Гости говорили о многих приятных и полезных вещах произведение

Гости говорили о многих приятных и полезных вещах произведение thumbnail

Тест по теме «Обобщающее слово»

1. Укажите предложение, в котором нет обобщающего слова:

а) Гости говорили о многих приятных и полезных вещах как-то о природе о собаках о пшенице о чепчиках и жеребцах. б) Гости говорили о природе о собаках о пшенице и жеребцах. в) Гости говорили о многом о природе о собаках о пшенице и жеребцах. г) Гости говорили о разном о природе о собаках о пшенице и жеребцах.

2. Укажите предложение без пунктуационной ошибки:

а) Этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все и сватовство, и земное существование Беликова. б) Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно. в) Все это: шум, говор, толпа людей все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. г) Все: и этот голубой разлив реки, и это небо, и дали, и пароход казалось огромным и необъятным.

3. Укажите, на месте какой цифры в предложении нужно поставить тире:

Везде (1) над головой (2) под ногами и рядом с тобой (3) живет, грохочет, торжествует свои победы железо.

а) 1; б) 2; в) 3; г) 1, 3.

4. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях тире:

Там стены, воздух (1) всё приятно. Разве все эти вещи (2) карандаши в оправе, записная книжка, часы, фотографический аппарат (3) не говорят больше всяких слов об интересном госте?

а) 1, 3; б) 2; в) 3; г) 2, 3.

5. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях двоеточие:

В золотистой глубине леса отражались и замирали звуки труда (1) скрежет камня, шорох песка, гудки машин, лязг, вскрики. Все цирковые существа (2) женщины и мужчины, лошади и собаки, униформа и конюхи, клоуны и музыканты (3) точно старались перещеголять один другого.

а) 1, 2; б) 2, 3; в) 2; г) 4.

6. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях тире.

Ни в ленивом полете этих долговечных птиц, ни в утре, ни в безграничности степи (1) ни в чем не видно было смысла. И все вокруг (2) и жнивья, и дорога, и воздух (3) сияло от низкого вечернего солнца.

а) 1, 3; б) 3; в) 1, 2, 3; г) 1, 2.

7. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях двоеточие:

Все спало крепким сном (1) и люди, и дороги, и межи, и росистые хлеба. Всюду (2) по лесу лежало разбросанное имущество (3) разбитые сундуки, стулья, одежда, упряжь, посуда, швейные машины, мешки с зерном…

а) 1, 2; б) 1; в) 1, 3; г) 3.

8. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях двоеточие:

На земле, на соломенных крышах сараев (1) всюду ослепительно белел молодой снежок. Все они мне понравились (2) и сам доктор, пожилой человек, похожий на помещика, и его жена, болтливая, молодящаяся дама, и ее падчерица. Поперек его на веревках висело белье (3) а именно (4) широчайшие штаны, холщовые рубахи, шерстяные чулки.

а) 1; б) 2, 4; в) 3; г) 2.

9. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях тире:

После полудня тянет легкий ветерок; небо, воздух, солнце (1) все становится ярче, яснее. Все (2) старинное бюро, кресла, книжный шкаф (3) было из красного дерева.

а) 1, 2, 3; б) 1, 3; в) 1; г) 1, 2.

10. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях двоеточие:

Анна принесла ему обычный завтрак (1) холодное молоко, яйца, хлеб. Все в этом доме (2) стены, потолок, посуда, мебель и люди (3) отличались какой-то тайной несуразностью. Везде (4) и впереди, и сзади, и слева, и справа (5) таяли фиолетовые силуэты Архипелага.

а) 2, 4; б) 3, 5; в) 4; г) 1, 2, 4.

Ключ к тесту:

Тест по теме «Обобщающее слово»

1. Укажите предложение, в котором нет обобщающего слова:

а) Гости говорили о многих приятных и полезных вещах как-то о природе о собаках о пшенице о чепчиках и жеребцах. б) Гости говорили о природе о собаках о пшенице и жеребцах. в) Гости говорили о многом о природе о собаках о пшенице и жеребцах. г) Гости говорили о разном о природе о собаках о пшенице и жеребцах.

