Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых при совете министров ссср
Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ФБУ «ГКЗ») – федеральное бюджетное учреждение в ведении Федерального агентства по недропользованию РФ. Основной вид деятельности учреждения: проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр. Вид деятельности, не являющийся основным: осуществление организационно-методического сопровождения деятельности уполномоченных комиссий по рассмотрению и утверждению запасов полезных ископаемых.
История
Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых была создана 31 мая 1927 года по приказу директора Геологического комитета А.К. Мейстера[1]. Образование комиссии было связано с необходимостью создания единой системы учета разведанных запасов, обеспечения на государственном уровне объективной оценки запасов минерального сырья для действующих, реконструируемых и строящихся промышленных предприятий и квалифицированной, ответственной экспертизы запасов месторождений полезных ископаемых для проектируемых объектов.
Комиссия многократно меняла свое название[2]:
- 1927 – Особая комиссия по подсчету запасов полезных ископаемых (ОКЗ)
- 1930 – Центральная комиссия по запасам полезных ископаемых (ЦКЗ)
- 1940 – Всесоюзная комиссия по запасам полезных ископаемых (ВКЗ)
- 1954 – Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ГКЗ)
Историю Комиссии по запасам полезных ископаемых, насчитывающую 90 лет, с момента ее образования и до сегодняшних дней можно условно разделить по выполняемым функциям и уровню решаемых задач на четыре временных этапа[3][4].
1927–1954 годы
На первом этапе перед ОКЗ стояли две основные задачи: обеспечить проверку достоверности (ответственности) и однообразности авторского подсчета запасов полезных ископаемых, так как данные публиковались в изданиях Геологического комитета и признавались «официальными цифрами Геолкома», дающими основания для строительства новых горнодобывающих предприятий; «ускорить работу по установлению однообразных методов подсчета» взамен «общепринятого деления запасов на категории достоверных, вероятных и возможных». На ОКЗ возлагалась проверка и утверждение цифр запасов полезных ископаемых, получаемых при разведочных работах и в результате камеральной обработки имеющихся данных, распределение их по категориям, а также разработка методов подсчета запасов.
С 1932 года ЦКЗ проводит внешнюю экспертизу рассматриваемых материалов и в своих протоколах фиксирует основные критические замечания, на основании которых вносились изменения в авторские цифры и категории запасов. В этот период особое внимание Комиссии уделялось оценке качества проведенных геологоразведочных работ, анализу геологической документации, достоверности опробования, принципам оконтуривания площадей подсчета запасов.
С 1935 года ЦКЗ становится высшим органом, определяющим и утверждающим запасы полезных ископаемых в недрах для проектирования капитального строительства новых, реконструкции и расширения действующих горнодобывающих предприятий союзного, республиканского и краевого (областного) значения.
В целях коренного улучшения постановки и организации поисковых и разведочных работ и в соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 17 ноября 1937 года приказом наркомата тяжелой промышленности СССР № 993 от 20 ноября 1937 г. ЦКЗ была выделена из состава ГГГГУ и передана в подчинение непосредственно наркому тяжелой промышленности. Таким образом, ЦКЗ фактически становится надведомственным органом государственной экспертизы.
В 1940 году ЦКЗ вошла в состав Комитета по делам геологии, но уже как Всесоюзная комиссия по запасам полезных ископаемых (ВКЗ), сохранив свой статус высшего государственного органа по определению (подсчету) и утверждению запасов всех видов полезных ископаемых в недрах. 25.03.1940 г. СНК СССР своим Постановлением № 403 утвердил Положение о ВКЗ, согласно которому решения ВКЗ по утверждению запасов полезных ископаемых были обязательными для всех учреждений, предприятий и организаций.
В 1946 году ВКЗ вошла в состав Министерства геологии СССР. Функции Комиссии по запасам в послевоенное время претерпели кардинальные изменения в сторону еще большего придания ей государственных полномочий в вопросах формирования и систематизации минерально-сырьевой базы страны.
