Господи ты знаешь что мне полезно

Господи ты знаешь что мне полезно thumbnail

Распечатать

сост. Дмитрий Семеник

Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

(Ин. 16:23).

Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. (Рим. 8:26).

Молитва имеет два вида: первый – славословие со смиренномудрием, а второй, низший, – прошение. Посему, молясь, не вдруг приступай к прошению… Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землей, минуй небо, оставь всякую тварь, видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего; и когда будешь славословить, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний… Когда же кончишь славословие… тогда начни со смиренномудрием и говори: недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что я весьма грешен, – более всех грешников грешен я. Так молись со страхом и смиренномудрием. Когда же совершишь обе эти части славословия и смиренномудрия, тогда проси уже, чего ты должен просить, то есть не богатства, не славы земной, не здравия телесного, потому что Он Сам знает, что полезно каждому; но, как повелено тебе, проси Царствия Божия.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).

Надлежит тебе приступать к молитве с таким настроением, чтобы тебе желалось одной Божественной воли, а никак не своей собственной…

Того же, о чем наверно знаешь, что оно благоугодно Богу, как, например, добродетели, ищи и проси для того, чтоб наипаче благоугодить Богу и добрее послужить Ему единому, а не с другою какою целью, хотя бы духовною.

Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809).

В молитве ищите благ не земных, а небесных.

Преподобный Исаакий Оптинский (Антимонов) (1810–1894).

Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и ближних в Твою святую волю».

Преподобный Серафим Вырицкий (1865–1949).

Когда молишься Богу, не говори: Господи, возьми у меня это и дай то. Но скажи: Господи, Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно. Помоги мне и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть в грехах моих, ибо я, грешный, немощен. Не предай меня врагам моим, к Тебе прибегаю (Пс. 142:9). Избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое. Тебе слава и благодарение во веки. Аминь.

Преподобный Исаия Отшельник († 370).

Молясь, просил я часто себе того, что мне казалось хорошим, и упорствовал в прошении, неразумно принуждая Божию волю и не предоставляя Богу устроить лучше, что Сам Он признает полезным, но, получив просимое, впоследствии крайне скорбел, зачем просил я, чтобы исполнилась лучше моя воля, потому что дело оказывалось для меня не таким, как думал я.

Молись не о том, чтобы исполнились твои желания, потому что оные не во всяком случае согласны с Божиею волею, но молись лучше, как научен, говоря: Да будет воля Твоя (Мф. 6:10) во мне.

Проси у Бога не приятного, но одного полезного. Если попросишь первого, Бог не даст, а если и получишь, оно пропадет.

Молись во-первых, об очищении от страстей, во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления.

Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).

Если кто попросит у царя небольшое количество грязи, то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).

Если просишь у Бога своего чего-нибудь, то проси не так, чтобы непременно получить от Него, но предоставляя сие вместе Ему и Его воле… Ты как человек часто почитаешь для себя полезным, что нередко бывает для тебя бесполезно.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век).

Молясь, ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие на Его волю, с полною покорностью принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам. Недостаток такой покорности покривляет молитву и лишает ее силы: ибо без нее молитва будет иметь такой смысл: хочешь не хочешь, Господи, подай.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).

Когда молишься, старайся молиться больше за всех, чем за себя одного, и во время молитвы живо представляй всех людей вместе с собою единым телом…

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).

Всё, о чём бы вы ни попросили Бога, всё восприимите, лишь бы только было во славу Божию или на пользу ближнего, потому что и пользу ближнего Он же к славе Своей относит…

Преподобный Серафим Саровский († 1833).

Комментарии для сайта Cackle

Источник

Рубрика «Школа молитвы», выпуск 39

Продолжаем публиковать стенограммы бесед о молитве.

Фотографии с сайта Татарстанской митрополии

…Итак, молитва помогает нам не только в искушениях сердечных, она ещё помогает менять мир. Каждый из нас это испытывал в жизни: была какая-то тяжёлая ситуация, мы не знали, что делать – работу, например, не могли найти или болели сильно… Но по молитве и болезнь проходила, и дом получалось продать, и работу найти, и т.д. Бывало такое в жизни у вас?

– Даже не только молитва… Бывало, просто подумаешь, искренне от сердца – и оно так и бывает, как хотел. Поражаешься, как Господь любит нас – что хочешь, то и бывает.

