Горные породы и минералы это полезные ископаемые

Горные породы и минералы это полезные ископаемые thumbnail

В развитии человеческого общества непреходящее значение имеют горное дело и сельское хозяйство, являющиеся источниками естественного сырья. Комплекс технологических процессов по его переработке направлен на приспособление природных богатств к потребностям человека.

Природные химические соединения встречаются в земной коре (литосфере) в виде образований (минералов), приблизительно однородных по своему составу, внутреннему строению и физическим свойствам. Подавляющее число минералов – твердые кристаллические вещества.

Горными породами называют естественные минеральные агрегаты более или менее постоянного состава и строения, слагающие литосферу в виде самостоятельных геологических тел. Горные породы состоят из одного (например, толща гипса, каменной соли) или нескольких минералов.

По происхождению горные породы подразделяют на магматические, или изверженные (гранит, диорит, базальт и др.), осадочные (известняк, глины, пески, песчаники и др.) и метаморфические (гнейс, кристаллические сланцы, мрамор и др.).

Магматические горные породы возникают при остывании и отвердении магмы и лавы; осадочные образуются посредством накопления (осаждения) продуктов разрушения земной коры на дне водоемов и водотоков; метаморфические представляют собой глубоко измененные осадочные и магматические породы под влиянием высоких давлений и температур.

Природные минеральные вещества, которые могут быть использованы человеком для его нужд, называют полезными ископаемыми (минеральным сырьем). Породы, имеющие полезные ископаемые, заключенные в их толще в виде прослоев, прожилков и не используемые в народном хозяйстве, считают пустыми породами.

Полезные ископаемые бывают газообразными (природный газ), жидкими (нефть) и твердыми. Настоящая дисциплина рассматривает только вопросы добычи твердых полезных ископаемых.

Различают полезные ископаемые: металлические (рудные) – сырье для производства черных, цветных, благородных, редких и радиоактивных металлов; неметаллические –сырье для металлургической (доломит, магнезит и др.), химической (сера, бор, фосфориты и др.) и других отраслей промышленности; горючие (уголь, горючие сланцы, торф и др.); строительные горные породы (граниты, мраморы, гравий, глины и др.).

Совокупность свойств, определяющих степень пригодности и экономической эффективности использования, называют качеством полезного ископаемого. Одни качественные свойства относят к полезным (например, теплоту сгорания угля, содержание извлекаемых металлов для руд), другие – к вредным, (например, зольность угля, высокую влажность, содержание примесей, затрудняющих плавку руд).

Естественные скопления полезных ископаемых в земной коре называют месторождениями. Месторождение будет промышленным, если его разработка целесообразна в данных экономических и географических условиях при современном уровне техники и технологии. В противном случае его считают непромышленным.

Массу или объём минерального сырья, заключенного в недрах на определенной площади, считают запасами полезных ископаемых. По народнохозяйственному значению выделяют запасы: балансовые, использование которых экономически целесообразно, и забалансовые, которые могут явиться объектом промышленного освоения, но использовать их в настоящее время экономически невыгодно. К промышленным относят часть балансовых запасов, за исключением проектных потерь. Проектные потери – это часть балансовых запасов, проектируемая к безвозвратному оставлению в недрах. Уровень развития и экономический потенциал государства зависят от производства и потребления минерального сырья.

По расчетам экономистов, среди природных ресурсов, используемых для удовлетворения потребностей общества, минеральные вещества составляют 80 %, а потребляемую энергию производят на 90 % за счет тепла, получаемого при сгорании полезных ископаемых: нефти, газа, угля, торфа. Достаточная обеспеченность общественного хозяйства минерально-сырьевыми ресурсами – непременное условие высоких темпов его развития и национальной безопасности государства.

Источник

Слайд 1

Гаджимустафаева Тамила Шихмагомедовна учитель биологии МБОУ «СОШ №7», г.Когалыма

Слайд 2

Земля состоит из ядра, ______, ______ ______. Ядро состоит в основном из никеля и ________. Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что _________________________. Твёрдая верхняя оболочка Земли – _____ ______. Неровности земной поверхности называют _______. Земная кора состоит из _______ _______.

Слайд 3

Земля состоит из ядра, мантии, земной коры . Ядро состоит в основном из никеля и железа . Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что на неё давит большое давление . Твёрдая верхняя оболочка Земли – земная кора . Неровности земной поверхности называют рельефом . Земная кора состоит из горных пород .