2. Укажите предложение без пунктуационной ошибки:

а) Этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все и сватовство, и земное существование Беликова. б) Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно. в) Все это: шум, говор, толпа людей все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. г) Все: и этот голубой разлив реки, и это небо, и дали, и пароход казалось огромным и необъятным.

3. Укажите, на месте какой цифры в предложении нужно поставить тире:

Везде (1) над головой (2) под ногами и рядом с тобой (3) живет, грохочет, торжествует свои победы железо.

Читайте также:  Полезно ли сушить волосы феном после мытья

а) 1; б) 2; в) 3; г) 1, 3.

4. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях тире:

Там стены, воздух (1) всё приятно. Разве все эти вещи (2) карандаши в оправе, записная книжка, часы, фотографический аппарат (3) не говорят больше всяких слов об интересном госте?

а) 1, 3; б) 2; в) 3; г) 2, 3.

5. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях двоеточие:

В золотистой глубине леса отражались и замирали звуки труда (1) скрежет камня, шорох песка, гудки машин, лязг, вскрики. Все цирковые существа (2) женщины и мужчины, лошади и собаки, униформа и конюхи, клоуны и музыканты (3) точно старались перещеголять один другого.

а) 1, 2; б) 2, 3; в) 2; г) 4.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Тест по теме «Обобщающее слово»

1. Укажите предложение, в котором нет обобщающего слова:

а) Гости говорили о многих приятных и полезных вещах как-то о природе о собаках о пшенице о чепчиках и жеребцах. б) Гости говорили о природе о собаках о пшенице и жеребцах. в) Гости говорили о многом о природе о собаках о пшенице и жеребцах. г) Гости говорили о разном о природе о собаках о пшенице и жеребцах.

2. Укажите предложение без пунктуационной ошибки:

а) Этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все и сватовство, и земное существование Беликова. б) Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно. в) Все это: шум, говор, толпа людей все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. г) Все: и этот голубой разлив реки, и это небо, и дали, и пароход казалось огромным и необъятным.

3. Укажите, на месте какой цифры в предложении нужно поставить тире:

Везде (1) над головой (2) под ногами и рядом с тобой (3) живет, грохочет, торжествует свои победы железо.

а) 1; б) 2; в) 3; г) 1, 3.

4. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях тире:

Там стены, воздух (1) всё приятно. Разве все эти вещи (2) карандаши в оправе, записная книжка, часы, фотографический аппарат (3) не говорят больше всяких слов об интересном госте?

а) 1, 3; б) 2; в) 3; г) 2, 3.

5. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях двоеточие:

В золотистой глубине леса отражались и замирали звуки труда (1) скрежет камня, шорох песка, гудки машин, лязг, вскрики. Все цирковые существа (2) женщины и мужчины, лошади и собаки, униформа и конюхи, клоуны и музыканты (3) точно старались перещеголять один другого.

а) 1, 2; б) 2, 3; в) 2; г) 4.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

6. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях тире.

Ни в ленивом полете этих долговечных птиц, ни в утре, ни в безграничности степи (1) ни в чем не видно было смысла. И все вокруг (2) и жнивья, и дорога, и воздух (3) сияло от низкого вечернего солнца.

а) 1, 3; б) 3; в) 1, 2, 3; г) 1, 2.

7. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях двоеточие:

Все спало крепким сном (1) и люди, и дороги, и межи, и росистые хлеба. Всюду (2) по лесу лежало разбросанное имущество (3) разбитые сундуки, стулья, одежда, упряжь, посуда, швейные машины, мешки с зерном…

а) 1, 2; б) 1; в) 1, 3; г) 3.

8. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях двоеточие:

На земле, на соломенных крышах сараев (1) всюду ослепительно белел молодой снежок. Все они мне понравились (2) и сам доктор, пожилой человек, похожий на помещика, и его жена, болтливая, молодящаяся дама, и ее падчерица. Поперек его на веревках висело белье (3) а именно (4) широчайшие штаны, холщовые рубахи, шерстяные чулки.