Если мы хорошего хотим конечно.

– Нет, и плохое исполняется иногда. Я знаю одну историю, мужчина попросил хорошее, на первый взгляд. «Мне всё даёт Господь, что я попрошу», – он так в разговоре сказал. Но случилось страшное. Не зря же говорят: бойтесь своих желаний, они могут сбыться. Это вот что, это дьявол помогает сбыться таким вещам или как?

– Надо, когда просишь, прибавлять: «Помоги, если это будет полезно, Господи». А он видимо говорил: «Дай», и всё.

– У этого мужчины есть сын взрослый. А он хотел дочку. Ему говорили: «Так пусть жена родит». А он отвечал: «Я не хочу, чтобы она рожала, я хочу, чтобы мой сын отдал нам своего ребёнка». Ему говорили: «Ну что ты придумываешь, это же ненормально». А он отвечал: «У меня всё бывает, чего я хочу». Мне сейчас даже плохо, когда вспоминаю… И знаете, жену его сына убили. Сейчас он воспитывает свою внучку, как и хотел. Это же не от Господа Бога, это от дьявола? Люди, вы думайте, чего просите… Это же страшно!

Будем воздерживаться всё-таки от того, чтобы прямую связь здесь находить, потому что мы не знаем, действительно ли это связано настолько. Надо себя беречь от этого. У Господа всё очень премудро устроено. И иногда Он делает вещи, непонятные нам. Вы думаете, что именно по причине того, что мужчина хотел себе дочь собственного сына, случилось убийство. Но не факт, что всё настолько прямо связано. Возможно, одно поспособствовало другому. Может быть, совсем не поспособствовало. Мы точно не будем говорить, потому что такой суд лучше оставлять Господу.

Но суть вы уловили очень правильно. Бог создал человека свободным. Поэтому всякий раз, когда мы чего-то очень сильно хотим, Господь может сказать нам: «Раз ты хочешь, ладно». Он может нам долго время не давать просимого, особенно если речь о верующем человеке, но если мы настаиваем на своём, и просим, может быть, Господа об этом много и бескомпромиссно – в конце концов ради того, что мы свободные люди, Он нам может сказать:

«Если хочешь, то пожалуйста. Только тебе от этого будет тяжелее, и Я хотел бы, чтобы этого не было. Но раз ты хочешь, то Я твою волю не буду ограничивать».

И человек получает то, чего хотел.

Мы касаемся в жизни очень серьёзных и тонких духовных сфер – просто потому, что мы христиане. Надо помнить, что наши желания всегда нужно помазывать маслом слов «Да будет воля Твоя, Господи». Мы ничего не знаем. Всё, что мы хотим – неизвестно, хорошо это или плохо.

Бывает, просто о чём-то подумали, и Господь дал – много раз бывало у нас такое, верно? Я сегодня прочёл у Иоанна Кронштадтского в дневнике, он пишет примерно так:

«Господи, год назад я подумал, как прекрасно творение земли – все эти звёзды, небо, птички. Как бы я хотел этому радоваться и этим делиться с людьми – знанием о том, что Ты в первый день сотворил одно, во второй день – другое. Как бы я хотел рассказывать об этом людям!».

Отец Иоанн Кронштадтский просто об этом подумал, а через год его назначили преподавателем на катехизаторские курсы, и ему достался для преподавания по Закону Божьему именно тот момент, когда рассказывается про дни творения. «Господи, как ты слышишь наши благие желания», – пишет Иоанн Кронштадтский у себя в дневнике.

То есть Господь всё знает, чего мы хотим – только нам надо всегда добавлять подспудно мысль: «Да будет воля Твоя». А некоторые святые вообще ничего не просили у Бога. «Господи, Ты и так всё знаешь», – молились они, а Господь им всё что надо посылал.

Конкретно про этот случай мы ничего не можем сказать. Но закономерность такая существует – не именно в этой, быть может, ситуации, а в целом. Об этом старец Паисий очень жёстко писал – что родители имеют власть над детьми духовную, и если говорят, допустим: «Да ты никогда не женишься, недоумок» – то сын и вправду всю жизнь будет холостым, если папа с мамой не покаются в своих словах. Мы и в Библии об этом много читаем – думаете, зря что ли Иаков и Исав так пеклись об отцовском благословении…

В общем, родителям надо быть очень осторожными со своими словами.

