Горючие полезные ископаемые урок с презентацией 4 класс

Горючие полезные ископаемые урок с презентацией 4 класс thumbnail

Слайд 1

Кладовые земли Окружающий мир, 4 класс УМК «Гармония» Марченко Е.В. МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин Ростовская обл.

Слайд 2

НИКОЛАЙ РЕРИХ «КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»

Слайд 3

НИКОЛАЙ РЕРИХ «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»

Слайд 4

Полезные ископаемые – горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком.

Слайд 5

Полезные ископаемые Твёрдые Жидкие Газообразные Металлические руды Уголь Глина Песок Драгоценные камни Газ Нефть Минеральная вода

Слайд 6

Ещё 100 лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают весь земной шар.

Слайд 7

Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи

Слайд 8

Для своего роста некоторые растения нуждаются в определённых минералах . гвоздика папоротник Анютины глазки Никель Цинк

Слайд 9

Добыча полезных ископаемых Карьер Шахта Скважина Песок Глина Гранит Торф Известняк Уголь Каменный уголь Металлические руды Нефть Природный газ

Слайд 10

Уголь Образуется из некогда живой материи Горит и выделяет тепло Отмёршая растительность опадает в болота и превращается в торф . Торф, уплотняясь , превращается в уголь . Из слоя торфа толщиной 10-15 м образуется слой угля толщиной 1 м. Торфяники Болото

Слайд 11

Угольный карьер

Слайд 12

Уголь

Слайд 13

Нетронутый пласт угля Промежуточные стволы породы Вентиляторы для вытяжки непригодного для дыхания воздуха Шахтный ствол для подачи воздуха, доставки людей и оборудования в шахту Вытяжной шахтный ствол для поднятия на поверхность угля Угольные пласты водосборник конвейер Подземная железная дорога Схема угольной шахты

Слайд 14

Работа шахтёров по добыче угля

Слайд 15

Глина

Слайд 16

Песок

Слайд 17

К группе ювелирного и полудрагоценного сырья, которую часто называют “самоцветы”, относятся минералы и некоторые горные породы, благодаря своим свойствам использующиеся человечеством.

Слайд 18

Нефть Образуется из останков живой материи, растений и животных. Большая часть нефти в море образовалась из останков морских водорослей и бактерий , которые перегнивали и осаждались в ил на морском дне. Нефтяная скважина

Слайд 19

Минеральный источник в Хойто-Голе Кармадон Минеральные источники Минеральные источники

Слайд 20

Газ При формировании угольных пластов под воздействием внутреннего тепла Земли на глубине около 4 км из угля выделяется газ Газовый трубопровод

Слайд 21

Крупнейший в мире золотой прииск В Южной Африке

Слайд 22

Солёное озеро в Африке

Слайд 23

Соль

Слайд 24

Добыча соли

Слайд 25

Э.ПИССНЕР «СОЛЯНОЙ БУНТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 1648 Г.»

Слайд 26

СОЛЯНАЯ ШАХТА В ГОРОДЕ ВЕЛИЧКА (ПОЛЬША)

Слайд 27

Польский город Величка -один из старейших действующих центров разработки каменной соли в Европе. Возраст соляных копей « Величка » – больше 700 лет. Глубина шахты 340 метров, а общая длина коридоров составляет более 350 километров. Древнейшие солевары сначала пользовались источниками природного рассола, затем начали рыть колодцы, пока не добрались до каменной соли.

Слайд 28

Именно в ХІІІ столетии был выкопан первый шахтный ствол. С тех пор горняки вырубили в соляных толщах свыше двух тысяч камер. За семь веков здесь добыто, по расчетам, не менее, чем 7500 тысяч кубометров вещества, столь необходимого в кулинарии. Лечебные свойства велицкой соли были известны ещё в XVI веке. В настоящее время специфический микроклимат подземелья Велички используется в лечении бронхиальной астмы, различных видов аллергии, заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Слайд 29

20 миллионов лет назад, на территории нынешней Польши плескалось море. Морские воды испарялись, оставляя на дне слои соли. Когда поднялся массив Карпат, соляной щит треснул и раздробился, образуя подземные пустоты. До многих из них добрались неутомимые шахтеры; в свете их ламп засверкали гигантские кристаллы на стенах гротов, узоры, образованные застывшими каплями рассола, искристые сталактиты и сталагмиты… Красота и величие этих пещер никого не оставляют равнодушным.

