Горные машины и оборудование для подземной разработки полезных ископаемых
Notice: Undefined property: stdClass::$i in /var/www/tpscom/data/www/tpscom.ru/wp-content/themes/colornews/functions.php on line 181
Добыча и освоение полезных ископаемых в современных условиях напрямую связаны с уровнем оснащенности предприятий горнорудного комплекса оборудованием для шахт и рудников. Чем надежнее и эффективней техника, тем более успешно предприятие.
Надежные поставщики и производители такого оборудования хорошо известны в своем сегменте рынка. Но часто потребители все же продолжают сталкиваться с необходимостью поиска и сравнения той или иной техники и надежных поставщиков, занимающихся продажами шахтного оборудования. Для облегчения задачи снабженцев и создан единый каталог горно-шахтного оборудования, который позволяет найти все нужное и заказать его у подходящего поставщика.
На что обращать внимание при выборе горно-шахтного оборудования для своего предприятия
Прежде, чем купить горно шахтное оборудование, необходимо учитывать существующие на производстве обстоятельства добычи природных ископаемых. От этого напрямую зависят габаритные размеры и грузоподъемность подходящей техники. Горные машины и оборудование для подземных работ с учетом стесненных обстоятельств обычно имеют небольшие габариты. А с учетом того, что добываемые породы бывают очень крепкими, для их разработки требуется высокая прочность такой техники с ремонтопригодностью в стесненных условиях без необходимости подъема техники на поверхность земли.
Например, для бурения машиностроительная отрасль предлагает сегодня оборудование трех видов:
- механизмы для проведения ударно-вращательного бурения,
- оборудование для шарошечного бурения,
- оборудование, оснащаемое сменным буровым инструментом.
Для выемки и транспортировки полезных ископаемых шахтное оборудование подбирается не только с учетом свойств горных пород. Здесь требуется учитывать масштабы добычи (производительность выработки), условия транспортировки к месту проведения работ и условия обслуживания. Поэтому такое шахтное оборудование часто используется совместно со вспомогательной техникой.
Какое горно шахтное оборудование используется при закрытых способах добычи природных ископаемых
Оборудование этого класса условно принято подразделять на такие категории:
- бурильное
- очистное
- проходческое
- для шахтного подъема
- вспомогательное.
Бурение может выполняться несколькими способами и классифицируется:
- на огневое, при котором для разрушения породы используется газовая горелка пламя которой нагревает породу до температуры 2000 градусов,
- гидравлическое, где для разрушения грунта используется подаваемая под большим давлением струя воды,
- электрогидравлическое – порода разрушается под действием воды, через которую подаются разряды электрического тока высокого напряжения.
К отдельной категории относится очистное горно шахтное оборудование. Такое горно шахтное оборудование производители предлагают сегодня в виде выемочных машин (очистной комбайн) и струговых установок.
Струговые установки — это машины, одновременно разрушающие пласты полезного ископаемого и загружающие его в транспорт. К ним относятся выемочные машины, такие как очистной комбайн и струговая установка. Они отличаются по функциям и внешнему виду.
Струговые установки не оставляют за собой даже маломощных горизонтальных пластов полезных ископаемых, в то время, как за проходческим комбайном необходима доработка.
Еще более универсальным принято считать проходческий щит. В своей передней части эта машина выполняет разрушение породы, в то время как в кормовой части установки выполняется механизированная установка постоянной крепи стен и потолка.
Прежде, чем приобретать горно шахтное оборудование, рекомендуем более детально ознакомиться с его предназначением и обратить внимание, подходит ли конкретная техника для работы в ваших услових.
