Хозяйственная деятельность по добыче полезных ископаемых

 Класс ОКВЭД 08 входящий в Общероссийский классификатор видов
экономической деятельности 2021 года ОКВЭД-2 включает в себя:

 Получаемые продукты используются главным образом в
строительстве (например, песок, камень и т.п.), в производстве строительных
материалов (например, глины, гипса и т.п.), в производстве химикатов и т.п.

 Класс ОКВЭД 08 относится к “Разделу B – Добыча полезных ископаемых”
классификатора 2021 года ОКВЭД-2.

Код ОКВЭДВид деятельности

Подкласс

08.1

 Добыча камня, песка и глины

Код ОКВЭД 08.11

 Добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса,
мела и сланцев

Эта группировка включает:

 – добычу, первичную обработку, распиловку камня для
строительства и изготовления памятников, такого как мрамор, гранит, песчаник
и т.д.;

 – дробление и измельчение декоративного и строительного камня;

 – добычу, дробление и измельчение известняка;

 – добычу гипса и ангидрита;

 – добычу мела и некальцинированного доломита

Эта группировка не включает:

 – добычу минерального сырья для химических производств и
производства удобрений, см. Код ОКВЭД 08.91;

 – производство обожженного (кальцинированного) доломита, см. Код
ОКВЭД 23.52;

 – резку, обработку и отделку камня за пределами карьеров, см. Код
ОКВЭД 23.70

Код ОКВЭД 08.11.1

 Добыча и первичная обработка камня для памятников и
строительства

Код ОКВЭД 08.11.2

 Добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня

Код ОКВЭД 08.11.3

 Добыча мела и некальцинированного доломита

Код ОКВЭД 08.11.4

 Добыча и первичная обработка сланцев

Код ОКВЭД 08.12

 Разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и
каолина

Эта группировка включает:

 – добычу и промывку гравия и песка для промышленности и
строительства;

 – дробление и измельчение гравия;

 – карьерную разработку песка;

 – добычу глины (включая огнеупорную) и каолина

Эта группировка не включает:

 – добычу битуминозного песка, см. Код ОКВЭД 06.10

Код ОКВЭД 08.12.1

 Разработка гравийных и песчаных карьеров

Код ОКВЭД 08.12.2

 Добыча глины и каолина

Подкласс

08.9

 Добыча полезных ископаемых, не включенных в другие группировки

Код ОКВЭД 08.91

 Добыча минерального сырья для химической промышленности и
производства минеральных удобрений

Эта группировка включает:

 – добычу природных фосфатов и природных калийных солей;

 – добычу природной серы;

 – добычу и обогащение серного и магнитного колчедана, кроме
обжига;

 – добычу природного сульфата бария (барита) и карбоната бария
(витерита), природных боратов, природных сульфатов магния (кизерита);

 – добычу минеральных красителей, плавикового шпата и прочих
полезных ископаемых, служащих сырьем для химической промышленности

Эта группировка также включает:

 – добычу гуано

Код ОКВЭД 08.92

 Добыча и агломерация торфа

Эта группировка включает:

 – разработку месторождений торфа;

 – подготовку торфа для улучшения его качества, удобства
перевозки или хранения

Эта группировка не включает:

 – предоставление услуг, сопутствующих торфоразработкам, см. Код
ОКВЭД 09.90;

 – производство торфяных брикетов, смешанных с природным
грунтом, песком, глиной, минеральными удобрениями и т.д. для горшечных
культур, см. Код ОКВЭД 20.15;

 – производство изделий из торфа, см. Код ОКВЭД 23.99

Код ОКВЭД 08.92.1

 Добыча торфа

Код ОКВЭД 08.92.2

 Агломерация торфа

Код ОКВЭД 08.93

 Добыча соли

Эта группировка включает:

 – добычу поваренной соли из подземных месторождений, включая
посредством растворения и выкачивания;

 – производство поваренной соли посредством выпаривания из
морской воды или других соленых вод;

 – измельчение, очистку и рафинацию поваренной соли
производителем

Эта группировка не включает:

 – переработку соли в пищевую, например в йодированную соль,
см. Код ОКВЭД 10.84;

 – производство питьевой воды путем опреснения соленой воды,
см. Код ОКВЭД 36.00

Код ОКВЭД 08.99

 Добыча прочих полезных ископаемых, не включенных в другие
группировки

Эта группировка включает:

 – добычу подземным или открытым способом различных минералов и
материалов: абразивных материалов, асбеста, кремнеземистой каменной муки,
природных графитов, мыльных камней (талька), полевого шпата и т.д.,
природного асфальта, асфальтитов и битумных пород, природного твердого битума,
драгоценных камней, кварца, слюды и т.д.

