Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых казахстан
В соответствии с подпунктом 12) статьи 16 Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года “О недрах и недропользовании” Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан и межрегиональных комиссиях по запасам полезных ископаемых.
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Республики Казахстан от 18 октября 1996 года № 1288 “Об утверждении Правил государственной экспертизы недр Республики Казахстан” (САПП Республики Казахстан, 1996 г., № 43, ст. 411);
2) постановление Правительства Республики Казахстан от 29 сентября 2005 года № 968 “О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 октября 1996 года № 1288” (САПП Республики Казахстан, 2005 г., № 36, ст. 501).
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 8 февраля 2011 года № 87
Положение о Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан и межрегиональных комиссиях по запасам полезных ископаемых
1. Общие положения
1. Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан (далее – ГКЗ РК) и межрегиональные комиссии по запасам полезных ископаемых (далее – МКЗ) осуществляют государственную экспертизу недр (далее – Экспертиза).
2. Организация деятельности ГКЗ РК и МКЗ, их состав, регламент работы и ведение делопроизводства определяются настоящим Положением.
3. ГКЗ РК создается и действует при уполномоченном органе по изучению и использованию недр, МКЗ создаются и действуют при межрегиональных департаментах геологии и недропользования Комитета геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан (далее – межрегиональные департаменты).
4. К компетенции ГКЗ РК относится Экспертиза по всем видам полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. К компетенции МКЗ относится Экспертиза по общераспространенным видам полезных ископаемых, а также предварительное рассмотрение материалов, поступающих на Экспертизу ГКЗ РК. Допускается Экспертиза МКЗ других видов полезных ископаемых по конкретным месторождениям, в соответствии с отдельными поручениями ГКЗ РК в пределах территориальной ответственности комиссии, за исключением запасов нефти и уровня извлекаемости нефти.
2. Задачи и функции ГКЗ РК и МКЗ
5. В соответствии с основной задачей, в ходе Экспертизы, ГКЗ РК МКЗ определяют:
достоверность данных о количестве, качестве, составе, технологических и иных свойствах запасов полезных ископаемых, а также иных особенностях недр;
полноту и достоверность геологических, горнотехнических, гидрогеологических, инженерно-геологических, технико-экономических и иных данных для условий добычи полезных ископаемых и использования участков недр в целях, не связанных с добычей;
технико-экономические обоснования экономической эффективности разработки месторождений, коэффициентов извлечения углеводородного сырья, выводы и предложения по расширению минерально-сырьевой базы, степень подготовленности запасов и участков недр для использования;
результаты и качество поисковых, разведочных, опытно-эксплуатационных и иных работ по геологическому изучению и оценке недр;
обоснованность ликвидации или консервации месторождений полезных ископаемых, списания полезных ископаемых или изменения балансовой принадлежности оставшихся запасов.
6. ГКЗ РК и МКЗ в своей деятельности осуществляют следующие функции в рамках проводимой экспертизы:
выдают заключение о рентабельности разведанных запасов полезных ископаемых, которое является основанием для постановки их на государственный баланс запасов полезных ископаемых;
дают объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их значение для экономики республики, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий добычи;
подтверждают факт коммерческого обнаружения в результате разведки на контрактной территории.
7. ГКЗ РК и МКЗ в ходе Экспертизы, в том числе предварительной, могут:
запрашивать и получать от центральных государственных и местных исполнительных органов, подведомственных Комитету геологии и недропользования организаций и учреждений, и от недропользователей информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенной на них задачи;
привлекать в процессе Экспертизы, в пределах своей компетенции, независимых экспертов и экспертные группы;
проводить по необходимости выездные заседания на экспортируемых объектах;
проводить Экспертизу на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые на государственную экспертизу материалы позволяют дать объективную оценку полученных результатов;
отклонять представленные на государственную экспертизу материалы в случае нарушения недропользователем сроков проведения операций недропользования, оговоренных контрактными условиями, до внесения компетентным органом в действующий контракт соответствующих изменений;
принимать решения по вопросам, входящим в их компетенцию.