ÕÜñ*·B¤]½
‘ÞF
NÝAÛ39³Ý
«kàz{óò÷½¯À ü©ûFc]ãi?:pé¼SýÓþwor´wa5Å|~]sçÕÓERu÷=Dê2÷Wq³«oµAG2ïyÙlâpÁ¥.RÎEl·ákÃÚ44ì^ýÉWÂ%Øß.wIÎAB 6T÷`hUþÔµo[ùp¡Ì6?lù¨Õñëd³yÙå>ý¸/ãvåðø¦Í-Ç«O½úÌBJÞçmM©n²:r¿·´î}÷Þ Ðöðs5ö¼Ë*¹ápͯӾ]|5¥®Ø]ïÃûãrcêβ1éw°ácËl§Ý²æÎ/GA9b}½Ñ}·ÕXìJ¯±7ê3Ü$r”ênq~3²ãNbÐdñ¹³o°[Eh·^VYÕvJ¿¬ÂÑ*[|neñìâöÌÏcS]©ÜºÜõþõìM> 5ÄôÌ#ÈC
û¸Ò`gz+7CBÑm¿uCe¥×ÄÛ&qº¤òêºJÎrÝÉÍôgéÓ5Nì6.9©WSV gðb*PWAjªÆé=®¢Ák+ÿÖ·Û¸Þ,%`äÆõíBá’¸IZ¸ÞNªã³!åqðV7ãRHW°ù¼BWb?@5/}þ½ØC½¯±ÌÛYäÎQàæsq7{`/Ï^b_³R~ä$ÃA¦¸¿5+Íl9¤¥å»*||
¶RJx÷*ÂmõË’76iÓödÍ èè©Á¾¸¯
éµT?O¡:o2éÇoZ¡~I5 ¢ôɬÐWôvôËËÜiBQÖÅF¯ÛsvÐö ¿t=>;.Ù3Bä;R¾¼K¿8ÕâEíëKøÆ
´MøM5vK(¥nýÿjwtZ|ÜÔ5KI_yçöÊF&6fúL5Ø©îÔ CmD°g%ª}²ÅÒøi~#¾`÷2ömwã5B¦gLIô+Là$!Âttñ?
QÓEoåÖüRõ¢YRi°Û
@ ÿUè@Ù*à¿~c@ÐKÈ¢ Ã{yß²°dA¼UuKâCSAÖWYÂKµB¢r!¼î &¹##%±B[
*6>*N)F>º²éѨ÷äCT¬x#’FÁ£Db=^͵´PrÞLtòAâ’ü*”¤|^/-ãED(6ÚÅ¢â
É/[&Ð7 ¸ oQ¬LEtÉ,hFV§päÍb~çÆÓ,&WÄL¼@Þ-³4ÞL+jã(A±ÁX§ Ä!øÿñ_ox$Cþ;{0’kñ»^êðUFFOHî£dRßHeUçæcÏÝ ¤CúýÁDæÁ|N¬”ݹ{(íDÆYãS}(A!JÉ
ð;
G_Ç2vS¼7¢q(dóVðà/ Ç/
endstream
endobj
904 0 obj
>
endobj
905 0 obj
>
endobj
906 0 obj
>stream
hÞÄTmoÛ6þ+ü`õøþì8NÝ-i¹KATuØ!1hüïw$ýÒÕ®Ý
æwÇ;Þs÷XªADÝ”ª`g .`§ÈX;=Q¦Ã@TX DTËࣣ”±dc`øú5¾zö×/½ù:£1″A÷xÔÔ’ÃÁ!È,FJ2W’YÄKã]ÛL3çs|7á{öÅÅôî}*áQõ7Ù
“¿’ëÛ§UÒGß~7uµ’S|9ÂågJé²½qÕüÑCÁC,{*
gÞ-ÿBóT`ÑV+ß´øÃϵ6’25Zwpí¸þÔÒ·3×VõülëÏîgO«ÕÂ-Cí L¸aÒ7å
oðð!ùÆæ¥É>úð ð
á1lÿ$üKMr
«
¥â
)c¢lEZHëÍöÕÚXý,¸§;4Ò0 FÚøõðM5ñ¯VçÖl¢RèÖ`*ú¸ +$B)èµÚ¯àlhOØe²Æ3eÙ^§ %4éàË,-¤:)h¡$Í¡²(^gêêY Í]h *^à«zÚÌ ØF½7;Bå 4ïë
²D§aÝ”r0Yÿ:Jü¤Y”³ôöÏÒñv%~¨ê~ÝU»ïQÕvþò±lg#Á[üYnL¤ÙãÒ>¹É ÍhT3ÿØåLºÿqÎQÒïÚìµ[¬o&ÿ0B¬É ¦P¨g/Xxt¤À ¿ïºGåi¨ {“øÿÌL¼/ç
©Ùf×¹$¶Î50a¹1á[ä[ümÍU
”,Ý!,ÀÉì6èlÎ- -¡Mð-SÉD|bÃÃÑñ|§c¾C, D©ÅY®9èèQ~;
Â!ËÉa9ûR;ÚÿÖü¤þýÿÇõ/ìÿSÁãôWÇÿ#ÛHÐN0 ö@
endstream
endobj
907 0 obj
>stream
