Говорят юмор он полезный шутка мол жизнь продлевает
Фото из открытых источников.
Марк Захаров, Григорий Горин… Они – настоящие волшебники, которые творили свои, особенные миры в нашей обыденной жизни. А актеры им в этом помогали. Я лично не могу представить никого иного, кроме Олега Янковского в роли эксцентричного барона.
Он сам – Сказочник… Это – его сущность, параллельная житейской, обычной сути. Она вот в нём сидела и проявлялась лишь при особых условиях. Одним из таких условий ПРОЯВЛЕНИЯ были съёмки в фильмах Марка Захарова.
фото взято из открытых источников.
Не хочу в этой статье описывать жизненный путь режиссера и сценариста. Не стану копировать фильмографию ведущих актёров, снявшихся нём. Я даже не стану проводить анализ содержания этого шедевра, этого фильма, который одинаково заставляет задуматься о смысле жизни как ребёнка, та к и взрослого.
Принуждает шевелить извилинами в черепной коробке и тренировать движения души. Если у индивидуума есть в наличии то и другое. Я просто нагло скопирую сюда неповторимые цитаты из этого фильма.
Цитаты.
” Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить. “
“Итак, господа, я пригласил вас, чтоб сообщить вам пренеприятнейшее известие. Чёрт возьми, отличная фраза для начала пьесы. Надо будет кому-нибудь предложить.”
” Делайте что хотите, но чтоб через полчаса в лесу было сухо, светло и медведь! “
” Раз лишний день весны никому не нужен, забудем о нём. В такой день трудно жить, но легко умирать. “
“— Вы же умерли!
— Умер! “
” — Сегодня в полночь у памятника.
— У памятника. Кому?
— Мне. “
” Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник? “
” Одни мои похороны дали мне денег больше, чем вся предыдущая жизнь.”
“Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Вы улыбайтесь, господа. Улыбайтесь! “
” Господи, неужели вам обязательно нужно убить человека, чтоб понять, что он живой?! ”
” Господи, как умирать надоело! “
“— Когда я вернусь, пусть будет шесть часов.
— Шесть вечера или шесть утра?
— Шесть дня! “
” Да поймите же, барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врёт. “
” — Где командующий?
— Командует! “
” Сейчас я улечу, и мы вряд ли увидимся. Но когда я вернусь, в следующий раз, вас уже не будет. Дело в том, что время на небе и на земле летит неодинаково: там — мгновения, тут — века. “
“Дочь аптекаря — она и есть дочь аптекаря!”
” — Вот вы говорите — охота…
— Я говорю?
— Ну хорошо, не говорите, думаете. “
” — Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
— Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать. “
” — Господин барон вас давно ожидает. Он с утра в кабинете работает, заперся и спрашивает: «Томас, — говорит, — не приехал ещё господин пастор?» Я говорю: «Нет ещё». Он говорит: «Ну и слава богу». Очень вас ждёт. “
” — Тебе грозит тюрьма.
— Чудесное место! Здесь рядом со мной Овидий, Сервантес… Мы будем перестукиваться. “
” — Фрау Марта, я не расслышал: который час?
— Часы пробили 3, барон — 2, стало быть всего 5.”
” Ты меня заждалась, дорогая? Извини, меня задержал Ньютон. “
” Будем бить через дымоход.”
” И мой вам совет: не торопитесь стать вдовой Мюнхгаузена. Это место пока занято.”
” Я на службе. Если решат, что вы — Мюнхгаузен, я паду вам на грудь. Если решат, что вы — Мюллер, посажу за решётку. Вот и всё, что я могу для вас сделать. “
” Ненавижу! Всё! Дуэль! Здесь же стреляться! Через платок! “
” Фрау Марта, у нас беда: барон воскрес! Будут неприятности! “
” — А говорят, ведь юмор — он полезный. Шутка, мол, жизнь продлевает.
— Не всем. Тому, кто смеётся, продлевает, а тому, кто острит, укорачивает.”
