Государственная служба как вид общественно полезной деятельности

Государственная служба как вид общественно полезной деятельности thumbnail
Лекции.Орг

Семинар на тему: «Система государственной службы

в Российской Федерации»

Государственная служба современной России: сущность, структура системы, компетенции.

Служба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Структура государственной службы

Структура государственной службы это ее внутреннее разграничение на составные элементы, увязанные в единое целое. Государственная служба может быть структурирована по различным критериям. Прежде всего, выделяют уровни, виды и типы государственной службы.

Уровни государственной службы.

Государственную службу принято делить на 2 уровня: федеральную и региональную (уровень субъектов федерации

Уровень муниципальной службы юридически не может быть отнесен к третьему уровню государственной службы, но логически он может быть поставлен на это место, исходя из принципов государственного суверенитета, государственной целостности, единства системы государственной власти. Вся разница в том, что по определению, государственный служащий осуществляет свою деятельность от имени и в пользу государства, а муниципальный служащий – от имени и в пользу муниципального образования, т.е. местного общества.

Виды государственной службы.

По принципу разделения властей

· исполнительную

· парламентскую

· судебную

· а также государственную службу в органах с особым статусом (Прокуратура и иные контрольные органы – Счетная Палата, Уполномоченный по правам человека, Центральный банк и др.).

Кроме того, функциональный принцип также является веским основанием для систематизации госслужащих. В соответствии с данным критерием различают разновидности государственной службы, согласно предметам ведения государственных органов.

С этих позиций государственная служба делится на

· общую и

· специализированную.

Первый случай распространяется на государственных служащих, которые исполняют свои профессиональные обязанности в органах с общей компетенцией – Администрация Президента, аппараты Государственной Думы и Совета Федерации, аппарат Правительства, аппараты высшего, представительного и исполнительного органов субъектов федерации. Этот случай затрагивает также тех государственных служащих, которые выполняют широкий перечень задач в отраслевых министерствах и ведомствах. Специализированная государственная служба встречается либо в органах с очень узкой компетенцией (Министерство по налогам и сборам, Уполномоченный по правам человека, Счетная Палата и др.), либо в органах с широкой компетенцией в отношении «узких» специалистов, на которых возлагается решение специфических задач.

Федеральная гражданская государственная служба является наиболее диверсифицированной.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

К таким органам относятся органы судебной системы, органы прокуратуры, органы внутренних дел, таможенные органы, органы федеральной службы безопасности, органы юстиции, органы судебно-исполнительной системы (приставы-исполнители), государственный нотариат. Важной особенностью правоохранительной службы является то обстоятельство, что ее сотрудники наделены правом давать обязательные указания гражданам и юридическим лицам, а также применять меры принуждения. Органы правоохранительной системы, поэтому, часто называют силовыми органами, а их сотрудников силовиками.

Военная государственная служба исторически является первым видом государственной службы. В соответствии со ст.2 закона «О воинской обязанности и военной службе» военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, в Железнодорожных войсках, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, органах Федеральной пограничной службы, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях.

В.В. Черепанов отмечает общие черты и различия между видами го-сударственной службы, которые состоят в следующем:

· Общимявляется то, что все виды государственной службы объединяет:

o во-первых, принадлежность к профессиональной служебной деятельности;

o во-вторых,нахождение на должностях государственной служ-бы;

o в-третьих, то,что они финансируются только за счет средств государственного бюджета,

· Главное различие состоитв функциональном предназначении того

или иного вида службы, в соответствии с которым гражданин выполняет свои функциональные служебные обязанности и ему присваивается либо классный чин, либо воинское звание (например, майор), либо специальное звание (например, майор полиции, майор юстиции, майор внутренней слу-жбы).

Читайте также:  Полезные советы по шитью одежды дома

Дата добавления: 2016-04-03; просмотров: 910 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Служба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Виды государственной службы: государственная гражданская, военная, правоохранительная.

Государственная гражданская служба РФ (далее также – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ – должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Категории должностей:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Принципы гражданской службы:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Источник

В результате изучения главы обучающийся должен:

знать

  • • сущность государственной службы, ее особенности, задачи и роль в демократическом государстве;
  • • основные принципы организации государственной службы;

уметь

  • • анализировать политическую, экономическую, социальную среду, в которой функционирует государственная служба;
  • • выявлять особенности государственной службы как профессиональной деятельности;

владеть

  • • навыками выявления потенциальных закономерных противоречий государственной службы как профессиональной деятельности;
  • • навыками целостного подхода к анализу природы государственной службы.