.

Продолжение беседы о молитве читайте завтра, не забудьте подписаться на канал – чтобы Яндекс.дзен добавил свежие публикации в вашу ленту. Также просим помолиться за сельского священника Иоанна Немеша из Одесской области – он уже шесть лет борется с раком, и чудом Божиим продолжает служить. Прочитать удивительную историю про этого человека можно по ссылке. Помочь ему деньгами – тут.

Источник

Материал ПросьбаМы должны понимать, что если Господь не дарует просимого, то на это Его Святая Воля, ведь только Он знает, что нам полезно, а что-нет.

«Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7).

Сегодня мы поговорим о том, как вымолить у Бога желаемое. У каждого человека есть заветное желание об исполнении которого мы молимся Господу и чаем его исполнения. Случается так, что некоторые наши желания исполняются сразу, а некоторые «застревают» во временном пространстве на неопределённый срок, а то и вовсе остаются без ответа. Давайте попытаемся разобраться в чём же причина?

Во-первых, рассмотрим какие бывают желания с православной точки зрения, а именно: угодные и неугодные Богу. Какие желания угодны Богу? Те, которые соответствуют духовным и нравственным законам. Помните? Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Понятно, что такие пожелания Господь не исполнит, а как же с «правильными» желаниями?

Каждый православный христианин знает молитву «Отче наш…». Какие там пожелания?

1. Хлеба насущного

2. Просьба о прощении грехов

3. Просьба об избавлении от искушений и лукавого.

Эта молитва дана самим Господом нашим Иисусом Христом, который быв не только Богом, но и Человеком знал наши земные нужды. Бог знает все наши потребности прежде нашего прошения и не ограничивает нашей свободной воли, но каждое мгновение человек находится под Его Божественным Промыслом.

У всех, или почти у всех, людей присутствует инстинкт самосохранения. Мы желаем здоровья себе и своим близким. Молимся, просим…Знаменитая поговорка «В здоровом теле здоровый дух…» на самом деле звучит так: «В здоровом теле здоровый дух – редкая удача».

Тело – храм души, а для православных людей, причащающихся Святых Тела и Крови Христовой – Дарохранительница. Святая Церковь молится о здравии своей паствы, совершая проскомидию и возглашая ектении, да и прихожане в приходских общинах, взяв благословение, молятся о занемогшем своем брате или сестре. Заканчивается молитва по соглашению словами: но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя. Аминь.

Мы должны понимать, что если Господь не дарует просимого, то на это Его Святая Воля, ведь только Он знает, что нам полезно, а что-нет.

Молитва ко Господу

Владыко Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия, возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляя и, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя), немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего (имя), воздвигни его от одра болезненнаго, и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою, Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Обратите внимание на слова: даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою… Мы как бы говорим: Господи, он (она) будут исполнять Святую Твою Волю, только исцели!

Одна из важных составляющих, получения просимого здравия – прощение обид. Поверьте, Бог не слышит злопамятных людей. Гарантия того, что ваша молитва будет услышана – сердечная молитва о здравии и благополучии ваших обидчиков. Примиритесь в сердце своем и увидите, как многие болезни оставят вас.

Ещё одна актуальная тема, касаемая молодых людей – вымаливание супруга. Мало людей, не желающих найти свою «половинку». «Ева» ищет «Адама», «Адам» — своё недостающее «Ребро»… Так как же вымолить своего единственного или единственную у Бога? В книге Юлии Сысоевой «Бог не проходит мимо» две подруги приехали к знаменитому старцу. Одной из них старец сказал очень важные и для всех девушек слова:

– Закончишь институт, а там и замуж выйдешь, только храни себя до этого от всякого блуда. Иначе не сможешь выйти за того, кто будет тебе дан.

Верующие молодые барышни просят Господа дать им «…супруга честного и благочестивого, чтобы в любви с ним и согласии прославлять Господа..»

Как-то мне довелось беседовать с верующей девушкой. Спрашиваю: как ты себе представляешь свою будущую семейную жизнь?

– Ну как же, батюшка, мужа доброго, благочестивого и порядочного, здоровых деток, полное взаимопонимание и любовь!