Код ОКВЭД 08.99.1

 Добыча природного асфальта, асфальтитов и битумных пород

Код ОКВЭД 08.99.2

 Добыча абразивных материалов, асбеста, кремнеземистой каменной
муки, природных графитов, мыльного камня (талька), полевого шпата и т.д.

Код ОКВЭД 08.99.21

 Добыча природных абразивов, кроме алмазов

Код ОКВЭД 08.99.22

 Добыча вермикулита

Код ОКВЭД 08.99.23

 Добыча асбеста

Код ОКВЭД 08.99.3

 Добыча драгоценных камней, кварца, слюды, мусковита и т.д.

Код ОКВЭД 08.99.31

 Добыча драгоценных и полудрагоценных камней, кроме алмазов

Код ОКВЭД 08.99.32

 Добыча алмазов

Код ОКВЭД 08.99.33

 Добыча мусковита

Код ОКВЭД 08.99.34

 Добыча пьезокварца

Код ОКВЭД 08.99.35

 Добыча гранулированного кварца

Код ОКВЭД 08.99.36

 Добыча слюды

 При регистрации ООО
или ИП, а также при внесении изменений в вид деятельности компании вам
необходимо выбрать в справочнике требуемые коды ОКВЭД и указать их в заявлении.

 В справочнике ОКВЭД
все коды указаны с расшифровкой, что позволит вам безошибочно их подобрать.

 Обратите внимание,
что количество выбранных вами кодов ОКВЭД неограниченно, но из них
необходимо выбрать один основной, по которому процент получаемой вами выручки
должен составлять не менее 60% от основной суммы дохода по этой деятельности.

 В заявлениях на
регистрацию, при внесении изменений и в других документах необходимо указывать
коды, содержащие не менее 4 цифр кода (классы и подклассы не указывать).

 В классификаторе
кодов видов деятельности (ОКВЭД) есть коды, при которых ваша деятельность будет
обязана иметь статус лицензированной, и вы должны будете получить
соответствующую лицензию. Поэтому выбирая коды ОКВЭД при регистрации фирмы, не
забудьте посмотреть
список лицензируемых видов деятельности.

Источник

 Раздел B входящий в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 2021 года ОКВЭД-2 включает в себя:

  •  добычу полезных ископаемых, встречающихся в природе в виде
    твердых пород (уголь и руда), в жидком состоянии (нефть) или в газообразном
    состоянии (природный газ), прочих ископаемых и предоставление услуг в области
    добычи полезных ископаемых.

 Добыча может осуществляться различными методами, такими как
подземная или открытая разработка месторождений, бурение скважин, разработка
морского дна и т.д.

Данный раздел также включает:

  •  дополнительные виды деятельности с целью подготовки сырья
    к реализации: дробление, измельчение, очистка, просушка, сортировка, обогащение
    руды, обогащение угля, сжижение природного газа и агломерация твердого топлива.

 Перечисленные виды работ обычно выполняются хозяйствующими
субъектами, которые сами занимаются добычей полезных ископаемых и/или
расположены в районе добычи полезных ископаемых.

 Добыча полезных ископаемых
классифицируется в классах по виду основного добываемого минерального
сырья

Классы ОКВЭД 05 и ОКВЭД 06 включают:

  •  добычу топливно-энергетических полезных ископаемых
    (каменного угля, бурого угля (лигнита), нефти, газа);

Классы ОКВЭД 07 и ОКВЭД 08 включают:

  •  добычу металлических руд, различных минералов и нерудных
    полезных ископаемых;

Класс ОКВЭД 09 включает:

  •  технологические процессы, в частности процессы, связанные с добычей углеводородов, могут также
    осуществляться специализированными предприятиями по заказу третьих сторон в
    качестве производственных услуг.

