И опасный и полезный интернет для детей

Чем полезен и опасен интернет

Содержание

Сегодня трудно представить жизнь человека без интернета. Всемирная паутина полностью захватила мир, дав людям бесконечное количество возможностей. Количество юзеров сети возрастает с каждым днем, и закономерно обсуждается вопрос о безопасности: в чем польза и вред интернета и какие угрозы скрывает виртуальный мир и как их предусмотреть.

Польза интернета для человека

Интернет начал свою историю еще с 1969 года, в период разгара холодной войны с Советским Союзом, когда Агентством Перспективных Исследований Минобороны США – ARPA, решалась задача соединения расположенных далеко друг от друга компьютеров при помощи телефонных линий для обмена информацией в случае ядерного конфликта.

Первая система связала между собой 4 компьютера, находившихся в разных частях США, а уже спустя год сеть начала свое полноценное функционирование. Из года в год она совершенствовалась, становилась все шире, постепенно превращаясь из военной и полностью засекреченной в доступную для многих пользователей. Так, к 2016 году количество юзеров достигло 3 млрд человек.

Несомненно, Всемирная сеть служит безграничным полезным информационным ресурсом и может считаться одним из главных достижений человечества. Интернет позволяет людям искать и передавать информацию на высокой скорости для решения от самых обыденных до сверхзадач.

Велика польза интернета и в развитии и обучении человека: современные технологии дают возможность осваивать целые пласты информации, вплоть до получения образования или даже освоения профессии в режиме онлайн. Да и работать также можно дистанционно: как в частном порядке, оказывая, например, скайп-консультации, так и организуя работу больших проектов с участием удаленных сотрудников, найти которых также поможет интернет.

Благодаря интернету человек получил невероятные возможности коммуникации. Одним из самых могущественных его свойств стало «стирание границ» — живое общение на огромном расстоянии теперь стало привычным.

Больше интересных фактов о пользе и вреде интернет — в видео:

Вреден ли интернет

Несмотря на всю свою пользу и спектр возможностей, интернет может нанести серьезный вред здоровью и вызвать множество негативных последствий.

Влияние на психику

Веб-серфинг. Влияние Всемирной сети на человеческую психику четко прослеживается, прежде всего, в поиске информации. Технологии построены таким образом, чтобы с помощью гиперссылок задерживать пользователя интернет как можно дольше на сайтах, оттягивая их внимание на хаотичное чтение ненужных сведений, которые отвлекают от насущных задач и целей человека.

Такая потребность в получении быстрой не требующей «пережевывания» информации формирует привычку потреблять ее поверхностно, автоматически, что ведет к информационному засорению.

При этом когда поток поступления информации затихает, человек чувствует пустоту и стремится снова восполнить образовавшийся ее дефицит. Так возникает вред зависимости от интернет. Всемирная организация здравоохранения в 2017 году признала феномен интернет-зависимости психическим расстройством, вреду последствий которого подвержен каждый десятый юзер.

Интернет также может с легкостью заменить для человека реальное общение, что активно сказывается на его отношениях с реальным социумом. Существует отдельный феномен СМС-зависимости, в результате которой человек начинает бояться реального общения.

Азартные пользователи также рискуют попасть на удочку вреда игорной зависимости, которая чревата серьезными последствиями, вплоть до случаев суицида в результате проигрыша.

Возможности интернет-сервисов так широки, что затрагивают самые тонкие слабости человеческой натуры. в том числе и страсть к покупкам. Доступность совершать быстрые покупки недорогих товаров, не вставая с дивана, развивает ониоманию, или шопоголизм.

Воздействие на нервную систему

Во время активной работы в сети нервная система обрабатывает колоссальные объемы информации. На сегодняшний день один пользователь интернета ежедневно пропускает через мозг такое большое количество сведений, что это способно приносит вред информационного перегруза нервной системы, с последствиями утомляемости, бессонницы, неврозов, апатии, повышенной тревожности.

В наиболее серьезных случаях это может привести к возникновению хронических заболеваний нервной системы, поэтому, проводя время в интернете, крайне важно его структурировать и периодически давать себе перерывы на расслабляющий отдых.

