Государственная поддержка исполнителей общественно полезных услуг

Государственная поддержка исполнителей общественно полезных услуг thumbnail

(введена Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ)

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);

(в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

(пп. 10 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

(пп. 11 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

(пп. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 172-ФЗ)

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

(пп. 13 введен Федеральным законом от 14.10.2014 N 303-ФЗ)

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

(пп. 14 введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 329-ФЗ)

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

(пп. 15 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 440-ФЗ)

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

(пп. 16 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 440-ФЗ)

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

(пп. 17 введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 115-ФЗ)

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

(пп. 18 введен Федеральным законом от 09.03.2016 N 67-ФЗ)

2. Для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

3. Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 05.02.2018 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с установленными пунктом 3 настоящей статьи формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

5. Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций – получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Некоммерческим организациям – исполнителям общественно полезных услуг указанные субсидии предоставляются на срок не менее двух лет.

Читайте также:  Перекись водорода чем полезна для кожи лица

(в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению. Некоммерческим организациям – исполнителям общественно полезных услуг меры имущественной поддержки предоставляются на срок не менее двух лет.

(в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

9. Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность некоммерческих организаций, арендующих это имущество.

10. Запрещаются продажа переданного социально ориентированным некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

11. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказавшие имущественную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования социально ориентированными некоммерческими организациями предоставленным им государственным или муниципальным имуществом при его использовании не по целевому назначению и (или) с нарушением запретов и ограничений, установленных настоящей статьей.

12. Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

(в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1. Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

(п. 12.1 введен Федеральным законом от 19.12.2016 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Некоммерческие организации – исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

(п. 13 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 287-ФЗ)

Источник

Дата публикации: 29 Мая 2020

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Поручения Президента Российской Федерации от 9 мая 2020 г. № Пр-791 «Перечень поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации Путина В.В. с участниками общероссийской акции #Мы вместе» Минэкономразвития России ведется работа по подготовке реестра СОНКО. Организациям, включенным в указанный реестр, будут предоставлены меры поддержки, аналогичные мерам поддержки, предусмотренным для субъектов малого и среднего предпринимательства,в том числе предоставление субсидируемых льготных кредитов, выдаваемых СОНКО на выплату части заработной платы своим сотрудникам, продление на шесть месяцев сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налогов (в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами) и авансовых платежей по налогам (за исключением НДС), а также освобождение и отсрочка от уплаты арендных платежей по договорам аренды федерального имущества.

Читайте также:  Урок познания мира 4 класс полезные ископаемые

В реестр будут включены СОНКО, которые с 1 января 2017 г. являлись:

  • получателями
    субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами
    исполнительной власти, реализуемых органами исполнительной власти
    субъектов РФ, органами
    местного самоуправления;
  • получателями грантов Президента РФ;
  • поставщиками социальных услуг;
  • исполнителями общественно полезных услуг.
  1. Установлено право получения льготного кредита СОНКО, вошедшим в реестр (принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
  2. Предусмотрено продление сроков уплаты налогов и страховых взносов (за исключением НДС) для СОНКО, вошедших в реестр (принято постановление от 15 мая 2020 г. № 685). При этом важно отметить, что законопроектом № 959325-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», принятым Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении 22 мая 2020 г., для СОНКО, включенных в соответствующий реестр, предусмотрено также списание указанных платежей за второй квартал 2020 г.
  3. Для СОНКО, состоящих в реестре СОНКО – ИОПУпредусмотрена отсрочка по аренде государственного, муниципального или коммерческого имущества сроком на 6 месяцев(с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г.), а также освобождение от уплаты арендных платежей с 1 апреля 2020 г. по 1 июля 2020 г. (принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 670-р).

Также Правительством Российской Федерации предусмотрены следующие меры по поддержке СОНКО:

  1. До 1 января 2021 года Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами (в том числе НКО) обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).
  2. Установлены требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества(недвижимое имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, за исключением жилых помещений), которые распространяются в том числе на НКО из наиболее пострадавших отраслей, при этом штрафы, проценты или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендаторами порядка и сроков внесения арендной платы не применяются(принято Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества»).
  3. В 2020 году отменяются проверки (за исключением выездных проверок, основания по которым указаны в пункте 1 настоящего Постановления), в том числе для НКОсреднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек(за исключением политических партий и НКО, выполняющих функции иностранного агента) (Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора) и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
  4. Предусмотрен перенос сроков предоставления отчетности для НКО на 1 июля 2020г. (Приказ Минюста России от 26 мая 2020 г.  № 122, Приказ Минюста России от 26 мая 20220 г. № 123)

Источник

МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Закон о мерах поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО), получивших статус исполнителей общественно полезных услуг, вступает в силу в России.

Закон, инициированный группой парламентариев, был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 20 декабря.

На кого распространяется поддержка

Правовые нормы, вступающие в силу с 1 января, устанавливают меры поддержки, на которые могут рассчитывать НКО, получившие статус исполнителя общественно полезных услуг и включенные в соответствующий реестр.

Этот статус был введен для социально ориентированных НКО еще в июне 2016 года. Организация может получить его в том случае, если она на протяжении одного и более года оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества. В августе президент РФ Владимир Путин утвердил перечень приоритетных направлений деятельности социально ориентированных НКО, а правительство РФ в постановлении от 31 октября прописало перечень услуг для таких организаций.

