Государственны баланс запасов полезных ископаемых уголь

Государственны баланс запасов полезных ископаемых уголь thumbnail

Прогнозные ресурсы углей Российской Федерации составляют

  • 3927.7 млрд т, в том числе категории Р1 — 527,4 млрд т, категории Р2 —
  • 739.7 млрд т, категории РЗ — 2660,5 млрд т. При этом прогнозные ресурсы углей категории РЗ характеризуются крайне низкой степенью обоснованности. Тем не менее, даже без учета прогнозных ресурсов этой категории углей, составляющей почти 68% угольного потенциала страны, Россия по угольным ресурсам сохраняет одно из ведущих мест в мире (рис. 1.4).

Несмотря на огромный потенциал прогнозных ресурсов углей, значительная их часть в перспективе на период до 2030 года не может быть вовлечена в промышленное освоение, что обусловливается большой отдаленностью их значительной части от экономически освоенных районов, потребителей и транспортных магистралей, а также неблагоприятными природными условиями и отсутствием трудовых ресурсов, большой глубиной залегания части прогнозных ресурсов, превыРаспределение разрезов по объему добычи угля

Таблица 1.9

Показатели

Годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего действовало по году

123

126

136

130

130

127

130

129

117

125

в том числе по объему добычи:

До 600 тыс. т

74

77

80

74

66

62

64

64

60

65

601-1000 тыс. т

7

8

13

10

14

15

15

17

14

14

1001-1500 тыс. т

11

9

10

10

13

13

11

7

11

12

1501-2500 тыс. т

10

12

11

11

12

13

14

16

9

8

2501-5000 тыс. т

14

11

14

18

17

14

16

13

13

12

5001-10000 тыс. т

6

8

8

7

8

10

8

9

8

12

10001-20000 тыс. т

1

1

1

1

2

3

2

2

Свыше 20000 тыс. т

1

1

Кузнецкий бассейн

34

38

44

45

46

45

49

52

42

48

До 600 тыс. т

9

12

17

17

12

12

15

20

14

17

601-1000 тыс. т

4

4

5

5

7

7

7

8

8

9

1001-1500 тыс. т

7

6

5

3

8

7

6

3

5

6

1501-2500 тыс. т

4

6

7

8

7

8

10

10

5

4

2501-5000 тыс. т

8

7

6

8

7

6

5

5

4

5

5001-10000 тыс. т

2

3

4

4

5

5

6

5

5

6

10001-20000 тыс. т

1

1

1

Свыше 20000 тыс. т

Канско-Ачинский бассейн

10

11

12

12

12

13

14

15

18

16

До 600 тыс. т

6

7

7

7

6

7

7

8

11

8

601-1000 тыс. т

1

1

1

1

1001-1500 тыс. т

1

1

1

1

1

2

2

1501-2500 тыс. т

1

2

1

2501-5000 тыс. т

1

2

3

4

3

3

2

2

1

5001-10000 тыс. т

2

2

1

1

1

1

1

2

10001-20000 тыс. т

1

1

1

1

1

1

1

Свыше 20000 тыс. т

1

1

Южно-Якутский бассейн

1

2

2

2

3

3

2

4

3

3

До 600 тыс. т

1

1

1

1

1

2

2

2

601-1000 тыс. т

1

1

1

1

1001-1500 тыс. т

1501-2500 тыс. т

2501-5000 тыс. т

5001-10000 тыс. т

1

1

1

1

1

1

10001-20000 тыс. т

1

1

1

1

Свыше 20000 тыс. т

Сроки отработки извлекаемых запасов бурых углей по некоторым странам

Рис. 1.4. Сроки отработки извлекаемых запасов бурых углей по некоторым странам

тающей нижнюю экономически обоснованную границу рентабельного освоения.

Балансовые запасы угля категории А+В+С1 в Российской федерации по состоянию на 1 января 2009 года составляют 193240,8 млн т, категории С2 — 79552,3 млн т, забалансовые — 50186,0 млн т. Запасы угля разведаны в основном до глубины 600—700 м от поверхности, а в Ростовской области (Восточный Донбасс) до глубины 1500 м и более. Запасы угля в России, учитываемые Государственным балансом сосредоточены в 22 угольных бассейнах и 133 отдельных месторождениях.