Ухудшение зрения

Проводя долгое время перед экраном гаджета, человек напрягает своё зрение в несколько раз сильнее, и дело здесь не только в мелком тексте перед глазами. Человеческий глаз по своим свойствам имеет сходство с фотоаппаратом. Для того чтобы сделать чёткий кадр, состоящий из мерцающих мелких точек, ему необходимо постоянно менять фокус, что увеличивает расход главного пигмента зрения – родопсина, приводящий к близорукости и другим заболеваниям глаз.

У художников близорукость возникает крайне редко, поскольку они все время переводят взгляд с холста на отдаленные предметы, что приносит пользу профилактики нарушений зрения.

Это можно перенять и в работе с гаджетами. Самым простым упражнением будет смена фокуса зрения с ближнего на дальний объект — это станет полезной профилактикой вреда близорукости.

Людям, проводящим много времени в интернет, специалисты рекомендуют приобрести полезные «компьютерные очки», в которые встроены специальные фильтры, приближающие цветовые параметры экрана к спектральной чувствительности глаз.

Влияние на опорно-двигательный аппарат

Постоянное пребывание в интернет в статичной позе перед компьютером влечет вред для обменных процессов в организме. Межпозвоночные диски теряют естественные свойства подвижности и больше подвержены деформации, что приводит к быстрому развитию остеохондроза или межпозвоночной грыжи.

₽Создайте интернет-магазин за 1 деньИндекс самоизоляции в МосквеИнтернет магазин. Начни зарабатывать!Научим создавать сайты с нуля

Длительная работа за ПК может также привести к нарушению передачи нервного импульса от кончиков пальцев до головного мозга из-за нарушений свойства чувствительности нервных окончаний и возникновением постоянных судорог мышц кистей рук и предплечья.

Сильное перенапряжение сухожильно-связочного аппарата, мышц кистей рук и предплечья ведет к вреду развития туннельного синдрома – защемление нерва в канале запястья может потребовать даже хирургического вмешательства.

Польза и вред интернета для детей

В вопросе пользы и вреда интернета для детей ведутся активные споры, в которых сторонники современных технологий приводят аргументы о ценности интернета для полезного развития ребенка, в то время как скептики видят лишь вред воздействия соблазнов сети.

К полезным свойствам интернета для младшего поколения относят:

  • Неисчерпаемый ресурс полезной и познавательной информации и развитие навыков правильно в ней ориентироваться. Благодаря интернету можно развивать любознательность ребенка и обучить его алгоритмам поиска;
  • Интернет может стать полезным «тренажером» памяти и внимания, логического мышления ребенка;
  • Развивающие игры в интернет при правильном «дозировании» и подборе имеют свойства оказывать большую пользу в расширении эрудиции и кругозора, изучении иностранных языков — поскольку интернет содержит много полезных материалов по всем необходимым предметам познания – на любой возраст.

Важно при этом помнить о случаях, когда интернет может стать вредным для здоровья ребенка:

Долгое нахождение перед экраном компьютера снижает необходимую для развития физическую активность, формирует неправильные свойства осанки, ухудшение зрения. Чтобы избежать таких последствий, родителям стоит серьезно отнестись к вопросу организации места за компьютером. Необходимо отрегулировать высоту стула, которая позволит держать ступни на полу, а колени — согнутыми под прямым углом. Руки, согнутые в локтях, при этом также должны лечь на стол под прямым углом.

Для профилактики глазных заболеваний и ухудшения зрения, во время работы за компьютером ребенку нужно делать регулярные перерывы, а также периодически выполнять зарядку для глаз.

Влияние на психику. В ответственности взрослого — отслеживать, что просматривает маленький ребенок в сети интернет: это предупредит риски столкновения с вредной для психического развития информацией, например, насильственного характера, к которой он в силу своего возраста окажется не готов.

Влияние на социализацию. Свойства длительного пребывания в игровой реальности интернет могут сказаться вредом замены реального общения, необходимого ему для социального развития. Поэтому так важно контролировать частоту и время пользования электронными устройствами: с 3 до 5 лет это должны быть короткие промежутки, несколько минут в день, а к 7 годам время можно увеличить до получаса.

