Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых общераспространенные

Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ФБУ «ГКЗ») – федеральное бюджетное учреждение в ведении Федерального агентства по недропользованию РФ. Основной вид деятельности учреждения: проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр. Вид деятельности, не являющийся основным: осуществление организационно-методического сопровождения деятельности уполномоченных комиссий по рассмотрению и утверждению запасов полезных ископаемых.

История[править | править код]

Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых была создана 31 мая 1927 года по приказу директора Геологического комитета А.К. Мейстера[1]. Образование комиссии было связано с необходимостью создания единой системы учета разведанных запасов, обеспечения на государственном уровне объективной оценки запасов минерального сырья для действующих, реконструируемых и строящихся промышленных предприятий и квалифицированной, ответственной экспертизы запасов месторождений полезных ископаемых для проектируемых объектов.

Комиссия многократно меняла свое название[2]:

  • 1927 – Особая комиссия по подсчету запасов полезных ископаемых (ОКЗ)
  • 1930 – Центральная комиссия по запасам полезных ископаемых (ЦКЗ)
  • 1940 – Всесоюзная комиссия по запасам полезных ископаемых (ВКЗ)
  • 1954 – Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ГКЗ)

Историю Комиссии по запасам полезных ископаемых, насчитывающую 90 лет, с момента ее образования и до сегодняшних дней можно условно разделить по выполняемым функциям и уровню решаемых задач на четыре временных этапа[3][4].

1927–1954 годы[править | править код]

На первом этапе перед ОКЗ стояли две основные задачи: обеспечить проверку достоверности (ответственности) и однообразности авторского подсчета запасов полезных ископаемых, так как данные публиковались в изданиях Геологического комитета и признавались «официальными цифрами Геолкома», дающими основания для строительства новых горнодобывающих предприятий; «ускорить работу по установлению однообразных методов подсчета» взамен «общепринятого деления запасов на категории достоверных, вероятных и возможных». На ОКЗ возлагалась проверка и утверждение цифр запасов полезных ископаемых, получаемых при разведочных работах и в результате камеральной обработки имеющихся данных, распределение их по категориям, а также разработка методов подсчета запасов.

С 1932 года ЦКЗ проводит внешнюю экспертизу рассматриваемых материалов и в своих протоколах фиксирует основные критические замечания, на основании которых вносились изменения в авторские цифры и категории запасов. В этот период особое внимание Комиссии уделялось оценке качества проведенных геологоразведочных работ, анализу геологической документации, достоверности опробования, принципам оконтуривания площадей подсчета запасов.

С 1935 года ЦКЗ становится высшим органом, определяющим и утверждающим запасы полезных ископаемых в недрах для проектирования капитального строительства новых, реконструкции и расширения действующих горнодобывающих предприятий союзного, республиканского и краевого (областного) значения.

В целях коренного улучшения постановки и организации поисковых и разведочных работ и в соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 17 ноября 1937 года приказом наркомата тяжелой промышленности СССР № 993 от 20 ноября 1937 г. ЦКЗ была выделена из состава ГГГГУ и передана в подчинение непосредственно наркому тяжелой промышленности. Таким образом, ЦКЗ фактически становится надведомственным органом государственной экспертизы.

В 1940 году ЦКЗ вошла в состав Комитета по делам геологии, но уже как Всесоюзная комиссия по запасам полезных ископаемых (ВКЗ), сохранив свой статус высшего государственного органа по определению (подсчету) и утверждению запасов всех видов полезных ископаемых в недрах. 25.03.1940 г. СНК СССР своим Постановлением № 403 утвердил Положение о ВКЗ, согласно которому решения ВКЗ по утверждению запасов полезных ископаемых были обязательными для всех учреждений, предприятий и организаций.

В 1946 году ВКЗ вошла в состав Министерства геологии СССР. Функции Комиссии по запасам в послевоенное время претерпели кардинальные изменения в сторону еще большего придания ей государственных полномочий в вопросах формирования и систематизации минерально-сырьевой базы страны.

1954–1991 годы[править | править код]

Постановлением Совета Министров СССР № 1347 от 01.07.1954 г. Всесоюзная комиссия по запасам полезных ископаемых была переименована в Государственную комиссию и передана в подчинение непосредственно Совмину СССР. В этот период деятельности ГКЗ была создана школа геологов-экспертов – самобытная, но не изолированная от мировой геологической общественности. Эта школа собрала высококлассных специалистов из различных областей геологических наук, объединенных общими целями и задачами. Обширные теоретические знания, практический опыт и высокие моральные качества этих людей, а также принцип коллегиальности, реализуемый в процессе рассмотрения экспертируемых материалов, обеспечивали объективность решений, принимаемых комиссиями ГКЗ.

