Гранит глина песок какие полезные ископаемые

Гранит глина песок какие полезные ископаемые thumbnail

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник

Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк).

Задачи урока:

1. дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении;

2.познакомить со свойствами песка, глины, гранита, известняка, мела и мрамора;

3. формирование общеучебных умений: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;

4.Формировать умение работать коллективно и в парах, развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: набор строительных материалов (13 шт.); коллекция камней (гранит, известняк, мрамор, кварц, слюда, полевой шпат); лупа, стекло, стаканчики с водой, пипетка, соляная кислота, молоток, кусок ткани; диск со слайдами.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся. И так мы начинаем наш урок. Скажите, пожалуйста, что было вам задано на дом.( виды полезных ископаемых)

Учитель: Назовите мне пожалуйста виды полезных ископаемых?

Ученик: Твердые, жидкие, и газообразные. Учитель: На какие три группы по своим свойствам делятся полезные ископаемые? Ученик: Горючие полезные ископаемые, Рудные полезные ископаемые, и нерудные полезные ископаемые.

Учитель: Назовите мне горючи полезные ископаемые? Ученик: Каменный уголь, нефть, газ.

Ученик: Назовите рудные полезные ископаемые? Ученик: Железо, алюминий, медь, свинец, и т.д.

Учитель: Назовите нерудные полезные ископаемые? Ученик: Соли, мрамор, гранит, известняк, песок, глина и т.д. Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить подробно о нерудных полезных ископаемых. Но чтобы их узнать вы должны отгадать загадки. Но я хочу у вас спросить, кто изучает полезные ископаемые?

Ученик: Геологи.

Учитель: Представим себя геологами, чтобы познакомится с нерудными полезными ископаемыми.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Многие горные породы имеют большую ценность для человека.

Слайд 1.Чтобы построить дом, нам нужен песок, глина, известняк.

Слайд 2. Чтобы изготовить стакан, нужен специальный песок- это горная порода.

Учитель: Полезные ископаемые добывают из различных слоев Земли. Рассмотрим схему. Назовите горные породы.

Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

Слайд 3.

Вывод: Полезные ископаемые – это горные породы, которые добывают люди из различных слоев Земли и используют для жизни и деятельн

Учитель: Представим себя геологами, чтобы познакомиться с полезными ископаемыми, узнать их свойства.

(Учитель предлагаетзагадку.)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. Рая расскажет о песке.

Слайд 4.песок

На доске:

есок

глина

Загадка.

Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. Стас нам расскажет о глине.

Слайд 5.глина

Практическая работа. Эксперимент. ( «Работа в парах»).

Учитель: Геологам предстоит задача исследовать свойства песка и глины. Работать будем в парах. После обсуждения результат записывайте в тетради,

Полезные ископаемые

Цвет

Запах

Пропускает ли воду

Другие свойства

Песок

желтый

белый

красный

серый

не имеет

пропускает

сыпучесть

Глина

коричневый

разного цвета

Имеет

сухая глина не имеет, сырая имеет

плохо

пластичность, вязкость

Пластичность глины: (под руководством учителя)

Учитель: В блюдце с водой положите небольшой кусок глины: вода вскоре исчезла с блюдца. Понемногу подливаем воду, глину разминаем до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой (тестообразной). Из такой глины легко можно лепить.

Сейчас я вам покажу что можно сделать из глины. Слайды глина.

-Если изделие из глины обжечь, то оно становится твердым.

(Учитель демонстрирует изделия из обожженной глины: кирпич, посуду, дымковская игрушка, поделки из глины, выполненные в художественной школе.)

Вопрос 4 Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорогая высыхает быстро?

Физкультминутка.

Загадка.

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. Теперь я вам расскажу о граните.

Слайд 6.гранит

На доске:

гранит

известняк

Загадка.

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он – удобрение. Теперь я вам расскажу, что такое известняк.

Слайд 7. Известняк

(Учитель рассказывает о свойствах гранита и известняков). Рассмотрим гранит. Из каких минералов состоит гранит? В нем отчетливо различаются по цвету и блеску отдельные более или менее крупные зерна. От зернистого строения этой горной породы и произошло его название: гранит означает «зернистый». Цвет граниту придают зерна полевого шпата. Если полевой шпат серый, то и гранит серый (показываю): если красный, то гранит красный (показывааю) и др. Некоторые зерна гранита – прозрачные, со стеклянным блеском – это кварц. Между зернами полевого шпата и кварца отчетливо выделяются блестящие пластинки слюды. Гранит очень твердая, прочная порода.

Перед вами образцы известняков (обыкновенный известняк, мрамор, мел). У мрамора на изломе видны зернышки. Это кристаллики, из которых он состоит. На изломе обыкновенного известняка и мела их не видно. Самый твердый из известняков – мрамор.