Читайте также:  В каком виде яйца полезнее для мышц

Польза и вред интернета для школьников

Мнения о пользе и вреде интернета для школьников сильно расходятся как у родителей, так и у педагогов.

Несмотря на все разногласия, нельзя отрицать то, что интернет является отличным помощником в учебных делах. С его помощью ребенок легко может найти необходимую ему информацию, детальнее разобрать непонятную тему или же отыскать ключи к решению тех или иных задач.

Обучающие ресурсы интернета будут полезными в развитии внимания, памяти, воображения, а также ассоциативного, логического мышления ребенка, помогут значительно упростить процесс обучения.

В связи с увеличением времени пользования интернет за экраном компьютера важно поддерживать условия профилактики нарушений нагрузки на позвоночник и зрение. Время нужно контролировать в пределах полутора — двух часов, с проведением регулярных перерывов.

Долгое пребывание перед экраном может также вызвать нарушение эндокринной системы, повышение артериального давления, головную и височную боль, усталость, а также боли в мышцах и суставах тела.

Чем опасен интернет для подростков

  • Сайты, связанные с тематикой секса и эротики. На просторах интернета насчитывается несчетное количество сайтов и ресурсов, пропагандирующих нездоровые сексуальные отношения. Это может нанести огромный вред как психике подростка, так и его нормальному сексуальному развитию;
  • Сайты, распространяющие информацию насильственного характера, пропаганду наркотических средств и другого подобного контента могут негативно отразиться на формировании ценностной ориентации: в этом случае важна живая связь с родителем, который обладает в глазах подростка авторитетом;
  • Онлайн-игры, могут сформировать зависимость, опасными сигналами которой являются: длительное времяпровождение ребенка в интернете (более 5 часов в день), подавленное состояние, агрессивное поведения, нежелание выходить из виртуальной реальности в реальный мир;
  • Азартные игры. Вред может таиться в потребности подростка быть независимым от родителей: неправильно сформированная, она может подтолкнуть к затягивающему влиянию онлайн-игр на деньги ;
  • Социальные сети и сайты знакомств в интернет, полезные для формирования идентичности, могут также подтолкнуть к социальной изоляции. Вместе с тем это может яро свидетельствовать о том, что в реальной жизни у ребенка могут быть серьезные проблемы в плане общение со своими сверстниками.

Важно! Технологии социального манипулирования могут также быть опасны именно в подростковый период, когда дети подвержены рискам объединения в сообщества, в том числе эксплуатирующие деструктивные настроения (нонконформизма, суицида и другие). В связи с этим родителям важно находиться в контакте с ребенком, чтобы иметь возможность донести информацию о сути подобных объединений в интернете и как избежать рисков их влияния.

Советы родителям: как обезопасить ребенка в интернете

Если ребенок еще довольно мал, проще всего контролировать его «виртуальные прогулки» в интернете с помощью специальных средств родительского контроля. Это могут быть как специальные приложения, так и встроенные в браузеры и плагины. С их помощью можно заблокировать доступ к нежелательным сайтам в интернете, опасным видео и фото, а также получать электронные уведомления о посещении ребенком тех или иных сайтов.

Современные телефоны и планшеты также оснащены встроенными приложениями родительского контроля, которые можно легко найти в настройках. Более того – многие производители оснащают свои продукты специальными «таблетками», которые направлены на защиту детей от вредной информации в интернете.

Как провести время в интернете с пользой

Существует огромное количество вариантов того, как сделать свое времяпровождение в интернете как можно более продуктивным и полезным. Главное – найти свой оптимальный под цели и интересы ресурс.

Одним из наиболее приятных вариантов провождения времени в интернете является общение: с помощью полезных инструментов социальной коммуникации — блогов, чатов, других социальных сервисов — восполняется дефицит коммуникации

Исследования показывают, что тенденция замены реальных отношений онлайн-общением, характерная для 90-х годов ХХ века сменилась на тренд укрепления реальных отношений с помощью интернет.

Интернет также помогает найти свою целевую аудиторию из единомышленников, как среду для возможности самовыражения человека.