1992–1998 годы[править | править код]

После образования независимой России госприемка запасов потеряла актуальность из-за резкого падения объемов геологоразведочных работ. Последние крупные объекты, разведка которых завершилась в переходный период, вовлекались в отработку c нарушением Федерального закона «О недрах», без проведения государственной экспертизы. Главной задачей того времени стало – не позволить развалить уникальную государственную структуру, спасти документальную, информационную базу природных ресурсов России.

С 1996 года положение ГКЗ начинает упрочняться, комиссия начинает осуществлять государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр. Уточняется круг ее обязанностей. Приказом МПР России № 95 от 09.06.1997 г. «Об утверждении разграничения полномочий в области государственной экспертизы» в области экспертизы запасов были определены границы сфер деятельности ГКЗ, ТКЗ и ЦКЗ, их полномочия, контроль и ответственность. Определилась новая тенденция в работе ГКЗ: переход от «госприемки запасов» к определению реального состояния минерально-сырьевой базы в данный момент времени при фактическом положении в экономике, вне зависимости от заказчика (или владельца).

С 1998 года[править | править код]

С 2004 года одним из приоритетных направлений стала государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. В 2006 году создано 19 филиалов, осуществляющих экспертизу запасов полезных ископаемых. Создание филиалов явилось значительным шагом в развитии единой российской системы госэкспертизы, основанной на общих принципах и подходах. На сегодня в связи с изменением структуры работают 10 филиалов ФБУ «ГКЗ».

За период с 2004 года по настоящее время выполнялись работы по совершенствованию методологии государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр в части рационального использования недр.

При участии ФБУ «ГКЗ» совместно с Обществом экспертов России по недропользованию (ОЭРН) и Комитета по международным стандартам отчетности о запасах (CRIRSCO) был разработан российский Кодекс публичной отчетности, который был утвержден и публично подписан 31 октября 2011 года в рамках ежегодной встречи членов CRIRSCO. Таким образом, Россия присоединилась к CRIRSCO и стала его полноправным членом.

В современных условиях ФБУ ГКЗ представляет и защищает прежде всего интересы государства как собственника российских недр. Это выражается в двух ключевых моментах. Первое: рациональное недропользование в интересах будущих поколений, достижение максимальной выработки запасов всех без исключения полезных ископаемых. Второе: достоверное планирование уровней добычи полезных ископаемых, что напрямую способствует наполнению бюджета Российской Федерации, определенному в соответствии с государственными планами.

ФБУ «ГКЗ» продолжает занимать активную позицию по сближению российских и международных подходов к классификациям запасов и ресурсов, что позволит повысить инвестиционную привлекательность сырьевых объектов и сформировать российскую систему недропользования, соответствующую мировым тенденциям развития минерально-сырьевого комплекса. Введенная в действие с 1 января 2016 г. новая классификация запасов УВС позволяет решить актуальные задачи повышения достоверности запасов и упрощения схемы их утверждения, снижения административных барьеров и гармонизации с международными стандартами. Выделяются ключевые изменения, благодаря которым новую классификацию по углеводородному сырью можно назвать революционной:

  1. Основным отличием новой классификаций стал переход на проектный принцип выделения категорий запасов и ресурсов, который позволяет учитывать не только изученность, но и стадию освоения участка недр.
  2. Введено новое понятие – «извлекаемые запасы за рентабельный срок разработки». В результате формализовано определение ” трудноизвлекаемые запасы” и существенно расширены возможности государственного управления в сфере недропользования.
  3. Введена государственная экспертиза проектов и других технологических документов на разработку месторождений в части определения извлекаемых и рентабельно извлекаемых запасов. Таким образом согласование проектных документов, осуществляемое Центральной комиссией по разработке месторождений УВС, стало элементом государственной экспертизы запасов. В связи с этим, в 2015 г. на ФБУ «ГКЗ» возложено научно-методическое и техническое сопровождение деятельности ЦКР Роснедр по УВС, МПВ и ПС. Такие преобразования позволят формировать единую историю экспертизы освоения месторождения – от постановки на баланс до окончания разработки.

Все эти факторы позволили гармонизировать российскую классификацию с Международной рамочной классификацией ООН. В сентябре 2016 года, комитет по устойчивой энергетике ООН, утвердил связующий документ между новой российской классификацией (РК-2013) и РК ООН. Таким образом, российская классификация по УВС стала первой национальной классификацией в мире, признанной ООН .

На завершающем этапе находится разработка новой классификации по ТПИ.

В ФБУ ГКЗ активно работает Экспертно-технический совет, который рассматривает наиболее современные методики и технологии геологоразведки и освоения запасов полезных ископаемых, содействует их максимальному продвижению в производство и дальнейшему технологическому прогрессу отрасли.