Большая часть балансовых запасов угля сосредоточена в Сибирском федеральном округе. Дальневосточный федеральный округ по количеству лицензированных запасов угля категории А+В+С1 занимает второе место. Здесь указанных запасов в 4 раза меньше, чем в Сибирском федеральном округе, но процент их от учтенных в 1,6 раза больше этого отношения по Сибирскому федеральному округу. Наибольшее количество лицензированных запасов угля Дальневосточного округа (49,1%) находятся в Республике Саха (Якутия), Приморском крае (20,9%), Амурской области (11,8%), Хабаровском крае (8,6%) и Сахалинской области (6,3%). Третье место по количеству запасов угля, учтенных в распределенном фонде, занимает Северо-Западный федеральный округ (3,4%), а именно Республика Коми, где они составляют 14,2% от учтенных запасов категории А+В+С1 республики.

По маркам углей в структуре общероссийских балансовых запасов (А+В+С1) промышленных категорий несколько преобладают бурые угли составляющие 52,4% от суммарных запасов России. На долю каменных приходится 44,1%, антрацитов — 3,5%.

В запасах каменных углей преобладают угли марок Д, Г, Ж, Т, которые соответственно составляют 22,9, 13,7, 12,8, 9,3% от суммарных разведанных запасов каменных углей по России. Балансовые запасы коксующихся углей категории А+В+С1 составляют 20,5% от всех запасов или 46,6% от запасов каменных углей.

Балансовые запасы категории А+В+С1 коксующихся углей России по состоянию на 1 января 2009 года составляют 39699 млн т, категории С2 — 10008,6 млн т, в том числе особо ценных марок соответственно 21057,0 млн т (53% от запасов коксующихся углей) и 6060 млн т. Забалансовые запасы коксующихся углей оцениваются в 5938 млн т.

Разведанные запасы коксующихся углей России сосредоточены, в основном, в Сибирском федеральном округе — 80,3%, причем на Кузнецкий бассейн приходится 70,0%. Остальные запасы расположены в Дальневосточном федеральном округе —10,6%, в том числе в Южно- Якутском бассейне 10,1%, Северо-Западном (Печорский бассейн) — 8,0%, Южном (Донецкий бассейн) — 0,7%, Приволжском (Кизеловский бассейн) — 0,4%.

Из коксующихся углей наибольшие запасы приходятся на марки Ж-24,7%, Г – 15,0%, ГЖ- 10,7%, КС – 8,7%.

Открытым способом добычи угля могут быть отработаны 61,0% балансовых запасов категории А+В+С1 всех марок, в том числе бурых углей — 92,5%, каменных — 27,8%, углей коксующихся марок — 11,5% и углей особо ценных марок — 7,9% от углей соответствующих марок.

Согласно разработанной долгосрочной программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года в табл. 1.10 приведена динамика и оценка спроса на российские угли.

Таблица 1.10

Динамика и оценка спроса на российские угли, млн т

Годы

Направления использования

2007 (факт)

2008 (факт)

2009 (факт)

2015

2020

2025

2030

ТЭС

91,6

108,3

91,6

110

105

115

120

Нужды коксования

44,3

42,5

37,5

42

42

40

40

Комбыт, население, АПК

26,3

25,9

24,4

20

18

16

14

Прочие

29,7

24,4

23,0

20

30

40

45

в т.ч. глубокая переработка

10

15

Экспорт

98,6

101,2

107,4

140

150

155

170

в т.ч. энергетические

88,6

87,6

94,1

115

115

115

125

Коксующиеся

10

13,6

13,3

25

35

40

45

Всего — ресурсы угольной продукции

289,8

302,3

283,9

327

350

365

390

Из приведенных в таблице данных прогнозируемый спрос на уголь внутри страны существенно ниже уровней содержащихся в Энергетической стратегии России на период до 2030 года из-за вероятности сохранения тенденции ограниченного ввода новых электрогенерирующих мощностей на угле, по сравнению с параметрами «Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики России до 2020 года с учетом перспективы до 2030 года», вследствие действия целого ряда системных факторов. Главными из этих факторов, по мнению разработчиков Программы, являются 121:

  • • недостаточная обоснованность прогнозируемого объема электропотребления в районах размещения объектов угольной генерации;
  • • низкая конкурентоспособность угольной генерации по сравнению с газовой, гидро- и атомной энергетикой;
  • • недостаточная обоснованность объемов экспорта электроэнергии из Восточной Сибири.

