Хищничество как правило полезно для популяции жертв

Хищничество как правило полезно для популяции жертв thumbnail

Нападения хищников часто направлены на наиболее слабых жертв. — Воздействие хищников часто компенсируется сниже­нием внутривидовой конкуренции, однако компенсация обычно бывает не полной. — Уменьшение воздействия одного типа хищ­ничества приводит к компенсирующему возрастанию другого типа.

Если известно, что хищничество отрицательно влияет на от­дельных особей жертвы (жертвами могут быть как животные, так и растения), то можно ожидать, что и на популяцию жерт­вы в целом хищничество будет влиять отрицательно. Однако на уровне популяции эти эффекты не всегда легко предсказать по следующим важным причинам: 1) уничтоженные (или повреж­денные) особи не всегда представляют собой случайную выбор­ку (из всей популяции; 2) избежавшие гибели особи часто прояв­ляют реакции, которые компенсируют потери популяции.

Эррингтон (Errington, 1946) в течение длительного времени тщательно изучал популяции ондатры (Ondatra zibethicaна севере центральной части США. Он проводил учеты, регистри­ровал гибель и перемещения особей, следил за судьбой отдель­ных потомков и особенно тщательно контролировал хищниче­ство со стороны американской норки (Musteta vison). Эрринг­тон обнаружил, что на взрослых ондатр, занимавших прочное положение на своем индивидуальном участке, норки, как пра­вило, не нападали; но кочующие особи, которые не имели свое­го участка, или особи, испытывавшие недостаток в воде или пострадавшие от внутривидовых схваток, очень часто уничто­жались хищником. Таким образом, убитыми оказывались те ондатры, которые имели меньше всего шансов на выживание и на успех в размножении. Сходные результаты были получены при изучении хищничества на других позвоночных. Наиболее ве­роятными жертвами оказывались молодые, бездомные, боль­ные и одряхлевшие животные. Следовательно влияние хищни­чества на популяцию жертвы гораздо слабее, чем можно было ожидать.

Сходные примеры могут быть приведены и для растительных популяций. В Австралии гибель зрелых эвкалиптов, вызванная уничтожением листьев пилильщиками (Perga affinis affinis), почти полностью ограничивалась ослабленными деревьями на бедных почвах или деревьями, пострадавшими от повреждения корней или от изменившегося вследствие культивации дренажа (Саrnе, 1969).

Воздействие хищничества также может быть ограничено компенсирующими реакциями выживших особей — чаще всего это происходит благодаря снижению внутривидовой конкурен­ции. Так, в эксперименте, в ходе которого было отстрелено большое количество вяхирей (Cotumbapalumbus), отстрел не привел к увеличению общего уровня зимней смертности, а пре­кращение охоты не вызвало роста (численности голубей (Murton et al., 1974). Это произошло потому, что численность выживших голубей в конечном счете определялась не числом отстреленных особей, а доступностью корма и, кроме того, после снижения плотности популяции в результате отстрела снизился уровень внутривидовой конкуренции и естественной смертности, а при­ток птиц-иммигрантов увеличился, поскольку они получили до­ступ к неиспользованным пищевым ресурсам. В самом деле, всякий раз, когда плотность популяции доста­точно высока, вследствие чего происходит внутривидовая конку­ренция, воздействие хищников на популяцию будет компенсиро­вано последующим снижением внутривидовой конкуренции. Этот эффект отчетливо прослеживается при анализе колоколообраз­ных кривых зависимости чистого пополнения или чистой продук­тивности от плотности, обсуждавшихся в разд. 6.5. Если число размножающихся особей невелико, то величина чистого попол­нения низка, как низка и чистая продуктивность растений после их частичной дефолиации (низкое значение индекса листовой поверхности). Однако величина чистого пополнения также низ­ка при повышенной скученности особей; а продуктивность рас­тений низка там, где индекс листовой поверхности высок и ве­лика роль затенения (рис. 8.5). Поэтому, если хищник или рас­тительноядный организм эксплуатирует популяцию, плотность которой соответствует правой части кривой, то плотность этой популяции падает, а чистое пополнение или чистая продуктив­ность возрастает (рис. 8.5). Скорость восстановления популя­ции при этом увеличивается.

