Графических диктантов которые будут полезны и детям и взрослым
Войти на сайт с помощью соцсетей
Добавить в закладки
Назначить теги
Хороший совет
151
Совет работает
1
Плохой совет
1
Консультация для родителей
Графические диктанты для дошкольников по клеточкам
Графический диктант: что это такое
Графические диктанты для дошкольников по клеточкам. У каждого ребенка богатая фантазия и желание играть всегда и всюду. Эти врожденные способности можно использовать для планомерной подготовки дошкольника к новому для него периоду жизни – школьной поре. Графический диктант – дидактическое задание, позволяющее развивать мышление и воображение ребенка, его возможности «видеть» в проекции, ориентироваться в пространстве. По сути, работа с карандашом не представляет ничего сложного. Ребенку нужно лишь нарисовать конкретную картинку, двигая карандашом в нужном направлении, выполняя рекомендации взрослого, проводящего графический диктант. Главное, что должен уяснить будущий ученик: отвлекаться нельзя, иначе вместо красивой и правильной картинки получится недоразумение, которое расстроит ребенка. Графические диктанты не потребуют от дошкольника художественных способностей. Ему нужно только четко следовать инструкции, чтобы получился хороший результат. Сложных иллюстраций воспроизводить не придется. В графической коллекции простые изображения: слон, жираф, другие животные, Как правильно выполнять графический диктант Чтобы ребенок получил удовлетворение от проделанной работы, нужно придерживаться правил проведения графического диктанта. Самое первое и основное правило – не спешить. Если ребенок не успевает за инструкцией педагога или взрослого, проводящего занятие, если из-за торопливости ошибается, вследствие чего картинка не получается, то такой графический диктант пользы не принесет. Второе правило – четкий инструктаж дошкольника. Непонятое задание не будет выполнено верно. Инструкция к диктанту Инструкция начинается с точки на листе бумаги. Вернее, педагог предварительно готовит лист в клеточку, на котором уже стоит точка. Это старт для будущей картинки. Если на графическом диктанте ребенок впервые, дошкольнику нужно помочь. Для этого педагог указывает на листе бумаги стрелками направление, в котором должен двигать карандаш ребенок, чтобы получилась вожделенная фигура. Это сначала нужны стрелки. На втором и последующих занятиях ребенок может ориентироваться без них, следуя указаниям взрослого. Более того, и точку ставить не придется. Ребенок сам выберет, где будет старт, опять же следуя совету педагога. Педагог должен помнить, что каждое действие проговаривается. Каждый шаг: влево, вправо, вверх, вниз. Также педагог должен объяснить дошкольнику, что одна клеточка – это один шаг. Важно объяснить, что такое вертикально, горизонтально. Рассказать о наклонной линии, чем она отличается от вертикальной и горизонтальной. Эти первоначальные знания помогут ребенку качественнее выполнить предложенную работу. У педагога обязательно должен быть готовый вариант графического диктанта. После выполнения работы с дошкольником нужно разобрать возможные ошибки, похвалить за старательность. Способы выполнения графических диктантов Среди самых успешных методик проведения графического диктанта выделят три. Они не только активизируют работу «серых клеточек» будущего ученика, но и воспитывают такие качества как слуховая и зрительная внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость. Выполнение диктанта на слух по клеточкам Слуховой вариант выполнения графического диктанта считается одним из сложных. Ребенку важно уяснить устную инструкцию и перенести указания на бумагу. При этом ребенок должен уже владеть такими понятиями: • вверх; • вниз; • вправо; • влево; • горизонтальная линия; • вертикальная линия; • наклонная линия; • один шаг – это одна клеточка. Работа требует концентрации внимания ребенка. Любое отвлечение может отрицательно сказаться на результате. По просьбе педагога ребенок начинает работать от стартовой точки. Она уже может быть обозначена на листе бумаги. Или ребенок рисует ее самостоятельно, следуя указаниям педагога. Педагог говорит шаги, ребенок выполняет. Все задания звучат отчетливо, понятно, спокойно. На выполнение каждого шага ребенку дается время. Что это получится: транспорт, растение? А может быть, животное: кошка или собака? Ребенок еще не знает наверняка, но когда половина шагов пройдена, уже появляются очертания, и маленький мыслитель начинает «узнавать» будущую картинку. Тем радостнее становится на душе, если догадки подтвердятся. После графического диктанта картинка, изображенная ребенком, и образец сравниваются.