а) 1; б) 2, 4; в) 3; г) 2.

9. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях тире:

После полудня тянет легкий ветерок; небо, воздух, солнце (1) все становится ярче, яснее. Все (2) старинное бюро, кресла, книжный шкаф (3) было из красного дерева.

а) 1, 2, 3; б) 1, 3; в) 1; г) 1, 2.

10. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях двоеточие:

Анна принесла ему обычный завтрак (1) холодное молоко, яйца, хлеб. Все в этом доме (2) стены, потолок, посуда, мебель и люди (3) отличались какой-то тайной несуразностью. Везде (4) и впереди, и сзади, и слева, и справа (5) таяли фиолетовые силуэты Архипелага.

а) 2, 4; б) 3, 5; в) 4; г) 1, 2, 4.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

6. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях тире.

Читайте также:  Полезные товары для детей и взрослых

Ни в ленивом полете этих долговечных птиц, ни в утре, ни в безграничности степи (1) ни в чем не видно было смысла. И все вокруг (2) и жнивья, и дорога, и воздух (3) сияло от низкого вечернего солнца.

а) 1, 3; б) 3; в) 1, 2, 3; г) 1, 2.

7. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях двоеточие:

Все спало крепким сном (1) и люди, и дороги, и межи, и росистые хлеба. Всюду (2) по лесу лежало разбросанное имущество (3) разбитые сундуки, стулья, одежда, упряжь, посуда, швейные машины, мешки с зерном…

а) 1, 2; б) 1; в) 1, 3; г) 3.

8. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях двоеточие:

На земле, на соломенных крышах сараев (1) всюду ослепительно белел молодой снежок. Все они мне понравились (2) и сам доктор, пожилой человек, похожий на помещика, и его жена, болтливая, молодящаяся дама, и ее падчерица. Поперек его на веревках висело белье (3) а именно (4) широчайшие штаны, холщовые рубахи, шерстяные чулки.

а) 1; б) 2, 4; в) 3; г) 2.

9. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях тире:

После полудня тянет легкий ветерок; небо, воздух, солнце (1) все становится ярче, яснее. Все (2) старинное бюро, кресла, книжный шкаф (3) было из красного дерева.

а) 1, 2, 3; б) 1, 3; в) 1; г) 1, 2.

10. Укажите ответ, в котором указаны цифры (или цифра), на месте которых нужно поставить в предложениях двоеточие:

Анна принесла ему обычный завтрак (1) холодное молоко, яйца, хлеб. Все в этом доме (2) стены, потолок, посуда, мебель и люди (3) отличались какой-то тайной несуразностью. Везде (4) и впереди, и сзади, и слева, и справа (5) таяли фиолетовые силуэты Архипелага.

а) 2, 4; б) 3, 5; в) 4; г) 1, 2, 4.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Источник

гоголь, наполеоновское нашествие

Что хотел сказать Гоголь, публикуя карикатуру на русскую провинцию 1812 года?
Федор Моллер. Портрет писателя Н.В.Гоголя. Государственный Литературный музей

В нынешнем юбилейном году (200 лет! не шутка!) нелишне будет вспомнить о том, как отразилась «гроза двенадцатого года» в творчестве гениальных русских писателей. Николай Васильевич Гоголь, конечно, в сознательном возрасте эту войну не застал (он родился в 1809 году), но «пройти молчанием» столь важную тему он, разумеется, не мог.

В юбилейном 1834 году (тогда отмечалось 20-летие входа русских войск в Париж) Гоголь публикует одно из своих самых известных и популярных произведений. Потом он включает это произведение в сборник «Миргород». Название сборника мистическим образом перекликается с другим известнейшим произведением о тех же временах – «Войной и миром». Перекликается именно в той части, которая «мир». С тем «миром», который одновременно и общество, и отсутствие боевых действий на определенной территории.