Этот раздел не включает:

  •  переработку извлеченных/добытых полезных ископаемых, см.
    раздел C (Обрабатывающие производства);
  •  использование извлеченных материалов без дальнейшей
    обработки в строительных целях, см. раздел F (Строительство);
  •  розлив в бутылки ключевой и минеральной воды из источников
    и скважин, см. код ОКВЭД 11.07;
  •  дробление, измельчение и другие виды обработки некоторых
    грунтов, горных пород и минералов, не связанные с операциями по добыче полезных
    ископаемых, см. код ОКВЭД 23.9

Раздел B содержит следующие классы:

  • Класс ОКВЭД 05 – Добыча угля
  • Класс ОКВЭД 06 – Добыча сырой нефти и природного газа
  • Класс ОКВЭД 07 – Добыча металлических руд
  • Класс ОКВЭД 08 – Добыча прочих полезных ископаемых
  • Класс ОКВЭД 09 – Предоставление услуг в области добычи
    полезных ископаемых

На заметку

 При регистрации ООО
или ИП, а также при внесении изменений в вид деятельности компании вам
необходимо выбрать в справочнике требуемые коды ОКВЭД и указать их в заявлении. 

 В справочнике ОКВЭД все коды указаны с расшифровкой, что
позволит вам безошибочно их подобрать.

 Обратите внимание,
что количество выбранных вами кодов ОКВЭД неограниченно, из них
необходимо выбрать один основной, по которому процент получаемой вами выручки
должен составлять не менее 60% от основной суммы дохода по этой деятельности.

 В заявлениях на
регистрацию необходимо указывать коды, содержащие не менее 4 цифр кода.

 В классификаторе
кодов видов деятельности (ОКВЭД) есть коды, при которых ваша деятельность будет
обязана иметь статус лицензированной, и вы должны будете получить
соответствующую лицензию. Поэтому выбирая коды ОКВЭД при регистрации фирмы, не
забудьте посмотреть список лицензируемых видов деятельности.

Также читайте на сайте:

Классификатор ОКВЭД

Регистрация ООО

Регистрация ИП

Ведение бухгалтерского учета

Выбор системы налогообложения

Порядок и сроки отчетности и уплаты налогов

Открытие расчетного счета

Справочник

Все статьи

Все услуги компании БУХпрофи

Наши цены

Источник

Какие права имеют граждан в сфере недропользования? Какие требования должны соблюдаться при добыче полезных ископаемых? Какую ответственностью несут недропользователи? Об этом рассказывает старший помощник Якутского природоохранного прокурора Данил Вадюхин.

– На основании каких документов возникает право пользования участками недр?

– В силу ст.11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Таким образом, деятельность предусматривающая пользование участком недр, является лицензируемым видом деятельности, которым могут заниматься только профессиональные участники рынка – субъекты предпринимательской деятельности.

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии. Указанное правонарушение влечёт за собой наложение административного штрафа: на граждан – до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – до 1 млн рублей.

Кроме того, в случае если безлицензионной добычей полезных ископаемых нанесён ущерб в размере 2,5 млн рублей и больше, то, в соответствии со ст. 171 УК РФ, установлена также уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев.

– То есть обычные граждане, не предприниматели, не могут заниматься добычей полезных ископаемых?

– Не совсем так. Положениями ст.19 закона «О недрах» предусмотрены определённые гарантии для граждан, позволяющие им использовать для собственных нужд общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды на собственных земельных участках или участках, предоставленных в пользование на правах аренды.

– Что понимается под использованием для собственных нужд?

– Под использованием для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу положений обозначенной статьи граждане могут осуществлять на своих и арендуемых земельных участках:

– добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;

– строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 метров без применения взрывных работ;

– устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин до водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения.

Проще говоря, гражданину не нужна лицензия для добычи, например, песка на собственном участке (если он не собирается этот песок продавать) для строительства подвалов и погребов глубиной до 5 метров.

– Какие обязанности организацией и предпринимателей предполагает пользование недрами?

– В первую очередь, это обязанности по соблюдению отраслевого законодательства – закона о недрах и условий пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии.

Основными условиями пользования недрами являются: внесение платежей как разового, так и регулярных за пользование недрами, сроки действия лицензии, сроки подготовки технических проектов ведения работ, сроки начала работ на участке недр, ежегодное предоставление в территориальный фонд геологической информации о недрах.

