Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых ссср
Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ФБУ «ГКЗ») – федеральное бюджетное учреждение в подчинении Федерального агентства по недропользованию РФ. Основные виды деятельности учреждения: проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр; осуществление организационно-методического сопровождения деятельности уполномоченных комиссий по рассмотрению и утверждению запасов полезных ископаемых.
История
Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых была создана 31 мая 1927 года по приказу директора Геологического комитета А.К. Мейстера[1]. Образование комиссии было связано с необходимостью создания единой системы учета разведанных запасов, обеспечения на государственном уровне объективной оценки запасов минерального сырья для действующих, реконструируемых и строящихся промышленных предприятий и квалифицированной, ответственной экспертизы запасов месторождений полезных ископаемых для проектируемых объектов.
Комиссия многократно меняла свое название:
- 1927 – Особая комиссия по подсчету запасов полезных ископаемых (ОКЗ)
- 1930 – Центральная комиссия по запасам полезных ископаемых (ЦКЗ)
- 1940 – Всесоюзная комиссия по запасам полезных ископаемых (ВКЗ)
- 1954 – Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ГКЗ)
Историю Комиссии по запасам полезных ископаемых, насчитывающую 90 лет, с момента ее образования и до сегодняшних дней можно условно разделить по выполняемым функциям и уровню решаемых задач на четыре временных этапа.
1927 – 1953 годы. На первом этапе перед ОКЗ стояли две основные задачи: обеспечить проверку достоверности (ответственности) и однообразности авторского подсчета запасов полезных ископаемых, так как данные публиковались в изданиях Геологического комитета и признавались «официальными цифрами Геолкома», дающими основания для строительства новых горнодобывающих предприятий; «ускорить работу по установлению однообразных методов подсчета» взамен «общепринятого деления запасов на категории достоверных, вероятных и возможных». На ОКЗ возлагалась проверка и утверждение цифр запасов полезных ископаемых, получаемых при разведочных работах и в результате камеральной обработки имеющихся данных, распределение их по категориям, а также разработка методов подсчета запасов.
С 1932 года ЦКЗ проводит внешнюю экспертизу рассматриваемых материалов и в своих протоколах фиксирует основные критические замечания, на основании которых вносились изменения в авторские цифры и категории запасов. В этот период особое внимание Комиссии уделялось оценке качества проведенных геологоразведочных работ, анализу геологической документации, достоверности опробования, принципам оконтуривания площадей подсчета запасов.
С 1935 года ЦКЗ становится высшим органом, определяющим и утверждающим запасы полезных ископаемых в недрах для проектирования капитального строительства новых, реконструкции и расширения действующих горнодобывающих предприятий союзного, республиканского и краевого (областного) значения.
В целях коренного улучшения постановки и организации поисковых и разведочных работ и в соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 17 ноября 1937 года приказом наркомата тяжелой промышленности СССР № 993 от 20 ноября 1937 г. ЦКЗ была выделена из состава ГГГГУ и передана в подчинение непосредственно наркому тяжелой промышленности. Таким образом, ЦКЗ фактически становится надведомственным органом государственной экспертизы.
В 1940 году ЦКЗ вошла в состав Комитета по делам геологии, но уже как Всесоюзная комиссия по запасам полезных ископаемых (ВКЗ), сохранив свой статус высшего государственного органа по определению (подсчету) и утверждению запасов всех видов полезных ископаемых в недрах. 25.03.1940 г. СНК СССР своим Постановлением № 403 утвердил Положение о ВКЗ, согласно которому решения ВКЗ по утверждению запасов полезных ископаемых были обязательными для всех учреждений, предприятий и организаций.
В 1946 году ВКЗ вошла в состав Министерства геологии СССР. Функции Комиссии по запасам в послевоенное время претерпели кардинальные изменения в сторону еще большего придания ей государственных полномочий в вопросах формирования и систематизации минерально-сырьевой базы страны.
1954 – 1992 годы. Постановлением Совета Министров СССР № 1347 от 01.07.1954 г. Всесоюзная комиссия по запасам полезных ископаемых была переименована в Государственную комиссию и передана в подчинение непосредственно Совмину СССР. В этот период деятельности ГКЗ была создана школа геологов-экспертов – самобытная, но не изолированная от мировой геологической общественности. Эта школа собрала высококлассных специалистов из различных областей геологических наук, объединенных общими целями и задачами. Обширные теоретические знания, практический опыт и высокие моральные качества этих людей, а также принцип коллегиальности, реализуемый в процессе рассмотрения экспертируемых материалов, обеспечивали объективность решений, принимаемых комиссиями ГКЗ.