” Мне страшно вспомнить. Я мечтал о дуэли с отцом. Я хотел убить его… Мы все убили его… Убийцы!! “
” Из Мюнхгаузена, господа, воду лить не будем! Незачем. Он нам дорог просто как Мюнхгаузен… как Карл Фридрих Иероним… а уж пьёт его лошадь или не пьёт — это нас не волнует.”
” — А что если не побояться и…
— Ликвидировать! Или… приблизить?
— Соединить! “
” — Не усложняй, барон. Втайне ты можешь верить.
— Я не умею втайне. Я могу только открыто. “
” — Но я же сказал правду!
— Да чёрт с ней, с правдой! Иногда нужно и соврать. Понимаете, соврать! Господи, такие очевидные вещи мне приходится объяснять барону Мюнхгаузену! “
” — А грудь оставляем на месте?
— Нет, берём с собой!”
” Война — это не покер! Её нельзя объявлять когда вздумается! Война — это… война! “
” — Подъём в 6 часов утра!!
— Ненаказуемо. “
” Будучи в некотором нервном перевозбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе со словами: «На волю, всех на волю!» “
” — Я хотел сказать, утка готова.
— Отпусти её. Пусть летает. “
” — А разве ночь?
— Ночь.
— И давно?
— С вечера. “
” — Карл, почему так поздно?
— По-моему, рано: не все глупости ещё сказаны! “
” И да здравствует развод, господа! Он устраняет ложь, которую я так ненавижу! “
Это – далеко не всё, что можно и хочется цитировать из этого фильма. Это – самое очевидное, на мой взгляд – самое хлёсткое. Самое моё любимое, в конце концов.
Я всех вас приглашаю посмотреть, пересмотреть, впитать и переосмыслить этот фильм.
Ваша Леди Чайка.
С нами ПОХ!
Регистрация: 20.08.10
Сообщений: 1264
161
Премьера фильма «Тот самый Мюнхгаузен» по мотивам произведений Рудольфа Эриха Распе состоялась 1 января 1980 года. С тех пор у всех на слуху барон Мюнхгаузен, харизматичный лжец с невероятными историями.
Мало кто знает, что Мюнхгаузен действительно существовал. Реальный барон Мюнхгаузен был женат на лифляндской дворянке Якобине фон Дунтен. Они прожили вместе с 1744 года до смерти Якобины в 1790 году. Детей у них не было. Спустя 4 года Мюнхгаузен женился на 17-летней Бернардине фон Брун, которая вела крайне расточительный и легкомысленный образ жизни и вскоре родила дочь, которую 75-летний Мюнхгаузен не признал. Мюнхгаузен затеял скандальный и дорогостоящий бракоразводный процесс, в результате которого он разорился, а жена бежала за границу.
Немецкий барон служил в войсках и славился своими анекдотичными рассказами. Эти и придуманные другими авторами рассказы и дали начало барону Мюнхгаузену как литературному персонажу. Каждый год в Музее барона Мюнхгаузена отмечается наступление 32 мая. Тонкий юмор того самого Мюнхгаузена:
— А говорят, ведь юмор — он полезный. Шутка, мол, жизнь продлевает.
— Не всем. Тому, кто смеётся, продлевает, а тому, кто острит, укорачивает.
— Мы были искренни в своих заблуждениях!
— Будучи в некотором нервном возбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе словами: «На волю, всех на волю!»
— Да здравствует развод! Он устраняет ложь, которую я так ненавижу!
— Карл, почему так поздно?
— По-моему, рано: не все глупости ещё сказаны.
— Но это факт?
— Нет, это не факт.
— Это не факт?!
— Нет, это не факт. Это гораздо больше, чем факт. Так оно и было на самом деле.
— Мой лучший друг меня предал, моя любимая отреклась. Я улетаю налегке.
— Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!
— Правда — это то, что в данный момент считается правдой…
— Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить.
— О чём это она?
— Барона кроет.
— И что говорит?
— Ясно что: подлец, говорит, псих ненормальный, врун несчастный…
— И чего хочет?
— Ясно чего: чтоб не бросал.
— Логично.