hÞTRËn0¼ó{L/= ¤&m%m¢öî%E*Æ2俯ñDI{ÀhfgvG^Ûú¹ÖýLáÞêÀ3u½n-OãÙ*¦#zMqBm¯æ+ò§¤¡Ðiæ¡ÖÝHe®8ÍöB«Í~÷Z¿¬&^Gîl˶גZ5″ùürÌál̬g¨ª¨å.·oÒ¼Ë)üë¿×aJ[©OLe¤²Z~EVëö=(à:vê[ÚÀÉXÔ”~ªè(ÚxC) , PP
§t ®³nä4E§8BØ
ãd²¹EØ3ØSØsØsØSØsØs öDO7Yn¹¸eÅ·}¨³µnUþøM,;è5ßÍrÝËü
0 ¦Ê
endstream
endobj
908 0 obj
>stream
H¤VÛÛ0}7ì?è1)XF£Áøa/
õ[èCâì.úÒúûÑÅëÛ¦-
8Rd{æÌ9G£>¾ÿm{x¼ûp/èºÛû»êðþ³/?ªÛ¾:ô=-úçJ7² ôi48’¼ è¿UJ¼ÐÕüõ«Ú}ÿ¦µÚ*ý}^êßÍïɽk°ÔV*ÕL¥ßa¨Zæ¢ ]’º¼KÏç.EÈÕ Dk,CïFÈË,tcûÅ¢¸h%þ]VÏ¡aFzïC²
¼mÎâó×3ð%!A:«ý
´/¢ûæÖÓæKhÚ63MÖ¡N!¿AµûW:¯*
!ßßfѽɔ?²1G»ÚHÛNÉäÏþzê´lÚ7yýÒxÍ
ÚJÆ$; ©ñ49K©9Çh”OhBlËìN¯áºÏ ÇͽÓÑfv#4J«Ó EܧDÖhÒa.nÍUíÉuÖÞ4Ùvj´]iTfÉ°É©s©NOÚgæÑ1}ç:MíB)2XÏóKC×s½ÎqIsRÐAÉLsâÁaZs&sE9*u½!’)Ájw¨/¤ÜãlÎÅëçy$ÌæÞ2ÅN*]Z)¹+ÖÃ0y-Éòîï±ë”K$ɺ¤à¸ïØ íÆa¡5ÆmºüGÆ«¤=å±Â,5
®ø¼¡ twöl¯NÜ× ÍNÙüS¥Å롹ñ^O¸^¦ãQ¸8BÑÛÕj6NÐõäuïÕÔ¨©|øÿz4°0y·[AÜçIãĮҴ±#Ì»ñ£½ÝÚyzkç%Jפfcê^Cî¥ûp;qoý²jj
ö{+qä|è«êáþOý` >÷H
endstream
endobj
909 0 obj
>stream
hÞTQMo0½ó+|ìÔCøî*!cBbÒÖj¥»Ä0¤¢@ý÷#1cÛ!Þ³í;Qp¶WÒà4Þ@h°ë!È^Ì+r·¸¶/÷iÆ¡RíYæ±÷%8Í滧ó©|)÷uíý`’#Ñôª]×
¹Ü´þÂÕ>ä9Hl=V¼rýÆöWÿ«ï!t8X’%N4uÆ2·Ïá*ù?îE¤jZñÉ·eÇa[tHBGBeî-VMòS
.i w
á²#ßi$²%2vd:2¥ºÑ#
4HPk>®POû-»Í-q3f1ÒmÉùdênÔ£¶fØã}0 -E2
endstream
endobj
910 0 obj
>stream
HLVkp×>çî®võÜd=-ÛlÉ¿$Ù¨8h1¨Á᥶1`
Ä6S!MÀ ôNÒ6Ã#
ñh¡¡i§2MfÚè#’éj:$N½îYìλ÷î¹÷~÷»ç|wÀ
»¶%˪ëÜí ú
¨µcÍæξîÓñ/ 6ìÀ+k¶û¾º¿¾ HÑu}ë7÷;ìx@øjý¦Áu]C;Ô÷@|NÏÚÎî»K^íxù µÕ÷Pwï úï¨^Ö³y`Çí?>ýÕÿ
º©wM’;² ¤úêÍ;úÜñÀÆ üݾޮý{ßµ}µê» MÀ0@¸sFÞ4YNR ð790üMdn2î6#¸¼1åaãDãbe¬±u¢Òô®© ÙCöð0än«hS§í±]Yÿcöñ;jðCà,ZV
|k
d±D¬91Ë«FUAe
³÷M}âL.C³+tC:ÎÕÖ@3è2tÛÇíqEÁ® ;ÔS;7Z³rQ”s_;
UsÚÖ>Òþ¬e×ÎKÖ=_ãT1GØ|íÙ6cïyBç$tÄ”£²/ÑQ ¢Åbq.ÝGèÆòÀò @çLÖ7ÐmWXy´í¬¶®ª¥©ýµ3ø-óóà4«vMûæÔ£
ã¯0hPíß0ón9XLü”Wç©fÈ(7yOÐadÆ&r`,öTª¶&¡>(ECi8LÔÇëܮú
¢(,E±Y+»ç¯xñ6YwdÝ(öÕ³çtïxý¯::ìel6Å_µ°» ~}¼>ÙbeTùª[iJØàÄe6{ïè½Ú’¿Äã 3G`ÁÌeÑ©Æ#3ú,½ûôÞãV*õÎ0¯³«¥¥³ù¢¥¥KM~ÎÒ´KÔ«ED|qqÀ!23wZuUò×ZtrúÐéÆ=BUì%å·4”KkÍ»ðº°ñÛ
