Государственны баланс запасов полезных ископаемых уголь
Прогнозные ресурсы углей Российской Федерации составляют
- 3927.7 млрд т, в том числе категории Р1 — 527,4 млрд т, категории Р2 —
- 739.7 млрд т, категории РЗ — 2660,5 млрд т. При этом прогнозные ресурсы углей категории РЗ характеризуются крайне низкой степенью обоснованности. Тем не менее, даже без учета прогнозных ресурсов этой категории углей, составляющей почти 68% угольного потенциала страны, Россия по угольным ресурсам сохраняет одно из ведущих мест в мире (рис. 1.4).
Несмотря на огромный потенциал прогнозных ресурсов углей, значительная их часть в перспективе на период до 2030 года не может быть вовлечена в промышленное освоение, что обусловливается большой отдаленностью их значительной части от экономически освоенных районов, потребителей и транспортных магистралей, а также неблагоприятными природными условиями и отсутствием трудовых ресурсов, большой глубиной залегания части прогнозных ресурсов, превыРаспределение разрезов по объему добычи угля
Таблица 1.9
Показатели | Годы | |||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Всего действовало по году | 123 | 126 | 136 | 130 | 130 | 127 | 130 | 129 | 117 | 125 |
в том числе по объему добычи: | ||||||||||
До 600 тыс. т | 74 | 77 | 80 | 74 | 66 | 62 | 64 | 64 | 60 | 65 |
601-1000 тыс. т | 7 | 8 | 13 | 10 | 14 | 15 | 15 | 17 | 14 | 14 |
1001-1500 тыс. т | 11 | 9 | 10 | 10 | 13 | 13 | 11 | 7 | 11 | 12 |
1501-2500 тыс. т | 10 | 12 | 11 | 11 | 12 | 13 | 14 | 16 | 9 | 8 |
2501-5000 тыс. т | 14 | 11 | 14 | 18 | 17 | 14 | 16 | 13 | 13 | 12 |
5001-10000 тыс. т | 6 | 8 | 8 | 7 | 8 | 10 | 8 | 9 | 8 | 12 |
10001-20000 тыс. т | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | ||
Свыше 20000 тыс. т | 1 | 1 | ||||||||
Кузнецкий бассейн | 34 | 38 | 44 | 45 | 46 | 45 | 49 | 52 | 42 | 48 |
До 600 тыс. т | 9 | 12 | 17 | 17 | 12 | 12 | 15 | 20 | 14 | 17 |
601-1000 тыс. т | 4 | 4 | 5 | 5 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | 9 |
1001-1500 тыс. т | 7 | 6 | 5 | 3 | 8 | 7 | 6 | 3 | 5 | 6 |
1501-2500 тыс. т | 4 | 6 | 7 | 8 | 7 | 8 | 10 | 10 | 5 | 4 |
2501-5000 тыс. т | 8 | 7 | 6 | 8 | 7 | 6 | 5 | 5 | 4 | 5 |
5001-10000 тыс. т | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 6 |
10001-20000 тыс. т | 1 | 1 | 1 | |||||||
Свыше 20000 тыс. т | ||||||||||
Канско-Ачинский бассейн | 10 | 11 | 12 | 12 | 12 | 13 | 14 | 15 | 18 | 16 |
До 600 тыс. т | 6 | 7 | 7 | 7 | 6 | 7 | 7 | 8 | 11 | 8 |
601-1000 тыс. т | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
1001-1500 тыс. т | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | |||
1501-2500 тыс. т | 1 | 2 | 1 | |||||||
2501-5000 тыс. т | 1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | |
5001-10000 тыс. т | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||
10001-20000 тыс. т | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Свыше 20000 тыс. т | 1 | 1 | ||||||||
Южно-Якутский бассейн | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 |
До 600 тыс. т | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | ||
601-1000 тыс. т | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
1001-1500 тыс. т | ||||||||||
1501-2500 тыс. т | ||||||||||
2501-5000 тыс. т | ||||||||||
5001-10000 тыс. т | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
10001-20000 тыс. т | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Свыше 20000 тыс. т |
Рис. 1.4. Сроки отработки извлекаемых запасов бурых углей по некоторым странам
тающей нижнюю экономически обоснованную границу рентабельного освоения.
