Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых это

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых это thumbnail

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр, предусмотренного абзацем вторым части первой статьи 10 настоящего Закона, при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации, результаты которой оформляются заключением государственной экспертизы геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению пользователей недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, за исключением участков недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр проводится за счет средств заявителей.

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.

Открыть полный текст документа

Источник

В целях создания условий для рационального комплексного использования недр и определения платы за пользование ими, а также границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе (ст. 29 Закона о недрах).

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации и ее субъектов в порядке, установленном Правительством РФ.

Приказом Минприроды России от 30 апреля 1998 г. № 123 утверждены Рекомендации по содержанию, оформлению и порядку представления на государственную экспертизу материалов подсчета запасов металлических и неметаллических полезных ископаемых. Рекомендации определяют порядок проведения государственной экспертизы, в том числе и повторной.

Государственная экспертиза осуществляется органами, специально уполномоченными Министерством природных ресурсов РФ — Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) Минприроды России или территориальными (региональными) комиссиями по запасам полезных ископаемых (ТКЗ, РКЗ) в соответствии с их полномочиями.

Запасы полезных ископаемых могут быть подвергнуты повторной государственной экспертизе. Повторная государственная экспертиза запасов полезных ископаемых проводится по инициативе государственных органов или недропользователя в случаях увеличения более чем на 30% балансовых запасов полезных ископаемых по сравнению с ранее утвержденными ГКЗ или ТКЗ. Такие ситуации могут возникнуть в результате изучения месторождения в процессе его разработки; неподтверждения или утраты промышленной ценности балансовых запасов полезных ископаемых в процессе его отработки в размерах, превышающих установленные нормативы по списанию запасов полезных ископаемых с баланса горнодобывающих предприятий; изменений природных или экономических факторов, влияющих на оценку экономического потенциала месторождения, в результате чего требуется переутверждение кондиций или пересмотр условий лицензионного соглашения.

Представляемые на государственную экспертизу материалы должны отвечать требованиям Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом Минприроды России от 7 марта 1997 г. № 40 и нормативных документов, регулирующих применение Классификации, а также содержать все данные, необходимые для обоснования результатов подсчета запасов и выводов об их достоверности. Форма составления материалов должна обеспечивать возможность проверки, а при необходимости — и пересчета запасов. Материалы подсчета запасов включают текстовую часть, текстовые, табличные и графические приложения.

Текстовая часть включает введение и несколько разделов и содержит анализ результатов проведенных работ, обоснование выводов по всем вопросам, определяющим достоверность подсчетных параметров разведанных запасов и подготовленности месторождения для промышленного освоения. По технологическим, гидрогеологическим, инженерно-геологическим, экологическим и другим специальным видам исследований в текстовой части приводятся только данные о методике исследований и обобщающие выводы, включая оценку достоверности полученных результатов.

Во введении приводятся характеристика административного и географического положения месторождения; сведения о его границах и площади; информация о недропользователе и условиях недропользования (лицензионном соглашении), когда и кем выдана лицензия; краткие сведения о климате, сейсмичности, мерзлотных условиях, экологической ситуации района; информация об экономической освоенности района месторождения (транспортные коммуникации, расстояние до ближайшей железнодорожной станции, пристани, порта; наличие населенных пунктов), обеспеченности рабочей силой, энергетической базой, источниками хозяйственнопитьевого и технического водоснабжения; сведения об открытии, разведке и разработке месторождения и др. Для вновь разведанных месторождений приводятся сведения о предполагаемом способе разработки и производственной мощности будущего предприятия по добыче полезного ископаемого и переработке минерального сырья; намечаемых и возможных направлениях его использования; об основных технико-экономических показателях работы предприятия на базе разведанных запасов. Для разрабатываемых месторождений характеризуются фактическая и проектная производительность предприятия, возможное влияние дополнительно разведанных запасов на повышение экономической эффективности работы предприятия.

В разделе, посвященном геологическому строению месторождения, содержится информация об изученности и геологическом строении района, позиции разведанного месторождения в общей геологической структуре района, геологическом строении месторождения, его границах и т. д.

Затем следует раздел “Методика геологоразведочных работ”.

В разделе “Вещественный состав и технологические свойства полезных ископаемых” приводятся характеристика природных разновидностей полезного ископаемого, их минеральный и химический состав, физико-механические свойства и распределение основных и попутных полезных компонентов, вредных и шлакообразующих примесей. В этом разделе описываются рекомендуемая схема переработки минерального сырья, основные показатели переработки (выход товарной продукции, ее качество и соответствие стандартам или техническим условиям, извлечение основных компонентов в товарную продукцию и отходы производства, распределение вредных примесей по продуктам переработки); состав и свойства отходов основного производства, результаты их технологического изучения и т. д.