Слайд 30

Но одно дело — настроение праздного туриста, и совсем другое — взгляд средневекового горняка… Для многих тысяч людей работа в Величковской королевской шахте была настоящей каторгой. Полости, остававшиеся после добычи соли, постоянно оборудовали деревянной крепью, — но опоры нередко трескались под тяжестью пластов, и сверкающие глыбы погребали под собою шахтеров… Лет четыреста назад в течение года здесь погибал или оставался калекой чуть ли не каждый десятый шахтер! Другой опасностью был метан. Горючий газ постоянно накапливался под землей и мог взорваться от любой искры. Чтобы предупреждать взрывы, существовала страшная профессия «кающихся грешников».

Слайд 31

Так называли рабочих, одетых в плащи с капюшонами. «Грешники» ползали галереями, держа над головами шесты с горящей паклей на конце. Если под потолком скапливался метан, он вспыхивал. Нередко такая «чистка» оказывалась последней для шахтера, — и все равно угроза не исчезала. До изобретения безопасных ламп горняки пользовались открытым огнем. То и дело вспышки газа давали начало сокрушительным пожарам. Один из них, в 1644 году, бушевал в шахте целых восемь месяцев!

Слайд 32

Соль в забоях рубили кирками, а выносили на поверхность в бочках или деревянных корытцах — мульдах. Поскольку в шахту всегда проникала вода, под землей собирались целые озера крепкого соляного раствора. Его выкачивали с помощью специального подъемника, называемого «патерностер».

Слайд 33

В 1999 году в часовне руками горных резчиков был высечен из глыбы соли памятник Святому Отцу Иоанну Павлу II. «Чудо в Кане Галилейской » — барельеф на соли Антония Выродека

Слайд 36

Гномы — помощники шахтеров. Автор соляных скульптур — шахтер Стефан Козик

Слайд 37

Соляной бюст короля Казимежа Великого — создателя первого в Европе горного законодательства. Автор Владислав Хапка

Источник

Цели урока:

Предметные: изучить свойства нефти и каменного угля, торфа; познакомить со способами добычи полезных ископаемых.

Метапредметные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (П);
  • принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий (Р);
  • принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях (К).

Личностные: учить умению взаимодействовать в группе и паре в соответствии с правилами, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, образцы каменного угля, торфа, нефти, физическая карта России, инструкции по изучению свойств полезных ископаемых, таблицы для записи выводов по результатам исследования свойств полезных ископаемых. Лабораторное оборудование для исследования свойств полезных ископаемых.

Методы и приемы: беседа, рассказ, диалог, работа с тетрадью, загадки, просмотр презентации, работа в парах, работа в группах, работа с учебником, работа с текстом.

Ход урока

I. Орг. момент. Слайд 2. (Приложение 4)

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью» Л.Н.Толстой

– Как вы понимаете эти слова?

II. Актуализация знаний учащихся. Слайд 3.

– Прочитайте слова. Что их объединяет?

– Что такое полезные ископаемые?

– Какое полезное ископаемое «лишнее» и почему?

– На прошлом уроке мы изучили тему «Руды металлов». Проверим ваши знания в форме теста. Я предлагаю вам ответить на вопросы, думаю, что вы с ними успешно справитесь и получите хорошие отметки.

Тест.

1. Выбери 1 верное утверждение:

а) Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли и используют в своей деятельности.

в) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

а) гранит

б) рубин

в) руда

3. Металлы – это:

а) соль, агат, базальт

б) медь, алюминий, железо, олово

в) известняк, глина, песок

4. Из железной руды получают:

а) чугун, сталь

б) алюминий, гранит

в) бриллиант, малахит

5. Руды металлов человек использует:

а) в строительстве

б) служат топливом

в) в машиностроении

– Проверим и  оценим вашу работу. Слайд 4. Взаимопроверка работ.

– У кого “5” поднимите руки, у кого “ 4”? Вы успешно справились с тестом! Хвалю!

III. Постановка цели и задач урока.

– Подумайте и отгадайте. Слайд 5.

1) Росли на болоте растения,

А теперь это топливо и удобрение. (торф)

2) Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть)

3) На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички.  (природный газ)

4) Он чёрный, блестящий, людям помощник настоящий

Он несёт в дома тепло, от него в домах светло, помогает плавить стали,  делать краски и эмали. (каменный уголь)

– Торф, нефть, природный газ и каменный угол … Как одним словом их можно назвать? (полезные ископаемые).

– Сформулируйте тему урока. (полезные ископаемые)

– Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточки-помощники на доске)

Какие свойства имеют горючие полезные ископаемые?

Кто открывает, как добывают горючие полезные ископаемые?

Где они применяются?

Нужно ли беречь горючие полезные ископаемые? (охрана)

– Какие источники информации нам помогут ответить на данные вопросы? (учебник, карты, учитель, одноклассники.)

