Горные породы минералы полезные ископаемые 5 класс урок

Горные породы минералы полезные ископаемые 5 класс урок thumbnail

География.  5 класс

Тема.  Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Планируемые результаты:

предметные:

– должны знать происхождение магматических, осадочных,

   метаморфических горных пород.  

метапредметные:

– должны уметь определять по их признакам наиболее распространенные горные породы, сравнивать;

– приводить примеры горных пород разного происхождения;

– объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами.  

 личностные:  

– проявляют потребность в самовыражении и самореализации.

Характеристика деятельности обучающихся:

– классифицировать горные породы;

– описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции;

– сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Образовательные ресурсы:

– образцы горных пород.

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Методы и формы обучения:  рассказ,  беседа, практическая работа.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Повторение изученного материала.

1)Устный опрос по изученной теме:

-Дайте определение понятия «литосфера».

-Что называется внутренними силами Земли?

-Какие процессы происходят под воздействием внешних сил Земли?

-Для чего необходимо изучать внутренние процессы Земли?

 2)Заслушать письмо другу о своем путешествии.

 3)Заинтересовать учеников рассказом о том, что уголь, стержень простого карандаша и алмаз – это «одно и тоже»! (Состоят из углерода – С!)

III.Изучение нового материала.

(В углу доски формируем словарик новых слов и терминов по ъоду изложения нового материала)

1.Рассказ учителя.

-Где вы встречали горные породы?

Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно несколько тысяч видов горных пород. Многие из них человек добывает и использует в хозяйственной деятельности. Можете ли вы привести примеры? (Ученики приводят примеры.)

2.Работа с образцами горных пород.

(Рассматривая горные породы, сразу даем условный знак того или иного полезного ископаемого).

-Рассмотрите образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц.

Это наиболее распространенные горные породы.

          Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Даже название они получили из-за повсеместного распространения. Они встречаются везде: и в поле, и в горах.

          Кварц – тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого, коричневого, черного, фиолетового.

-Чем различаются предложенные вам горные породы? (Цветом, блеском, твердостью, прозрачностью). В чем же причина разнообразия горных пород? Главная причина – это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности.

Магматические горные породы

         По происхождению горные породы можно разделить прежде всего на магматические и осадочные.

          Все начинается глубоко под землей. Вещество мантии проникает в земную кору.  Оно находится в расплавленном состоянии и называется магмой (от греческого «магма» – густая мазь).

           Магма – расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.

          Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими. С магматическими горными породами связано большинство месторождений руд металлов.

Вначале возникли породы из магмы,

Они первородные самые как бы,

Тяжелый гранит в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал.

Породы весьма симпатичные,

Увесистые, магматичные…

Строение магматических горных пород зависит от скорости остывания магмы.

         На глубине она остывает медленнее. Образуются горные породы глубинные. Например, гранит.

        Магма может подниматься по трещинам и разломам на земную поверхность, при этом застывает быстрее. Образуются излившиеся магматические горные породы. Например, базальт.

         Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и такая горная порода  имеет губчатое, пористое строение. Например, пемза. Обычно же магматические горные породы плотные, твердые, тяжелые.

Осадочные горные породы

          В отличие от магматических, эти породы образуются только на поверхности земли и на дне водоемов.

          В их образовании большую роль играют внешние силы Земли. Твердые магматические горные породы трескаются, крошатся, и их обломки переносятся в другое место.

-Как вы думаете, под действием каких процессов  происходит разрушение магматических пород? (Ветер, ледник, водный поток.)

          В летнее или дневное время, при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, сжимаются. Из-за этого они начинают дробиться, растрескиваться и рассыпаться. Валуны, щебень, галька, песок, глина и ил оседают на дне морей, рек, озер или накапливаются на суше. Поэтому и назвали такие породы осадочными. Можно выделить

Три группы осадочных горных пород:

Первая – обломочные – песок, глина, галька и др. Многие из них используются как строительные материалы.

Вторая – химические – поваренные и калийные соли, гипс. Они широко используются в химической промышленности, в сельском хозяйстве. Они образуются из водных растворов минеральных веществ.

Третья – органические – уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, мел, известняк и др. Они накопились за миллионы лет на дне водоемов.  Состоят они из останков растений и животных.

