Горные породы и полезные ископаемые география 6 класс
Инфоурок
›
География
›Презентации›География 6 класс.Тема” Полезные ископаемые”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
2 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые человек использует в повседневной жизни и хозяйственной деятельности.
3 слайд
Описание слайда:
Выделяют три группы полезных ископаемых: Топливные(горючие) полезные ископаемые. Это горные породы, которые могут гореть. Они используются человеком для получения тепла и света.
4 слайд
Описание слайда:
Главными топливными полезными ископаемыми являются: каменный уголь, нефть, природный газ.
5 слайд
Описание слайда:
Рудные полезные ископаемые. Это горные породы, в состав которых входят металлы. Металлов очень много и не все они одинаково нужны человеку, но есть главные. Железо, медь, алюминий, свинец, цинк, золото, серебро, олово.
6 слайд
7 слайд
Описание слайда:
Из земной коры добывают не сам металл, а его руду. А металл потом выделяют из руды на металлургических заводах.
8 слайд
Описание слайда:
Нерудные полезные ископаемые. Это очень разнообразная группа полезных ископаемых. Они имеют разнообразные свойства и применение. Т.е. эти полезные ископаемые используют в том виде, в котором они существуют в природе.
9 слайд
Описание слайда:
Это строительные материалы:
10 слайд
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
ДАВАЙТЕ ЗАПОМНИМ! В зависимости от характера использования выделяют топливные, рудные, нерудные полезные ископаемые.
13 слайд
Описание слайда:
Топливные полезные ископаемые по своему происхождению являются осадочными. Их запасы сосредоточены на равнинах. Нефть и газ образуются в морских условиях. Каменный уголь возникает там, где раньше были дремучие леса.
14 слайд
Описание слайда:
Рудные полезные ископаемые имеют главным образом магматическое происхождение(базальт, гранит, драгоценные камни) Метаморфическое происхождение(мрамор, известняк) Осадочное(глина, песок, соли)
15 слайд
Описание слайда:
Поиск полезных ископаемых- это сложный процесс. При поиске полезных ископаемых нужно знать особенности рельефа, геологическую историю территории. Чтобы можно было предположить есть ли здесь полезные ископаемые. Этот сложный процесс называется геологической разведкой.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-373039
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.
Урок географии 6 класс
Автор: Тарасова Екатерина Александровна
учитель географии и биологии
МБОУ СОШ № 17 п. Табачный
Майкопского района Республики Адыгея
Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных пород и полезных ископаемых.
Задачи:
1. Продолжить формирование представлений о строении земной коры,
2. Обеспечить усвоение учащимися знаний терминов: «полезные ископаемые», «горные породы», наиболее распространенных горных пород, свойства горных пород и минералов.
3. Создать условия для развития речи, умений работать в группе, умений проектной деятельности.
4. Способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: коллекции горных пород и минералов, физическая карта мира, мультимедийный проектор, компьютер, видеоролик.
Некоторые обучающиеся заранее получили задание провести опыт в домашних условиях по предложенной учителем инструкции, а также подготовить отчет о проделанной работе в произвольной форме (презентация, фото- или видеоотчет, устный рассказ и т.д.)
Ход урока:
- Организационный момент (приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация внимания, раскрытие общей цели урока и плана ее достижения).
II. Изучение нового материала
– Что называется литосферой?
– Из каких частей она состоит?
( Литосфера – каменная оболочка Земли, включает земную кору и верхнюю часть мантии).
– Какое строение имеют земная кора и мантия?
Мантия находится вокруг ядра и составляет основную массу Земли. Ее мощность до 2900км. Температура до 2500 градусов. Состоит из тяжелых минералов, содержащих железо. Вещество мантии находится в твердом состоянии, за исключением мягкой внешней части.
Земная кора. Внешняя оболочка Земли, состоит из различных горных пород. Состоит из трех слоев: осадочного, гранитного, базальтового. Мощность Земной коры под океанами от 5 до 10 км, 35-45км на суше и до 75км в горных районах.