Использование графических диктантов на уроках русского языка
Елпанова М.В., учитель Майковской
ООШ – филиала МКОУ «Пивкинская СОШ» Щучанского района
Графические диктанты – диктанты с графическим изображением диктуемого.
На уроках русского языка я использую такую форму работы как графические диктанты – письменные упражнения с использованием буквенного или цифрового «кода», условных графических обозначений.
Такой вид работы позволяет отрабатывать навыки различных языковых явлений на слух, помогает провести первичный контроль, закрепить учебный материал на практике, а также повторить ранее пройденный материал.
Преимущества:
Легкость использования
Экономия времени
Быстрота проверки (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем)
Накопляемость оценок
Развитие интереса у обучающихся
В зависимости от графического изображения такие диктанты делятся на буквенные, цифровые, диктанты с графическим обозначением.
Буквенный диктант (с «буквенным кодом»). Материал для него выбирается на один вид орфограммы (Например: правописание приставок пре- и при-).
Методика проведения
Каждому слову присваивается порядковый номер.
Учитель диктует слова, а обучающиеся записывают не слова целиком, а только нужные в них буквы.
В результате получается определённый буквенный код, который легко и быстро проверить.
1. присесть 2. пришкольный 3. прервать 4. премилый 5. прибежать 6. привязать 7. привезти
Вариант 2. На доске учитель запишет условные графические обозначения: какой буквой обозначается конкретное языковое явление.
Например. Определите разряд продиктованных имен прилагательных, обозначив каждое из них определенной буквой: качественное – К, относительное – О, притяжательное – П.
1. загадочный, 2. обеденный, 3. девичий, 4. летний, 5. щучий, 6. медленный, 7. отцовский и т.д.
КЛЮЧ К О П О П К П
Цифровой диктант (с «цифровым кодом»)
Методика проведения цифрового диктанта
Каждому слову (словосочетанию, предложению) присваивается порядковый номер.
Учитель диктует слова, а обучающиеся записывают в нужные строки (графы) только цифры.
В результате получается определённый цифровой код, который легко и быстро проверить.
1. Дерево узнаётся по плодам.
2. У неуживчивого человека не бывает друзей.
3. От разговоров о воде мельница не заработает.
4. Торопливым людям не хватает мудрости.
5. Под лежачий камень вода не течёт.
Односост. 2, 4
Двусост. 1, 3, 5
Диктанты с графическим обозначением (схемы, условные обозначения)
1. Графический диктант – «Волна».
Учащиеся рисуют «верхнюю волну» или «нижнюю волну» в зависимости от выбора ответа (в данном случае орфограммы)
2. «Да» (+) или «нет» (-)?
КЛЮЧ 1+ 2- 3- 4+ 5- 6+ 7+ 8+ 9- 10+ 11+
3. «Крестики – нолики»
«Крестик» – при положительном ответе, «нолик» – при отрицательном
1
2
3
4
5
6
7
8
9
X
O
O
X
O
X
X
X
O
4. Диктант с использованием условных графических обозначений (схем).
Методика проведения.
1. Обычно диктуется не связный текст, а отдельные предложения или словосочетания.
2. Материал прочитывается учителем дважды. При первом прочтении учащиеся, внимательно прослушав предложение, должны осознать его синтаксические или пунктуационные особенности.
3. При втором прочтении учащиеся вычерчивают его синтаксическую или пунктуационную схему. Задания по синтаксису и пунктуации могут быть многочисленны и разнообразны.