…Но прочность – не вечность,

И вот что случается:

Породы выветриванием разрушаются,

Дробятся на глыбы, обломки, пески,

Выносятся водами быстрой реки,

Река их по руслу таскает,

Обкатывает, отлагает.

А там, где горячие воды струятся,

Там в них минералы совсем растворятся.

Когда же раствор остывает,

То соль из него оседает.

А в толще морской или в темном болоте

Вы массу останков животных найдете,

А также растений отмерших останки,

Они образуют породы-осадки.

(Все то, что разрушено, переотложено,

Осело солями, останками сложено…)

3.Физкультминутка.

«Шуршат на дереве листы»

Шуршат на дереве листы,

(Потянуться, руки вверх.)

Шуршат осенние кусты,

(Руки опустить, присесть.)

Шуршит камыш,

(Встать, наклониться влево-вправо.)

И дождь шуршит.

(Ходьба на месте.)

А ты садись и не шурши,

(Приседания.)

И всё красиво напиши.

(Сесть за парты.)

4.Рассказ учителя.

Метаморфические горные породы

          Если осадочные и магматические горные породы попадают на большую глубину, где высокая температура и очень большое давление, то с ними происходят превращения – «метаморфозы». Горные породы изменяются, приобретают новые свойства. Иногда первичные породы так изменяются, что трудно догадаться, какой породой они были до превращения. Только для некоторых горных пород можно с уверенностью установить исходную породу. Так образуется группа метаморфических горных пород.

…Но вот под давлением магма опять

Стремится земную кору разорвать,

И в месте такого вторжения

Наметятся вдруг превращения:

Сыпучий песок превратился в кварцит,

Был мел, очень мягкий, – вдруг мрамор лежит.

Такие породы, весьма специфические,

Зовутся геологами метаморфические.

Можно составить цепочки превращений:

-песок → песчаник → кварцит → кварц;

-известняк → мрамор;

-гранит →гнейс;

-графит →алмаз.

         Со временем твердые метаморфические и магматические породы, оказавшись на поверхности, разрушаются и могут превратиться в осадочные обломочные породы.

          Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных порол. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами.

5.Работа с учебником.

-Рассмотрите рис.45 на стр.71.

-Перерисовать рис. 45 в тетрадь (дома) и выучить классификацию.

IV.Закрепление изученного.

1)Работа с перфокартами.

2)Рассмотрите таблицу горных пород в школьной коллекции и заполните таблицу:

Название

Цвет

Блеск

Твердость

Происхождение

Применение

3)Дайте определение понятий: горная порода, магма, магматические, метаморфические, осадочные горные породы.

4)Найдите в списках «лишнюю» горную породу:

а) гранит, мрамор, алмаз (гранит – магматическая, остальные – метаморфические);

б) уголь, торф, гипс (гипс – осадочная порода химического происхождения, остальные – органического);

в) щебень, глина, базальт (базальт – магматическая, остальные – осадочные).

V.Домашнее задание.

Прочитать §21 стр.71-73.

Заполнить таблицу в задании 8, подготовить информацию о горных породах (задания 9 и 10) на стр.73.

Можно подобрать стихотворения на русском, украинском и крымскотатарском языках и выпустить буклет «Малахитовая шкатулка».

VI.Дополнительный материал.

Предложить сказки Бажова прочитать.

Можно предложит написать сказку о гномах подземелья и минералах.

Можно предложить собрать свой набор «Горные породы и минералы».

Задание 1.

Захар Загадкин послал своему другу Фоме Отгадкину телеграмму. Помогите её разгадать.

          Прошу выслать почтой 12 образцов горных пород и минералов: ШТАТ, МЕЛЬ, ПЛОТИНА, ДОЛОТО, ГРАФИН, УГОРЬ, МЕРА, ЦИРК, СЛОВО, УПАЛ, ЯНВАРЬ, ПЕНЗА.

Ответ: шпат, медь, платина, золото, графит, уголь, сера, цинк, олово, опал, янтарь, пемза.

Задание 2.

Разгадайте кроссворд. Если в кроссворд вписываются несколько разных минералов, не беда. Это принесет вам дополнительные очки.

Ответ: малахит, гипс, нефелин, магнетит, графит, кварц, слюда, магнезит, олово.

Источник

ООО «Столичный учебный центр»

Проект по дисциплине:

«Геология»

По теме:

«Разработка урока».