! ‘G¹B¸!U±ÐPb+tE¼FQ¤¢,Î9r*άO3©PË¢ PcUdâõdf=P¡
ÞÕáÃ%aÖ=m¯[Ѫ:] «¯òÁ}}ác[ZsæUª’¬’Âú a}°>Hoûct=KùÖóªËà¼q=Y*É?_R½¼@½:§C%!fmÊJ#¥Ì`¶,Fdá
.w|^¿·ÐËrÈ#g«1C±=ÜQLÀééÂi¨K-å]àuÓ[éMu3ýñõ
ôc?6FÛI1O[ÚP¯GÇ-(z]CÊVÛ¯£Ôà.¤Â[èúéS¡Øìø’Û?®iÖnñ¦¨ofÌñÈ3«ê|Ó
ìØÎlz¦;3·ø½¿~ïg{¯ÞÃîYûkÞÒ³ÿÑþÞ5¿&8s+{HÔÖЮzàÕk`ÃS ^Wì6Yó-“~¥àÆ£ ãÁE-nÆT, j,AYÈfk{åÓ2§Pù¼¶_3RxöxÿWÄQÒÃL¦±UÈèv¤äÆñA31
5î
%ãuöDTç 8ðk¡çÑ/µTF”Óæíb׫ËFó9H+zV©e{Ù/ÙI+·æÉl2#
wÝ#næ0Âd2K,vtT{Îx’ásèôp1[R+± h¡SAP&Üs|*ðz þbñ:”ú®à*ù,Ïô®õ·MdF!ÎÅW¯R궦%Õc#ãÉXSùø#èûT¼G>NÉ)_*ùòÀÎûFÙ)¤’cO9RTU~¯dB¡$8
В последние годы получает развитие комбинированный открыто-подземный способ разработки на крутопадающих месторождениях, что обосновывается экономическими требованиями. Глубина ряда карьеров превышает 400…500 м, что делает их дальнейшую разработку более затратной. Внедрение такого способа позволяет снизить экологическую нагрузку на окружающую среду, сократить площади изъятия земель под карьеры и внешние отвалы. Этот способ добычи твердых полезных ископаемых освоили предприятия, входящие в состав ОАО «Апатит», АК «АЛРОСА», Учалинский и Гайский ГОКи. Кроме того, увеличение дальности доставки добытной горной массы требует внедрения новой мобильной горной техники. За последние десятилетия ряд зарубежных и отечественных предприятий разработали и освоили производство подземных колесных погрузочно-доставочных машин и самосвалов.
Опыт комбинированной разработки показывает, что очистные работы в переходной зоне можно выполнять карьерным технологическим оборудованием, а в труднодоступных местах – с помощью мобильного малогабаритного подземного оборудования, оснащенного в ряде случаев системами дистанционного управления.