Кроме того, к условиям пользования недрами относится обязанность по выполнению требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также проведением работ по рекультивации и консервации нарушенных в результате деятельности недропользователя земель.

Здесь необходимо отметить, что за нарушение условий пользования недрами для обладателя лицензии установлена ответственность согласно ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, административное наказание предусмотрено в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц – до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – до 500 тысяч рублей.

Кроме того, при нарушении условий пользования недрами уполномоченным органом – Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) может быть принято решение о приостановлении лицензии или её отзыве.

Так, в 2018 году управлением отозвано свыше 20 лицензий по причине несоблюдения лицензионных условий, в 2019 году – более 60 лицензий.

– Какие нарушения условий пользования недрами чаще всего допускаются организациями и индивидуальными предпринимателями?

– Чаще всего это нарушения при сдаче информационной отчётности о недрах. Например, в прошлом году по делам об административных нарушениях, возбужденных по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, 22 недропользователя были привлечены к административной ответственности за непредставление информационных отчётов о пользовании недрами.

Кроме того, нередки нарушения сроков подготовки технических проектов и сроков начала работ на участках недр, а также нарушения технических проектов в части несоблюдения установленных объёмов добычи полезных ископаемых.

Так, уже в нынешнем году свыше 20 недропользователей за подобные нарушения по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры были привлечены к административной ответственности с назначением штрафов.

Прежде всего, указанные нарушения допускаются малыми и средними предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями.

Поскольку в настоящее время малый бизнес активно развивается, многие предприниматели задумываются над тем, чтобы получить лицензию на небольшие участки недр с целью геологического изучения и добычи полезных ископаемых, это касается общераспространённых полезных ископаемых и даже золота.

Зачастую предприниматели берут лицензии на объёмы, которые не могут добыть и освоить, либо надеются на предварительные договоренности с инвесторами, а потом инвесторы отказываются, пропадают. Отсюда вытекают нарушения, связанные со сроками, предусмотренными лицензионными условиями и техническими проектами, несдача в срок отчётов, поскольку многие лица заблуждаются, думая, что если работы на участке не осуществлялись, то и отчёты сдавать нет необходимости. Такое бездействие сразу делает недропользователя нарушителем.

Поэтому хотелось бы предупредить предпринимателей о необходимости соблюдения лицензионных условий, сдаче в срок отчётности, соблюдении установленных сроков и объёмов добычи, поскольку штрафные санкции достаточно велики и могут серьёзно ударить по финансовому состоянию как раз небольших предприятий.

– Как пресекаются экологические нарушения и какая ответственность предусмотрена для нарушителей?

– Действительно, помимо обязанности соблюдения отраслевого законодательства в сфере охраны и использования недр, на обладателях лицензий лежит обязанность соблюдения Водного, Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации, а также законов об охране окружающей среды и охране атмосферного воздуха.

Иногда недропользователи пытаются экономить на соблюдении обязательных требований по охране окружающей среды. Хотелось бы их предостеречь от пренебрежительного отношения к нормам экологического законодательства. Для обеспечения соблюдения таких требований желательно иметь специалиста-эколога.

Якутской природоохранной прокуратурой и органами государственного экологического надзора на постоянной основе проводятся проверки и контрольно-надзорные мероприятия, организован мониторинг средств массовой информации и сети «Интернет» в целях оперативного реагирования и пресечения нарушений в сфере природопользования.

Помимо административной и уголовной ответственности, законодательством об охране окружающей среды предусмотрено обязательное возмещение ущерба, причиненного природным объектам.

– Имеются ли у нас в республике значимые примеры взыскания ущерба?

– Да. В ходе проверки природоохранной прокуратуры, проведённой в Нерюнгринском районе в 2017 году, было установлено, что при добыче золота на лицензионном участке недр ООО Артель старателей «Нимгеркан» сточные воды с промывочного прибора без какой-либо предварительной очистки сбрасывались в водный объект. Кроме того, использование водного объекта осуществлялось в отсутствие разрешительной документации.

Ущерб, причинённый водному объекту вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод, составил свыше 46 млн рублей.