1954–1991 годы
Постановлением Совета Министров СССР № 1347 от 01.07.1954 г. Всесоюзная комиссия по запасам полезных ископаемых была переименована в Государственную комиссию и передана в подчинение непосредственно Совмину СССР. В этот период деятельности ГКЗ была создана школа геологов-экспертов – самобытная, но не изолированная от мировой геологической общественности. Эта школа собрала высококлассных специалистов из различных областей геологических наук, объединенных общими целями и задачами. Обширные теоретические знания, практический опыт и высокие моральные качества этих людей, а также принцип коллегиальности, реализуемый в процессе рассмотрения экспертируемых материалов, обеспечивали объективность решений, принимаемых комиссиями ГКЗ.
1992–1998 годы
После образования независимой России госприемка запасов потеряла актуальность из-за резкого падения объемов геологоразведочных работ. Последние крупные объекты, разведка которых завершилась в переходный период, вовлекались в отработку c нарушением Федерального закона «О недрах», без проведения государственной экспертизы. Главной задачей того времени стало – не позволить развалить уникальную государственную структуру, спасти документальную, информационную базу природных ресурсов России.
С 1996 года положение ГКЗ начинает упрочняться, комиссия начинает осуществлять государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр. Уточняется круг ее обязанностей. Приказом МПР России № 95 от 09.06.1997 г. «Об утверждении разграничения полномочий в области государственной экспертизы» в области экспертизы запасов были определены границы сфер деятельности ГКЗ, ТКЗ и ЦКЗ, их полномочия, контроль и ответственность. Определилась новая тенденция в работе ГКЗ: переход от «госприемки запасов» к определению реального состояния минерально-сырьевой базы в данный момент времени при фактическом положении в экономике, вне зависимости от заказчика (или владельца).
С 1998 года
С 2004 года одним из приоритетных направлений стала государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. В 2006 году создано 19 филиалов, осуществляющих экспертизу запасов полезных ископаемых. Создание филиалов явилось значительным шагом в развитии единой российской системы госэкспертизы, основанной на общих принципах и подходах. На сегодня в связи с изменением структуры работают 10 филиалов ФБУ «ГКЗ».
За период с 2004 года по настоящее время выполнялись работы по совершенствованию методологии государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр в части рационального использования недр.
При участии ФБУ «ГКЗ» совместно с Обществом экспертов России по недропользованию (ОЭРН) и Комитета по международным стандартам отчетности о запасах (CRIRSCO) был разработан российский Кодекс публичной отчетности, который был утвержден и публично подписан 31 октября 2011 года в рамках ежегодной встречи членов CRIRSCO. Таким образом, Россия присоединилась к CRIRSCO и стала его полноправным членом.
В современных условиях ФБУ ГКЗ представляет и защищает прежде всего интересы государства как собственника российских недр. Это выражается в двух ключевых моментах. Первое: рациональное недропользование в интересах будущих поколений, достижение максимальной выработки запасов всех без исключения полезных ископаемых. Второе: достоверное планирование уровней добычи полезных ископаемых, что напрямую способствует наполнению бюджета Российской Федерации, определенному в соответствии с государственными планами.
ФБУ «ГКЗ» продолжает занимать активную позицию по сближению российских и международных подходов к классификациям запасов и ресурсов, что позволит повысить инвестиционную привлекательность сырьевых объектов и сформировать российскую систему недропользования, соответствующую мировым тенденциям развития минерально-сырьевого комплекса. Введенная в действие с 1 января 2016 г. новая классификация запасов УВС позволяет решить актуальные задачи повышения достоверности запасов и упрощения схемы их утверждения, снижения административных барьеров и гармонизации с международными стандартами. Выделяются ключевые изменения, благодаря которым новую классификацию по углеводородному сырью можно назвать революционной:
- Основным отличием новой классификаций стал переход на проектный принцип выделения категорий запасов и ресурсов, который позволяет учитывать не только изученность, но и стадию освоения участка недр.
- Введено новое понятие – «извлекаемые запасы за рентабельный срок разработки». В результате формализовано определение ” трудноизвлекаемые запасы” и существенно расширены возможности государственного управления в сфере недропользования.