– Что такое горные породы? Приведите пример известной вам горной породы
Горные породы – это вещества, из которых состоит земная кора.
– Что такое минералы?
Минералы – природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся в глубинах и на поверхности Земли.
Например, гранит состоит из: кварца, полевого шпата, слюды.
В природе известны несколько тысяч видов минералов и горных пород. Минералы имеют однородный состав. Горные породы более сложны по строению.
И те и другие различаются между собой строением, твердостью, плотностью, цветом, блеском, температурой плавления и другими свойствами.
Главная причина этого – различия в условиях их образования и изменения, которые происходят с ним в земной коре и на ее поверхности.
По происхождению горные породы и минералы можно разделить на магматические, осадочные, метаморфические.
Магматические горные породы образовались в результате застывания магмы на поверхности и в глубине Земли.
1 группа инсценирует извержение вулкана:
Материалы:
- Пластилин
- Пустой контейнер от фотопленки
- 1 столовая ложка пищевой соды
- Столовая ложка уксуса
Ход опыта:
- Учащиеся заранее вылепили из пластилина «вулкан»
- Сделали отверстие на вершине вулкана. Отверстие должно быть достаточно большим, чтобы в него поместилась пустая баночка от фотопленки.
- Вставили пустой контейнер в отверстие.
- Сначала добавили в пустую баночку пищевую соду, затем уксус. Отступили на шаг назад и наблюдали, как вулкан оживет.
Глубинные:
- Образуются из магмы в глубине земной коры.
- Застывание магмы на глубине происходит медленно.
- Из-за медленного остывания образуются крупные кристаллы. Они хорошо видны в породе
- Породы кристаллические, плотные.
Излившиеся:
- Образуются из магмы в трещинах и разломах земной коры.
- Застывание магмы на глубине происходит быстро.
- Кристаллы мелкие, трудно различимые простым глазом.
- Горные породы плотные, твердые, тяжелые.
Осадочные горные породы образовались на поверхности Земли в результате осаждения обломков горных пород в воде и на суше.
2 группа учеников за неделю до урока получили задание с помощью подручных средств создать осадочную горную породу по инструкции предложенной учителем, а затем рассказать о том, что получилось.
Материалы:
- Стеклянная банка
- Цемент
- Песок
- Гипс
- Вода
- Пищевой краситель
Инструкция:
- Заполняют банку водой
- Засыпают в нее слой цемента толщиной примерно 4 см.
- Оставить на 2 дня
- Засыпать еще один слой, на этот раз из песка, смешанного с цементом. Оставить затвердевать.
- Засыпать еще на один слой, на этот раз из гипса и песка. Оставить затвердевать.
- Налить немного воды с пищевым красителем.
- Насыпать еще один слой гипса и песка. Дать ему затвердеть.
- Удалить банку (попроси взрослого сделать это.)
Осадочные обломочные горные породы образуются под влиянием:
- ветра,
- текучих вод,
- колебаний температуры
- и других воздействий разрушаются скалы.
Осадочные химического происхождения образуются из водных растворов минеральных веществ.
Органические осадочного происхождения образуются из остатков растений и животных, накопившихся на дне морей, океанов. Для них характерна слоистость. В течении тысячелетий слои уплотнялись, превращаясь в более плотные породы: песчаники, известняки.
Метаморфические горные породы – это любые породы, которые претерпели значительные изменения под действием высоких температур и давления.
Известняк – мрамор,
Песчаник – кварцит,
Гранит – гнейс
(просмотр видеоролика об образовании метаморфических горных пород)
До сих пор шел рассказ о твердых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные — природный газ.
Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.
- Что называется полезными ископаемыми?
(Горные породы и минералы, используемые человеком в хозяйственной деятельности).
Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.
Работа со схемой «Классификация полезных ископаемых».
- Закрепление материала: класс делится на 4 команды.