3. Организация деятельности ГКЗ РК и МКЗ
8. Заседания ГКЗ РК и МКЗ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
9. Заседания ГКЗ РК и МКЗ подразделяются на рабочие и пленарные. Результатом рабочего рассмотрения является проект решения ГКЗ РК или МКЗ. На пленарном заседании ГКЗ РК или МКЗ принимается решение по экспертируемым материалам.
10. ГКЗ РК и МКЗ являются коллегиальными органами. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссий. При равенстве голосов во время принятия решения, голос председательствующего является решающим.
11. Рабочим органом ГКЗ РК является Управление экспертизы недр Комитета геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. Рабочими органами МКЗ являются рабочие группы, создаваемые из числа специалистов соответствующих межрегиональных департаментов по отраслевой направленности поступающих на рассмотрение материалов.
12. На заседания ГКЗ РК и МКЗ могут приглашаться должностные лица, не являющиеся членами комиссий.
13. Председатель ГКЗ РК руководит ее деятельностью, осуществляет методическое руководство и курирует деятельность МКЗ. В отсутствие председателя его обязанности исполняет заместитель председателя ГКЗ РК.
14. Председатели МКЗ руководят деятельностью соответствующей межрегиональной комиссии.
15. Центральные государственные и местные исполнительные органы оказывают содействие ГКЗ РК и МКЗ в выполнении возложенных на них задач.
16. Ученые секретари ГКЗ РК и МКЗ организуют прием материалов на Экспертизу и их подготовку к пленарным заседаниям комиссий.
17. Результаты Экспертизы оформляются протоколом, в котором отражаются данные об утверждении запасов полезных ископаемых, о распределении запасов по категориям, объемах и сроках опытно-промышленной добычи, коэффициентах извлечения углеводородного сырья, списании запасов полезных ископаемых, возможности применения информации о недрах в промышленных, научных и иных целях, рекомендации, а также решения по иным вопросам, входящим в компетенцию ГКЗ РК и МКЗ.
18. Протокол, отражающий результаты Экспертизы, подписывается председательствовавшим на заседании и визируется всеми присутствовавшими членами ГКЗ РК или МКЗ.
4. Состав ГКЗ РК и МКЗ
19. ГКЗ РК и МКЗ состоят из председателя, его заместителя, ученого секретаря и членов комиссий.
20. Председатель ГКЗ РК по должности является заместителем председателя Комитета геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. Председатель ГКЗ РК имеет заместителя, обладающего правом подписи документов в пределах компетенции ГКЗ РК в период отсутствия председателя ГКЗ РК.
21. Заместитель председателя ГКЗ РК является руководителем рабочего органа ГКЗ РК.
22. Председателями МКЗ являются руководители соответствующих межрегиональных департаментов. Заместителями председателей МКЗ являются заместители руководителей соответствующих межрегиональных департаментов по вопросам геологии.
23. Членами комиссий являются квалифицированные работники геологических специальностей уполномоченного органа по изучению и использованию недр, и его территориальных подразделений.
Персональные составы ГКЗ РК и МКЗ утверждаются приказом уполномоченного органа по изучению и использованию недр.
5. Регламент работы и ведение делопроизводства ГКЗ РК и МКЗ
24. План работы ГКЗ РК и МКЗ на очередной год формируется на основании заявок недропользователей.
25. Недропользователи направляют заявки с указанием срока представления отчетных материалов на Экспертизу, в том числе предварительную, в соответствующий межрегиональный департамент в срок до 20 января планируемого года.
26. Межрегиональные департаменты в срок до 30 января планируемого года направляют сводные сведения по заявкам недропользователей в адрес ГКЗ РК.
27. Сводный план работы ГКЗ РК утверждается председателем ГКЗ РК. Сводные планы МКЗ утверждаются их председателями.
28. Заявки от недропользователей, поступившие после 20 января планируемого года регистрируются ГКЗ РК и МКЗ. Экспертиза данных материалов проводится следующим образом:
в первую очередь рассматриваются материалы в соответствии со сводным планом работы;
во вторую очередь, при непредставлении заявленных в установленном порядке материалов, рассматриваются материалы по заявкам, поступившим после 20 января планируемого года, согласно очередности их поступления.