— Всё в порядке, Ваше Высочество. Барон Мюнхгаузен будет арестован с минуты на минуту. Просил передать, чтоб не расходились.
— Чтобы влюбиться, достаточно и минуты. Чтобы развестись, иногда приходится прожить 20 лет вместе.
— Мы были искренни в своих заблуждениях!
— Чтобы влюбиться, достаточно и минуты. Чтобы развестись, иногда приходится прожить 20 лет вместе.
— Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
— Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.
— Господин барон вас давно ожидает. Он с утра в кабинете работает, заперся и спрашивает: «Томас, — говорит, — не приехал ещё господин пастор? » Я говорю: «Нет ещё». Он говорит: «Ну и слава богу». Очень вас ждёт.
— Имеешь любовницу — на здоровье! Сейчас все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтоб на них женились. Это аморально!
— После свадьбы мы сразу уехали в свадебное путешествие. Я в Турцию, жена в Швейцарию, и прожили там три года в любви и согласии.
— Не усложняй, барон… Втайне ты можешь верить.
— Я не могу втайне. Я могу только открыто.
— Всё шутите?
— Давно бросил. Врачи запрещают.
— С каких это пор вы стали ходить по врачам?
— Сразу после смерти…
— Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!
источник
— Говорят ведь, юмор — он полезный, шутка, мол, жизнь продлевает.
— Не всем. Тем, кто смеется, — продлевает. Тому, кто острит, — укорачивает. Вот так вот.
Тайный источник юмора — не в радости, а в грусти; на небесах юмора нет.
Мы шутим не потому, что нам свойственно чувство юмора, нет, мы стараемся не терять чувства юмора, потому что без него мы пропадем.
Два человека, избравшие друг друга среди всех прочих людей ради того, чтобы приносить друг другу любовь и поддержку, обязаны проявлять чувство юмора, приветливость, благоразумие, умение прощать, терпение и радушие, должны помнить о том, как хрупка и непрочна жизнь человеческого существа, и уважать друг друга до конца своих дней.
Бабы и так круче нас, но если у них вдобавок есть ещё и чувство юмора, нам вообще крышка.
Чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться в том, что там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставленный этим обратным путём, и будет настоящим юмором.
У Бога гораздо больше юмора, чем мы думаем. И гораздо меньше сострадания.
Чувство юмора — это то понимание жизни, которое появляется у человека, подошедшего к краю бездонной пропасти, осторожно заглянувшего туда и тихонечко идущего обратно.
Невыносимо жить в стране, в которой нет чувства юмора, но еще невыносимее было бы жить в стране, в которой чувство юмора необходимо для того, чтобы выжить.
Не будь у меня чувства юмора, я давно бы покончил с собой.
Юмор – замечательный способ сладить с действительностью, когда она обрушивается вам на голову.
Героизм, мой мальчик, нужен для тяжелых времен. Но мы живем в эпоху отчаяния. Тут приличествует только чувство юмора.
Юмор — инверсия здравого смысла. Улыбка разума.
С возрастом женщины всё больше полагаются на косметику, а мужчины — на свое чувство юмора.
Цинизм — это юмор в плохом настроении.
Она нашла в нем все, в чем нуждалась: уверенность в завтрашнем дне и чувство юмора, дающее возможность забыть страхи.
Ничто так не мешает роману, как чувство юмора у женщины или отсутствие его у мужчины.
— А чувство юмора у вас есть?
— У меня? Сарказм.
Я очень ценю в людях чувство юмора, потому что часто это наше единственное оружие против всех гадостей и несправедливостей жизни.
Юмор — инструмент познания жизни: если ты исследуешь какое-то явление, то найди, что в нём смешного, и явление раскроется тебе во всей полноте.
Злорадство — почти то же самое, что вы именуете юмором: желание потешаться над другими.
Сумасшедшие — народ серьезный; они и с ума-то сходят за недостатком юмора.
У Бога тоже есть чувство юмора. Взять хотя бы утконоса.
Цари, короли, императоры,
властители всей земли
командовали парадами,
но юмором – не могли.