Слайд 4

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след.

Слайд 5

МЕЛ

Слайд 6

Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже .

Слайд 7

ПЕСОК

Слайд 8

Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?

Слайд 9

НЕФТЬ

Слайд 10

Росли на болоте растения Стали топливом и удобрением.

Слайд 11

ТОРФ

Слайд 12

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу.

Слайд 13

ГЛИНА

Слайд 15

Узнать о внутренних оболочках Земли Познакомиться с разными группами горных пород Развивать умение выделять главную мысль в содержании текста учебной статьи Развивать логическое мышление

Слайд 16

Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Минералы – это природные тела, из которых состоят горные породы. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек.

Слайд 17

Горные породы магматические осадочные метаморфические

Слайд 18

Осадочные горные породы Известняк Каменная соль Песчаник Формируются на поверхности Земли при разрушении пород и минералов, а также в результате жизнедеятельности или отмирания организмов. Мел Глина

Слайд 19

Магматические горные породы Магматические горные породы – это породы образовавшиеся из магмы при ее остывание и затвердевании. излившиеся базальт, андезит , липарит, пемза. габбро, диорит, гранит .

Слайд 20

Горные породы, образовавшиеся в результате изменения состава или свойств первоначальных пород. Метаморфические горные породы мрамор кварцит глинистый сланец гнейс

Слайд 21

Метаморфические горные породы Мрамор Гнейс Яшма Глинистый сланец

Слайд 22

Определение горных пород. Что называют минералами? Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?

Слайд 23

Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?

Слайд 24

Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?

Слайд 25

Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Плотные и рыхлые. Осадочные, магматические, метаморфические. Что называют полезными ископаемыми?

Слайд 26

Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Плотные и рыхлые. Осадочные, магматические, метаморфические. Что называют полезными ископаемыми? Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек.

Слайд 27

Вопросы для повторения 1. Породы, образовавшиеся из магмы при ее остывании и затвердевании………….. . магматические 2. Породы, формирующиеся на поверхности Земли при разрушении пород и минералов, а также в результате жизнедеятельности или отмирания организмов ………….. . осадочные 3. Горные породы, образовавшиеся в результате изменения состава или свойств первоначальных пород … ……….. . метаморфические

Слайд 28

Стр. 56-61 Приготовить сообщения о полезных ископаемых , добываемых в ХМАО-Югре

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источник

На чтение 6 мин. Просмотров 1.3k.

Геология – совокупность наук, изучающих историю образования нашей планеты, ее недра и доступную для исследования оболочку. Геология особое значение уделяет детальному исследованию минералов и горных пород.

Геология

В этой статье мы коснемся основ геологии, популярной терминологии, классификации пород применяющейся в области природного отделочного камня.

Итак, начнем с азов: минералы и горные породы. Это принципиально разные термины, которые не следует путать.

Разнообразие горных пород и минералов

Разнообразие горных пород и минералов

Земная кора состоит из разнообразных горных пород и минералов. Со многими из них мы часто встречаемся в повседневной жизни: поваренная соль, графит, тальк, пемза, мрамор и многие другие. Горные породы и минералы имеют разный состав, внешний вид, цвет.

Минералы

Минералы

Природное тело, обладающее определенным химическим составом и кристаллической структурой. Грубо говоря, минерал – это однородное по химическому составу твердое вещество, хотя внешне оно может быть неоднородным, с незначительным содержанием примесей и прослоек.

Минерал может иметь несколько минеральных видов, отличных небольшими колебаниями химического состава. К примеру, кварц встречается в разных видах с характерными оттенками: белый кварц, сиреневый аметист, прозрачный горный хрусталь, желтый цитрин, темный дымчатый кварц.

Интересный факт: к минералам относят и самородную ртуть, которая способна приобретать четкую кристаллическую решетку при замерзании. А вот вода признана не минералом, а раствором минерала «лед»!

В нашем каталоге минералы представлены в элитной отделочной коллекции: полудрагоценные минералы — аметист, содалит, малахит и агат; а также часто встречающийся в земной коре – кварц.

Существует множество классификаций минералов.