Существует множество полезных ресурсов в сети интернет для самообучения. Находясь дома, перед экраном компьютера, человек может легко повысить уровень своей эрудиции, узнать много новой информации, выучить иностранный язык и многое другое.

Наиболее продуктивным и полезным вариантом времяпрепровождения в сети может стать работа. Возможность удаленной работы с помощью интернета охватывает все больше сфер: можно работать на компанию или стать фрилансером с возможностью самостоятельно организовывать свое время, без географической привязки к месту работы либо открыть свой бизнес в интернет. Возможности сети действительно для этого уникальны.

Заключение

Существует много мнений на тему, в чем заключаются польза и вред интернета. Взвешивая все плюсы и минусы, каждый находит свой вариант использования этой технологией. Однако бесспорно только одно – уникальность интернета, который открывает для человека практически неограниченные возможности. Не потеряться в них поможет умение выбирать лишь самые нужные и полезные для себя ресурсы.

Источник

Уже не первый год сохраняют актуальность активные споры о том, приносит ли интернет пользу людям и наносит ли он вред здоровью человека?

В наше время интернет – это неотъемлемая часть жизни общества. Многие люди не могут обойтись без интернета ни дня, и если вдруг интернет-сигнал по каким-то причинам пропадает, они чувствуют себя абсолютно некомфортно.

Можно привести следующие статистические данные:

• 85% взрослых людей используют интернет;

• Интернет используют 95% подростков;

• Каждый 7-й человек имеет аккаунт в социальной сети facebook;

• По состоянию на 2016 год порядка 3 млрд.людей в мире используют Интернет;

• Если бы Интернет был отдельной страной, эта страна по уровню экономике находилась бы впереди Германии.

Положительные стороны использования Интернета заключаются в следующем.

Определённо, интернет – серьёзное достижение науки и техники. Всемирная сеть даёт возможность смотреть любое кино, с помощью интернета можно найти ответ на любой заинтересовавший человека вопрос, найти нужную информацию, следить за мировыми новостями, узнавать много нового. Это даёт возможность развивать свою личность и повышать эрудицию.

Интернет«стирает» территориальные и иные границы. Он позволяет заводить новые знакомства, общаться с родственниками и друзьями, живущими далеко, некоторые люди даже встречают там свою любовь и находят будущих спутников жизни.

Всемирная сеть даёт возможность улучшить своё образование – многие люди с помощью интернета изучают иностранные языки, проходят разные тренинги, курсы и т.д. Интернет позволяет даже найти высокооплачиваемую работу, являясь неплохим источником доходов. Сегодня многие профессии имеют непосредственную связь с интернетом.

Однако интернет имеет и негативные стороны для человека.

Ни для кого ни секрет, что интернет вызывает зависимость и становится для некоторых людей нужным почти как вода, еда и воздух. В ряде стран зависимость от интернета считается фактически национальным бедствием.

Следующая проблема – вред интернета для здоровья человека. Так, люди, проводящие много времени за компьютером, часто испытывают проблемы со зрением и опорно-двигательной системой.

Кроме того, на просторах интернета присутствует огромное число мошенников, ворующих частную информацию пользователей и пользующихся ей во вред людям. Впрочем, если человек использует всемирную сеть рационально, посещает только полезные интернет-ресурсы и регулирует время пребывания за компьютером, то в этом случае пользы от интернета будет больше, чем вреда.

Следует отметить, что для детей интернет куда опаснее, чем для взрослых. Хотя и есть несомненные плюсы – общение с друзьями, чтение учебной и художественной литературы, просмотр познавательных фильмов, вред всемирной сети для детей заключается в следующем.

Во-первых, многие дети используют интернет для выполнения школьных домашних заданий, находя там решение задач и ответы, не напрягая собственный интеллект. Во-вторых, что куда хуже, интернет наполнен информацией, очень вредной для детской психики – такой, как насилие, нецензурная лексика, убийство, порнография, призывы к самоубийству и т.д. Кроме того, дети часто настолько погружаются в виртуальный мир (помимо поиска информации в интернете, современные дети часто очень сильно увлекаются онлайн-играми), что реальный мир и живые люди становятся для них неинтересными.