Как пояснил ТАСС секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов, к общественно полезным услугам относятся такие, как социальное обслуживание на дому, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями, семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, согласно постановлению кабмина, в этот перечень входят услуги по оказанию социальной помощи людям в непростой жизненной ситуации, семьям с детьми-инвалидами, услуги по их психологической поддержке и содействию в трудоустройстве, услуги по профилактике безнадзорности и социального сиротства, по профилактике правонарушений несовершеннолетних, по санаторно-курортному лечению детей и молодежи, по дополнительному образованию пенсионеров и инвалидов, по профилактике социально значимых заболеваний, услуги по оказанию паллиативной медицинской помощи. НКО, получающие статус исполнителя общественно полезных услуг, имеют право на приоритетное получение мер поддержки со стороны государственных и муниципальных органов власти.

Читайте также:  Лечебная трава исландский мох применение полезные свойства

По данным Минэкономразвития, в РФ сейчас действует более 140 тыс. социально ориентированных НКО, в которых работает около 900 тыс. человек.

Меры поддержки

Вступающий в силу закон предусматривает, что в случае принятия решения об оказании организации, включенной в реестр НКО – исполнителей общественно полезных услуг, финансовой, имущественной, информационной поддержки “такие меры должны предоставляться сроком не менее чем на два года”.

Оговаривается, что органы госвласти могут также оказывать поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных НКО по их запросам. Одновременно устанавливается возможность предоставления бесплатного эфирного времени и печатной площади в государственных СМИ для оказания информационной поддержки этим НКО.

“С нового года НКО смогут пытаться входить в реестры исполнителей общественно полезных услуг, а после того как войдут в реестр, они смогут претендовать на получение долгосрочных субсидий (на период от двух лет)”, – рассказала ТАСС член Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова.

По мнению Бречалова, возможность получения господдержки на такой срок очень важна для НКО. “До введения этой нормы НКО не знали, как будут существовать после того как закончатся деньги от гранта или спонсорская поддержка”, – пояснил он. “Эти меры поддержки откроют для социально ориентированных НКО новые возможности и позволят конкурировать на рынке оказания социальных услуг”, – убежден секретарь Общественной палаты.

При этом Тополева-Солдунова не исключает, что регионы могут столкнуться с проблемой, откуда взять средства на субсидии. “Видимо, в разных субъектах вопрос будет решаться по-разному”, – предположила она.

Новая роль НКО

Как напомнил Бречалов, Общественная палата в течение 2016 года в рамках форумов “Сообщество” обсуждала возможность различной помощи социально ориентированным НКО. Форумы прошли во всех федеральных округах с участием гражданских активистов, представителей отрасли и органов государственной и муниципальной власти, экспертов. “В ходе обсуждений на форумах мы пришли к выводу, что НКО – исполнители общественно полезных услуг смогут получать государственную поддержку в приоритетном порядке, что было закреплено законодательно. Наши предложения были представлены в концепции развития “третьего сектора”, которая была представлена на итоговом форуме “Сообщество” 3-4 ноября 2016 года”, – уточнил Бречалов.

По словам вице-спикера Совета Федерации Галины Кареловой, нормативная база, дающая зеленый свет деятельности социально ориентированных НКО, сформирована, и “теперь дело – за самими НКО и региональными властями, которых президент в своем послании Федеральному собранию призвал больше доверять некоммерческим организациям”.

“2017 год должен стать годом преобразований в социальной сфере”, – заявила сенатор ТАСС. “Мы ожидаем, что заработают все механизмы, которые призваны привлечь в нее социально ориентированные НКО. Их участие должно изменить структуру социального обслуживания, стимулировать конкуренцию и, как следствие, повышение качества и расширение спектра социальных услуг”, – подчеркнула она.

Карелова отметила, что повышение внимания государства к работе НКО, рост их статуса уже дает эффект: если в 2015 году социально ориентированные некоммерческие организации были зарегистрированы в реестрах поставщиков социальных услуг всего лишь в 37 регионах, то в 2016 году они включены в реестры уже в большинстве субъектов РФ. Тем не менее доля социально ориентированных НКО пока еще невелика, признала сенатор, связав основные трудности для НКО с процессом вхождения в реестры поставщиков социальных услуг, а также с “низким уровнем развития инфраструктуры их поддержки”.

По мнению парламентария, чтобы новые преференции эффективно сработали, нужно помочь тем, кто готов идти в социальную сферу, быстрее в ней освоиться. “Есть регионы, где уже работают ресурсные центры и центры инноваций социальной сферы, в которых некоммерческие организации могут получить информационную, методическую, юридическую поддержку, пока их мало, а они должны быть в каждом городе”, – указала Карелова.

Она также заверила, что Совет Федерации будет продолжать мониторинг поддержки НКО в регионах и вести анализ правоприменительной практики нового законодательства, а в начале июня по инициативе верхней палаты парламента состоится второй Форум социальных инноваций регионов, где с участием социально ориентированных НКО будут обсуждаться “первые практические результаты действия новых стимулов и механизмов, а также дальнейшие шаги по развитию социального предпринимательства и его законодательного оформления”.

Источник