Чистая продуктивность клевера...

Чистая продуктивность клевера…

Вероятно, этот эффект наиболее выражен в популяциях рас­тений (особенно травянистых), где компенсация идет не только за счет выживших особей, но И за счет уцелевших частей рас­тений. Таким образом, даже если дефолиация оказывает губи­тельное воздействие на отдельные побеги или даже на целые растения, это может не иметь серьезных последствий для уро­жая в целом. Действительно, если потеря листьев приводит к увеличению чистой продуктивности популяции, то при этом количество ассимилятов, доступных для образования и созрева­ния семян, может возрасти. Отмечалось, что выедание посевов пшеницы, ржи и овса осенью в дальнейшем может способство­вать повышенному образованию семян (Sprague, 1954).

Однако далеко не всегда компенсация безупречна. Когда из экспериментальной популяции ежедневно удаляли 75% появ­ляющихся взрослых особей падальной мухи (Lucilia cuprina), численность популяции снизилась на 40%, хотя некоторая ком­пенсация все же происходила (Nicholson, 1954b). Точно так же, когда в результате удаления листьев индекс листовой поверхно­сти в популяции клевера подземного снизился до 4,5 (левая ветвь кривой на рис. 8.6), произошло резкое снижение скоро­сти образования листьев. Следовательно, влияние хищничества, как правило, приводит ккомпенсирующему ослаблению внутри­видовой конкуренции. Но столь же очевидно и то, что роль ме­ханизмов компенсации ограниченна (особенно в популяциях растений при низкой плотности). Эти «проблемы будут подроб­нее рассматриваться в разд. 10.8 при разборе вопроса, касаю­щегося получения урожая. Пока же следует отметить, что чело­век, собирая повторные урожаи, полагается на компенсирующие возможности популяций; однако ограниченность этих воз­можностей может привести чрезмерно эксплуатируемую популя­цию к черте (или за ее пределы), за которой популяция вы­мирает.

Компенсация в пределах популяции не всегда связана со снижением внутривидовой конкуренции. Уменьшение воздейст­вия хищничества одного типа может привести к зависимому от плотности компенсирующему возрастанию другого типа. Напри­мер, в табл. 8.1 приведены результаты эксперимента, в ходе которого следили за судьбой семян дугласии (Pseudotsuga men­ziesii), высаженных на открытом участке и на участке, огоро­женном от позвоночных животных (Lawrence, Rediske, 1962). Как правило, защитные экраны эффективно действовали в тех случаях, когда защищали посадки от птиц и грызунов. Однако при этом увеличивалось отрицательное воздействие насекомых и особенно грибов на семена и проростки; в целом выживаемость изменилась сравнительно мало. Еще раз подчеркнем, что компенсирующие явления уменьшают, но не уничтожают эффек­ты хищничества.

Хищничество как правило полезно для популяции жертв

Источник

Цель урока: изучить типы взаимодействия между организмами в экосистемах.

Задачи:

Обучающие: сформировать у учащихся знания о видах взаимодействий между организмами, показать зависимость одних видов от других.

Развивающие: развивать умения анализировать, делать выводы, а также развитие творческого мышления и интереса к экологии.

Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию чувства толерантности как основе доброжелательных отношений внутри классного коллектива.

Технология: проблемно-диалогическая

Методы урока: словесный, проблемно-поисковый, наглядно-графический, эвристическая беседа.

Межпредметные связи: биология, социология, психология, математика

Внутрипредметные связи: типы взаимодействий видов, трофические цепи как условие устойчивости экосистем

Ход урока

I этап – проверка ранее изученного материала по маршрутному листу урока с заданиями

Фамилия, имя ученика _______класс_____ вариант ____

Форма работы ученикаМетоды контроля Оценка
1.Самооценка знаний по теме «Экология», «Популяция»Самоконтроль 
2. Экологическая зарядкаФронтальный опрос 
3. «Блеф-клуб»Самоконтроль 
4. Терминологический диктантВзаимоконтроль 
5. «Это мы не проходили»Личное первенство 
 Контроль преподавателя 
Итог занятияКонтроль преподавателя 

Экологическая зарядка (фронтальный опрос)

1. Работа с терминами – терминологический бой между рядами.