Учитель: Какого цвета обыкновенный известняк?

Ученик: Белый.

Учитель: От примесей иногда приобретает желтоватый или зеленоватый оттенки.

Учитель: Рассмотрите обыкновенный известняк, что вы еще увидели?

Ученик: Остатки раковин.

Учитель: Объясните их происхождение. Дополнение учителя: в морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем образуются полезные ископаемые: известняк, Практическая работа. Аналогично.

Опыт №4 демонстрирует сам учитель (из пипетки капает на кусочек гранита и известняка соляную кислоту).

Учитель: Что вы увидели?

Ученик: вскипание известняка (кипит камень, пузырьки, пена).

Учитель: Таким образом, можно определить известняк.

Полезные ископаемые

Цвет

Запах

Пропускает ли воду

Другие свойства

Гранит

красный, розовый, серый и др.

не имеет

не пропускает

прочность, хорошо полируется

Известняк

белый, серый, желтый

имеет

пропускает

хрупкий

А теперь мы открываем учебники на странице 53 – гранит будет читать первый ряд. 55 – 57 – будет читать второй ряд. После текста я вам задам несколько вопросов. Расскажите о свойствах гранита? Из чего состоит гранит? Где используют гранит? Какая бывает глина? Что изготавливают из глины? Из чего состоит песок? Д/З. стр. 53 -57.

Итог урока. Выставление оценок. Геологи.

Учитель: Что называют полезными ископаемыми? Почему? Какие полезные ископаемые рассмотрены на уроке? Перечислите свойства песка, глины, гранита, известняка.

hello_html_20e4e58c.jpg

Источник

11

Тема: Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк.

Цель:

Сформировать у учащихся представления о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка.

Задачи урока:

I. Предметные.

– формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»

– формировать представления учащихся о составе и свойствах глины, песка, гранита, известняка.

II. Метапредметные.

1.ПознавательныеУУД:

– формировать умение работать с коллекционным материалом, проводить опыты.

– формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;

2. Регулятивные УУД:

– формировать умение концентрировать внимание

– формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты

3. Коммуникативные УУД:

– формировать умение работать в группе, в паре

– формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы

– формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

III. Личностные

– формировать положительную мотивацию к обучению.

– развивать познавательную активность, мышление и речь детей

– формировать чувство уважения к товарищу.

Ход урока.

  1. Орг. момент (вхождение в день).

– Давайте представим, что мы проводим урок не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

Пожелаем друг другу удачи.

  1. Актуализация знаний.

1) Давайте вспомним материал прошлого урока.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово лишнее?

Гранит

Песок

Стекло

Глина

Известняк

Нефть

Природный газ

– Почему стекло лишнее?

– Давайте его уберем.

– Как можно назвать эти вещества? (Горные породы)

– А что такое горные породы? (Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры)

2) Из чего состоят горные породы?

Из минералов; одни горные породы из одного минерала, другие из нескольких. Большинство горных пород состоят из нескольких минералов. Но есть, которые, состоят только из одного минерала, например, вода, нефть.

3) Расскажите, как залегают слои горных пород?

Горных пород очень много. Одни, например, песок, глина залегают под почвой, другие можно найти на глубине 2-3 км. Иногда слои горных пород лежат ровно, а иногда они располагаются наклонно, стоят отвесно или сжаты в волнистые складки

  1. Определение темы и цели урока.

Ответив на мой вопрос, вы сможете назвать тему урока.

– Как еще можно назвать горные породы? (полезные ископаемые)

О каких полезных ископаемых пойдёт речь на уроке?

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Тема сегодняшнего урока

«Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк».

Используя незаконченные предложения, попробуйте сформулировать цели урока.

  1. Мы узнаем … что такое полезные ископаемые и почему они называются полезные; как называются места, где залегают полезные ископаемые

  2. Мы выясним… какими свойствами обладают названные нами полезные ископаемые

Девизом нашего урока будет высказывание

От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.

  1. Работа над темой урока.

  1. Что же такое полезные ископаемые? ( Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоев Земли)

Откройте учебник на стр. 60

Найдите ответ в учебнике.

А почему полезные, как вы думаете? Попробуйте подобрать синоним к этому слову ( нужные , необходимые)

Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в строительный материал, топливо или разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

– Почему ископаемые ?

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Ребята, найдите, пожалуйста, в учебнике ответ на вопрос «Как называются места, где залегают подземные ископаемые?» /месторождения/

Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах карьерах, другие – в шахтах. В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк. Шахта-это закрытый способ. Так добывают уголь, руду.

Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

Люди, какой профессии изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения? (Геологи).