29. Физическое или юридическое лицо, обладающее правом недропользования, представляет на Экспертизу материалы в форме отчета о выполненных работах по геологическому изучению и освоению недр. Требования к геологической информации предоставляемой на Экспертизу, включая информацию о достоверности и полноте оценки запасов полезных ископаемых, изученности месторождений, эффективности геологоразведочных работ устанавливаются уполномоченным органом в области регулирования индустриальной политики.
30. Недропользователь направляет на Экспертизу материалы в количестве не менее двух экземпляров, прилагаемые справки к отчету и экспертные заключения независимых экспертов – не менее четырех экземпляров. Кроме того, недропользователь обеспечивает независимых экспертов рабочими и дополнительными (по требованию) материалами, относящимися непосредственно к предмету экспертизы на время ее проведения.
31. Материалы, поступающие на рассмотрение ГКЗ РК, предварительно рассматриваются соответствующей МКЗ и сопровождаются ее заключением.
32. Поступающие на Экспертизу материалы оцениваются ученым секретарем на предмет соответствия установленным требованиям действующего законодательства.
33. При соответствии представленных материалов установленным уполномоченным органом в области регулирования индустриальной политики требованиям, они регистрируются ученым секретарем, после чего считаются принятыми на Экспертизу, о чем недропользователь уведомляется письменно.
34. Члены ГКЗ РК или МКЗ уведомляются ученым секретарем о поступлении материалов на Экспертизу по мере их регистрации.
35. Материалы, поступившие на рассмотрение ГКЗ РК или МКЗ и зарегистрированные в установленном порядке, передаются заместителю председателя комиссии, который определяет ответственных за проведение экспертизы из числа членов комиссии, согласно отраслевой направленности поступивших материалов.
36. Экспертиза проводится в срок до трех месяцев с момента регистрации материалов, с привлечением независимых экспертов и экспертных групп. В случае рассмотрения материалов повышенной сложности либо большого объема, срок проведения Экспертизы может быть увеличен по решению председателя комиссии, но не более чем на шесть месяцев. Затраты на проведение независимой экспертизы, командировочные расходы экспертов, связанные с выполнением функциональных обязанностей, возмещаются недропользователем.
37. Независимыми экспертами выступают квалифицированные специалисты соответствующих отраслей. Список независимых экспертов и экспертных групп утверждается уполномоченным органом по изучению и использованию недр, по представлению председателя ГКЗ РК.
38. Срок рассмотрения в процессе Экспертизы материалов независимыми экспертами составляет до двух месяцев с момента регистрации материалов, и может быть увеличен по решению председателя комиссии, но не более чем на четыре месяца, в случае рассмотрения материалов повышенной сложности, либо большого объема.
39. Кандидатуры независимых экспертов, виды и количество экспертиз при проведении Экспертизы ГКЗ РК или МКЗ по представленным материалам утверждаются председателем комиссии по представлению его заместителя.
40. После получения заключений независимых экспертов и изучения материалов ответственными членами комиссий, проводится рабочее заседание ГКЗ РК или МКЗ с участием представителей недропользователя, исполнителей отчета, независимых экспертов и приглашенных специалистов. При необходимости на рабочее заседание ГКЗ РК приглашаются члены соответствующей МКЗ.
41. Рабочие заседания ГКЗ РК проводятся под председательством заместителя председателя ГКЗ РК, а при его отсутствии – ответственным за проведение экспертизы членом комиссии. Рабочие заседания МКЗ проводятся под председательством заместителя председателя МКЗ. Результатом рабочего рассмотрения является проект решения ГКЗ РК или МКЗ.
42. Пленарные заседания комиссий проводятся под председательством председателя ГКЗ РК или МКЗ. В случаях отсутствия председателя заседания проводит его заместитель.