Какие термины вы употребите, если вам нужно рассказать: 1варианту об экосистеме, 2 варианту о популяции. Составьте предложения с этими терминами. Время 1минута.

2. Решите экологические примеры: запись на доске

Особь +особь…..+ особь =

Популяция + популяция +…+ популяция =

Экосистема + экосистема +…+ экосистема =

Ценоз + ценоз +…ценоз =

Биоценоз + экотоп =

3. Слон, лягушка травяная, голубь сизый, заяц? Объясните сколько видов и сколько особей перечислено?

«Блеф-клуб» (выберите правильность суждений), самоконтроль

  1. Ярусность дает растениям более полно использовать ресурсы среды.
  2. Примером межвидовой конкуренции является взаимоотношения волков в стае.
  3. Хищничество как правило полезно для популяции жертв
  4. Паразитов относят к редуцентам.
  5. В лесных экосистемах основную массу продуцируют деревья.
  6. Во всех биогеоценозах есть продуценты
  7. Любой биогеоценоз является экосистемой.
  8. В пищевых цепях количество звеньев неограниченно.
  9. В Мировом океане зоомасса во много раз превышает фитомассу.
  10. Все растения – продуценты

Ключ: 1,3,5,7,9 Критерии: 0 – «5», 1-2 – «4», 3-4 – «3», 5 и боле ошибок – «2».

Письмо барона Мюнхаузена

Определите – о каком районе республики идет речь? Найдите экологические ошибки?

Свой очередной отпуск я, как обычно, провожу в Чувашии, в небольшом сельском местечке, у своего старого друга. Природа этого края поразила меня своей необычностью. Моему взору предстала ковыльная степь. В недалеко от меня застыли столбики, вглядевшись, я узнал сусликов. Это самый крупный грызун для Чувашии. Он является автотрофным организмом, так как сам делает запасы на зиму. Они здесь чувствуют себя в полной безопасности, так как это охраняемый зверек. И с этой целью в этом районе республики организован заказник. Мое внимание привлек пронзительный свист, оглянувшись, зверька этого, я узнал сразу. Ну, конечно, же это был метнувшийся в сторону тушканчик.

Ответ: Батыревский район Чувашской Республики, 5 ошибок. В Чувашской Республике уникальные биоценозы – степи, лесостепи, участки тайги. 

Терминологический диктант (взаимоконтроль)

1 вариант – нечетные вопросы
2 вариант – четные вопросы

  1. Автотрофы, производящие органические в-ва из неорганических ( продуценты)
  2. Гетеротрофы, разрушающие органические в-ва до минеральных ( редуценты)
  3. Гетеротрофы, питающиеся готовыми органическими веществами (консументы)
  4. Последовательный перенос энергии с одного трофического уровня на другой (пищевая цепь)
  5. Звено в пищевой цепи (трофический уровень)
  6. Переплетения цепей питания (сети питания)
  7. Живое сообщество на определенной территории (биоценоз)
  8. Растительное сообщество (фитоценоз)
  9. Территория с однотипным рельефом и условиями среды (экотоп)
  10. Любая совокупность видов со средой обитания, где поддерживается круговорот веществ (экосистема)

Работа на доске: устно, фронтально

1. Найдтеи лишнее понятие – третий лишний и объясните почему?

Продуцент, консумент, паразит

Сосна, лягушка, петров крест

Дождевой червь, плесневый гриб, гусеница

Дуб, ковыль, белка

2. Восстановите последовательность

-Медведь, зоопланктон, лосось, мелкая рыба, планктон. И рассчитайте сколько надо фитопланктона чтобы вырос медведь массой 300 кг?

-Паук, синица, нектар цветов, ястреб, муха. И рассчитайте сколько надо массы пауков, чтобы вырос ястреб массой 5 кг?