1993 – 2004 годы. В новой России временно оказалась невостребованной главная функция ГКЗ – «госприемка запасов». Это объяснялось резким падением объемов геологоразведочных работ и, соответственно, резким уменьшением прироста запасов. Последние крупные объекты, разведка которых завершилась в переходный период, вовлекались в отработку c нарушением Федерального закона «О недрах», без проведения государственной экспертизы. Главной задачей того времени стало – не позволить развалить уникальную государственную структуру, спасти документальную, информационную базу природных ресурсов России.
С 1996 года положение ГКЗ начинает упрочняться, комиссия начинает осуществлять государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр. Уточняется круг ее обязанностей. Приказом МПР России № 95 от 09.06.1997 г. «Об утверждении разграничения полномочий в области государственной экспертизы» в области экспертизы запасов были определены границы сфер деятельности ГКЗ, ТКЗ и ЦКЗ, их полномочия, контроль и ответственность. Определилась новая тенденция в работе ГКЗ: переход от «госприемки запасов» к определению реального состояния минерально-сырьевой базы в данный момент времени при фактическом положении в экономике, вне зависимости от заказчика (или владельца).
С 2004 года начался современный этап истории ГКЗ.
Деятельность
С 2004 г. совершенствуется структура государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, унифицируются требования и подходы к их оценке, добавляются новые виды экспертизы. Все это положительно сказалось на экспертной деятельности ГКЗ.
Работа по созданию единого механизма государственной экспертизы на всей территории РФ была начата в 2005 г. с учреждения в ряде субъектов РФ 57 территориальных отделов ГКЗ. Последующий анализ их деятельности выявил необходимость дальнейшего совершенствования механизма государственной экспертизы путем создания филиалов ФГУ ГКЗ. Это направление было в числе приоритетных для ГКЗ. В 2006 г. создано 19 филиалов, осуществляющих экспертизу запасов твердых полезных ископаемых, подземных вод и участков недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, и запасов углеводородного сырья (в т.ч. по 5 филиалам). Создание филиалов явилось значительным шагом в развитии единой российской системы госэкспертизы, основанной на общих принципах и подходах. На сегодня в связи с изменением структуры работают 10 филиалов ФБУ «ГКЗ».
За период с 2004 г. по настоящее время выполнялись работы по совершенствованию методологии государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр в части рационального использования недр.
В целях развития экспертизы и ее нормативно-методической базы ФБУ «ГКЗ» осуществляет деятельность в области взаимодействия с международным сообществом: Европейской федерацией геологов, Обществом инженеров нефтегазовой отрасли, Комитетом по международным стандартам отчетности о запасах и др., по вопросам классификаций и учета запасов и ресурсов полезных ископаемых и совершенствования нормативных документов в этой области. Принимает участие в работе Группы экспертов по вопросам классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых при Европейской экономической комиссии ООН.
При участии ФБУ «ГКЗ» совместно с Обществом экспертов России по недропользованию (ОЭРН) и Комитета по международным стандартам отчетности о запасах (CRIRSCO) был разработан российский Кодекс публичной отчетности, который был утвержден и публично подписан 31 октября 2011 года в рамках ежегодной встречи членов CRIRSCO. Таким образом, Россия присоединилась к CRIRSCO и стала его полноправным членом.
В современных условиях ФБУ ГКЗ представляет и защищает прежде всего интересы государства как собственника российских недр. Это выражается в двух ключевых моментах. Первое: рациональное недропользование в интересах будущих поколений, достижение максимальной выработки запасов всех без исключения полезных ископаемых. Второе: достоверное планирование уровней добычи полезных ископаемых, что напрямую способствует наполнению бюджета Российской Федерации, определенному в соответствии с государственными планами.
ФБУ «ГКЗ» продолжает занимать активную позицию по сближению российских и международных подходов к классификациям запасов и ресурсов, что позволит повысить инвестиционную привлекательность сырьевых объектов и сформировать российскую систему недропользования, соответствующую мировым тенденциям развития минерально-сырьевого комплекса. Введенная в действие с 1 января 2016 г. новая классификация запасов УВС позволяет решить актуальные задачи повышения достоверности запасов и упрощения схемы их утверждения, снижения административных барьеров и гармонизации с международными стандартами. Выделяются ключевые изменения, благодаря которым новую классификацию по углеводородному сырью можно назвать революционной:
- Основным отличием новой классификаций стал переход на проектный принцип выделения категорий запасов и ресурсов, который позволяет учитывать не только изученность, но и стадию освоения участка недр.