Геологи постоянно заняты поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых, а так же изучением состава этих ископаемых. Раньше главные орудия геолога – геологический молоток, компас. Теперь геологи пользуется сложнейшими приборами и машинами, поиск полезных ископаемых можно вести даже через космические спутники. 

Горные породы представляют большую ценность. Есть горные породы, из которых получают металлы. Их называют рудами.

Как вы думаете, какие полезные ископаемые самые распространённые?

Действительно, самые распространённые полезные ископаемые – песок и глина. Они залегают в Земле громадными слоями. В одних местах они находятся глубоко в толще Земли, а в других прямо на поверхности.

Ребята, какие три состояния веществ вы знаете?

(Жидкое, твердое, газообразное)

– Давайте заполним таблицу:

(Таблица на интерактивной доске, дети по очереди выходят и маркером «перетаскивают» полезное ископаемое в нужный столбик)

Гранит

Песок

Природный газ

Глина

Известняк

Нефть

– Веществ, в каком состоянии больше всего? (в твердом)

– Можно сказать, что все вещества в твердом состоянии будут одинаковыми по составу и свойствам.

– Что бы ответить на этот вопрос нужно провести важные исследования.

  1. РАБОТА В ГРУППЕ.

Сейчас практическую работу вы будете выполнять, работая в группе. На столе у вас песок, глина, лупа. Рассмотрите речной песок и глину. Определите их свойства по плану.

Описание горных пород

План

1.Название

2.Плотная, рыхлая, сыпучая

3.Структура частичек горных пород (из чего состоит?)

4.Цвет

5.Блеск, запах

Проверка выполнения.

Давайте по порядку: назовите свойства песка.

ПЕСОК Рыхлый, состоит из отдельных песчинок, которые не соединены между собой. Бывает жёлтого, белого, красного и серого цветов. Не имеет запаха. Сыпуч.

Песок образуется при разрушении гранита из кварца. Вода переносит и образует скопления песка, образуя месторождения, месторождения песка обычно бывают на поверхности земли. Песок добывают в карьерах или со дна рек.

Песок широко применяется в быту, в строительстве и при изготовлении стекла.

А теперь назовите свойства глины.

ГЛИНА. Плотная горная порода. Состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой и чтобы их отделить её надо растолочь. Глина бывает разного цвета.

  1. ОПЫТ № 1

Установим, как глина впитывает воду. Для этого проведём опыт. (Опыт проводит учитель )

Кусочек сухой глины немного смочим водой. Мокрое пятно на поверхности образца очень быстро исчезает. И если мы подольём ещё воды она опять исчезнет.

СДЕЛАЙТЕ вывод… глина хорошо впитывает в себя воду.

Ребята, а если мы будем подливать чаще, глина станет вязкой, мягкой и пластичной, Глина, в отличие от других горных пород, обладает пластичностью. Из такой глины можно лепить. А если изделие из глины обжечь оно станет твёрдым. Глина нашла свое применение в хозяйственной деятельности человека благодаря своей пластичности. Из нее делают разнообразную посуду, игрушки другие изделия.

Научившись обжигать глиняные изделия – люди научились делать из глины искусственные камни – кирпичи, из которых легко строить дома.

Кирпич – крепкий предмет, и дома из него могут служить очень долго Из глины делают: черепицу – пластины для крыш – она не пропускает дождь, и под ней прохладно в жару.

Из белой глины делают фарфоровые изоляторы на столбах электролиний. Они не пропускают ток.

Из особых сортов глины делают огнеупорный кирпич для доменных печей.

В Японии даже некоторые детали машин делают из глины и обжигают.

  1. ОПЫТ №2

Кто из вас хочет сам провести опыт? Этот опыт нам уже знаком, мы его проводили, когда говорили, как образуются родники.

У нас два одинаковых стакана с воронками. В одной на фильтре насыпан песок, а в другой глина. Давай … нальём одинаковое количество воды и понаблюдаем.

Какой вывод мы сделаем? /Песок хорошо пропускает воду, а глина задерживает/

ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

  1. ЗНАКОМСТВО С ГРАНИТОМ

А что за горная порода у меня в руке. /гранит/

– Из чего состоит гранит? (Он состоит из трёх минералов: полевого шпата, кварца, слюды)

– Рассмотрите его. Что мы отчётливо можем различить в нём? Отдельно крупные или чуть менее крупные зёрна.

– Гранит обозначает зернистый. От своего зернистого строения. Гранит бывает разных цветов: серый, белый, розовый. Цвет придаёт именно полевой шпат. Некоторые зёрна прозрачные – это кварц.

Это лёгкая или тяжёлая порода? (тяжёлая) Попробуйте его разломить.

Важное свойство гранита – прочность.

Если поверхность отполировать, то она станет гладкой и красивой. Гранит не пропускает воду и не имеет запаха. Гранит распространён в природе. Залегает обычно глубоко в земле, но иногда образует горы.