3. Решите письменно по вариантам задачи:

1 вариант – Какое количество растительной биомассы сохраняет одна особь гигантской вечерницы (занесена в Красную книгу Чувашской Республики), весящая около 50 г и питающаяся крупными растительноядными жуками? Ответ : ( 5000 г)

2 вариант – Какую массу зерна сохраняет одна сова, весящая 1,5 кг и питающаяся мышами? Ответ: (150 кг)

«Это мы не проходили»

В рыбном хозяйстве Козловского района Чувашской Республики широко разводят карпов (порода чувашский карп). Объясните с экономической точки зрения – почему не занимаются разведением судаков или щук?

Собрать маршрутные листы. Отметить работу активных учащихся. Оценки за урок объявляются на следующем уроке.

II. Изучение нового материала

Индукция (эмоциональный настрой учащихся):

В известной русской народной сказке «Теремок» в одном доме поселились лягушка, мышка, ежик, лиса, заяц и волк.

– Могут ли действительно все эти животные находиться в одном биоценозе? Каком? Какие экологические взаимосвязи могут быть между ними?

– Сформулируйте тему нашего занятия. Тема: (на доске записывается тема)

– Какой из 4-х законов Барри Коммонера подходит в качестве эпиграфа к нашему уроку?

Цель: (формулируют учащиеся самостоятельно).

– А существуют подобные взаимоотношения в вашем классе ? Обозначьте их все возможные комбинации через математические знаки на доске – 1ученик, другие в тетрадях.

Экологические взаимоотношения организмов

  1. + 0 полезно-нейтральные
  2. -0 вредно-нейтральные
  3. ++взаимновыгодные
  4. +- полезно-вредные
  5. – – взаимно -вредные
  6. 0 0 нейтральные

-Расставьте знаки в парах животных сказки. Охарактеризуйте словами типы связей.

–А существует содружество в природе? Полезный союз? А какой тип более выгодный?

– Почему эволюционно сохранились и вредные отношения? На все эти вопросы мы сегодня дадим ответ.

– Составьте план изучения новой темы: (самостоятельно)

План изучения темы:

  1. Симбиотические взаимосвязи
  2. Антисимбиотические
  3. Нейтральные

По ходу беседы составляется кластер (схема) типов биотических взаимосвязей.

I. Симбиотические взаимосвязи

1. Мутуализм – взаимовыгодное сожительство двух видов, каждый из видов может существовать только в присутствии другого. Лишайники, клубеньковые бактерии и бобовые, термины и жгутиковые, шмели и клевер, береза и подберезовик.

2. Протокооперация –взаимно-полезные взаимоотношения двух видов, при которых польза очевидна обоим, но их связь не обязательна. Рак-отшельник и актиния, муравьи и тля, волоклюй и буйвол.

3. Комменсализм – полезно-нейтральные взаимоотношения, при которых один вид извлекает пользу, о другому безразлично.

А)нахлебничество – львы и гиены, акула и рыбы-прилипалы
Б)квартиранство – орхидея и дерево, дерево и лишайник, горчак и беззубка. 

II. Антисимбиотические взаимосвязи

1. паразитизм – полезно-вредные межвидовые отношения, при которых один вид живет за счет другого.

2. хищничество – полезно-вредные межвидовые отношения, при которых один вид нападает на другой с целью его уничтожения. Росянка и муха, комар и волк. Частный случай – каннибализму крыс, бурых медведей.

3. конкуренция – взаимно-вредные взаимоотношения, при которых организмы угнетают друг друга в результате борьбы за существование.

4. амменсализм – (нейтрально-вредные )подавление одного организма другим, при этом угнетающий ни вреда, ни пользы не получает. Ель и травы, северные олени и белые куропатки

III. Нейтрализм

Взаимоотношения организмов двух видов, обитающих на одной территории, не оказывающих влияния друг на друга. Лось и белки, клопы- водомерки и беззубки, синица и еж.