Кроме того, текстовая часть содержит также следующие разделы: “Гидрогеологические условия разработки месторождения”; “Горно-геологические условия и горнотехнические особенности разработки месторождения”; “Попутные полезные ископаемые”; “Вопросы охраны окружающей среды”; “Подсчет запасов”; “Сопоставление данных разведки и разработки”; “Оценка подготовленности месторождения для промышленного освоения”.

Материалы подсчета запасов представляются на государственную экспертизу в четырех экземплярах. Одновременно в пяти экземплярах представляется авторская справка об особенностях геологического строения месторождения, методике, объемах и результатах проведенных геологоразведочных работ и подсчете запасов. Самостоятельные отчеты (записки), составленные специализированными организациями по результатам геофизических, технологических, гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических и других специальных исследований, представляются в одном экземпляре (оригинале).

К материалам подсчета запасов, представляемым на государственную экспертизу, прилагаются заключение соответствующего территориального органа управления государственным фондом недр; заключение территориального органа Госгортехнадзора России (в случае невыявления на разрабатываемом месторождении ранее утвержденных балансовых запасов полезных ископаемых в размерах, превышающих установленные нормативы), а также другие документы и материалы, необходимость в которых определена в процессе экспертизы.

Материалы подсчета запасов должны представляться на государственную экспертизу комплектно. Датой принятия материалов считается срок представления последних из предусмотренных указанными Рекомендациями. В случае, если представленные на государственную экспертизу материалы не отвечают требованиям Рекомендаций, ГКЗ (ТКЗ) имеет право возвратить их на доработку с указанием недостатков и предложений по их устранению.

Кроме ранее названных в настоящее время действуют также Рекомендации по содержанию, оформлению и порядку представления на государственную экспертизу материалов подсчета эксплуатационных запасов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод, утвержденные приказом Минприроды России от 30 апреля 1998 г. № 123.

Приказом Роскомнедр от 3 марта 1994 г. № 41 утверждена Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы геологических материалов территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых. Инструкция определяет основные требования к государственной экспертизе геологической информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, проводимой ТКЗ. Государственная геологическая экспертиза предшествует принятию хозяйственных и иных решений по геологическому изучению, охране и использованию недр либо проводится с целью контроля и оценки эффективности или точности исполнения ранее принятых решений.

При одновременном предоставлении недр для геологического изучения и добычи полезных ископаемых разработка месторождений может быть начата до проведения государственной геологической экспертизы при условии, что это предусмотрено лицензионным соглашением. Данное правило применяется для небольших и сложных по своим природным свойствам месторождений (россыпные месторождения золота, олова, месторождения оптического и камнесамоцветного сырья и подземных вод) и других месторождений, эксплуатацию которых экономически целесообразно проводить одновременно с геологическим изучением, либо для тех объектов, оценка запасов которых в силу их природных свойств требует проведения опытно-эксплуатационных работ.

Государственная геологическая экспертиза информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр проводится в связи с рассмотрением состояния и перспектив развития работ по формированию минерально-сырьевой базы и использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; техникоэкономических обоснований и проектов строительства (реконструкции) горнодобывающих предприятий и подземных сооружений для захоронения промышленных отходов, нефтегазохранилищ и других объектов, а также наземных сооружений промышленного и гражданского назначения (ГЭС, АЭС, каналов и др.).

I еологическая экспертиза проводится для проектов лицензионных соглашений и условий предоставления недр в пользование, в случае необходимости пересмотра ранее определенных показателей вследствие установленного в процессе геологического доизуче- ния и эксплуатации объектов несоответствия этих показателей проектным или лицензионным; проектов комплексных схем использования и охраны природных ресурсов в части, относящейся к использованию и охране недр, в том числе проектов использования вторичного техногенного сырья, накопленного в отвалах горнодобывающего и перерабатывающего производств; при рассмотрении вопросов формирования федерального резервного фонда месторождений полезных ископаемых и включения запасов полезных ископаемых по отдельным месторождениям в этот фонд. Материалы о денежных вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых и участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, споры и разногласия по вопросам геологического изучения, охраны и использования ресурсов недр, материалы по вопросам использования информации о недрах также подлежат государственной геологической экспертизе.

Основной задачей государственной геологической экспертизы является анализ и оценка соответствия геологических и других материалов, содержащих информацию о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, установленным стандартам (правилам, нормам), современному уровню научно-технического прогресса и возможности использования этих материалов в намеченных целях.