Догадались уже, уважаемые читатели, о каком произведении идет речь? Где у Николая Васильевича описана война с Наполеоном? Ну, собственно, не сами сражения, а жизнь провинциального общества. Того общества, которое, разумеется, крайне озабочено трагической судьбой любимого отечества и пристально следит за сводками с фронта.

Не догадались? Если не догадались, то и никогда не догадаетесь. Раскроем страшную тайну – это «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Да, да, та самая «Повесть…». Изданная-переизданная. Читаная-перечитаная. Известными художниками иллюстрированная. Экранизированная. А вот подишь ты – кого ни спросишь, никто понятия никакого не имеет о связи времени ссоры двух ничтожных придурков со временем героических битв.

Гоголь тщательно обозначил время происходящих событий. Такое внимание писателя к точным датам вообще-то для творчества Гоголя не характерно. А тут вот взял и обозначил. При этом он прекрасно понимал, на какой скользкий путь вступает (да еще в юбилейном 1834-м!). Поэтому обозначенные даты сразу в глаза не бросаются. Их можно обнаружить только после вдумчивого вглядывания в текст.

Пересказывать содержание «Повести…» нет никакой необходимости. Кто читал, тот и так все помнит. А кто не читал, тому вряд ли можно чем-нибудь помочь. Поэтому сразу перейдем к хронологии событий. Ссора Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича происходит в точно названный день: 7 июля 1810 года.

Из жалобы Ивана Ивановича в суд:

«…Известный всему свету своими богопротивными, в омерзение приводящими и всякую меру превышающими законопреступными поступками, дворянин Иван, Никифоров сын, Довгочхун, сего 1810 года июля 7 дня учинил мне смертельную обиду, как персонально до чести моей относящуюся, так равномерно в уничижение и конфузию чина моего и фамилии…»

Одна из основных сцен «Повести…» – ассамблея у городничего, где гости пытаются примирить поссорившихся друзей.

Когда же происходит этот праздник? Из разговора гостей:

«…– Вот уже, слава богу, есть два года, как поссорились они между собою, то есть Иван Иванович с Иваном Никифоровичем; и где один, туда другой ни за что не пойдет!..»

Описание погоды во время праздника:

«…День был душен; солнце

жгло…»

Описание событий после праздника:

«…Дело было перенесено в палату. И когда получил Иван Иванович радостное известие, что завтра решится оно, тогда только выглянул на свет и решился выйти из дому. Увы! с того времени палата извещала ежедневно, что дело кончится завтра, в продолжение десяти лет!..»

Читайте также:  Полезная информация на все случаи жизни

Описание приезда «рассказчика» в Миргород:

«…Я ехал в дурное время. Тогда стояла осень с своею грустно-сырою погодою, грязью и туманом. Какая-то ненатуральная зелень – творение скучных, беспрерывных дождей – покрывала жидкою сетью поля и нивы, к которым она так пристала, как шалости старику, розы – старухе…

…Я двенадцать лет не видал Миргорода. Здесь жили тогда в трогательной дружбе два единственные человека, два единственные друга…»

То есть ссора произошла 7 июля 1810 года, обед у городничего был через два года (дополнительно подчеркивается жаркая погода), «рассказчик» приезжает через десять лет после этого обеда, он двенадцать лет не был в Миргороде (и не знает о ссоре, потому что уехал до нее).

Видно, что время проведения праздничного обеда у городничего обозначено Гоголем вполне определенно. Это 1812 год: от 7 июля (19-го по «новому стилю») до начала осени. На самом деле время обозначено еще точнее: – после 14 (26) августа, но обоснование этого уточнения займет слишком много места.

Напомним, что происходило в это время:

12 (24) июня армия Наполеона вторгается в Россию;

26 августа (7 сентября) происходит Бородинское сражение;

2 (14) сентября французы входят в Москву.

Давать балы в это время как-то не очень прилично… Все мы помним пьесу Гладкова «Давным-давно» (а если пьесу не помним, то фильм «Гусарская баллада» точно смотрели). Там бал дают во время вторжения Наполеона (еще не зная об этом вторжении). На бал приходит губернатор:

«Губернатор:

Вниманья всех прошу я, господа.