IV. Аллелопатия

Межвидовые отношения организмов посредством химических продуктов обмена веществ. Дуб не растет с ясенем, осиной, березой (ему вредны выделения их корней и листьев). Но положительно влияет липа и клен, способствуя росту дуба. Береза тормозит рост сосны. А лиственница и сосна благоприятны друг для друга. Лесоводы должны учитывать биохимическое взаимовлияние.

Пеницилл и бактерии, тополь и туберкулезная палочка, лук, чеснок (фитонциды). Тюльпаны и нарциссы, гвоздики и розы губительно действуют друг на друга в одной вазе.

Рефлексия

– Что нового вы узнали? Что подтверждает тема нашего занятия? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности? (биологический метод борьбы, продуманное вмешательство в природу) Пример экологического взрыва в Австралии (завоз кроликов, динго).

Итак, существуют невидимые нити жизни в природе. Вернитесь на наш эпиграф урока, объясните его вновь, как вы понимаете «Все связано со всем».

    1. Какое значение имеют в природе отношения типа мутуализм и комменсализм? (Сплачивают виды, скрепляют сообщества)
    2. Каково значение нейтральных отношений? (Больше видовая насыщенность)
    3. Каково значение конкуренции и аменсализма? (отбор видов в биоценозе, если потребности разные к среде, то они уживутся в сообществе)

В замечательном произведении Киплинга «Маугли» весьма тонко описаны конкурентные взаимоотношения трех хищников – тигра, медведя, волка. Однако в этой сказке допущены и литерные вольности: «Хорошие» волки и медведь с помощью человеческого детеныша одерживают победу над злым Шарханом и изгоняют его из джунглей.

Вопрос: каким может быть исход этой конкуренции в реальной действительности?

Творческое домашнее задание (по выбору):

  1. Подобрать из художественных произведений примеры симбиотических отношений между видами
  2. Выделить типы отношений, которые могут быть среди домашних животных.
  3. Составить схему «Организмы, с которыми может взаимодействовать человек» (указать характер взаимодействия)

Использованная литература:

  1. Борисова Н.В., Ефимова Н.Н. Интеллектуальный тренинг. – Чебоксары: Клио, 2000
  2. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок. – // Завуч, № 4, 2000
  3. Чернова Н.М., Галушин В.М. Основы экологии. – М.: Просвещение, 2000

Источник

Тематические тесты  к урокам биологии и экологии в 11 классе по теме

«Основы эволюции» и «Основы экологии

1.  Биологический диктант по теме «Что изучает экология?»

1) Наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой, с факторами окружающей среды и человеком, а также о путях оптимизации таких отношений называется … (экологией).

2) Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма называется … (средой обитания).

3) Тремя важнейшими компонентами среды, окружающей человека, являются … (абиотический, биотический и социальный).

4) Экологические факторы делятся на группы … (абиотические, биотические, антропогенные).

5) Важнейшими абиотическими факторами являются … (температура, свет, влажность).

6) Для синиц характерна … среда обитания (наземно-воздушная).

7) Плотность внешней среды большая в … (воде).

8) Способность организмов выдерживать изменения условий жизни называется … (толерантностью).

9) Минимум и максимум воздействия фактора … для организма (губителен).

10) Для организма наиболее благоприятным является … интенсивности фактора (оптимум).

2. Тестирование по теме «Типы экологических взаимодействий»

1) Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

а) протокооперацией;

б) паразитизмом;

в) комменсализмом;

г) аменсализмом.

Ответ: в).

2) Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:

а) комменсализмом;

б) мутуализмом;

в) протокооперацией;

г) нейтрализмом.

Ответ: б).

3) В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

а) хищничества;

б) паразитизма;

в) комменсализма;

г) симбиоза.

Ответ: в).

4) Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:

а) хищничеством;

б) симбиозом;

в) аменсализмом;

г) паразитизмом.

Ответ: г).

5) Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:

а) взаимополезных отношений;

б) полезно-нейтральных отношений;

в) полезно-вредных отношений;

г) взаимовредных отношений.

Ответ: б).

6) Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:

а) симпатрией;

б) протокооперацией;

в) квартирантством;

г) акклиматизацией.