IV. Изучение нового материала.

1. – Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами, древесиной)

– Почему дрова решили заменить другим топливом? (высказывания детей)

– Дополнительную информацию узнаем из учебника (стр.117-119).

Работа в парах.

– Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый уголь, торф)

– Почему все они родственны? (Все образовались из остатков растений и  горят)

На доске появляется полная формулировка темы урока: Горючие полезные ископаемые.

2. Практическая работа по группам.

Исследование свойств полезных ископаемых.

– У кого возникло желание исследовать свойства горючих полезных ископаемых?

– Сейчас мы с вами снова окажемся в «лаборатории» и исследуем их свойства.

– Работаем в группах, на столе инструкция по исследованию свойств полезных ископаемых (Приложение 1), таблица для записи результатов исследований. (Приложение 2), а также необходимое для исследований лабораторное оборудование.

– Проверим результаты вашего исследования. Слайд 6.

Полезное ископаемое

Каменный уголь

Торф

Нефть

Газ

Состояние

Твердое

Твёрдое

Жидкое

Газообразное

Состав

Однороден

Однороден

Смесь веществ

Смесь веществ

Цвет

Чёрный

Коричневый, бурый

Чёрный

Бесцветный

Запах

Без запаха

Без запаха

Резкий запах

Без запаха

Легче или тяжелее воды

Тяжелее

Легче

Легче

Легче воздуха

Горючесть

Горит

Горит

Горит

Горит

– На какой вопрос ответили, проводя исследование? (Узнали о свойствах горючих полезных ископаемых.)

– На какой следующий вопрос будем отвечать?

3. Где используются горючие полезные ископаемые?

В тетради № 43.

– Прочитайте задание. На какой вопрос будем искать ответ? Вам поможет учебник на стр.118 и текст, который есть у каждой пары (Приложение 3).  Задание выполняйте парами.

– Проверяем задание. Слайд 7, 8.

– А где используются  торф и газ? Слайд 9.

– Природный газ,  которым вы пользуетесь каждый день, может быть опасен. Чем? Какие правила безопасности нужно соблюдать?

– Все ли правила безопасности вы перечислили? Давайте проверим. В учебнике на стр.119 прочитайте эти правила.

4. Добыча полезных ископаемых.

– Где добывают горючие полезные ископаемые в нашей стране? (работа с картами)

V. Итог урока.

– Какова тема сегодняшнего урока?

– На какие вопросы мы ответили?

– Чем похожи изученные сегодня на уроке полезные ископаемые?

– Как человек использует эти полезные ископаемые?

VI. Рефлексия.

– Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал …»

VII. Домашнее задание.

В учебнике ответить на 1 вопрос на стр.121. В тетради выполнить №47.

Источник

Урок-проект по окружающему миру

Горючие полезные ископаемые

Жукова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МО г. Ноябрьск

Цель: раскрыть значения горючих полезных ископаемых  в жизни человека; уметь определять вид полезного ископаемого, изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.

Задачи: формирование представлений  учащихся в ходе исследовательской работы о горючих ПИ, создать условия для знакомства со свойствами горючих ПИ и их использованием.

Предметные результаты

Изучить свойства горючих полезных ископаемых; знать  способы их  добычи, владеть знаниями о горючих полезных ископаемых. Выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совместной исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты

Личностные:

– развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
– способствовать развитию умения работать в группе;
– способствовать расширению словарного запаса детей;
– умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

– высказывать своё предположение;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

– принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий..

Познавательные:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– формировать умение работать с коллекционным материалом, с картой;

– формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы.

Коммуникативные:

– формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы;

– формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

– принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.

Оборудование: интерактивная доска, проектор,  карточки с загадками,  образцы горючих полезных ископаемых (нефть, торф, каменный уголь), 2 стакана с водой, лупы, 4 «черных ящика»  учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 4 класс, карточки для групповой работы,  карточки со словами-помощницами (для сводной таблицы), маршрутный лист, нетбуки, анкеты для учащихся, атлас «Природоведение 3-5 класс», фломастеры, магниты.

Ссылки:

Нефть – https://www.e-reading.club/chapter.php/34184/77/Likum_-_Vse_obo_vsem._Tom_1.html

Газ – https://www.e-reading.club/chapter.php/34184/51/Likum_-_Vse_obo_vsem._Tom_1.html

Торф – https://lohmatik.ru/Lohmatik/str1_22_22.php

Каменный уголь – https://www.doklad-na-temu.ru/iskopaemye/kamennyi-ugol.htm

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой  к уроку.