Гранит встречается на Земле повсеместно. Граниты встречаются только на нашей планете. Среди геологов существует выражение “Гранит – визитная карточка Земли”. Самые древние залежи природных ископаемых содержат гранит.

Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Гранитом отделывают мосты и тротуары, площади и автомобильные дороги. В руках архитектора гранит может превратиться в произведения искусства, которые будут жить вечно.

Очень большие залежи месторождений гранита в Украине. Через всю территорию протянулся кристаллический гранитный щит. Ширина его 200 км, а протяжённость около 1000 км.

На территории России находится более полусотни мест добычи гранита. Одно из них в соседней Воронежской области.

Ребята, прочитайте вопрос №3 на стр. 63 Речной песок – это разрушившийся гранит. Он блестит потому, что в нём содержаться частички кварца и слюды.

  1. ЗНАКОМСТВО С ИЗВЕСТНЯКОМ

А вот сейчас отгадайте, что за камень у меня в руке? (известняк)

А вот этот? (мрамор) А этот – мел. Мел и мрамор это тоже разновидности известняка. Известняк хрупкий. Мел легко разламывается. Самый твёрдый из известняков – мрамор. Он оставляет царапину даже на обычном меле. Мрамор бывает самых разных цветов: белого, розового, чёрного, золотистого. Это очень красивый камень, особенно если его отполировать.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске.

Много лет назад Москву называли белокаменной. Здания, да и сам кремль были построены из известняка.

Известняки очень легко определяются, так как они имеют свойство вскипать от кислоты. Хотите посмотреть?

Демонстрация опыта №3

На мел, мрамор капнем небольшое количество кислоты. Что произошло? Послышится шипение и появятся пузырьки углекислого газа.

  1. РАБОТА В ПАРЕ. Положите перед собой карточку.

Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства.

гранит сыпучий, из крупинок,

хорошо пропускает воду

песок зернистый, прочный, не имеет запаха,

не пропускает воду

глина прочный, если капнуть уксусом,

то послышится шипение

известняк пластичная, сырая имеет запах

и не пропускает воду.

Давайте проверим. Слайд

А как сейчас вы ответите: все вещества в твердом состоянии одинаковые по составу и свойствам. Конечно, нет!

  1. Дополнительный краеведческий материал о полезных ископаемых Липецкой области подготовил…

Липецкая область богата различными строительными полезными ископаемыми. Всего 300 месторождений полезных ископаемых: известняки, доломиты, песок, глины, цементное сырье. По запасам карбонатного сырья область занимает 1-е место в России. Значительны залежи торфа.

Большой известностью в стране пользуются Липецкие минеральные источники и лечебные грязи, обнаруженные в 1871 году.

К древним кристаллическим породам приурочены рудные полезные ископаемые. Примером служат крупнейшие залежи железных руд. Железные руды являются важнейшим сырьем для Новолипецкого металлургического комбината.

Минерал доломит – природный карбонат кальция и магния. Похож на известняк.

  1. Закрепление учебного материала. Самостоятельная работа.

Приготовили тестирующие устройства.

  1. Горные породы встречаются только в горах. /нет/

  2. Глина рыхлая горная порода. /нет/

  3. Месторождение – это место, где полезные ископаемые залегают в больших количествах./да/

  4. Мел, мрамор –это разновидности известняка. /да/

  5. Песок плохо пропускает воду. /нет/

  6. В Липецкой области крупнейшие залежи железных руд./да/

  7. Поиском месторождений занимаются геологи. /да/

  8. Гранит легко разломить. /нет/

  9. Вода относится к горным породам. /да. Вода часто залегает в Земле большими массами, по этому признаку учёные относят её к горным породам./

  10. Речной песок – это разрушившийся гранит./да/

  1. Обобщение. Итоги урока.

Давайте подведём итог уроку.

  1. Мы узнали … что такое полезные ископаемые и почему они полезные; как называются места, где залегают полезные ископаемые

  2. Мы выяснили… какими свойствами обладают глина, песок, гранит, известняк

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Это такие богатства, которые нельзя восстановить. Это говорит о том, что действительно нужно быть внимательнее к природе.

  1. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. Давайте оценим свою работу на уроке.

Поднимите руку, кто успешно справлялся с заданиями на уроке, для кого урок прошёл удачно.

Поднимите руку, кто испытывал незначительные затруднения, но всё же справился с заданиями.

Поднимите руку, для кого задания оказались слишком трудные, кому нужна помощь.

Я очень рада, что урок прошёл для вас с пользой ! Мне хочется отметить…за активную работу на уроке.

Много разных полезных ископаемых на земле. Я предлагаю вам приготовить дома небольшое сообщение о любом полезном ископаемом.

Урок окончен.

Источник