- Введено новое понятие – «извлекаемые запасы за рентабельный срок разработки». В результате формализовано определение ” трудноизвлекаемые запасы” и существенно расширены возможности государственного управления в сфере недропользования.
- Введена государственная экспертиза проектов и других технологических документов на разработку месторождений в части определения извлекаемых и рентабельно извлекаемых запасов. Таким образом согласование проектных документов, осуществляемое Центральной комиссией по разработке месторождений УВС, стало элементом государственной экспертизы запасов. В связи с этим, в 2015 г. на ФБУ «ГКЗ» возложено научно-методическое и техническое сопровождение деятельности ЦКР Роснедр по УВС. Такие преобразования позволят формировать единую историю экспертизы освоения месторождения – от постановки на баланс до окончания разработки.
Все эти факторы позволили гармонизировать российскую классификацию с Международной рамочной классификацией ООН. В сентябре 2016 года, комитет по устойчивой энергетике ООН, утвердил связующий документ между новой российской классификацией (РК-2013) и РК ООН. Таким образом, российская классификация по УВС стала первой национальной классификацией в мире, признанной ООН .
На завершающем этапе находится разработка новой классификации по ТПИ.
В ФБУ ГКЗ активно работает Экспертно-технический совет, который рассматривает наиболее современные методики и технологии геологоразведки и освоения запасов полезных ископаемых, содействует их максимальному продвижению в производство и дальнейшему технологическому прогрессу отрасли.
Одной из главных задач на перспективу является развитие института внештатных экспертов за счёт налаживания конструктивного сотрудничества с Евразийским союзом экспертов по недропользованию, который был создан в 2016 г. с целью объединения экспертного сообщества и унификации стандартов недропользования стран ЕврАзЭС.
Структура
В состав Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых входят следующие отделы и подразделения:
- Отдел оперативного учета углеводородного сырья
- Отдел геологических запасов УВС
- Отдел извлекаемых запасов УВС
- Отдел металлов
- Отдел нерудных полезных ископаемых и угля
- Отдел подземных вод
- Отдел по работе с территориальными подразделениями ФБУ ГКЗ
- Отдел мониторинга, анализа и методологии
- Отдел информационных технологий
- Казанский филиал ФБУ “ГКЗ” (г. Казань)
- Санкт-Петербургский филиал ФБУ “ГКЗ” (г. Санкт-Петербург)
- Тимано-Печорский филиал ФБУ “ГКЗ” (г. Сыктывкар)
- Волго-Уральский филиал ФБУ “ГКЗ” (г. Самара)
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Перми
- Северо-Кавказский филиал ФБУ “ГКЗ” (г.Ессентуки)
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Ростове-на-Дону
- Западно-Сибирский филиал ФБУ “ГКЗ” (г.Тюмень)
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Екатеринбурге
- Новосибирский филиал ФБУ “ГКЗ” (г.Новосибирск)
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Кемерово
- Красноярский филиал ФБУ «ГКЗ» (г. Красноярск)
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Улан-Удэ
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Чите
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Иркутске
- Хабаровский филиал ФБУ “ГКЗ” (г.Хабаровск)
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Владивостоке
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Магадане
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Благовещенске
- Якутский филиал ФБУ “ГКЗ” (г.Якутск)
Руководители ГКЗ
- А.К. Мейстер (1927-1928)
- В.К. Котульский (1928-1930)
- Н.И. Свитальский (1930-1934)
- И.М. Губкин (1935-1937)
- А.П. Завенягин (1937-1938)
- В.П. Новиков (1938-1940)
- Ф.А. Шутлив (1940-1942)
- П.М. Татаринов (1942-1946)
- В.И. Смирнов (1946-1949)
- М.П. Ложечкин (1949-1957)
- И.И. Малышев (1957-1971)
- А.М. Быбочкин (1971-1992)
- М.В. Толкачев (1992-1993)
- О.В. Заборин (1993-2002)
- Ю.А. Подтуркин (2004-2014)
- И.В. Шпуров (2014-н.в.)
Примечания
Ссылки
Официальный сайт учреждения
Утверждено
Советом Народных Комиссаров
Союза ССР
25 марта 1940 года
I
1. Всесоюзная комиссия по запасам полезных ископаемых (ВКЗ) является высшим государственным органом по определению (подсчету) и утверждению запасов всех видов полезных ископаемых.