Балансовые запасы угля категории А+В+С1 в Российской федерации по состоянию на 1 января 2009 года составляют 193240,8 млн т, категории С2 — 79552,3 млн т, забалансовые — 50186,0 млн т. Запасы угля разведаны в основном до глубины 600—700 м от поверхности, а в Ростовской области (Восточный Донбасс) до глубины 1500 м и более. Запасы угля в России, учитываемые Государственным балансом сосредоточены в 22 угольных бассейнах и 133 отдельных месторождениях.
Большая часть балансовых запасов угля сосредоточена в Сибирском федеральном округе. Дальневосточный федеральный округ по количеству лицензированных запасов угля категории А+В+С1 занимает второе место. Здесь указанных запасов в 4 раза меньше, чем в Сибирском федеральном округе, но процент их от учтенных в 1,6 раза больше этого отношения по Сибирскому федеральному округу. Наибольшее количество лицензированных запасов угля Дальневосточного округа (49,1%) находятся в Республике Саха (Якутия), Приморском крае (20,9%), Амурской области (11,8%), Хабаровском крае (8,6%) и Сахалинской области (6,3%). Третье место по количеству запасов угля, учтенных в распределенном фонде, занимает Северо-Западный федеральный округ (3,4%), а именно Республика Коми, где они составляют 14,2% от учтенных запасов категории А+В+С1 республики.
По маркам углей в структуре общероссийских балансовых запасов (А+В+С1) промышленных категорий несколько преобладают бурые угли составляющие 52,4% от суммарных запасов России. На долю каменных приходится 44,1%, антрацитов — 3,5%.
В запасах каменных углей преобладают угли марок Д, Г, Ж, Т, которые соответственно составляют 22,9, 13,7, 12,8, 9,3% от суммарных разведанных запасов каменных углей по России. Балансовые запасы коксующихся углей категории А+В+С1 составляют 20,5% от всех запасов или 46,6% от запасов каменных углей.
Балансовые запасы категории А+В+С1 коксующихся углей России по состоянию на 1 января 2009 года составляют 39699 млн т, категории С2 — 10008,6 млн т, в том числе особо ценных марок соответственно 21057,0 млн т (53% от запасов коксующихся углей) и 6060 млн т. Забалансовые запасы коксующихся углей оцениваются в 5938 млн т.
Разведанные запасы коксующихся углей России сосредоточены, в основном, в Сибирском федеральном округе — 80,3%, причем на Кузнецкий бассейн приходится 70,0%. Остальные запасы расположены в Дальневосточном федеральном округе —10,6%, в том числе в Южно- Якутском бассейне 10,1%, Северо-Западном (Печорский бассейн) — 8,0%, Южном (Донецкий бассейн) — 0,7%, Приволжском (Кизеловский бассейн) — 0,4%.
Из коксующихся углей наибольшие запасы приходятся на марки Ж-24,7%, Г – 15,0%, ГЖ- 10,7%, КС – 8,7%.
Открытым способом добычи угля могут быть отработаны 61,0% балансовых запасов категории А+В+С1 всех марок, в том числе бурых углей — 92,5%, каменных — 27,8%, углей коксующихся марок — 11,5% и углей особо ценных марок — 7,9% от углей соответствующих марок.
Согласно разработанной долгосрочной программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года в табл. 1.10 приведена динамика и оценка спроса на российские угли.
Таблица 1.10
Динамика и оценка спроса на российские угли, млн т
Годы | |||||||
Направления использования | 2007 (факт) | 2008 (факт) | 2009 (факт) | 2015 | 2020 | 2025 | 2030 |
ТЭС | 91,6 | 108,3 | 91,6 | 110 | 105 | 115 | 120 |
Нужды коксования | 44,3 | 42,5 | 37,5 | 42 | 42 | 40 | 40 |
Комбыт, население, АПК | 26,3 | 25,9 | 24,4 | 20 | 18 | 16 | 14 |
Прочие | 29,7 | 24,4 | 23,0 | 20 | 30 | 40 | 45 |
в т.ч. глубокая переработка | 10 | 15 | |||||
Экспорт | 98,6 | 101,2 | 107,4 | 140 | 150 | 155 | 170 |
в т.ч. энергетические | 88,6 | 87,6 | 94,1 | 115 | 115 | 115 | 125 |
Коксующиеся | 10 | 13,6 | 13,3 | 25 | 35 | 40 | 45 |
Всего — ресурсы угольной продукции | 289,8 | 302,3 | 283,9 | 327 | 350 | 365 | 390 |
Из приведенных в таблице данных прогнозируемый спрос на уголь внутри страны существенно ниже уровней содержащихся в Энергетической стратегии России на период до 2030 года из-за вероятности сохранения тенденции ограниченного ввода новых электрогенерирующих мощностей на угле, по сравнению с параметрами «Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики России до 2020 года с учетом перспективы до 2030 года», вследствие действия целого ряда системных факторов. Главными из этих факторов, по мнению разработчиков Программы, являются 121:
- • недостаточная обоснованность прогнозируемого объема электропотребления в районах размещения объектов угольной генерации;
- • низкая конкурентоспособность угольной генерации по сравнению с газовой, гидро- и атомной энергетикой;
- • недостаточная обоснованность объемов экспорта электроэнергии из Восточной Сибири.