Исполнитель:

Оборина Людмила Николаевна

Москва 2019год

Класс: 5

Дата: 04.04.2019.

предмет: география

Тема урока: Горныепороды, минералы и полезные ископаемые.

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: выполнение практической работы.

Цели урока: обучающая: формировать знания обучающихся о видах горных пород и минералов, их практическом

применении;

– развивающие: продолжить развивать формы речевой деятельности учащихся, формировать навыки

правильного изложения информации, способствовать развитию познавательной активности школьников

– воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, бережно относиться к природе и красоте

минерального мира.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:  выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород. Умение составлять геологическую коллекцию, описывать образцы горных пород.

Метапредметные  результаты:

Познавательные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать и осмысливать текст, давать определения понятиям, структуировать, выделять главное и второстепенное в тексте.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, то есть определение цели, функций участников, способов взаимодействия, аботать в группе, устанавливать рабочие отношения, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. 
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися , и того, что еще не известно; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Личностные результаты: проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Оборудование: образцы горных пород, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопреде-ление к деятельности

Актуализа-ция знаний, мотивация

Постановка учебной задачи

Изучение нового материала

Физминутка

Закрепление изученного материала

Рефлексия.

Домашнее задание

Итог

Уточняет и конкретизирует действия учащихся.

– Проверьте, ребята, всё ли у вас готово к уроку.

– Сегодня мы работаем в группах, посмотрите на столе у вас лежит памятка – правила работы в группах.

Повторение изученного материала:

– На протяжении нескольких уроков мы ведём речь о Внутреннем строении Земли, повторим.

1. У доски назвать часть Земли и из скольких частей она состоит. Кратко охарактеризуйте эти части.

2. – Как называются зоны взаимодействия литосферных плит?
– Какие явления в этих зонах происходят?

3. Каких типов бывает земная кора. Чем океаническая земная кора, отличается от материковой?

4. Где чаще происходят землетрясения и извержения вулканов? Почему?

Организовывает ситуацию формулирования проблемы:

Итак, мы знаем, что верхняя часть литосферы – земная кора. Она бывает 2 типов. Что нам необходимо еще узнать о земной коре?

Правильно: 
– Из чего состоит земная  кора? вы затрудняетесь ответить на этот вопрос?
– Какова тема нашего урока?
– Сформулируйте цель.

Решение учебной задачи. Рассказ учителя с использованием интерактивной доски.

Земная кора состоит из разнообразных горных пород и минералов. Со многими из них мы часто встречаемся в повседневной жизни: поваренная соль, графит, тальк, пемза, мрамор и многие другие. Горные породы и минералы имеют разный состав, внешний вид, цвет.

1. Минералы – однородные по своим свойствам вещества. 
Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый мягкий – тальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем. 
Полная противоположность – алмаз, он тверже всех минералов.     Есть минералы, которые называются слюдой.  Они обладают необыкновенным свойством – от них можно осторожно отделить тонкую пластинку, от которой можно отделить еще более тонкую.
Можно ли есть камни? Конечно, существуют минералы, пригодные в пищу – поваренная соль, графит – в карандашах.  Танзанит встречается в природе практически в 1000 раз реже, чем бриллиант. И это естественно, поскольку существует только одно место в мире, где можно найти эти камни. Их добывают в предгорьях Килиманджаро, а количество камней, которые поступают в продажу, крайне ограничено. 
Вывод (учитель и учащиеся): В мире существует около 3000 минералов. Большинство минералов встречаются в твердом состоянии. Минералы могут быть и в жидком и газообразном состоянии.
Все они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности, твердости. 
Минералы встречаются в твердой оболочке Земли как самостоятельно, так и в соединении друг с другом
Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких минералов (гранит – полевой  шпат, слюда, кварц)

Перед вами образцы, горных пород, определите их название по описанию.

Проверяет правильность определения горных пород.

– Все горные породы  и минералы отличаются. Чем? Почему?
Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические.

Вначале возникли породы из магмы,

Они первородные самые как бы,

Тяжелый гранит в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал.

Породы весьма симпатичные,

Увесистые, магматичные


Магматические горные породы 
образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли.  Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы (гранит)
Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся, их остывание происходит быстро и кристаллы образуются мелкие, (базальт,  без кристаллов – обсидиан).