– Так, – говорю, – давай разбираться: считаешь ты себя достойной всех этих благ, не натворила ли ты в своей жизни чего недолжного?

Молчит.

– Не приходит ли тебе в ум, что за свои «художества» ты должна ответить? Вымаливая себе супруга, знаешь ли какой тебе полезен для спасения, добрый и благочестивый или же дебошир и пьяница?

Задумалась. Как часто мы не знаем чего просим!

Но не стоит отчаиваться! Вспомните пример Царя Давида, который ради женщины, чуть было не потерял милость Божию, как он, согрешив, каялся! И Господь благословил его сыном Соломоном – мудрейшим из мудрейших, однако… до этого царю Давиду всё же пришлось «оплатить» свой грех.

Мы должны всегда помнить, что всё в мире духовном и материальном подчинено законам, установленным Творцом. Всё находится в равновесии… И вымаливая у Господа то, или иное свое пожелание, необходимо осознавать, что, возможно, придётся чем-то пожертвовать.

Напоследок хочется напомнить текст, на мой взгляд, очень мудрой молитвы:

Ежедневная молитва свт. Филарета

Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему, чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить – ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня желания, кроме желания – исполнить волю Твою; Научи меня молиться и Сам во мне молись. Аминь.

Исполняющий обязанности благочинного Тихорецкого церковного округа, настоятель Свято-Никольского храма станицы Фастовецкой протоиерей Валерий Бочарников.

Источник: официальный сайт Тихорецкой и Кореновской епархии.

Источник

Молитва, надписанная именем святителя Филарета Московского – наверное, одна из самых известных и любимых в православной среде. Ее можно найти почти в любом молитвослове, она часто соседствует с такими широко распространенными прошениями к Богу, как, например, великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина или молитва Оптинских старцев на начало дня. Однако немногие знают, что на самом деле эту молитву сложил вовсе не святитель Филарет. Но кто же? Давайте разбираться.

Для начала вспомним, как звучит молитва, часто приписываемая святителю Филарету:

«Господи! Не знаю, чего просить у Тебя! Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто. Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори со мною по милости Твоей! Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».

А теперь прочтите текст человека, который родился на 130 лет раньше святителя Филарета — французского католического писателя и богослова, архиепископа Камбрийского Франсуа де Салиньяка де ла Мот Фенелона*:

«Господи! Я не знаю, чего просить у Тебя должно. Тебе одному известно, что для нас потребно. Ты лучше любишь меня, нежели как я сам себя могу любить. О Отче! Дай сыну Твоему то, чего он сам просить не умеет. Я не смею просить ни крестов, ни утешений, а предоставляю токмо себя и открываю Тебе сердце мое. Воззри на мои нужды, кои мне неизвестны, воззри и сотвори по милосердию Твоему. Поражай или исцеляй; утишай или возставляй меня; я чту все Твои изволения, не познавая их; молчу, жертвую собою, предаюся Тебе. Нет у меня инаго желания, кроме исполнения воли Твоея. Научи меня молитися; молися Сам во мне».

* Цитируется по книге «Многiя важныя разсужденiя и наставленiя о благочестiи, нравахъ и внутренней жизни хрiстiанъ», изданнной в 1799 году московской губернской типографией А. Решетникова. В одном месте этой книги (часть вторая, страница 184) Фенелон обращается к словам апостолов ко Христу: Научи нас молиться (Лк. 11: 1) – и далее помещает цитируемый нами фрагмент «О том, что един Бог может научить молиться».

При сравнении этого текста с «ежедневной молитвой святителя Филарета» становится совершенно очевидно, что молитва эта целиком позаимствована у Фенелона, а святитель сделал лишь перевод и небольшую редактуру!

|Читайте также: Святой интеллектуал: 11 фактов о жизни святителя Филарета Дроздова

Как это могло получиться?

В эпоху царствования Александра I – а годы зрелости святителя Филарета пришлись как раз на его правление, первую четверть XIX века, – популярным чтением в России были переводы сочинений западных авторов. Одним из таких авторов был Фенелон. 