Одной из главных задач на перспективу является развитие института внештатных экспертов за счёт налаживания конструктивного сотрудничества с Евразийским союзом экспертов по недропользованию, который был создан в 2016 г. с целью объединения экспертного сообщества и унификации стандартов недропользования стран ЕврАзЭС.

Структура[править | править код]

В состав Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых входят следующие отделы и подразделения:

  • Отдел оперативного учета углеводородного сырья
  • Отдел геологических запасов УВС
  • Отдел извлекаемых запасов УВС
  • Отдел металлов
  • Отдел нерудных полезных ископаемых и угля
  • Отдел подземных вод
  • Отдел по работе с территориальными подразделениями ФБУ ГКЗ
  • Отдел мониторинга, анализа и методологии
  • Отдел информационных технологий
  • Казанский филиал ФБУ “ГКЗ” (г. Казань)
  • Санкт-Петербургский филиал ФБУ “ГКЗ” (г. Санкт-Петербург)
  • Тимано-Печорский филиал ФБУ “ГКЗ” (г. Сыктывкар)
  • Волго-Уральский филиал ФБУ “ГКЗ” (г. Самара)

Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Перми

  • Северо-Кавказский филиал ФБУ “ГКЗ” (г.Ессентуки)

Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Ростове-на-Дону

  • Западно-Сибирский филиал ФБУ “ГКЗ” (г.Тюмень)

Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Екатеринбурге

  • Новосибирский филиал ФБУ “ГКЗ” (г.Новосибирск)

Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Кемерово

  • Красноярский филиал ФБУ «ГКЗ» (г. Красноярск)

Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Улан-Удэ

Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Чите

Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Иркутске

  • Хабаровский филиал ФБУ “ГКЗ” (г.Хабаровск)

Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Владивостоке

Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Магадане

Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Благовещенске

  • Якутский филиал ФБУ “ГКЗ” (г.Якутск)

Руководители ГКЗ[править | править код]

  • А.К. Мейстер (1927-1928)
  • В.К. Котульский (1928-1930)
  • Н.И. Свитальский (1930-1934)
  • И.М. Губкин (1935-1937)
  • А.П. Завенягин (1937-1938)
  • В.П. Новиков (1938-1940)
  • Ф.А. Шутлив (1940-1942)
  • П.М. Татаринов (1942-1946)
  • В.И. Смирнов (1946-1949)
  • М.П. Ложечкин (1949-1957)
  • И.И. Малышев (1957-1971)
  • А.М. Быбочкин (1971-1992)
  • М.В. Толкачев (1992-1993)
  • О.В. Заборин (1993-2002)
  • Ю.А. Подтуркин (2004-2014)
  • И.В. Шпуров (2014-н.в.)

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Официальный сайт учреждения

Источник

О территориальной экспертной комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых

(с изменениями на 5 июля 2018 года)

_______________________________________________________________

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 25.07.2014 N 349,
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 08.11.2016 N 831,
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05.07.2018 N 483.

_______________________________________________________________

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года N 69 “О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядке взимания платы за ее проведение” и Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 921 “Об утверждении нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения”, на основании постановления Правительства Саратовской области от 8 октября 2013 года N 537-П “Вопросы министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области” ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Для проведения государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых (далее – ОРПИ), государственной экспертизы информации об участках недр местного значения, в том числе используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, рассмотрения материалов, обосновывающих нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, создать территориальную экспертную комиссию по запасам (далее – ТЭКЗ) в составе согласно приложению N 1.

2. Утвердить Положение о ТЭКЗ приложению N 2.

3. Утвердить типовые формы:

– протокола заседания ТЭКЗ согласно приложению N 3;

– заключения ТЭКЗ согласно приложению N 4;

– протокола заседания ТЭКЗ по рассмотрению материалов, обосновывающих нормативы потерь ОРПИ, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, согласно приложению N 5.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Соколова Д. С.

Министр
И. Н. Потапов

Приложение 1. Состав территориальной экспертной комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых

Приложение 1
к приказу от 19 мая 2014 года N 230

Состав территориальной экспертной комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых
(приложение с учетом изменений, внесенных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05.07.2018 N 483, см. предыдущую редакцию)

Нигматулина Н. И. – начальник отдела недропользования и особо охраняемых природных территорий министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области – секретарь комиссии.

Члены комиссии:

Хохлова Т. М. – консультант отдела недропользования и особо охраняемых природных территорий министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области;

Плакун Анна Александровна – консультант отдела недропользования и особо охраняемых природных территорий министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области.