Чувство юмора — отличная приправа к любому характеру и почти заменяет здравый смысл, не говоря уже о мудрости.
Если человек лишен чувства юмора, значит, было за что.
Чувство юмора — великая вещь. Идти по жизни без чувства юмора так же нелепо, как ехать в повозке без рессор.
Юмор противоположен пафосу. Это прием, с помощью которого события умаляются, как будто на них смотрят в перевернутый бинокль. Когда человек шутит о своей болезни, он умаляет ее серьезность; а если бы император на троне острил о своем правлении, то заметил бы, что оно вовсе не такое уж великое и славное. Юмор – это всегда немножко защита от судьбы и наступление на нее.
Существует два разных подхода к людям.
Первый состоит в том, чтобы взирать на них критическим оком — возможно, это справедливо, но сурово, это подход равнодушных.
Другой соткан из нежности и юмора; при этом можно видеть все изъяны и недостатки, но смотреть на них с улыбкой, а исправлять мягко и с шуткой на устах. Это подход любящих.
Чувство юмора, отличает человека от животного, потому что осязание, обоняние, зрение, слух — все это общее, а вот чувство юмора — эксклюзивное у человека.
Хорошо развитое чувство юмора – это шест, который помогает нам удерживать равновесие при ходьбе по туго натянутому канату жизни.
Когда на сердце холод, страх и тьма –
Лишь юмор не дает сойти с ума!..
С годами приходит терпимость к недостаткам других. Например, мне будет все равно, если у моей любимой окажется три головы. При условии, конечно, что у нее хорошее чувство юмора… и если все три головки хорошенькие.
У Бога особое чувство юмора. Он обращает наши сердца к тем, кто не имеет на них никакого права.
Чувство юмора позволяет нам ужиться с чужой глупостью — и со своей собственной.
Сексуальное притяжение замешано на таких качествах, как магнетизм, умение вкладывать в каждое свое движение определенный смысл; кроме того, это смесь таких противоположных качеств, как агрессивность и покорность. Если вы разбавите все это искренностью, чувством юмора и желанием понравиться, то, очевидно, никто не устоит.
Юмор — это редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно.
Юмор — это чувство дистанции.
Доброта — защитная реакция юмора на трагическую бессмысленность судьбы.
— Эй! Какой он?
— Бог? Одинокий, забавный и с отличным чувством юмора.
Премьера фильма «Тот самый Мюнхгаузен» по мотивам произведений Рудольфа Эриха Распе состоялась 1 января 1980 года. С тех пор у всех на слуху барон Мюнхгаузен, харизматичный лжец с невероятными историями.
Мало кто знает, что Мюнхгаузен действительно существовал. Реальный барон Мюнхгаузен был женат на лифляндской дворянке Якобине фон Дунтен. Они прожили вместе с 1744 года до смерти Якобины в 1790 году. Детей у них не было. Спустя 4 года Мюнхгаузен женился на 17-летней Бернардине фон Брун, которая вела крайне расточительный и легкомысленный образ жизни и вскоре родила дочь, которую 75-летний Мюнхгаузен не признал. Мюнхгаузен затеял скандальный и дорогостоящий бракоразводный процесс, в результате которого он разорился, а жена бежала за границу.
Немецкий барон служил в войсках и славился своими анекдотичными рассказами. Эти и придуманные другими авторами рассказы и дали начало барону Мюнхгаузену как литературному персонажу. Каждый год в Музее барона Мюнхгаузена отмечается наступление 32 мая. Тонкий юмор того самого Мюнхгаузена:
— А говорят, ведь юмор — он полезный. Шутка, мол, жизнь продлевает.
— Не всем. Тому, кто смеётся, продлевает, а тому, кто острит, укорачивает.
* * *
— Будучи в некотором нервном возбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе словами: «На волю, всех на волю!»
* * *
— Да здравствует развод! Он устраняет ложь, которую я так ненавижу!
* * *
— Карл, почему так поздно?
— По-моему, рано: не все глупости ещё сказаны.