Ответ: в).

7) Отношения «паразит – хозяин» состоят в том, что паразит:

а) не оказывает существенного влияния на хозяина;

б) всегда приводит хозяина к смерти;

в) приносит определенную пользу хозяину;

г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.

Ответ: г).

8) Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:

а) паразитизмом;

б) комменсализмом;

в) симбиозом;

г) сапрофитизмом.

Ответ: в).

9) Хищники в природном сообществе:

а) уничтожают популяцию жертв;

б) способствуют росту популяции жертв;

в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность;

г) не влияют на численность популяции жертв.

Ответ: в).

10) Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:

а) основным хозяином;

б) промежуточным хозяином;

в) переносчиком;

г) паразитом.

Ответ: а).

3 Тема: «Конкурентные взаимодействия живых организмов»

Выберите правильные суждения.

1) Внутривидовые отношения – механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяций.

2) Межвидовая конкуренция играет важную роль в формировании природного сообщества.

3) Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.

4) Абиотические факторы не оказывают влияния на конкурентные отношения двух родственных видов.

5) Территориальное поведение у животных – способ регуляции численности популяции.

6) Организмы двух видов одинаково реагируют на повышение плотности их популяции.

7) Конкуренция не является формой биотических взаимоотношений.

8) Конкурентные взаимоотношения, как правило, полезны для обоих организмов.

9) Самоизреживание у елей – это пример межвидовой конкуренции.

10) Примером внутривидовой конкуренции являются взаимоотношения между волками в стае.

Ответ: 1, 2, 3, 5, 10.

4. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ ПОПУЛЯЦИИ

1. Тестирование.

1) Старые особи составляют бульшую долю в популяциях:

а) быстро растущих;

б) находящихся в стабильном состоянии;

в) со сниженной численностью;

г) в которых не наблюдается четкой закономерности роста.

Ответ: в).

2) Если скорость роста популяции N равна нулю, наблюдается одна из следующих возможностей:

а) популяция увеличивается и ожидается сильная конкуренция за пищу и территорию;

б) популяция увеличивается и ожидается высокая активность паразитов и хищников;

в) популяция уменьшается вследствие накопления мутаций;

г) популяция достигает максимальных размеров.

Ответ: г).

3) Число особей вида на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает:

а) видовое разнообразие;

б) плодовитость;

в) плотность популяции;

г) обилие популяции.

Ответ: в).

4) Общее число особей популяции, или общая масса особей на определенной территории, – это:

а) индекс численности;

б) обилие популяции;

в) плотность популяции;

г) экологическая пирамида.

Ответ: б).

5) Соотношение  особей  популяции  по  возрастному  состоянию  на-зывают:

а) средней продолжительностью жизни особей в популяции;

б) возрастным спектром популяции;

в) физиологической плодовитостью;

г) экологической рождаемостью.

Ответ: б).

6) Наиболее устойчивыми являются популяции, состоящие:

а) из одной генерации (поколения);

б) двух генераций;

в) трех генераций;

г) нескольких генераций и потомков каждой из них.

Ответ: г).

7) Популяцию характеризуют следующие свойства:

а) рождаемость, смертность;

б) площадь территории;

в) распределение в пространстве;

г) среда обитания, условия жизни.

Ответ: а).

8) Знания демографических показателей популяции имеет важное практическое значение:

а) в охотничьих хозяйствах;

б) для медико-санитарной службы;

в) в рыболовстве.

Ответ: а).

9) Возрастная структура популяции:

а) определяется внешними условиями;

б) не зависит от жизненного цикла вида;

в) зависит от интенсивности смертности и от величины рождаемости;

г) зависит от размеров популяции.

Ответ: в).

10) Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:

а) одну популяцию одного вида;

б) две популяции одного вида;

в) две популяции двух видов;

г) одну популяцию двух видов.

Ответ: в).

5.  Тестирование по теме «Динамика популяции»

1) В наименьшей степени связано с численностью популяции действие фактора:

а) паразитизма;

б) накопления отходов жизнедеятельности;

в) хищничества;

г) суровой зимы.

