долгом заточении, чем язык.
Напиток страсти сладок, однако вызывает жажду.
О столы терпения! Несите меня! Осталось немного…
Входя в обитель страстей, ты ставишь на кон свою жизнь.
И даже если человеку дан весь мир и все, что в нем есть, все это не заполнит его пустоту.
Закуй свой гнев в оковы кротости, ибо поистине он подобен собаке, которая, сорвавшись с цепи, принесёт много бед.
Мужчина — это тот, кто боится смерти своего сердца, а не смерти своего тела.
Первая из степеней счастья — когда у человека ухо усваивающее и сердце, разумеющее то, что усваивает ухо. Он слышит и разумеет, и ясно видит путь, которым нужно следовать, и видит вехи на этом пути, и видит, что большинство людей отклонились от этого пути либо вправо, либо влево. Но сам он неуклонно следует этим путём, не отклоняясь вместе с отклоняющимися…
Кто хорошо думает о себе, тот самый невежественный человек по отношению к себе.
- 1
- 2
- 3
Ибн Каййим аль-Джаузия
Дата рождения: 02.02.1292
Дата смерти: 23.09.1350 (58 лет)
Род занятий:
богослов
Книги Ибн Каййим аль-Джаузия: Фаваид. Полезные наставления
Источник