Мы остановимся на той, что основана на распространенности в толщах горных пород:

  • Породообразующие – самые распространенные, слагают основную массу горной породы (кварц, полевые шпаты, кальцит, плагиоклазы);
  • Акцессорные – минералы, часто встречающиеся в горных породах в виде небольших включений (к примеру, гранат, слюды);
  • Рудные минералы (самородные металлы, а также сульфиды и окислы металлов). Рудные минералы обладают металлическим блеском, отчего довольно легко различимы в породах. Часто используются как источник выплавки руды.
  • Редкие минералы – единичные минеральные агрегаты. Большинство недавно открытых минералов являются крайне редкими.

Горные породы

Горные породы

Природное образование, возникшее в недрах или на поверхности земли, сложенное несколькими минеральными видами. Т.е. это полиминеральное природное образование. Минералы, входящие в состав породы, а также ее залегание зависят обусловлены геологическими условиями генезиса.

Именно условия образования пород лежат в основе их главной классификации. Итак, 3 группы горных пород:

Магматические породы

Образуются за счет остывания раскаленной магмы – это может происходить на поверхности земли и дне океана (базальты) или же в недрах на различной глубине (граниты). Для магматических пород характерна высокая устойчивость, отчасти объяснимая условиями их образования – при сверхвысоких температурах и давлении. В составе этих пород преобладает кремнезем (кварц), плагиоклазы, полевые шпаты, слюда, реже – рудные минералы.

Граниты, базальты и родственные им породы широко применяются во всех областях отделки: строительстве, архитектуре, ландшафтном благоустройстве. Для магматических пород характерен широкий диапазон цветов и текстур: от однородных бежевых, серых и черных до ярких оттенков красной, желтой, синей гаммы. Как правило, сложный витиеватый рисунок присущ магматическим породам, прошедшим также через сильные метаморфические изменения. Такие породы относятся и ко второй группе:

Метаморфические породы

Это магматические или осадочные породы, которые в толще земли подвергались сильным изменениям за счет высоких температур и давлений, подвижек земной коры, а также при воздействии на них инородных растворов. В этих обстоятельствах порода меняет минеральный состав, плотность, степень кристалличности и другие физико-химические характеристики.

К метаморфическим породам относят кварцит, сланцы, многие разновидности гранитных пород, скарны и амфиболиты. Применение этих пород не ограничено: практически любая интерьерная и экстерьерная отделка, изготовление изделий.

Осадочные породы

Породы, которые образуются в процессе изменения континентальных или морских отложений в самых верхних слоях земной коры. Осадочные горные породы образуются за счет выветривания и разрушения магматических или метаморфических пород; при разрушении и минеральном замещении останков организмов (раковин, моллюсков); в процессе преобразования материнской породы в глинистое вещество.

В большинстве своем осадочные породы обладают меньшей твердостью и прочностью, чем материнские (магматические и метаморфические). Исключением являются прочные сорта известняка, кварцевый песчаник (поразительно долговечный материал).

Области применения минералов

Области применения минералов

Минералы применяются в различных сферах человеческой деятельности. Область применения зависит от состава и других характеристик. Многие экземпляры используют в чистом виде, из некоторых выделяют другие химические элементы.

Сферы применения минералов:

  • Ювелирное дело. Ювелиры подразделяют ископаемые на поделочные, ювелирно-поделочные, ювелирные, драгоценные и полудрагоценные. Из камней делают различные украшения и сувениры. Ими украшают предметы быта. Для получения необходимых экземпляров минералы подвергают огранке. На фото представлены ограненные камни.
  • Строительство. Породы могут быть самостоятельным строительным и облицовочным материалом или служить для их производства.
  • Изготовление абразивных и антиабразивных материалов.
  • Радиоэлектронная промышленность. Особую популярность в этой сфере имеют кварцевые породы.
  • Производство посуды и керамических изделий.
  • Медицинская промышленность. Например, тальк применяют при изготовлении перчаток.
  • Производство оптики.
  • Химическая и металлургическая промышленность. В этих сферах чаще всего используют вещества, полученные при переработке природных минералов.

Список самых распространенных горных пород, используемых человеком

Список самых распространенных горных пород, используемых человеком

Горные породы в зависимости от состава, способа образования, химических характеристик и структуры делят на классы и группы, в которые входят отдельные минералы. Описать все горные породы сложно. В некоторые классы входят от нескольких десятков до сотни различных элементов.