* * *
— Но это факт?
— Нет, это не факт.
— Это не факт?!
— Нет, это не факт. Это гораздо больше, чем факт. Так оно и было на самом деле.
* * *
— Мой лучший друг меня предал, моя любимая отреклась. Я улетаю налегке.
* * *
— Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!
* * *
— Правда — это то, что в данный момент считается правдой…
* * *
— Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить.
* * *
— О чём это она?
— Барона кроет.
— И что говорит?
— Ясно что: подлец, говорит, псих ненормальный, врун несчастный…
— И чего хочет?
— Ясно чего: чтоб не бросал.
— Логично.
* * *
— Всё в порядке, Ваше Высочество. Барон Мюнхгаузен будет арестован с минуты на минуту. Просил передать, чтоб не расходились.
* * *
— Чтобы влюбиться, достаточно и минуты. Чтобы развестись, иногда приходится прожить 20 лет вместе.
* * *
— Мы были искренни в своих заблуждениях!
* * *
— Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
— Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.
* * *
— Господин барон вас давно ожидает. Он с утра в кабинете работает, заперся и спрашивает: «Томас, — говорит, — не приехал ещё господин пастор? » Я говорю: «Нет ещё». Он говорит: «Ну и слава богу». Очень вас ждёт.
* * *
— Имеешь любовницу — на здоровье! Сейчас все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтоб на них женились. Это аморально!
* * *
— После свадьбы мы сразу уехали в свадебное путешествие. Я в Турцию, жена в Швейцарию, и прожили там три года в любви и согласии.
* * *
— Не усложняй, барон… Втайне ты можешь верить.
— Я не могу втайне. Я могу только открыто.
* * *
— Всё шутите?
— Давно бросил. Врачи запрещают.
— С каких это пор вы стали ходить по врачам?
— Сразу после смерти…
* * *
— Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!
«Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?» – одна из ироничных цитат фильма «Тот самый Мюнхгаузен». 220 лет назад умер настоящий, не выдуманный, немецкий барон Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен (11.05.1720 – 22.02.1797). Его имя известно во всем мире. Он – главный лжец и фантазёр, превратившийся в популярного и всеми любимого литературного персонажа, который стал героем множества анекдотов, пьес и кинофильмов.
С именем персонажа барона Мюнхгаузена навсегда связаны занимательные небылицы о вишнёвом дереве, выросшем на голове оленя, передвижениях во времени, путешествии на Луну и другие невероятные рассказы. Однако существовал настоящий барон, которому хоть и не посчастливилось полетать на пушечном ядре, но зато удалось завоевать любовь читателей по всему миру.
Лучший из «Дома монахов»
Аристократический немецкий род Мюнхгаузенов («Дом монаха») существует с XII века. Однако из всех многочисленных представителей этого почтенного рода всемирно известен только один. Это Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (1720 – 1791), который когда-то служил в русской армии и участвовал в двух походах против турок.
Родина барона – небольшой городок Боденвердер. В 1737 году Мюнхгаузен оказался в России, где в это время процветала служба немцев в русской армии и при императорском дворе.
Мюнхгаузен дослужился до высоких чинов, но после очередного дворцового переворота был вынужден уехать в Германию. С тех пор в Россию он не возвращался, зато все деловые бумаги подписывал как ротмистр русской службы.
«Павильон лжи»
В Германии, где он окончательно отошел от военного поприща и занялся охотой, Мюнхгаузен прославился как талантливый рассказчик необыкновенных историй, случившихся с ним в России и на родине. Жанр, в котором отставной ротмистр травил свои остроумные байки, в Германии именовался «охотничьими анекдотами» («Jagerlatein»). Со своими небылицами он путешествовал по многим немецким городам собирая все больше любопытных слушателей. В своем же поместье Мюнхгаузен отстроил охотничий павильон, стены которого были увешаны его охотничьими трофеями, и где он принимал своих друзей и слушателей. Позже этот домик назовут «павильоном лжи».
Один из современников барона Мюнхгаузена так описал его оригинальную манеру рассказывать небылицы: «Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша… Он жестикулировал все выразительнее, крутил руками на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его все более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии».