По состоянию на 1 января 2009 года на территории Российской Федерации в освоение вовлечены 12,2% балансовых запасов угля категории А+В+С1. Эти запасы находятся на 215 объектах для открытой (125) и подземной (90) отработок. Из всех учтенных балансовых запасов угля, предназначенных для открытой разработки в настоящее время охвачено отработкой на разрезах не многим более 10%. Еще меньшее их количество приходится на строящиеся предприятия.
Запасы углей, учтенные Государственным балансом, разделены на распределенный и нераспределенный фонды. К распределенному фонду отнесены запасы угля участков недр, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи (по совмещенной лицензии). Запасы угля участков недр, переданных для геологического изучения (лицензии ТП и ПП), отнесены к нераспределенному фонду.
Из общего количества учтенных запасов угля в распределенном фонде числятся 15,4%, причем 79,1% этих запасов находилось на 109 действующих шахтах (лицензированных участках) и 178 разрезах (лицензированных участках), 11,4% — на 90 строящихся объектах, 7,9% на резервных участках, а остальные запасы (1,9%) на разведываемых, 2-х перспективных для разведки и 2-х прочих объектах.
Объем запасов угля по действующим разрезам превышают запасы угля на шахтах (примерно в 1,3 раза). Напротив, на строящихся предприятиях запасы угля, предназначенные для открытой добычи примерно в 2 раза ниже, чем подземным способом.
Анализ показал, что из учтенных в распределенном фонде запасов угля в Сибирском федеральном 55,7% приходилось на Кемеровскую область, 26,9% на Красноярский край, по 5,6% на Иркутскую область и Забайкальский край. Из 34 субъекта Российской Федерации, в которых учтены балансовые запасы угля в 27 субъектах они лицензированы.
Из 27 субъектов Российской Федерации, в которых учтены лицензированные запасы, в Еврейской АО и Алтайском крае лицензированные запасы составляют 100% от учтенных балансовых запасов. Значительное количество учтенных запасов угля передано недропользователям в Ханты-Мансийском АО (55,8%), Свердловской, Челябинской областях (37,1 и 30,0% соответственно), Новосибирской области (42,4%), Приморском крае (44,3%), Забайкальском крае (37,9%) и Чукотском АО (36,6%).
Несколько меньшие соотношения распределенного фонда к учтенным разведанным запасам в Оренбургской области (21,8%), Хабаровским крае (27,6%), в Республике Саха (Якутия) (26,4%). В Кемеровской области распределенный фонд составляет всего 14,7% от учтенных разведанных запасов. Разведанные запасы семи субъектов России не были востребованы.
Оценивая в целом состояние угольных ресурсов Российской Федерации, следует отметить его как удовлетворительное. Однако при достаточно высоких объемах балансовых запасов углей, учтенных государственным балансом, величина благоприятных для освоения запасов невелика, а степень их разведанности — низкая. Последнее требует наращивание ресурсной базы углей за счет проведения поисковых, поисково-оценочных и разведочных работ, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств недропользователей, что нашло отражение в Долгосрочной программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года.
Отдел подготовки Государственных балансов твердых горючих полезных ископаемых является производственным структурным подразделением управления информационно-аналитического обеспечения МСБ ТПИ и ГКМ ФГБУ «Росгеолфонд». Отдел осуществляет свою производственную деятельность в целях обеспечения Правительства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию, других ведомств и организаций информацией об изменении и состоянии минерально-сырьевой базы угля, горючих сланцев, торфа.
В своей деятельности отдел руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, приказами, распоряжениями, инструкциями, методическими указаниями и другими нормативными документами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию и ФГБУ «Росгеолфонд».
Основные задачи отдела
- Учет месторождений и запасов угля, горючих сланцев, торфа, проявлений и прогнозных ресурсов торфа; ведение Государственного баланса запасов угля, горючих сланцев и торфа.