Читайте также:  Полезные советы при работе с ворд

В-третьих, интернет-зависимость формируется у детей куда быстрее, чем у взрослых. Здоровье детей также страдает – постоянное пребывание за компьютером приводит к ожирению, нарушению зрения, проблемам со сном.

В целом, решение проблем взаимодействия детей с интернетом должно лежать на плечах их родителей – они должны объяснять детям, что полезно смотреть в интернете, а что – нежелательно, и следить за тем, сколько времени их дети проводят за компьютером.

Интернет – полезная и нужная человеку вещь, главное – не забывать о возможном его вреде и пользоваться всемирной сетью с умом.

Источник

В Интернете немало угроз: негатив, агрессия, непристойности, буллинг, опасные незнакомцы… Как защитить ребёнка от всего этого? Расскажем об особенностях детской психики в каждом возрасте и дадим список рекомендаций. Об этом должен знать каждый родитель.

Без Интернета трудно представить современную жизнь. Посмотреть мультик, скачать фильм, прочитать статьи, поиграть в игры, найти ответ на любой вопрос – возможности «мировой паутины» безграничны. Но при таком обилии информации возникает вопрос: как обезопасить детей от нежелательного контента?

По данным ресурса security.mosmetod.ru, в 2010 году Интернетом в России пользовались 43,3 млн человек, а к середине 2018 года – уже более 90 млн человек (это 81% населения). Такой большой рост пользователей, считают специалисты, может иметь негативные последствия, а Всемирная организация здравоохранения уже признала интернет-зависимость болезнью.

Самым опасным возрастом считается подростковый период. Согласно статистике, к 2018 году 56% детей постоянно находятся в сети. И если младших дошкольников родители ещё могут контролировать и регулировать их время «сидения» в Интернете (88%), то подростки, в основном, входят в сеть самостоятельно. Лишь 7% из них «зависают» в паутине под присмотром взрослых.

Также, по данным security.mosmetod.ru, больше половины пользователей до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержанием, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми.

Среди детей 5-7 лет частые запросы – это мультики и видеоигры. В 8-11 лет к этому добавляется образовательный контент и соцсети (более 80% российских подростов имеют свой профиль). Среди подростков популярны такие ресурсы, как «ВКонтакте», Google, Yandex, YouTube, Instagram, Likee, Tiktok.

https://lucky-child.com/

Дарим 1000 баллов (1балл=1руб) при регистрации на сайте https://lucky-child.com на покупку детской дизайнерской одежды Lucky Child. Зарегистрироваться сейчас!

Почему «всемирная паутина» столь популярна и чем она опасна? Давайте разбираться.

Какие существуют виды интернет-угроз 

Есть три основных вида опасности, подстерегающие юных пользователей:

  • нежелательное содержимое сайтов, пропагандирующих экстремизм, насилие и формы поведения, отклоняющиеся от общепринятых норм;
  • прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи;
  • различные виды мошенничества.

Дома и в школе детей учат не открывать дверь незнакомцам, не садиться в машину к посторонним, не разговаривать с чужими людьми, проверяют знание ПДД, правил поведения в общественных местах и парках. При этом никто не рассказывает детям о том, как надо вести себя в Интернете и с какими опасностями они могут там столкнуться.

Чем опасна «дружба» с телевизором и Интернетом

1. В первую очередь, чрезмерное пользование гаджетами влияет на психику ребёнка. Телевидение быстро информирует о событиях в мире и даёт «вкусную» картинку, вызывая тем самым привыкание. Ребёнок «подсаживается», и ему хочется больше. А Интернет позволяет найти всё, что угодно, не прилагая каких-либо усилий. Легко, быстро и доступно.

2. Длительное нахождение в статичном положении перед голубым экраном может привести к состоянию перевозбуждения. В итоге после завершения просмотра передачи/видеоролика ребёнок не знает, куда направить свою энергию.

3. Дети до 6-7 лет активно формируют картину окружающего мира через призму родителей. Чтение близким человеком сказок, рассказов позволяет малышам применить на себя некую роль, «прожить» ситуацию и сделать выводы в тесном контакте с родителем. Телевизор или смартфон не могут этого себе позволить.