Всеми любимый лжец
Поначалу все истории барона бытовали в устной форме, но вскоре стали появляться целые анонимные сборники занимательных новелл, которые рассказывал некто «остроумный М-г-з-н». Без ведома самого Мюнхгаузена (который очень разозлился, узнав о литературной обработке и публикации его небылиц) в 1781 и 1783 годах в берлинском юмористическом альманахе «Спутник веселых людей» появились 16 рассказов-анекдотов под заголовком «М-х-з-новы истории».
Через пару лет, уже в Лондоне, писатель Рудольф Эрих Распе, лично знакомый с бароном, выпустил «Удивительные приключения и похождения барона Мюнхгаузена в России» на английском языке, которых ждал небывалый успех у читателей. Затем известный литератор Готфрид Август Бюргер переработал книгу.
В книге Распе, которая составлена из миниатюрных историй, Мюнхгаузен – это самозабвенный врун, хвастун с поразительным воображением, рассказывающий фантастические истории о самом себе, где он проявляет себя как истинный храбрец.
Распе здесь намеренно подчеркивает изобретательность героя, чей ум, несмотря на выдумки, остёр и находчив.
Книги Распе и Бюргера моментально распространились по всей Европе, а барон Мюнхгаузен сделался любимым всеми лжецом (до сих пор в Германии его именуют «Lugenbaron», что означает барон-врун). Интересно, что сам барон не признавал свое литературное «я» и даже собирался судиться с литераторами. И гнев его был справедлив. Так как из человека с уникальным военным и жизненным опытом, рассказчика увлекательных историй о реалиях другой страны, о военных вылазках и случаях на охоте, в которых он, увлекаясь, многое приукрашивал и преувеличивал, Мюнхгаузен превратился в героя этих историй – самозабвенного искусного вруна.
Рассказы барона были во многом правдивы, но авторы сборников развивали их до абсурдных историй, множили смыслы. Как когда-то апокрифы красочно изображали чудеса и фантастические подвиги, которые не совершал евангельский Христос, так и истории храброго ротмистра слушатели и литераторы превратили в увлекательные байки красноречивого говоруна. Тем не менее именно они так полюбились читателям.
Так настоящий немецкий барон Мюнхгаузен и веселый литературный авантюрист срослись в одну грандиозную незаурядную личность, а реальные факты биографии героя перемешались с вымыслом. Например, в рассказе о том, как Мюнхгаузен вытащил за волосы из болота себя и своего коня, можно увидеть вполне реальный случай времен русско-турецкой кампании, когда русским войскам пришлось отступить: «Однажды, спасаясь от турок, попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь».
Последняя шутка
Даже история о смерти настоящего барона не лишена юмора. Через много лет после кончины барона, которого похоронили в семейном склепе, его останки хотели перенести на кладбище. Один из присутствовавших при этом предприятии оставил следующее воспоминание: «Когда гроб открыли, у мужчин выпали инструменты из рук.
В гробу лежал не скелет, а спящий человек с волосами, кожей и узнаваемым лицом: Иероним фон Мюнхаузен. Широкое круглое доброе лицо с выступающим носом и немного улыбающимся ртом. По церкви пронесся порыв ветра. И тело вмиг распалось в пыль. Вместо лица выступил череп, вместо тела – кости. Гроб закрыли и не стали переносить на другое место».
Мюнхгаузен в России
В России о бароне Мюнхгаузене узнали еще в 1791 году, когда писатель и переводчик Николай Осипов (1751-1799) пересказал «Приключений барона Мюнхгаузена», назвав книгу пословицей «Не любо – не слушай, а лгать не мешай».
Самой же известной интерпретацией образа Мюнхгаузена у нас в стране является адаптация для детей Корнеем Чуковским книги Рудольфа Распе. В 1923 году в издательстве «Всемирная литература» вышла книга под названием «Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги барона Мюнхгаузена: сокращенное издание для детей среднего возраста, перевод с английского под редакцией Чуковского» с иллюстрациями Гюстава Доре.