- использование компоновочной модульной конструкции, т. е. полноприводных шарнирно-сочлененных базовых колесных шасси с колесами одинакового размера, с низко расположенными моторными установками и трансмиссиями, чтобы получить малые габаритные размеры;
- применение дизельных двигателей, оснащаемых каталитическими нейтрализаторами и системами нейтрализации выхлопных газов;
- применение трансмиссий гидростатических (на малых типоразмерах) и гидромеханических;
- установка одноместных постов управления, оснащенных защитным каркасом с системами безопасности ROPS/ FOPS или защитной кабиной;
- применение электрогидравлических систем управления типа джойстик;
- оснащение системами автоматического контроля рабочих параметров, осуществляемого в режиме реального времени;
- создание на рабочем месте операторов комфортных условий за счет подрессоривания кабины или рабочего кресла (последнее, как правило, должно регулироваться по весу и росту оператора);
- сосредоточение в одном месте точек обслуживания и диагностики;
- комплектация системами предупреждения о возможном наступлении аварийной ситуации;
- применение специальных кинематических схем погрузочного и самосвального оборудования, обеспечивающих минимально возможные параметры по загрузке-выгрузке самосвалов;
- использование в конструкции машин узлов и агрегатов ведущих производителей двигателей, коробок передач, гидротрансформаторов, ведущих мостов, гидронасосов, гидромоторов, гидрораспределителей и РВД, положительно зарекомендовавших себя на аналогичных машинах и оборудовании.
Многое из перечисленных ниже машин и оборудования эксплуатируют ведущие горнодобывающие предприятия России (ОАО «Апатит», ОАО «Корунд», ОАО «Стройинсервис», Гайский ГОК и др.), Казахстана (АО «Казцинк», Казахмыс ПЛС), Узбекистана (Алмалыкский ГМК) и др. В России производство машин для подземной добычи полезных ископаемых не получило должного развития, а смежные машиностроительные отрасли не уделяют развитию этого вида техники должного внимания.
В России и странах СНГ вопросами создания и производства мобильных подземных самосвалов занимаются три предприятия – Могилёвский автозавод и РУП «БелАЗ» в Белоруссии и НПО «Автомаркет Майнинг» в России, в странах дальнего зарубежья – компании Hermann Paus, GHH Fahrzeuge, Anchises (Германия), Elphinstone (Австралия), Caterpillar (США), Sandvik Mining and Construction (Канада, США и Финляндия), Dux (Канада), Atlas Copco Wagner (США). Основные характеристики подземных самосвалов и погрузочно-доставочных машин производства стран СНГ и дальнего зарубежья приведены в таблицах.
Анализ данных табл. 1 показывает, что в России и странах СНГ производство подземных самосвалов охватывает только три диапазона грузоподъемности: 20…25 т, 25…30 и 30…40 т, причем около 44% моделей приходится на грузоподъемность 20…25 т и по 28% на остальные диапазоны. Погрузочно-доставочные машины в России и странах СНГ производят в основном грузоподъемностью 8…10 т.
Производитель | Число моделей | Грузо-подъем-ность, т | Мощность, кВт | Масса, т | Вместимость рабочего оборудования, м3 | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
НПО «Автомаркет Майнинг», Россия | 3 | 27…35 | 204…298 | 22…27 | 10…16,5 | Схема 4х4 |
РУП «БелАЗ», Белоруссия | 1 | 40 | 350 | 35 | 16,5 | Схема 4х4 |
ПО «МоАЗ», Белоруссия | 3 | 22…35 | 140…265 | 19,5…29 | 12,5…16 | Схемы 4х2; 4х4; 6х4 |
НПО «Автомаркет Майнинг», Россия | 2 | 9,2…9,5 | 170…176 | 24 | 3,7…4,5 | Схема 4х4 |
ОАО «Рудгормаш», Россия | 1 | 0,4 | 42 | 4,6 | 0,2 | – |
Донецкгормаш, Украина | 1 | 8,5 | 140 | 25,4 | 3 | Схема 4х4 |
ПО «МоАЗ», Белоруссия | 1 | 9 | 175 | 26 | 3,2 | Схема 4х4 |
- наибольшее число моделей подземных самосвалов приходится на диапазоны грузоподъемности 15…20 т (20%), 10…15 т, 25…30 т и 40…50 т (по 15%) и 30…40 т (12%);
- наибольшее число моделей погрузочно-доставочных машин приходится на диапазоны грузоподъемности 3…5 т (25%); 5…8 т (22%); 8…10 т (17%); 10…15 т (15%) и свыше 15 т (14%), меньше всего выпускается моделей грузоподъемностью до 3 т.