Ответ: б).

2) Популяция может увеличивать численность с возрастающей скоростью, то есть экспоненциально:

а) когда ограничена только пища;

б) при освоении новых мест обитания;

в) только в случае отсутствия хищников;

г) только в лабораторных условиях.

Ответ: б).

3) Численность популяции из года в год остается примерно одинаковой, потому что:

а) каждый год погибает примерно одинаковое количество особей;

б) организмы размножаются более интенсивно при меньшей плотности и менее интенсивно при большей плотности;

в) организмы прекращают размножение, после того как численность популяции превысит средний уровень;

г) смертность и рождаемость примерно одинаковы.

Ответ: г).

4) Если n – число организмов, t – время, то формула ∆n/∆t означает:

а) среднюю скорость изменения числа организмов в расчете на одну особь;

б) среднюю скорость изменения числа организмов во времени;

в) скорость роста популяции в процентах;

г) скорость изменения числа организмов за единицу времени на определенной территории.

Ответ: б).

5) Колебания численности популяции связаны:

а) с изменением условий жизни (температуры, влажности);

б) с загрязнением окружающей среды;

в) со средой обитания;

г) с уровнем организации организмов.

Ответ: а).

6) Показателем процветания популяций в экосистеме служит:

а) связь с другими популяциями;

б) связь между особями популяции;

в) их высокая численность;

г) колебания численности популяций.

Ответ: в).

7) Численность популяций колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно выросла:

а) из-за благоприятного здесь климата;

б) более снежных зим;

в) более влажного климата;

г) отсутствия врагов этого насекомого.

Ответ: г).

8) Сохранению  популяций  и  видов  промысловых  животных  способствует:

а) полный запрет на охоту;

б) вселение их в новую экосистему;

в) регуляция численности частичным запретом на охоту;

г) полное уничтожение их врагов.

Ответ: в).

9) Популяции угрожает гибель, если ее численность:

а) максимальна;

б) минимальна;

в) колеблется по сезонам;

г) колеблется по годам.

Ответ: б).

10) Истребление хищниками больных и ослабленных животных способствует тому, что численность популяций жертв:

а) сокращается;

б) увеличивается;

в) изменяется по сезонам года;

г) поддерживается на определенном уровне.

Ответ: г).

 6. Тестирование по теме «Структура сообщества»

1) Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:

а) экосистему;

б) биосферу;

в) сообщество;

г) агроценоз.

Ответ: а).

2) Примером природной экосистемы служит:

а) пшеничное поле;

б) оранжерея;

в) дубрава;

г) теплица.

Ответ: в).

3) Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем:

а) ее изменения;

б) ее устойчивости;

в) ее закономерного развития;

г) конкуренции видов.

Ответ: б).

4) Одна  из  главных  причин  сокращения  разнообразия  видов  жи-
вотных:

а) колебания численности растительноядных;

б) межвидовая борьба;

в) чрезмерное размножение хищников;

г) разрушение мест обитания животных.

Ответ: г).

5) Почему дубраву считают биогеоценозом?

а) Между всеми обитающими в ней видами существуют родственные связи;

б) между обитающими в ней видами отсутствуют родственные связи;

в) особи  разных  видов  скрещиваются  между  собой  и  связаны родством;

г) обитающие в ней виды связаны между собой и с факторами неживой природы.

Ответ: г).

6) Наибольшее число видов характерно для экосистемы:

а) березовой рощи;

б) экваториального леса;

в) дубравы;

г) тайги.

Ответ: б).

7) Наименьшее число видов входит в биоценоз:

а) тропического леса;

б) степи;

в) широколиственного леса;

г) тундры.

Ответ: г).

8) Ярусное строение фитоценоза:

а) дает  растениям  возможность  более  полно  использовать  ресурсы среды;

б) не имеет никакого значения для растений;

в) связано с ярусным распределением животных в сообществе;

г) приводит к уменьшению видового разнообразия.

Ответ: а).