Узнай горные породы.
Каждой команде предлагаются образцы горных пород из коллекции: торф, уголь, калийная соль, гранит, мрамор, медный колчедан, асбест, слюда, известняк, каменная соль, бурый железняк, красный железняк, пемза. (Учащиеся распознают горные породы с помощью определителя)
Сравнение свойств двух горных пород.
I команда: каменная соль – торф
II команда: медный колчедан – гранит
III команда: уголь – мрамор
IV команда: известняк – красный железняк.
Блиц-опрос:
– Чем сложена земная кора?
– На какие группы по происхождению делятся горные породы и минералы?
– На какие группы делятся магматические горные породы?
– На какие группы делятся осадочные горные породы?
– Как образуются метаморфические горные породы?
Домашнее задание
- П.16 – 17
- Творческое задание «Минералы – часть нашей жизни»:
- Возьми ручку и бумагу
- Поброди по дому и запиши все, что, как ты думаешь, изготовлено из минералов.
- Напиши список как можно длиннее.
Подсказка: У тебя на кухне есть соль? Из чего сделана ваша плита? Что находится в карандаше?
Источник
Тема: Минералы и горные породы
География 6 класс ,учитель географии Ковтун Г.И. МБОУ СОШ №5 с.Большой Бейсуг
Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных пород и полезных ископаемых.
Задачи:
1. Продолжить формирование представлений о строении земной коры,
2. Обеспечить усвоение учащимися знаний терминов: «полезные ископаемые», «горные породы», наиболее распространенных горных пород, полезные ископаемые Краснодарского края, свойства горных пород и минералов.
3. Создать условия для развития речи, умений работать в группе, проводить аналогию между предметами и обозначающими их символами
4. Способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: коллекции горных пород и минералов, физическая карта мира
Ход урока:
Организационный момент (приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация внимания, раскрытие общей цели урока и плана ее достижения).
Изучение нового материала
АОЗ
– Что называется литосферой?
– Из каких частей она состоит?
( Литосфера – каменная оболочка Земли, включает земную кору и верхнюю часть мантии).
– Какое строение имеют земная кора и мантия?
Мантия находится вокруг ядра и составляет основную массу Земли. Ее мощность до 2900км. Температура до 2500 градусов. Состоит из тяжелых минералов, содержащих железо. Вещество мантии находится в твердом состоянии, за исключением мягкой внешней части.
Земная кора. Внешняя оболочка Земли, состоит из различных горных пород. Состоит из трех слоев: осадочного, гранитного, базальтового. Мощность Земной коры под океанами от 5 до 10 км, 35-45км на суше и до 75км в горных районах.
– Что такое горные породы? Приведите пример известной вам горной породы
Горные породы – это вещества, из которых состоит земная кора. Гранит.
– Что такое минералы? Из каких минералов состоит гранит?
Минералы – природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся в глубинах и на поверхности Земли.
Например, гранит состоит из: кварца, полевого шпата, слюды.
Слайд 2
Изучение нового материала.
В природе известны несколько тысяч видов минералов и горных пород. Минералы имеют однородный состав. Горные породы более сложны по строению.
И те и другие различаются между собой строением, твердостью, плотностью, цветом, блеском, температурой плавления и другими свойствами.
Главная причина этого – различия в условиях их образования и изменения, которые происходят с ним в земной коре и на ее поверхности.
По происхождению горные породы и минералы можно разделить на магматические, осадочные, метаморфические.
Слайд 3.
Учащиеся заполняют таблицу в тетради.
Магматические горные породы образовались в результате застывания магмы на поверхности и в глубине Земли.
Глубинные:
Образуются из магмы в глубине земной коры.
Застывание магмы на глубине происходит медленно.
Из-за медленного остывания образуются крупные кристаллы. Они хорошо видны в породе
Породы кристаллические, плотные.
Излившиеся:
Образуются из магмы в трещинах и разломах земной коры.
