Государственный контроль за добычей полезных ископаемых

Государственный контроль за добычей полезных ископаемых thumbnail

 

Государственный контроль в сфере пользования недрами и налогообложения недропользования обеспечивает ряд федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная налоговая служба осуществляет в отношении недропользователей те же полномочия, что и в отношении иных категорий налогоплательщиков. В соответствии с частью первой НК РФ налоговые органы доводят информацию до налогоплательщиков о порядке исчисления и уплаты НДПИ, осуществляют камеральные и выездные налоговые проверки, привлекают к налоговой ответственности, осуществляют возврат налогов и т.д. Особенности контроля налоговых органов в сфере природопользования определены спецификой горнодобывающей промышленности. Отдельные величины, необходимые для исчисления НДПИ, утверждаются другими органами. Информация об этом направляется в налоговые органы в установленные сроки. Лицензирующие органы информируют налоговые органы о выданных лицензиях на право пользования недрами. При возникновении сомнений в правильности действий налогоплательщика при определении налоговой базы, налогового обязательства налоговый орган может запросить нужные сведения в природоохранных и иных органах.

К контролирующим органам в сфере недропользования относятся МПР России и подведомственные ему органы – Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), Минпромэнерго России и подведомственное ему Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго), а также подведомственный Правительству РФ Ростехнадзор.

МПР России осуществляет государственную политику в области управления государственным фондом недр. Контрольные функции по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр возложены на Росприроднадзор. На Роснедра возложены конкретные обязанности по организации геологического изучения и разработки недр, в частности:

– проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами;

– отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам;

– определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов;

– предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр;

– организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;

– рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых;

– проведение мероприятий, связанных с определением размера регулярных платежей за пользование недрами.

Минпромэнерго России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому обеспечению освоения месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции, утверждает нормативы технологических потерь углеводородного сырья. Предложения по разработке инвестиционных проектов в области топливно-энергетического комплекса, программ освоения и использования углеводородных и других топливно-энергетических ресурсов готовит Росэнерго России. Кроме того, этот орган координирует деятельность организаций по разработке прогнозов развития нефтедобывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки.

В функции Ростехнадзора входит надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами. Это направлено на обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр и безопасному ведению работ. Кроме того, работа этого органа направлена на предупреждение и устранение вредного влияния добычных работ на население, окружающую среду, здания и сооружения.

Ростехнадзор также выдает лицензии на эксплуатацию объектов, на которых ведутся подземные и открытые горные работы по добыче и переработке склонных к самовозгоранию полезных ископаемых, работы на других горных объектах, технология которых предусматривает ведение пожароопасных работ. Этот федеральный орган также согласовывает условия лицензий на право пользования недрами, технические проекты на пользование недрами, на разработку месторождений полезных ископаемых, а также нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке.

 

Источник

Постановление Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293
“Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр”

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 132 “Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 6, ст. 756);

пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2001 г. N 845 “О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с введением налога на добычу полезных ископаемых” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 50, ст. 4745).

12 мая 2005 г.

Положение
о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
(утв. постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293)

С изменениями и дополнениями от:

2 февраля 2010 г., 5 июня 2013 г., 28 июня, 27 июля 2017 г.

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Законом Российской Федерации “О недрах” и Федеральным законом “О континентальном шельфе Российской Федерации”, устанавливает порядок проведения государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (далее – государственный геологический надзор) и определяет органы, осуществляющие государственный геологический контроль, их полномочия, права, обязанности и порядок работы.

2. Задачей государственного геологического надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

4. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам:

а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора);

б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

в) наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

г) достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

д) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации;

е) достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;

ж) сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

з) утратил силу;

и) выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции);

к) достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса;

л) предотвращение самовольного пользования недрами;

м) предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

н) достоверность данных, включаемых в государственную статистическую отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 4.1 с 8 августа 2017 г. – Постановление Правительства РФ от 27 июля 2017 г. N 886

4.1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор с применением риск-ориентированного подхода в порядке, установленном Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 г. N 426 “О федеральном государственном экологическом надзоре”.

5. Взаимодействие Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами, а также иными органами государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

6. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам:

а) безопасное состояние горных выработок, скважин и иных подземных сооружений;

б) соблюдение требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) при ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный геологический надзор по следующим вопросам:

а) соблюдение требований законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых ими в пределах полномочий по регулированию отношений недропользования на своих территориях;

б) геологическое изучение участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения;

в) достоверность геологической информации, полученной за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также материалов, положенных в основу подсчета запасов общераспространенных полезных ископаемых и учета участков недр местного значения, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

г) выполнение условий лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения.