9) Основными  причинами  утраты  биологического  разнообразия может быть:

а) возрастающее потребление ресурсов;

б) эволюционное старение видов;

в) расселение видов в другие экосистемы.

Ответ: а).

10) К важнейшим показателям, характеризующим структуру сообщества, относят:

а) видовой состав, видовое разнообразие;

б) перемещение (круговорот) веществ и энергии;

в) экологические взаимодействия организмов.

Ответ: а).

7. Тестирование по теме «Пищевые цепи»

1) Растение «петров крест» в биоценозе функционирует как:

а) продуцент;

б) консумент I порядка;

в) консумент II порядка;

г) редуцент.

Ответ: б).

2) Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те, и другие:

а) поедают растительноядных животных;

б) живут в сходных местообитаниях;

в) имеют примерно одинаковые размеры;

г) имеют разнообразную кормовую базу.

Ответ: а).

3) Организмы,  питающиеся  готовыми  органическими  веществами, относят:

а) к автотрофам;

б) гетеротрофам;

в) продуцентам;

г) хемотрофам.

Ответ: б).

4) Азотфиксирующие бактерии относятся:

а) к продуцентам;

б) консументам I порядка;

в) консументам II порядка;

г) редуцентам.

Ответ: а).

5) Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как:

а) они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией;

б) на Земле существует огромное разнообразие растений;

в) растения расселились во все среды обитания;

г) численность растений каждого вида очень высокая.

Ответ: а).

6) Большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают ее:

а) динамичность;

б) целостность;

в) смену;

г) сходство с агроценозом.

Ответ: б).

7) Процессы фотосинтеза, в результате которого неорганические вещества превращаются в органические и дыхание, при котором органические вещества расщепляются до неорганических, составляют основу:

а) обмена веществ;

б) круговорота веществ;

в) пищевых связей;

г) территориальных связей.

Ответ: б).

8) Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует:

а) саморегуляция;

б) обмен веществ и энергии;

в) колебание численности популяций;

г) круговорот веществ.

Ответ: г).

9) Определите правильно составленную пищевую цепь:

а) ястреб → дрозд → гусеница → крапива;

б) крапива → дрозд → гусеница → ястреб;

в) гусеница → крапива → дрозд → ястреб;

г) крапива → гусеница → дрозд → ястреб.

Ответ: г).

10) Главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ:

а) реакции, протекающие в земных недрах;

б) органические вещества тел животных;

в) солнечное излучение;

г) хемосинтезирующие организмы.

Ответ: в).

8. Тестирование по теме « Экологические  пирамиды»

1) Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

а) 1 %;

б) 5 %;

в) 10 %;

г) 15 %.

Ответ: в).

2) Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) остается неизменным;

г) изменяется по синусоидному графику (циклически).

Ответ: а).

3) Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к последующему происходит передача вещества, называют:

а) экологической пирамидой массы;

б) экологической пирамидой энергии;

в) цепью питания;

г) саморегуляцией.

Ответ: в).

4) Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются:

а) бактерии;

б) грибы;

в) животные;

г) растения.

Ответ: г).

5) Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов к консументам и от них к редуцентам называют:

а) круговоротом веществ;

б) правилом экологической пирамиды;

в) развитием экосистемы;

г) законом превращения энергии.

Ответ: б).

6) Перевернутая пирамида численности характерна для:

а) водных экосистем;

б) наземных экосистем;

в) не встречается вообще;

г) почвенных биоценозов.

Ответ: а).

7) Потери вещества и энергии при переходе с одного трофического уровня на другой составляют:

а) 10 %;

б) 90 %;

в) 0 %;

г) 20 %.

Ответ: б).

8) Для каждого следующего уровня пищевой цепи:

а) биомасса организмов значительно больше, чем для предыдущего;

б) биомасса организмов сравнима с биомассой предыдущего уровня;

в) сумма биомасс организмов двух следующих уровней равна биомассе предыдущего;

г) биомасса организмов обычно меньше, чем для предыдущего.

Ответ: г).

9) Пирамида численности отражает:

а) плотность населения организмов на каждом трофическом уровне;

б) скорость самовозобнов?