Приложение 2. ПОЛОЖЕНИЕ о территориальной экспертной комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых

Приложение 2
к приказу
от 19 мая 2014 года N 230

ПОЛОЖЕНИЕ
о территориальной экспертной комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Постановлением Правительства российской Федерации от 11 февраля 2005 года N 69 “о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение”, Постановлением Правительства российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 921 “об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения”.

2. Территориальная экспертная комиссия по запасам общераспространенных полезных ископаемых (далее – ТЭКЗ) в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет:

а) проведение государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых (далее – ОРПИ);

б) проведение государственной экспертизы геологической, экономической и экологической информации об участках недр местного значения, в том числе используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

в) рассмотрение материалов, обосновывающих нормативы потерь ОРПИ при добыче, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации.

3. ТЭКЗ в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области, а также настоящим Положением.

4. Состав ТЭКЗ формируется из штатных сотрудников министерства природных ресурсов и экологии области (далее -Министерство) и утверждается министром природных ресурсов и экологии области.

Возглавляет ТЭКЗ председатель комиссии.

5. Заседания ТЭКЗ правомочны, если на них присутствуют не менее двух третей от установленного состава ее членов.

6. Результаты государственной экспертизы излагаются в заключении, которое подписывается всеми членами экспертной комиссии.

7. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением государственной экспертизы, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой “особое мнение”. Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование.

8. Заключение государственной экспертизы должно содержать выводы:

о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;

об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых по результатам геологического изучения;

об обоснованности постановки на территориальный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с территориального баланса, а также внесения изменений, связанных с оперативным движением запасов;

о возможности безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

об обоснованности выполненных расчетов нормативов потерь ОРПИ при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

В случае, если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов ОРПИ, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, в том числе используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.

9. По результатам проведения государственной экспертизы оформляется протокол, который в течение 5 рабочих дней со дня подписания всеми членами ТЭКЗ, участвовавшими в заседании, утверждается министром природных ресурсов и экологии области.

К протоколу ТЭКЗ прилагается заключение государственной экспертизы, являющееся его неотъемлемой частью.

10. Заседания комиссии проводятся по мере поступления в Министерство материалов на государственную экспертизу запасов ОРПИ, геологической, экономической и экологической информации об участках недр местного значения, в том числе используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, материалов, обосновывающих нормативы потерь, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации.

Приложение 3. ПРОТОКОЛ

Приложение 3
к приказу
от 19 мая 2014 года N 230

“УТВЕРЖДАЮ”
министр природных ресурсов и экологии области

“___” ___________ 20___ г

ПРОТОКОЛ N
заседания территориальной экспертной комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых

“___” __________ 20___ г. г. Саратов

Государственная экспертиза материалов

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Председатель экспертной комиссии Заместитель председателя комиссии Секретарь комиссии Члены комиссии:

Эксперты:

Автор отчета

1. Рассмотрено заключение экспертной комиссии:

2. Решение экспертной комиссии:

Председатель комиссии Секретарь комиссии

Приложение 4. Заключение экспертной комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых

Приложение 4
к приказу
от 19 мая 2014 года N 230

Заключение экспертной комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых

по материалам

1. Экспертной комиссией рассмотрены:

2. Экспертная комиссия отмечает:

3. Решение экспертной комиссии:

Председатель экспертной комиссии Заместитель председателя комиссии Секретарь экспертной комиссии Члены комиссии:

Эксперты

Приложение 5. ПРОТОКОЛ

Приложение 5
к приказу
от 19 мая 2014 года N 230

“УТВЕРЖДАЮ”

министр природных ресурсов и экологии области

“___” _____________ 20___ г

ПРОТОКОЛ N
заседания территориальной экспертной комиссии по запасам ОРПИ по рассмотрению материалов, обосновывающих нормативы потерь, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации

“___” __________ 20___ г. г. Саратов

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Председатель экспертной комиссии

Заместитель председателя комиссии

Секретарь комиссии

Члены комиссии:

Приглашенные:

Повестка дня

1. Рассмотрение материалов по обоснованию нормативов потерь при добыче (вид полезного ископаемого)

на (название) месторождении на 20 год, представленные (название предприятия)

В ТЭКЗ Министерства представлены материалы по обоснованию расчетов нормативов потерь при добыче (вид полезного ископаемого) по (название) месторождению на 20 год.

Предприятие

Юридический адрес:

ИНн Лицензия

Запасы утверждены Горноотводной акт

Рабочий проект выполнен

Заключение экспертизы

Производительность: проектная , годовая

Нормативы потерь: проектные , планируемые на 20 г.

2. Решение экспертной комиссии:

Председатель комиссии

Секретарь комиссии

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений

ИПС “Кодекс” – Центр “Уникласс”.

Источник