- Анализ и обработка территориальной, ведомственной отчетной документации, в том числе отчетов недропользователей по формам № 5-гр, 70-тп, 71-тп.
- Составление аналитических информационно-справочных материалов по геологическому изучению и использованию недр по углю, горючим сланцам и торфу; состоянию и изменению минерально-сырьевой базы твердых горючих ископаемых.
- Методическое руководство работой территориальных фондов геологической информации, а также отделов по недропользованию органов государственной власти субъектов Российской Федерации по направлениям своей деятельности.
Государственный баланс полезных ископаемых полно и достоверно отражает качество, состояние и движение запасов, их размещение, основные результаты геолого-разведочных работ, степень промышленного освоения, добычу, потери, обеспеченность промышленности разведанными запасами.
Государственный баланс является единственным официальным документом, обеспечивает высокую достоверность отражаемых сведений и оперативность их представления заинтересованным министерствам, ведомствам, предприятиям и организациям, что позволяет вести мониторинг запасов полезных ископаемых.
В своей работе ОПГБ ТГПИ руководствуется следующими основными документами:
- Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».
- Письмо Роснедр от 03.02.2009 № ПС-03-30/0621 «О порядке списания запасов полезных ископаемых».
- Постановление Госкомстата РФ от 18 июня 1999 г. № 44 «Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием».
- Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение».
- Инструкция о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых (утв. Министерством природных ресурсов РФ и Федеральным горным и промышленным надзором России 18 июля, 17 сентября 1997 г. № 121-1, 28).
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 августа 2014 г. № 362 «Об утверждении Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых».
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 мая 2014 г. № 216 «Об утверждении Порядка составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых».
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 17.08.2016 № 434 «Об утверждении Порядка представления государственной отчетности пользователями недр, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения».
- Приказ Минприроды России от 6 сентября 2012 г. № 265 «Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса».
- Инструкция по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам № 5-гр и 5-гр (уголь).
ОПГБ ТГПИ ежегодно составляет Государственный баланс запасов
- Выпуск 92. Сланцы горючие.
- Выпуск 91. Уголь.
- Том I. Сводные данные по России.
- Том II. Центральный федеральный округ. Тверская, Смоленская, Калужская, Тульская, Рязанская области.
- Том III. Северо-Западный федеральный округ. Ненецкий АО, Республика Коми.
- Том IV. Южный федеральный округ. Ростовская область.
- Северо-Кавказский федеральный округ. Карачаево-Черкесская Республика.
- Том V. Приволжский федеральный округ. Пермская область, Республика Башкортостан, Оренбургская область.
- Том VI. Уральский федеральный округ. Ханты-Мансийский АО, Свердловская и Челябинская области.
- Том VII. Сибирский федеральный округ.
- Часть 1. Новосибирская и Кемеровская области, Алтайский край, Республика Алтай.
- Часть 2. Красноярский край, Республики Хакасия и Тыва, Иркутская область.
- Том VIII. Дальневосточный федеральный округ. Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Забайкальский край, Магаданская область, Чукотский АО, Камчатский край, Амурская область, Хабаровский край, Еврейская АО, Приморский край, Сахалинская область.
- Выпуск 96. Торф. Сводные данные по России.
Государственный баланс запасов (ГБЗ) угля, горючих сланцев и торфа распространяется согласно разнарядке на рассылку томов и частей, которая составляется Росгеолфондом и утверждается Федеральным агентством по недропользованию. Ведомства и организации, не включенные в список, могут получить ГБЗ согласно их заявкам и разрешению Федерального агентства.
В 1998–2000 гг. отделом был составлен уникальный справочник «Сапропелевые ресурсы России» (сводный том и тома по субъектам РФ), содержащий сведения по более чем 10 000 месторождений и проявлений сапропеля, который имеется в наличии. Предыдущий подобный справочник был составлен Институтом «Гипроторфразведка» в 1964 году, в нем обобщены данные лишь по 578 месторождениям сапропеля.
Контактные данные
Заместитель генерального директора — главный геолог
Ковтонюк Геннадий Петрович
+7 (499) 259-75-18 gkovtonuk@rfgf.ru
Начальник управления информационно-аналитического обеспечения МСБ ТПИ и ГКМ
Грушин Родион Викторович
+7 (499) 256-19-12 rgrushin@rfgf.ru
Начальник отдела
Назаров Александр Константинович
+7 (499) 259-66-24 anazarov@rfgf.ruВернуться к списку структурных подразделений