…Но прочность – не вечность,

И вот что случается:

Породы выветриванием разрушаются,

Дробятся на глыбы, обломки, пески,

Выносятся водами быстрой реки,

Река их по руслу таскает,

Обкатывает, отлагает.

А там, где горячие воды струятся,

Там в них минералы совсем растворятся.

Когда же раствор остывает,

То соль из него оседает.

А в толще морской или в темном болоте

Вы массу останков животных найдете,

А также растений отмерших останки,

Они образуют породы-осадки.

(Все то, что разрушено, переотложено,

Осело солями, останками сложено…)

Осадочные  горные породы.  Как только образовались магматические горные породы, за них берутся внешние силы земли: ветер, текучие воды, солнце, микроорганизмы. По их законам земная поверхность должна быть идеально ровной и гладкой. Поэтому они начинают разрушать горы, скалы, их обломки измельчать и переносить на разные участки земной поверхности, заполнять впадины и низины на суше; осаждать на дне океанов и морей и других водоемов. 
Одни возникли в результате жизнедеятельности организмов и образовались из остатков растений и животных, отлагающихся на дне водоемов. На них можно увидеть остатки древних растений и насекомых. Их назвали органическими(известняк – ракушечник, торф, мел, каменный уголь)
Происхождение других связано с неживой природой, поэтому они получили название неорганические:
В свою очередь их разделили еще на две группы: те, которые образовались из обломков разрушенных скал, осели во впадинах и уплотнились в горные породы, назвали обломочными (щебень, галька, песок).  А те, которые образовались из химических веществ, содержащихся в воде морей и океанов, уплотнились, осели на дно и превратились в горные породы, назвали химическими (гипс, каменная соль)

…Но вот под давлением магма опять

Стремится земную кору разорвать,

И в месте такого вторжения

Наметятся вдруг превращения:

Сыпучий песок превратился в кварцит,

Был мел, очень мягкий, – вдруг мрамор лежит.

Такие породы, весьма специфические,

Зовутся геологами метаморфические.
Метаморфические. Горные породы обладают прочностью, но при попадании в другие условия их состав и свойства начинают меняться. Так, в результате тектонических движений горные породы могут быть перемещены с поверхности земли в ее глубины. Под давлением пластов других пород, воздействия высоких t глубин Земли, новых потоков магмы горные породы изменяются и превращаются в совершенно другие, которые называются метаморфическими

 (с греческого “метаморфоз” – превращение).  Гранит – гнейс ,  известняк – мрамор

Запись темы, определений в рабочую тетрадь.

Заполнение схемы «Разнообразие горных пород по происхождению» в тетради.

(Схема заполняется параллельно и на интерактивной доске).
«Шуршат на дереве листы»

Шуршат на дереве листы,

(Потянуться, руки вверх.)

Шуршат осенние кусты,

(Руки опустить, присесть.)

Шуршит камыш,

(Встать, наклониться влево-вправо.)

И дождь шуршит.

(Ходьба на месте.)

А ты садись и не шурши,

(Приседания.)

И всё красиво напиши.

(Сесть за парты.)

Практическая работа. Почувствуйте себя геологами.
«Определитель горных пород», используя фотографии в учебнике (стр 42-43) и определитель горных пород

 – А сейчас, ребята, для закрепления изученного материала проведем практическую работу. Почувствуйте себя геологами!

У каждого горная порода или минерал. Вы должны охарактеризовать его по разным признакам и определить какое происхождение имеет данная порода. 

1 группа – мрамор
2 группа – мел
3 группа – гранит

Раздаёт образцы горных пород.

-Рассмотрите образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц.

Это наиболее распространенные горные породы.

Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Они встречаются везде: и в поле, и в горах.

Кварц – тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого, коричневого, черного, фиолетового.

-Чем различаются предложенные вам горные породы?

-В чем же причина разнообразия горных пород? Сделайте вывод по выполненной работе.

Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных пород. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами.

Учитель обобщает: горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

Оцените  свою деятельность в выполнении практической работы.

 Ребята, а как человек использует горные породы и минералы в своей хозяйственной деятельности? Для того, чтобы ответить на этот вопрос

обратимся к тексту учебника на стр.72 – 73. Запишите в тетрадь что называют полезными ископаемыми, месторождением полезных ископаемых и какие бывают полезные ископаемые. (Вопросы выводятся на экран через проектор)

Сделаем вывод. Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек использует в своей хозяйственной деятельности.