По постановлению природоохранной прокуратуры общество и его должностное лицо были привлечены к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и по ст.7.6 КоАП РФ – за самовольное занятие водного объекта. Артели и его должностному лицу было назначено наказание в виде штрафов на общую сумму свыше 100 тыс. рублей.

Также Якутской природоохранной прокуратурой в суд было предъявлено исковое заявление о взыскании с артели ущерба, причинённого окружающей среде. Решением Алданского районного суда исковое заявление прокурора было удовлетворено в полном объеме на сумму свыше 46 млн рублей.

Верховным судом Республики Саха (Якутия) решение суда первой инстанции отставлено без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы артели отказано. В настоящее время предприятие – в процессе банкротства.

Поэтому несоблюдение норм законодательства об охране окружающей среды может повлечь еще и негативные финансовые последствия для предприятия.

– Какие обязанности имеются у недропользователей при использовании лесов?

– В случае если предоставленный в пользование участок недр расположен на землях лесного фонда, то использование его без соответствующих правоустанавливающих документов (договор аренды лесного участка, проект освоения лесов) расценивается как самовольное занятие лесных участков, то есть это расценивается как административное правонарушение, предусмотренное ст.7.9 КоАП РФ, что влечёт наложение административного штрафа: на должностных лиц – до 100 тысяч рублей; на юрлиц – до 300 тысяч рублей.

К одним из наиболее серьёзных нарушений в сфере лесопользования законодательством отнесены незаконная рубка лесных насаждений, а также их уничтожение или повреждение в результате неосторожного обращения с огнём или источниками повышенной опасности.

За незаконную рубку, то есть в отсутствие разрешительных документов (договор, проект освоения лесов, лесная декларация, акт отвода и таксации лесосеки) повреждение лесных насаждений статьёй 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юрлиц – в виде штрафа до 600 000 рублей, с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также, возможно, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.

В случае незаконной рубки в значительном, крупном или особо крупном размере для виновного лица наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет, предусмотренная ст.260 УКРФ. Значительным размером в указанной статье признаётся ущерб, причиненный лесным насаждениям, который превышает 5 000 рублей.

Перед началом пожароопасного сезона в лесах нелишним будет напомнить недропользователям об ответственности за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах.

Так, за нарушение указанных правил статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 000 000 рублей.

В случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнём или иными источниками повышенной опасности ст.261 УК РФ установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.

Кроме того, с виновного лица взыскиваются затраты государства на тушение лесного пожара и возмещение ущерба, причинённого лесному фонду.

– Как известно, нередко добыча полезных ископаемых осуществляется на территориях, где проживают и осуществляют свою традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера (КМНС). Имеются ли какие-то законодательные ограничения по использованию недропользователями таких территорий?

– Право на сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов гарантировано ст.69 Конституции РФ и Федеральным законом от 30.04.1999 номер 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

Согласно ст.13 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и ч.3 ст.15 почти одноименного закона Республики Саха (Якутия), пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим такой территории.

Информацию о нахождении на предоставленном участке территорий традиционного природопользования КМНС недропользователям следует получать в Министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).

В целях оценки намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе работ по добыче полезных ископаемых, на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов в обязательном порядке должна проводиться этнологическая экспертиза.

Проведение обязательной этноэкспертизы предусмотрено Законами Республики Саха (Якутия) «Об ответственном недропользовании на территории РС(Я)» и «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера РС(Я)».

Органом, оказывающим государственную услугу по проведению этноэкспертизы, является также Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).

В 2019 году вступили в силу изменения в КоАП РС(Я), предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об этнологической экспертизе и нарушение правового режима территории традиционного природопользования.

Так, частью 1 статьи 4.8 КоАП РС(Я) несоблюдение юридическим или физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, требования о представлении заявления о проведении этнологической экспертизы в уполномоченный орган, финансирование или реализация проекта хозяйственной деятельности, подлежащего этнологической экспертизе и не получившего положительного заключения этнологической экспертизы, – влечёт за собой предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц – до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – до 100 тысяч рублей.

Поэтому недропользователям, получившим в пользование участки недр, расположенные на территориях традиционного природопользования, необходимо в обязательном порядке подать соответствующее заявление Министерство Арктики во избежание негативных последствий.

Материал предоставлен Якутской природоохранной прокуратурой.

Источник