Дорогие друзья! Нам с вами предстоит интересная, напряженная и серьёзная  работа.

Я предлагаю вам Ситуацию выбора:

•        Новый материал объяснит учитель.

•        Можно познакомиться с новым материалом самостоятельно в совместной работе.

– Какой вариант вы выбираете?

Слайд –

Действительно,    

Лучший способ изучить что-либо – это открыть знания самому.

      Давайте пожелаем друг другу удачи и успехов (беремся за руки в группах).

2. Введение в тему урока

Слайд Чтобы приступить к работе, я предлагаю вам разгадать ребус.

                                   ГЕ    ,  ,     Г                   (открыть шторку)

– Кто такие геологи? (люди, которые занимаются поиском ПИ, открытием месторождений)

– Как их называли издавна на Руси? (разведчики-рудознатцы)

– Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «ПИ»,  вы побываете в роли геологов и проведете исследовательскую работу.

3.Актуализация знаний

– Давайте вспомним, что вы уже знаете о полезных ископаемых (горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности и промышленности)

– Что такое месторождение? (места, где находятся большие скопления ПИ)

– Где они используются человеком? ( в строительстве, для выплавки металлов, в быту, в машиностроении..)

4. Составление плана работы.

– Наш урок сегодня пройдет в форме урока-проекта.

– Каждый из вас при работе внесёт свой вклад в исследование, и от работы каждого будет зависеть результат работы всей группы.

5.Постановка проблемы

Слайд –  Ребята, вы знаете, чем отапливали свои дома люди раньше? Что они использовали в качестве топлива? (дрова)

Слайд – Оказывается, из всей заготовленной в стране древесины только на топливо идет 90%, при этом уничтожается ежегодно 13 миллионов гектара леса, это приблизительно площадь Франции, а полный цикл восстановления леса занимает около 100 лет.

Если так дальше человек будет использовать леса, то нашей планете грозит опустынивание.

– Какой выход из этой ситуации вы можете предложить? – Что можно еще использовать в качестве топлива? (если не лес…  –  где брать топливо, чем можно заменить? Что можно еще  использовать в качестве топлива?)

Слайд   Какие полезные ископаемые можно использовать в качестве топлива?

– А вот, чтобы определить тему нашего проекта, вам необходимо отгадать по описанию полезное ископаемое, которое лежит в черном ящике у каждой группы.

У каждой группы свое полезное ископаемое (на карточках записаны загадки).

1 группа –  

 Росли на болоте растения –

 Стали топливом и удобрением (торф)

3 группа –

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл, 
Не поднимется ракета. 
Отгадайте, что же это? (Нефть)

2 группа –

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло, 
От него в домах светло (уголь)

4 группа –

На кухне у мамы
Помощник отличный,
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ)

6. Проверка групп  – зачитывают загадки и называют отгадку, помогают другие учащиеся при необходимости

– Убедитесь в правильности ответов, откройте черные ящики.( открываю таблички на доске)

Слайд –  появляются все 4 ПИ

–  Итак, сегодня на уроке пойдет речь об особой группе полезных ископаемых.

Предположите, что же объединяет все эти полезные ископаемые, какое их главное свойство? (горючесть, дают тепло и свет)

7. Формулирование темы урока

Слайд –  Сформулируйте тему проекта  – горючие полезные ископаемые (вытянуть карточку)

– Какие  задачи мы перед собой поставим, что мы должны будем исследовать?

Вам помогут вопросы

Слайд 

Какие … ? (свойства и значение для человека)

Как…? (добывают, обозначают на карте)

Где ..? (добывают,  применяют)

Нужно ли ….?

– Какие источники информации   нам помогут ответить на эти вопросы?

Слайд –  В проведении исследовательской работы вам поможет  маршрутный лист. 

Познакомьтесь с ним (переверните желтый лист). Это ваш план действий в работе.

8. Исследовательская работа учащихся (работа в группах по исследованию ПИ).

Слайд –  Задача каждой группы: провести исследовательскую работу по изучению свойств  своего ПИ, заполнить инструктивные карточки, на доске в таблицу внести данные и составить рассказ о ПИ.

Не забывайте при проведении исследования следует соблюдать меры предосторожности и правила работы в группе.

9. Представление результатов исследования

Слайд – Давайте послушаем и посмотрим на  результаты ваших исследований, остальные учащиеся  по критериям могут отслеживать, на все ли вопросы получили ответы исследователи группы.

Проверка работы групп. Представитель каждой группы рассказывает о своем ПИ по карточке 1, другой ученик на доске прикрепляет карточки-ответы.