Анализ данных табл. 2 показывает, что в дальнем зарубежье типоразмерные ряды подземных самосвалов охватывают диапазоны: по грузоподъемности – от 4,5 до 80 т, по мощности двигателя – от 75 до 567 кВт, по массе – от 10,3 до 58 т, что свидетельствует о полноте охвата этого вида оборудования. Аналогичная картина и по погрузочно-доставочным машинам.
Производитель | Число моделей | Грузо-подъем-ность, т | Мощность, кВт | Масса, т | Вместимость рабочего оборудования, м3 | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
GHH Fahrzeuge, Германия | ||||||
транспортные машины | 6 | 4,5…17 | 79…320 | 13…47 | Н. д. | Схема 4х4 |
подземные самосвалы | 5 | 15…50 | 102…320 | 14,1…34,5 | 7,5…26 | Схема 4х4 |
Hermann Paus, Германия | 6 | 8…25 | 93…230 | До 22 | 5…12,5 | Схема 4х4 |
Elphinstone, Австралия | 5 | 36,2…44 | 365…509 | 30…41,8 | 18,2…32 | 3 модели с жесткой рамой 2 модели с шарнирно-сочлененной рамой |
Caterpillar, США | 3 | 30…55 | 304…485 | 30…47 | 14,4…26,9 | Схема 4х4 |
Dux, Канада | ||||||
подземные самосвалы | 10 | 11…50 | 119…429 | Н. д. | 5…23 | Схема 4х4 |
подземные самосвалы с телескопическим кузовом | 6 | 15…41 | 176…429 | Н. д. | Н. д. | Схема 4х4 |
подземные самосвалы с выталкиванием | 3 | 22…41 | 298…429 | Н. д. | Н. д. | Схема 4х4 |
Anchises, Германия | 3 | 11…20 | 104…136 | 11…19 | 4,5…9,5 | Схема 4х4 |
Atlas Copco Wagner, США | 4 | 20…50 | 220…478 | 20,5…42 | 9,2…28,8 | Схема 4х4 |
Дарасун, Китай | 6 | 8…20 | 75…205 | 10,3…19,5 | 4…10 | Схема 4х4 |
Sandvik Mining and Construction, Канада, США и Финляндия | 11 | 15,4…80 | 156…567 | 15…58 | 6,9…48 | Схема 4х4 – 5 моделей; Схема 4х2 – 4 модели; Схема 6х4 – 1 модель; Схема 10х8 – 1 модель |
GHH Fahrzeuge, Германия | ||||||
с дизельным приводом | 6 | 3,5…20 | 63…320 | 10…58,5 | 1,5…8,5 | Схема 4х4 |
с электроприводом | 5 | 4,5…18 | 75…250 | 14…54,5 | 2,4…8,5 | Схема 4х4 |
Hermann Paus, Германия | 5 | 1,5…10 | 40…225 | 5…30 | 0,8…5 | Схема 4х4 |
Elphinstone, Австралия | 4 | 6,5…17,2 | 123…269 | 19…46,5 | 2,8…7,3 | Схема 4х4 |
Kawasaki, Япония | 4 | Н. д. | 58…204 | 9…31,5 | 1,5…6,5 | Схема 4х4 |
Caterpillar, США | 5 | 6,8…20 | 136…321 | 21…56 | 2,4…8,2 | Схема 4х4 |
Shopt, Германия | 5 | 6…18 | 129…261 | 18…50 | 2,7…9 | Схема 4х4 |
Bumar, Польша | 6 | 3,2…12,5 | 60…242 | 10,9…33,5 | 1,6…6 | Схема 4х4 |
Dux, Канада | 2 | 3,6…6,6 | 90…153 | 12,2…18,5 | 1,5…3 | Схема 4х4 |
Anchises, Германия | ||||||
с дизельным приводом | 5 | 3,6…14 | 63…204 | 9,6…34,5 | 1,6…6 | Схема 4х4 |
с электроприводом | 3 | Н. д. | Н. д. | Н. д. | 1,6…4 | Схема 4х4 |
Zanam Legmet, Польша | ||||||
погрузочно-доставочные | 11 | 3,25…16,2 | Н. д. | 10,8…42,3 | 1,6…8,5 | Схема 4х4 |
доставочно-транспортные | 3 | 10…28 | Н. д. | 19…23,5 | 6…15 | Схема 4х4 |
Дарасун, Китай | ||||||
с дизельным приводом | 6 | 3,6…13,5 | 60…204 | 10,3…33,5 | 15,6 | Схема 4х4 |
с электроприводом | 4 | 1,5…9,5 | Н. д. | 7…23 | 0,75…4 | Схема 4х4 |
Atlas Copco Wagner, США | 8 | 3,6…15 | 62…294 | 11,5…41,3 | 2,5…7,5 | Схема 4х4 |
Sandvik Mining and Construction, Канада, США и Финляндия | ||||||
с дизельным приводом | 10 | 1…21 | 33…354 | 3,65…56,8 | 0,54…10,7 | Схема 4х4 |
с электроприводом | 7 | 1…25 | 30…315 | 3,85…77,5 | 0,54…10 | Схема 4х4 |
погрузчики для угля | 3 | 6…10 | 150…172 | 19,2…20,65 | 2,7…3,8 | Схема 4х4 |
с грузовым щитом для перевозки угля | 3 | 25…40 | 172 | 26,6…46,5 | Н. д. | Схема 4х4 |
А.М.Хакурате, к.т.н., член-корр. МАНЭБ, МГГУ
Многообразие используемых в горной промышленности средств механизации основных производственных процессов и вспомогательных работ определяет необходимость их классификации по одному или нескольким приз-накам для лучшего восприятия информации. В то же время, составление в простом виде практически любой классификации усложняется многовариантностью подлежащих учету факторов, показателей, параметров и т.п.