По состоянию на 1 января 2009 года на территории Российской Федерации в освоение вовлечены 12,2% балансовых запасов угля категории А+В+С1. Эти запасы находятся на 215 объектах для открытой (125) и подземной (90) отработок. Из всех учтенных балансовых запасов угля, предназначенных для открытой разработки в настоящее время охвачено отработкой на разрезах не многим более 10%. Еще меньшее их количество приходится на строящиеся предприятия.

Запасы углей, учтенные Государственным балансом, разделены на распределенный и нераспределенный фонды. К распределенному фонду отнесены запасы угля участков недр, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи (по совмещенной лицензии). Запасы угля участков недр, переданных для геологического изучения (лицензии ТП и ПП), отнесены к нераспределенному фонду.

Из общего количества учтенных запасов угля в распределенном фонде числятся 15,4%, причем 79,1% этих запасов находилось на 109 действующих шахтах (лицензированных участках) и 178 разрезах (лицензированных участках), 11,4% — на 90 строящихся объектах, 7,9% на резервных участках, а остальные запасы (1,9%) на разведываемых, 2-х перспективных для разведки и 2-х прочих объектах.

Объем запасов угля по действующим разрезам превышают запасы угля на шахтах (примерно в 1,3 раза). Напротив, на строящихся предприятиях запасы угля, предназначенные для открытой добычи примерно в 2 раза ниже, чем подземным способом.

Анализ показал, что из учтенных в распределенном фонде запасов угля в Сибирском федеральном 55,7% приходилось на Кемеровскую область, 26,9% на Красноярский край, по 5,6% на Иркутскую область и Забайкальский край. Из 34 субъекта Российской Федерации, в которых учтены балансовые запасы угля в 27 субъектах они лицензированы.

Из 27 субъектов Российской Федерации, в которых учтены лицензированные запасы, в Еврейской АО и Алтайском крае лицензированные запасы составляют 100% от учтенных балансовых запасов. Значительное количество учтенных запасов угля передано недропользователям в Ханты-Мансийском АО (55,8%), Свердловской, Челябинской областях (37,1 и 30,0% соответственно), Новосибирской области (42,4%), Приморском крае (44,3%), Забайкальском крае (37,9%) и Чукотском АО (36,6%).

Несколько меньшие соотношения распределенного фонда к учтенным разведанным запасам в Оренбургской области (21,8%), Хабаровским крае (27,6%), в Республике Саха (Якутия) (26,4%). В Кемеровской области распределенный фонд составляет всего 14,7% от учтенных разведанных запасов. Разведанные запасы семи субъектов России не были востребованы.

Оценивая в целом состояние угольных ресурсов Российской Федерации, следует отметить его как удовлетворительное. Однако при достаточно высоких объемах балансовых запасов углей, учтенных государственным балансом, величина благоприятных для освоения запасов невелика, а степень их разведанности — низкая. Последнее требует наращивание ресурсной базы углей за счет проведения поисковых, поисково-оценочных и разведочных работ, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств недропользователей, что нашло отражение в Долгосрочной программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года.

Источник

Отдел подготовки Государственных балансов твердых горючих полезных ископаемых является производственным структурным подразделением управления информационно-аналитического обеспечения МСБ ТПИ и ГКМ ФГБУ «Росгеолфонд». Отдел осуществляет свою производственную деятельность в целях обеспечения Правительства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию, других ведомств и организаций информацией об изменении и состоянии минерально-сырьевой базы угля, горючих сланцев, торфа.

В своей деятельности отдел руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, приказами, распоряжениями, инструкциями, методическими указаниями и другими нормативными документами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию и ФГБУ «Росгеолфонд».

Основные задачи отдела

  1. Учет месторождений и запасов угля, горючих сланцев, торфа, проявлений и прогнозных ресурсов торфа; ведение Государственного баланса запасов угля, горючих сланцев и торфа.
  2. Анализ и обработка территориальной, ведомственной отчетной документации, в том числе отчетов недропользователей по формам № 5-гр, 70-тп, 71-тп.
  3. Составление аналитических информационно-справочных материалов по геологическому изучению и использованию недр по углю, горючим сланцам и торфу; состоянию и изменению минерально-сырьевой базы твердых горючих ископаемых.
  4. Методическое руководство работой территориальных фондов геологической информации, а также отделов по недропользованию органов государственной власти субъектов Российской Федерации по направлениям своей деятельности.