В таблице приведен список наиболее популярных и распространенных природных ископаемых.

КлассОбщая характеристикаГруппаНаименование
 

Силикаты

 

Содержат кремний и соли кремниевых кислот.

Полевые шпаты
  • альбит;
  • андезин;
  • ортоклаз.
Слюды
  • мусковит;
  • биотит.
Глинистые
  • каолинит;
  • хлорит.
Тальковые
  • тальк
Хризотил
  • асбест;
  • амфиболовый асбест.
 

Карбонаты

 

Это минералы, имеющие в составе соли угольной кислоты.

 

Кальцит

  • исландский шпат;
  • оникс;
  • мрамор.
Основные
  • малахит;
  • сода.
 

Окислы

 

Встречаются во всех видах горных пород. Содержат оксиды различных веществ.

Кварц
  • горный хрусталь;
  • аметист;
  • цитрин.
Халцедон
  • сапфирин;
  • сердолик.
 

Гидроокислы

 

Осадочные породы.

Лимонит
  • бурый железняк
Опал
  • огненный;
  • черный;
  • хризопал.
СульфидыСоединения металлов с серой и неметаллами.Пирит
  • пирит;
  • сперрилит.
СульфатыСоли серной кислоты.Гипс
  • селенит;
  • алебастр.

Многие горные породы состоят из элементов, относящихся к разным группам ископаемых.

Наиболее интересные из них:

  • Гранит. Содержит слюду, кварц и полевые шпаты.
  • Песчаник. Образуется из обломков различных пород, которые сцементированы различными минералами.
  • Сланец. Характеризуются слоистой структурой, образованной при спрессовывании нескольких горных пород.

Источники:

https://kamnemir.ru/articles/geology/#

https://interneturok.ru/lesson/geografy/5-klass/litosfera-tvyordaya-obolochka-zemli/gornye-porody-mineraly-i-poleznye-iskopaemye

https://moykamen.com/galereya/gornye-porody-kamnej.html#i-7

Источник

Методическая разработка открытого урока.

Тема: «Горные породы, минералы, полезные ископаемые».

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока:познакомить учащихся с горными породами, полезными ископаемыми и минералами, слагающими земную кору, закрепить знания учащихся.

Задачи урока:

Образовательные: 1.Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов. 2.Познакомить с некоторыми видами минералов. Воспитательные: 1.Способствовать пониманию учащимися материальности и познаваемости мира. 2.Воспитывать умение работать в группе, уважительно относиться к товарищам. Развитие личности: 1.Продолжить обучение учащихся анализу, сравнению и обобщению полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультмедийной презентации). 2.Для развития научного языка включить в урок следующие термины: магматические, осадочные и метаморфические горные породы, минерал, магма.

Оснащение урока:

ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация «Горные породы, полезные ископаемые и минералы».

Дидактический и раздаточный материал: набор горных пород и минералов, дидактические карточки.

Ход урока

I. Организационный этап (1-2 минуты)

Мотивация этапа: подготовить учащихся к работе на уроке. Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке.

II. Этап мотивации (2-3 минуты)

Мотивация этапа: создать мотивирующую ситуацию для организации и направления к цели познавательной деятельности учащихся.III. Этап повторения опорных знаний (3-5 минут) Для начала давайте повторим пройденный материал. У некоторых учащихся имеются дидактические карточки с заданиями (Приложение №1). Они работают с ними, остальные со мной. На доске имеются цветы, на обратной стороне которых находятся вопросы, я вам предлагаю ответить на них:

  1. Как называется каменная оболочка Земли? (литосфера)

  2. Из чего она состоит? (из почвы и горных пород)

  3. Как называются предметы, которые нас окружают? (тела)

  4. Из чего состоят все тела? (из веществ)

  5. В каких состояниях могут находиться вещества? (твердое, жидкое, газообразное)

  6. Какими свойствами обладают твердые тела? (имеют постоянную форму и объем)

Молодцы!!!