43. За три дня до проведения пленарного заседания ученым секретарем представляется членам ГКЗ РК или МКЗ для ознакомления справка, отражающая в кратком виде основное содержание материалов по рассматриваемому объекту. По требованию члена ГКЗ РК или МКЗ ему предоставляются заключения независимых экспертов и иные материалы.
44. Пленарное заседание ГКЗ РК или МКЗ считаются правомочным, если в нем приняли участие не менее половины от общего числа членов комиссии. Члены ГКЗ РК или МКЗ не имеют право делегировать свои полномочия по участию в заседании другим лицам.
45. Решения на пленарном заседании принимаются большинством голосов ее членов.
46. Члены комиссии обладают равными голосами при принятии решения. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.
47. Члены ГКЗ РК или МКЗ, не согласные с принятым решением, имеют право на особое мнение. Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование, и прилагается к материалам рассмотрения.
48. По поручению председателя ГКЗ РК или МКЗ, а в его отсутствие – заместителя, проект решения может быть направлен членам комиссии в порядке заочного голосования.
49. Срок для заочного голосования членов комиссии не должен превышать трех рабочих дней со дня рассылки материалов по проекту для голосования. До окончания срока заочного голосования члены комиссии направляют ученому секретарю письменные ответы, в которых выражают свое мнение. В случае непредставления письменного ответа в указанный срок считается, что член комиссии проголосовал за принятие проекта решения. Заочное голосование считается состоявшимся, если по проекту проголосовало большинство от общего числа членов комиссии за принятие проекта решения. Результаты заочного голосования по проекту постановления оформляются протоколом.
50. Протокол пленарного заседания ГКЗ РК или МКЗ составляется в течение четырнадцати рабочих дней со дня проведения заседания. В протоколе содержатся сведения о представленных на Экспертизу материалах, выявленные в ходе экспертизы замечания, решение ГКЗ РК или МКЗ и их рекомендации.
51. Подготовленный протокол пленарного заседания ГКЗ РК в месячный срок после рассмотрения направляется в адрес соответствующего межрегионального департамента, и геологический фонд Республиканского центра геологической информации “Казгеоинформ” (далее – РЦГИ “Казгеоинформ”). Недропользователю протокол пленарного заседания ГКЗ РК направляется в двухнедельный срок с момента получения ученым секретарем копии извещения о сдаче на постоянное хранение прошедших Экспертизу материалов в геологический фонд РЦГИ “Казгеоинформ”.
52. Протоколы пленарных заседаний МКЗ в месячный срок после рассмотрения направляются в геологический фонд РЦГИ “Казгеоинформ”, а также не реже одного раза в квартал направляются в адрес ГКЗ РК. Недропользователю протокол пленарного заседания МКЗ направляется в двухнедельный срок с момента получения ученым секретарем копии извещения о сдаче на постоянное хранение прошедших Экспертизу материалов в геологический фонд соответствующего межрегионального департамента.
53. В материалы, прошедшие Экспертизу, исполнителями отчета вносятся все необходимые дополнения и исправления, решения по которым приняты на пленарном заседании, и нашедшие отражение в протоколе ГКЗ РК или МКЗ.
54. Соответствие вносимых исправлений проверяется лицами ответственными за прохождение экспертизы представленными материалами, удостоверяется актом, подписываемым исполнителями отчета, независимым экспертом по профилю замечаний и специалистом рабочего органа ГКЗ РК или МКЗ.
55. На материалы, прошедшие Экспертизу, после внесения соответствующих изменений и дополнений, а также в случае принятия их без дополнительных правок и корректировок, наносится штамп, удостоверяющий прохождение Экспертизы данными материалами.
56. В штампе отражаются категории принятых запасов, номер протокола, дата проведения пленарного заседания, а также подпись ответственного лица за рассмотрение экспертируемых материалов. Штампы проставляются в тексте отчета на титульном листе и на каждом листе графических приложений, отражающем блокировку и категоризацию запасов.
57. В случае, если по результатам Экспертизы на экспертируемые материалы получено отрицательное заключение ГКЗ РК или МКЗ, недропользователь может представить материалы на повторную экспертизу при условии их доработки с учетом полученных замечаний и рекомендаций, изложенных в протоколе.