Под вечер получил я эстафету

Из армии… Французские войска

Тринадцатого в день

форсировали Неман.

Минута испытания близка…

Отечество в опасности.

Нам небо

Укажет к избавленью славный

путь,

И силу вражью встретит

россов грудь…

Азаров:

Мы отстоим себя от

супостата.

Россия доблестью и мужеством

богата,

Поднимем меч, коли пришла

пора…

Да здравствует отечество…

Все:

Ура!!!

Губернатор:

Надеюсь, все из вас исполнят

честно долг,

А офицеров всех прошу

вернуться в полк…

Ржевский:

Отлично!

Губернатор:

Встретим мы достойно час

суровый.

Прошу вас бал теперь я

прекратить!..

(Азарову.)

Прости, мой друг…

Азаров:

Ах, ваша светлость, что вы!

Ржевский

(поднимает саблю):

За родину готовы умереть!

Счастливей под луною доли

нет,

Чем смерть за родину!»

Вот как положено вести себя на балу, узнав о вторжении врага. А если со времени начала вторжения уж месяц прошел, то какие могут быть праздники? Русские солдаты гибнут на Бородинском поле, Москва горит…

А в это время: «…Между тем произошел чрезвычайно важный случай для всего Миргорода.

Городничий давал ассамблею! Где возьму я кистей и красок, чтобы изобразить разнообразие съезда и великолепное пиршество?..

…запах борща понесся чрез комнату и пощекотал приятно ноздри проголодавшимся гостям. Все повалили в столовую. Вереница дам, говорливых и молчаливых, тощих и толстых, потянулась вперед, и длинный стол зарябел всеми цветами. Не стану описывать кушаньев, какие были за столом! Ничего не упомяну ни о мнишках в сметане, ни об утрибке, которую подавали к борщу, ни об индейке с сливами и изюмом, ни о том кушанье, которое очень походило видом на сапоги, намоченные в квасе, ни о том соусе, который есть лебединая песнь старинного повара, – о том соусе, который подавался обхваченный весь винным пламенем, что очень забавляло и вместе пугало дам…»

А говорят о чем? О том, что «отечество в опасности»? Нет.

«…А какой длинный стол был вытянут! А как разговорилось все, какой шум подняли! Куда против этого мельница со всеми своими жерновами, колесами, шестерней, ступами! Не могу вам сказать наверно, о чем они говорили, но должно думать, что о многих приятных и полезных вещах, как то: о погоде, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах…»

А конфликт какой всех волнует? Война с Наполеоном? Нет.

«…– Послушайте! Вместо того что вы теперь заглядываетесь на мое кривое око, давайте вместо этого помирим двух наших приятелей! Теперь Иван Иванович разговаривает с бабами и девчатами, – пошлем потихоньку за Иваном Никифоровичем, да и столкнем их вместе.

Все единодушно приняли предложение… и положили немедленно послать к Ивану Никифоровичу на дом – просить его во что бы ни стало приехать к городничему на обед…»

Что же хотел нам сказать великий русский писатель, когда в юбилейный 1834 год публиковал такую злую карикатуру на провинциальное русское общество 1812 года? Что слишком многим людям в слишком многих местах России все «до лампочки»? Что заставило его закончить «Повесть» мизантропическим: «Скучно на этом свете, господа!»?!

Ведь не примитивной же русофобией руководствовался Гоголь. В том же сборнике «Миргород» помещено и высокопатриотическое произведение – «Тарас Бульба»…

Ответы на эти вопросы пока неизвестны (по крайней мере автору данного текста). Данное же вопрошание адресовано всем, кому еще интересна классическая русская литература. Она гораздо глубже и многомернее, чем многим «изучавшим» ее (литературу) в рамках школьной программы, кажется… В ней много еще неоткрытого и неисследованного…

Так что совсем не скучно на этом свете, господа!

Комментарии для элемента не найдены.

Источник