Разнообразие горно-геологических условий подземной разработки руд и, как следствие, значительное количество применяемых для их разработки технологических схем, широкий диапазон производственных мощностей горнодобывающих предприятий и другие факторы предопределяют использование самоходного оборудования с различными типами ходовой части (колесно-рельсовый, пневмоколесный или гусеничный), основного силового привода (дизельный, электрический, пневматический), привода рабочих агрегатов (электрический, пневматический, гидравлический, электро-гидравлический). Кроме того, в последнее время на подземных рудниках все более широкое применение находят машины модульного комплектования, обеспечивающие многофункциональность при выполнении рабочих операций и быстрый их ремонт. Учет всех вышеизложенных факторов в классификации самоходного горного оборудования для подземных рудников сделает ее достаточно громоздкой и не всегда удобной в работе.
Предлагаемая классификация построена только на трех основных показателях (см. табл.), по которым, как базовым, информативно ориентироваться по используемым в настоящее время на подземных работах типам самоходного оборудования и конкретного его предназначения.
В приведенной классификации к самоходному горному оборудованию отнесены машины не только на пневмоколесном ходу, но и все другие различного предназначения самопередвигающиеся машины, используемые на подземных горных работах. Другие типы оборудования следует относить к «переносному». В основу классификации положен функциональный признак горных машин по выполняемым рабочим операциям при производстве подземных работ на рудниках.
В настоящее время на подземных рудниках в наибольшей степени используются самоходные машины на пневмоколесном ходу. Как видно из таблицы, машины с пневмоколесным шасси применяются при выполнении большинства рабочих операций. Современные пневмоколесные машины имеют высокую стоимость, но вполне рентабельны, благодаря высоким эксплуатационным характеристикам. Кроме того, маневренность и скорость перемещения этих машин способствовали созданию и внедрению новых высокопроизводительных технологических схем подземной добычи руд.
До последнего времени в горнотехнической литературе пневмоколесные ковшовые погрузочно-доставочные машины (ПДМ) рассматривались как доставочные средства, используемые в основном при доставке руды в пределах очистного пространства. Однако с появлением новых ПДМ грузоподъемностью 18–24 т относить их только к доставочным средствам механизации неправомерно, поэтому в предлагаемой классификации они представлены в качестве доставочного и транспортного оборудования. При этом следует отметить, что современные большегрузные ПДМ имеют очевидные преимущества перед погрузочно-транспортными машинами (ПТМ) за счет меньшего времени загрузки и возможности перемещения более крупнокусковой руды. Оба типа указанных машин могут применяться на подземных рудниках в зависимости от условий разработки и как доставочные, и как доставочно-транспортные средства механизации. Самоходные вагоны используются только на доставке из-за ограниченного расстояния передвижения (кабельное питание электропривода). Для доставки руды также могут использоваться дизельные автосамосвалы.
Основным средством транспорта на крупных подземных рудниках, где применяются пневмоколесные машины, являются автосамосвалы с дизельным приводом грузоподъемностью от 15 до 80 т и троллейвозы-автосамосвалы с электрическим приводом (энергопитание от троллея) в большей части сопоставимые по грузоподъемности с дизельными автосамосвалами.