Застывание магмы на глубине происходит быстро.
Кристаллы мелкие, трудно различимые простым глазом.
Горные породы плотные, твердые, тяжелые.
Слайд 5-7
Осадочные горные породы образовались на поверхности Земли в результате осаждения обломков горных пород в воде и на суше.
Осадочные обломочные горные породы образуются под влиянием:
ветра,
текучих вод,
колебаний температуры
и других воздействий разрушаются скалы.
Так образуются галечник, гравий, песок.
Осадочные химического происхождения образуются из водных растворов минеральных веществ.
Органические осадочного происхождения образуются из остатков растений и животных, накопившихся на дне морей, океанов. Для них характерна слоистость. В течении тысячелетий слои уплотнялись, превращаясь в более плотные породы: песчаники, известняки.
Слайд 8 – 10
Метаморфические горные породы – это любые породы, которые претерпели значительные изменения под действием высоких температур и давления.
Известняк – мрамор,
Песчаник – кварцит,
Гранит – гнейс
Слайд 11
Горные породы и минералы Краснодарского края:
глина, песок, газ, нефть, мергель, минеральная вода, гравий.
Что называется полезными ископаемыми?
(Горные породы и минералы, используемые человеком в хозяйственной деятельности).
Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.
Классификация полезных ископаемых по использованию
Обозначение полезных ископаемых на географической карте:
Практикум в малых группах с использованием коллекции горных пород и минералов.
«Свойства горных пород и минералов»
Закрепление материала:
Слайд 13
– Какие горные породы и минералы Краснодарского края вы знаете?
Слайд 14
– Чем сложена земная кора?
– На какие группы по происхождению делятся горные породы и минералы?
– На какие группы делятся магматические горные породы?
– На какие группы делятся осадочные горные породы?
– Как образуются метаморфические горные породы?
Слайд 15
Домашнее задание
П.16 – 17
На контурной карте России обозначить условными знаками месторождения нефти, газа, каменного угля, железной руды.
Источник
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация по географии 6 класс. Тема “Литосфера. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Раздел «ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ». Тема Литосфера Урок 1. Внутреннее строение Земли. Строение литосферы. Контрольный тест. Урок 2. Горные породы и менералы – практическая работа. Урок 3. Полезные ископаемые. Итоговые задания Савина Рада Алексеевна, учитель ГБОУ школы 332
2 слайд
Описание слайда:
Атмосфера- воздушная оболочка Земли Гидросфера- водная оболочка Земли Биосфера- «сфера жизни» Литосфера – земная кора
3 слайд
Описание слайда:
Определите оболочки Земли: 1. Земная кора 2. гидросфера 3. атмосфера 4. биосфера А. воздушная Б. твердая В. Жизни Г. водная
4 слайд
Описание слайда:
Гипотеза – научное предположение, подтвержденное фактами. фильм
5 слайд
Описание слайда:
R Земли (полярный) =6356 км ≈3470 км 2900 км 70-5 км Земная кора Мантия – «покрывало» Давление = 1,3 млн. атм. плотная, пластичная, раскаленная, верхний слой постоянно движется Состоит из магмы -расплавленных горных пород Ядро Давление = 3,6 млн. атм. никель, железо Литосфера – это твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии. Мощность литосферы составляет в среднем 70 – 10 км литосфера «литос» – камень «сфера» – шар R Земли (экваториальный) = 6378 км t = +2000 t плавления железа +1539 t +4000 +6000 (t кипения железа + 3000)
6 слайд
Описание слайда:
Литосфера: «литос»- камень «сфера» – шар – твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из минералов и горных пород, имеет мощность от 5 до 70 км
7 слайд
Описание слайда:
океан горы равнины До 70 км 30-40 км 5 -10 км
8 слайд
Описание слайда:
-Найдите отличия материковой и океанической земной коры?