Социальная природа и сущность института государственной службы, его роль и значение в демократическом государстве

Понятие “служба” имеет несколько значений. Это может быть вид общественной деятельности людей; работа, занятия служащего, место его работы; специфическое отношение к делу и т.д.

Под службой понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес.

Предназначение службы связано с созданием условий для нормального функционирования общества, обеспечением других видов социальной деятельности. Служба может касаться социально-культурного обслуживания людей, осуществления управленческой деятельности, обеспечения деятельности органов государственной власти и т.д.

Особым видом службы является государственная служба. Историческое место государственной службы неразрывно связано с формированием и развитием государства и права. Государство не может существовать без специально созданного аппарата, без эффективной системы государственной службы. В настоящее время пет единой точки зрения на содержание понятия “государственная служба”.

В постсоветской России законодательное закрепление понятия “государственная служба” впервые было дано в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации”, который утратил силу с 1 февраля 2005 г. В нем был зафиксирован деятельностный подход, предполагающий, что государственная служба – это “профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов власти”. Такой подход позволяет изучить цели и функции государственной службы, технологии сбора и обработки информации, выработки и организации исполнения решений и т.д. Однако его недостаточно для установления сущности государственной службы, и такая формулировка подвергается справедливой критике. Служение государству при таком подходе низводится до служения государственному органу. Вследствие этого в стороне остаются проблемы использования государственными службами прерогатив государственной власти, реализации законов государства, а также социальные задачи государственной службы.

Читайте также:  Для чего полезен хрен для женщин

В рамках реализации Федеральной программы “Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)”, утвержденной Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336, был принят Федеральный закон № 58-ФЗ, который в ст. 1 закрепил более широкое определение государственной службы. Под этим понятием понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

  • – Российской Федерации;
  • – федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • – субъектов РФ;
  • – органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;
  • – лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  • – лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Многие ученые смотрят на государственную службу шире и предлагают определять ее как государственно-правовой и социальный институт. Данное понимание требует комплексного подхода, широкого использования знаний философии, политологии, социологии, экономической теории, макро- и микроэкономики, социального менеджмента, государственного и муниципального управления, корпоративной культуры и др. Только на такой базе можно сосредоточить внимание на освоении практических умений и навыков, на конкретных технологиях управленческой деятельности, методах анализа и решения конкретных проблем государственных органов власти.

Государственная служба как социальный институт играет важную роль в решении задач повышения уровня жизни населения, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, составляющих главное содержание политики государства.

Если суммировать множество подходов к определению понятия “социальный институт”, то можно выделить следующие. Социальный институт представляет собой:

  • – ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
  • – совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
  • – формальную и неформальную организацию;
  • – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
  • – обособленный комплекс социальных действий[1].

При указанном разнообразии в определении социального института отмечается различие и в понимании государственной службы как социального института.

Социальный институт государственной службы – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства, социальная практика которых нацелена в конечном итоге на обеспечение законных прав и свобод граждан, на создание благоприятных условий для их безопасности и достойной жизни[2].

Исследователи отмечают, что становление социального института государственной службы развивается как совокупность социальных (формальных и неформальных) правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные стороны деятельности государственных служащих и организующих их систему ролей и статусов, образующих социальную систему. В рамках социального института государственной службы воспроизводятся, повторяются, становясь устойчивыми, образцы поведения, привычки, традиции, передающиеся из поколения в поколение.

Выделяют две позиции в подходах к государственной службе:

  • – институциональный (государственная служба рассматривается как социально-правовой институт, целью которого является обслуживание интересов не отдельного “политического” руководителя, а всего народа);
  • – деятельностный (государственная служба является профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов и носит политический характер).

Государственная служба рассматривается также как публично-правовой институт общественного служения профессионально подготовленных граждан российскому государству и обществу в целом.

Эти подходы не противостоят друг другу, но и не могут претендовать на абсолютную истину. Они должны соотноситься и дополнять друг друга. В концепции реформирования государственной службы проводится идея публично- правового характера государственной службы, определения ее как института, призванного обеспечить выполнение государственными служащими социальной функции государства, а не только исполнение полномочий государственных органов.

Особое внимание в исследовании становления государственной службы уделяется ее предназначению, цели и социальным функциям.