Государственная геологическая экспертиза оценивает:

  • • достоверность данных о количестве, качестве, составе, технологических и иных свойствах запасов полезных ископаемых, а также о свойствах недр, определяющих возможность их использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; полноту и достоверность географо-экономических, геологических, горно-технических, гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических и иных условий освоения месторождений полезных ископаемых и участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей минерального сырья;
  • • обоснованность выводов и предложений по оценке, охране и использованию недр, в том числе о целесообразности и направлениях развития работ по расширению минерально-сырьевой базы, степени подготовленности запасов и участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей, для последующего геологического изучения или промышленного освоения, а также по предоставлению недр в пользование;
  • • результаты и качество поисковых, разведочных и иных работ по геологическому изучению и оценке недр, эффективность использования государственных и иных средств, направляемых на воспроизводство минерально-сырьевой базы; последствия, в том числе связанные с воздействием работ на окружающую среду, и условия реализации программ, проектов и других документов, явившихся обоснованием для производства работ по геологическому изучению, охране и использованию недр;
  • • эффективность использования разведанных запасов полезных ископаемых и участков недр, предназначенных для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также эффективность мер по ограничению вредного воздействия работ на недра и окружающую природную среду.

Объектами государственной геологической экспертизы являются все виды геологических и иных материалов, содержащих информацию о запасах полезных ископаемых и участках недр, пригодных для использования в целях, не связанных с разработкой месторождений; геологическая и горно-технологическая документация, полученная в процессе геологического изучения и использования недр; технико-экономические обоснования и проекты горнодобывающих предприятий и других объектов, сооружение которых связано с использованием недр; проекты лицензионных соглашений на предоставление недр в пользование; программы (схемы) и проекты развития и проведения поисковых, разведочных, горнодобывающих и иных видов работ, относящихся к геологическому изучению, охране и использованию недр.

Материалы о запасах полезных ископаемых и участках недр, используемых в целях, не связанных с добычей минерального сырья, представляемые на государственную геологическую экспертизу, должны содержать все необходимые данные для оценки промышленного значения хозяйственного освоения этих запасов. Информация о разведанных запасах должна содержать:

  • • сведения о географо-экономическом положении месторождения, климате, рельефе, гидрографической сети, транспортных и энергетических коммуникациях, населении и населенных пунктах, промышленном и сельскохозяйственном производстве, возможности использования местных ресурсов в процессе освоения и разработки месторождения;
  • • данные о возможных потребителях основной и побочной продукции и возможном экономическом эффекте, а также о возможных отрицательных воздействиях на окружающую среду и затратах на выполнение природоохранных мероприятий;
  • • данные о проведенных поисковых, разведочных, гидрогеологических и других работах, состоянии геологической изученности месторождения и района;
  • • сведения о геологическом строении месторождения, данные о количестве, качестве и условиях залегания полезных ископаемых, количестве, форме и размерах залежей, содержании основных и попутных компонентов, наличии и характере распределения вредных примесей;
  • • сведения о наличии в пределах месторождения других видов полезных ископаемых и ценных компонентов, которые могут извлекаться попутно с основным полезным ископаемым и т. д.

В состав информации о прогнозных запасах полезных ископаемых включаются сведения о месторождении, его расположении, состоянии изученности, геологическом строении, составе, условиях размещения залежей полезного ископаемого; данные о структуре разведанных запасов; результаты проведенных поисковых, геофизических, геохимических и других работ; оценку прогнозных запасов; общие сведения о горно-геологических, гидрогеологических, инженерно-геологических и других природных особенностях нахождения прогнозных запасов; соображения о возможности и целесообразности промышленного освоения прогнозных запасов и дальнейшего их геологического изучения.

Информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе наземных зданий и сооружений содержит сведения о географо-экономическом положении и условиях освоения участка; характеристику сооружения, размещаемого на данном участке недр; сведения о геологическом строении участка, составе, возрасте и условиях залегания горных пород; сведения о горно-геологических, горно-технических, гидрогеологических, инженерно-геологических и иных условиях эксплуатации сооружения; технико-экономическое обоснование целесообразности использования данного участка недр для строительства проектируемого сооружения; данные о влиянии эксплуатации сооружения на состояние недр и окружающей природной среды и др.

Результаты государственной геологической экспертизы оформляются в виде заключения. Заключение по экспертизе рассматривается на заседаниях ТКЗ с привлечением заинтересованных организаций и лиц. Результаты рассмотрения оформляются протоколом, который является неотъемлемой частью заключения. Разногласия, возникающие между организацией, представившей материалы на экспертизу, и ТКЗ оформляются в виде приложения к протоколу заседания комиссии.

Заключение по экспертизе вместе с протоколом заседания территориальной комиссии по запасам направляется в организацию, представившую материалы на экспертизу, федеральный и территориальный геологические фонды и местные органы исполнительной власти.

При несогласии с выводами экспертизы организация, представившая на нее материалы, имеет право поставить вопрос перед ТКЗ или Минприроды России о проведении повторной экспертизы. Минприроды России вправе отменить решения, принятые ТКЗ и назначить повторную экспертизу.

Источник