Различные по предназначению самоходные машины на гусеничном ходу также широко используются на подземных горных работах. Особенно они применимы в условиях вязкой почвы рабочих выработок. Гусеничный ход обеспечивает определенную маневренность, малое давление на почву выработки и большое противодавление при напорном внедрении ковша (погрузочные машины) в навал руды.
В отдельные разделы предлагаемой «Классификации» выделено оборудование для заряжания шпуров и скважин, а также крепления выработок, которое в некоторых источниках горнотехнической литературы относят к «вспомогательному». Причем, в одном случае к вспомогательному оборудованию относят только средства механизации по контролю крепления выработок [1], в другом – по креплению выработок и заряжению шпуров и скважин [2]. Возможно, это и соответствует составу работ для маломасштабного производства, когда ведется разработка рудных залежей небольшой мощности и, соответственно, с небольшой годовой производительностью рудника. В условиях же разработки мощных рудных залежей при большой годовой производительности, больших объемах одновременно отбиваемой от массива руды трудозатраты на заряжение шпуров и скважин значительны, и применяемое для этих целей горное оборудование никак нельзя относить к «вспомогательному». То же самое можно отнести и к средствам механизации для крепления горных выработок, трудозатраты на которое нередко приближаются к трудозатратам на основные производственные процессы, особенно, при разработке месторождений, залегающих в сложных горно-геологических условиях и на больших глубинах.
В «Классификации» специальным разделом представлено самоходное оборудование для производства вспомогательных работ. Используемое на подземных горных работах вспомогательное оборудование подразделяется по функциональному назначению на два типа: вспомогательно-производственное и вспомогательно-специализированное. Вспомогательно-производственное оборудование предназначается для выполнения необходимых вспомогательных работ, связанных непосредственно с рабочими операциями по основным производственным процессам. Вспомогательно-специализированное оборудование применяется на работах, не связанных, в большей части, с основными работами по функционированию рудника. В зависимости от условий разработки, производительности рудника и других причин вспомогательно-специализированное оборудование может оказаться невостребованным.
Эксплуатация современного дорогостоящего высокопроизводительного горного оборудования, предназначенного для выполнения основных производственных процессов и, особенно, оборудования непрерывного действия, может быть экономически эффективной только при его высоком коэффициенте внутрисменного использования. Это в значительной степени достигается применением на вспомогательных работах оборудования, соответствующего по своему техническому уровню основному горно-добывающему оборудованию. При этом немаловажное значение имеет сбалансированное количественное соотношение основного и вспомогательного оборудования. Так, в 1989 г. в монографии профессора Д.Р.Каплунова [3] на примере рудников по добыче цветных металлов соотношение основного и вспомогательного оборудования 6 : 1 определено, как явно неудовлетворительное (подобное соотношении на зарубежных рудниках в то время составляло 3 : 1).
В настоящее время на действующих отечественных рудниках вопросы механизации горных работ в целом решаются комплексно, при надлежащей организации выполнения всех рабочих операций. Это связано с необходимостью обеспечения проектной производительности, позволяющей иметь необходимый уровень рентабельности при добыче полезного ископаемого. В качестве примера можно привести подход к механизации подземных горных работ на Новомосковском гипсовом руднике (ОАО «Гипс-Кнауф»), на котором на шесть видов основного горного оборудования (бурение шпуров – УБШ-501, заряжение шпуров – Ульба, погрузка руды – Liebherr 564, доставка руды – МоАЗ-7405, установка для осмотра кровли и анкерного крепления и оборудование для вторичного дробления) приходится пять единиц вспомогательного оборудования (автобус для перевозки людей, машина для перевозки горюче-смазочных материалов, машина для транспорта груза различного предназначения, грейдер для обустройства проезжей части, оросительная установка).
В итоге, исходя из вышеизложенного, несомненно, что эффективность ведения подземных горных работ, как и любого другого промышленного производства, зависит от уравновешенного сочетания всех необходимых средств механизации, как основных, так и определяемых в качестве вспомогательных.
Классификация любых средств механизации в кратком виде необходима для первоначальной общей ориентации по существующим типам оборудования и их некоторым конструктивным элементам, а также возможности выполнения определенных рабочих операций и использования в предназначаемых условиях эксплуатации. В принципе – это введение к каталогам соответствующих фирм-производителей при выборе конкретного, необходимого для заказчика оборудования.