 На доске постепенно заполняется таблица:

Характеристика ПИ

Каменный уголь

Торф

Нефть

Природный газ

– Сегодня мы попробовали быть геологами.

– Месторождения каких полезных ископаемых открыты геологами в нашем крае?

10. Работа с физической картой на интерактивной доске

Слайд – Давайте найдем на карте России месторождения этих ПИ на Ямале.

(1 ученик у доски перетаскивает изображения ПИ на карту)

11.Проблема:  (охрана ГПИ)

– Вашему вниманию предлагается видеосюжет о добыче нефти.

–  О какой проблеме идет в нем речь?

Просмотр видеоролика.

–  Какая проблема была затронута в сюжете?

 (нефтяные пласты истощились за 60 лет добычи, нефть не бьет фонтаном, ее приходится добывать при помощи бурения скважин на большую глубину)

– Возможно ли безгранично добывать ископаемое топливо?

– Почему? Можно ли их восстановить? (Это невосстанавливающиеся ресурсы).

– Давайте вспомним, как они образовались?  (образовались из остатков растений и животных за многие миллионы лет!)

– Уже сейчас существует проблема добычи полезных ископаемых. Где же через несколько десятилетий будущие поколения будут брать полезные ископаемые? О чем нужно задуматься?

(подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании)

– Какие меры по охране ПИ вы можете предложить? (Не допускать потерь при добыче, перевозке и транспортировке ПИ, экономно их расходовать, заменять более дешевыми материалами)………..)

– С каждым годом растут темпы промышленности, увеличивается количество населения, и  топливо необходимо все в больших размерах? Как быть?

(Находить новые виды топлива и источники энергии)

12. Домашнее задание  

– Если вас заинтересовала проблема охраны ПИ, вы можете подготовить сообщение к следующему уроку о различных источниках энергии – гидро и  атомных ЭС, о ветряных установках, солнечных батареях.

– А также предлагаю вам творческое задание – взять интервью или подготовить информацию о людях, которые заняты на нефтяных и газовых промыслах и  прославляют своим трудом наш край.

13. Все задачи нашего проекта выполнены, давайте проверим знания с помощью теста  «Верно ли, что ….». Если вы со мной согласны, ставим +, если нет – ставим -.

  1. Торф – жидкое полезное ископаемое
  2. Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.
  3. Нефть добывают из скважин
  4. Бензин получают из нефти.
  5. Торф используется в строительстве
  6. Каменный уголь образовался из растений.

14. Рефлексия (в группах)

– Подведём итог нашего урока. Каждый из вас внес определенный вклад  в исследовательскую работу, подумайте, какие трудности вам встретились, что понравилось больше всего. Заполните, пожалуйста, небольшую анкету как участника проекта.

Заполнение анкет по участию в проекте.

Заслушивание нескольких ребят.

– Какой вид работы тебе больше всего понравился во время работы над проектом?

– Какие трудности встретились во время выполнения проекта?

– Спасибо всем за работу, наш урок окончен.

АНКЕТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА

Имя участника проекта

Напиши, какой вид работы тебе больше всего понравился во время работы над проектом?

Чему ты научился?

Что получилось лучше всего?

Какие трудности встретились во время выполнения проекта и как я их преодолевал (пытался преодолевать)?

Оцени свое участие в работе над проектом?

Оцени своё отношение к  проекту по предложенным шкалам (подчеркни нужные слова)

               Выполнение  проекта  считаю:

Приятным                                  неприятным

Однообразным                          разнообразным

Интересным                               скучным

Желательным                            нежелательным

Легким                                        трудным

Нужным                                      ненужным

Беспокойным                             спокойным

Простым                                     сложным

Непонятным                               понятным

Полезным                                    бесполезным

Свойства________________________________           

Состояние (твердое или жидкое)

Цвет

Плотное, рыхлое, сыпучее, запах

Легче  или  тяжелее воды

Горючесть

Добыча

(открытый, закрытый способ, шахты, карьеры, скважина)

Применение  (составить схему на листке)

Условное обозначение на карте (нарисуйте)

!!!!!  После заполнения таблицы не забудьте подготовить связный рассказ о своем полезном ископаемом.

__________________________________________________________________

Свойства________________________________    

Состояние (твердое или жидкое)

Цвет

Плотное, рыхлое, сыпучее, запах

Легче  или  тяжелее воды

Горючесть

Добыча

(открытый, закрытый способ, шахты, карьеры, скважина)

Применение  (составить схему на листке)

Условное обозначение на карте (нарисуйте)

!!!!!  После заполнения таблицы не забудьте подготовить связный рассказ о своем полезном ископаемом.

Источник