2. Все учреждения, предприятия и организации союзного и республиканского значения, независимо от их ведомственной подчиненности, обязаны представлять на утверждение ВКЗ разведанные запасы в недрах по всем месторождениям полезных ископаемых, служащим минерально-сырьевой базой для действующих, проектируемых и реконструируемых предприятий.
3. Учреждения, предприятия и организации местного значения, независимо от их ведомственной подчиненности, представляют запасы полезных ископаемых на утверждение соответствующим территориальным комиссиям по запасам при геологических управлениях Комитета по Делам Геологии при СНК СССР (ТКЗ).
4. Порядок внесения на рассмотрение и утверждение ВКЗ (или в соответствующих случаях ТКЗ) запасов производится согласно инструкции, утверждаемой Комитетом по Делам Геологии при СНК СССР.
Решения ВКЗ по утверждению запасов полезных ископаемых обязательны для всех учреждений, предприятий и организаций.
5. Определение (подсчет) запасов производится согласно классификации запасов полезных ископаемых, утверждаемой СНК СССР.
II
6. На Всесоюзную комиссию по запасам полезных ископаемых возлагается:
а) утверждение запасов месторождений всех твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, которые являются и могут явиться минерально-сырьевой базой для действующих, проектируемых и реконструируемых предприятий союзного и республиканского значения;
б) разработка классификаций запасов полезных ископаемых и методики исчисления запасов и оценки месторождений полезных ископаемых;
в) осуществление методического руководства и инструктирования территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых при геологических управлениях Комитета по Делам Геологии при СНК СССР.
7. Всесоюзной комиссии по запасам полезных ископаемых предоставляется право:
а) требовать от хозяйственных организаций, учреждений и предприятий, имеющих горнодобывающие предприятия, справки и объяснения по вопросам обеспечения запасами полезных ископаемых промышленных предприятий;
б) требовать от хозяйственных учреждений, предприятий и организаций представления всех геологических и геолого-разведочных материалов (отчетов, графических материалов и т.д.), необходимых для утверждения запасов полезных ископаемых;
в) производить проверку представленных материалов по первичным документам, а также знакомиться на месте с месторождениями;
г) создавать комиссии для рассмотрения отдельных вопросов, а также организовывать выездные заседания ВКЗ для проработки вопросов непосредственно на месторождениях и предприятиях;
д) привлекать к участию в своих работах квалифицированных специалистов: экспертов, проектировщиков, технологов, подсчетчиков и т.д., а также передавать отдельные вопросы на заключение научно-исследовательских учреждений, заводских лабораторий и т.д.
Примечание. Список экспертов утверждается Комитетом по Делам Геологии при СНК СССР по представлению председателя Всесоюзной комиссии по запасам полезных ископаемых.
е) рассматривать и в необходимых случаях отменять постановления территориальных комиссий по запасам при геологических управлениях Комитета по Делам Геологии при СНК СССР;
ж) заключать договоры с хозяйственными организациями и учреждениями, представляющими материалы на утверждение запасов полезных ископаемых.
III
8. Всесоюзная комиссия по запасам полезных ископаемых возглавляется председателем. Председатель ВКЗ, его заместители, главный бухгалтер и другие номенклатурные работники назначаются Комитетом по Делам Геологии при СНК СССР.
9. Состав Всесоюзной комиссии по запасам полезных ископаемых назначается Комитетом по Делам Геологии при СНК СССР, по представлению председателя ВКЗ, из работников системы Комитета по Делам Геологии при СНК СССР и представителей других заинтересованных ведомств и центральных учреждений.
10. На заседаниях пленума Всесоюзной комиссии по запасам полезных ископаемых рассматриваются и утверждаются:
а) направление и методы работы Всесоюзной комиссии по запасам полезных ископаемых;
б) квартальные и годовые планы и отчеты о работе Всесоюзной комиссии по запасам полезных ископаемых;
в) запасы полезных ископаемых месторождений, имеющих важное народнохозяйственное значение.
11. Структура ВКЗ и Положение о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых при геологических управлениях утверждаются Комитетом по Делам Геологии при СНК СССР.
12. Всесоюзная комиссия по запасам полезных ископаемых имеет печать с изображением герба Союза ССР и своего наименования.
Председатель Комитета
по Делам Геологии
при СНК Союза ССР
И.МАЛЫШЕВ
Открыть полный текст документа