4. После просмотра телевизора ребёнок некоторое время не в состоянии сосредоточиться. А рекламные вставки из-за более активной подачи видеоряда, музыкального сопровождения могут вызвать чувство тревоги.

Кроме того, реклама навязывает стереотипы. Думаю, многие сталкивались с такой ситуацией, когда после какого-либо ролика ребёнок начинает просить рекламируемую вещь. Возможно, у него уже есть такая игрушка, или, скорей всего, она ему не нужна, но кроха убеждён в необходимости этой вещи.

5. Просмотр телевизора/видеороликов не развивает речь. Наоборот, у ребёнка появляется особый стиль разговора – телевизионный. Чтобы речь правильно формировалась, малышу нужно видеть, как работает речевой аппарат при произнесении слов. Гаджеты не предоставляют в полном объёме такую возможность.

Особенности детской психики 0+

Следующая фраза может показаться банальной, но всё действительно начинается с пелёнок. На самом деле мы, взрослые, очень часто сами знакомим детей с Интернетом. Сегодня малыши знакомятся с гаджетами до года. Порой родителям удобно посадить ребёнка перед телевизором, дать смартфон и заняться своими делами. Но что мы имеем? Детская психика находится в стадии развития и обладает повышенной уязвимостью. И та информация, которая взрослому кажется обычной, на ребёнка может оказать негативное воздействие.

У малыша идёт пассивное восприятие окружающей действительности. Кроха развивается именно при тактильном общении с близкими людьми. Он не воспринимает видеоряд как речь, обращённую к нему, хотя может смотреть один и тот же мультик несколько раз. Однако выводов при этом малыш не делает, только копирует жесты и мимику.

У малыша до 6 лет высокий уровень познавательной активности, поэтому важно утолять его жажду знаний не через голубой экран, а через книги и общение с родными. Никакой развивающий мультик не заменит живой диалог.

_____________________

Семейный психолог Лариса Суркова на своём официальном сайте пишет, что «разговаривать» можно и нужно уже с животом, так у малыша формируется пассивная речь.

– «Говорите с ребёнком с рождения. Пусть вы думаете, что он вас не понимает. Это формирование пассивного словаря. Всё, что вы вложите в него до трёх лет, вы получите после. Ставьте песни, аудиосказки. Общайтесь сами, привлекайте папу и всех приходящих в дом. Говорите, как можно больше!»

Особенности детской психики 6+

Малыш готовится стать школьником. В этот период происходит формирование индивидуальности ребёнка, он учится отстаивать свои границы. Поэтому в ответ на испорченную вещь одноклассником может поругаться с ним, сказать, что так нельзя.

Но сегодня ребёнок всё чаще после школы (а иногда и на переменах) уходит в виртуальный мир, где ведёт борьбу с врагами, монстрами, зомби. Его убивают, он убивает. Ребёнок теряет границы времени и пространства. Яркие картинки прочно оседают в несозревшем сознании и могут всплывать в самые неподходящие моменты.

В 6-8 лет важно научить ребёнка реально решать свои проблемы, так как он находится в социуме, где у каждого есть своё мнение. Но из-за увлечения компьютерными играми в столь юном возрасте реальность малыша зачастую искажается. Порой, он пытается решить проблему так, будто находится в виртуальной игре, и у него 10 жизней. Ребёнок может внезапно проявить агрессию, броситься в драку на обидчика. В то же время психологи говорят, что не в самих играх дело, а в их неправильном использовании, психических качествах личности и атмосфере в семье.

_____________________

Психолог Жанна Алешкович в интервью для сетевого издания Onliner.by поделилась:

– «Ребёнок, играя, учится агрессивному поведению и приобретает опыт – это плохо. У него снижается восприимчивость как зрителя к агрессии и искажается представление о реальном мире».

Возраст от 6 до 12 лет – это самый чувствительный период для усвоения моральных, культурных норм, духовных ценностей. Ребёнок остро реагирует на конфликты внутри семьи и школы. Поэтому задача родителей – обучить младшего школьника навыкам делового общения, критического мышления, сотрудничества, объяснить, что он – член общества и несёт ответственность за свои поступки.