Государственный баланс полезных ископаемых полно и достоверно отражает качество, состояние и движение запасов, их размещение, основные результаты геолого-разведочных работ, степень промышленного освоения, добычу, потери, обеспеченность промышленности разведанными запасами.

Государственный баланс является единственным официальным документом, обеспечивает высокую достоверность отражаемых сведений и оперативность их представления заинтересованным министерствам, ведомствам, предприятиям и организациям, что позволяет вести мониторинг запасов полезных ископаемых.

В своей работе ОПГБ ТГПИ руководствуется следующими основными документами:

  1. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».
  2. Письмо Роснедр от 03.02.2009 № ПС-03-30/0621 «О порядке списания запасов полезных ископаемых».
  3. Постановление Госкомстата РФ от 18 июня 1999 г. № 44 «Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием».
  4. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение».
  5. Инструкция о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых (утв. Министерством природных ресурсов РФ и Федеральным горным и промышленным надзором России 18 июля, 17 сентября 1997 г. № 121-1, 28).
  6. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 августа 2014 г. № 362 «Об утверждении Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых».
  7. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 мая 2014 г. № 216 «Об утверждении Порядка составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых».
  8. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 17.08.2016 № 434 «Об утверждении Порядка представления государственной отчетности пользователями недр, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения».
  9. Приказ Минприроды России от 6 сентября 2012 г. № 265 «Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса».
  10. Инструкция по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам № 5-гр и 5-гр (уголь).

ОПГБ ТГПИ ежегодно составляет Государственный баланс запасов

  1. Выпуск 92. Сланцы горючие.
  2. Выпуск 91. Уголь.
    • Том I. Сводные данные по России.
    • Том II. Центральный федеральный округ. Тверская, Смоленская, Калужская, Тульская, Рязанская области.
    • Том III. Северо-Западный федеральный округ. Ненецкий АО, Республика Коми.
    • Том IV. Южный федеральный округ. Ростовская область.
    • Северо-Кавказский федеральный округ. Карачаево-Черкесская Республика.
    • Том V. Приволжский федеральный округ. Пермская область, Республика Башкортостан, Оренбургская область.
    • Том VI. Уральский федеральный округ. Ханты-Мансийский АО, Свердловская и Челябинская области.
    • Том VII. Сибирский федеральный округ.
      • Часть 1. Новосибирская и Кемеровская области, Алтайский край, Республика Алтай.
      • Часть 2. Красноярский край, Республики Хакасия и Тыва, Иркутская область.
    • Том VIII. Дальневосточный федеральный округ. Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Забайкальский край, Магаданская область, Чукотский АО, Камчатский край, Амурская область, Хабаровский край, Еврейская АО, Приморский край, Сахалинская область.
  3. Выпуск 96. Торф. Сводные данные по России.

Государственный баланс запасов (ГБЗ) угля, горючих сланцев и торфа распространяется согласно разнарядке на рассылку томов и частей, которая составляется Росгеолфондом и утверждается Федеральным агентством по недропользованию. Ведомства и организации, не включенные в список, могут получить ГБЗ согласно их заявкам и разрешению Федерального агентства.

В 1998–2000 гг. отделом был составлен уникальный справочник «Сапропелевые ресурсы России» (сводный том и тома по субъектам РФ), содержащий сведения по более чем 10 000 месторождений и проявлений сапропеля, который имеется в наличии. Предыдущий подобный справочник был составлен Институтом «Гипроторфразведка» в 1964 году, в нем обобщены данные лишь по 578 месторождениям сапропеля.

Контактные данные

Заместитель генерального директора — главный геолог

Ковтонюк Геннадий Петрович

Государственны баланс запасов полезных ископаемых уголь+7 (499) 259-75-18 Государственны баланс запасов полезных ископаемых угольgkovtonuk@rfgf.ru

Начальник управления информационно-аналитического обеспечения МСБ ТПИ и ГКМ

Грушин Родион Викторович

Государственны баланс запасов полезных ископаемых уголь+7 (499) 256-19-12 Государственны баланс запасов полезных ископаемых угольrgrushin@rfgf.ru

Начальник отдела

Назаров Александр Константинович

Государственны баланс запасов полезных ископаемых уголь+7 (499) 259-66-24 Государственны баланс запасов полезных ископаемых угольanazarov@rfgf.ruВернуться к списку структурных подразделений

Источник