Максим Горький отнес «Мюнхгаузена» к «крупнейшим произведениям книжной̆ литературы».
«Тот самый Мюнхгаузен»
В 1974 году драматург и сценарист Григорий Горин написал пьесу «Самый правдивый». Здесь образ главного героя кардинально меняется – из лжеца он превращается в самого правдивого и честного персонажа, который не желает идти за обывательской толпой, противопоставляя им свой мир, полный фантазий и оптимизма:
Марта. Тебе грозит тюрьма.
Мюнхгаузен. Чудное место! Там Овидий и Сервантес, мы будем перестукиваться.
Мюнхгаузен Горина одинок, противопоставлен обществу, возвышается над ним. Образ лгуна трансформируется в образ романтика-храбреца, не желающего жить как все остальные: «Как все?! Что ты говоришь?! Как все… не двигать время, не жить в прошлом и будущем, не летать на ядрах, не охотиться на мамонтов?.. Да никогда! Что я – ненормальный?»
В пьесе Мюнхгаузен подводит серьезный философский итог, полный иронии: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
Театральный или киношный Мюнхгаузен?
Интересно, что пьеса была написана Гориным по просьбе актера Владимира Зельдина, который очень хотел сыграть роль легендарного импровизатора. Спектакль по пьесе с успехом шел в Театре Российской Армии. Режиссер Марк Захаров решил воплотить на большом экране историю барона в горинском варианте. Однако главную роль в киноверсии сыграл не Зельдин, а Олег Янковский. Фильм «Тот самый Мюнхгаузен» (как и пьесу Горина) нельзя назвать сатирическим в полном смысле этого слова, хотя он полон юмора и веселых приключений. Это настоящая философская драма, где главный герой – энергичный молодой человек, знающий и понимающий значительно больше, чем его окружение, враждебно настроенное к нему. Он отказывается идти на любые компромиссы и, хоть и не может доказать свою правоту, остается верен себе.
Мюнхгаузен, созданный Владимиром Зельдиным, абсолютно другой. Он значительно старше (это человек на пороге старости, лет шестидесяти). Он – аристократ, который не способен производить какие-то невероятные приключения. Он даже и не помышляет о конфликте с властью или церковью. Этот Мюнхгаузен живет в другом мире, верит в него и искренне недоумевает, когда вокруг него назревает интрига. Мюнхгаузен Зельдина не столько отрицает мир, как в фильме, сколько мир не может принять его. Здесь сталкивается вера героя с окружающим рационализмом. Среди всех других героев нет верующих людей. Они все – рационалисты, включая служителей культа. Барон искренен в своих чувствах, чем-то напоминает Дон Кихота, лишенного своей острой пики и не защищенного латами, и от того предстающего интеллигентным, ироничным, искренним большим ребенком, которого рациональные, целиком погруженные в заботы мира сего люди фактически заставляют уйти из мира – забраться по лестнице на Луну.
Образ барона Мюнхгаузена – один из самых известных популярных в мировой литературе. Ему посвящены кинофильмы и мультфильмы, поставлены несколько памятников. Существует несколько музеев барона Мюнхгаузена.
Любой читатель и зритель, познакомившись с образом Мюнхгаузена, испытывает к нему искреннюю симпатию. И даже если верующий человек читает об этих остроумных выдуманных приключениях, он не ощущает антипатии к добродушному фантазеру, в котором фантазии гораздо больше, чем лжи. А все почему? Да потому что вокруг слишком много холодного рационализма и равнодушия, а мир барона Мюнхгаузена – это мир, где возможно настоящее чудо, где человек рисует собственную жизнь яркими красками, которых всегда так не хватает.
– Всё шутите?
— Давно бросил. Врачи запрещают.
— С каких это пор вы стали ходить по врачам?
— Сразу после смерти…
— Говорят ведь юмор — он полезный, шутка, мол, жизнь продлевает.
— Не всем. Тем, кто смеется, — продлевает. Тому, кто острит, — укорачивает. Вот так вот.