Основной целью государственной службы как социального института является служение интересам граждан, гражданского общества и государства. При этом ключевое значение государственной службы как социального института состоит в удовлетворении потребностей общества в эффективном административном государственном управлении. Однако такое видение роли государственной службы не укладывается в узкие рамки ведомственного подхода, согласно которому государственная служба возникла в силу объективной необходимости для политической власти иметь специальный аппарат управления, способный осуществлять государственные функции. Среди них выделяются три группы функций:

  • регулятивные (прежде всего управленческие);
  • обеспечивающие;
  • технологические.
Читайте также:  Чем полезна чайная сода для мужчин

Их объединяет социологическое понимание функций государственной службы как совокупности ее черт: социальной роли, формы связи и социального действия. Социальная роль государственной службы состоит в удовлетворении потребностей общества в государственном управлении, достижении целей государственной службы, интеграции для их достижения всех частей социального института.

В государственной службе нередко проявляются дисфункции как отдельных частей, так и социального института в целом. Об этом свидетельствуют конфликты, факты дестабилизации, дезорганизации, неисполнения поручений, бездействия, ошибочных решений, бесконтрольности, дезинформации и т.д.

Оптимизация функций государственной службы зависит от ряда внутренних и внешних факторов. Среди внешних факторов в условиях реформ важную роль играет выбор перспективной модели государственного управления.

При экономическом подходе основу составляет концепция государственного менеджмента, которая характеризуется следующими чертами: приверженность к действию; максимальное приближение к запросам клиента; стимулирование самостоятельности, предприимчивости, новаторство; приверженность профессиональным ориентирам и ценностям. Основным путем оптимизации государственной службы при освоении данной модели становится постоянное обновление функций на основе изменяющихся социальных стандартов и повышения качества социальных услуг, инноваций и использования опыта частного сектора.

При политическом подходе выбирается публичная модель государственного управления (модель государственной администрации), при которой выделяются сферы жизни, где необходимо государственно управление, субъект и объект управления имеют общие цели, действуют, исходя из требований граждан к управлению.

При изучении государственной службы нужно учитывать и точку зрения, трактующую государственную службу как систему публично-правовых отношений между государством и служащим, основанных на подчинении и имеющих своим содержанием обязательную деятельность, идущую от лица государства и направленную к осуществлению государственной задачи. Такой подход позволяет в полной мере учесть управленческие, организационные, экономические, правовые, психологические и многие другие аспекты государственной службы, попять сущность бюрократии как профессионального и социального слоя общества, государственного служащего как гражданина и человека и др.

Учитывая это, профессор Г. В. Атаманчук дает следующее определение государственной службы: “Государственная служба – это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах”[3]. Исполнение государственной должности представляет собой конкретное осуществление общественных отношений, которые государственная власть посредством конституций, законов, правовых статусов органов закрепила за данной должностью.

Таким образом, государственная служба может быть рассмотрена во многих аспектах, в том числе:

  • социальном – как профессиональное осуществление по поручению общества полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях;
  • политическом – как деятельность по разработке и реализации государственной политики, регулированию отношений между основными социальными группами и классами общества;
  • правовом – как система правовых норм, устанавливающих государственные должности и их функции, регламентирующих процедуру поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения, очерчивающих права, обязанности и ответственность государственных служащих и т.д.;
  • организационном – как совокупность организационных норм, способов, процедур, правил, стандартов и традиций упорядочивания, регулирования и координации совместной деятельности государственных служащих, придания взаимодействию компонентов государственной службы согласованности для достижения ее целей;
  • социологическом – как практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов.

С развитием демократического государства значение государственной службы постоянно возрастает, поскольку государственная служба – часть механизма государственного управления, которое осуществляют государственные служащие. Находясь между государством и гражданским обществом, государственная служба выполняет жизненно важные для страны политические, административные и социальные задачи. Государство, представляющее собой легальную и легитимную власть в обществе, реализует свои цели и задачи посредством государственного руководства и государственного управления. Основным механизмом этого управления выступает государственная служба. Такова общая логика взаимосвязи и взаимодействия политической власти, государственного управления и государственной службы. И от того, какое место занимает государственная служба в системе власти и какую роль она в ней играет, зависит очень многое в стране и обществе.

Государственная служба продолжает и завершает организацию государственного механизма, делая ее готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит комплекс мер, средств, форм и методов для реальной практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своей миссии.

Институт государственной службы является юридическим исходным правовым средством в системе построения государственности, так как он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике государственных органов и органов местного самоуправления, т.е. он создает государственную администрацию, обеспечивая тем самым функционирование самого государства.

Опыт многих стран доказал, что государственная служба способна обеспечивать решение целого ряда исторических, правовых, политических, социальных, экономических, информационных, праксеологических и других задач. Соединение ее как функционального явления с качественным персоналом государственного управления создает условия рациональности и гуманизации взаимоотношений между государством и обществом.

Источник