III. Изучение нового материала (15мин) (беседа учителя с учащимися)

1. Сообщение темы и цели (слайд №2)

–Мы вспомнили, что такое тела и вещества и какими свойствами они обладают. Некоторые из них спрятаны в коробку и чтобы узнать, что там лежит, вы должны отгадать три загадки:
– Хотите узнать, что там лежит?
1) Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься (мел)
2) Черен, как ворон, а греет, как Солнце? (уголь)
3) Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (соль)
– Мел, уголь, соль.
– Как их можно назвать одним определением? (горные породы, минералы, полезные ископаемые.)
– Скажите, как называется тема нашего сегодняшнего урока? (Горные породы, минералы, полезные ископаемые).
– Итак, сегодня мы узнаем, чем же отличается горная порода от минералов и что такое полезное ископаемое, научимся различать горные породы по их происхождению, распознавать отдельные горные породы.

Запишем определение (слайд 3): горные породы – это вещества, из которых состоит земная кора. Как вы думаете, чем сходны все горные породы? (дети высказывают версии: являются твердыми телами, находятся в земной коре, являются полезными ископаемыми и т.п.) А чем отличаются? (Версии детей: по цвету, по форме, по блеску и т.п.) Горные породы отличаются, друг от друга по цвету, блеску, температуре, по плотности.).

Рассмотрим классификацию горных пород по происхождению (слайд 4). Все горные породы делятся на 3 группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы сформировались из магмы – расплавленной каменной массы, возникающей во время извержения вулканов (слайд 5). Магма может застыть как на поверхности земли, так и в толще земной коры. Магматические горные породы очень прочные, твердые. Образцы магматических горных пород представлены на слайде 6.

Осадочные горные породы образуются на земной поверхности и вблизи неё в условиях низких температур и давлений (слайд 7). По происхождению осадочные горные породы делятся на обломочные (обломки древних пород), глинистые и биохемогенные (осадок из частиц отмерших организмов). Образцы осадочных горных пород представлены на слайде 8.

Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) осадочных или магматических горных пород (слайд 9). Магматические и осадочные горные породы под действием высокой температуры и давления видоизменяются и превращаются в метаморфические. На слайде 10 вы увидите примеры образования метаморфических горных пород.
Большинство горных пород – в основном твердые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую и использовали древние люди.

Мы выяснили, что такое горные породы и как они классифицируются, а теперь давайте попытаемся ответить на следующий вопрос: почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком? (ответы детей: люди изготавливали оружие и орудия труда из камня, они делали ножи, наконечники для копий и стрел, скребки, топоры). Молодцы!!!! Все горные породы состоят из минералов. Минерал – чистое вещество. Минералы – это вещества, из которых состоят горные породы (слайд11).Некоторые минералы представлены на слайдах 12-14. Посмотрите, пожалуйста, все они отличаются друг от друга по цвету, по блеску, по форме.

И у нас остались полезные ископаемые…может, кто нибудь знает, что это такое? (Мнения учащихся).(Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек (слайд15)).

IV. Закрепление.(13 мин)

А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в мир камней (слайд 16).

Вы, наверное, заметили на столе коллекции с минералами. Мы будем рассматривать их, слушать сообщения и заполнять таблицу (слайд 17):

Название

Происхождение

Цвет

Плотность

Использование

гранит

(слайд18)

магматическое

Серый, розовый, красный, желтый

плотный

В строительстве, скульптуре.
Облицовочный материал

Мел

(слайд19)

осадочное

белый

мягкий

В сельском хозяйстве

Слюда

(слайд20)

метаморфическое

От бесцветного до черного, блеск

Тонкие пласты, чешуйчатые

Электро и радиотехника

Глина

(слайд21)

осадочное

От серого, коричневого до красного

рыхлый

В строительстве

Каменный уголь

(слайд22)

осадочное

От серого до черного

плотный

Твердое топливо

(после каждого сообщения учитель вместе с детьми проверяет правильность заполнения таблицы)

На этом наше путешествие в мир горных пород и минералов закончено (слайд23).

V. Этап подведения итогов урока (2-3 минуты)

Мотивация этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, подвести итоги урока, выставить оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: составить кроссворд на данную тему (слайд24).

(Приложение №1)

Задание №1

Каково внутреннее строение Земли?

Задание №2

Что представляет собой земное ядро?

Задание №3

Что представляет собой мантия?

Задание №4

Что такое тело? Привести 5 примеров тел.

Задание №5

Что такое вещество? Привести 5 примеров веществ.

Задание №6

Что такое явление? Привести 5 примеров явлений.

Источник