Хотя жил он столетием раньше (1651-1715), в России его сочинения стали пользоваться успехом именно в конце XVIII – начале XIX века, с возникновением осознанного спроса на западное образование. Неоднократно переводили и издавали, к примеру, роман Фенелона «Приключения Телемака» (о странствиях сына Одиссея) и трактат «О воспитании девиц». Духовные его сочинения перекладывал на русский язык, например, Евгений Болховитинов, будущий митрополит Киевский и Галицкий, один из идеологов реформы российского духовного образования начала XIX века – об этом пишет автор книги «Русское богословие: очерки и портреты» Николай Гаврюшин. Фенелоном зачитывались профессора Московской духовной академии А.В.Горский (будущий сподвижник митрополита Филарета) и П.С.Казанский. 

Звучит парадоксально, но литературное наследие епископа Камбрийского оказалось «важной страницей в истории русского религиозного сознания», заключает Гаврюшин.

Очевидно, что с литературным творчеством Фенелона был хорошо знаком и святитель Филарет. Вероятно, молитва французского епископа пришлась ему по сердцу, и он выписал ее для себя. А уже впоследствии почитатели таланта московского святителя, разбирая его записи и архивы, сочли эту молитву плодом его творчества. 

Ошибиться было не так уж и сложно: ведь из-под руки митрополита Филарета в самом деле вышло немало молитвословий и богослужебных чинопоследований.

Возможно, он самостоятельно перевел молитву французского архиепископа и внес в нее отдельные коррективы (например, заменил «сына» на «раба») – но автором его он определенно не был.

Чем известен Фенелон?

Господи ты знаешь что мне полезноФрансуа де Салиньяк Фенелон

Он был католическим архиепископом, но при этом даже внутри Католической Церкви отношение к нему было противоречивым. Одну из его книг – «Разъяснения высказываний святых касательно внутренней жизни» – Рим счел не вполне соответствующей учению Католической Церкви и даже осудил.

Учение Фенелона близко к направлению мысли, получившему название квиетизм (от латинского quies — «отдых, покой»). Стержневая идея французского епископа заключалась в том, что человек должен научиться не желать ничего своего, а только того, чего хочет Бог. Отправной точкой для размышлений Фенелона стал вопрос: как можно бескорыстно любить Бога, если от Него мы получаем всё? В итоге он пришел к выводу: подлинная, чистая любовь к Богу – такая, которая не становится меньше, даже если Бог решает отправить человека в ад. Всякое раздумье человека над своим поступком уже корыстно, считал Фенелон: идеал для христианина, с его точки зрения, – забыть самого себя, стать простым «проводником» воли Божией, как бы «раствориться» в Божественной Личности.

Эти выводы смутили католических кардиналов, и понятно почему: христианство вовсе не проповедует растворения личности человека в Боге (это специфика некоторых восточных религий, например, индуизма). Наоборот, христиане говорят о предстоящем обóжении человека, об установлении  настоящего, полноценного, глубокого общения между человеком и его Создателем. А настоящее общение возможно только между личностями.

Впрочем, о полном растворении человека в Боге Фенелон все-таки не говорил, так что оснований обвинить его в ереси у Рима не нашлось. Римская курия осудила книгу, но не самого Фенелона. До самой смерти тот продолжал оставаться архиепископом и временами даже пользовался расположением папы Римского.

Так могут ли православные молиться этой молитвой?

Господи ты знаешь что мне полезноСвятитель Филарет Московский (Дроздов)

Конечно, да. В молитве, носящей имя святителя Филарета, нет ничего неправославного.

О том, что человек должен искать исполнения воли Божией, а не своей собственной, в один голос говорят все святые отцы. Сам Господь Иисус Христос заповедал Своим ученикам обращаться к Богу Отцу со словами: Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли (Мф. 6: 10). А что касается молитвы – сам апостол Павел говорит: Мы не знаем, о чем молиться, как дóлжно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8: 26).

И, безусловно, не стоит забывать о масштабе фигуры самого святителя Филарета – знаменитого проповедника и богослова, ставшего настоящим нравственным ориентиром своей эпохи, создателя и поныне самого авторитетного Катехизиса, главного инициатора работы по переводу Библии на русский язык (до середины XIX века у Библии в России имелся только церковнославянский перевод). 

К слову митрополит Филарет относился в высшей степени уважительно: он вообще держался мнения о мистической силе слова как творческой силы Божией, о его глубокой связи с тем, что оно означает. И слова, включенные святителем Филаретом в его личное молитвенное правило, безусловно, заслуживают того, чтобы мы повторяли их вслед за ним.

Источник