8. Должностные лица, осуществляющие государственный геологический надзор от имени Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, одновременно по должности являются:

а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – главным государственным инспектором Российской Федерации по государственному геологическому надзору;

б) заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и руководитель подразделения центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного геологического надзора, – заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по государственному геологическому надзору;

в) заместитель руководителя подразделения центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающего вопросами государственного геологического надзора, – старшим государственным инспектором Российской Федерации по государственному геологическому надзору;

г) начальники отделов, заместители начальников отделов, главные и ведущие специалисты подразделения центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающего вопросами государственного геологического надзора, – государственными инспекторами Российской Федерации по государственному геологическому надзору;

д) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – главными государственными инспекторами по государственному геологическому надзору на соответствующих территориях;

е) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного геологического надзора, – заместителями главного государственного инспектора по государственному геологическому надзору на соответствующих территориях;

ж) начальники отделов государственного геологического надзора территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – старшими государственными инспекторами по государственному геологическому надзору на соответствующих территориях;

з) главные и ведущие специалисты отделов государственного геологического надзора территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – государственными инспекторами по государственному геологическому надзору на соответствующих территориях.

9. Должностными лицами, осуществляющими государственный геологический надзор от имени Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, являются лица, определенные положением о государственном горном надзоре.

10. Функциональные обязанности и права должностных лиц, осуществляющих государственный геологический надзор от имени Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, устанавливаются руководителем этой Службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанным должностным лицам выдаются удостоверения установленного образца. Форма служебных удостоверений устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

11. Главный государственный инспектор Российской Федерации по государственному геологическому надзору и его заместители, старший государственный инспектор Российской Федерации по государственному геологическому надзору, главные государственные инспекторы по государственному геологическому надзору на соответствующих территориях, их заместители и старшие государственные инспекторы по государственному геологическому надзору на соответствующих территориях от имени органа государственного геологического надзора имеют право:

а) давать пользователям недр, должностным лицам, ответственным за проведение работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

б) подготавливать представления о приостановлении всех видов работ по геологическому изучению недр, если они проводятся с нарушением требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением недр, направлять указанные представления в Федеральное агентство по недропользованию для принятия соответствующих решений;

в) уведомлять в письменной форме пользователя недр и орган, предоставивший ему лицензию на пользование участком недр, о результатах проверки, выявленных нарушениях требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а при необходимости вносить предложения о приостановлении, ограничении или прекращении права пользования недрами;

г) прекращать в установленном порядке самовольное пользование недрами и застройку площадей залегания полезных ископаемых;

д) рассматривать дела об административных правонарушениях в области недропользования, применять штрафные санкции в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) передавать в случае необходимости материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, в компетентные органы для рассмотрения вопроса о привлечении таких лиц к уголовной ответственности;

ж) привлекать с согласия руководителей организаций специалистов для участия в работе органов государственного геологического надзора.

12. Государственные инспекторы, осуществляющие государственный геологический надзор, имеют право:

а) проверять в установленном порядке соблюдение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, при выполнении работ по геологическому изучению и использованию недр, а также документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки;

б) посещать для проведения проверок в установленном законодательством Российской Федерации порядке организации независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие геологическое изучение и использование недр, за исключением военных, оборонных и других режимных объектов, порядок посещения которых государственными инспекторами, осуществляющими государственный геологический надзор, определяется совместно Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующими федеральными органами исполнительной власти;

в) давать пользователям недр обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование участками недр;

г) проводить необходимые расследования, организовывать в установленном порядке проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам государственного геологического надзора.

13. К отношениям, связанным с осуществлением государственного геологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 приложение дополнено пунктом 13.1

13.1. Сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении государственного геологического надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 13.2 с 1 октября 2017 г. – Постановление Правительства РФ от 28 июня 2017 г. N 762

13.2. Должностные лица, осуществляющие государственный геологический надзор, при проведении плановой проверки обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 13.3 с 1 октября 2017 г. – Постановление Правительства РФ от 28 июня 2017 г. N 762

13.3. Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 13.4 с 1 октября 2017 г. – Постановление Правительства РФ от 28 июня 2017 г. N 762

13.4. Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 13.5 с 1 октября 2017 г. – Постановление Правительства РФ от 28 июня 2017 г. N 762

13.5. Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

14. Пользователи недр обязаны создавать должностным лицам, осуществляющим государственный геологический надзор, необходимые условия для работы, предоставлять документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки, давать объяснения по вопросам, входящим в компетенцию органов, осуществляющих государственный геологический надзор.

15. Лица, необоснованно препятствующие осуществлению государственного геологического надзора, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим этот контроль должностным лицам, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

16. Решения органов, осуществляющих государственный геологический надзор, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

17. Должностные лица, указанные в пунктах 8 и 9 настоящего Положения, при осуществлении государственного геологического надзора обязаны соблюдать ограничения и выполнять обязанности, установленные статьями 15 – 18 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 приложение дополнено пунктом 18

18. Информация о результатах проведенных проверок размещается на официальных сайтах органов, осуществляющих государственный геологический надзор, в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Источник