Читайте также:  Чем полезен массаж детям в 4 месяца

Особенности детской психики 12+

После 11-12 лет ребёнок пытается осознать своё «Я». В этот период наблюдается всплеск активности в социальных сетях и чатах. Подросток хочет найти себя, и Интернет даёт ему такую возможность: заводить страницы, менять ники и аватарки, а, значит, пробовать что-то новое.

Безусловно, с одной стороны, социальные сети позволяют общаться с большим кругом людей по всему миру, но с другой – юный пользователь незащищён от случайных контактов с незнакомцами. Согласно статистике, которую приводит медийно-сервисная платформа «Афиша», подросток в соцсетях регулярно получает предложения дружбы от незнакомцев (70%), в том числе взрослых (18%).

Специалисты отмечают, что чаще всего злоумышленники стараются завлечь подростка для участия в непристойных сценах. Последствия могут быть плачевными: хищение детей, страх признаться во всём родителям, стыд из-за того, что видео и фото «гуляют» на просторах Интернета.

Так, в 2012 году в Канаде стал известен случай смерти 15-летней Аманды Тодд. Девочка покончила жизнь самоубийством из-за жестокой травли в Интернете. В 12 лет она зарегистрировалась на Facebook, завела друзей, одним из которых оказался некий Айдин. Он уговорил подростка показать ему обнажённую грудь, заснял это на камеру и выложил в сеть.

Аманда

После того, как друзья девочки увидели фото, началась травля. Аманда сменила место жительства и школу, но через год Айдин поставил то же фото на аватарку и стал знакомиться с друзьями девочки. Аманда вновь подверглась унижениям и сменила школу. А после того, как на неё напали 15 подростков, она попыталась совершить суицид. Её удалось спасти, но интернет-буллинг (коллективная травля в сети) продолжался, и 10 октября 2012 Аманда покончила с собой. Позже полицейские выяснили, что пользователь Айдин склонил к непристойным действиям в соцсетях около 40 детей.

Особенности детской психики 16+

После 16 лет дети становятся крайне уязвимы, возрастает риск самоубийства. Добавьте к этому давление со стороны родителей и учителей из-за ЕГЭ, и вы получите гремучую смесь напряжения, ранимости и страхов. Ежегодно май и июнь становятся самым тревожным временем для учеников 9 и 11 классов. Известно немало случаев, когда в страхе не сдать экзамен, дети совершали суицид.

Кроме того, в Интернете всё чаще встречаются сообщества, которые призывают осуществить этот акт. Подростки, желая острых ощущений, из-за чувства тревоги, на зло родителям (причин много), не понимают до конца, что всё по-настоящему и навсегда. Масла в огонь добавляют и СМИ: зачастую масс-медиа широко освещают подобные происшествия, тем самым придавая им ещё большую популярность.

В мае 2016 года «Новая газета» опубликовала расследование о суицидальных пабликах «Группы смерти». Автор статьи Галина Мурсалиева рассказала историю 12-летней Эли, которая в 2015 году выпрыгнула из окна с 14 этажа. Журналист связала этот случай с группами во «ВКонтакте», которые организовывали квесты и задания, расшатывающие психику подростков.

Статья вызвала большой резонанс. Многие обвинили автора в излишней эмоциональности и недостаточном количестве фактов. Тем не менее, публичное обсуждение привело к принятию законов: первый – о досудебной блокировке сайтов, опасных для несовершеннолетних; второй – об уголовной ответственности за склонение детей к самоубийству. Одного из предполагаемых администраторов паблика арестовали, а в нескольких регионах России прошли обыски у предполагаемых участников подобных сообществ.

Как обезопасить ребёнка

Институт Исследований Интернета приводит такие данные: 23% родителей используют какие-либо средства обеспечения безопасности в сети, кроме антивирусов. За последние 3 года увеличилось число семей, использующих настройки безопасного (детского) поиска, с 5% до 23%. В 3 раза выросла популярность услуги «Детского Интернета» от провайдера. Причина этих изменений в том, что информационной безопасности стали больше уделять внимания, а также появились «продвинутые» молодые родители.

Что может сделать родитель, чтобы обезопасить ребёнка от влияния нежелательного контента?