- Введена государственная экспертиза проектов и других технологических документов на разработку месторождений в части определения извлекаемых и рентабельно извлекаемых запасов. Таким образом согласование проектных документов, осуществляемое Центральной комиссией по разработке месторождений УВС, стало элементом государственной экспертизы запасов. В связи с этим, в 2015 г. на ФБУ «ГКЗ» возложено научно-методическое и техническое сопровождение деятельности ЦКР Роснедр по УВС, МПВ и ПС. Такие преобразования позволят формировать единую историю экспертизы освоения месторождения – от постановки на баланс до окончания разработки.
Все эти факторы позволили гармонизировать российскую классификацию с Международной рамочной классификацией ООН. В сентябре 2016 года, комитет по устойчивой энергетике ООН, утвердил связующий документ между новой российской классификацией (РК-2013) и РК ООН. Таким образом, российская классификация по УВС стала первой национальной классификацией в мире, признанной ООН .
На завершающем этапе находится разработка новой классификации по ТПИ.
В ФБУ ГКЗ активно работает Экспертно-технический совет, который рассматривает наиболее современные методики и технологии геологоразведки и освоения запасов полезных ископаемых, содействует их максимальному продвижению в производство и дальнейшему технологическому прогрессу отрасли.
Одной из главных задач на перспективу является развитие института внештатных экспертов за счёт налаживания конструктивного сотрудничества с Евразийским союзом экспертов по недропользованию, который был создан в 2016 г. с целью объединения экспертного сообщества и унификации стандартов недропользования стран ЕврАзЭС.
Структура
В состав Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых входят следующие отделы и подразделения:
- Отдел оперативного учета углеводородного сырья
- Отдел геологических запасов УВС
- Отдел извлекаемых запасов УВС
- Отдел металлов
- Отдел нерудных полезных ископаемых и угля
- Отдел подземных вод
- Отдел по работе с территориальными подразделениями ФБУ ГКЗ
- Отдел мониторинга, анализа и методологии
- Отдел информационных технологий
- Казанский филиал ФБУ “ГКЗ” (г. Казань)
- Санкт-Петербургский филиал ФБУ “ГКЗ” (г. Санкт-Петербург)
- Тимано-Печорский филиал ФБУ “ГКЗ” (г. Сыктывкар)
- Волго-Уральский филиал ФБУ “ГКЗ” (г. Самара)
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Перми
- Северо-Кавказский филиал ФБУ “ГКЗ” (г.Ессентуки)
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Ростове-на-Дону
- Западно-Сибирский филиал ФБУ “ГКЗ” (г.Тюмень)
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Екатеринбурге
- Новосибирский филиал ФБУ “ГКЗ” (г.Новосибирск)
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Кемерово
- Красноярский филиал ФБУ «ГКЗ» (г. Красноярск)
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Улан-Удэ
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Чите
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Иркутске
- Хабаровский филиал ФБУ “ГКЗ” (г.Хабаровск)
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Владивостоке
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Магадане
Обособленное подразделение ФБУ “ГКЗ в г. Благовещенске
- Якутский филиал ФБУ “ГКЗ” (г.Якутск)
Руководители ГКЗ
- А.К. Мейстер (1927-1928)
- В.К. Котульский (1928-1930)
- Н.И. Свитальский (1930-1934)
- И.М. Губкин (1935-1937)
- А.П. Завенягин (1937-1938)
- В.П. Новиков (1938-1940)
- Ф.А. Шутлив (1940-1942)
- П.М. Татаринов (1942-1946)
- В.И. Смирнов (1946-1949)
- М.П. Ложечкин (1949-1957)
- И.И. Малышев (1957-1971)
- А.М. Быбочкин (1971-1992)
- М.В. Толкачев (1992-1993)
- О.В. Заборин (1993-2002)
- Ю.А. Подтуркин (2004-2014)
- И.В. Шпуров (2014-н.в.)
Примечания
Ссылки
Официальный сайт учреждения
Эта страница в последний раз была отредактирована 28 апреля 2020 в 13:36.