Например. Используя синтаксические схемы, покажите место придаточного предложения по отношению к главному.
1) Над нами чистое и удивительно прозрачное небо, какое бывает после первого снегопада. 2) Как только мы перевезли свое имущество, дождь перестал. 3) Вдруг надо мной что-то зашумело, будто невидимая птица задела крылом вершины деревьев. 4) Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. 5) Луна, посеребренная лучами восходящего солнца, была такой ясной, точно она вымылась и приготовилась к празднику.
2. Что соединяет союз И ? Покажите с помощью графических пунктуационных схем.
1) По всему водоему расходились ленивые волны и с тихим плеском лизали берег. 2) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык. 3) Ветер, становясь сильнее, быстрее катил к берегу темно-серые волны и вздымал их вверх. 4) Он зажег несколько свечей, и теперь можно было разглядеть комнату. 5) Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы.
Т.к. у учащихся по-разному развиты восприятия (у одних преобладает слуховое, у других – зрительное), то слова не только диктую, но и даю возможность их увидеть, используя ММП.
Цифровой диктант представляет собой простой и удобный способ закрепления и контроля знаний обучающихся по той или иной теме.
Составить такой диктант может любой преподаватель, используя предлагаемую схему и имеющийся дидактический материал. К работе как по составлению, так и проверке таких диктантов могут быть привлечены и сами учащиеся. Они делают это с удовольствием.
Этот вид работы можно использовать сколько угодно раз, он не надоедает обучающимся, делает занятие более динамичным и интересным.
Нина Елохина
00
2016-08-18 07:37:44
Что-то мне непонятно. Ничего.
Светлана
00
2016-08-18 09:49:15
спасибо огромное! сразу в дело пойдет!
Тоня
00
2016-08-18 10:05:02
А это что?
Лисавета
00
2016-08-18 10:29:58
Замечательное занятие с малышом! Спасибо!
Людмила 1
00
2016-08-18 10:49:52
Спасибо большое! Это интересно не только детям, но и взрослым! Сама с удовольствием рисовала с внуками. Развивает внимательность, простпранственное мышление и логику.
квест
00
2016-08-18 10:55:58
Прошу прощения, но я ничего не поняла!
Аксюта
00
2016-08-18 12:03:10
От красной точки рисуете черточки: кол-во клеток и направление. 2 вправо, 1 вниз и т.д.
Татьяна
00
2016-08-18 12:24:12
Ух ты! Спасибо! Никогда не видела такого раньше:) Разобраться просто:начало движения (рисования)- с красной точки. А дальше- по схеме: цифры-это количество клеточек, стрелочка- направление линии. Распечатайте картинку и рисуйте!
Лариса
00
2016-08-18 12:34:44
Спасибо, большое. Обязательно пригодится!
Если кому-то еще не понятно: на листе в клетку по направлению стрелок (вправо, влево, вверх, вниз) рисуются линии 9в соответствии с заданным количеством клеток.
Получается какой-либо графический объект
Лариса
00
2016-08-18 12:47:07
Я думаю, что от обозначенной точки откладываем, например, 4 клетки в сторону, 3 клеточки вниз, 2 клетки вверх. Цифра- сколько клеточек, стрелка- в какую сторону эти клеточки отсчитывать.
надежда
00
2016-08-18 16:01:36
Спасибо у меня получился объект по клеткам. Замечательное занятия для малышей.
Светлана*
00
2016-08-19 12:11:42
Можно самим составлять такие упражнения: заранее нарисуйте что-то на листке в клеточку (домик, ракету, животное, мебель…) и диктуйте ребёнку направление и количество клеток. В конце – сверяетесь, так ли у него получилось, как у вас. Если нет, разбираетесь, где что-то пошло не так, заодно увидите, на что обратить больше внимания.
А потом можно и наоборот: ребёнок нарисует что-то и диктует вам. Так он учится лучше ориентироваться и считать внимательно.