16 правил Интернет-безопасности для детей

1. Ограничить время провождения в сети.

2. Использовать средства обеспечения безопасности (антивирусная программа, настройки безопасного поиска, безопасный режим в соцсетях, использовать контентные фильтры).

3. Подключить у провайдера услугу «Детский Интернет».

4. «Родительский контроль». С помощью этой функции в системе Windows можно регулировать использование компьютера детьми.

5. Установить бесплатную программу «Интернет Цензор». Она блокирует сайты, на которые вы не хотите, чтобы заходили с вашего компьютера.

6. Следить, чтобы ребёнок смотрел программы/фильмы с соответствующей маркировкой по возрасту (0+, 6+, 12+, 16+, 18+).

7. Объяснять детям, что не всё то, что пишут в Интернете – правда. Рассказать, в чём опасность «всемирной паутины».

8. Донести до ребёнка, что нельзя где-либо при регистрации указывать своё реальное имя и фамилию. Помогите юному пользователю подобрать надёжный логин.

9. Мониторить друзей и подписчиков ребёнка в соцсетях (нет ли среди них взрослых людей, незнакомых ребят с другой школы/города/района).

10. Объяснить, что онлайн-друзья могут отличаться при встрече. И пусть онлайн-дружба такой и остаётся (по крайней мере для младших школьников).

11. Быть внимательными к ребёнку. Убедитесь, что он не жертва интернет-буллинга. Если у ребёнка в подписках нет друзей, то, возможно, он удалил их именно потому, что подвергся издёвкам со стороны.

12. Слушать и поддерживать ребёнка в любой ситуации. Проводите больше совместного времени. Старайтесь вместе читать и рассуждать над прочитанным. Отдавайте предпочтение активным играм, чем нахождению в четырёх стенах.

13. Рассказать, что нельзя скачивать файлы, полученные от незнакомых пользователей.

14. Вводить компьютерные игры следует только после формирования игровой и творческой деятельностью, то есть после 6 лет. До этого времени малыш может вполне обойтись без виртуального мира.

15. Помните, что до 7 лет ребёнку не нужен Интернет. Младшим школьникам достаточно 30 минут в день, по мнению педиатров. В 10-12 лет ребёнок может проводить в Интернете не более 1 часа. Старше 12 – не более 1,5 часа.

15. Кроме того, родители тоже должны с осторожностью использовать свои социальные сети. Очень часто взрослые размещают в своём аккаунте фото и видео своих детей. У каждого для этого свои цели: кто-то хочет поделиться с онлайн друзьями фотографиями своих малышей, кто-то использует их для продвижения своего профиля (вспомним блогеров). В любом случае это большая информационная база для мошенников.

16. Читать специальную литературу (и детям, и взрослым):

  • Ефимова, Л.Л. «Информационная безопасность детей»
  • Цветкова М.С., Якушина Е.В. «Информационная безопасность/Правила безопасного Интернета». Пособие для 2-4 классов
  • Цветкова М.С., Якушина Е.В. «Информационная безопасность/Безопасное поведение в сети Интернет». Пособие для 5-6 классов
  • Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. «Информационная безопасность/Кибербезопасность». Пособие для 7-9 классов
  • Министерство образования и науки РФ ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Памятка для родителей «Родителям о психологической безопасности детей и подростков». Москва, 2018

Да, избавить ребёнка полностью от гаджетов сегодня невозможно. Минимум, что может сделать родитель, это тщательно следить за контентом и уметь ставить чёткие рамки пользования Интернетом. При этом, нам, взрослым, самим стоит задуматься над фразой «счастье любит тишину» и как можно меньше «сидеть» на своих страницах и делиться личными фото.

_____________________

Семейный психолог Людмила Петрановская советует насильно не вытаскивать детей из гаджетов, а предложить им альтернативу:

– «Если они слышат от родителей нелицеприятные вещи, назидания и указы – зачем им выныривать из понятного виртуального мира? Смысла-то нет. Сделайте реальный мир ребёнка таким, чтобы он ему понравился».

Светлана Александрова

Читайте другие статьи на тему безопасности детей в нашем блоге:

Источник