Добывая их человек должен помнить:

1. Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать);

2. После добычи полезных ископаемых в природе все нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры ит.д.)

1)Рассмотрите коллекцию горных пород и заполните таблицу: (приложение 1)

2)Дайте определение понятий: горная порода, магма, магматические, метаморфические, осадочные горные породы.

3)Найдите в списках «лишнюю» горную породу:

а) гранит, мрамор, алмаз (гранит – магматическая, остальные – метаморфические);

б) уголь, торф, гипс (гипс – осадочная порода химического происхождения, остальные – органического);

в) щебень, глина, базальт (базальт – магматическая, остальные – осадочные).

Прочитать §21 стр.71-73.

Заполнить таблицу в задании 8, подготовить информацию о горных породах (задания 9 и 10) на стр.73.

Творческое задание по желанию:

Можно подобрать стихотворения на русском, украинском и крымскотатарском языках и выпустить буклет «Малахитовая шкатулка».

Сказки Бажова прочитать.

Можно собрать свой набор «Горные породы и минералы».

Подводит итог урока:

Итак, ребята на сегодняшнем уроке мы познакомились с веществами, которые слагают земную кору – это горные породы, которые в свою очередь состоят из одного или нескольких минералов. Они различаются по составу, свойствам и происхождению. Под действием внутренних и внешних процессов горные породы со временем могут изменять свои свойства. В земной коре залегает её самая важная для человека часть богатств – полезные ископаемые.

На экран выводит предложения, которые нужно закончить.

Учитель предлагает закончить мысль:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я был удивлен….

Сегодня на уроке я открыл для себя…

Сегодня на уроке я пришел к выводу…

Сегодня на уроке я не понял…

Учитель благодарит ребят за урок.

Контролируют свою готовность к уроку.

Читают правила работы.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы:

– ядро, мантия, земная кора

– Сейсмические зоны.

– Вулканизм и землетрясения

– Океаническая и материковая. Океаническая имеет 2 слоя (осадочный и базальтовый), а материковая 3 слоя (осадочный, гранитный и базальтовый).

В океанах, там кора тоньше

Дети формулируют проблему.

«Из чего состоит земная кора»
–сформировать  представление об основных группах горных пород и их    происхождении

Дети формулируют цель.

Цель урока: узнать о разнообразии горных пород и минералов и определить, какие горные породы бывают по своему происхождению.

Слушают учителя.

Вместе с учителем дают определение.

Формулируют вывод вместе с учителем.

Вместе с учителем дают определение.

Работа с учебником.

Ребята выясняют, что они различаются цветом, блеском, твердостью, прозрачностью.

Высказывают свои предположения и с помощью учителя приходят к выводу что,

Главная причина – это различие в условиях их образования и тех изменениях, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности.

Учащиеся находят ответы на вопросы, используя текст учебника на стр. 72 – 73,формулируют выводы и записывают их в тетрадь.

Записывают тему и определения в рабочую тетрадь.

Минералы – однородные по своим свойствам вещества.
(тальк, алмаз, слюда)

Горные породы – природное соединение минералов

– Цветом, твердостью, прозрачностью, блеском.
– Разное происхождение Заполнение схемы в тетради.

Учащиеся в группах определяют название горных пород.

Отмечают правильные ответы в тетради для практических работ.

Распределяют горные породы, которые лежат перед ними на 3 группы.

Учащимся предлагаются горные породы, они определяют  их происхождение.

Делают вывод по выполненной работе.

Оценивают  свою деятельность в выполнении практической работы.

Учащиеся делают вывод.

Записывают определение понятию «полезные ископаемые».

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы используемые человеком в своей деятельности.

Ребята выбирают по одному предложению, заканчивают его и высказывают вслух по очереди.

.

Приложение 1, 

1)Рассмотрите таблицу горных пород в школьной коллекции и заполните таблицу:

Список литературы:

1. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География.5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций .– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

3. А. Гущин., М. Романовская , А. Стафеев , В. Талицкий Практическое руководство по общей геологии. под ред. Н.В. Короновского, М.: Изд. Центр «Академия», 2007, 160 с.

3. А.В. Матвеев. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций . – М. : Просвещение, 2014. – 128 с. – (Полярная звезда).

Источник