9 слайд
Описание слайда:
Земная кора материковая толщина До 70 км в горах 30-40 под равнинами 3 слоя: осадочный, гранитный, базальтовый возраст Более древняя океаническая толщина 5-10 км под океанами 2 слоя: осадочный, базальтовый возраст Более молодая,
10 слайд
Описание слайда:
Определите, о какой оболочке Земли идет речь: А. земная кора Б. мантия В. Ядро 10……………, 11………….., 12…………….
11 слайд
Описание слайда:
1. находится в центре Земли 2. толщина от 5 до 70 км 3. В переводе с латыни «покрывало» 4. температура вещества +4000 +6000 5. верхняя оболочка Земли 6. толщина около 2900км 7. состояние вещества особое: плотное и пластичное 8. состоит из материковой и океанической частей 9. основной элемент состава – железо 10. какой слой отсутствует в океанической земной коре?…………………. 11. мощность какой земной коры больше?………… 12. какой тип коры более молодой?…………………
12 слайд
Описание слайда:
Ключ проверки А. 2, 5, 8 Б. 3, 6, 7 В. 1, 4, 9 10- гранитный 11 – материковой 12 – океанический
13 слайд
Описание слайда:
Урок 2. Из чего состоит земная кора Горные породы и минералы. В чем их отличие? Минералы – имеют однородный химический состав. Примеры: кварц, золото, алмазы Горные породы – состоят из нескольких минералов. Примеры: гранит, песок, известняк, глина фрагмент1 фрагмент2
14 слайд
Описание слайда:
Предварительное д.з. Индивидуальные сообщения: 1. из чего и как образовался каменный уголь. 2. из чего и как образовался известняк и мел. 3. из чего и как образовался самый твердый минерал ( какой?)
15 слайд
Описание слайда:
Типы горных пород по происхождению §14 Фрагмент 4 Фрагмент 3 Обломочные* Органические* химические Отложение рыхлых пород на поверхности литосферы разрушение других пород выпадение в осадок на дне морей, озер из останков раститель-ных и животных организмов Изменение горных пород попавших на глубину под влиянием t и давления Известняк-мрамор Песчаник – кварцит Гранит – гнейс Уголь–графит- алмазы* Типы горных пород Как происходит их образование примеры горных пород МАГМАТИЧЕСКИЕ а) излившиеся б) …………………….. Из застывшей магмы а)Излилась и застыла на поверхности б)……………………………… а) обсидиан, базальт, пемза, туф, желез. руды б) гранит, габбро, диорит 2. ОСАДОЧНЫЕ а)………………………. б)……………………….. в)………………………… ………………………………… …………………………………а)…………………………………………………………………б)…………………………………………………………………в)………………………………………………………………… а)…………………………. …………………………… б)………………………… ………сера, фосфориты в) …. …………………….. ……………..……………… 3. МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ (изменившиеся) ……………………………………………………………………………………………………………………………… ……………….…………. …. ………………………………………………………………
16 слайд
Описание слайда:
В начале возникли породы из магмы, Они первородные самые как бы, Тяжелый гранит, в глубине остывал, Базальт на поверхности лавою стал. Породы весьма симпатичные, Увесистые, …………….
17 слайд
Описание слайда:
Но прочность—не вечность, И вот что случается: Породы выветриванием разрушаются, Дробятся на глыбы, обломки, пески, Выносятся водами быстрой реки, Река их по руслу таскает Обкатывает, отлагает. Формирование обломочных пород 14
18 слайд
Описание слайда:
химические породы А там, где горячие воды струятся, Там в них минералы совсем растворяться. Когда же раствор остывает, То соль из него оседает. ГИПС
19 слайд
Описание слайда:
А толще морской или в темном болоте, Вы массу остатков животных найдете, А также, растений отмерших остатки, Они образуют породы—осадки. Все то, что разрушено, переотложено, Осело солями, остатками сложено. ОРГАНИЧЕСКИЕ ПОРОДЫ
20 слайд
Описание слайда:
Образование угля фильм
21 слайд