1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при совете Министров СССР.
2. Поручить Министру геологии и охраны недр т. Антропову по согласованию с председателем Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР т. Ложечкиным в месячный срок утвердить Положение о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Министерства геологии и охраны недр.
3. Считать утратившими силу Положение о Всесоюзной комиссии по запасам полезных ископаемых (ВКЗ) и Положение о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) при геологических управлениях, утверждённые Постановлением Совета Министров СССР от 17 марта 1952 г. N 1353.
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Совета Министров СССР
от 5 февраля 1955 г. N 190
Положение
о Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР (ГКЗ)
1. Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР (ГКЗ) является высшим государственным органом по утверждению разведанных в недрах запасов полезных ископаемых и определению степени их достоверности.
Решения ГКЗ по утверждаемым запасам полезных ископаемых являются обязательными для всех учреждений, организаций и предприятий, ведущих горнодобывающие и геологоразведочное работы, независимо от их ведомственной подчинённости.
2. На Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР возлагается:
а) проверка подсчётов и утверждение разведанных в недрах запасов всех видов полезных ископаемых для предприятий союзного и республиканского подчинения.
Примечание: утверждение запасов по месторождениям строительных материалов (за исключением цементного и стекольного сырья, огнеупорных и тугоплавких глин для строительной керамики и облицовочного камня) для всех предприятий, независимо от их ведомственной подчинённости, а также запасов полезных ископаемых для предприятий местного подчинения производится территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых Министерства геологии и охраны недр и территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых Дальстроя Министерства цветной металлургии СССР.
б) определение степени изученности и достоверности разведанных запасов полезных ископаемых, а также подготовленности месторождений полезных ископаемых для промышленного освоения в соответствии с действующими классификациями запасов полезных ископаемых и Положением о порядке передачи разведанных месторождений для промышленного освоения;
в) контроль за представлением министерствами и ведомствами на утверждение ГКЗ подсчётов запасов полезных ископаемых в установленные Правительством сроки;
г) контроль за правильностью установления министерствами и ведомствами кондиций на минеральное сырьё для подсчёта запасов в недрах, с целью максимального вовлечения в эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых и новых видов промышленного сырья, а также комплексного извлечения полезных ископаемых, имея в виду наиболее полное извлечение как основных, так и сопутствующих им полезных ископаемых;
д) методическое руководство и контроль за работой территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых Министерства геологии и охраны недр и Дальстроя Министерства цветной металлургии СССР;
е) разработка с участием заинтересованных министерств и ведомств классификаций запасов полезных ископаемых, представляемых на утверждение Совета Министров СССР, а также разработка, утверждение и издание инструкций по применению классификаций запасов полезных ископаемых для различных типов месторождений и видов полезных ископаемых;
ж) установление содержания и порядка оформления материалов, обосновывающих подсчитанные запасы, а также/порядка представления на рассмотрение и утверждение ГКЗ подсчётов запасов полезных ископаемых;
з) участие в рассмотрении вопросов о выплате государственных денежных вознаграждений за открытие новых месторождений полезных ископаемых, а также новых участков и рудных тел на известных месторождениях.
3. Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР имеет право:
а) вносить изменения и отклонять представленные на утверждение подсчёты запасов полезных ископаемых в зависимости от степени обоснованности подсчётов, при наличии методических ошибок в них или отступлений от требований инструкций по применению классификаций запасов, а также в случаях отсутствия материалов, без которых невозможна проверка подсчётов;
б) требовать от министерств и ведомств, имеющих горнодобывающие предприятия и ведущих геологоразведочные работы:
представления в ГКЗ в установленные Правительством сроки подсчётов запасов полезных ископаемых по вновь разведанным месторождениям, а также по эксплуатируемым месторождениям, оценка которых за время, истекшее после утверждения запасов, существенно изменилась в результате проведённых эксплуатационных и разведочных работ, изменения экономических условий, промышленных кондиций и т.д.;
представления в установленном порядке всех геологических и других материалов, необходимых для проверки подсчётов и утверждения запасов полезных ископаемых;
в) требовать от министерств, проектных организаций и предприятий обоснования промышленных кондиций на минеральное сырьё, отклонять подсчёты запасов при отсутствии кондиций, утверждённых промышленной организацией, использующей данное минеральное сырьё, опротестовывать недостаточно обоснованные кондиции и входить в Совет Министров СССР с ходатайством об отмене неправильно установленных министерствами и ведомствами кондиций на минеральное сырьё;
г) требовать от министерств и ведомств утверждённые ими годовые планы и графики представления в ГКЗ материалов по подсчёту или пересмотру запасов полезных ископаемых;
д) отменять решения территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых Министерства геологии и охраны недр и Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Дальстроя Министерства цветной металлургии СССР, когда эти решения противоречат действующим классификациям запасов полезных ископаемых и инструкциям ГКЗ по применению этих классификаций;
е) организовывать экспертизы по утверждаемым запасам полезных ископаемых и привлекать в необходимых случаях в качестве экспертов квалифицированных специалистов, а также передавать отдельные вопросы, связанные с проверкой и утверждением запасов полезных ископаемых, на заключение научно-исследовательских организаций и заводских лабораторий;
ж) организовывать выездные заседания ГКЗ для утверждения подсчётов запасов полезных ископаемых непосредственно на месторождениях и предприятиях.
4. Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР состоит из председателя, его заместителей и членов Комиссии.
Персональный состав Комиссии утверждается Советом Министров СССР по представлению председателя Комиссии.
5. Председатель Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР руководит работой ГКЗ, обеспечивает выполнение Законов, а также Постановлений и распоряжений Совета Министров СССР по вопросам, относящимся к деятельности ГКЗ, издаёт в пределах компетенции ГКЗ приказы и инструкции и проверяет их исполнение, назначает и увольняет работников аппарата ГКЗ, утверждает положения об отделах и других структурных подразделениях ГКЗ.
6. Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает материалы подсчётов запасов полезных ископаемых, представляемые министерствами и ведомствами, вопросы об организации и методах работы Комиссии, проекты классификаций запасов полезных ископаемых и инструкций по применению этих классификаций для различных типов месторождений и видов полезных ископаемых и заслушивает отчёты территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых Министерства геологии и охраны недр.
Решения ГКЗ принимаются большинством голосов членов Комиссии.
В случае, если отдельные члены Комиссии не согласны с решением, принятым Комиссией, они имеют право обжаловать это решение в Совет Министров СССР.
7. Решения ГКЗ по вопросам об утверждении запасов полезных ископаемых оформляются протоколами, копии которых направляются в двух экземплярах – министерству или ведомству, представившему подсчёт запасов полезных ископаемых, и по одному экземпляру – Всесоюзному геологическому фонду Министерства геологии и охраны недр, соответствующему территориальному геологическому фонду Министерства геологии и охраны недр, Госплану СССР и Госгортехнадзору СССР по согласованному с ним перечню полезных ископаемых.
8. Экспертно-технический совет ГКЗ организуется из числа специалистов по согласованию с руководителями заинтересованных министерств, ведомств и научно-исследовательских организаций. Состав Совета утверждается Председателем ГКЗ.
На экспертно-технический Совет возлагается рассмотрение вопросов, связанных с разработкой методики определения разведанных в недрах запасов полезных ископаемых, классификаций запасов полезных ископаемых, инструкций по применению этих классификаций для различных типов месторождений и видов полезных ископаемых, а также рассмотрение материалов подсчёта запасов по отдельным месторождениям полезных ископаемых.
9. Структура Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР утверждается Советом Министров СССР.
10. Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР заключает договоры с хозяйственными организациями и учреждениями, подставляющими на утверждение ГКЗ подсчёты запасов полезных ископаемых, содержится за счёт средств, поступающих по этим договорам, и имеет текущий счёт в Госбанке.
11. Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР пользуется правами юридического лица.
12. Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР имеет печать с изображением герба СССР и со своим наименованием.